Стратегический реактивный бомбардировщик М-4 «Бизон»

М-4 – советский стратегический реактивный бомбардировщик (по классификации НАТО – Бизон), является первым в мире, поступившим в войска. Работы по его созданию велись одновременно с Ту-95, при этом стратег М-4 отличался от него более высокой скоростью полета, но меньшим радиусом действия. Всего было построено 34 самолета, включая 2 опытных образца. На основе бомбардировщика М-4 был создан бомбардировщик 3М, который обладал увеличенной дальностью полета, внешние отличия между двумя этими самолетами были минимальны.

Поводом для начала работ по бомбардировщику М-4 стал тот факт, что в самом начале ядерного противостоянии 2-х сверхдержав обстоятельства явно складывались не в пользу СССР. Разработав свою ядерную бомбу через 4 года после американцев, СССР не только уступал в размерах имеющегося ядерного арсенала, но и не имел средств доставки «оружия возмездия» на территорию противника. Для этого срочно необходимо было создать флот стратегических бомбардировщиков, которые были в состоянии решить данную задачу.

Поскольку самолет должен был доставить многотонную бомбу на территорию вероятного противника, основу техзадания по новому самолету составляли дальность полета – на уровне 12 000 км. и максимальная боевая нагрузка, которая составляла бы не менее 5000 кг, именно столько весил самый первый советский спецбоеприпас РДС-1. Учитывая, что основу ПВО на то время составляли истребители, новый самолет должен был разгоняться до 900-950 км/ч и совершать полет на высоте в 12-13 км., что позволяло бы машине уйти от преследования. Конечно, вероятность перехвата бомбардировщика полностью не исключалась, поэтому еще одним пунктом техзадание было оснащение самолета достаточно мощным оборонительным вооружением. Предполагалось, что самолет можно будет использовать в любое время суток и в любую погоду с прицельным бомбометанием выше кромки облаков. Специально для него собирались строить новые аэродромы с бетонными ВПП длиной в 3-5 км. и шириной в 50-100 м.
Стратегический реактивный бомбардировщик М-4 «Бизон»


Именно так и появился на свет восьмиместный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, оснащенный 4-мя двигателями и убираемым шасси велосипедного типа. Стратегический бомбардировщик был разработан в ОКБ-23 под руководством В. М. Мясищева. Его прототип впервые поднялся в воздух 20 января 1953 года, экипажем самолета руководил летчик-испытатель В. Опадчий. Постройка опытных образцов и серийный выпуск самолета производился с 1954 по 1963 года на заводе №23 в Филях, где было изготовлено 93 самолета М-4 и 3М разных модификаций.

Бомбардировщик М-4 был цельнометаллическим монопланом классической схемы. Фюзеляж типа полумонокок имел круглое сечение диаметром 3,5 м. и длиной 45,6 м. и технологически делился на 3 части: носовую часть с передней гермокабиной, срединную часть, которая включала в себя центроплан крыла, а также хвостовую часть с кормовой кабиной. В передней гермокабине был расположен экипаж, установлены приборы управления вооружением, основное илотажно-навигационное оборудование. В средней части фюзеляжа находились: ниши уборки основных опор шасси, бомбовый отсек, нижняя и верхняя стрелковые установки, кислородное, противопожарное и другое оборудование, а также контейнер спасательных лодок. В отсеках шасси, в центроплане и под ним находилось 14 мягких топливных баков, при этом еще 2 бака можно было дополнительно подвесить в бомбоотсеке. В хвостовой части находилось еще 6 топливных баков, а также фотооборудование, снарядные ящики кормовой пушечной установки, отсек сигнальных средств, аппаратура постановки помех и тормозной парашют. В кормовой гермокабине размещался кормовой стрелок, который управлял хвостовой пушечной установкой.

Планеры всех самолетов серии изготавливались из алюминиевых сплавов. Угол стреловидности крыла бомбардировщика составлял 35,5 градуса. Экипаж самолета находился в двух гермокабинах: носовой (2 летчика, штурман, 2 стрелка, стрелок-радист, на М-4 еще и оператор РЛС) и кормовой кабине (хвостовой стрелок). Все члены экипажа самолета находились в катапультных креслах, которые позволяли аварийно покидать самолет через 5 фюзеляжных люков. Все 8 членов экипажа в случае возникновения аварийных ситуаций катапультировались вниз. В разное время на стратегическом бомбардировщике М-4 применялись ТРД АМ-3А тягой 8700 кгс., АМ-3Д – 8750 кгс., РД-3М-500 – 9500 кгс., или же РД-3М-500А – 10 500 кгс. Бомбардировщики были оснащены системой дозаправки топливом в воздухе.
Стратегический реактивный бомбардировщик М-4 «Бизон»

В конструкции М-4 впервые для самолетов данного класса был применен ряд новых материалов, речь, прежде всего, идет о высокопрочных алюминиевых сплавах В-95 и В-65. При том же удельном весе, что и Д16Т, они имели повышенную прочность, но при этом большую жесткость и, как следствие, худшие усталостные характеристики материала. Во время совершения типового полета продолжительностью 15 часов бомбардировщик мог накопить более 2,5 тысяч «махов» крыла – циклов нагружения. На ряде самолетов, которые были спроектированы с применением данных видов сплавов, усталостное разрушение узлов конструкции явилось причиной многих тяжелых катастроф, но Мясищеву удалось создать самолет с достаточным ресурсом, что впоследствии было подтверждено практикой.

Достаточно сложной проблемой стало проектирование узлов шасси бомбардировщика М-4. После проработки ряда вариантов, выбор остановили на малоизученной по тем временам «велосипедной» схеме с двумя основными опорами, которые оснащались четырехколесными тележками. Для обеспечения устойчивости во время движения по аэродрому применялись специальные небольшие поддерживающие опоры, установленные на законцовках крыла бомбардировщика. Главной причиной выбора данной конструкции являлся значительный выигрыш в весе по сравнению с традиционным трехопорным шасси и компоновочные соображения.

Ранее в Советском Союзе такая схема применялась только на опытном истребителе И-211 конструкции Алексеева. Данная машина успешно летала, но ее испытания подтвердили, что самолету трудно поднять свой нос во время выполнения взлета. Выход из ситуации был найден достаточно оригинальным решением. Бомбардировщик М-4 начинал разбег со стояночным углом, по мере роста скорости машины подъемная сила крыла постепенно компенсировала вес самолета, а давление в специальном гидроцилиндре носовой стойки шасси выжимало шток, который поворачивал тележку таким образом, что она касалась земли лишь задней парой колес (механизм «вздыбливания»). В результате этого нос М-4 приподнимался, создавая необходимый взлетный угол, и самолет отрывался от полосы, почти без участия со стороны летчика.
Стратегический реактивный бомбардировщик М-4 «Бизон»

Особенностью стратегического бомбардировщика М-4 была крупнопанельная сборка, направленная на уменьшение веса и так называемое «аэродинамически-чистое» крыло (на нем отсутствовали двигатели и гондолы для шасси). Следствием использования такой компоновки и явилось «велосипедной шасси», которое сделало посадку самолета необыкновенно трудной. Помимо этого данная схема сделал невозможным использование внешней подвески и модернизацию бомбоотсеков. Так, заряд «царь-бомбы» был сброшен с бомбардировщика Ту-95 по причине невозможности его доставки самолетом М-4.

Заботясь об экономии веса самолета, конструкторы не поскупились на достаточно мощное вооружение. Номенклатура наступательного вооружения, помимо ядерных боеприпасов, включала в себя обыкновенные свободнопадающие бомбы калибром от 500 до 9000 кг., торпеды, морские мины, управляемы бомбы УАБ-2000Ф. Максимальная боевая нагрузка М-18 составляла 24 тонны. Оборонительное вооружение самолета включало в свой состав 3 двуствольных 23-мм дистанционно управляемых пушечных установки, которые обладали сферическим обстрелом. В то же время на бомбардировщике Ту-95 существовала мертвая зона в нижней части передней полусферы. Американский же бомбардировщик В-52 вообще обходился только одной пулеметной установкой, расположенной в корме, так как предполагалось, что вероятность совершения атаки скоростного бомбардировщика в переднюю полусферу близка к 0.

Тактика использования М-4 предусматривала его полет по маршруту строем в составе эскадрильи или полка на высотах 8-11 км. Самолеты должны были отражать атаки истребителей противника в тесном взаимодействии. Предполагалось, что система пушечного вооружения бомбардировщика позволит достаточно эффективно противостоять самолетам-перехватчикам, вооруженным 12,7-мм пулеметами и НАР с дальностью пуска до 1 км. Маршрут на цель прокладывался в обход аэродромов ПВО противника. Непосредственно в районе цели бомбардировщики разрушали строй, и каждый самолет выполнял атаку на свой объект. Возвращение на базу производилось по самому короткому пути, так как предполагалось, что после использования ядерного оружия управление войск ПВО противника будет нарушено, что позволит самолетам преодолеть наиболее опасные районы с минимальными потерями.
Стратегический реактивный бомбардировщик М-4 «Бизон»

В том случае, если цель находилась за пределами радиуса действия самолетов (а данных объектов было огромное количество) рассматривался вариант, при котором М-4 не возвращался на свою базу, а выходил в заданный район океана, где экипаж бомбардировщика покидал самолет и дожидался на надувных лодках того момента, пока его заберет советская подлодка. Предполагалось, что даже 1 сброшенная атомная бомба оправдает данный «расходный» метод.

Летно-технические характеристики М-4:

Размеры: размах крыла – 50,53 м., длина – 47,67 м., высота – 14,1 м.
Площадь крыла – 326,53 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 138 500 кг., максимальная взлетная – 181 500 кг.
Силовая установка – 4 ТРД АМ-3, тяга – 4 х 8750 кгс.
Максимальная скорость – 947 км/ч.
Практическая дальность полета – 8 100 км.
Практический потолок – 11 000 м.
Экипаж – 8 человек.
Вооружение: 3 двуствольных 23-мм пушечных установки АМ-23 в нижней, верхней и кормовой частях фюзеляжа.
Боевая нагрузка: нормальная 5 000 кг, максимальная 24 000 кг.

Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/bomber/m4.html
-http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/5319-strategicheskii-bomb.html
-http://www.airbase.ru/hangar/planes/russia/m/3m
-http://ru.wikipedia.org/wiki
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. коловрат77 24 января 2013 09:10
    Познавательная статья. Я считаю Мясищев золото России,только ему не везло. Мог-бы сделать больше.
    коловрат77
  2. avt 24 января 2013 09:56
    "Стиляга" хорош ! Вообще очень много нового Мясищев на этой машине применил .И не надо забывать когда Он эту машину делал! Выдающийся конструктор! Жаль много в тени Туполева осталось,да и судьба ни его ни его КБ не баловала !
    avt
  3. Wolkin 24 января 2013 10:57
    Слава нашей авиации. В таких самолетах видна техническая мощь государства, потенциал и самоотверженность народа.
    Видел эти самолеты в полете - впечатляющее зрелище.





    А это наши дни.
    Wolkin
  4. Wolkin 24 января 2013 10:59
    Слава нашей авиации. В таких самолетах видна техническая мощь государства, потенциал и самоотверженность народа.
    Видел эти самолеты в полете - впечатляющее зрелище.

    А это наши дни.
    Wolkin
    1. neri73-r 24 января 2013 17:49
      Это не в Жуковском, около КБ Мясищева?
      1. Wolkin 25 января 2013 04:50
        Это Серышево.
        Wolkin
  5. Nechai 24 января 2013 13:32
    Цитата: коловрат77
    Мог-бы сделать больше.

    Цитата: avt
    Жаль много в тени Туполева осталось,

    Это уж точно. И перед войной, задницу АНТ от ВМН спас, когда по решению СНК, забросив свою работу, перелопачивал закупленную документацию по Си-47, под русские стандарты, Ли-2 эта машина марку получила. И в последующем, сколько - не менее 2х раз АНТ добивался закрытия КБ Мясищева и подгребание под себя и его наработок, исследовательской и опытно-производственной базы. И каждый раз Владимир Михайлович с нуля фактически возрождал КБ. А крайний раз вообще - сам учил студентов и с ними же затем и КБ создал!
    Довелось видеть в живую М-3 на Украинке - КОЛОСАЛЬНАЯ ПТИЦА!
    Nechai
  6. avt 24 января 2013 13:50
    [quote=Nechai]забросив свою работу, перелопачивал закупленную документацию по Си-47, под русские стандарты, Ли-2 эта машина марку получила
    Так Он еще и во время войны ,наступив на горло собственной песне в виде проекта бомбардировщика , делал новые модификации ПЕ-2 ,после гибели Петлякова !!!
    avt
  7. crambol 24 января 2013 13:59
    Видел эту машину в полете во время подготовок к парадам. Зрелище было фантастическое!
  8. ССИ 24 января 2013 14:06
    На базе 3М создан самолет ВМ-Т, для транспортировки крупногабаритных грузов для комплекса Энергия-Буран.
    1. avt 24 января 2013 15:41
      Цитата: ССИ
      На базе 3М создан самолет ВМ-Т, для транспортировки крупногабаритных грузов для комплекса Энергия-Буран.

      Дааа , восхищение и горечь, еще рядом "Птеродактиля " поставить smile и Лапоть , что Лозино - Лозинский под Мрию прорабатывал .
      avt
      1. 916-й 24 января 2013 19:04
        На базе 3М был разработан проект носителя "воздушный старт" (М-3М2-2) для вывода на орбиту многоразовых КА:
        916-й
        1. 916-й 24 января 2013 19:11
          Из летавших же машин Мясищева, нельзя обойти М-50:
          916-й
  9. tomket 24 января 2013 15:21
    про "расходный" метод: у американцев тоже была подобная тактика нанесения ядерных ударов с полетом в один конец ,правда роль смертников должны были сыграть Б-58, что интересно пилотам после сброса ядерной бомбы скажем над сибирью,нужно было катапультироваться,а затем при помощи англо-русского разговорника обратиться за помощью к местным жителям что бы они вывели пилотов к границе. Американцы наивностью страдали или пилотов так успокаивали?)))))
    1. коловрат77 24 января 2013 16:12
      Да негра в летном комбезе и что-то лающем на своем:

      а) Сибиряки отведут к границе

      б) Отпетушат сучком от сосны
      коловрат77
  10. Iraclius 24 января 2013 18:07
    Любовался "Эмкой" в технопарке г.Тольятти. Сохранность изумительная. Я как зачарованный стоял, раскрыв рот. Жена устала за рукав дёргать. Чуть не поругались. lol
    Машина уникальнейшая - чего только стоит мощное оборонительное вооружение - 6 23-мм стволов это вам не пукалки-Браунинги американских коллег калибром 12,7-мм. Да ещё с полностью простреливаемыми нижней и верхней полусферами!
    Были и недостатки. Главные - шасси "велосипедного" типа и применение механизма вздыбливания передней стойки. Но ведь Владимир Михайлович был в числе пионеров реактивной стратегической авиации и шёл нехоженными тропами! Зато какой у "Эмки" получился узнаваемый профиль! В эту машину запросто влюбиться! love

    ***
    А судьба Мясищева напоминает мне судьбу другого выдающегося советского ученого и конструктора - Ростислава Евгеньевича Алексеева.
    Короткий, как вспышка молнии, период творческого успеха, прорыв...а потом долгое незаслуженное и очень горькое забвение. Какое-то фатальное невезение. crying
    Вот они, два гения с такой разной и такой похожей судьбой!


    Вечная Вам память и слава, первопроходцы!
  11. Iraclius 24 января 2013 18:23
    P.S. Какие-то нелепые прозвища придумывают на Западе нашей технике - Бизон. Разве этот самолёт похож на неуклюжего уродливого быка? Это же самолёт-песня, самолёт-мечта!
    Мне нравится первая фотография, где на фоне гордых и стремительных "Эмок" скромно затерялся труженик Ту-4.

    ***
    Что-то меня на сентиментальность сегодня пробило... crying
    1. Aleks.Antonov 17 декабря 2015 22:10
      Все очень просто. Название нашим самолетам присваивают по очень простому способу. Всем бомбардировщикам присваивается имя на букву "B". Отсюда бизоны, блекджеки, медведи (Bear). Истребители все на "F". Вертолеты на "H". И т.д. и т.п. Кстати, этот поход используется при названии натовцами любой Российской (Советской) военной техники. А дальше срабатывает наша всеобщая любовь к иностранщине. Лично для меня, М-4, это М-4, а не "Бизон". Правда название "Сатана" мне больше нравится, чем Р-36М.
  12. crambol 24 января 2013 23:16
    Цитата: Iraclius
    Какие-то нелепые прозвища придумывают на Западе нашей технике - Бизон.

    Названия используются как и у нас - Стрела, Ураган и т. д., чтобы не использовать неудобоваримый набор цифр и букв.
  13. почтальон 24 января 2013 23:33
    Цитата: ]М-4 – ..., [b
    является первым в мире, поступившим в войска.

    Прочитал ,и... и ничего не понял.
    То ли первый в мире советский?
    То ли первый в мире,ПОСТУПИВШИЙ в войска...
    ?
    ==============================
    В-47А 25 июня 1950 года завершилась поставка в мае 1951
    ХВ-47 17.12.1947 первый полёт
    Первый М-4 перелетел в Энгельс 28 февраля 1955
    Да и войсках саолёты(в тч реактивные уже были
    ================================
    МОЖЕТ БЫТЬ: ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕАКТИВНЫЙ самолёт?
    М-4 первая серийная машина Мясищева
    М-17(ДСБ-17) не был принят на вооружение в СССР( а мог бы в 1947 быть)

    Система дозаправки "Конус"
    Проблемные подкрыльевые опоры: соскрести снег до бетона на рулежках и стоянках во весь размах огромного крыла было практически не реально.


    ЗМС-2 и ЗМН-2 (переоборудованные в стратеги М-4) с1994 выведены..... в "резерве".
    почтальон
  14. PistonizaToR 25 января 2013 06:24
    Спасибо дерьмократам за наше убогое настоящее...

    А Мойша хитрыйжопый...


    Они нам даже гильотину прислали,чтобы мы могли сами себя разоружить.Может к 90м Мки себя как бомберы и изжили,хотя можно было заменить движки и воткнуть 10 Х-55(555),но обратно в танкеры переделать всегда было можно и радовали бы они нас фронтовиков дозаправочкой почаще,чем сегодня...
    PistonizaToR
  15. Fitter65 25 января 2013 13:55
    Причём порубили машины которые имели ресурс...Им бы служить и служить.Провести модернизацию...А ,что говорить...У нас как пошло с 17-го до основанья ,а ЗАЧЕМ?!!!
  16. VitMir 29 января 2013 20:17
    "М-4 – советский стратегический реактивный бомбардировщик..., является первым в мире, поступившим в войска."

    Еще одна авторская байка из разряда "Россия - родина слонов".

    М-4 поступал в войска с 1955 г, построено меньше 100 ед.

    Американский реактивный стратегический бомбардировщик, Boeing B-47 Stratojet стал на вооружение USAF в мае 1951 г., произведено 2000 ед., снят с вооружения в ноябре 1969 г.

    А с 1955 г. на вооружение уже шел B-52.
    VitMir
  17. VitMir 31 января 2013 15:41
    Обращаюсь к идиоту, поставившему минус:
    Что, правда глаза колет?
    Возразить нечего, так ты просто кучу к порогу навалил?
    В стиле шапкозакидателей, каких много развелось?
    Фу, позор тебе.
    VitMir
  18. кедр 23 октября 2016 16:11
    Про М-50 обязательно добавить надо, машина уникальная по всем статьям. По тем временам (1959 год) самолёт автомат! Всего два человека экипаж. У Ту-16 в то время экипаж был 6 человек. Жаль не дождалась двигателей, которые должны были вывести её на сверхзвук.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня