Тракторные мучения Армии США

23
Тракторные мучения Армии США

Caterpillar D7 Армии США тянет орудие М1917 (лицензионная копия легендарного Canon de 155 Grande Puissance Filloux (GPF) mle. 1917), Гавайские острова, Оаху, 1940 год.

Претензии у американских военных к тракторам как артиллеристским тягачам были такие же, как и у военных в других странах – первое – низкая скорость, второе – трактор, кроме самого тракториста, пары-тройки седоков и минимального «багажа», ничего более не вёз. Расчёт, боекомплект и т. д. или цеплялись как-то к тягачу вместе с орудием, или ехали отдельно. Хотя у американцев тракторы были ещё относительно шустрые.

Тот же Allis-Chalmers Tractor, Crawler, Diesel, Model HD-10W, один из тракторов, стандартизированный как «Тяжелый трактор М1» (Tractor, Heavy, M1), исходя их технических данных, представленных в официальном техническом мануале Армии США (TM 9-787A), развивал скорость почти 18 километров в час (11 миль в час), что в несколько раз выше максимальной скорости того же «Сталинец-65». Но американских военных такие показатели всё равно не устраивали.




Пятитонный (это по собственной массе трактора) трактор Holt тянет небольшой автопоезд из бочки с водой, полевой кухни и прицепа 3-й бригады полевой артиллерии Армии США, Германия, 1918 год.

Выходов из ситуации американские военные видели два – тяжёлые, трёхосные грузовики с полным приводом и скоростные гусеничные тягачи. Был ещё вариант с полугусеничными грузовиками, и они даже были в ограниченной войсковой эксплуатации, но это были тягачи для довольно лёгких артиллеристских систем. Обо всём об этом американцы задумывались ещё в конце 1930-х годов. Грузовики у армии были, но военных они уже не удовлетворяли, нужно было что-то новое, да и не под все артиллерийские системы они были, что-то приходилось таскать исключительно тракторами.


Один из ранних экспериментов Армии США по замене классических тракторов в качестве арттягачей – лёгкий трактор T5. Скорость уже была, а вот со всем остальным было не очень.

В 1940 году на испытания выходят грузовик фирмы Diamond и скоростной гусеничный тягач Cleveland Tractor Company. И грузовик, и тягач армия принимает, и начинает закупать. Правда, тягач, стандартизированный в феврале 1941 года как M2, имеет один из недостатков обычного трактора – кроме тракториста и двух пассажиров, он не везёт никого и ничего, что в общем и предопределило его дальнейшую судьбу, он стал аэродромным тягачом. Грузовики Model T 967 (и другие модели этой же серии) до самого конца войны будут использоваться в качестве тягачей для артиллерии, вот только потолком для них стали 155-миллиметровые гаубицы различных моделей, а у армии были артсистемы и потяжелее.


Старое и новое. Сравнительные испытания экспериментального тягача Walter ADUM со 155-мм орудием М1 на прицепе и трактора так же со 155-мм, но М1917, Форт Брэгг, 1941 год.

Фирма Walter, специализировавшаяся на полноприводных карьерных самосвалах и тяжелой спецтехнике на грузовых шасси, решила урвать кусок военных заказов со своим тягачом 1940 года. Не взлетело. По сумме характеристик, трактор выиграл.

В результате во Вторую мировую войну армия США вступила с тракторами как безальтернативными тягачами для целого ряда артиллеристских систем. В начале войны были стандартизированы «Тяжелый трактор М1» (Tractor, Heavy, M1), «Средний трактор М1» (Tractor, Medium, M1) и «Лёгкий трактор М1/М2» (Tractor, Light, M1/М2). При этом пусть вас не смущает единое армейское обозначение у тех же тяжёлых тракторов, под одним индексом М1 скрывались:

– Allis-Chalmers Tractor, Crawler, Diesel, Model HD-10W;
– International Heavy Tractor, Crawler, Diesel, Model TD-18;
– Caterpillar Tractor, Crawler, Diesel, Model D7;
– Caterpillar Tractor, Crawler, Diesel, Model D8.

Аналогичная ситуация была и со средними, и с лёгкими тракторами. Причём лёгкие и средние тракторы могли быть даже с бензиновыми моторами (Caterpillar Tractor, Crawler, Gasoline, Model R4, например).


М2, который так и не стал сменщиком тракторов, в естественной среде обитания – на аэродроме.

Только в 1943 году армия таки получает тяжёлый полноприводный грузовик, который закрывает её потребности – Mack NO. В том же году в армию идут и первые скоростные гусеничные тягачи. Проблемы были только с тяжелым тягачом M6 High-Speed Tractor, который пошёл в серию только в феврале 1944 года. Основным назначением этого тягача должна была стать перевозка 203- и 240-миллиметровых артсистем. Но мириться с тракторными скоростями в данном случае армия не стала, и была разработана серия тягачей «субститутов». Сделали их, просто взяв БРЭМ или истребитель танков и сняв с него всё лишнее… Немецкий подход.


Оба фото сделаны на Сицилии в 1943 году и на обоих 155-мм орудие М1. Только в одном случае в качестве тягача выступает трактор, в другом его сменщик в этой роли – грузовик Mack NO. Хорошо видно, что за трактором едет грузовик, везущий расчёт орудия и боеприпасы. 1943 год стал переломным в плане использования тракторов в качестве арттягачей. Сицилийская операция стала последней операцией на Средиземноморском театре военных действий, где тракторы применялись американцами в качестве арттягачей.

В общем-то, в 1943 году тракторно-тяговые страдания армии можно было бы считать закрытыми. Но было несколько театров военных действий, куда скоростные тягачи отправлялись не в первую очередь, а грузовики часто не справлялись даже с перевозкой относительно лёгких артиллерийских систем, просто в силу специфики дорожных условий.


Дорожные условия в Бирме в 1945 году – чем круче джип, тем дальше за трактором идти. Трактор Caterpillar помогает форсировать местный ручей грузовику Diamond T, буксирующему 155-миллиметровую гаубицу М1917. Гаубица и расчёт гоминьдановские, трактор американских инженеров.

Речь про Бирму и Тихоокеанский театр военных действий. Там, где дороги зачастую отсутствовали как класс, а в местных тропах в сезон дождей мог утонуть танк, трактор часто оказывался безальтернативным средством передвижения. Тракторы в качестве тягачей даже для лёгких артиллерийских систем калибром 105 миллиметров на Тихом океане использовались вплоть до самого конца войны.


На Тихоокеанском театре тракторы работали и просто в качестве грузовиков, как тут средний М1 на Новой Британии в 1944 году.

В 1943 году Армия США прекратила приёмку большей части выпускавшихся тракторов. Исключение составляли тяжелые дизельные тракторы фирмы Caterpillar, они составляли основу парка техники аэродромных строительных батальонов Военно-воздушных сил Армии США и инженерных батальонов Армии США.


Артиллеристы 251-го батальона полевой артиллерии Армии США ведут огонь по японским позициям из 105-миллиметровых гаубиц, Филиппины, июнь 1945 года. На заднем плане видна техника батальона – джипы, «Додж 3/4» и средний трактор М1. Ответного огня американцы явно не боятся.

Но вообще это всё только часть тракторной истории ВС США во Второй мировой войне. Ведь свои тракторы были у флота и Корпуса морской пехоты. А ещё американские тракторы активно отправлялись в СССР. Но это уже, как водится, совсем другая история.


Тракторы активно применялись до самого конца войны, правда, уже в роли инженерных машин, как этот бронированный Caterpillar D7 305-го инженерного батальона Армии США в Бельгии в январе 1945 года. С бронированием тракторов американцы экспериментировали ещё в период Первой мировой. На переднем плане скоростной тягач М5 со 155-миллиметровой гаубицей М1 (будущая М114) на буксире. Хорошо видно, какое количество пожитков расчёта везёт машина, тут даже солома для обустройства ночлега.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    31 декабря 2023 05:02
    Интересная, мало изученная тема. Автору "+". Но было бы также интересно почитать про "тракторные мучения" Красной Армии.
    1. +8
      31 декабря 2023 11:11
      У Пашолока недавно была статья о тракторе D-7.
      Указанном в статье.
      И его испытаниях в СССР.
      Почитайте!
  2. -4
    31 декабря 2023 06:21
    Цитата: zyablik.olga
    Интересная, мало изученная тема. Автору "+". Но было бы также интересно почитать про "тракторные мучения" Красной Армии.

    А кто Вам мешает то?
    Все, кому это действительно интересно, давно уже прочитали: https://royallib.com/author/prochko_e.html
  3. +12
    31 декабря 2023 07:28
    Нам бы в то время такие "мучения"....
    1. +2
      31 декабря 2023 20:50
      Цитата: MCmaximus
      Нам бы в то время такие "мучения"....

      Нестандартным ходом было бы применять локомобили. Во всяком случае в 1877 в русско-турецкой их использовали в качестве безрельсовой тяги. Да они и проще и есть база для производства в виде паровозостроения и паровозоремонта.
      В ПМВ рутьеры пытались неудачно использовать в качестве полевых тягачей, в то время как ими можно было заметить ценную технику с ДВС на аэродромах, в портах, в мастерских и на складах, там где есть для них бетонка.
  4. +2
    31 декабря 2023 08:43
    Цитата: MCmaximus
    Нам бы в то время такие "мучения"....

    Лёгкий полубронированный тягач Комсомолец. На начало войны 6600 шт. в войсках.

    Быстроходный транспортный трактор СТЗ-5. Всего выпущено 9994 машины из них 6605 во время войны.

    Транспортный трактор С-2, на 1 января 1942-го года в войсках 892 машины.

    Тяжёлый тягач Коминтерн, на начало войны в войсках 1500 штук.

    Тяжёлый тягач Ворошиловец, выпущено 1123 машины.

    Лёгкие тягачи серии Я-11, Я-12. Общий выпуск во время войны 2200 штук.

    Все эти машины имели грузопассажирские кузова и достаточно высокую для гусеничных тракторов скорость.
    Работы по созданию специальных армейских многоцелевых тягачей начались в СССР в середине тридцатых.
  5. +8
    31 декабря 2023 09:18
    под одним индексом М1 скрывались:

    Кроме перечисленных автором под обозначением M1 Heavy Tractor "скрывались" еще
    - Caterpillar Model 60;
    - Caterpillar RD7;
    - Allis-Chalmers Model L.
    1. +6
      31 декабря 2023 14:33
      Цитата: Dekabrist
      Кроме перечисленных автором под обозначением M1 Heavy Tractor "скрывались" еще

      Американцы давно веселят своей изумительно прямолинейной классификацией. laughing
      У них и трактор М1 и танк М1 и пушка М1, и винтовка М1 и карабин М1. Причем регулярно, при новых президентах, на них нападает зуд реформаторства и они заново все переквалифицируют, напрочь изничтожая случайно объявившиеся М2\М3 и возвращая канонические М1 во все рода войск. В итоге у них и 1917 году на вооружении танк М1 и в 2017 году все равно на вооружении танк М1. wassat
      1. +10
        31 декабря 2023 16:40
        У них и трактор М1 и танк М1 и пушка М1, и винтовка М1 и карабин М1

        И миномет М1, и бронеавтомобиль М1, и разведывательный автомобиль М1, и кавалерийский танк М1 и т.д. и т.п. Можно статью написать про "М1 в армии США".
        1. +6
          31 декабря 2023 17:04
          Цитата: Dekabrist
          Можно статью написать про "М1 в армии США".

          Кстати и напишите! Пусть и небольшую. Так сказать - американская классификация в динамике. Вы вроде неплохо разбираетесь в "заклепках", явно сумеете сказать что то конкретное, а то статьи типа "много слов ни-о-чем" уже немного надоели.
  6. +9
    31 декабря 2023 09:31
    Проблемы были только с тяжелым тягачом M6 High-Speed Tractor, который пошёл в серию только в феврале 1944 года. Основным назначением этого тягача должна была стать перевозка 203- и 240-миллиметровых артсистем

    Из 203 мм артсистем M6 High-Speed Tractor буксировал только пушку 8-inch gun M1. А гаубицу M1 8-inch howitzer буксировали более легкие M4 High-Speed Tractor.
    На первом фото пушка, на втором - гаубица.
  7. +8
    31 декабря 2023 09:32
    По моему у Масатака Окумие читал, что американская авиация обязана своими успехами бульдозеру катерпиллер. Скорость устройства аэродромов в джунглях была на порядок выше.
  8. +9
    31 декабря 2023 09:43
    Цитата: mr.ZinGer
    По моему у Масатака Окумие читал, что американская авиация обязана своими успехами бульдозеру катерпиллер. Скорость устройства аэродромов в джунглях была на порядок выше.

    "Авианосец, подводная лодка и бульдозер.
    Первые уничтожили японский военный флот, вторые торговый, а бульдозер сделал возможным ведение боевых действий".
    Какой то мериканьский енерал, в какой то своей книжке. Прошу извинить, но не могу вспомнить кто и где wink.
  9. +6
    31 декабря 2023 11:56
    Хорошо воевать с неразрушенной экономикой . Можно поэстетствовать в выборе тягачей .
  10. +6
    31 декабря 2023 14:37
    Хорошая статья, и тема любопытная, нечасто поднимающаяся, и фотографии не затасканные. Автору плюс однозначно!
  11. +2
    31 декабря 2023 16:59
    Проблема "армия и трактор" создается потому, что в армии, как и во всех сложных структурах человечества, власти добиваются люди, непригодные к использованию власти. Добыть власть они могут, правильно пользоваться - в принципе нет!
    Дело все в том, что трактор НЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ! Вообще! Совсем! Абсолютно! Тягач в принципе тоже, но тягач все же поближе) А трактор, это самоходный механизм для приведения в действие сельхозмашин. Для решения этой задачи у трактора в частности имеется приводной вал, от которого приводятся всякие сеялки, веялки и молотилки. Видимо слово "молотилка" навело армейских высоких чинов на неверные ассоциации.
    Для того, чтобы решать задачу эффективно, средства ее решения должны быть приспособлены специально. Лучший тягач для армии, это Урал в армейской модификации, как специально приспособленное средство для перемещения людей и грузов в условиях тылов. Лучший трактор для армии это ни разу не трактор! Нечего тракторам в армии делать, и те, кто их туда сует, просто не разбираются в своем деле.
    Догадываюсь, что у армейских начальников возникли так же серьезные претензии к применению в армии щипцов для колки сахара. Выход тут один - не надо в армии их применять!
  12. +5
    31 декабря 2023 20:35
    <<А ещё американские тракторы активно отправлялись в СССР. Но это уже, как водится, совсем другая история.>>
    Уважаемый Автор.
    Не подскажите время начала активных поставок американских тракторов в СССР?
    1. 0
      1 января 2024 20:17
      В Войну много отправили. Среди них были сотни транспортных механизмов, способных эффективно действовать только на бетонированных полах. То есть это были не трактора, разумеется, а заводские транспортеры. Но раз армия наложила на них лапу, то все их утопили в грязи почти мгновенно. На ВО была об этом статья, автор которой тоже совсем не понимал, о чем пишет.
      1. -1
        2 января 2024 12:42
        Подробней опишите эти самые "транспортные механизмы доя бетонного пола"!
        И в, каком году на них "наложила лапу" РККА.
  13. +1
    31 декабря 2023 20:49
    Цитата: михаил3
    Проблема "армия и трактор"

    Тракторы бывают здорово разные, сельскохозяйственные, промышленные, ТРАНСПОРТНЫЕ.
    Читаем Прочко. Ссыль я дал в самом начале обсуждения. Все написано и написано со знанием дела.
    Сегодняшние армейские тягачи по сути и есть транспортные тракторы.
    1. 0
      1 января 2024 20:29
      Проблемка в том, что транспортных тракторов существовать не может) Посмотрите на фото к статье. Видите например гусеницу тракторную? Она предназначена для перемещения по строго определенным типам грунтов. Таких, какие бывают на полях. Ни по болотам, ни по брусчатке, ни по асфальту, и по сильно пересеченному полю боя эти гусеницы эффективно работать не могут. Они не так устроены) Их делали талантливые инженеры, вовсе не предполагавшие такого уровня э-э-э... безграничной глупости, которую проявят пользователи их механизмов.
      Развесовка шасси трактора предназначена либо для перемещения только его самого, либо для таскания (так и быть) тележки, в которой груза не более примерно одной пятидесятой от мощности двигателя, либо плуга, имеющего точно высчитанную геометрию и погруженного в землю.
      Не читаем безмозглых писателей, неизвестно какими путями получивших "научные" звания и возможность публиковать свои безграмотные бредни. Для перемещения именно грузов по разнообразным грунтам, трансмиссия такого тягача, его масса и развесовка должны быть абсолютно другими, совершенно не похожими на тракторные.
  14. 0
    4 января 2024 14:56
    Автору за статью спасибо. Тема "незаезженная". У нас тоже Кировцы проектировались в первую очередь как тягачи.... И всех с праздниками!
  15. -1
    9 января 2024 12:01
    Цитата: михаил3
    Не читаем безмозглых писателей,

    Хм! А Вы скромны однако!
    По ссылке можно почитать об авторе рекомендуемых мною книг: https://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/ProchkoE/ProchkoE001.htm
    Ваше мнение будет выглядеть убедительней, если и Вы опубликуете какие то фрагменты Вашей научной и конструкторской деятельности.