Линейный корабль Glorioso

33
Линейный корабль Glorioso

Звёздный час Испании пришёлся на XVI-XVII века, когда страна являлась безусловным гегемоном, воевала с половиной Европы, одновременно решала проблему турецкой угрозы, завоевала Португалию и вела войны в колониях. Однако к 1670-м годам страна просто надорвалась. Начался так называемый кризис духа, интеллектуальный кризис, как писал доктор Хуан де Кабриада:

«Жалко и постыдно то, что мы стали индейцами Европы…»

Но как мы знаем, любой кризис – это возможность. Мир на время забыл об Испании, и Испания воспользовалась этим временем.



Проблемы испанского кораблестроения на сломе эпох


На XVI-XVII века испанский флот, без сомнения, был законодателем мод и если не первым флотом в мире, то одним из. Однако уже к 1650-м годам началась деградация флота, которая была связана как с устаревшей администрацией, так и с истощением лесов в самой Испании. К концу XVII века уровень испанского флота упал настолько, что в войне за Испанское наследство главное богатство испанской короны – серебро из Америки – фактически сопровождали, а потом и возили французы. Без французских линейных кораблей, совершивших как минимум шесть вояжей в Новый Свет и обратно в период с 1701 по 1713 год, охраняя испанские серебряные конвои, Испания осталась бы без серебра фактически на целое десятилетие.

1
Французский адмирал и корсар Жан Батист Дюкасс

Последний король из династии Габсбургов Карл II Очарованный фактически не вёл никакой морской политики, оставив дело судостроения в руках частных подрядчиков, в основном дворян и аристократов, которые рассматривали такие должности лишь как средство урвать что-то себе из казны и минимизировать затраты.

Что касается лесных запасов – в Испании ещё оставалось достаточно лесов, но вырубили леса, расположенные вдоль рек, и транспортировка древесины, находящейся далеко от водных путей, представляла собой неразрешимую на тот момент логистическую задачу.

Скорее всего, мысль перенести производство испанских кораблей в значимых масштабах в Америку принадлежала французскому адмиралу Жану-Батисту Дюкассу, который и высказал её королю Филиппу V. Небольшая верфь была основана в Гаване ещё в 1610-е, но строила она там небольшие корабли и технологически была неразвита.

С началом войны за Испанское наследство Кадис был осаждён англо-голландской эскадрой, и в период с 1700 по 1702 год в Гаване впервые заложили два больших корабля – галеоны Santa Rosa и Rubí, построенные в устаревшей и уже архаичной для начала XVIII века манере. Это были единственные корабли, построенные в Гаване за 1700-е годы.

Далее на десять лет Гавана фактически была отрезана от метрополии, и в этой ситуации губернатор Кубы Мигель Пабон решил начать масштабную реорганизацию Гаванской верфи. С учётом того, что на Кубе часто отстаивались французы, понятное дело, что французские колониальные власти помогли Гаване и с инженерным составом, и с мастеровыми. Примерно в это же время было решено строить корабли не из дуба, а из знаменитого красного дерева – caoba или mahogany. Собственно, три вида деревьев – красное дерево (Swetenia mahagoni), гваяковое дерево (Guaiacum officinalis) и душистый кедр (Cedrela odorata) стали основой испанского колониального кораблестроения. Нет, понятно, что строили и ремонтировали корабли на Кубе и в Вест-Индии и раньше, но связывают промышленный переход на строительство кораблей из красного дерева с Херонимо де Устарисом, который в 1724 году писал:

«Гавана представляет собой самую безопасную, комфортную и удобную верфь для Испании, к тому же местная древесина, включая сюда красное дерево и кедр, дает королевству технологическое преимущество – корабли из местной древесины служат более 30 лет, тогда как суда из европейского дуба – 12-15 лет <...>

Кроме того, кедр обладает и еще одной важной особенностью – в бою его древесина дает мало осколков, в отличие от дуба или тика, что позволяет сберечь свой экипаж в бою <…> Получается, что однотипные корабли Англии и Голландии будут проигрывать испанским по этому параметру.

Идея моя самая простая – из местной древесины должны строиться корабли не только для местной Наветренной Эскадры, но и для всего испанского флота.»

2
Знаменитое красное дерево (Swetenia mahagoni)

В 1722 году капитаном Гаванской верфи был назначен Хуан де Акоста, который и развернул первое масштабное строительство кораблей из колониальной древесины. В период между 1723 и 1740 годами на Гаванской верфи было построено 23 военных корабля, среди них линейные корабли San Juan, San Lorenzo, Africa, Europa, Asia и America.

Между 1728 и 1737 годами из тридцати девяти военных кораблей, построенных Испанией, четырнадцать были построены в Гаване.

Пересмотр концепции


До начала XVIII века испанские кораблестроители ставили во главу угла прочность и надёжность – то есть строили трансокеанские торговые корабли, которые нехотя вооружали пушками. Эта концепция оказалась порочной, и к 1700-м годам Испания стала отстающей в развитии судостроения державой.

Но союз с Францией и приход французских специалистов вдохнул в неё новые силы.

Большую роль тут сыграл и знаменитый испанский кораблестроитель Антонио Гастаньета. Именно он в 1702 году стал главным кораблестроителем короля Филиппа V и фактически с нуля по новым принципам построил на Кантабрийском побережье верфь Эль-Астильеро. В 1712 году он издал трактат «Пропорции мер, необходимых для постройки военного корабля с килем в семьдесят локтей», который стал библией для испанских кораблестроителей. Ну а в 1720 году Гастаньета написал и издал вторую книгу – «Пропорции наиболее существенных мер для завода новых военных кораблей и фрегатов», где пересказывал весь современный французский и английский опыт в кораблестроении.

3
Хосе Антонио Гастаньета

Собственно, за основу Гастаньета выбрал именно французскую школу кораблестроения, но – с испанским акцентом. По сути, корабли постройки 1720-х – это были попытки сделать копии французских кораблей – это видно и по размерениям, и по французской длине шпаций, и т. д., правда, к тому времени Гастаньетта уже корабли не строил (но зато массово приглашал французских кораблестроителей на службу в Испанию, в основном – из Тулона). Среди последних был кораблестроитель Сиприано Де Отран-и-Оливер (Cipriano Autrán), который фактически и разработал для испанцев 70-пушечники, 64-пушечники и составил план-чертёж 100-пушечника Real Phillipe.

В 1739 году именно Отран и разработал новый проект 70-пушечников, так называемый класс Invencible. Длина корабля по гон-деку составляла 187 футов, по килю – 166 футов, ширина 54 фута, глубина интрюма – 23 фута, водоизмещение 1645 тонн (104,2 х 92,5 х 30 х 12,8 м). Вооружение линкора было следующим: на нижней палубе двадцать восемь 24-фунтовых орудий, на средней палубе – двадцать восемь 18-фунтовых орудий, на квартердеке и форкасле – четырнадцать 8-фунтовых пушек. Экипаж – 760 человек. В этом же году на верфи Гаваны по данному проекту и заложили два корабля – Invencible и Glorioso.

4
Душистый кедр (Цедрела, Cedrela odorata)

На строительство корпуса были использованы красное дерево и душистый кедр, на мачты – сосна. Оба корабля были спущены на воду в 1740 году.

Путешествие Glorioso


После сражения у Тулона в 1744 году большая и лучшая часть испанского флота (15 кораблей и 1 фрегат) оказалась заблокирована в Картахене. Меж тем Испании как воздух была нужна связь с колониями и сопровождение торговых караванов военными кораблями. Соответственно, вся эта ноша упала на плечи эскадры лейтенант-генерала Торреса, стоящей в Гаване – 70-пушечные Invencible и Glorioso, 60-пушечные Reina, Real Familia, San Antonio, Europa, Castilla, San Louis и 50-пушечный Santiago.

Начиная с 1745 года Glorioso вместе с частью других кораблей совершали вояжи между Старым и Новым Светом, ну а в мае 1747 года под командованием капитана Педро Мессии де ла Серды 70-пушечник, загруженный серебром и колониальными товарами на общую сумму в 3 миллиона песо, тронулся из порта Веракрус в Испанию.

Оказалось, что англичане были в курсе выхода корабля, и у Азорских островов 25 июля 1747 года Glorioso наткнулся на англичан – 60-пушечный корабль Warwick (кэптен Роберт Эрскайн) и 40-пушечный корабль Lark (кэптен Джон Крукшенкс, флагман).

Англичане пустились в погоню за Glorioso, и на следующий день, 26 июля, к 14:00 смогли сблизиться с ним. Вырвавшийся вперед Lark, будучи на ветре, открыл огонь из 9-фунтовых орудий, поскольку не мог использовать наклоненный близко к воде гон-дек с 18-фунтовками, тогда как Glorioso ответил ему из 24- и 18-фунтовок. Кончилось всё тем, что у Lark был повреждён такелаж, и он отстал. Испанцы во время боя потеряли 4 человека.

4
Дон Педро Мессия де ла Серда

28-го испанский корабль нагнал Warwick, но море было свежим, и волнение не дало использовать английскому линкору пушки нижнего дека. Вооружение же опердека и надстроек у него состояло из 9- и 6-фунтовок, тогда как у Glorioso там располагались 18- и 8-фунтовки. Кроме того, гон-дек испанца был расположен в полутора метрах от ватерлинии, то есть корабль мог спорадически вести огонь и из главного калибра, поэтому дуэль оказалась осторожной, на дальней дистанции. Эрскайн не стал искушать судьбу и прекратил преследование. За время перестрелки Warwick потерял 20 моряков убитыми и ранеными.

Де ла Серда взял курс на Эль Ферроль, и 15 августа 1747 года был обнаружен вторым английским соединением в составе 50-пушечного корабля Oxford, 24-пушечного фрегата Shoreham и 14-пушечного брига Falcon под общим командованием кэптена Смита Кейлиса.

Кейлис попробовал взять Glorioso в два огня, однако после трёхчасового боя был вынужден отступить. Этот бой примечателен тем, что Glorioso смог разделить огонь между линкором и кораблями поддержки. Как известно, бой на два борта парусный корабль мог выдержать с трудом – орудийные расчёты той эпохи были скомплектованы в расчёте на обслуживание только одной пушки борта. Так вот, де ла Серда подветренным бортом поворотил против Oxford и начал его обстрел 24-фунтовыми пушками нижнего дека, а с наветренной стороны использовал пушки опердека и надстроек против фрегата и брига. У испанцев в бою 5 человек получили ранения, легко повреждён был только рей грот-мачты. Англичане тоже понесли легкие повреждения в такелаже и рангоуте и отстали.

6
Аугусте Феррер Дальмау. Линейный корабль Glorioso

18 августа Glorioso вошёл в порт Коркубион, где сгрузил серебро и товары, а также ждал пополнения провианта, пороха и ядер. Педро де ла Серда запросил 1475 ядер, 370 мешков с картечью, 1750 патронов и 200 хандервейтов пороха. Но получил лишь пять небольших лодок, на которых перевозились солдаты, продовольствие и другие припасы, и, похоже, требуемого количества боеприпасов и пороха так и не было получено.

5 октября 1747 года корабль покинул Коркубион и вышел в море. 17 октября у мыса Сент-Винсент он наткнулся на эскадру Джона Уолкера в составе четырёх 30-пушечных фрегатов – King George, Prince Frederick, Princess Amelia и Duke. Из всех фрегатов с Glorioso смог сблизиться только King George, но он сразу же получил залп из 18-фунтовок опердека, который сбил на нём грот-мачту и сорвал с лафетов два орудия на надстройках. После этого корабль Уолкера резко отстал, и преследование испанца продолжили лишь три фрегата из четырёх.

7
Гибель линейного корабля Dartmouth

Утром следующего дня к ним присоединились 50-пушечный Dartmouth (кэптен Джон Гамильтон) и 92-пушечный Russell (кэптен Мэтью Бакль). К обеду 18 октября Dartmouth сумел сблизиться с Glorioso, завязалась перестрелка, и в 15:30 английский 50-пушечник взлетел на воздух, унеся с собой жизни 310 моряков. Испанцы настаивают на версии, что именно они потопили корабль, англичане пишут о неосторожном обращении с огнём собственной команды.

Теперь уже Glorioso должен был быть взят или потоплен хотя бы из соображений престижа.

К вечеру 18 октября англичане сумели окружить испанца. Бой длился всю ночь, на Glorioso были сбиты все мачты, почти кончились порох и ядра. И к утру 19 октября де ла Серда решил сдаться. Его потери в последних трёх боях составили 33 убитыми и 130 ранеными.

8
Аугусте Феррер Дальмау. Последний бой Glorioso

Послесловие


Лучше всего поведение испанского экипажа Glorioso охарактеризовал тот самый кэптен Джон Уолкер:

«Никогда еще испанцы не сражались столь отчаянно и храбро.»

Корабль был приведён Баклем в Лиссабон, отремонтирован, поскольку он хотел его продать флоту как приз, но война за Австрийское наследство уже заканчивалась, и Адмиралтейство решило не приобретать себе корабль.

Капитан де ла Серда и его люди, взятые на борт King George и Prince Frederick, были доставлены в Великобританию и расселены под арест в Лондоне, где они стали предметом восхищения британцев. Позже де ла Серда был повышен до коммодора за свои боевые действия, а выживший экипаж получил награды по возвращении в Испанию.

Бой Glorioso показал только одно – испанцы совершенно правильно взяли за основу французскую школу кораблестроения: их корабли были и размерами больше, и вооружены гораздо лучше, чем английские корабли того же ранга. Как видим, потребовался только 90-пушечный «тяжеловес» Russell, чтобы справиться с испанским 70-пушечником.

9
Точный вид испанского корабля Glorioso, сделанный в 1748 году художником Джоном Бойделлом

С другой стороны, сами испанцы сделали очень сомнительные выводы. Испанские адмиралы решили, что основная причина неудач их флота – это не плохая подготовка матросов, старшин и капитанов, а дороговизна и малочисленность кораблей. Англичане, считали они, построили корабли, может, и похуже, но подешевле испанских, поэтому (за счёт большего их количества) имели возможность блокировать и Кадис, и Картахену, и колонии. Поэтому было принято принципиальное решение – строить дешёвые линкоры, но числом побольше. Французские эскизы были отклонены. Забыв о достоинствах высокого борта и мощного вооружения, испанские адмиралы сосредоточились на недостатках типа узких пушечных портов. Из Ирландии были приглашены кораблестроители, которые заложили новые корабли по британским проектам.

Литература:
1. Gaspar de Aranda y Antón «La carpintería y la industria naval en el siglo XVIII» - Instituto de Historia y Cultura Naval, Madrid, 1999.
2. Raquel Carreras Rivery «Las maderas en la construcción naval de Cuba» - Anales del Museo de América, XXII, 2014, pp. 95-109.
3. Juan Marchena y Justo Cuño «Vientos de Guerra. Apogeo y crisis de la Real Armada. 1750-1823» - Doce Calles, 2018.
4. Pacheco Fernández, Agustín «El Glorioso» - Ed. Galland Books, 2015.
5. Fernández Duro, Cesáreo «Armada española desde la unión de los reinos de Castilla y de León», tomo VI - Madrid, 1898.
6. Walker, George «The Voyages and Cruises of Commodore Walker: During the late Spanish and French Wars», In Two Volumes - London, 1760.
7. Beatson, Robert «Naval and military memoirs of Great Britain, from 1727 to 1783», Volume 1 - Longman, Hurst, Rees and Orme, 1804.
  • Сергей Махов
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons, https://www.larazon.es/, https://www.todoababor.es/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 января 2024
    местная древесина, включая сюда красное дерево и кедр

    Это примерно как ща делать БМП из золота\серебра.
    Ну может дешевле но яфигею.
    Красиво жили, на пафосе.
    1. +8
      11 января 2024
      делать БМП из золота\серебра.

      Нет, примерно как БМП из алюминиевых сплавов, а БМД из титановых.

      Кстати, обшивку торпедных катеров так же делали из красного дерева.

      Как известно, для войны нужны три вещи...
    2. +1
      11 января 2024
      Цитата: pettabyte
      Это примерно как ща делать БМП из золота\серебра.
      Ну может дешевле но яфигею.

      Как бы... не совсем верно, или совсем не верно (как Вам угодно).
      Корабли это не БТТ-МВ. Гляньте на этом ресурсе статью о Трафальгаре. "Виктори" который нес Нельсона, был лишь чуть моложе своего командующего, кораблю реально под полтос, но небоеспособным его никто не считал. Корабли тогда полностью уничтожались редко, зачастую переходя из рук-в-руки, и при должном уходе служили своим хозяевам верой и правдой десятилетиями. Про БМП и даже ОБТ такое сложно сказать сейчас.
      Как пример «Конте ди Кавур». Корабли 1911г., капитальная модернизация в 30-х годах. «Джулио Чезаре» закончил службу на дне Севастопольской бухты под именем "Новоросийск" в 1955-ом.
      1. 0
        12 января 2024
        То есть из-за цены постройки - выгоднее сделать из дорогого дерева но чтоб дольше ходил?
        Однако.
  2. +9
    11 января 2024
    Очень хорошая статья, читать интересно, хорошо написано.
    Спасибо.
    Литература:

    А за это отдельная благодарность.
  3. +6
    11 января 2024
    Спасибо, очень интересная история.
  4. +5
    11 января 2024
    Очень интересно и познавательно. hi

    Вроде древесину надо выдерживать чуть не десять лет для судостроения, интересно как решили на Кубе этот вопрос? Сушильных камер с ТВЧ тогда не было. Возможно климат и качество материала позволяли ускорить процесс.

    Чем больше изучаешь историю, тем больше убеждаешься - века идут, а люди не меняются. laughing
    1. +3
      11 января 2024
      Цитата: VicktorVR
      Вроде древесину надо выдерживать чуть не десять лет для судостроения, интересно как решили на Кубе этот вопрос?

      Если судить по близко расположенной Флориде, климат жаркий, влажный, в воздухе висит взвесь морской воды (машины из Флориды покупать нельзя - намучаешься с кузовом и электрикой), частые тропические ливни. И как в этом сушить древесину?
      Возможно, привозили из других, более сухих, мест в Латинской Америке. Та же Мексика. Да и площадь Кубы невелика, много леса не нарубишь.
      1. +3
        11 января 2024
        Цитата: Наган
        Если судить по близко расположенной Флориде, климат жаркий, влажный, в воздухе висит взвесь морской воды

        Судить по Флориде не стоит. В отличии от плоского болота на всю Флориду, на Кубе есть лесистые горы и холмы. И как раз Гавана расположена на гористом и холмистом западе острова. С площадью тоже нормально, длина почти тысяча километров. В общем на приличный флот хватит.
  5. +5
    11 января 2024
    Большое спасибо автору за интересный и новый для меня материал. Очень редкий материал, в котором показаны успешные действия испанских, а не британских, моряков 18 века.
  6. +5
    11 января 2024
    В 1739 году именно Отран и разработал новый проект 70-пушечников, так называемый класс Invencible. Длина корабля по гон-деку составляла 187 футов, по килю – 166 футов, ширина 54 фута, глубина интрюма – 23 фута, водоизмещение 1645 тонн (104,2 х 92,5 х 30 х 12,8 м). Вооружение линкора было следующим: на нижней палубе двадцать восемь 24-фунтовых орудий, на средней палубе – двадцать восемь 18-фунтовых орудий, на квартердеке и форкасле – четырнадцать 8-фунтовых пушек. Экипаж – 760 человек. В этом же году на верфи Гаваны по данному проекту и заложили два корабля – Invencible и Glorioso.

    Автор явно ошибся с размерениями корабля при переводе футов в метры, в результате получились фантастические цифры. 187 футов - 57 метров, 54 фута - 16,5 метра, 23 фута - 7 метров.
    1. 0
      11 января 2024
      Хочу согласиться и добавить. Статья информативна, но технические ошибки ее портят. К примеру Водоизмещение - это, очень грубо, но верно математически, КУБАТУРА, т.е. ТРИ (куб) измерения. И как понимать "(104,2 х 92,5 х 30 х 12,8 м) - 1600 м3." Во-первых, почему 4-я степень, а во-вторых, посчитать не пробовали? (а простым перемножением получаем порядка 3,6 млн. м4!!!!)
      1. 0
        12 января 2024
        И как понимать "(104,2 х 92,5 х 30 х 12,8 м)

        Автор же приводит длину по гон - деку - 187 футов и длину по килю - 166 футов. Потом переводит все это в метры. Вот у него четыре цифры и получилось. Что его толкнуло написать такую ерунду - это вопрос автору. На самом деле главные размерения корабля - длина, ширина, высота борта, осадка.
    2. -1
      12 января 2024
      Да, что-то заклинило. Испанский фут до 1756 года - 0,287342 м
      1. +1
        12 января 2024
        Испанский фут до 1756 года - 0,287342 м

        pie castellano equivalía a 27,8635 cm
  7. +5
    11 января 2024
    Материал действительно интересный, но, мне кажется, стоило его разделить - проблемы испанского судостроения - отдельно, а путешествие Глориозо явно заслуживает отдельной статьи.
    Еще хотел добавить - в Коркубион ла Серда направился потому, что правильно предположил - у более крупных портов его ждет горячая встреча, в то время как абсолютно все порты англичане контролировать не могли. Но в Коркубионе не могли произвести полный ремонт его корабля, поэтому после выполнения основной задачи ему пришлось идти в другой порт (сейчас не помню, какой)
  8. +1
    11 января 2024
    Как всегда бесподобно. С огромным удовольствием прочитал эту статью еще когда она была первый раз опубликована.
    1. +3
      11 января 2024
      Цитата: Blackgrifon
      Как всегда бесподобно. С огромным удовольствием прочитал эту статью еще когда она была первый раз опубликована.

      Если статья публикуется повторно, то это это нарушение правил ВО. Традиционно авторы перерабатывают материалы.
      1. 0
        11 января 2024
        Нет здесь нарушения, т.к. первоначально Автор описывал историю (в другом виде и с упором на ряд других моментов) на другом ресурсе. Собственно, здесь упор сделан на кораблестроение.
      2. +1
        12 января 2024
        Она не публикуется повторно, а основательно переделана, причем с учетом более новых данных.
        1. +1
          12 января 2024
          Цитата: Сергей Махов
          Она не публикуется повторно, а основательно переделана, причем с учетом более новых данных.

          Тогда остается выразить Вам благодарность, что нашли время ее переработать и делание опубликовать на ресурсе ВО. Повторюсь рассказ понравился, спасибо!
  9. +3
    11 января 2024
    Ставка на исключительность материла при строительстве кораблей и судов не нова. История знала как потуги к экономии (см. корабли из железобетонна), так и наооборот (наши титановые ПЛ).
    1. +3
      11 января 2024
      Цитата: Коте пане Коханка
      История знала как потуги к экономии (см. корабли из железобетонна)

      Корабли из железобетона получились дороже. С ними экономили не деньги а ресурс, тогда был дефицит стали.
  10. -1
    11 января 2024
    Спасибо, прочитал с удовольствием. Восхищён уровнем подачи.
  11. +4
    11 января 2024
    "бой на два борта парусный корабль мог выдержать с трудом – орудийные расчёты той эпохи были скомплектованы в расчёте на обслуживание только одной пушки борта. "
    Возможно эту фразу надо читать следующим образом - "в расчете на обслуживание пушек одного борта"
  12. +2
    11 января 2024
    Вопрос к автору по использованию материалов.
    Почему англичане не перешли с дуба на красное дерево? Дуб они собирали по всему миру - из Португалии и Франции, из восточной Европы Польши и России, активно работали с дубом из Канады. Тем не менее до тимберовки 10-15 лет. А тут срок службы вдвое больше, за такое и вдвое за материал можно отдать, да хоть втрое, все равно выгоднее, больно дорог работа. Причем Англия активно ввозила красное дерево в 18 веке, но корабли строила из дуба. Использовала красное дерево в столярном производстве. По характеристикам (твердость и плотность) эти два вида древесины близки.
    1. +1
      12 января 2024
      Ответ самый простой - стоимость транспортировки.
      Заметьте, что испанцы вынесли производство туда, где собственно росло красное дерево, то есть убрали из цены стоимость транспортировки (ну или сильно снизили). У англичан по сути до XIX века в Вест-Индии хоть какое-то значение имела только Бермудская верфь, но ничего больше шлюпа там не строили.
      1. 0
        12 января 2024
        Англия из Канады дуб возила для строительств флота. Красное дерево ввозилось в Англию в объеме до 30 000 тон в середине 18 века, но из него не строили суда. Есть ссылки на литературу с описанием стоимости поставки в Англию различных сортов ввозной древесины.Местный английский дуб для адмиралтейства тоже был весьма дорог, дороже Рижского. Не вижу основания (в литературных источниках не нашел) для трехкратной разницы в эксплуатации корпусов из дуба и красного дерева. Может такие же "фортели" в Испании как и в Англии - пишут "ремонт", а на деле полностью новый корпус, а по документам срок службы 50 лет.
        1. 0
          13 января 2024
          Из Канады возилась сосна, и было это сильно позже 18 века. Скажем так, дальние последствия континентальной блокады.
  13. +1
    11 января 2024
    Статья понравилась, автору спасибо!
    Картинка с "точным видом" заинтриговала. Во-первых видом последнего в корму паруса - не знал что лиселя ставят на латинский парус, как их там можно крепить? А во-вторых отсутствием упомянутых в статье пушечных портов в форкасле, собственно развитого форкасла тут вовсе не наблюдается, только квардек.
  14. +2
    12 января 2024
    Цитата: Наган
    Да и площадь Кубы невелика, много леса не нарубишь.

    Это огромное заблуждение связанное с тем что у нас карты в меркаторской проекции. Куба остров протяжённости более полутора тысяч километров:)
  15. 0
    12 января 2024
    Очень познавательно.Статья интересная.
  16. +1
    13 января 2024
    Так или иначе, испанской Армаде удавалось противостоять англичанам за господство на морях вплоть до Трафальгара. После Трафальгара англосаксы установили контроль над океанами вплоть до рассвета современного Китая.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»