Линейный корабль Glorioso

33
Линейный корабль Glorioso

Звёздный час Испании пришёлся на XVI-XVII века, когда страна являлась безусловным гегемоном, воевала с половиной Европы, одновременно решала проблему турецкой угрозы, завоевала Португалию и вела войны в колониях. Однако к 1670-м годам страна просто надорвалась. Начался так называемый кризис духа, интеллектуальный кризис, как писал доктор Хуан де Кабриада:

«Жалко и постыдно то, что мы стали индейцами Европы…»

Но как мы знаем, любой кризис – это возможность. Мир на время забыл об Испании, и Испания воспользовалась этим временем.



Проблемы испанского кораблестроения на сломе эпох


На XVI-XVII века испанский флот, без сомнения, был законодателем мод и если не первым флотом в мире, то одним из. Однако уже к 1650-м годам началась деградация флота, которая была связана как с устаревшей администрацией, так и с истощением лесов в самой Испании. К концу XVII века уровень испанского флота упал настолько, что в войне за Испанское наследство главное богатство испанской короны – серебро из Америки – фактически сопровождали, а потом и возили французы. Без французских линейных кораблей, совершивших как минимум шесть вояжей в Новый Свет и обратно в период с 1701 по 1713 год, охраняя испанские серебряные конвои, Испания осталась бы без серебра фактически на целое десятилетие.

1
Французский адмирал и корсар Жан Батист Дюкасс

Последний король из династии Габсбургов Карл II Очарованный фактически не вёл никакой морской политики, оставив дело судостроения в руках частных подрядчиков, в основном дворян и аристократов, которые рассматривали такие должности лишь как средство урвать что-то себе из казны и минимизировать затраты.

Что касается лесных запасов – в Испании ещё оставалось достаточно лесов, но вырубили леса, расположенные вдоль рек, и транспортировка древесины, находящейся далеко от водных путей, представляла собой неразрешимую на тот момент логистическую задачу.

Скорее всего, мысль перенести производство испанских кораблей в значимых масштабах в Америку принадлежала французскому адмиралу Жану-Батисту Дюкассу, который и высказал её королю Филиппу V. Небольшая верфь была основана в Гаване ещё в 1610-е, но строила она там небольшие корабли и технологически была неразвита.

С началом войны за Испанское наследство Кадис был осаждён англо-голландской эскадрой, и в период с 1700 по 1702 год в Гаване впервые заложили два больших корабля – галеоны Santa Rosa и Rubí, построенные в устаревшей и уже архаичной для начала XVIII века манере. Это были единственные корабли, построенные в Гаване за 1700-е годы.

Далее на десять лет Гавана фактически была отрезана от метрополии, и в этой ситуации губернатор Кубы Мигель Пабон решил начать масштабную реорганизацию Гаванской верфи. С учётом того, что на Кубе часто отстаивались французы, понятное дело, что французские колониальные власти помогли Гаване и с инженерным составом, и с мастеровыми. Примерно в это же время было решено строить корабли не из дуба, а из знаменитого красного дерева – caoba или mahogany. Собственно, три вида деревьев – красное дерево (Swetenia mahagoni), гваяковое дерево (Guaiacum officinalis) и душистый кедр (Cedrela odorata) стали основой испанского колониального кораблестроения. Нет, понятно, что строили и ремонтировали корабли на Кубе и в Вест-Индии и раньше, но связывают промышленный переход на строительство кораблей из красного дерева с Херонимо де Устарисом, который в 1724 году писал:

«Гавана представляет собой самую безопасную, комфортную и удобную верфь для Испании, к тому же местная древесина, включая сюда красное дерево и кедр, дает королевству технологическое преимущество – корабли из местной древесины служат более 30 лет, тогда как суда из европейского дуба – 12-15 лет <...>

Кроме того, кедр обладает и еще одной важной особенностью – в бою его древесина дает мало осколков, в отличие от дуба или тика, что позволяет сберечь свой экипаж в бою <…> Получается, что однотипные корабли Англии и Голландии будут проигрывать испанским по этому параметру.

Идея моя самая простая – из местной древесины должны строиться корабли не только для местной Наветренной Эскадры, но и для всего испанского флота.»

2
Знаменитое красное дерево (Swetenia mahagoni)

В 1722 году капитаном Гаванской верфи был назначен Хуан де Акоста, который и развернул первое масштабное строительство кораблей из колониальной древесины. В период между 1723 и 1740 годами на Гаванской верфи было построено 23 военных корабля, среди них линейные корабли San Juan, San Lorenzo, Africa, Europa, Asia и America.

Между 1728 и 1737 годами из тридцати девяти военных кораблей, построенных Испанией, четырнадцать были построены в Гаване.

Пересмотр концепции


До начала XVIII века испанские кораблестроители ставили во главу угла прочность и надёжность – то есть строили трансокеанские торговые корабли, которые нехотя вооружали пушками. Эта концепция оказалась порочной, и к 1700-м годам Испания стала отстающей в развитии судостроения державой.

Но союз с Францией и приход французских специалистов вдохнул в неё новые силы.

Большую роль тут сыграл и знаменитый испанский кораблестроитель Антонио Гастаньета. Именно он в 1702 году стал главным кораблестроителем короля Филиппа V и фактически с нуля по новым принципам построил на Кантабрийском побережье верфь Эль-Астильеро. В 1712 году он издал трактат «Пропорции мер, необходимых для постройки военного корабля с килем в семьдесят локтей», который стал библией для испанских кораблестроителей. Ну а в 1720 году Гастаньета написал и издал вторую книгу – «Пропорции наиболее существенных мер для завода новых военных кораблей и фрегатов», где пересказывал весь современный французский и английский опыт в кораблестроении.

3
Хосе Антонио Гастаньета

Собственно, за основу Гастаньета выбрал именно французскую школу кораблестроения, но – с испанским акцентом. По сути, корабли постройки 1720-х – это были попытки сделать копии французских кораблей – это видно и по размерениям, и по французской длине шпаций, и т. д., правда, к тому времени Гастаньетта уже корабли не строил (но зато массово приглашал французских кораблестроителей на службу в Испанию, в основном – из Тулона). Среди последних был кораблестроитель Сиприано Де Отран-и-Оливер (Cipriano Autrán), который фактически и разработал для испанцев 70-пушечники, 64-пушечники и составил план-чертёж 100-пушечника Real Phillipe.

В 1739 году именно Отран и разработал новый проект 70-пушечников, так называемый класс Invencible. Длина корабля по гон-деку составляла 187 футов, по килю – 166 футов, ширина 54 фута, глубина интрюма – 23 фута, водоизмещение 1645 тонн (104,2 х 92,5 х 30 х 12,8 м). Вооружение линкора было следующим: на нижней палубе двадцать восемь 24-фунтовых орудий, на средней палубе – двадцать восемь 18-фунтовых орудий, на квартердеке и форкасле – четырнадцать 8-фунтовых пушек. Экипаж – 760 человек. В этом же году на верфи Гаваны по данному проекту и заложили два корабля – Invencible и Glorioso.

4
Душистый кедр (Цедрела, Cedrela odorata)

На строительство корпуса были использованы красное дерево и душистый кедр, на мачты – сосна. Оба корабля были спущены на воду в 1740 году.

Путешествие Glorioso


После сражения у Тулона в 1744 году большая и лучшая часть испанского флота (15 кораблей и 1 фрегат) оказалась заблокирована в Картахене. Меж тем Испании как воздух была нужна связь с колониями и сопровождение торговых караванов военными кораблями. Соответственно, вся эта ноша упала на плечи эскадры лейтенант-генерала Торреса, стоящей в Гаване – 70-пушечные Invencible и Glorioso, 60-пушечные Reina, Real Familia, San Antonio, Europa, Castilla, San Louis и 50-пушечный Santiago.

Начиная с 1745 года Glorioso вместе с частью других кораблей совершали вояжи между Старым и Новым Светом, ну а в мае 1747 года под командованием капитана Педро Мессии де ла Серды 70-пушечник, загруженный серебром и колониальными товарами на общую сумму в 3 миллиона песо, тронулся из порта Веракрус в Испанию.

Оказалось, что англичане были в курсе выхода корабля, и у Азорских островов 25 июля 1747 года Glorioso наткнулся на англичан – 60-пушечный корабль Warwick (кэптен Роберт Эрскайн) и 40-пушечный корабль Lark (кэптен Джон Крукшенкс, флагман).

Англичане пустились в погоню за Glorioso, и на следующий день, 26 июля, к 14:00 смогли сблизиться с ним. Вырвавшийся вперед Lark, будучи на ветре, открыл огонь из 9-фунтовых орудий, поскольку не мог использовать наклоненный близко к воде гон-дек с 18-фунтовками, тогда как Glorioso ответил ему из 24- и 18-фунтовок. Кончилось всё тем, что у Lark был повреждён такелаж, и он отстал. Испанцы во время боя потеряли 4 человека.

4
Дон Педро Мессия де ла Серда

28-го испанский корабль нагнал Warwick, но море было свежим, и волнение не дало использовать английскому линкору пушки нижнего дека. Вооружение же опердека и надстроек у него состояло из 9- и 6-фунтовок, тогда как у Glorioso там располагались 18- и 8-фунтовки. Кроме того, гон-дек испанца был расположен в полутора метрах от ватерлинии, то есть корабль мог спорадически вести огонь и из главного калибра, поэтому дуэль оказалась осторожной, на дальней дистанции. Эрскайн не стал искушать судьбу и прекратил преследование. За время перестрелки Warwick потерял 20 моряков убитыми и ранеными.

Де ла Серда взял курс на Эль Ферроль, и 15 августа 1747 года был обнаружен вторым английским соединением в составе 50-пушечного корабля Oxford, 24-пушечного фрегата Shoreham и 14-пушечного брига Falcon под общим командованием кэптена Смита Кейлиса.

Кейлис попробовал взять Glorioso в два огня, однако после трёхчасового боя был вынужден отступить. Этот бой примечателен тем, что Glorioso смог разделить огонь между линкором и кораблями поддержки. Как известно, бой на два борта парусный корабль мог выдержать с трудом – орудийные расчёты той эпохи были скомплектованы в расчёте на обслуживание только одной пушки борта. Так вот, де ла Серда подветренным бортом поворотил против Oxford и начал его обстрел 24-фунтовыми пушками нижнего дека, а с наветренной стороны использовал пушки опердека и надстроек против фрегата и брига. У испанцев в бою 5 человек получили ранения, легко повреждён был только рей грот-мачты. Англичане тоже понесли легкие повреждения в такелаже и рангоуте и отстали.

6
Аугусте Феррер Дальмау. Линейный корабль Glorioso

18 августа Glorioso вошёл в порт Коркубион, где сгрузил серебро и товары, а также ждал пополнения провианта, пороха и ядер. Педро де ла Серда запросил 1475 ядер, 370 мешков с картечью, 1750 патронов и 200 хандервейтов пороха. Но получил лишь пять небольших лодок, на которых перевозились солдаты, продовольствие и другие припасы, и, похоже, требуемого количества боеприпасов и пороха так и не было получено.

5 октября 1747 года корабль покинул Коркубион и вышел в море. 17 октября у мыса Сент-Винсент он наткнулся на эскадру Джона Уолкера в составе четырёх 30-пушечных фрегатов – King George, Prince Frederick, Princess Amelia и Duke. Из всех фрегатов с Glorioso смог сблизиться только King George, но он сразу же получил залп из 18-фунтовок опердека, который сбил на нём грот-мачту и сорвал с лафетов два орудия на надстройках. После этого корабль Уолкера резко отстал, и преследование испанца продолжили лишь три фрегата из четырёх.

7
Гибель линейного корабля Dartmouth

Утром следующего дня к ним присоединились 50-пушечный Dartmouth (кэптен Джон Гамильтон) и 92-пушечный Russell (кэптен Мэтью Бакль). К обеду 18 октября Dartmouth сумел сблизиться с Glorioso, завязалась перестрелка, и в 15:30 английский 50-пушечник взлетел на воздух, унеся с собой жизни 310 моряков. Испанцы настаивают на версии, что именно они потопили корабль, англичане пишут о неосторожном обращении с огнём собственной команды.

Теперь уже Glorioso должен был быть взят или потоплен хотя бы из соображений престижа.

К вечеру 18 октября англичане сумели окружить испанца. Бой длился всю ночь, на Glorioso были сбиты все мачты, почти кончились порох и ядра. И к утру 19 октября де ла Серда решил сдаться. Его потери в последних трёх боях составили 33 убитыми и 130 ранеными.

8
Аугусте Феррер Дальмау. Последний бой Glorioso

Послесловие


Лучше всего поведение испанского экипажа Glorioso охарактеризовал тот самый кэптен Джон Уолкер:

«Никогда еще испанцы не сражались столь отчаянно и храбро.»

Корабль был приведён Баклем в Лиссабон, отремонтирован, поскольку он хотел его продать флоту как приз, но война за Австрийское наследство уже заканчивалась, и Адмиралтейство решило не приобретать себе корабль.

Капитан де ла Серда и его люди, взятые на борт King George и Prince Frederick, были доставлены в Великобританию и расселены под арест в Лондоне, где они стали предметом восхищения британцев. Позже де ла Серда был повышен до коммодора за свои боевые действия, а выживший экипаж получил награды по возвращении в Испанию.

Бой Glorioso показал только одно – испанцы совершенно правильно взяли за основу французскую школу кораблестроения: их корабли были и размерами больше, и вооружены гораздо лучше, чем английские корабли того же ранга. Как видим, потребовался только 90-пушечный «тяжеловес» Russell, чтобы справиться с испанским 70-пушечником.

9
Точный вид испанского корабля Glorioso, сделанный в 1748 году художником Джоном Бойделлом

С другой стороны, сами испанцы сделали очень сомнительные выводы. Испанские адмиралы решили, что основная причина неудач их флота – это не плохая подготовка матросов, старшин и капитанов, а дороговизна и малочисленность кораблей. Англичане, считали они, построили корабли, может, и похуже, но подешевле испанских, поэтому (за счёт большего их количества) имели возможность блокировать и Кадис, и Картахену, и колонии. Поэтому было принято принципиальное решение – строить дешёвые линкоры, но числом побольше. Французские эскизы были отклонены. Забыв о достоинствах высокого борта и мощного вооружения, испанские адмиралы сосредоточились на недостатках типа узких пушечных портов. Из Ирландии были приглашены кораблестроители, которые заложили новые корабли по британским проектам.

Литература:
1. Gaspar de Aranda y Antón «La carpintería y la industria naval en el siglo XVIII» - Instituto de Historia y Cultura Naval, Madrid, 1999.
2. Raquel Carreras Rivery «Las maderas en la construcción naval de Cuba» - Anales del Museo de América, XXII, 2014, pp. 95-109.
3. Juan Marchena y Justo Cuño «Vientos de Guerra. Apogeo y crisis de la Real Armada. 1750-1823» - Doce Calles, 2018.
4. Pacheco Fernández, Agustín «El Glorioso» - Ed. Galland Books, 2015.
5. Fernández Duro, Cesáreo «Armada española desde la unión de los reinos de Castilla y de León», tomo VI - Madrid, 1898.
6. Walker, George «The Voyages and Cruises of Commodore Walker: During the late Spanish and French Wars», In Two Volumes - London, 1760.
7. Beatson, Robert «Naval and military memoirs of Great Britain, from 1727 to 1783», Volume 1 - Longman, Hurst, Rees and Orme, 1804.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 января 2024 05:28
    местная древесина, включая сюда красное дерево и кедр

    Это примерно как ща делать БМП из золота\серебра.
    Ну может дешевле но яфигею.
    Красиво жили, на пафосе.
    1. +8
      11 января 2024 05:58
      делать БМП из золота\серебра.

      Нет, примерно как БМП из алюминиевых сплавов, а БМД из титановых.

      Кстати, обшивку торпедных катеров так же делали из красного дерева.

      Как известно, для войны нужны три вещи...
    2. +1
      11 января 2024 21:24
      Цитата: pettabyte
      Это примерно как ща делать БМП из золота\серебра.
      Ну может дешевле но яфигею.

      Как бы... не совсем верно, или совсем не верно (как Вам угодно).
      Корабли это не БТТ-МВ. Гляньте на этом ресурсе статью о Трафальгаре. "Виктори" который нес Нельсона, был лишь чуть моложе своего командующего, кораблю реально под полтос, но небоеспособным его никто не считал. Корабли тогда полностью уничтожались редко, зачастую переходя из рук-в-руки, и при должном уходе служили своим хозяевам верой и правдой десятилетиями. Про БМП и даже ОБТ такое сложно сказать сейчас.
      Как пример «Конте ди Кавур». Корабли 1911г., капитальная модернизация в 30-х годах. «Джулио Чезаре» закончил службу на дне Севастопольской бухты под именем "Новоросийск" в 1955-ом.
      1. 0
        12 января 2024 04:36
        То есть из-за цены постройки - выгоднее сделать из дорогого дерева но чтоб дольше ходил?
        Однако.
  2. +9
    11 января 2024 05:33
    Очень хорошая статья, читать интересно, хорошо написано.
    Спасибо.
    Литература:

    А за это отдельная благодарность.
  3. +6
    11 января 2024 05:53
    Спасибо, очень интересная история.
  4. +5
    11 января 2024 06:02
    Очень интересно и познавательно. hi

    Вроде древесину надо выдерживать чуть не десять лет для судостроения, интересно как решили на Кубе этот вопрос? Сушильных камер с ТВЧ тогда не было. Возможно климат и качество материала позволяли ускорить процесс.

    Чем больше изучаешь историю, тем больше убеждаешься - века идут, а люди не меняются. laughing
    1. +3
      11 января 2024 08:00
      Цитата: VicktorVR
      Вроде древесину надо выдерживать чуть не десять лет для судостроения, интересно как решили на Кубе этот вопрос?

      Если судить по близко расположенной Флориде, климат жаркий, влажный, в воздухе висит взвесь морской воды (машины из Флориды покупать нельзя - намучаешься с кузовом и электрикой), частые тропические ливни. И как в этом сушить древесину?
      Возможно, привозили из других, более сухих, мест в Латинской Америке. Та же Мексика. Да и площадь Кубы невелика, много леса не нарубишь.
      1. +3
        11 января 2024 22:32
        Цитата: Наган
        Если судить по близко расположенной Флориде, климат жаркий, влажный, в воздухе висит взвесь морской воды

        Судить по Флориде не стоит. В отличии от плоского болота на всю Флориду, на Кубе есть лесистые горы и холмы. И как раз Гавана расположена на гористом и холмистом западе острова. С площадью тоже нормально, длина почти тысяча километров. В общем на приличный флот хватит.
  5. +5
    11 января 2024 07:57
    Большое спасибо автору за интересный и новый для меня материал. Очень редкий материал, в котором показаны успешные действия испанских, а не британских, моряков 18 века.
  6. +5
    11 января 2024 10:08
    В 1739 году именно Отран и разработал новый проект 70-пушечников, так называемый класс Invencible. Длина корабля по гон-деку составляла 187 футов, по килю – 166 футов, ширина 54 фута, глубина интрюма – 23 фута, водоизмещение 1645 тонн (104,2 х 92,5 х 30 х 12,8 м). Вооружение линкора было следующим: на нижней палубе двадцать восемь 24-фунтовых орудий, на средней палубе – двадцать восемь 18-фунтовых орудий, на квартердеке и форкасле – четырнадцать 8-фунтовых пушек. Экипаж – 760 человек. В этом же году на верфи Гаваны по данному проекту и заложили два корабля – Invencible и Glorioso.

    Автор явно ошибся с размерениями корабля при переводе футов в метры, в результате получились фантастические цифры. 187 футов - 57 метров, 54 фута - 16,5 метра, 23 фута - 7 метров.
    1. 0
      11 января 2024 23:55
      Хочу согласиться и добавить. Статья информативна, но технические ошибки ее портят. К примеру Водоизмещение - это, очень грубо, но верно математически, КУБАТУРА, т.е. ТРИ (куб) измерения. И как понимать "(104,2 х 92,5 х 30 х 12,8 м) - 1600 м3." Во-первых, почему 4-я степень, а во-вторых, посчитать не пробовали? (а простым перемножением получаем порядка 3,6 млн. м4!!!!)
      1. 0
        12 января 2024 00:27
        И как понимать "(104,2 х 92,5 х 30 х 12,8 м)

        Автор же приводит длину по гон - деку - 187 футов и длину по килю - 166 футов. Потом переводит все это в метры. Вот у него четыре цифры и получилось. Что его толкнуло написать такую ерунду - это вопрос автору. На самом деле главные размерения корабля - длина, ширина, высота борта, осадка.
    2. -1
      12 января 2024 12:45
      Да, что-то заклинило. Испанский фут до 1756 года - 0,287342 м
      1. +1
        12 января 2024 14:06
        Испанский фут до 1756 года - 0,287342 м

        pie castellano equivalía a 27,8635 cm
  7. +5
    11 января 2024 10:19
    Материал действительно интересный, но, мне кажется, стоило его разделить - проблемы испанского судостроения - отдельно, а путешествие Глориозо явно заслуживает отдельной статьи.
    Еще хотел добавить - в Коркубион ла Серда направился потому, что правильно предположил - у более крупных портов его ждет горячая встреча, в то время как абсолютно все порты англичане контролировать не могли. Но в Коркубионе не могли произвести полный ремонт его корабля, поэтому после выполнения основной задачи ему пришлось идти в другой порт (сейчас не помню, какой)
  8. +1
    11 января 2024 11:35
    Как всегда бесподобно. С огромным удовольствием прочитал эту статью еще когда она была первый раз опубликована.
    1. +3
      11 января 2024 11:51
      Цитата: Blackgrifon
      Как всегда бесподобно. С огромным удовольствием прочитал эту статью еще когда она была первый раз опубликована.

      Если статья публикуется повторно, то это это нарушение правил ВО. Традиционно авторы перерабатывают материалы.
      1. 0
        11 января 2024 15:50
        Нет здесь нарушения, т.к. первоначально Автор описывал историю (в другом виде и с упором на ряд других моментов) на другом ресурсе. Собственно, здесь упор сделан на кораблестроение.
      2. +1
        12 января 2024 13:14
        Она не публикуется повторно, а основательно переделана, причем с учетом более новых данных.
        1. +1
          12 января 2024 19:39
          Цитата: Сергей Махов
          Она не публикуется повторно, а основательно переделана, причем с учетом более новых данных.

          Тогда остается выразить Вам благодарность, что нашли время ее переработать и делание опубликовать на ресурсе ВО. Повторюсь рассказ понравился, спасибо!
  9. +3
    11 января 2024 11:55
    Ставка на исключительность материла при строительстве кораблей и судов не нова. История знала как потуги к экономии (см. корабли из железобетонна), так и наооборот (наши титановые ПЛ).
    1. +3
      11 января 2024 22:39
      Цитата: Коте пане Коханка
      История знала как потуги к экономии (см. корабли из железобетонна)

      Корабли из железобетона получились дороже. С ними экономили не деньги а ресурс, тогда был дефицит стали.
  10. -1
    11 января 2024 13:48
    Спасибо, прочитал с удовольствием. Восхищён уровнем подачи.
  11. +4
    11 января 2024 21:35
    "бой на два борта парусный корабль мог выдержать с трудом – орудийные расчёты той эпохи были скомплектованы в расчёте на обслуживание только одной пушки борта. "
    Возможно эту фразу надо читать следующим образом - "в расчете на обслуживание пушек одного борта"
  12. +2
    11 января 2024 22:05
    Вопрос к автору по использованию материалов.
    Почему англичане не перешли с дуба на красное дерево? Дуб они собирали по всему миру - из Португалии и Франции, из восточной Европы Польши и России, активно работали с дубом из Канады. Тем не менее до тимберовки 10-15 лет. А тут срок службы вдвое больше, за такое и вдвое за материал можно отдать, да хоть втрое, все равно выгоднее, больно дорог работа. Причем Англия активно ввозила красное дерево в 18 веке, но корабли строила из дуба. Использовала красное дерево в столярном производстве. По характеристикам (твердость и плотность) эти два вида древесины близки.
    1. +1
      12 января 2024 13:17
      Ответ самый простой - стоимость транспортировки.
      Заметьте, что испанцы вынесли производство туда, где собственно росло красное дерево, то есть убрали из цены стоимость транспортировки (ну или сильно снизили). У англичан по сути до XIX века в Вест-Индии хоть какое-то значение имела только Бермудская верфь, но ничего больше шлюпа там не строили.
      1. 0
        12 января 2024 17:42
        Англия из Канады дуб возила для строительств флота. Красное дерево ввозилось в Англию в объеме до 30 000 тон в середине 18 века, но из него не строили суда. Есть ссылки на литературу с описанием стоимости поставки в Англию различных сортов ввозной древесины.Местный английский дуб для адмиралтейства тоже был весьма дорог, дороже Рижского. Не вижу основания (в литературных источниках не нашел) для трехкратной разницы в эксплуатации корпусов из дуба и красного дерева. Может такие же "фортели" в Испании как и в Англии - пишут "ремонт", а на деле полностью новый корпус, а по документам срок службы 50 лет.
        1. 0
          13 января 2024 10:39
          Из Канады возилась сосна, и было это сильно позже 18 века. Скажем так, дальние последствия континентальной блокады.
  13. +1
    11 января 2024 22:56
    Статья понравилась, автору спасибо!
    Картинка с "точным видом" заинтриговала. Во-первых видом последнего в корму паруса - не знал что лиселя ставят на латинский парус, как их там можно крепить? А во-вторых отсутствием упомянутых в статье пушечных портов в форкасле, собственно развитого форкасла тут вовсе не наблюдается, только квардек.
  14. +2
    12 января 2024 09:07
    Цитата: Наган
    Да и площадь Кубы невелика, много леса не нарубишь.

    Это огромное заблуждение связанное с тем что у нас карты в меркаторской проекции. Куба остров протяжённости более полутора тысяч километров:)
  15. 0
    12 января 2024 10:32
    Очень познавательно.Статья интересная.
  16. +1
    13 января 2024 12:34
    Так или иначе, испанской Армаде удавалось противостоять англичанам за господство на морях вплоть до Трафальгара. После Трафальгара англосаксы установили контроль над океанами вплоть до рассвета современного Китая.