Волжская «Султанша»

35
Волжская «Султанша»
Пожар на пароходе «Альфонс Зевеке». Рисунок М. Е. Малышева, опубликованный в журнале «Всемирная иллюстрация» в 1893 году, № 1277, 10 июля, стр. 49-51


«Люди делятся на три вида: живых, мёртвых и тех, что ходят по морям.»
Анахарсис скиф, сын царя Гнура, брат царя Савлия и Кадуита

Катастрофы на водах. 21 марта 2018 года на страницах ВО появился интересный материал «Султанша» в огне» о гибели в 1865 году американского парохода на Миссисипи. Такие катастрофы всегда привлекали и привлекают внимание, потому что чаще всего происходят вследствие влияния так называемого «человеческого фактора».



Катастрофа «Султанши» впечатляет, однако мало кто знает, что очень похожая катастрофа случилась и у нас на Волге. И тоже с «миссисипским пароходом», вернее, «пароходом миссисипского типа», которые на нашей великой русской реке завёл пароходчик Альфонс Александрович Зевеке – известный строитель «американских пароходов», о судьбе которого, а также о пароходах ВО также как-то уже писал. Ну а сегодня мы расскажем о впечатляющей трагедии уже «волжской «Султанши».

А было так, что в России бурное строительство пароходов на Волге началось после 1861 года. Пароходные компании создавались одна за другой, конкуренция между ними была острой, а вот опыт в строительстве именно пассажирских пароходов отсутствовал, на Волге предпочитали строить буксиры и баржи – беляны, гусяны, мокшаны и суряки. Путей привлечь пассажиров на свои суда у пароходчиков было два: снизить плату за проезд и обеспечить им за те же самые деньги комфорт и удобства. А вот этого добиться можно было только лишь одним способом: постройкой больших и вместительных двух-трёхпалубных пароходов, способных сразу перевести много пассажиров. Вопрос был лишь за тем, где найти подходящий образец, удобный в постройке и, что самое главное, не слишком дорогой?!

Вот Альфонс Александрович Зевеке и решил, что лучше, чем Америка, места не найти, и отправил туда своего сына. Причём почему-то не в США, а на Амазонку, где, кстати, тоже плавали заднеколёсные миссисипские пароходы. Молодому человеку пароходы на Амазонке понравились, он добыл на них всю проектную документацию и вернулся в Россию. Отец его выслушал, одобрил и тут же приказал заложить первый «американский пароход» в России с задним расположением гребного колеса, который следовало построить ещё и целиком из дерева! Пароход назвали «Амазонка» и очень скоро выпустили в плавание.


Первый «американский пароход» на Волге «Амазонка». Главной на нём была вторая верхняя пассажирская палуба, где располагались каюты 1 и 2 классов. Пассажиры 3-го класса относились к числу «палубных» и находились на нижней палубе «без мест»

Нужно отметить, что судно у наших мастеров вышло на славу: три палубы, общая длина 58 метров, 11 метров ширина, к тому же с плоским дном и вдобавок рекордно лёгкое. Осадка «Амазонки» составляла всего лишь 0,71 метра, а с полным грузом на борту – 400 пассажиров плюс 393 тонны груза – 1,2 метра! То есть оно могло приближаться даже к самым мелководным пристаням, что было, разумеется, только на руку его владельцам. Скорость парохода по течению была достаточно высокой – 20 км/ч, а против течения – 10-12. Судно изначально проектировалось как грузопассажирское, потому много места на нём отводилось под груз.

Пассажирские каюты находились на второй палубе. На нижней располагались два котла и двухцилиндровая паровая машина. Причём котлы, как и на американских пароходах, находились на носу, а машина – на корме, а соединялись они длинными паропроводами. Это несколько понижало её КПД, но зато освобождало всю среднюю часть палубы для груза, а кроме того, улучшало развесовку корпуса.

Широкое гребное колесо находилось сзади, а вот рули, причём сражу четыре, были установлены перед ним. Такое расположение рулей улучшало маневренность парохода на мелководье, что для Волги опять же было очень важно. И, кстати, в мелководный сезон 1883 года «Амазонка» отлично себя показала. Итог был закономерен: компания Зевеке в следующие годы заказала сразу несколько таких пароходов, которые волгари, правда, прозвали «козами» за две разнесённые по бортам трубы.


Иногда для повышения маневренности заднее колесо делали двойным, с независимым приводом каждого из них

Для пассажиров 1 и 2 классов были оборудованы роскошно отделанные каюты, к их услугам были буфеты с богатым выбором самых различных напитков и даже горячих блюд. Для любителей чтения на борту имелись библиотеки, куда доставлялись свежие газеты и журналы, а в общем салоне стоял даже рояль! Правилами пассажирам этих двух классов разрешалось сходить с борта «по требованию» вне расписания, вот даже как! Причём если на берегу пристань отсутствовала, а пассажиру требовалось непременно сойти, то капитан был обязан отвести его на берег на шлюпке и только после этого продолжить свой путь.


Поскольку пароходы Зевеке строились из дерева, служили они недолго. Потом их начали заменять судами уже с металлическим корпусом. Гребные колёса на них ставились по бортам, а трубы – одна за другой, так что силуэт их сильно изменился. Но старые названия пароходов сохранялись. На фотографии обновлённый пароход «Миссисипи»

Как и свои американские собратья, пароходы Зевеке на Волге тоже возили кипы хлопка на палубе, что и послужило причиной пожара на борту парохода «Альфонс Зевеке», спущенного на воду в 1885 году. И вот как описал эту катастрофу один из очевидцев, оставшийся в живых:

«В пятницу, 18 июня (тут пассажирам хотя бы немного, но повезло – вода была достаточно тёплой! – прим. автора) переполненный пассажирами всех трех классов пароход «Альфонс Зевеке», с грузом, состоящим преимущественно из хлопка, в три часа пополудни отплыл из Рыбинска. Хлопок был сложен в громадном количестве на середине парохода на нижней палубе. Около 4 и ¾ часа пополудни, когда большинство пассажиров разошлись по каютам – было послеобеденное время, – на палубе раздались внезапно нечеловеческие душераздирающие крики; началась страшная суматоха и беготня, и вскоре послышались крики: «Пожар, направляй к берегу!». Пожар произошел оттого, что загорелся хлопок, но каким образом хлопок загорелся – до сих пор неизвестно.

Прежде всего сгорела средняя часть судна (столовая, буфет, матросские помещения), и огонь начал распространяться в двух противоположных направлениях: к корме и носу; вследствие этого пассажиры были разделены непреодолимой преградой. Всей небольшой кучке пассажиров, сбежавшейся на носовую часть, которою пароход уткнулся в берег, удалось спастись, так как глубина была незначительная (по пояс). Остальные же, бросившиеся к корме, должны были кидаться в воду у колес парохода, расположенных в кормовой части, где было глубоко. Колеса не переставали работать, так что многие силой течения и вращением воды были затянуты под них. Около шести часов сверху подошел пароход «Проворный» общества «Самолет», а снизу «Наяда» того же общества, с которых спустили шлюпки и начали спасать людей в воде.»

(«Всемирная иллюстрация», 1893 г., том 50-й).

Попало сообщение о пожаре на пароходе и в местные газеты. Так, газета «Нижегородские губернские ведомости» от 23 июня 1893 года (№ 25) подробно написала о том, что на борту парохода «Альфонс Зевеке», шедшего рейсом из Рыбинска в Нижний Новгород с пассажирами и грузом на борту, в шесть часов вечера начался пожар. На расстоянии 4-5 верст его тушили своими силами, однако немного в том преуспели.

«Огонь распространялся все более и более и капитан, видя неизбежную гибель, направил судно к берегу, вблизи села Савинского, в двенадцати верстах выше Романова.»


Пароход «Альонс Зевеке» под погрузкой незадолго до пожара

В результате пожара приткнувшийся к берегу пароход сгорел до основания. Остались от него только паровая машина, две трубы и гребное колесо. Пассажиров на борту было около 70 человек, но, сколько из них погибло, в точности неизвестно. Предполагают, что половина из них спаслась.

«Поиски утонувших производятся крестьянами и рыбаками. Из числа погибших в Рыбинск привезено тело генерала от инфантерии Петрушевского. Семейство его спаслось. Гроб с прахом покойного сегодня в 12 часов дня перенесен в Казанскую церковь.»

Надо сказать, что масштаб катастрофы в данном случае был не сравним с катастрофой «Султанши», но на Волге это был первый такой случай, и о нём, разумеется, говорили много. Много говорили и о том, что гибели парохода способствовало то, что он был целиком построен из дерева. В какой-то степени это привело к тому, что новые пароходы на Волге начали строить из железа, хотя каюты пассажиров по-прежнему были деревянными. На какое-то время на пароходах Зевеке люди боялись плавать, но затем умелая реклама и снижение тарифов сделали своё дело, и его пароходы опять сделались популярным видом волжского речного транспорта.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    14 января 2024 04:44
    Вспоминается песенка из кинофильма "Волга-Волга":
    "Америка России подарила пароход" ©
  2. +12
    14 января 2024 04:51
    Сразу вспомнился фильм "Волга-Волга" и пароход "Севрюга" с песенкой:
    "Америка России подарила пароход:
    С носа пар, колеса сзади,
    И ужасно, и ужасно,
    И ужасно тихий ход!"(с)
    1. +8
      14 января 2024 05:09
      Только он еще лет тридцать поработал.
      1. +9
        14 января 2024 05:20
        Привет, Сергей!
        С Новым годом, со Старым!))
        1. +4
          14 января 2024 08:41
          Привет, Константин!

          И тебя и всех-всех-всех - со Старым Новым годом!
      2. +4
        14 января 2024 17:34
        К сожалению, Севрюга в фильме Волга- Волга- это специально построенная для фильма декорация, а не реальный пароход (как и Лесоруб в фильме, кстати).
        Для фильма пароход «Севрюга» строился в Красных Баках, ныне рабочий посёлок Нижегородской области. Фотография строительства парохода находится в Краснобаковском краеведческом музее.

        ...экзотическая флотилия — съемочная группа фильма «Волга-Волга» отправилась на натурные съемки. Возглавлял кавалькаду пароход «Память Кирова», на котором разместились участники экспедиции (киноэкспедиции, как тогда называлось)... Следом за «флагманом» на буксире шли «игравшие» в картине бутафорский пароход «Севрюга» и парусник «Лесоруб».
        ... Верхневолжское пароходство выделило в помощь “Памяти Кирова” буксир “Добролюбов”, который постоянно маневрировал, переставляя и устанавливая в нужных местах декоративные суда.

        1. +3
          14 января 2024 18:59
          Настоящий было бы сложнее по частям разбирать.
  3. +11
    14 января 2024 04:51
    Сразу вспомнился фильм "Волга-Волга" и пароход "Севрюга" с песенкой:
    "Америка России подарила пароход:
    С носа пар, колеса сзади,
    И ужасно, и ужасно,
    И ужасно тихий ход!"(с)
    1. +11
      14 января 2024 04:55
      Знаменитая "Севрюга"
      1. +16
        14 января 2024 05:11
        – Хороший пароход!
        – Пароход-то хороший, только он воды боится.
        1. +13
          14 января 2024 06:17
  4. +8
    14 января 2024 04:55
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    С эпиграфом не поспоришь. А уж если еще и потенциальная прибыль глаза застит.
  5. +11
    14 января 2024 07:36
    …но на Волге это был первый такой случай, и о нём, разумеется, говорили много.

    Увы не последний. Опуская катастрофы и происшествия эпохи пара: столкновение с железнодорожным мостом круизного лайнера «Суворова» унесла из жизни более 170 человек, опрокидывание «Булгарии» - 124 пассажиров в том числе и детей. Второй пример - современная калька к эпиграфу….
    Автору спасибо, камрадам доброго утра и хорошего дня!
    1. +1
      15 января 2024 15:55
      Для меня, кстати, было удивительным узнать, что "Суворов" после ремонта был вновь введен в строй.
      И это при всей суеверности людей, "работающих" на воде...
  6. +14
    14 января 2024 07:53
    Много говорили и о том, что гибели парохода способствовало то, что он был целиком построен из дерева. В какой-то степени это привело к тому, что новые пароходы на Волге начали строить из железа, хотя каюты пассажиров по-прежнему были деревянными.

    Не соглашусь с Вячеславом Олеговичем. Переход на «железные» пассажирские пароходы в последней четверти позапрошлого века был напрямую связан с высокой конкуренцией на Волге. Критерий стоимость-эффективность, не только повлиял на развитие корпусов речного флота, но и подтолкнул к «эволюции» перевода топок, сначала на уголь, а потом и нефть. Маржа и конкуренция!!!
    Впрочем это не касалось «товарищеских» и «артельных» пароходов которые строились в складчину. Последние напротив делали как можно дешевле и использовали для собственных нужд. Впрочем срок из эксплуатации не превышал 10 лет. Иногда машина, как «знамя» переходила с одного артельного пароходика на другой до пяти раз. Многие из них так и назывались «Гадюкин и Ко 1,2,3»!!!
  7. +9
    14 января 2024 11:05
    Отец его выслушал, одобрил и тут же приказал заложить первый «американский пароход» в России с задним расположением гребного колеса, который следовало построить ещё и целиком из дерева! Пароход назвали «Амазонка»

    ЕМНИП первым пароходом "американского типа" Зевеке все же был "Переворот" вступивший в строй в 1871, впоследствии переименованный в "Колорадо" . Однотипные "Миссисипи" и "Бернардаки" вышли на линию в следующем 1872 году.
    А вот "Амазонка" построена гораздо позже в 1882
    http://russrivership.ru/public/files/doc381.pdf
    судно у наших мастеров вышло на славу: три палубы,

    Судя по снимку - две
    1. +4
      14 января 2024 15:30
      Но он же не был "миссисипским"."В 1871 году в Сормове был построен первый в России двухпалубный товаро-пассажирский пароход в железном корпусе «Переворот». Корпус судна был сделан из стали превосходного качества". И колеса располагались по бортам и трубы одна за другой и корпус был железный. А "американцы" были все деревянные, колеса имели сзади и две трубы перпендекулярно корпусу. Разница очень заметная.
      1. +5
        14 января 2024 18:33
        Цитата: kalibr
        А "американцы" были все деревянные, колеса имели сзади

        То есть, "Султанша" с коей началось повествование (с боковыми колесами) не "американец"? belay
        И самый первый коммерческий пароход на Миссисипи "Новый Орлеан" с боковыми колесами и одной трубой тоже?
        Я все же склонен думать, что все "миссисипцы" - "американцы", но не все "американцы" "миссисипцами"))
        1. +2
          14 января 2024 19:22
          Цитата: Старший матрос
          То есть, "Султанша" с коей началось повествование (с боковыми колесами) не "американец"?
          И самый первый коммерческий пароход на Миссисипи "Новый Орлеан" с боковыми колесами и одной трубой тоже?

          На Миссисипи были пароходы разных типов в том числе и боковыми колесами. Я имел ввиду только волжские пароходы.
    2. +4
      14 января 2024 19:48
      Цитата: Старший матрос
      Судя по снимку - две

      Считали так - две закрытых и одна открытая. Сразу получается три. Так солиднее!
  8. BAI
    +10
    14 января 2024 12:38
    Где то в середине 70х годов плыл (шел) от Казани до Москвы на КОЛЕСНОМ ПАРОХОДЕ "Джамбул Джабаев".
    Похож на "Миссисипи"


    Кажется он
    1. +6
      14 января 2024 18:38
      Цитата: BAI
      Где то в середине 70х годов плыл (шел) от Казани до Москвы на КОЛЕСНОМ ПАРОХОДЕ "Джамбул Джабаев".

      Неудивительно. Колесный привод весьма эффективен на мелководье, вдобавок сразу развивает изрядную тягу, в отличии от винта или водомета. Потому КОЛЕСНЫЕ буксиры-толкачи даже во второй половине 20-го века строили и использовали.
      1. +2
        17 января 2024 11:20
        Цитата: Saxahorse
        КОЛЕСНЫЕ буксиры-толкачи даже во второй половине 20-го века строили и использовали.

        Енисей тоже не глубоководен. Особенно в черте Красноярска. Ещё в 1980-х наблюдал, такие буксиры.
  9. +1
    14 января 2024 18:01
    Вот Альфлонс Александрович Зевеке и решил, что лучше, чем Америка, места не найти, и отправил туда своего сына. Причём почему-то не в США, а на Амазонку, где, кстати, тоже плавали заднеколёсные миссисипские пароходы. Молодому человеку пароходы на Амазонке понравились, он добыл на них всю проектную документацию и вернулся в Россию.

    Интересно, откуда автор почерпнул эту информацию об Амазонке.
    Река Амазонка и ее главные притоки протекают через следующие страны Южной Америки: Перу, Венесуэла, Эквадор, Боливия, Колумбия и Бразилия. Длина ее 7000 километров. "Молодой человек" ее всю объехал?
    Притом что в 1881 году ни в одной из этих стран пароходы не строили и никакой документации добыть там было невозможно. Более того - 1881 год - это разгар каучуковой лихорадки и для перевозки добытого сырья пароходы массово заказываются в Европе. Различные верфи, такие как Cochrane & Co. (Биркенхед, Англия), Holtz & Co. (Гамбург, Германия) или Chapadare et Frères (Аржантёй, Франция) озолотились на постройке судов малого тоннажа и осадки, специально приспособленных к гидрографии джунглей. Суда разбирались, перевозились по морю в Южную Америку с помощью крупных океанских судоходных линий, а затем собирались на месте специально нанятыми европейскими механиками уже самими заказчиками на примитивных верфях.
    Поэтому "поездка на Амазонку" очень смахивает на городскую легенду.
    1. +2
      14 января 2024 19:24
      Цитата: Dekabrist
      Поэтому "поездка на Амазонку" очень смахивает на городскую легенду.

      Понятно, что не сам придумал. А откуда-то взял. Но вот откуда? Сказать не могу, потому, что впервые этот материал был опубликован в журнале Тайны ХХ века много лет тому назад. Так много, что я уже забыл откуда что бралось.
      1. +3
        14 января 2024 19:41
        Вспомнил, однако. Было так, что когда я учился в аспирантуре в Куйбышева(Самара) в 1985-1988 гг. то приработка ради сотрудничал с местной газетой. А имея доступ во все архивы, выискивал там интересные материала о прошлом Самара и писал о них. О белянах, гусянах, Салорейхах, барках сурских, суряках, пензенских пароходах Зевеке "Вера", "Надежда" "Любовь" , "сурочистах" и... его компании и пароходах.Благо у меня под руками была масса газет того времени. Все это оттуда. Как надоест мне копаться в материалах патрархива, я тут же перебирался в областной архив и копался "в пыли веков". Естественно, что для того, чтобы избежать конкуренции со стороны местных краеведов я всякий раз ссылался на документы и газеты. Вот с той поры у меня периодически - как начинаю копаться уже в собственном архиве старых статей, - и появляются такие материалы. Но это отнюдь не калька старых текстов. Я их всегда проверяю на новизну и меньше, чем 84% по Адвего у меня не бывает.
      2. +2
        14 января 2024 19:49
        Понятно, что не сам придумал. А откуда-то взял. Но вот откуда?

        В любом случае информация неправдоподобная, поскольку ехать за документацией в страны, где нет судостроения, никто в здравом уме не будет.
        1. +3
          14 января 2024 20:45
          Цитата: Dekabrist
          В любом случае информация неправдоподобная, поскольку ехать за документацией в страны

          Тогда я об этом даже и не думал. Вот газета или журнал того времени. В них текст... Чего ещё ком-то надо? В то время авторам таких вопросов не задавали...
  10. +3
    14 января 2024 21:49
    общства «Самолёт
    .
    Вот интересно ... самолётов ещё не было , а общество уже было . Если б подобное раскопали не в губернской газете , а в каком нибудь папирусе , то папирус бы признали подделкой
    1. -1
      15 января 2024 10:43
      Коврами самолетами уже пользовались.
    2. +1
      15 января 2024 18:30
      Мал-мала отечественной истории: первые самолёты использовались на Руси ещё во времена Петра I. Сегодня они называются паромами (типа сам летает по воде).
  11. +3
    14 января 2024 22:21
    Хлопок очень непредсказуемый и пожароопасный груз..
  12. 0
    15 января 2024 15:57
    Уважаемый автор.
    Ну не "перевеСти", а "перевеЗти" же.
    Ведь в статье речь идет о перевозке, а не о переведении или переводе.
    1. 0
      16 января 2024 12:55
      Цитата: Fenix844
      Ну не "перевеСти", а "перевеЗти" же.

      Александр! С тех пор как стал работать с корректорами стал менее внимательно относиться к своему тексту. Больше так напишешь... Но бывает и они не дорабатывают.
  13. 0
    23 января 2024 18:29
    Интересно другое. А откуда в Рыбинске взялся хлопок? Да к тому же повезли его в Нижний Новгород. Я бы понял если его везли бы с юга. Но севера... Допустим он из Америки. Но тогда должен был бы быть скорее в Архангельске. Всё-таки порт. А из Архангельска в Рыбинск на перекладных? И зачем? Может кто, что знает?!