Разбор вооруженных групп Мали (Aljazeera, Катар)

Разбор вооруженных групп Мали (Aljazeera, Катар)
Между тем как в центре внимания находится Аль-Каида, местные группы и этнические бойцы являются неотъемлемой составляющей сложного клубка нестабильности.

***


Французские самолеты бомбят цели в Мали в ходе операции, которая декларируется как борьба против связанных с Аль-Каидой боевиков. Но регион – это эпицентр нестабильности с самым разнообразным набором религиозных бойцов, этнических ополченцев и секуляристов.

Проведя несколько недель на беспокойном севере страны, корреспондент Аль-Джазиры Мэй Йинг Уэлш делает обзор нескольких различных групп и их устремлений.

MNLA (Национальное движение за освобождение Азавада)

Эта секулярная сепаратистская повстанческая группа туарегов хочет добиться независимого государства в северной части Мали Азавад. Повстанцы MNLAзаявляют, что хотят отдельного государства для всех народов северного Мали (основные этнические группы здесь – это туареги, сонгай, арабы и фулани). Среди них есть несколько символических представителей этнической группы сонгай, но 99% бойцов движения MNLA – туареги, чья основная мотивация заключается в том, чтобы добиться государства туарегов.

Лидер MNLA – Билал Аг Шериф, туарег из племени Ифогас, а его заместитель – Махамаду Дьери Майга, сонгай. Группа, которая когда-то контролировала города Гао и Кидал, теперь преимущественно растворилась среди местного населения в ожидании своего следующего шанса.

На движение MNLA, как правило, не обращают внимания, и его недооценивают, потому что оно отступило под напором Аль-Каиды и позволило связанным с Аль-Каидой группам взять под контроль ситуацию на местах. Однако важно помнить, что у истоков возникновения этого кризиса были действия MNLA по захвату северного Мали, и все, что происходит сейчас, может рассматриваться как своего рода реакция на те события. Надежды и устремления MNLA уходят корнями в первое восстание туарегов 1963 года. Их требования не исчезнут, а по-прежнему останутся одной из глубинных составляющих кризиса на севере Мали.

FLNA (Национальный фронт за освобождение Азавада)

Это арабская группа, которая является ситуативным союзником движения MNLA и хочет, чтобы народ северного Мали получил право на самоопределение. Они хотят, чтобы северные малийцы получили возможность решать, хотят ли они быть автономными, независимыми или хотят входить в состав Мали, возможно, посредством референдума, подобного тому, который проводился, когда Южный Судан проголосовал за независимость. Фронт FLNA не требует введения законов шариата.

Ganda Koy

Ганда Кой (Хозяева Земли) – это сонгайская этническая группа самообороны, которая возникла во времена второго восстания туарегов в 1990-х. Ополченцы Ганда Кой в прошлом воевали на стороне малийской армии против повстанцев-туарегов. Их обвиняли в массовых убийствах гражданских туарегов.

Организация Human Rights Watch недавно выпустила отчет, предупреждающий о том, что этнические группы самообороны, наподобие Ганда Кой и Ганда Изо, составляют списки по уничтожению членов MNLA, Ансар Аль-Дин, других групп и тех, кто с ними сотрудничает. Можно предположить, что многие имена в этих списках принадлежат туарегам и арабам.

Ganda Izo

Ганда Изо – это группа этнических ополченцев фулани, которая сформировалась в 2008-м для выполнения функций, подобных Ганда Кой – обеспечения самообороны местного населения фулани и противодействия восстанию туарегов. Ганда Изо теперь расширила свои ряды, и в нее входят не только этнические фулани. У группы есть лагеря подготовки в Мопти.

"Религиозная" коалиция включает три основные группы:

Аль-Каида в Исламском Магрибе (АКИМ)

АКИМ – это преимущественно алжирско-мавританская группа, которая присутствует в северном Мали с 2003 года и за последние десять лет похитила и удерживала более 50-ти европейских и канадских заложников с целью получения выкупа, по разным оценкам, заработав таким образом свыше 100 миллионов долларов.

Министр иностранных дел Нигера Мохамед Базум недавно заявил, что присутствие АКИМ в северном Мали было частью сделки между группой и свергнутым президентом Мали Амаду Тумани Туре (АТТ) – сделки, заключенной при посредничестве близкого политического советника АТТ Ияда Аг Гхали. Деньги на выкуп заложников от европейских правительств якобы распределялись среди малийских чиновников, в то время как АКИМ получала свободу действий в регионах туарегов при попустительстве малийской армии.

АКИМ сейчас удерживает как минимум девять европейских заложников в северном Мали.

За последние десять лет несколько местных ифогас, туарегов и арабов присоединились к АКИМ в Мали, а члены формирования также женились на женщинах из местной общины. Однако теперь, когда АКИМ открыто вращается в основных городах на севере Мали и благодаря их связям с местными группами, например, Ансар Аль-Дин, группа получила более доминирующее положение. Теперь молодежь из южного Мали, Сенегала, Нигера и других стран приезжает, чтобы вступить в ряды группы в составе Исламской полиции, которой АКИМ непосредственно управляет.

Основной лидер АКИМ – это алжирец Абдель Малек Друкдель по кличке Абу Мусаб Абдель Вадуд, хотя в руководстве также есть Эмир Сахары Яхиа Абу Хамам и несколько бригад, возглавляемых известными сахарскими персонажами, например, одноглазым алжирским наркоторговцем Мохтаром Бельмохтаром и еще одним алжирцем Хамидом Абу Зайдом. Точная структура руководства группы в Сахаре неизвестна.

Ансар Аль-Дин

Ансар Аль-Дин – это группа местных туарегов-ифогас, арабов-берабиш и других местных этнических групп, которые хотят ввести законы шариата по всему Мали и во всем мусульманском мире.

Основатель и глава Ансар Аль-Дин – это Ияд Аг Гхали, бывший лидер туарегов в 1990-х. В последние десять лет Ияд тесно сотрудничал с бывшим президентом, чтобы попытаться положить конец бурлящим в стране восстаниям туарегов и для ведения переговоров с АКИМ о сделках по выкупу заложников.

Представитель Ансар Аль-Дин – это араб из района Тимбукту по имени Санда Улд Бумана, который в 2005 году был заключен в тюрьму в Мавритании по обвинению в членстве в Аль-Каиде.

Большинство бойцов Ансар Аль-Дин – это туареги из племени Ияда Аг Гхали Ифогас и арабы-берабиш из района Тимбукту. Ансар Аль-Дин избегает столкновений с MNLA и FLNA, чтобы не проливать кровь родственников и племенных партнеров, что привело бы к их делегитимизации. Они оставляют эту часть работы MUJAO и АКИМ.

Хотя Ансар Аль-Дин отрицает любые связи с Аль-Каидой, группа по сути функционирует как местный зонтик, под которым могут работать члены Аль-Каиды в Исламском Магрибе (АКИМ). Отношения между двумя группами аналогичны связи между Талибаном и Аль-Каидой в Афганистане, и в данном случае Ансар Аль-Дин играет роль хозяев. Например, эти две группы совместно управляют религиозной полицией. Ансар Аль-Дин сохраняет исключительно малийский членский контингент, таким образом оставляя для себя открытыми будущие возможности в пределах Мали.

Ансар Аль-Дин присутствует во всех трех основных городах на севере: Гао, Тимбукту и Кидал.

MUJAO (Движение за единство и джихад в Западной Африке)

MUJAO – это самая мутная из всех связанных с Аль-Каидой групп в северном Мали. Предположительно, это диссидентская группа, которая откололась от АКИМ, но ее члены сказали Аль-Джазире, что гордятся тем, что сотрудничают с АКИМ в Гао, чтобы отразить совместных врагов.

Подобно Ансар Аль-Дин, MUJAO утверждает, что хочет ввести по всему миру шариат. В отличие от Ансар Аль-Дин, в группу входят как местные жители, так и иностранцы из региона Сахел и Северной Африки.

Движение MUJAO наиболее агрессивно атаковало членов MNLA, а также арабские группы, которые добиваются самоопределения для северного Мали. Каждый раз, когда в регион проникает группа MNLA, MUJAO терроризирует ее до тех пор, пока она не отступит.

Среди источников финансирования MUJAO – наркобароны из арабов Тилемси в районе Гао. К группе также присоединилась некоторая часть их молодежи.
Первоисточник:
http://www.aljazeera.com/indepth/features/2013/01/20131139522812326.html
Перевод:
http://navoine.ru
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти