В зарубежной прессе обсуждают сообщение о разработке нового учебно-тренировочного самолёта для ВКС РФ

30
В зарубежной прессе обсуждают сообщение о разработке нового учебно-тренировочного самолёта для ВКС РФ

Зарубежные эксперты и журналисты специализированных изданий проявляют неподдельно высокий интерес к российским разработкам в сфере военной авиации. В публикациях, посвященных обзору тактико-технических и боевых характеристик летательных аппаратов ВКС РФ, часто отмечается их превосходство над зарубежными аналогами. Причем российские гражданские и военные авиаинженеры не перестают «удивлять» зарубежных коллег даже сейчас, когда после введения Западом с марта прошлого года масштабных антироссийских санкций авиационная отрасль России вроде как должна была стать одной из самых пострадавших от рестрикций.

Аргентинское военно-аналитическое издание Zona Militar опубликовало статью, в которой обсуждается объявленное вчера Объединенной авиастроительной корпорацией (ПАО «ОАК») сообщение о разработке нового базового учебно-тренировочного самолёта МиГ-УТС для ВКС РФ. Новость была обнародована российской государственной промышленной корпорацией «Ростех», который внес некоторые концептуальные и конструкторские уточнения в начинающуюся разработку.



Новый учебно-тренировочный самолет разрабатывается инженерами Опытно-конструкторского бюро им. А.И. Микояна АО «РСК «МиГ» с целью удовлетворения потребностей в базовой подготовке военных летчиков. В пресс-релизе «Ростех» указывает, что и по сей день ВКС России продолжают использовать для этих задач учебно-тренировочные самолеты Л-39, а в последнее время, для повышения летной подготовки, учебно-боевые Як-130.

Издание называет это решение «парадоксальным», отмечая, что именно разработка Як-130 была направлена на замену старых учебно-тренировочных самолетов советских времен. На этом парадокс не заканчивается, поскольку МиГ-УТС очень напоминает МиГ-АТ, который в 90-е годы конкурировал с самолетом Яковлева за звание будущего учебного самолета ВВС Российской Федерации.

Выбор в пользу новой разработки учебно-тренировочного самолета АО «РСК «МиГ» издание объясняет его существенными конструктивными и техническими преимуществами. В отличие от двухмоторного Як-130, МиГ-УТС будет оснащен одной силовой установкой, что делает его более экономичным в производстве и эксплуатации. Кроме того, Як-130 не только учебный, но и боевой самолет, способный решать задачи легкого штурмовика. Соответственно, процесс обучения на нем более сложный и длительный.

При этом в МиГ-УТС будет использоваться тот же двигатель, что и в Як-130. Правда, из релиза не совсем понятно, идет ли речь о новой разработке ОКБ имени Яковлева, двигателе СМ-100, который должен заменить используемую сейчас силовую установку АИ-222-25, производимую российским НПЦ газотурбостроения «Салют» и украинским «Мотор Сич». Наконец, в опубликованном пресс-релизе не уточняется, является ли эта разработка односторонней инициативой ПАО «ОАК» и его конструкторских групп или результатом требования Министерства обороны и Воздушно-космических сил России, заключает автор статьи.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 декабря 2023 16:59
    мммда... как видим в текущей "сво", ни о каких " лёгких штурмовиках",типа 130го,и лапоть не стучал. вывод - только негров гонять по африке,и то,если у тех, пара "стингеров" не завалялась. всё тащат на себе бойцы Грачи, а с высоты 34ки. а выше уже..ну вы сами знаете.
    1. 0
      29 декабря 2023 17:09
      Государственная Объединенная авиастроительная корпорация 26 декабря 2023 года сообщила о ведущейся инициативной разработке нового легкого реактивного учебно-тренировочного самолета МиГ-УТС для замены вырабатывающего свой ресурс парка L-39. В большом материале, опубликованном корпорацией под заголовком «МиГ» обучения», всё логично объясняется: нужен легкий самолет между начальными нереактивными (УТС-800, Як-152) и «продвинутыми» реактивными двухдвигательными учебными машинами (Як-130). Старая, проверенная временем, концепция. Как раз в этой нише сегодня добивается накопленный еще в конце СССР парк УТС L-39 чешского производства с советскими двигателями АИ-25.

      Дальше МиГовцы вспоминают про свой давно позабытый МиГ-АТ, потом снова говорят, что опыт остался, затем объясняют, что новый проект МиГ-УТС это будет как раз полная и современная замена L-39. Из главных плюсов нового проекта приводится использование освоенного в России в серийном производстве двигателя АИ-222-25: два таких стоят на Як-130, а на МиГ-УТС будет использоваться один.

      Ну и характеристики (проектные) для перспективного учебно-тренировочного самолета называют следующие: масса пустого в пределах 3500 кг, с нагрузкой – 4560 кг, длина 11,65 м, размах крыла – 10 м, высота – 4,07 м, плюс возможность нести нагрузку до 1 тонны (при желании сразу вариант легкого штурмовика можно создать). Для всех интересующихся – картинка с ТТХ L-39 и МиГ-УТС.

      Вот он в виде модели показан.
      1. -2
        29 декабря 2023 17:31
        Обучать пилотов можно и без УТС-800, Як-152, сразу на реактивную машину садить, наподобие СР-10.
      2. 0
        30 декабря 2023 01:24
        МиГ-АТ Летно - технические характеристики
        Год принятия на вооружение ---------2001
        Размах крыла -----------------------------10,16 м
        Длина самолета---------------------------12,01 м
        Высота самолета---------------------------4,62 м
        Максимальная взлетная масса-------5690 кг
        Тип двигателя 2 ТВД SNECMA Larzak
        Тяга ---------------------------------------2 х 1440 кгс
        Максимальная скорость -----------------850 (у земли) км/ч
        Практическая дальность ---------------2600 км
        Практический потолок -----------------15500 м
        Экипаж --------------------------------------------2 чел

    2. +2
      29 декабря 2023 17:15
      мммда... как видим в текущей "сво", ни о каких " лёгких штурмовиках",типа 130го,и лапоть не стучал. вывод - только негров гонять по африке,и то,если у тех, пара "стингеров" не завалялась. всё тащат на себе бойцы Грачи, а с высоты 34ки. а выше уже..ну вы сами знаете.

      Для лёгкого штурмовика Як-130М двигатель СМ-100 находится только на стадии разработки. Даже опытных образцов для лётных испытаний ещё нет, о чём вы вообщё! Да и не будут его заказывать для своей армии, это экспортный продукт для бедных стран.
      1. +3
        29 декабря 2023 17:27
        СМ-100 обещают в 2025 году вывести на лётные испытания.

        В СМ-100 заложен плановый показатель — увеличить ресурс в 2 раза. То есть у базового АИ-222-25 подтвержденный срок службы не превышал 1500 часов и требовал капремонта через каждые 700-800 часов. Китайцев для их УТС L-15 (создан совместно с Россией и Украиной в 2000-х годах на базе Як-130) это устроило, наших военных — нет. В итоге вместе с развертыванием собственного производства АИ-222-25 в нашей стране занялись серьезной доработкой силового агрегата.
        Что касается других технических изменений, то тут следует выделить рост максимальной тяги на 20% — до 3300 кгс . Для учебно-боевого самолета показатель хороший, да и не только для него — СМ-100 хотят ставить на тяжелый БПЛА и перспективные гражданские самолеты. Кстати, на «Армии-2023» прозвучала информация, что в разработке находится версия Як-130 — легкий штурмовик Як-130М, и новый двигатель будет использован на данной машине.
      2. +2
        29 декабря 2023 17:43
        Цитата: Сергей3
        Для лёгкого штурмовика Як-130 двигатель СМ-100 находится только на стадии разработки. Даже опытных образцов для лётных испытаний ещё нет, о чём вы вообщё!
        это вы о чём вааще...их более160 шт выпущено,и в пяти (5) странах используется...как УБС. wassat
        1. -1
          29 декабря 2023 17:57
          это вы о чём вааще...их более160 шт

          Я об ЯК-130М, который и прочат в лёгкий штурмовик, а вы о итальянско-российском продукте ЯК-130, который, родившись уже достаточно давно требует модернизации и увеличения мощи движка, нынешний не тянет на штурмовик.
          1. +1
            29 декабря 2023 20:16
            С чего Вы решили, что не тянет?
            С АИ-222-25 боевая нагрузка 3 тонны.
    3. +1
      29 декабря 2023 17:35
      Чтобы работал Як-130, нужны сами самолеты и подходящие им авиационные средства поражения, в товарных количествах.
      Например, управляемые ракеты воздух-поверхность, такого веса, который сможет нести Як-130.
      1. 0
        29 декабря 2023 17:50
        Цитата: Maxim G
        такого веса, который сможет нести Як-130.

        Ну "Кинжал" то и "Оникс" он, конечно не поднимет, но Х-29/Х-35/Х-38/Х-59 его размерчик
        1. 0
          29 декабря 2023 18:03
          Про Х-29Т можно забыть.Слишком дорогая и тяжёлая.
          1. 0
            29 декабря 2023 18:05
            Цитата: neworange88
            Про Х-29Т можно забыть.

            Хорошо - вычеркиваем ))) laughing
        2. +1
          29 декабря 2023 20:03
          Могу ошибаться, но на 3 пилона под физеляжем и под крылом, рядом с фюзеляжем он берет максимум вес около 500 кг (на остальных меньше).
          Нужно их этого исходить, плюс ракеты должны быть с дальность, чтобы осуществлять пуск вне зоны поражения ЗРК.
          1. +1
            29 декабря 2023 20:52
            Цитата: Maxim G
            Могу ошибаться, но на 3 пилона под физеляжем и под крылом, рядом с фюзеляжем он берет максимум вес около 500 кг (на остальных меньше).

            Ну вы практически не ошиблись (только под крылом 4 внутренних пилона по 500), здесь я лопухнулся, помню, что общая боевая нагрузка до 3т а распределение по узлам подвеса забыл. Но думаю( и надеюсь), что усиление подфюзеляжного узла и внутренних пилонов большой трудности не составит, просто раньше, как бы не подгорало.
            1. 0
              30 декабря 2023 09:56
              Спасибо за замечание (надо было на 5 пилонах, а не 3 написать). hi
              Да с точками подвески на самом деле вопрос.
              Вы правы, когда говорите про 4 точки подвески под крылом для веса около 500 кг каждая.
              https://military-informant.com/airforca/yak130-sp-476608890.html
              Вот 4 бомбы (или их макета) по 500 кг (т.е. на 4 точках подвески он может нести такие бомбы, или такая возможность предполагается).

              При этом у него 9 точек подвески, вопрос какой вес он может нести на той, что под фюзеляжем и какое оборудование или вооружение?
              https://www.uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/military/yak-130/

              Вместе с тем, у его итальянского брата М-346, есть возможность нести на 5 точках вес около 500 кг
              НО.
              При этом только на 4 точках под крылом вооружение (под фюзеляжем только ПТБ).
              Схема приложена.

              https://aircraft.leonardo.com/documents/16114715/17992548/Aermacchi+M-346FA_brochure_ENG_new.pdf/8284d829-6735-f661-a533-fdeae04e892d?t=1602513205999
  2. +1
    29 декабря 2023 17:04
    Нельзя научить езде на велосипеде без самого велосипеда...
    Вообще-то, об эффективности учебно-тренировочных самолётов должны рассказывать непосредственные специалисты...Они обучались, они могут сравнивать...
    Ждём-с! hi
  3. +3
    29 декабря 2023 17:10
    Ну, надо, значит надо... СР-10 , который есть, не надо, а МиГ-УТС, который наверное будет, надо - бывает... Но если делать линейку еще более полной, то перед Як-152 (не факт, конечно, что будет он, у УЗГА есть полуавстриец) нужен хороший, недорогой и очень современный планер 6го поколения (естественно учебный)
    1. +2
      29 декабря 2023 18:20
      Цитата: mark1
      который есть, не надо, а МиГ-УТС, который наверное будет, надо - бывает...

      Как то я в некоторой раздвоенности, с одной стороны насыщать разнотипной техникой не целесообразно, а с другой стороны, возможно это шанс поднять корпорацию МиГ с колен, тут как бы и пусть...
      1. +1
        29 декабря 2023 18:31
        Цитата: НИКНН
        Как то я в некоторой раздвоенности

        Так ведь и я в раздвоенности, поэтому такой стиль и выбрал... но с другой стороны - а спасет ли это гиганта мысли?
      2. +1
        29 декабря 2023 20:54
        Цитата: НИКНН
        с другой стороны, возможно это шанс поднять корпорацию МиГ с колен, тут как бы и пусть...

        Грешным делом и у меня такая же мысль родилась. Чтобы совсем не померли -- решили малеха подкормить.
        И вторая мысль пришла. СВО, массовое использование дронов, а авиационного средства борьбы с ними до сих пор нет. Может новый МиГ-УТС/ПД станет тем дробовиком, который подчистит передний край от этой напасти? Да, есть большая опасность от ПЗРК, но может противоядие какое-нить есть чтобы подавить их ИК/УФ головешки? Я не летчит, а сочувствующий. Профи конечно же виднее. Поэтому прошу не бросать в меня помидоры, а спокойно объяснить в чем неправ и где ошибаюсь.
        С уважением к тем кто был ближе всего к Господу, как говорил мой отец. drinks
  4. 0
    29 декабря 2023 17:11
    Выбор в пользу новой разработки учебно-тренировочного самолета АО «РСК «МиГ» издание объясняет его существенными конструктивными и техническими преимуществами. В отличие от двухмоторного Як-130, МиГ-УТС

    Новая реинкарнация МиГ-АТ 1996 года, который проиграл конкурс Як-130?
    1. +1
      29 декабря 2023 17:25
      Да скорее всего МИГу хоть какой то заказ,чтоб в бозе не почил... hi
    2. 0
      29 декабря 2023 19:44
      МиГ-УТС в 2 раза легче МиГ-АТ, имеет 1 двигатель, а не 2. Как-то на реинкарнацию не тянет. Да и другие характеристики отличаются. Скорость наверное будет как у Л-ки, до 700 км/ч.
  5. 0
    29 декабря 2023 17:48
    "Аргентинское военно-аналитическое издание Zona Militar опубликовало статью ..."
    Аргентинская аналитика предствляет что-то заслужмвающее внимания, особенно, с учётом текущаго состояния самой Аргентины?
  6. -1
    29 декабря 2023 19:58
    Это что? Извинение за похороны МиГ-29,35? Или 130-й дороговат?. А разработка и эксплуатация УТС ещё одного типа экономически оправдана? Ведь 130-й в принципе может позволить совместить 2-3 этапа лётной подготовки за счёт программирования параметров полёта.
  7. -1
    29 декабря 2023 20:08
    Красивый самолёт хорошо летает,что то МиГ подкачал ср 10 симпатичней вышел.
  8. -1
    29 декабря 2023 22:16
    Ну что ж...тут,намедни, писали о кабинах "на болтах" для Су-75 ! Путем замены кабина ВКС России будут получать одноместный,двуместный и беспилотный "Checkmate" ! Дык , и для УТС можно также "побезумствовать" ! Берём "кабину на болтах" и ...вуаля ! Получаем одноместный лёгкий штурмовик,двуместный учебно-тренировочный... ,ударный-разведывательный беспилотник ! Кстати, на ударный беспилотник "Гром" должны ставить движок от Як-130 ! Вот только жаль мне немного не "сбывшийся" СР-10/АР-10...!
  9. 0
    29 декабря 2023 23:40
    Честно говоря я очень рад. Мне очень нравился МиГ-АТ
  10. 0
    31 декабря 2023 07:29
    Як-130 и Су-25, все же, будут заменены беспилотными аппаратами. Для доставки 500 кг на 200 км беспилотник уже как-то интереснее смотрится (главным образом, за счёт отсутствия пилота и кабины, вместо которых может быть другая нагрузка).

    Посему, не надо усложнять именно учебный самолёт функциями боевого. Тот же Як-130 все же очень дорог в эксплуатации относительно Л-29.