«Леопарды» в степях Украины: несбывшиеся мечты и сбывшиеся прогнозы

56
«Леопарды» в степях Украины: несбывшиеся мечты и сбывшиеся прогнозы

Знаете, а в этом есть что-то такое, мистическое. Начиная от неудач под Харьковом образца 1941 и 1942 годов прошлого века и до 2022-го. От надежд до захлеба на «чудо-оружие», которое вот-вот и придет, что позволит победить, до полного (или не совсем полного) разочарования.

В преддверии так называемого «контрнаступа», западные страны осуществили чрезвычайно объёмную как по количеству, так и по номенклатуре, поставку бронетехники на Украину. В качестве одной из «первых ласточек» являлся немецкий основной боевой танк «Леопард». И, пожалуй, на эту машину возлагалось очень много надежд. Мы бы сказали, что слишком много.



Весь прошедший 2023-й год, тема поставок западной военной техники, а также борьба с ней, была одной из самых востребованных и обсуждаемых на страницах нашего «Военного Обозрения». А сообщения и статьи, прямо или косвенно касающиеся немецких танков «Леопард», всевозможных модификаций, всегда пользовались большим интересом читателей и, зачастую, инициировали горячие споры, обсуждения и дискуссии.

Данный материал представляет собой некую компиляцию из материалов, взятых одним из авторов в немецких источниках (что понятно, поскольку он уже почти тридцать лет проживает в Германии), второй неплохо чувствует себя в информационном поле противника, так как болтается в нем более десяти лет.

Вообще это полезно - черпать информацию о настроениях в официальных и (особенно) неофициальных заявлениях политиков, высказываниях простых людей в соцсетях, в общем - максимально плотно чувствовать все, что происходит в стране. И это касается и Германии, и Украины.

С Германией в плане информации проще. Там «Alles sollte in Ordnung sein», то есть, должен иметь место определенный порядок или даже Порядок. Ловля съедобной информационной рыбки в мутном котле украинских СМИ – это занятие сильно так себе. Однако «Обозреватель», «Сегодня», «Украинская правда» и УНИАН иногда позволяют (признаюсь, при помощи друзей-советчиков с той стороны) вменяемое представление по теме.

2 января, интернет-портал «Die Welt» опубликовал очень короткую, но глубокую, во многих смыслах, статью. Даже не статью, а заметку:
«Лишь "небольшое количество" немецких танков Леопард принимают участие в боевых операциях на Украине».


Поздно вечером короткие выдержки из этой статьи были уже опубликованы на нашем сайте. Народ активно, временами на грани фола, бросился комментирать содержание, что побудило авторов перевести и полностью, с небольшими комментарими и дополнениями, опубликовать ниже то, что писал «Die Welt»:

«Из 18 танков Leopard, поставленных Германией Украине в марте 2023 года, лишь «очень небольшое количество» до сих пор находится в эксплуатации. К такому выводу пришел эксперт по вопросам обороны Партии зеленых Себастьян Шефер (Sebastian Schäfer). В связи с этим он отправил официальное письмо компаниям Rheinmetall и Krauss-Maffei Wegmann (KMW), производителям бронетехники».


И вот какое, простите, дело биозащитнику до танков? Неужели главного «зеленого» эксперта так взволновало загрязнение окружающей среды выхлопными газами двенадцатицилиндровых 1500-сильных двигателей фирмы MTU? Или перепаханные гусеницами Леопардов поля, леса и дороги Украины?

Вовсе нет. Миролюбивого члена партии, когда-то, в прошлом веке, ратовавшей за мир, озаботило совсем другое:

«К сожалению, следует отметить, что сейчас Украина может использовать лишь очень небольшое количество из поставленных боевых танков. Ремонт занимает очень много времени, поскольку, по данным литовского отраслевого ремонтного предприятия, необходимых для ремонта бронетехники запчастей не хватает».


Перед Рождеством (декабрьским, естественно) Шефер, вместе с министром обороны Борисом Писториусом, посетил это ремонтное предприятие в Литве. Сложно сказать, почему господа оказались именно в Литве, а не в Польше, где было открыто примерно такое же по сути и большее по размерам ремонтное предприятие, но по итогам посещения «борец за светлое, экологически чистое будущее» в отчаянии пишет, что

«Необходимо срочно предпринять действенные меры», чтобы как можно быстрее исправить ситуацию с запасными частями. Ведь танки-то стоят без дела…

А вот дальше началось несколько неожиданное. Дальше господин Шефер определил, по чьей же вине основная масса «Леопардов» стала небоеспособна.

Вы наверняка думаете, это минные поля, удары авиации ВКС России, ПТУРы, БПЛА, артиллерия российских Вооружённых Сил?

Нет, не угадали. Об этом ни слова. Вот она, одна из основных причин:

Попытки ремонта танков со стороны украинской армии привели к их дальнейшему повреждению. Следует изучить, в какой степени это можно было бы предотвратить, за счет лучшей подготовки механиков или предоставления необходимых инструкций, а также можно ли одновременно с этим организовать квалифицированное восстановление техники на территории Украины


Очень немногие из современных основных боевых танков Leopard 2A6, доставленных из Германии, все еще используются на Украине.

Вот если это не картина «Приплыли», то «Приехали» точно. То есть, немец сегодня говорит о том же, о чем мы на наших страницах говорили и год, и два тому назад: мало поставить дорогие военные машины, что танки, что самолеты. Мало обучить экипажи, много важнее подготовить качественный инженерно-технический персонал для ремонта, и что даже важнее – для обслуживания танков!

«Леопард» - это сложная штука. Это не Т-55, не Т-64, это машина, которая не просит – требует ухода и обслуживания по полной программе.


Ну, а заканчивает «Die Welt» статью совсем на пессимистичной ноте:

«После долгих колебаний, в марте, федеральное правительство передало Украине, в общей сложности 18 танков «Leopard 2» из арсенала Бундесвера. Поставка является частью помощи против российского нападения. Сейчас машины имеют боевые повреждения, но есть и значительный технический износ из-за вождения и стрельбы».

Как мы понимаем, это такой завуалированный посыл украинцам:
«Ребята, пожалуйста, ну его, этот фронт. Танки-то, отличные, но не нужно на них ездить, из них стрелять, а то поломаете, кто же и где чинить будет?».

А ведь ещё 30 января 2023 года, в статье для «VDI nachrichten» (это еженедельная немецкая газета, которая сообщает о достижениях в области техники и технологий) предупреждал автор, Петер Штайнмюллер (Peter Steinmüller), что в поставку «Леопардов» на Украину будет сразу же интегрировано множество проблем:

«При некоторой предварительной работе, замену двигателя Леопарда можно произвести примерно за 30 минут.
Но чтобы осуществить ремонт в мастерской за линией фронта, туда нужно сначала отбуксировать подбитый танк. А на Украине это будет сложно, потому что эвакуационные средства ВСУ рассчитаны на значительно более лёгкие танки. Опять же, Федеральное правительство заявило, что уже поставило на Украну 15 бронированных эвакуационных машин Bergpanzer 2, которые Бундесвер использует для буксировки своих «Leopard 2» на протяжении десятилетий».



Эвакуационная машина Bergepanzer 2

Вот это разумный ход, мы только позволим себе заметить, что БРЭМы прибыли с реальным опозданием, когда «Леопарды» уже начали эксплуатироваться в ВСУ. Как пример промежуточного итога мы можем привести данные украинской стороны о событиях 8 июня прошло-го года, когда несколько танков «Леопард» и БМП были повреждены и оставлены украинскими силами в районе Малой Токмачки.


Причина – машины тривиально было нечем эвакуировать. И после определенных событий союзники Украины начали предпринимать определенные шаги.

«Танки могут транспортироваться на 13 большегрузных полуприцепах американского производителя «Oshkosh», поставка которых на Украину была осуществлена Германией и за немецкие деньги. 16 других большегрузных полуприцепов ждут своей отправки».


Транспортная система Heavy Equipment Transporter System (HETS) с тягачем «Oshkosh»

«Однако общий вес «Леопарда 2» и тягача представляет собой проблему для Украины: дороги и мосты страны рассчитаны только на транспортные средства с максимальной массой 44 тонны. Переправы через реки и овраги, с помощью уже поставленного мостоукладчика «Бибер», также не представляется возможным, он предназначен только для «Леопард 1».



Танковый мостоукладчик «Бибер»

В целом проблема стара, как сама Европа. Все это обсуждалось еще в семидесятые годы прошлого века, и особых изменений за последние полсотни лет не произошло. Вообще очень странно наблюдать этот танец на граблях, точнее, на мостах, но что есть – то есть.

«Даже страшно представить, как тяжело приходится сейчас военнослужащим Украины, которые осуществляют логистические поставки из стран НАТО», — написал в Твиттере эксперт по вооружениям Ларс Винкельсдорф (Lars Winkelsdorf) в начале этого года.

Поскольку страны НАТО поставляют на Украину всё подряд, что есть на складах, возможности стандартизировать запасные части и техническое обслуживание практически отсутствуют. Тем более что автомобили из США и Великобритании производятся по имперской системе (ярды, футы, дюймы и т.д.), а автомобили из материковой Европы – по метрической системе – даже самый маленький винтик не является взаимозаменяемым.

Иная ситуация с членами семейства Леопард, ряд вариантов которых Германия уже поставила: мостоукладчик «Biber», бронированный эвакуатор «Bergepanzer 2», зенитная самоходная установка «Gepard» и самоходная артиллерийская установка Panzerhaubitze 2000 имеют взаимозаменяемые компоненты, например в шасси».


Зенитная самоходная установка «Гепард»

«В Михаловце (Словакия) Бундесвер располагает центром технического обслуживания крупногабаритной техники, поставляемой на Украину, в котором одновременно могут обслуживаться от шести до восьми единиц крупногабаритной техники».


Самоходная артиллерийская установка "Panzerhaubitze 2000“

Прошло менее года с момента опубликования этой, почти пророческой статьи. Уже сегодня можно подвести некоторые итоги. Настроение на западе и непосредственно в Германии, незаметно поменялось от «будем помогать, сколько необходимо», «до сколько сможем».

Незаметно, это вроде так, чтобы никто этого не почувствовал, так как склады Бундесвера катастрофически опустели, а промышленность, несмотря на гигантские финансовые вливания, просто не в состоянии их заполнить.

И если ещё год назад, и в Германии, и на Украине, царила эйфория от будущих побед ВСУ, которые будут громить российские войска с использованием поставленной западом техники, то теперь не только журналисты, но и некоторые политики стали говорить, что что-то пошло не так.


Начали с того, что мешают кусты, деревья, грязь, мороз. Теперь вот, как определил эксперт по вопросам обороны Партии зеленых Себастьян Шефер и иже с ним интернет-издание «Die Welt», сами украинцы виноваты: гайки не умеют крутить, да рулят на «Леопардах» неправильно.

А что, кстати, украинцы? Вообще стоило бы заслушать и мнение противоположной стороны, особенно если ее обвиняют во всех смертных грехах и неудавшемся контрнаступлении.

В самом начале поставок, когда прибыли и еще не ушли в бой танкисты, которых обучали на базах НАТО в Европе, восторженных мнений украинских военных публиковалось много. Даже очень много. И танков тоже обещали поставить немало. И поставили, но тут вопрос – какие?

В основном-то модель 1А5… Нет, это очень хороший танк, даже сегодня представляющий собой боевую единицу, хоть и лет ему ого-го сколько. И украинцы вполне справедливо от-мечали в своих интервью сильные стороны «Леопарда», такие, как мощный и приемистый двигатель, отличное управление и маневренность, просто великолепную и точную пушку с прицельным комплексом. Есть в целом за что хвалить эту машину.

Но чем дальше в «контрнаступ», тем было больше разочарований. И самое главное – 70-мм броня, которая не защищает практически ни от чего из российского ассортимента противотанкового вооружения. Да, в свое время (70-е годы) этот вопрос пытались решить при по-мощи комплектов усиления, устанавливаемых поверх основной брони, но сегодня это смех и слезы.

Первые «Леопарды» поступили на вооружение батальонов 44-й механизированной бригады, и именно там бойцы ВСУ на своей шкуре ощутили и изведали «современность» «Леопарда 1А5». После чего украинские инженеры начали срочно работать над установкой на немецкие танки комплектов советской динамической защиты, о чем мы уже писали.

Реально современный «Леопард 2A4», который использует те же средства управления огнем, что и Leopard 1A5, но весит на полтора десятка тонн больше, пусть и имеет более мощную пушку, может похвастаться в несколько раз большей броней, чем более легкий 1А5. Но все равно, 2А4 по-прежнему уязвим для российского противотанкового оружия.

На вопрос, как он относится к своему танку «Леопард 1A5», один украинский танкист все той же 44-й мбр, ответил: «Отлично! Но «Булат» был бы лучше».

Нет, если серьёзно, танки «Леопард» - отличные машины, вот только у тех, кто их отправил на землю Украины, почему-то не «щёлкнуло» в голове, что танкам нужно будет жить не один бой. Да, если для одного-двух боев – тогда все нормально, если больше…

О «Леопардах» говорили политики. Высокопоставленные военные. Командиры танковых и мотострелковых частей. Командиры танков и члены экипажей. Единственные, кто не давал громких интервью, были украинские техники и инженеры. Возможно – не до них было сре-ди бравурных маршей и обещаний, а возможно по причине полного отсутствия таковых: техников, готовых обслуживать и чинить «Леопарды».

Здесь все прозрачно: иная школа. «Леопард» не такой уж и продвинутый танк, по крайней мере, ровесник Т-64, базовому танку ВСУ. Но его разрабатывали люди, которые смотрели на танк, как таковой, иначе. Грубо говоря, потомки тех, кто строил Т-34, не создадут чего-то «пантероподобного». И наоборот, у тех, кто учился у конструкторов «Тигра», Т-72 ну никак не выйдет.

И так и получилось! Все закономерно, история – штука вредная, но ее законы тоже одинаковы для всех. У немецких конструкторов получился прекрасный по-своему танк «Леопард 1». Быстрый, легкий, с шикарным прицельным комплексом. Да, но Т-64 у советских кон-структоров вышел более эффективным. Чего стоит лобовая броня, которую не брала танковая пушка НАТО калибром 105-мм. А вот «Леопарда» Т-64 «брал» просто легко и непринужденно своей 115-мм.

Но главное – как и все предшественники, Т-64 был прост в обслуживании, если сравнивать с техникой НАТО.


А если принять во внимание то, что «Леопарды» в спешке собирали по всей Европе, где они отстаивались в разных условиях, то неудивительно, что специалистам Бундесвера было оперативно поручено привести в порядок танки, находившиеся на хранении, и только после первых поставок Украина отправила солдат для обучения их использованию. Так сообщает «Der Spiegel», и опять же ни слова о техническом составе.

Точнее, «Der Spiegel» замечает, что в спешке с получением танков на поле боя выяснилось, что возникли проблемы с получением нужных запчастей и обучением украинских техников ремонту.

И сегодня мы наблюдаем, как немцы, которые помимо поставок танков (заметим – своих танков!) должны были организовать еще поставки боеприпасов, запасных частей, сменных жидкостей. И организовать обучение, причем, не только механиков-водителей, наводчиков и командиров, но и техников.

Оказывается, что было сделано далеко не все. И в итоге украинские техники были вынуждены работать с «Леопардами» по аналогии с Т-64. Что привело к просто фантастическим результатам: вышедшими из строя «новыми» танками, которые не дошли до поля боя.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    9 января 2024 04:08
    И вот какое, простите, дело биозащитнику до танков? Неужели главного «зеленого» эксперта так взволновало загрязнение окружающей среды выхлопными газами двенадцатицилиндровых 1500-сильных двигателей фирмы MTU?

    Ну он любит грэту... А ЛЮБОВЬ ЗЛА! laughing
    Ремонт занимает очень много времени, поскольку, по данным литовского отраслевого ремонтного предприятия, необходимых для ремонта бронетехники запчастей не хватает»

    Хлам ремонтировать дорожэ, чем ремонтировать. Все уже все поняли давно lol
    Попытки ремонта танков со стороны украинской армии привели к их дальнейшему повреждению

    Кувалдой и такой-то матери подозреваю? Дык они черное море выкопали! Ну это украинцы... у нас восстановлены тигры, пантеры и штуги вполне успешно воевали за нас в Отечественную good

    Сейчас машины имеют боевые повреждения, но есть и значительный технический износ из-за вождения и стрельбы»

    А они что дкмали поставили их и все, мы со страха разбежаться должны??? В Отечественную против зверинца наши танкисты бой порой на т-60/70 принимали бой! Те. лео танк для парадов аля леклерк?
    1. +1
      9 января 2024 05:18
      сами украинцы виноваты: гайки не умеют крутить,
      Техника в руках дикаря - кусок железа ! lol
      1. -3
        9 января 2024 08:40
        Смотря какая техника , как показыват опыт -что немцы не сделают у них "мерседес" получается , только в бою нужен не "мерседес" , западный производитель так и не понял что нужно сделать , смотрят на "леопард" -ну хороший -же танк чего ещё надо , а то что брони где надо нет не видят , электроники напихали , плиток , всякой дребедени ,а когда фугас прилетит это всё превращается в черепки.
        1. +5
          9 января 2024 11:04
          Разница между немецким Леопардом и советским Т-64 в иновационном подходе к разработке боевой машины! Т-64 это иновационном развитие танка, а Леопард это эволюционное! Советский инженеры ещё на Т44 развернули двигатель поперек корпуса, что бы сократить длину корпуса, на т64 внедрили АЗ, что бы установить мощное орудие и при этом иметь небольшие габариты. В итоге получился компактный танк, с мощным вооружением и достаточным запасом массы, для адекватной угрозам брони. В то время как на западе, стали совершенствовать отдельные агрегаты, способные более или менее выдерживать дикие нагрузки на тяжеленных машинах! Поэтому он требует очень тщательного обслуживание. Каждый агрегат Леопарда скорее всего технический шедевр, но сам так это архаичная конструкция!!! lol
        2. +1
          9 января 2024 13:26
          Попроси немецкого конструктора создать кувалду.
          О-оооо! Это такой шедевр получится. С тремя ручками, лазерными гироскопами и процессором внутри.... Ценой в несколько десятков тысяч марок. wassat
          Вот только с забиванием кувалдой гвоздей возникнут проблемы, требующие усовершенствования конструкции. laughing
          1. +4
            9 января 2024 20:11
            Да, не нужно преувеличивать. Немецкие механики-конструктора специалисты великолепные. Ихняя техника отличается продуманностью. Весь вопрос в том, как поставили им задачу и тем, чем они располагают материально. Что касается кувалд, то немецкий ручной инструмент - это прежде всего качественный инструмент. Тот же молоток будет служить долго и без ремонта если конечно им не переусердствовать. Нашему же молотку, как правило нужно время от времени ремонтировать рукоятку.
  2. +3
    9 января 2024 04:14
    Так про то и речь, если бригаде скорой помощи дать чемодан с лекарствами и бензина целый бак, то она фактически не сможет работать месяц-то бензин надо, то дозаполнить ящик. А "паны" рассчитывали, что вундерваффе решит все проблемы магическим образом.
    1. +5
      9 января 2024 06:23
      Цитата: Анальгин
      А "паны" рассчитывали

      Они не паны, они холопы wink
  3. +2
    9 января 2024 04:46
    Производитель Леопардов даёт гарантию на двигатель на 10000 км до капитального ремонта. Много это или мало? В часах это будет 200 часов при средней скорости в 50 км/ час, или чуть больше недели при условии непрерывного движения за это время или три недели при восьми часовом рабочим дне. Пересчитайте, может я ошибся. Двигатель ремонтируется только в заводских условиях, вместе с редуктором. Замена агрегата на танке на новый или откапиталенный производится в течении примерно часа, тоже в заводских условиях.
    Примерно также обстоят дела и с Абрамсами. soldier
    1. kig
      +2
      9 января 2024 05:20
      Цитата: Солдатов В.
      Примерно также обстоят дела и с Абрамсами

      А как с этим у наших Т-72 и Т-90?
      1. +3
        9 января 2024 05:47
        Замена цилиндропоршневой группы и коленвала скорее всего происходит в заводских условиях, а остальное в полевых условиях. Наши двигатели один на другой можно менять в полевых мастерских, также и навесное оборудование. Капитальный ремонт танка Т-90 производится после 11тысяч километров пробега в заводских условиях. soldier
      2. +2
        9 января 2024 06:39
        Вот не понимаю людей, кто человеку за обычный вопрос минуса ставит.
        Сам с таким сталкивался.
        Я не особо силен в танковой теме... но уже говорил - питаю особенную любовь к нашим 80кам. Да и друг (погиб убы год назад почти, и не в нем и не вообще в технике, предвосхищая вопросы) был около года мехом 80-ке в 1 чечне. Так вот к сути... я говорил не особо секу в этом деле - но у него притензий никаких... разве что к некоторым срочникам, которые позади стояли, когда он его заводил lol
    2. +3
      9 января 2024 06:31
      Прикол в том... капнем историю. У нас много танковых армий по факту вплоть до 75% полегло в маршах летом 41... когда просто из-за поломок и моторесурса бросали и КВ и 34-ки... да и не только. Тот же нас дизль. б2 (емнип поправте) тоже еще сырой был. Фактический ресурс состовлял 230! (емнип тоже поправте) моточасов
      Вот к сем вопрос... что они (404тые) могли с этими леопёрдами сделать? what Здается мне, что и выше писал и думаю спорить никто не будет - что в 404 просто хлам отдали и все и тот же шульц и ко наварились
  4. +2
    9 января 2024 06:28
    Модель Гепарда и Мардер собрал, надо ещё Лео собрать good
  5. KCA
    -6
    9 января 2024 06:43
    Выглядят просто внешне всё это семейство кошачьих просто фуфлыжно, с ТТХ не знаком, но сравнить немецкий танк с Т-90М, немецкую БРЭМ с нашей, Гепарда со старенькой Шилкой, ну просто как в кино или игрушке машинки, имидж всё, боеспособность ничто
    1. 0
      5 апреля 2024 16:56
      KCA, вам действительно не помешало бы ознакомится с ТТХ, а то рассуждения у вас получаются как у женщины о фасоне платья.
  6. -1
    9 января 2024 06:52
    Не, ну несмотря на отдельные недостатки, так то танки и прочая западная техника хорошая! Они просто не рассчитывали, что нарвутся на русских!
    1. -4
      9 января 2024 07:47
      Цитата: anatolv
      так то танки и прочая западная техника хорошая!

      Для парадов, проезда по асфальту - самое то." Красота - страшная сила" только вот на русских не подействовала.
  7. 0
    9 января 2024 07:34
    одной из «первых ласточек» являлся немецкий основной боевой танк «Леопард». И, пожалуй, на эту машину возлагалось очень много надежд.
    Но реальность расставила все точки над I. Кроме этого не стоит забывать о степени подготовленности, слаженности действий и "обстрелянности" экипажа танка.
  8. +6
    9 января 2024 07:40
    Тем более что автомобили из США и Великобритании производятся по имперской системе (ярды, футы, дюймы и т.д.)
    Американский автопром перешел на метрику где-то грубо в 1970е. В дюймах измеряются только шины и колесные диски.
    1. 0
      3 апреля 2024 11:12
      В системе ASME/ANSI? Вы точно в этом уверены?
  9. +7
    9 января 2024 07:51
    Цитата: Солдатов В.
    Замена агрегата на танке на новый или откапиталенный производится в течении примерно часа, тоже в заводских условиях.
    Примерно также обстоят дела и с Абрамсами. soldier

    Геббельс перевернулся в гробу)
    Меняется силовой агрегат на Лео-2 за 15 минут с помощью БРЭМ и едет
    дальше
    1. -3
      9 января 2024 09:52
      Есть такое выражение в России- кино и немцы. laughing
    2. -5
      9 января 2024 10:54
      Цитата: Zufei
      Геббельс перевернулся в гробу)
      Меняется силовой агрегат на Лео-2 за 15 минут с помощью БРЭМ и едет
      дальше

      Ну, и помогло это укровермахту? Да хоть за пять минут меняется, на ход кобылы (СВО) это не влияет. Танк не для серьёзной войны, даже если бы немцы сидели за рычагами.
  10. +14
    9 января 2024 08:02
    Эх, а лучше взялся бы кто-нибудь за тему: Это никак не повлияет на ход СВО. Где написал бы ФИО, дату их прогнозов и точную цитату. Поставка бронежилетов Украине .... это не повлияет на ход СВО, бронетранспортёров ... это не повлияет на ход СВО, танков ... это не повлияет на ход СВО, истребителей ... это не повлияет на ход СВО, тем временем СВО скоро отметит 2 года с момента начала. Ах да, ещё любопытно было бы почитать списком прогнозы наших всяких политологов звёздных, типа Маркова, Ивашова и прочих, их комментарии в первый месяц начала СВО и месяц до него, как там возьмем Киев за 2 недели.
    1. +1
      9 января 2024 09:38
      Хорошая мысль или предложение. Есть такое ( в психиатрии кажется) что, что то случившееся, помнится в течение двух недель, и забывается на 90-95 % а то и больше. Можно проверить с "голой" вечеринкой или мы забыли что нам обещали не подымать возраст выхода на пенсию. what recourse yes
    2. +4
      9 января 2024 18:02
      Это очень просто. Берется и начинают собираться в один файл все высказывания. Можно по темам. И знаете ли, любопытная картина вырисовывается. По любому вопросу связанному с Украиной.
      Зенитных ракет дефицит у них еще с лета прошлого года например. Железнодорожное сообщение с 2021 года прям все-все... И фронт их посыплется весь прям вот завтра. Но по факту - мы видим лишь регулярно появляющиеся намеки, что вот-вот, прям завтра выдохнутся, посыплются, банками сбивать останется... И ничего более.
      У них пропаганда, и у нас тоже. Но наши хоть не вопят "украинцев на гиляку" или типа того.
  11. +3
    9 января 2024 10:31
    Цитата: Солдатов В.
    Есть такое выражение в России- кино и немцы. laughing

    Слив засчитан)
    1. +2
      9 января 2024 13:27
      Эти товарищи (типа Солдатова)никогда не признаются, что обделались на ровном месте.
      Они здесь для других целей, по заветам Геббельса
      1. -1
        9 января 2024 15:25
        Не пойму чем я возбудил еврейское казачество, я их вообще не упомянул, немцев да.
        Что у евреев за мания, что не скажи сразу Геббельс и серут им на мозги. hi
  12. +1
    9 января 2024 10:38
    Не совсем понятно, как НАТО собиралось вести наступательные действия без ОФ снарядов? При наших запасах 125мм ОФ снарядов уже появляются корейские и Иранские 125мм....а у НАТОвских ОФ стали появляется после 80-90х и запасов таких, как у РФ нет. И в БК их не было до последнего времени.
    А линию Суровикина и Токмак и Крым штурмовать они как собирались?
    1. +1
      9 января 2024 20:15
      А линию Суровикина и Токмак и Крым штурмовать они как собирались?
      А НАТО собиралось их штурмовать?! winked
      1. 0
        9 января 2024 22:33
        Техника, поставляемая НАТО. ОБТ в частности....
  13. -1
    9 января 2024 12:09
    Нужно срочно исправлять про 115мм пушку на Т64
    1. +2
      9 января 2024 14:10
      Учите матчасть.
      У "чистых", "без букв", шестьдесятчетвёрок пушка как раз и была 115-мм. Установка 125-мм и другие усовершенствования дали Т-64А.
      1. 0
        10 января 2024 00:58
        Цитата: Quzmi4
        Учите матчасть.
        У "чистых", "без букв", шестьдесятчетвёрок пушка как раз и была 115-мм. Установка 125-мм и другие усовершенствования дали Т-64А.


        На Украине Т64БВ или тут речь про коня в вакууме?
  14. -4
    9 января 2024 12:12
    Да , биозащитники, конечно нужны для защиты природы. Просто в Германии у любого биозащитника срабатывают исторические корни, согласно которым землю в Германии лучше всего удобрять продукцией крематориев, а их и в Германии, и в окружающих странах до обидного мало, надо всемерно увеличить количество крематориев(и концлагерей, конечно, при них), вот для этого и нужны « леопарды», увы, они оказываются ничуть не лучше исконных «тигров» и «пантер», и это германским «зеленым» как нож по сердцу
  15. +5
    9 января 2024 12:14
    Из интереса заглянул на ЛостАрмор.
    По Леопардам (с фото и привязкой к местности):
    1А5 вообще не числятся в потерях.
    2А4 - 9 шт., 2А5 - 2, 2А6 - 6 и пара инженерных 2R.

    Жаль эксперт-эколог не приводит количество техники в ремонте.
    1. +1
      9 января 2024 15:13
      Было видео с поврежденным и брошенным первым леопардом, вроде модифицированным типа до уровня а5 1а3.
  16. -2
    9 января 2024 12:49
    В чём-то западники правы, говоря о неумении украинцев эксплуатировать технику. Западная техника сложнее, более требовательная по отношению к себе. А у нас техника создаётся под менталитет русского солдата. Взять Т-34. Это танк для нашего солдата, нашей армии и промышленности. Когда служил на Р-140 и если что-то не работало, то достаточно было несильно пнуть в нужное место и всё начинало функционировать. Западникам в страшном сне до такого не додумаются. Их техника такого испытания не выдержит.
  17. 0
    9 января 2024 14:13
    Известно, что двигатель Т-64 потребовал на порядок-два более высокой культуры, да и сам танк не для "зубила, кувалды и какой-то маmepu". Стало быть, "Леопёрды" не в пример капризнее...
    1. 0
      9 января 2024 22:37
      Это лучший танковый дизель в классе......1500лс. Таких нет ни у кого.
  18. 0
    9 января 2024 14:23
    У Леопардов серии 2, судя по публикациям, только три существенных недостатка:
    1. Нет ни ДЗ ни КАЗ. Кустарно лепят Контакт-1, но это ещё надо испытания проводить.
    2. Большая масса ограничивает маневры на местности, мосты не всякие годятся и проч. Решения нет.
    3. Требует обслуживания квалифицированным персоналом. Видимо, это и стало неприятным сюрпризом для инспекторов, мол, как так, у нас же за 15 минут все меняется, даже видео есть про это, а техника простаивает, к бою не готова...
    1. 0
      9 января 2024 22:36
      Западные танки -ПТ танки с основной бронёй во лбу. Борта -30мм......у Т54 -80мм. И у всех советских танков тоже
  19. -1
    9 января 2024 16:58
    Танк не автомобиль, что хорошо Мерседесу, то Леопарду смерть. Различие в государственном строе, в социалистическом Союзе помнили войну и строили танки исходя из военного опыта. Современное наше танкостроение зиждется на тех же постулатах. Германия, да и не только, страна капиталистическая, а для капитала главное продать подороже, обернув неудобоворимое в красивый фантик. Вот и получают, то катки в шахматном порядке, то бронь не той системы.
  20. BAI
    +2
    9 января 2024 19:31
    вот какое, простите, дело биозащитнику до танков?

    Зеленые - главные толкачи оружия на Украину
  21. 0
    10 января 2024 07:02
    Хороший материал, автору респект за проделанную работу.
    Смотрел вчера материал по итогам поездки немецкой комиссии в Литву. Что тут сказать. они что вчера только узнали о своих проблемах? Или же вопрос в том, что у них реклама и маркетинг бегут впереди технических вопросов. Война все расставила по своим местам, как и во время ВОВ, когда хваленные Тигры остались на русских полях в виде горелых жестянок...
  22. +4
    10 января 2024 12:15
    Цитата: Михаил-Иванов
    когда хваленные Тигры остались на русских полях в виде горелых жестянок


    Да. Интересная статья, соглашусь.
    Не соглашусь вот с этим: "когда хваленные Тигры остались на русских полях в виде горелых жестянок". Эти эмоции весьма эмоциональны и избыточны. Посмотрите соотношение подбитых тигров и советских танков под Прохоровкой. И всё станет немножко понятнее.
    Интересна статистика в целом:
    - Чего конкретно подбили? ("бэхи" и ОБТ - разные такие вещи)
    - Сколько подбили?
    - ЧЕМ подбили / расход боеприпасов на "подбивание"?
    - На сколько сильно "подбили"? ("поразить" и "уничтожить" ваааааабще ни одно и то же).
    - В каких условиях / обстоятельствах?
    - Сколько вернули в строй?
    - Сколько времени потрачено на завершение ремонта?
    Когда и если удастся всю статистику интегрировать воедино, понимания будет больше. Ну, естественно, не для диван-экспертового сообщества ВО.
    1. -1
      11 января 2024 16:42
      Кстати о Прохоровке, где посетителям экскурсоводы до сих пор полной правды не говорят. Знаменитое танковое сражение фактически было избиением нашей наступавшей танковой армии немецкими войсками, преимущественно танками и САУ, которые заблаговременно стали в оборону, с более удобных позиций, с более дальнобойными орудиями и с более качественными прицелами. А наша 76 мм танковая пушка против немецких Тигров просто была бесполезна.
    2. 0
      27 апреля 2024 02:50
      А сколько там в Панцерваффе было "Тигров"?
  23. -1
    12 января 2024 21:34
    Цитата: Алексей Лантух
    Кстати о Прохоровке, где посетителям экскурсоводы до сих пор полной правды не говорят

    ...Ну так это известное дело. В гитлеровской армии танки были только Тигры и САУ только Фердинанды, битву под Прохоровкой нацисты выиграли да в войне победили.Но нам правду не говорят.
    1. 0
      12 января 2024 22:43
      Кстати Т-IV с новой длинноствольной пушкой в лоб 34-ка также не брала. Основную часть танков на Белгородском направлении выбили артиллеристы и минеры. Только о них мало говорят.
      Прохоровское сражение состоялось 12 июля, в котором мы вроде победили, а Белгород освободили 5 августа. Расстояние 40 км.
      1. 0
        27 апреля 2024 02:49
        Вообще то советские войска там не марафонским бегом занимались,а вели боевые действия.
  24. 0
    13 января 2024 01:25
    Цитата: Алексей Лантух
    Кстати Т-IV с новой длинноствольной пушкой в лоб 34-ка также не брала.

    Уровень ваших знаний просто потрясает....Могу только повторить: нам все врут , и войну мы проиграли. Та же и Тигры и длинноствольные пушки....
  25. +1
    14 января 2024 18:29
    Если смотреть на "Леопард-1" в его первой ипостаси, образца 1964 года, то возникает ощущение дежа-вю, что-то он напоминает... потом приходит понимание, что напоминает Т-34-85. Да и второй "леоперд" без бортовых экранов на корпусе и башне, которые его угловатым делают, тоже подозрительно смахивает на Т-34-85.
  26. 0
    27 апреля 2024 02:46
    Помнится и в России находились люди, которые пугали "Леопардами" население России.К примеру, полковник ВВС в отставке Алкснис, который имея инженерно-авииационное образование рассказывал о преимуществах немца против советских/российских танков.