F-16 для Украины, или оптимальная утилизация цветного лома в Европе

58
F-16 для Украины, или оптимальная утилизация цветного лома в Европе

Истребители Lockheed Martin F-16AM/BM Fighting Falcon из состава 331-й эскадрильи 132-го авиационного крыла ВВС Норвегии на авиабазе Будё, 2017 год (с) Malin Instanes / ВВС Норвегии


В конце августа 2023 года Норвегия приняла решение передать Украине многоцелевые самолёты F-16AM/BM, об этом сообщили норвежские СМИ. Пока решение о передаче самолёта приняли только Нидерланды и Дания. Что касается Нидерландов, речь идёт о 42 самолётах, часть из которых, вероятно, возвращена от прежних владельцев, то есть частных компаний США, выступающих в роли «агрессоров», — условных противников для тренировок пилотов США и их союзников. Второй страной, согласившейся передать свои самолёты Украине, является Дания, которая весной 2024 года начнёт вывод F-16 из эксплуатации и заявила о передаче на данный момент 19 машин из своего парка в 44 самолёта. Всего в планах датчан передать Украине 61 F-16. Коалиция из 11 стран — Бельгии, Дании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Соединённого Королевства и Швеции — в июле 2023 года обязалась подготовить украинских пилотов к эксплуатации F-16 с последующей их передачей. 18 августа Нидерланды и Дания подтвердили, что получили разрешение от США на передачу истребителей Украине. Передача 19 Датских и 42 Нидерландских F-16 планируется после завершения подготовки пилотов. Вероятно, процесс передачи самолётов украинской стороне уже начался.



О каких самолётах идёт речь? 7 июня 1975 года четыре европейских заказчика страны НАТО, известные как «Европейская группа участия» (EPAF), подписали предварительные контракты на 348 самолётов на Парижском авиасалоне. Самолёты были разделены между ВВС европейских стран следующим образом: 116 самолётов для Бельгии, 58 для Дании, 102 для Нидерландов и 72 для Норвегии. Две европейские производственные линии, одна в Нидерландах на заводе Fokker в Схипхол-Оосте, а другая на заводе SABCA в Госселисе в Бельгии, произвели в общей сложности 184 и 164 единицы соответственно. Норвежская Kongsberg Vaapenfabrikk и датская Terma A/S также производили элементы консолей крыла и закрылки для самолётов F-16. Европейское совместное производство было официально запущено 1 июля 1977 года, на заводе Fokker производилась окончательная сборка планеров самолёта. С ноября 1977 года планеры, произведённые Fokker, отправлялись в Форт-Уэрт для установки двигателей, а затем отправлялись обратно в Европу для окончательной сборки самолётов на бельгийском завод. 15 февраля 1978 года был собран первый европейский F-16А. Поставки в ВВС Бельгии начались в январе 1979 года. Первый самолёт Королевских ВВС Нидерландов был доставлен в июне 1979 года. В 1980 году первые самолёты были поставлены Королевским ВВС Норвегии компанией SABCA и Королевским ВВС Дании компанией Fokker. Все «европейские» F-16A/B произведены в период с 1978 по 1982 год. Последний — в феврале 1982 года, все самолеты серии Block 5/15.

F-16A/B первых серий был оснащён радиолокационным прицелом Westinghouse AN/APG-66. Самолёты F-16 A/B Block 5/15 оснащались модификацией радиолокационного прицела APG-66(V)2 с дальностью обнаружения на встречных курсах истребителя МиГ-21 (фронтальная ЭПР – 2 кв. м) в верхней полусфере до 83 км в беспомеховой среде. В режиме обзора в нижней полусфере AN/APG-66(V)2 может обнаружить самолёт МиГ-21 на встречных курсах на расстоянии до 56 километров. Расчётный ресурс планера самолёта F-16A/B — 8000 часов. Все «европейские» F-16A/B имеют налёт на сегодня от 7000 до 7500 часов. То есть их в любом случае со следующего лета нужно было списывать по выработке ресурса.

В середине 1990-х, в 1995-1996 годах все «европейские» F-16A/B, после отлёта половины расчётного ресурса планера, прошли плановую ремоторизацию, двигатели имеют ресурс 4000 часов. Установлены двигатели F100-PW-200E. У прошедших ремоторизацию самолётов в наименовании добавлена буква М — F-16AМ/BМ. Помимо ремоторизации, на самолёты были установлены блоки радиокомандного наведения на начальном и среднем участках траектории полёта УР «Воздух – Воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM. У самолёта появилась возможность применять по воздушным целям не только ракеты ближнего действия с ИК ГСН AIM-9 Sidewinder, но и ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM всех модификаций от более древних AIM-120A/B до современных AIM-120C-7 и AIM-120D с увеличенной на 50 %, до 180 км, дальностью полёта. Правда, на самолёте реализовать эту дальность не удастся, так как захват цели на автосопровождение (АС) у РЛП AN/APG-66(V)2 составляет 75 % от дальности обнаружения, то есть в верхней полусфере 60 км, в нижней до 40 км — значит, ракета, даже самая современная AIM-120D, дальше не полетит, во всяком случае, в управляемом режиме. РЛП AN/APG-66(V)2 способен «сопровождать на проходе» 8 целей и вести огонь по одной из них. Самолёт по своим боевым возможностям находится на уровне МиГ-29 первых серий (9-12) с ракетами Р-27 и по дальности обнаружения, и по дальности поражения воздушных целей.

Сегодня в ВВС Норвегии находится на вооружении 30 истребителей-бомбардировщиков F-16AM, 5 двухместных F-16BM, а также 28 новейших F-35A. F-16AM и F-16BM поставлялись из США с 1979 по 1981 год. Планировалось провести капитальный ремонт всех F-16AМ/BМ с 2014 года для продления ресурса планера с 8000 часов до 12 000 часов и двигателя. Но от этих планов, из-за дороговизны, решено было отказаться в пользу ускоренной закупки F-35. Норвегия планирует к 2025 году получить от США всего 52 истребителя F-35. Первые четыре датских истребителя F-35 приземлились в Дании на авиабазе Скридструп 14 сентября. Дания закупила в общей сложности 27 истребителей F-35 для замены истребителей F-16.

В начале 2010-х годов ВВС «Старой Европы» стали избавляться от авиационного хлама, освобождая место на авиабазах для новейших истребителей 5-го поколения F-35. А вот ВВС «новой Европы» начали активно скупать этот хлам, заменяя им свои самолётные парки, состоящие из машин ещё советского производства МиГ-21/-23/-29 и Су-20/-22. Средняя цена, по которой «староевропейцы» продают «младоевропейцам» свой старый хлам, по 15 млн долларов за штуку — любопытно, но именно по этой цене их новыми покупали в 1979-1981 годах. Сейчас новый F-16 Block 70/72 стоит 60 млн долларов. «Инфляция! Сэр!».

Первыми в очередь на скупку старого европейского хлама встали румыны. 12 F-16A/В из состава португальских ВВС, выпуска 1979 года куплены и введены в эксплуатацию в 2016-2017 годах и ещё 5 куплены и введены в эксплуатацию в 2020-2021 годах. Португальские ВВС не особо гоняли свои самолёты, в отличие от ВВС других европейских эксплуатантов F-16, поэтому румынам достались, несмотря на преклонный возраст, довольно свеженькие машины с налётом 3500-4000 часов. И даже на треть дешевле, всего 10 млн долларов, но, правда, здесь кроется «засада» — самолёты не отлетали половину ресурса, поэтому не проходили капремонт с ремоторизацией, так что потратится на новые двигатели всё равно придётся.

Всего в 1995-2002 годах румынской компанией Aerostar и израильской Elbit Systems было модернизировано 111 МиГ-21 из состава румынских ВВС, из них 71 вариант М и MF/MF-75, модернизированный в вариант LanceR A (штурмовик), 14 — вариант УМ под обозначением LanceR B (учебно-тренировочный), и ещё 26 самолётов модификации МиГ-21MF/MF-75 были модернизированы до варианта LanceR C (тактический истребитель). Все самолёты МиГ-21 должны были быть выведены из эксплуатации в 2024 году. После закупки ещё 32 «подержанных» F-16 у Норвегии, поступят на вооружение румынских ВВС взамен МиГ-21 ещё две эскадрильи F-16. Первая эскадрилья F-16 была укомплектована в 2021 году с прибытием последней партии (12 самолётов) F-16, закупленных у Португалии.

РЛП EL/M-2032 создавался в своё время для истребителя IAI Lavi. Устанавливался помимо румынских МиГ-21 «Лансер» ещё на модернизированных чилийских F-5, на индийских модернизированных «Ягуар-М», на 54 турецких модернизированных «Фантомах». Всего выпущено не менее 250 единиц РЛП EL/M-2032. Предлагался в рамках пакетов модернизации F-5 (F-5 Plus) и F-16 (F-16 ACE) для южноафриканского истребителя «Чита» и для китайского истребителя Чэнду J-10 (экспортной версии). Максимальная дальность обнаружения 148 км по воздушным целям и 296 км по морским и наземным целям, способен одновременно отслеживать 48 целей и обеспечить обстрел ракетами восьми из них. Йоав Тургеман, вице-президент IAI и генеральный директор ELTA, сказал:

«Многорежимный бортовой радар управления огнём ELM-2032 представляет собой универсальный радар, который решает несколько типов задач в одном продукте. Его поле зрения, большая дальность обнаружения и точное отслеживание обеспечивают пилотам полную осведомлённость о ситуации, а её точная информация используется системами самолёта. Мы очень рады и благодарны, что наши клиенты считают радары ELTA лучшими в своём классе.»

РЛП EL/M-2032 позволяет реализовать вдвое большие дальности применения ракет AIM-120 AMRAAM — до 120 км и 80 км в верхней и нижней полусфере соответственно, в сравнении с древним радаром AN/APG-66(V)2.

Советская авиационная промышленность в 1960-е – 1980-е годы производила от 1000 до 1500 истребителей в год. Истребители разных типов: перехватчики Су-15 — 120 самолётов в год, тактические истребители МиГ-21 — 500 самолётов в год, а также истребители-бомбардировщики Су-7Б, Су-17М/М2/М3/М4, Су-24, МиГ-23, МиГ-25 для истребительной авиации ПВО, Миг-27 для фронтовой авиации. Советские ВВС и истребительная авиация ПВО могли себе позволить каждые десять лет полностью менять истребительный авиапарк. Как правило, этот процесс совпадал со сменой поколений истребителей 2-го на 3-е, 3-е на 4-е. Редко, когда в советских истребительных авиаполках можно было встретить 15-ти или ещё реже 20-летние самолёты, разве что где-нибудь в «медвежьих уголках» нашей необъятной страны, задвинутыми в третьи эскадрильи. Как, например, дюжина Миг-19П в забытом Богом 152-м ИАПе в Туркмении на аэродроме «Мары» дослужили до 1980 года. Но это редкое исключение. Советские лётчики-истребители имели, как правило, годовой налёт до 150 часов в ВВС и до 250 часов в истребительной авиации ПВО. Расчётный ресурс советских истребителей всех типов этого времени — порядка 2500 часов, хотя в печати встречаются и другие цифры, но в реальной жизни ни одному самолёту не дали бы больше налетать. Цифра, очевидно, взята с потолка и никакого отношения к реальному ресурсу самолёта не имеет.

В начале 1970-х на авиабазе Нэллис было сформировано 57-е авиакрыло истребительной авиации ВВС США (57th Fighter Weapons Wing), на вооружении которого была советская авиационная техника, добытая со всего света разными способами. Вся деятельность данного подразделения была тщательно засекречена, и официальная информация о его существовании и роде деятельности появилась после его расформирования в 1990 году.

Для ремонта двигателей «трофейных» самолётов был заключён контракт с компанией General Electric, где в последующем, на заводе компании, двигатели проходили плановые профилактические ремонты через каждые 75-125 часов наработки. Такая практика позволила определить реальный общий ресурс двигателя Р-11Ф2-300 и планера самолёта МиГ-21Ф, доходившего до 8000 часов. Напомню, у «Фантома», современника МиГ-21, расчётный и подтверждённый эксплуатационной практикой ресурс планера — до 6000 часов.

В конце марта 2018 года Хорватия объявила о намерении приобрести 12 бывших в употреблении израильских самолётов F-16C/D «Барак»/«Брэйкет» после одобрения США. Приобретение этих F-16 позволило Хорватии вывести из эксплуатации устаревшие МиГ-21. 11 июля 2018 года правительство Словакии одобрило закупку 14 самолётов F-16 для замены всего парка МиГ-29 советского производства. Контракт был подписан 12 декабря 2018 года в Братиславе. 11 оставшихся в строю МиГ-29 переданы Украине.

На 2022 год у Румынии было 28 МиГ-21. Выведены из эксплуатации в мае 2023 года. Замена лонжеронов крыла на румынских МиГ-21, как это сделали французы на своих «Миражах» 2000D несколько лет назад, и замена стабилизаторов могли бы продлить жизнь «Мигам». А установка нового современного двигателя вместо устаревшего физически и морально ТРД Р-11/13 (замена на более-менее подходящий — американский General Electric F404 или ещё более современный General Electric F414) могла бы превратить самолёт в конфетку с увеличенной на 25 % дальностью полёта. Кроме того, значительно увеличенная форсажная тяга новых двигателей (на 20 %, к примеру F404-GE-402 — 78,7 кН) даст прирост максимальной скорости на высоте 11 000 метров для модификации МФ с 2,05 Маха (2175 км/ч) до 2,3 Маха (2440 км/ч) и прирост скороподъёмности с 225 м/с до 300 м/с. F-16A в силу своих специфических аэродинамических особенностей (нерегулируемый воздухозаборник типа «Сумка кенгуру», выпуклый фонарь) не блистал высокими скоростными характеристиками никогда, даже несмотря на свою высочайшую тяговооруженность, его предел максимальной скорости на форсаже на высоте 11 000 метров — 1,6 Маха (1700 км/ч). Хотя формально самолёт считался «двухмаховым», но аэродинамику не обманешь.

За это всё можно было уложиться всего в 5 млн долларов на самолёт и получить шикарный тактический истребитель, но румыны предпочли купить списанный американский хлам по цене нового 40 лет назад за 15 млн долларов, когда этот хлам производился.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -16
    7 января 2024 04:32
    Все «европейские» F-16A/B имеют налёт на сегодня от 7000 до 7500 часов. То есть их в любом случае со следующего лета нужно было списывать по выработке ресурса

    Надо понимать, что это одноразовые самолёты. Взлетел и больше не вернулся? Ну если повезёт, то машину можно и посадить до второго раза wink
    1. +10
      7 января 2024 05:04
      Такие же одноразовые, как и украинские МиГ-29, Су-24 и Су-25?
      1. -10
        7 января 2024 06:08
        Цитата: DoctorRandom
        Такие же одноразовые, как и украинские МиГ-29, Су-24 и Су-25?

        Если у них давно выработан ресурс и не производился трудоемкий ремонт, то ДА!
        1. +7
          7 января 2024 13:00
          Расчётный ресурс советских истребителей всех типов этого времени — порядка 2500 часов...

          Цифра, очевидно, взята с потолка и никакого отношения к реальному самолёта не имеет.

          Это неверное заявление. Сейчас вы будете сильно удивлены. Ресурс советских самолëтов подобного типа составлял до первого ремон 700+100 часов налëта или 7+1 год, до второго 600 +100 или 6+1 год, до списания ещё 500+100 часов или 5+1 год. Таким образом ресурс самолёта составлял около 2000 часов или около 20 лет. У машин Миг-29 и Су-27 побольше до 2500 часов и 25 лет. Ресурс двигателей до ремонта около 500 и 700 часов соответственно. Это к тому, что у нас летают до сих пор Су-24М, Су-25 и простые Миг-29 и Су-27 без доработок и с доработками на бумаге. Даже с советской точки зрения это ХЛАМ, а комплексы там давно не работают, ибо не выпускаются давно. Куда смотрели руководящие работники? Туда!
          1. 0
            12 января 2024 15:21
            Сергей. Добрый день. У советских двигателей АЛ-31Ф первых серий (1985) межремонтный ресурс - 300 часов, у РД-33 межремонтный - 750 часов. У амеровского F-100 общий ресурс - 4000 часов, межремонтный с заменой "горячей части" - 2000 часов.
    2. +10
      7 января 2024 14:24
      Ну если у вас такие смекуечки, то будте любезны сесть за штурвал нашего су 34 или 35 и подставтесть под aim 120. Или в перед в окопы под планирующие бомбы с этих же как вы говорите кАрыт с налетом в 7000 часов.
      1. +2
        12 января 2024 11:20
        Су-35 наверняка себя покажет хорошо! Кроме того, Буки и С-300/400 никто не отменял, важные районы будут прикрыты ПВО.
    3. 0
      7 января 2024 17:20
      Моторесурс советских реактивных двигателей 70-х 80-х годов 1000-2000 часов, далее капремонт. Сколько служат планера самолетов неизвестно. Так, что и у нас проблемы с этим не маленькие. Не набарражируешся долго в воздухе.
      1. 0
        7 января 2024 18:06
        Вы наверное не умеете читать ? Ресурс у советских реактивных двигателей у военных самолётов тактического класса 500 -700 часов до 1-го ремонта...
        1. 0
          8 января 2024 19:57
          Интересовался ресурсом у авиатехника, который вышел в отставку в 90-х. Он мне сказал 1000. А 2000 уже я от фонаря добавил в надежде, что технологии совершенствуются.
  2. +4
    7 января 2024 04:44
    А можно как-нибудь биткоинами заплатить датским и голландским мигрантам чтоб они эти самолёты спалили прямо на аэродромах? Или это недоступные для нас технологии, типа 3-нм микрочипов и наноспутников? Или может голландские аэродромы охраняют лучше наших?
    1. +3
      7 января 2024 06:52
      Мы жжжж не такие...Ребята,давайте жить дружно hi
    2. +5
      7 января 2024 13:45
      Дедушка - а ты правда сбил три самолёта? Ну как внучок сбил - скажем так,не дозаправил... (c)
  3. +2
    7 января 2024 06:58
    непонятно, как осуществляется замена лонжеронов в крыле. Объясните, плиз!
  4. +9
    7 января 2024 07:21
    Не стоит и недооценивать этот "металлолом", он способен сильно попортить нам кровь, как в небе, так и на земле. Потому, надо выбивать не только самолеты, но летно-технический состав ВВСУ, а для этого стоит чаще применять ракеты с кассетными БЧ, при ударах по аэродромам
    1. -5
      7 января 2024 07:39
      Цитата: svp67
      Не стоит и недооценивать этот "металлолом", он способин сильно попортить нам кровь, как в небе, так и на земле. Потому, надо выбивать не только самолеты, но летно-технический состав ВВСУ,

      Здравствуйте, Сергей!
      Ну, наконец-то здравая оценка. По крайней мере, ремонт самолета займет не меньше времени подготовки пилота. Но есть нюанс! Если "хлам" еще передадут, то пилотов брать уже неоткуда.
      1. -1
        7 января 2024 08:17
        Цитата: Егоза
        Если "хлам" еще передадут, то пилотов брать уже неоткуда.

        Вот как раз на F-16 найдется куча подготовленных "добровольцев" по обе стороны Атлантики, в отличии от советских самолетов. wink
        1. -6
          7 января 2024 08:55
          Вы думаете найдется много желающих - на один вылет?))) матрасные летчики - очень ценят свои шкуры и не будут ими рисковать по дешевке))) ВВС матрасоленда сейчас имеет серьезную проблему - некомплект летного состава, именно поэтому. В частных фирмах - летчику платят больше, а опасности меньше. Хотел бы я посмотреть на полудурка, который пересядет с новейшего Ф - 35 (или вообще гражданского "лирджета") на старый Ф - 16, чтобы сдохнуть в первом, ну, максимум в третьем вылете.
          1. +7
            7 января 2024 10:33
            Вы оптимист.............................................................................................
          2. +5
            7 января 2024 13:17
            Вы увидете это, увы, уже в 2024 году. И их будет много. И они будут пускать ракеты по земле и сразу уходить... Никаких боëв в воздухе и прорывов ПВО не будет...
            1. -6
              7 января 2024 13:28
              2024 год уже наступил. Но пока, мы не видели даже Ф - 16 на территории Украины. Что будет дальше поглядим. Тактика "бей - беги", в исполнении бандероваффе дает все меньше результатов.
            2. +1
              7 января 2024 14:05
              Цитата: Totvolk80
              И их будет много

              Вот и посмотрим...
          3. +6
            7 января 2024 13:52
            А вы уверены, что на западе не найдётся 20-30 лётчиков пенсионеров 60+ (у нас же таких находится), которые имеют дичайший опыт пилотирования F-16, с опытом Ирака и Югославии, которые ну очень хотят тряхнуть стариной, за бешеные деньги от западных ЧВК и ЦРУ, тем более чтобы полетать над не просто "коммунистами", но прямо над русскими?
            Лет 5 назад со всех сторон лилась бредятина, что в Европе уже настоящих мужиков и солдат не осталась, что воевать там никто не умеет и не хочет. А тут, тю, каждый третий ВСУшник - наймит. А это ещё никого не загребали мобилизацией, приведением ВС в полную боеготовность, да и война где-то за забором, а не в родных германиях. А всё равно едут и фронт стоит.
            1. +2
              7 января 2024 14:07
              Цитата: Английский тарантас
              А вы уверены, что на западе не найдётся 20-30 лётчиков пенсионеров 60+ (у нас же таких находится), которые имеют дичайший опыт пилотирования F-16, с опытом Ирака и Югославии

              СВО ярко показывают, что такие долго в небе не живут... Они уже не те, что были в молодости
              1. +3
                8 января 2024 14:12
                "СВО ярко показывают, что такие долго в небе не живут." - работа нашей ПВО в Крыму на исходе второго года СВО, говорит обратное - живут и мало того, начинают чувствовать себя все лучше.
            2. +1
              7 января 2024 17:26
              А вы знаете какие медицинские требования к летчикам? 60 + - это куча возрастных болячек. Можно летать на большом сарае, типа Боинг - 747 или С - 5, но истребитель или ИБ, уже однозначно - нет.
              1. 0
                8 января 2024 06:23
                Если найдутся кандидаты, то врачи оформят все как надо.
                1. +1
                  8 января 2024 13:14
                  Врачи то оформят, не вопрос. А если этот оформленный из - за перегрузок сознание потеряет? Тогда что?
                  1. +1
                    8 января 2024 14:19
                    Перегрузки - это воздушный бой, а там такого не будет. Шестнадцатые будут работать как платформа для запусков. Тут даже вы справитесь. Эта платформа уже чётко встроена в НАТО-вскую систему и работать будет на все сто процентов, а не то как это сейчас делают коряво переделанные украинские сушки. В общем, к своим средствам обнаружения и контроля, Штаты подтягивают потихоньку и свои же самолеты.
                    1. 0
                      8 января 2024 19:14
                      Для запусков - это да. А потом, когда придется удирать? Думаете, никто не попытается, хотя отомстить, если уж не получилось перехватить до того? Для того, чтобы отманеврировать Р - 37, придется здорово попотеть.
                      1. -1
                        11 января 2024 22:46
                        Каждый наш вылет Су-шки с 37 будет отслеживаться практически в реальном времени. Поэтому рассчитать когда и куда должен придти и уйти, у них проблем не составит. Даже сейчас - наши только взлетают, а по всей окраине уже тревога, это вот работа амеров по отслеживанию кто и куда .

                        Кстати, тут несколько Storm Shadow запущенных украинцами из "рогатки" доставили проблем в Крыму, а теперь представьте Ф16 например с AGM-158 JASSM-ER с дальностью под 1000км. Там и удирать не нужно, можно просто наслаждаться полетом.

                        Они будут пробовать разные варианты, разную тактику, все просчитывать. Не спеша. Сколько там передадут штук - 20, 30? А ведь у них, одних только этих Ф16, всего произведено больше 4тыс. А уж если вообще сравнивать военную авиацию, то тут прямо совсем все не в нашу пользу. Но будем надеяться, что такого развития ситуации - когда все это пойдет в дело, не будет.
                      2. +2
                        11 января 2024 23:17
                        Вы серьезно верите, что бандерлогам дадут новейшее оружие?))) которое мигом окажется где-нибудь в России, Китае, Иране, КНДР? Не считайте матрасников более тупыми, чем они есть. Произведено 4 тыс. штук Ф - 16, а сколько из них сейчас в летном состоянии? Сколько раз уже давали вундервафли, которые должны были обеспечить победу? Химарсы, леопарды, джавелины, патриоты и что, чем закончилось? Читал большую статью матрасного полкана, еще когда первый раз заговорили о передаче Ф - 16. Он сказал, что Ф - 16 эффективен только при условии если он работает в соответствии с тактикой НАТО. Иначе он практически бесполезен.
                      3. +1
                        14 января 2024 17:23
                        "Вы серьезно верите, что бандерлогам дадут новейшее оружие?))) " - захотят дадут, захотят не дадут или сами будут использовать, это уже будут решать по месту амеры. Как им захочется так и сделают. Понятно что самим украинцам не дадут скорее всего, но решать-то сами амеры будут, а не мы.

                        "Произведено 4 тыс. штук Ф - 16, а сколько из них сейчас в летном состоянии?" - судя по тому, у кого и сколько они стоят на вооружении, больше 3500 это точно. Кстати Вам для размышления - "США лидируют в списке с 13247 военными самолетами, всего у НАТО 21000 действующих самолетов. А сколько там у России? И сколько из них в летном состоянии? lol

                        "Сколько раз уже давали вундервафли, которые должны были обеспечить победу?" - им дали половинку одной "вафли" и наш флот пришлось убирать, причем с потерями. Оказалось работает "вундервафля" -то.

                        "Химарсы, леопарды, джавелины, патриоты и что, чем закончилось?" - тем, что вторая армия мира, уже два года ничего не может сделать. И это с учетом того, что дали с гулькин нос и одного старья. Вот этим самым и закончилось.

                        "эффективен только при условии если он работает в соответствии с тактикой НАТО." - так я вам об этом сразу и писал. Этот самолет, подтягивается под системы обнаружения и наблюдения которые там натовские и НАТО-вцы скорее всего их и контролируют.Вы забыли, как перед каждым серьёзным ударом, там летали натовские "глаза и уши"? Вот под это они потихоньку и заходят.
                      4. -1
                        14 января 2024 20:55
                        Вы всерьез думаете, что матрасные или какие-то другие летчики поедут на Украину, подыхать за биндерку?))) более чем уверен, если бы желающие были, то они уже были там. Но, что-то не слыхать.
                        Уже устал объяснять, что количество "по списку" и количество в строю - это две разные цифры. Для примера, ВМС США - "по списку" 61 МАПЛ, в строю 47. Процентик сами высчитаете?
                        А ничего, что вторая армия мира, второй год "нагибает" всю НАТУ, вместе с шестерками типа Японии, Юж. Кореи и прочей петушни?)))
                      5. +1
                        15 января 2024 18:15
                        "Вы всерьез думаете, что матрасные или какие-то другие летчики поедут на Украину, подыхать за биндерку?))) более чем уверен, если бы желающие были, то они уже были там. Но, что-то не слыхать." - и тут же -" А ничего, что вторая армия мира, второй год "нагибает" всю НАТУ, вместе с шестерками типа Японии, Юж. Кореи и прочей петушни?"

                        Вы уж определитесь, или вы "нагибаете "всю нату" или вы и не "слыхали" и них. У вас в одном посте два противоречия - Вы всех в нате там "нагибаете, но из наты там никого нет и за биндерку они умирать не хотят. Понимаю, что-то нужно писать, но вы все таки не путайтесь и следите за тем что пишите, а то как-то не серьёзно feel
                      6. +1
                        15 января 2024 18:27
                        Хренасеньки, от НАТЫ никого нет))) а спутниковая разведка у них - от папы Римского? А "посейдоны", которые постоянно висят над западной частью Черного моря? Из греческих мифов взялись?
                      7. +1
                        16 января 2024 23:53
                        " Вы всерьез думаете, что матрасные или какие-то другие летчики поедут на Украину, подыхать за биндерку?))) " - "посейдоны", которые постоянно висят над западной частью Черного моря". laughing
                        У вас явно какие-то проблемы - сделайте перезагрузку, а то ваша "программа" выдает противоречие за противоречием. Плюс вы в двух Посейдонах, 30 танках и десятке Химер, видите уже всё НАТО. Что-то ваш "процессор" явно сбоит. yes
                      8. -1
                        17 января 2024 00:50
                        У вас проблемы с критическим мышлением))) вам нужны сайты для детишек 6 +, малехо адресом ошиблись)))
                  2. 0
                    20 января 2024 16:28
                    Никого в этом бардаке это волновать не будет. Не собьют, так сам упадет. Разница небольшая.
      2. +1
        7 января 2024 14:01
        Цитата: Егоза
        Здравствуйте, Сергей!

        Сударыня hi
        Цитата: Егоза
        По крайней мере, ремонт самолета займет не меньше времени подготовки пилота. Но есть нюанс! Если "хлам" еще передадут, то пилотов брать уже неоткуда.

        Что я и пытаюсь донести... soldier
        P/S С Рождеством, очень надеюсь, что следующее будет совсем в иной обстановке
  5. +5
    7 января 2024 07:51
    их в любом случае со следующего лета нужно было списывать по выработке ресурса

    Обычно зарубежная техника используется не до выработки ею ресурса, а по ее состоянию. Например, математический ресурс какого-то узла составляет 100 часов налета, но его не снимают и не утилизируют, а тщательно исследуют и если состояние хорошее, то разрешают жить и дальше. Это наша практика - если наработал ресурс, при чем совершенно неважно, хороший узел или нет - все равно фтопку. И здесь трудно сказать, чей метод лучше - аварийность при всех подходах примерно одинаковая...
    1. +1
      7 января 2024 09:00
      Тщательное исследование подразумевает, что данный агрегат снимается с самолета, разбирается на сборочные единицы, которые исследуются визуально, а некоторые надо проверять и неразрушающими методами контроля (УЗ, рентген) - все это требует наличия соответствующей аппаратуры и людей, которые умеют ней пользоваться. То есть, все это сложно и дорого. Богатые страны могут позволить себе, бедным "не по карману".
  6. +1
    7 января 2024 08:12
    Ну- ну… Посмотрим, как этот « хлам» летать будет..
  7. BAI
    +1
    7 января 2024 11:25
    Даже старые ф16 лучше, чем ничего. И миг 21 тому свидетельство.
    Тем более, что появилась непровереная информация, что ф16 отстреливались по территории РФ из воздушного пространства Румынии.
  8. +11
    7 января 2024 11:28
    Такое ощущение, что статья написана замполитом.

    Советская авиационная промышленность в 1960-е – 1980-е годы производила от 1000 до 1500 истребителей в год.


    В период 1976-1989 гг.. по которому имеются достоверные данные производство всех самолетов военной авиации, а не только "истребителей" ни разу не достигало 1.5 тыс. в год. https://cyberleninka.ru/article/n/spad-proizvodstva-samolyotov-v-sssr-v-1980-h-godah-statisticheskiy-analiz-bazy-dannyh/viewer

    А вот доля военной авиации в самолетостроении в 1960-1980-е гг. по числу произведенных самолетов составляла:
    СССР: 71-77 % с тенденцией к увеличению
    США: 4-12 % с максимальной долей военных в начале 1960-х и конце 1980-х гг.
    https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38375

    Вывод простой: избыточные расходы на ВПК СССР (избыточные после достижения ядерного паритета после Карибского кризиса) и избыточное задействование человеческих ресурсов в вооруженных силах подорвали советскую экономику. Победу в Холодной войне США во многом ковали советские генералы и советская оборонка.
    В качестве примеров. До Великой Отечественной численность Красной армии определялась принципом разумной достаточности:
    -в 1925-1932 гг. численность Красной армии составляла 600 тыс. человек
    -после прихода Гитлера власти была увеличена к 1939 г. до 1.9 млн. человек, в 1941 г., когда уже больше года шла Вторая мировая война доведена до 4.2 млн.
    Для сравнения в период с 1970 до 1985 гг. численность Советской армии выросла с 3.3 до 4.5 млн. человек (по данным Military balance), а численность вооруженных сил США после окончания Вьетнамской войны снизилась с 3.3 до 2.1 млн. человек и оставалась такой до распада СССР
  9. +10
    7 января 2024 12:40
    Цитата: Сергей Кетонов
    Расчётный ресурс планера самолёта F-16A/B — 8000 часов.

    4000 часов у них ресурс. В зависимости от блока могут продлить до 6000 или 8000 про программе STAR-eMLU.

    Цитата: Сергей Кетонов
    после отлёта половины расчётного ресурса планера, прошли плановую ремоторизацию, двигатели имеют ресурс 4000 часов

    Двигатели F100 и F110 не имеют назначенного ресурса в часах, наработку считают по total accumulated cycle (TAC) в зависимости от условий, режима работы, быстроты его изменения и т.д. Говорят в среднем за час начисляют 2-3 TAC. Данные двигатели имеют ресурс до 6000 TAC.

    Цитата: Сергей Кетонов
    Помимо ремоторизации, на самолёты были установлены блоки радиокомандного наведения на начальном и среднем участках траектории полёта УР «Воздух – Воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM. У самолёта появилась возможность применять по воздушным целям не только ракеты ближнего действия с ИК ГСН AIM-9 Sidewinder, но и ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM всех модификаций от более древних AIM-120A/B до современных AIM-120C-7 и AIM-120D с увеличенной на 50 %, до 180 км, дальностью полёта. Правда, на самолёте реализовать эту дальность не удастся, так как захват цели на автосопровождение (АС) у РЛП AN/APG-66(V)2 составляет 75 % от дальности обнаружения, то есть в верхней полусфере 60 км, в нижней до 40 км — значит, ракета, даже самая современная AIM-120D, дальше не полетит, во всяком случае, в управляемом режиме

    Там стоит (V)2A с улучшенной обработкой сигналов. По дальности информацию не мешало бы перепроверить.

    Цитата: Сергей Кетонов
    РЛП EL/M-2032 создавался в своё время для истребителя IAI Lavi. Устанавливался помимо румынских МиГ-21 «Лансер» ещё на модернизированных чилийских F-5, на индийских модернизированных «Ягуар-М», на 54 турецких модернизированных «Фантомах». Всего выпущено не менее 250 единиц РЛП EL/M-2032. Предлагался в рамках пакетов модернизации F-5 (F-5 Plus) и F-16 (F-16 ACE) для южноафриканского истребителя «Чита» и для китайского истребителя Чэнду J-10 (экспортной версии). Максимальная дальность обнаружения 148 км по воздушным целям и 296 км по морским и наземным целям, способен одновременно отслеживать 48 целей и обеспечить обстрел ракетами восьми из них.

    В реальности все гораздо скромнее даже без учета скромных размеров антенны у МиГ-21.



    Цитата: Сергей Кетонов
    Советские лётчики-истребители имели, как правило, годовой налёт до 150 часов в ВВС и до 250 часов в истребительной авиации ПВО

    Истребители 80-100, иногда до 120 часов, АвПВО не больше, у них по видам боевого применения подготовка скромнее.

    Цитата: Сергей Кетонов
    Расчётный ресурс советских истребителей всех типов этого времени — порядка 2500 часов, хотя в печати встречаются и другие цифры, но в реальной жизни ни одному самолёту не дали бы больше налетать. Цифра, очевидно, взята с потолка и никакого отношения к реальному ресурсу самолёта не имеет.

    Ресурс подтверждён статическими испытаниями планера, с потолка взяты только числа в этой статье.

    Цитата: Сергей Кетонов
    А установка нового современного двигателя вместо устаревшего физически и морально ТРД Р-11/13 (замена на более-менее подходящий — американский General Electric F404 или ещё более современный General Electric F414) могла бы превратить самолёт в конфетку с увеличенной на 25 % дальностью полёта. Кроме того, значительно увеличенная форсажная тяга новых двигателей (на 20 %, к примеру F404-GE-402 — 78,7 кН) даст прирост максимальной скорости на высоте 11 000 метров для модификации МФ с 2,05 Маха (2175 км/ч) до 2,3 Маха (2440 км/ч) и прирост скороподъёмности с 225 м/с до 300 м/с.

    Для всех МиГ-21 ограничение по числу М=2,05 по путевой устойчивости (декремент затухания колебаний, слышали про такое?). По тяге можно больше с любым двигателем, хоть с Р-11-300, хоть с Р-25. В училище мы на ПФМ даже 2,15-2,17 давали.

    Цитата: Сергей Кетонов
    F-16A в силу своих специфических аэродинамических особенностей (нерегулируемый воздухозаборник типа «Сумка кенгуру», выпуклый фонарь) не блистал высокими скоростными характеристиками никогда, даже несмотря на свою высочайшую тяговооруженность, его предел максимальной скорости на форсаже на высоте 11 000 метров — 1,6 Маха (1700 км/ч)

    Реальную информацию можно найти в любом Flight Manual. Как говорится, без комментариев:
    1. -5
      7 января 2024 18:21
      Добрый вечер. Только добрался до компа. Уважаемый, все таки назначенный ресурс F-16 - 8000 часов, а по программе STAR-eMLU его продлевают с 8 000 до 12 000 часов, у двигателя F-100 ресурс - 4 000 часов. Еще два истребителя четвертого поколения - "тяжелые" F -14 и F-15 изначально имели назначенный ресурс - 6 000 часов, но моряки схитрили, убрали максималку с 2,3 Маха (2450 км/ч) до 1,8 Маха (1900 км/ч), а по перегрузке с 9 G понизили до 6,5 G, тем самым повысили ресурс своего F -14 до 9 000 часов. Теперь о ваших курсантских делах, а че так 2,17 это всего 2304 км/ч, а дальше - очкливо ?, РУД до упора, нос самолета чуть вниз по авиагоризонту на пол градуса- градус по тангажу и ждем когда самолет наберет скорость. Мосолов на серийном МиГ-21 Ф-13 так 2481 км/ч набирал и ни чего. "Фантом" легко переходил 2,2 Маха, ну да, его кидало по рысканию, ну и что - ноги на педалях так для красоты держите ?. И "Мираж-3" легко переходил через 2,2 Маха, это идеальные самолеты, а вот четвертое поколение - это уже утюги со стеклянной верандой сверху. Любопытные графики Вы представили, вероятно с испытаний, любой истребитель на испытаниях гоняли на полную катушку, что бы определить его пределы, за одно поставить рекорды и зарегистрировать их. Не буду перечислять все только - F-15, МиГ-25, Су-27 (П-42) и т. д. А вот по F-16 - пустота - 2,08 маха (2208 км/ч) на высоте 36 000 футов с полупустыми баками со снятыми пилонами в одном из полетов. Бедный самолет, я представляю, что ему пришлось пережить в этом полете, выжали из него все до капли и на списание.
      1. MSN
        0
        8 января 2024 20:09
        Любопытные графики Вы представили, вероятно с испытаний

        Любопытно, что человек ничего не знающий о РЛЭ и человек называющий F-16 "цветной лом " всегда оказывается одним и тем же человеком.
      2. -1
        8 января 2024 20:50
        Цитата: sergeyketonov
        Уважаемый, все таки назначенный ресурс F-16 - 8000 часов

        Официально - нет.



        Цитата: sergeyketonov
        а по программе STAR-eMLU его продлевают с 8 000 до 12 000 часов

        Где ж вы раньше были? Тут люди 87 миллионов вечнозеленых потратили впустую laughing
        https://news.lockheedmartin.com/2004-10-21-Lockheed-Martin-Receives-87-Million-Contract-to-Provide-Upgrade-Kits-for-Jordans-F-16s

        Цитата: sergeyketonov
        у двигателя F-100 ресурс - 4 000 часов.

        Уже полвека как их эксплуатируют по тех. состоянию, наработка у каждого двигателя получается своя. Хоть одно вменяемое доказательство своей информации привести сможете?

        Цитата: sergeyketonov
        Еще два истребителя четвертого поколения - "тяжелые" F -14 и F-15 изначально имели назначенный ресурс - 6 000 часов, но моряки схитрили, убрали максималку с 2,3 Маха (2450 км/ч) до 1,8 Маха (1900 км/ч), а по перегрузке с 9 G понизили до 6,5 G, тем самым повысили ресурс своего F -14 до 9 000 часов.

        Ну-ну, 6000, 1,8...



        Цитата: sergeyketonov
        Теперь о ваших курсантских делах, а че так 2,17 это всего 2304 км/ч, а дальше - очкливо ?, РУД до упора, нос самолета чуть вниз по авиагоризонту на пол градуса- градус по тангажу и ждем когда самолет наберет скорость.

        Про явление "голландский шаг" не слышали? Реакцию по крену на дачу ноги? Хулиганили, но в меру. Если киль разрушится, то никакое кресло не спасет. Да и об остатке надо думать, не на лампочке же сажать wink

        Цитата: sergeyketonov
        Мосолов на серийном МиГ-21 Ф-13 так 2481 км/ч набирал и ни чего.

        Так это только с F404, нет разве?

        Цитата: sergeyketonov
        "Фантом" легко переходил 2,2 Маха, ну да, его кидало по рысканию, ну и что - ноги на педалях так для красоты держите ?. И "Мираж-3" легко переходил через 2,2 Маха, это идеальные самолеты, а вот четвертое поколение - это уже утюги со стеклянной верандой сверху.

        Как раз наоборот, куча ограничений на 4 поколении ушло, да и характеристики подтянули.

        Цитата: sergeyketonov
        Любопытные графики Вы представили, вероятно с испытаний, любой истребитель на испытаниях гоняли на полную катушку, что бы определить его пределы, за одно поставить рекорды и зарегистрировать их.

        Какие рекорды? Это иностранный эквивалент руководства по лётной эксплуатации для F-16CJ.

        Цитата: sergeyketonov
        Бедный самолет, я представляю, что ему пришлось пережить в этом полете, выжали из него все до капли и на списание.

        Что ему будет? Прекрасно видно, что тяги для достижения ограничения по числу М недостаточно.
    2. -2
      7 января 2024 18:44
      Да, забыл - самое главное - налет в ПВО ровно 250 часов. У меня в городе стоял 83-й ГИАП, я это знаю от летчиков полка, у всех годовой налет - 250 часов причем полк - безаварийный за 50 лет ни одной аварии и летного происшествия, хотя базировались в городе и летали над городом, с 1972 начали заменять с Як-25 (1-я эскадрилья) и Миг-19 (2-я и 3-я эскадрильи) на МиГ-25П, к январю 1975 года все три эскадрильи имели МиГ-25П. За 50 с лишним лет не потеряли ни одного самолета. А Вы сами знаете, что такое МиГ-19, а их эксплуатировали в полку 17 лет.
      1. -1
        8 января 2024 20:57
        Если выражаться максимально мягко и корректно, это сказки. Бывали инструкторы, которые по 150 или даже 200 налетывали, так они из кабины не вылезали, по 4-5 полетов за смену делали.
        Сколько ПВОшники налетывали прекрасно представляю, одно время в соседях был полк на Ту-128.
  10. +7
    7 января 2024 15:26
    Статья не столько из раздела "Вооружение" сколько из категории агиток, что хорошо проиллюстрировали "Totvolk80 (Сергей)", "Иван Северский (Иван)" и "Lozovik". Даже нет смысла дополнять их...
  11. +8
    7 января 2024 18:01
    Прочитав заголовок, подумал было, что это небезызвестный маэстро Рябов с его "все вооружения противника - хлам, даже если полгода назад я это хвалил". Ан нет, прочитав статью до конца, был удивлен. Неуж-то конкурент?
  12. +4
    8 января 2024 02:31
    Написано много, но главных нюансов нет, например по модернизации самолета.
    F-16AM/BM Блок 15 MLU
    ... пакет обновления Mid-Life Update (MLU) F-16 был разработан для модернизации кабины и авионики до уровня, эквивалентного тем, что были на F-16C/D Block 50/52; добавить возможность применения ракет «воздух-воздух» с радиолокационным наведением; и в целом повысить эксплуатационные характеристики и повысить надежность, надежность и ремонтопригодность самолета. [59] Ключевые обновления включают в себя модульный компьютер миссии с более быстрой обработкой данных, усовершенствованную систему IFF , которая позволяет « доставлять оружие BVR сверх пределов радара», а также улучшенный радар — APG-66(V)2A — с увеличенной дальностью и возможность отслеживать и поражать большее количество целей. [8] [60] Самолеты, получившие этот набор модернизаций, получили обозначение F-16AM или F-16BM (одноместный или двухместный соответственно)....

    APG-66(V)2A заметно отличается от APG-66(V)2 (максимальная дальность которого 80 морских миль, кстати, дальности, о которых пишет автор- это реальные дальности при работе в помехах), о котором писал автор по возможностям, и в первую очередь тем, что он обеспечивает режим картографирования, максимально близкий по качеству полученной картинки к режиму с синтезированной апертурой.
    APG-66(V)2A - AN/APG-66(V)2 с новым комбинированным процессором сигналов и данных, который обеспечивает в семь раз большую скорость и в 20 раз больший объем памяти по сравнению со старыми сменными блоками линейки радиолокационного компьютера и цифрового процессора сигналов. В этом новом варианте разрешение отображаемого изображения в режиме картографирования увеличено в четыре раза и, как сообщается, близко к разрешению, предлагаемому методами SAR (Synthetic-aperture radar (SAR)) . Использовался для модернизации парка F-16A/B Бельгии, Дании, Норвегии, Португалии и Нидерландов...

    То есть самолет имеет радар с возможностью по ударам по земле, близкие к возможностям современных самолетов.
  13. 0
    8 января 2024 19:51
    Что то последние пол года многовато "шапкозакидательства"!
    Страна с которой у нас идут боевые действия, постепенно обновляет и наращивает парк военной техники. Что потенциально приведёт к ещё большим нашим потерям.
    Можно сколько смеяться или издеваться над пополнением их техники. Но это не отменяет того что у них выбиваемая техника восполняется, а у нас что то не слышно поставок новых моделей самолётов.
    1. +1
      14 января 2024 00:01
      Вы серьезно что ли? Не слышно о поставках новых самолетов в России? Может вы живете не в России и у вас нет выхода в интернет? Может вам все же следует следить за новостями, тем более никто не скрывает, и даже МО докладывает о поступлении новых партий новой техники. А вот противник сейчас наоборот лишается возможности получать оружие. И это говорят на каждом углу, так как проблемы с финансированием и с оружием тоже.
  14. +3
    10 января 2024 21:02
    Уважаемые, господа "эксперты" - читатели ВО! Давайте спустимся с авиационных "небес" на нашу грешную воюющую землю и попробуем порассуждать не о моторесурсе двигателя или ресурсе планера F-16, а что нам, России, сие перевооружение ВВС ВСУ готовит... В настоящий момент массированные удары по Белгороду, якобы, обломками, перехваченных нашими доблестными ПВО, ракет ВСУ, оптимизма и "уверенности в завтрашнем дне" - не вызывают, а заставляют задуматься... Чтобы не "триндели" СМИ, разного "разлива" и направленности, F-16 - достойный аппарат ближнего воздушного боя, с неплохой авионикой, РЭБ, выносливым двигателем и достойно оптимизированный носитель КР, что, возможно, и станет очередной "головной болью" для отечественного ПВО, особенно "закрывающих" воздушное пространство наших городов и экономических районов... Доставка КР, в район пуска, в кратчайший срок, с аэродрома "подскока" на высоте "огибания земного рельефа" (F-16 это очень может делать) с последующим, плохофиксируемым (средствами наблюдения и контроля) возвращением на основную АВИАбазу (Польша, Румыния, Словакия, Болгария) - это не потребует перерасхода мотресурса и ресурса планера. Про пилотов - отдельная "песня". В кабине такой стартовой платформы КР, при данном "варианте" её использования, может сидеть пилот любой страны, включая и страны НАТО... При нынешней отечественной "политике" противодействия НАТО, в виде рисования "красных линий", предупреждении о "законных военных целях" на словах, с высоких трибун, вероятно позволят импортным пилотам рискнуть сесть в кабины украинских F-16 (за хорошие деньги, конечно), понимая, что их задач: в кратчайший срок выйти в точку пуска и на форсаже "убраться" в воздушное пространство вышеперечисленных стран... Там они в безопасности и русские там не посмеют по ним ударить, что наглядно демонстрирует авиабаза Жешув (Польша) - основной хаб боеприпасов, вооружения для Укрорейха, в настоящий момент, или морские порты Румынии... Хочется задать вопрос нашим военным мыслителям, от ПВО: может есть смысл создать некие подразделения, в структуре ПВО, препятствующие "прорыву" обломков боеприпасов, КР, БПЛА, несущих кассетные начинки, в города и, просто, в населённые пункты и прочие народнохозяйственные объекты???? А может, что - то изменить в тактике и технологии применения средств борьбы с воздушной опасностью? Данная полемика по вопросу F-16 на страницах уважаемого издания - ВО, очень хорошо солидаризируется с работой И.В. Сталина - "Головокружение от успеха" (1930 г.). Там, правда, про колхозное строительство и шапкозакидательство в определённых вопросах и перегибах... Но суть - нынешняя... Противника нельзя недооценивать, особенно если противник находится, с тобой, в одной генетической парадигме... Вот как - то так...
    1. +1
      14 января 2024 00:05
      Может вам не совсем понятно, но Украина и сейчас имеет возможность для запуска ракет со своих Су-24, и в этом нет проблемы, а вот проблема в недостатке ракет, которых не так много передают никак не решится с передачей F-16. Ну а для работы в качестве истребителя ПВО не думаю, что он что то сможет сделать существенное. Мы, имея лучшие истребители, никак не можем помешать летать их самолетам.