Удельная мощность двигателя – проблемное звено отечественных танков

116
Удельная мощность двигателя – проблемное звено отечественных танков
Дизель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с.


Быстрый, значит, живой


С самого начала специальной военной операции появилась информация о повышенной выживаемости бронетехники с высокими динамическими характеристиками. Танкисты упоминали сравнительно низкую долю уничтоженных танков Т-80БВМ и БМП-3. В своих классах это самые энерговооруженные бронемашины. Конечно, сравнивать «в лоб» выживаемость бронетехники, основываясь только на удельной мощности, можно очень условно. Тем более на основе частного мнения отдельных танкистов. Настоящая аналитика будет справедливой только после скрупулёзного подсчёта количества погибших и повреждённых танков, с учётом применяемых против них средств поражения.



В годы Великой Отечественной войны подобной работой занимались специалисты знаменитого «Броневого института» или ЦНИИ-48. В частности, рассматривались нюансы поражения брони, применяемые против танков калибры и последствия. Статистическая выборка, само собой, была немалая, особенно после Курской битвы. В разное время выходили отчёты, например, отдельно для каждой модели танка публиковалась «Поражаемость танков Красной Армии и причины выхода их строя» или «Краткий доклад боевых повреждений танков и самоходных установок 1-го Белорусского фронта по операциям». Можно предположить, что соответствующая работа ведётся и сейчас. Одним из свидетельств можно считать материал «Обоснование уровня удельной мощности силовой установки танка» под авторством кандидата технических наук Александра Шудыкина и доктора технических наук Дениса Шабалина. Авторы работают на кафедре боевых гусеничных и колесных машин и военных автомобилей Омского бронетанкового инженерного института. Анализ и обсуждение данной публикации заслуживает отдельного разговора.


Как известно, отечественные танки первого эшелона на спецоперации оснащаются преимущественно двумя типами двигателей – 1130-сильный В-92С2Ф и 1250-сильный газотурбинный ГТД-1250. Первый монтируется на Т-90М «Прорыв» и Т-72Б3М, газотурбинный – в моторно-трансмиссионном отделении Т-80БВМ. Это самые мощные отечественные танковые дизели, за исключением пока мелкосерийного 2В-12-3А мощностью 1500 л.с. Уникальный Х-образный 12-цилиндровый мотор устанавливается на танки «Армата», которые, если и применяются на спецоперации, то эпизодично. Простые расчёты показывают, что удельная мощность 46-тонного Т-72Б3М составляет 24,1 л.с./т., 48-тонного Т-90М – 23,5 л.с./т. и 46-тонного Т-80БВМ – 27,1 л.с./т. Если отталкиваться от информации о массе «Арматы» в 55 тонн, то удельная мощность составляет 27,2 л.с./т. Как видим, перспективный российский танк не обеспечивает достаточного роста энерговооруженности, оставаясь на уровне газотурбинного Т-80БВМ. Впрочем, даже эти умозаключения очень приблизительные – на данный момент нет информации, что дизель 2В-12-3А доведён до ума и готов к большой серии.


Дизель 2В-12-3А для «Арматы»

Со стороны кажется, что указанная удельная мощность российских танков, как минимум, достаточная. Особенно, если сравнить с лучшими образцами зарубежной техники. Например, Leopard 2A6 и Abrams M1A2 обладают удельной мощностью в 24,1 л.с./т. Более современные машины менее подвижны из-за возросшей массы. Но здесь возникает целая масса нюансов.

Во-первых, российские танки на спецоперации вынужденно оснащаются дополнительными комплектами динамической защиты и противокумулятивными экранами. Требования к усилению бронезащиты со всех ракурсов стало «открытием» спецоперации, хотя подобный сценарий можно было моделировать и гораздо раньше. Особенность в том, что дополнительной защитой танки обзаводятся как на заводах, так и в прифронтовых мастерских. Можно смело добавлять несколько тонн к итоговой массе бронемашины, вместе с этим снижается подвижность и приёмистость на поле бое.

Во-вторых, реалии спецоперации не позволяют напрямую сравнивать динамические характеристики российских и зарубежных танков просто потому, что машины встречаются друг с другом крайне редко. Танковые дуэли, по крайней мере, за последние пару лет, стали скорее исключением, чем правилом. Поэтому от того, что у Abrams M1A2 удельная мощность на уровне Т-72Б3М, экипажу российского танка ни тепло, ни холодно. Гораздо важнее, за какое время танк сможет преодолеть открытую и простреливаемую ПТРК местность. Или какую максимальную скорость сможет выдать, уходя от дрона-камикадзе. Конечно, танк изначально не очень приспособлен для таких игр, но каждый дополнительный километр в час скорости статистически повышает выживаемость от всех средств поражения.

1400 л.с. для «Прорыва»


Проблемой энерговооруженности и подвижности танка занимались всегда. Наравне с огневой мощью и защищённостью это является одним из ключевых параметров боевой машины. Авторы упоминаемой выше статьи ссылаются на расчёты 70-х годов, приведённые в знаменитом в узких кругах журнале «Вестник бронетанковой техники». В частности, присутствуют данные об изменении вероятности попадания в танк в зависимости от маневрирования – ускорения, радиуса поворота и скорости вхождения в поворот. Интересно, что вероятность поражения танка стремится к нулю, если его ускорение разгона около 3 м/с2. В переводе на общеупотребительные величины – это условный разгон до сотни километров в час за 9,26 секунды. Конечно, подобные динамические параметры совершенно не достижимы. Для такой приёмистости танку может потребоваться удельная мощность до 100 л.с./т. То есть четырёхкратное повышение мощности при неизменной снаряжённой массе. Авторы исследования утверждают, что наиболее оптимальным ускорением разгона может стать диапазон 1,5-2,4 м/с2, то есть условные 12-19 секунд до сотни километров. И это, напомним, данные для 1978 года, когда о самонаводящихся Javelin и дронах-камикадзе ещё не слышали. Хороший танк, помимо выдающейся приёмистости, должен заходить в повороты радиусом 10-15 метров со скоростью не менее 15-20 км/ч.

Естественно, «бешеные» повадки танка не могут не сказаться на манере ведения огня с ходу. Цитата из статьи исследователей из Омского бронетанкового инженерного института:

«Снижение вероятности попадания в цель в зависимости от скорости движения танка получено в основном на дальности до 500 метров. Это вызвано тем, что времени на уточнение наводки орудия на близкорасположенные цели при высокой скорости движения машины недостаточно. На дистанциях более 500 метров вероятность поражения цели от скорости движения изменялась незначительно. При превышении скорости движения танка с 10 до 50 км/ч установлено следующее: повышение скорости и усилие механических возмущений не вызывает отрицательных сдвигов в физиологическом состоянии экипажа. Дальность обнаружения цели снизилась на 20-25 процентов, а дальность ведения огня по целям – на 30-40 процентов. Таким образом, при движении танка нормальная работа экипажа по управлению танком, поиску целей и ведению по ним прицельного огня возможна при скорости движения до 50 км/ч.»

Но много ли наши танкисты ведут огонь в движении? Тем более на дальности более 1-1,5 километров. Типичной работой танка на спецоперации стала стрельба либо в упор в движении, либо с замаскированной огневой позиции, либо вообще с закрытой. Танк, отстреляв несколько снарядов, спешно покидает позицию, дабы не попасть под ответный огонь. Вот здесь ему и пригодится дополнительная мощность.

В материале «Обоснование уровня удельной мощности силовой установки танка» авторы приводят непростые алгебраические выражения, выводом из которых становится необходимость повышения удельной мощности танка до 28-30 л.с./т. В этом случае становится возможно «выполнение защитных маневров, снижающих вероятность попадания противотанковых средств в танк». Если брать в расчёт 48-тонный Т-90М, то рывок мощности требуется немалый – с 1130 л.с. до 1300-1400 л.с. Учитывая, что в основе дизельного В-92С2Ф лежит блок от В-2, которому скоро стукнет 90 лет, перспективы такого форсирования кажутся сомнительными. Дополнительная защита, которой оснащают танки помимо штатной, вынудит загодя наращивать мощность до 1350-1450 л.с. В случае «Арматы» мощность дизеля придётся увеличивать до 1650-1700 л.с.

Осуществить вышесказанное в металле сложно, но возможно. Хотя бы частично это реализуется за счёт заметного снижения ресурса танкового двигателя и, соответственно, трансмиссии. Этим показателем можно пожертвовать ради возможности кратковременного увеличения мощности мотора на 10-20 процентов. Своеобразный режим форсажа реализуется через повышение максимальных оборотов двигателя, использование особых присадок к топливу и комплекс других мер. В любом случае это дешевле и быстрее, чем создавать новый танковый двигатель. Серия В-2 уже приближается к своему пределу форсирования без кардинального снижения ресурса. Аналогичным образом осуществляется форсирование газотурбинного двигателя Т-80БВМ, только это будет сопровождаться ещё и критическим ростом расхода топлива. О перспективах форсирования дизеля «Арматы» говорить сложно, так как агрегат не освоен в войсках, и неизбежные для новинки детские болезни явно не изжиты.
116 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    10 января 2024 05:06
    Спасибо за статью! hi
    Аналогичным образом осуществляется форсирование газотурбинного двигателя Т-80БВМ, только это будет сопровождаться ещё и критическим ростом расхода топлива.
    Критическим это каким? В два три десять раз от максимального? Наверняка нет, так ещё форсаж не всё время будет включён, да и многосоткилометровых прорывов что то не намечается. А так газовая турбина показала свою жизнеспособность и нужность в бою.
    И ещё, в ряде эпизодов откровенно низкая скорость заднего хода у отечественных танков приводила к потерям. Есть ли у автора статьи какие то материалы, или свои соображения на этот счёт?
    1. +4
      10 января 2024 05:41
      Цитата: Владимир_2У
      в ряде эпизодов откровенно низкая скорость заднего хода у отечественных танков приводила к потерям

      Можете дать ссылки на эти эпизоды?
      1. +9
        10 января 2024 05:59
        Цитата: anatolv

        Можете дать ссылки на эти эпизоды?

        Я что, должен всю телегу лопатить? Но подскажу: там где танк не отходит задним ходом, а вынужден разворачиваться последовательно подставляя борт, а затем корму под огонь противника, это и есть такой эпизод. И ещё, под отечественными танками я подразумеваю все советские, к сожалению.

        Что то вроде.
        После успешного выполнения поставленной задачи и после получения по радио команды на отход, ранее вырвавшийся вперёд танк №623, стал отходить не задним ходом, а развернувшись. Таким образом, он подставил под огонь противника свою кормовую часть.

        https://judgesuhov.livejournal.com/74463.html?ysclid=lr76mq9e3h587864365
        1. +6
          10 января 2024 10:53
          Я вас примирю.
          Концепция роли танка в современной войне. Какие задачи должен выполнять танк и для чего он нужен в современной войне. Почему все суждения о современном танке базируются на его роли в ВОВ ? Вы собираетесь новый танк применять в старой войне? Да в СВО воюют методами Великой Отечественной Войны (ВОВ). И какой опыт можно извлечь из этого бардака ? Какие танковые бои, какие встречные бои и дуэли, какие выезды на передовую ? Вы определитесь. Такое впечатление, что эпидемия мозга в стране. Из этого бардака , в виде противоборства устаревшими методами с применением современной техники и огромными потерями с обеих сторон, кто-то делает глубокие выводы об особенностях современной войны ? Очнитесь...
          В ВС России нет концепции современного боя, вообще, и роли танка в нём , как и БПЛА , в частности. А НГШ ВС России , который отвечает за разработку и внедрение передовых методов, командует этом бардаком. Каждый лепит то, на что горазд, снизу пытаются что-то изменить, а сверху этот опыт внедряют как-то отупевший генералитет. Это какая-то вакханалия полная...Герасимов, где концепция обычного боя на тактическом уровне в современной войне ? Как надо воевать ? Какие нужны танки и БПЛА , ракеты и снаряды ? А ? Это тебе не лепить концепцию гибридной войны для политиков, ей не воюют, гений ты наш !
          1. +5
            10 января 2024 11:01
            Цитата: Totvolk80
            Очнитесь

            О, вы своим комментом разом и танки отменили и ПТО, не иначе... Всё это есть и применяется и будет применяться.
            Ни у кого нет концепции поля боя с БПЛА, она только сейчас рождается в муках, то что амеры против тапочников применяли это не концепция поля боя.
            1. -5
              10 января 2024 11:09
              Если вы учились в "сельской школе" , не умеете пользоваться интернетом и у вас отсутствует мысленная активность , то у вас ничего нет и не может быть...
              Никто танки не отменял. У них роль другая в современной войне при развитых противотанковых средствах и новом уровне технических средств разведки. Но это не для вас. А концепции нет у ГШ ВС России. Как можно воевать , используя древние наставления и уставы ? Так как в СВО , но победить так трудно... И только не надо утверждать, что мы воюем с НАТО. НАТО во главе с амерами устроили бойню, а уровень военного мастерства, точнее, глупости в этой бойне их устраивает...
              1. +7
                10 января 2024 11:14
                Цитата: Totvolk80
                Если вы учились в "сельской школе" , не умеете пользоваться интернетом и у вас отсутствует мысленная активность , то у вас ничего нет и не может быть...

                Ого, серьёзная заявка. Ну ка, мыслитель, приведите своё видение и концепцию... И можете даже не рассматривать удельную мощность танков в рамках этой "своей" концепции.
                1. -9
                  10 января 2024 11:17
                  Основная задача современных танков - стрельба с закрытых позиций. И уничтожение очагов сопротивления в 3 эшелоне боевых действий.
                  Из этого предназначения вытекают требования к ТТХ. Т-14 этим требованием не отвечают...И я не спорю, я вам объясняю...
                  Концепцию современного боя излагать не буду, нельзя! А вот концепция современной операции со слабым противником была в Ираке. А мы в СВО не смогли её реализовать- недостаточно сил и умений , не подготовленное командование и армия...
                  1. +14
                    10 января 2024 11:27
                    Цитата: Totvolk80
                    Основная задача современных танков - стрельба с закрытых позиций.

                    Понятно с вами всё, мыслитель из ютуба. То что танки как воевали, так и воюют в застройке, мимо вас просвистело, не прошло даже, то что прикрывают БМП и БТР на подходах к опорникам противника, вообще промеж ушей...

                    Цитата: Totvolk80
                    И уничтожение очагов сопротивления в 3 эшелоне боевых действий.
                    Чегооо? Рука лицо... Где предпосылки к возникновению этих очагов, и что это ещё за 3-й эшелон боевых действий? Это вы помимо того что иыслитель ещё и изобретатель новых смыслов что ли?

                    Цитата: Totvolk80
                    Т-14 этим требованием не отвечают.
                    Вот много претензий к Т-14, но такой недалёкой и несправедливой я ещё не встречал.
                  2. +5
                    10 января 2024 22:27
                    А для чего тогда куча САУ, если танки нужны только для работы с закрытых позиций?
                2. -11
                  10 января 2024 11:27
                  Ставьте больше минусов и продолжайте деградировать...
                  Я okko077 и vo3a , и писал это всё ещё 10 лет назад и ничего не меняется...
                  1. +12
                    10 января 2024 12:53
                    Ставьте больше минусов и продолжайте деградировать..

                    Достаточно прочитать эту ветку, что бы убедиться, что деградируете Вы.
                    Ни одной интересной мысли, зато куча лозунгов , феноменальное самомнение и огульное критиканство. Такое впечатление что под психостимуляторами пишете.
                    1. -8
                      10 января 2024 13:05
                      Я же не колхозник, и не баран в стаде. Вы свои комментарии-реплики почитайте. Пустые фразы, ни мнения, ни анализа , ни ссылок . Ни крупицы знаний и информации.
                      За каждой моей фразой годы опыта, знаний и анализа. Я не спорю, я рассказываю. Это моя взвешенная обдуманная позиция, убеждения. Я могу обосновать любое своё высказывание, сделать ссылку. Это результат многолетних раздумий. Я военный, профи и радуйтесь, что такие здесь есть...
                      1. +12
                        10 января 2024 15:43
                        Цитата: Totvolk80
                        Я военный, профи и радуйтесь, что такие здесь есть...

                        На ВО ещё остались кадровые военные с качественным образованием , но ни они , ни молодое поколение похоже полёт ваших мыслей не вдохновляет . Если у Вас действительно есть фундаментальные соображения по организации современного общевойскового боя , то пишите статьи , доносите свой багаж до публики , сделайте это общим достоянием . Или по крайней мере напишите развёрнутый комментарий\и и раскройте тему , только без пены и излишнего пафоса .
                        Пока же (судя по рейтингу) здешняя публика не оценила ваши изыски о б\д танками в третьем эшелоне .

                        А насчёт талантов Герасимова и его начальника и их роли в создании концепции Маленькой уютной и компактной армии для гибридных войн , с Вами тут вряд-ли адекватные профессионалы спорить будут . Как и о их роли в едва не наступившей катастрофе осенью 2022 г.

                        Но тем не менее выводы уже делаются , меры принимаются , недостатки в конструкциях наших танков вскрываются и по мере возможностей устраняются . Так принято решение о возобновлении производства танка Т-80 в Омске , в новой модификации . С более мощным ГТД в 1500 л\с . И не только потому , что мощностей Уралвагонзавода не хватает , как и производительности ЧТЗ по производству двигателей для Т-90М и Т-72Б3М , но и потому , что Т-80 имеет возможность маневрировать на высокой скорости задним ходом . А это , как оказалось из опыта СВО , сильно влияет на живучесть танка в современной войне .
                        Что касается более мощного двигателя для Т-90М , то он уже есть , он более компактен и легче , и имеет базовую мощность аж 1650 л\с , с возможностью его форсирования до 1950 л\с Да , это двигатель Арматы , которая в серию пока не пошла (и хвала Ахура-Мазде , что не пошла в таком облике) , но и её двигатель , и трансмиссию , вполне можно использовать на Т-90М . Надеюсь что в бортовых коробках Арматы всё же предусмотрена высокая скорость заднего хода . По последним сообщениям этот двигатель всё же довели и запускают в серию .
                        А концепция организации общевойскового боя , наступательной и оборонительной операции , создаётся именно сейчас , исходя из опыта СВО . И в открытый доступ её никто не выложит .
                      2. -5
                        10 января 2024 15:55
                        А концепция организации общевойскового боя , наступательной и оборонительной операции , создаётся именно сейчас , исходя из опыта СВО

                        Опыт СВО -это опыт того, как нельзя воевать. Что можно из него разработать.
                        А что концепция боя до СВО не нужна была ? А как воевали с Грузией, а как в Сирии ?
                        А никак, всё до сих пор базируется на мужестве и самопожертвовании русского солдата, как в ВОВ ! А зачем нам тогда генералы и гениальные штабы ?
                        Вы не в курсе, что уже давно случилась информационная революция и революция в технических средствах разведки и целеуказания ! И только у нас этого не заметили и не замечают уже почти 30 лет. И как это явление можно назвать ? Более того, ещё в 2000 году Путин своим указом поручил разработать ,создать и оснастить армию такими системами. В военной доктрине 2014 года чётко указаны направления развития и задачи ВС России в этом плане ! Разрабатывали и создавали ЕСУ ТЗ "Созвездие-М" и не разработали до конца и даже не знают для чего она нужна ! Да и как они могли её разработать, если у них даже понятия нет о современной войне. Может пора сажать ?
                      3. +11
                        10 января 2024 17:09
                        Цитата: Totvolk80
                        Опыт СВО -это опыт того, как нельзя воевать. Что можно из него разработать.

                        Опыт , это всегда - опыт . Мудрый учится на чужих ошибках , умный на своих , и только дуR@к не учится никогда . И если о мудрости , благодаря отрицательному отбору в тех эшелонах , можно только мечтать , то всё же с умом в Генеральном штабе потеряли не всё . И выводы уже делаются . А Опыт , всегда - сын ошибок трудных . И именно поэтому с генеральным наступлением пока не спешат , но оборонная промышленность , подготовка войск , подготовка командных кадров и разработка оперативных планов идёт .

                        Цитата: Totvolk80
                        А зачем нам тогда генералы и гениальные штабы ?

                        Сейчас - именно для этого . А до сентября 2022 г. - в основном для красоты и пафоса . Ибо торговцы во власти к войне не готовились ... но плодили разного рода ЧВК . И я в данном случае вовсе не о Вагнере (там то как раз были собраны сливки русского офицерства) , а о других - менее известных . Ибо мысли торговца всегда и только о деньгах и прибыли . Общество с такой "элитой" всегда деградирует . Ибо это законное место кшатриев , и отчасти - брахманов .
                        Цитата: Totvolk80
                        ещё в 2000 году Путин своим указом поручил разработать ,создать и оснастить армию такими системами. В военной доктрине 2014 года чётко указаны направления развития и задачи ВС России в этом плане !

                        Мне знакома эта тема , хотя и не по общевойсковой тематике , но тем не менее - под руководством моего друга была создана АСУ межвидового взаимодействия , для ТВД масштаба армия\округ\фронт . В ходе учений Взаимодействие-2008 она использовалась в качестве резервной , а учения были в условиях "максимально приближенных к боевым" , в сильной помеховой обстановке . Основная система легла почти сразу , а вот резервная вытащила на себе все учения .
                        И тему эту сразу же закрыли , группу распустили ... офицеров вывели в резерв , а затем уволили из армии до наступления пенсионного возраста ... прикомандированных программистов отозвали обратно в институт .
                        Просто к власти пришел новый ... Молодой президент и "гениальный министр обороны" с опытом производства и продажи мебели .
                        Цитата: Totvolk80
                        Может пора сажать ?

                        Пчёлы против мёда не воюют . Своих у нас не бросают . А молодым везде была дорога только при гении Сталина .
                      4. -6
                        10 января 2024 17:15
                        Я свами ещё 7 лет назад под флагом okko077 и vo3a общался ,пока меня за эти темы не забанили...на срок неограничено и с положительным рейтингом...И не было никакого СВО !
                    2. -9
                      10 января 2024 13:06
                      Я же не колхозник, и не баран в стаде. Вы свои комментарии-реплики почитайте. Пустые фразы, ни мнения, ни анализа , ни ссылок . Ни крупицы знаний и информации.
                      За каждой моей фразой годы опыта, знаний и анализа. Я не спорю, я рассказываю. Это моя взвешенная обдуманная позиция, убеждения. Я могу обосновать любое своё высказывание, сделать ссылку. Это результат многолетних раздумий. Я военный, профи и радуйтесь, что такие здесь есть...Командир принимает решение и отвечает за него. Нас так воспитывали из поколения в поколение...
                3. Комментарий был удален.
                  1. +8
                    10 января 2024 11:32
                    Цитата: Totvolk80
                    Ставьте больше минусов

                    Хорошая мысль.
                    Цитата: Totvolk80
                    и продолжайте деградировать

                    А что делать, с кем поведёшься...
                    Благо кроме вас ещё есть с кем общаться, поэтому держусь... laughing
    2. +5
      10 января 2024 08:50
      Может не сдаёт назад потому что не видит. Может на основные танки надо ставить камеру заднего хода. В пылу боя можно не запомнить что там было, а зеркал нет и через заднее стекло не глянешь!
      1. +4
        10 января 2024 09:00
        Цитата: Кариб
        Может не сдаёт назад потому что не видит.

        Может. Но на модернизированных машинах есть такая опция. А даже если и нет, то с давних пор действиям мехвода в таких случаях управляет командир танка, а у него то круговой обзор есть практически всегда.
    3. +6
      10 января 2024 11:33
      На танке "уходить от дрона камикадзе" Автор, вы в своем уме?
      1. +1
        10 января 2024 11:36
        Цитата: Подкидыш
        На танке "уходить от дрона камикадзе" Автор, вы в своем уме?

        Возможно речь о том что дроникадзе на малой высоте теряют сигнал и рывком можно избежать попадания, попытаться. Хотя против дрона с автозахватом цели это не сработает, само собой.
        1. +2
          10 января 2024 11:43
          Да вы даже не увидите в танке этот дрон. О каком рывке идёт речь?
          1. +3
            10 января 2024 12:59
            Да вы даже не увидите в танке этот дрон.

            Вот и я прочитал статью и подумал ну какая разница на 25 или 10 км/ч танк заходит в поворот на 60 или 90 км/ч движется по шоссе? Для дрона это по барабану у него то скорость в разы больше, у него в отличие от танка минимальная инерция и главное танк его просто не увидит.
            Ровно так же для ухода из-под удара артиллерии такая разница не особо важна.

            В сухом остатке скорость и маневренность важна в танковой дуэли.
            Но как раз танковых то дуэлей в современном войсковом бое не будет.

            Если уж говорить о том что надо модернизировать, то надо не выжимать форсажные режимы, а увеличивать надежность и живучесть всей ходовой. Потому что встать что на марше, что в бою, что при выходе с засадной позиции - ЭТО СМЕРТЬ.
          2. +1
            10 января 2024 13:15
            Цитата: Подкидыш
            Да вы даже не увидите в танке этот дрон. О каком рывке идёт речь?

            А я и не настаиваю, это же не я придумал, просто предположил что имел ввиду автор. Хотя с нынешним развитием приборов наблюдения, камер там, слепота танка уже относительна.
    4. В реактивной авиации форсаж это примерно 5 к 1 в сравнении с сухой тягой
      1. +2
        11 января 2024 03:40
        Цитата: Петров-Александр_1Сергеевич
        В реактивной авиации форсаж это примерно 5 к 1 в сравнении с сухой тягой

        Даже в авиации это не так. Потому что к максимальной взлётной тяге форсаж относится как 2 к 1, плюс минус.
        В сухопутных движках это и вовсе десятки процентов. Корректнее всего сравнивать танковую турбину с вертолётной.
    5. +4
      11 января 2024 20:05
      Хочется заметить,что на маневренность танка влияют не только ТХ двигателя,трансмиссии,ходовой и их "отрегулированности".степени износа , а и квалификация механика-водителя,условия/комфортность его работы , наличие устройств приборов наблюдения.
      1. +1
        12 января 2024 03:37
        Цитата: knn54
        и квалификация механика-водителя

        hi
  2. +7
    10 января 2024 05:19
    Дума конструкторам надо пристальное внимание обратить на трансмиссию. Может там и двигатель не придётся трогать.
  3. Комментарий был удален.
    1. +21
      10 января 2024 07:09
      К сожалению вся линейка двигателей 12ЧН15х18, имеющая прародителя В-2 уже давно устарела и должна быть отправлена на покой. Мне пришлось иметь дело с этими двигателями, особого восторга от него я не испытываю. С двигателями в России беда, отрасль поршневого моторостроения разгромлена "поднимателями с колен" и "борцами с резиновыми калошами". Гиблое это дело когда управлять машиностроением берутся гуманитарии со всевозможными юридически-социологическими образованиями. Реальный выход один, максимально ориентироваться на ГТД двигатели для танков, всё равно выбора нет. С дизелями, да и с бензинками, у нас беда.
      1. +8
        10 января 2024 10:01
        Добавлю своё мнение по поводу дизеля 2В-12-3А. Двигатель нужно перекомпоновывать, а именно топливную систему. Посмотрите на длину трубок высокого давления от ТНВД до нижних форсунок. При такой длине трубок в обязательном порядке будут возникать волновые явления в трубопроводах, как следствие, будут подвпрыски на высоких оборотах. Предполагаю что распылители аналогичные с существующими танковыми дизелями, т.е. 7 отверстий по 0,1...0,15 мм, угол распыла не знаю какой сейчас. При длительной эксплуатации моторов, из-за подвпрысков, на нижних распылителях будет развиваться коксование, влоть до закупорки отдельных отверстий. Форсунки начнут лить, возможен обрыв носков распылителей. Менять нижние форсунки на танке реально только демонтировав двигатель с танка, очень весёлое занятие. Вполне возможно использование "глистовидных" механиков и то, им придётся "стоять на ушах" при съёме форсунок. На заводе, на стенде, всё конечно замечательно, а вот при реальной эксплуатации в войсках будет "дикий геморрой". Так что двигатель нужно переделывать, устанавливать два насоса в "малые развалы" и подводить топливо короткими трубками. Так что 2В-12-3А ещё то "счастье".
        1. +3
          10 января 2024 17:30
          Цитата: 2112vda
          Добавлю своё мнение по поводу дизеля 2В-12-3А. Двигатель нужно перекомпоновывать, а именно топливную систему. Посмотрите на длину трубок высокого давления от ТНВД до нижних форсунок.

          Пару месяцев назад прошла новость о том , что сей двигатель доведён и запускается в серию . Якобы для запуска в серию Арматы ... Думаете деза , или запускают в таком сыром недоведённом виде ?
          Если двигатель действительно довели , то не лучше ли было его как следует обкатать на модификации Т-90МХ . Ведь у его трансмиссии (что для Арматы) вроде бы и задняя скорость вроде нормальная предусмотрена . Платформа Армата всё ещё сырая , а вооружение Т-14 неоптимально , а вот на Т-90МХ такой двигатель довели бы до ума и совершенства , а Армия получила бы очень тяговооруженный танк с запасом возможностей по дополнительному бронированию .
          1. +1
            11 января 2024 07:27
            Двигатель доведён на стенде. Все "дохлые кошки" повылазят в процессе длительной эксплуатации в войсках. Доводка двигателя процесс длительный и затратный. Сейчас удалили явные косяки. Так что, всё ещё впереди, так на всех двигателях.
            1. +1
              11 января 2024 13:51
              Значит тем более имеет смысл обкатать этот двигатель на проверенной платформе , прежде чем запускать в серию Т-14 , иначе коэффициент новизны у Арматы будет запредельный . Думаю лучше обкатывать всё же на платформе Т-80 при запуске их производства в Омске - Т-80 изначально создавался как скоростной танк , да и ходовая у него лучшая из советских танков , на её базе ходовая Арматы создавалась . То-есть производство Т-80 организовать сразу в двух вариантах , выпустить один-два батальонных комплекта дизельных Т-80 и обкатывать их максимально активно на полигонах и фронтах СВО . Когда новый двигатель от болезней детских исцелится , запускать такую версию Т-80 в широкую серию .
              Армата же , как платформа для ОБТ , оправдана лишь в двух компановках :
              - сочетание 125 мм. орудия ГК и 30 мм. автомата ;
              - сочетание 152 мм. орудия ГК и 30 мм. автомата .
              В обоих случаях желательно размещение боевого модуля 30 мм. орудия на необитаемой башне ГК в качестве автономного модуля . Именно так , как предусматривалось в ряде перспективных проектов на рубеже 80-х - 90-х годов . Т.е. совмещение в ОБТ функций танка и БМПТ\ШМПП .
  4. +2
    10 января 2024 05:21
    Своеобразный режим форсажа реализуется через повышение максимальных оборотов двигателя, использование особых присадок к топливу и комплекс других мер.

    а других способов разве нет?
    В любом случае это дешевле и быстрее, чем создавать новый танковый двигатель.

    а нас что-то ограничивало в создании нового (двигателя) за прошедшие 80 лет после ВОВ?
  5. +3
    10 января 2024 05:28
    мне интересно другое - ремонтоспособность нашей техники:
    почему? - появилась реакция на эксплуатацию Леопардов на поле боя и она ставит много вопросов по принятым в нем - как конструктивным так и технологическим решениям
    в "этом свете" хочется понять, насколько оправданы подобные подходы к военной технике или же по другому скажу: стоит ли усложнение конструкции того выигрыша на который рассчитывали? - и все это "в рамках" - ремонтопригодности
    1. 0
      10 января 2024 06:22
      Наших небратьев тоже интересует.
  6. +9
    10 января 2024 05:45
    Цитата: Дедок
    а нас что-то ограничивало в создании нового (двигателя) за прошедшие 80 лет после ВОВ?

    Ничего, и новые двигатели делали. Весьма интересные.
    К сожалению, Никита, мать его, Сергеевич, зарубив тяжёлое танкостроение, зарубил и новые двигатели.
    Потом началась епопея с ТД-5, потом турбина вылезла, потом перестройка, перестрелка.
    Впрочем, двигатели серии "В" имеют значительный не туда используемый резерв. Если ПЦН заменить на турбонаддув, это вернёт на вал лошадей 150-200.
    Впрочем, зачем задавать глупые вопросы, когда можно просто открыть Зубова, "Двигатели танков", в двух частях.
    1. +1
      10 января 2024 17:34
      Цитата: Grossvater
      двигатели серии "В" имеют значительный не туда используемый резерв. Если ПЦН заменить на турбонаддув, это вернёт на вал лошадей 150-200.

      То есть вместо теперешних 1130 л\с , этот двигатель сможет выдать 1300 л\с+ ?
      Если так , то у старичка В-2 ещё многое впереди .
    2. +1
      10 января 2024 17:34
      Цитата: Grossvater
      двигатели серии "В" имеют значительный не туда используемый резерв. Если ПЦН заменить на турбонаддув, это вернёт на вал лошадей 150-200.

      То есть вместо теперешних 1130 л\с , этот двигатель сможет выдать 1300 л\с+ ?
      Если так , то у старичка В-2 ещё многое впереди .
    3. +1
      10 января 2024 22:00
      [quote]Если ПЦН заменить на турбонаддув, это вернёт на вал лошадей 150-200./quote] На В 92 не применяется ПЦН, на нем уже установлен турбокомпрессор.
  7. -6
    10 января 2024 06:20
    Цитата: Владимир_2У
    Я что, должен всю телегу лопатить?

    Хорошая отмазка! На заре инета такие отмазки на ура прокатывали, мол не нашел, сам виноват искать не можешь. Только в нормальной дискуссии доказательства истинности своих высказываний должна приводить та сторона, которая ссылается на них.
    1. +3
      10 января 2024 08:54
      Цитата: anatolv
      Хорошая отмазка! На заре инета такие отмазки на ура прокатывали, мол не нашел, сам виноват искать не можешь. Только в нормальной дискуссии доказательства истинности своих высказываний должна приводить та сторона, которая ссылается на них.

      Поставь у себя телегу и хоть обсмотрись таких доводов. Но если ты тупой и с первого раза не понимаешь то прочти ещё раз:
      Но подскажу: там где танк не отходит задним ходом, а вынужден разворачиваться последовательно подставляя борт, а затем корму под огонь противника, это и есть такой эпизод. И ещё, под отечественными танками я подразумеваю все советские, к сожалению.
      1. -2
        10 января 2024 08:57
        Ну, вот! И на обсценную лексику ужу перешли! Не хватает аргументов? Бывает!
        1. -1
          10 января 2024 09:03
          Ты значение слова "обсценная" то понимаешь?
          Цитата: anatolv
          Не хватает аргументов? Бывает!
          Т.е. телеграмм поставить и видео с применением танков просмотреть у тебя не хватает. Понятно. Ну хоть ютуб то осилишь?
  8. +5
    10 января 2024 07:09
    Задний ход им нужен такой же как и вперёд с реверсивным управлением. Мощи там достаточно, проблема в её реализации
  9. -1
    10 января 2024 07:26
    К турбинам у нас почему то относятся очень негативно, а дизель сильно не разгонишь. Сейчас все машины турбинные, нравится кому то или нет, заставили полюбить китайцы. Я так уж давно на турбине и считаю это лучшим решением, минимальный расход, меньшие размеры, несоизмерима я прибавка к динамики. Военные моторы обязаны быть турбо, особенно в первой линии.
    1. +6
      10 января 2024 11:29
      "Сейчас все машины турбинные, нравится кому то или нет.."
      Вы не путайте херувима с парикмахером fool , т.е. турбонагнетатель, каковым оснащаются все современные танковые дизели, и ГТД, применяемые среди ОБТ только на Т-80 и Абрамсе.
      Прежде чем рассуждать про "маневры уклонения" от ПТУР или дронов, стрельбу "на лету" нужно самому проехаться в танке по бездорожью, или по дороге на скорости хотя бы 35-45 км/ч и многое станет ясным. С ходу на местности танк стреляет, в среднем, на скорости 12 - 20 км/ч, иначе никакой СТВ пушку не удержит, а на скорости 45 км/ч нужно быть опытным м/в, чтобы на машине обладающей изрядной инерцией не слететь в кювет. Это "совсем не то, что то"в сравнении с легковым (да и грузовым тоже) автомобилем. Про движение в колонне нечего и говорить.
      "Запихнуть" в танк большую мощность это проблема. И не только компоновочного плана. Расход топлива.....
      На войне есть разница доставить 1 тонну ДТ для дизеля или 1,8 - 2 тонны для ГТД. Возят все под огнем. Это, наряду с высокой стоимостью и высоким потреблением не только солярки (керосина), но и воздуха, (а на земле в нем много-много пыли, это не небо) сдерживает применение ГТД.
      Есть оптимальная удельная мощность на тонну массы. Это 23-25 л/с/т. Такой танк достаточно подвижен Что же делать по совершенствованию силовой установки ОБТ и прочей БТТ? А также трансмиссии и ходовой части, ибо это части "одного тела". Менять платформу на широко известную Армату. Но по вопросам экономического и технологического плана серийное производство нового поколения вряд ли возможно в ходе войны, а пока Т-90М и 80-ки еще послужат, они достаточно маневренны, хотя идеала нету. Если он , вообще, достижим. wink
    2. +1
      11 января 2024 00:33
      Китайские турбодвигатели легковых автомобилей изначально были европейскими или японскими.
  10. +6
    10 января 2024 07:37
    Например, Leopard 2A6 и Abrams M1A2 обладают удельной мощностью в 24,1 л.с./т.
    Оба танка имеют двигателя мощностью по 1500 л.с, но массы у них разные и как оказывается удельная мощность одинаковая? Лео2А6 при массе 62,5 т имеет удельную мощность 24 л.с.\т., а у М1А2 SEP2, при массе 63,2 т = 23,7 л.с./т.
    Да и основная проблема наших танков в устаревшей трансмиссии, давно пора устанавливать БКП хотя бы оснащенные реверсом, что давно уже отработано у тех же тагильцев
  11. 0
    10 января 2024 07:45
    Хорошая статья.
    Только слегка ориентированная на "старые технологии".
    Для примера "старого мышления": сделали новый двигатель большей мощности - значит можно навесить больше брони - выигрыш, безусловно, значительный и полезный, но не в данную тему.
    А если справляться с использованием того, что есть: в современной войне танки - это мобильная артиллерия. Соответственно, для позиционного противостояния достаточно сау, а для маневров лучше смотреть в сторону защиты и себестоимости вертолетов, развиваясь в сторону оперирующей на/у земли техники на базе "квадриков" и "магнитной/воздушной подушки"
  12. 0
    10 января 2024 08:04
    Гибрид последовательный видится решением
  13. -1
    10 января 2024 09:05
    Интересно, двигатель ГТД-1250 в МТО танков Т-72Б3/Т90М влезет? В свете того, что мы теперь вернули компетенции по полной сборке новых ГТД-1250 - может перевести все наши танки на него...
  14. 0
    10 января 2024 09:06
    Интересно, двигатель ГТД-1250 в МТО танков Т-72Б3/Т90М влезет? В свете того, что мы теперь вернули компетенции по полной сборке новых ГТД-1250 - может перевести все наши танки на него...
  15. +3
    10 января 2024 10:17
    Скорость, погони, двигатель... И все это на рычагах, глядя в узкую щель.
    Танк и при старых скоростях сносит все в округе при банальном перегоне, а тут он будет нестись за сотню по бездорожью ..нуну.
    А почему только танк? А что насчёт остального - БМП, Грады? Граду разве не нужно уходить от беспилотника на 150 км/ч по бездорожью?
  16. 0
    10 января 2024 10:18
    Цитата: Юрий77
    Интересно, двигатель ГТД-1250 в МТО танков Т-72Б3/Т90М влезет? В свете того, что мы теперь вернули компетенции по полной сборке новых ГТД-1250 - может перевести все наши танки на него...


    Упаси Бог
  17. +8
    10 января 2024 10:20
    С первых же строк.
    Вот как можно выдавать такие технически безграмотные статьи? Впрочем, если основной источник знаний копипаст из интернета, то неудивительно. Какого бреда там только нет.
    Автор, удельная мощность, это показатель исключительно двигателя. У танка, энерговооружённость. lol
  18. +1
    10 января 2024 10:23
    Цитата: svp67
    Например, Leopard 2A6 и Abrams M1A2 обладают удельной мощностью в 24,1 л.с./т.
    Оба танка имеют двигателя мощностью по 1500 л.с, но массы у них разные и как оказывается удельная мощность одинаковая? Лео2А6 при массе 62,5 т имеет удельную мощность 24 л.с.\т., а у М1А2 SEP2, при массе 63,2 т = 23,7 л.с./т.
    Да и основная проблема наших танков в устаревшей трансмиссии, давно пора устанавливать БКП хотя бы оснащенные реверсом, что давно уже отработано у тех же тагильцев


    Слишком до хрена переделывать, проще сразу новое. Такие мысли были скорее всего. Только вот Х движок странная идея, по прикольнее чем Т64 думаю в обслуживании. И куда его еще можно будет поставить кроме Арматы? Корабли, тепловозы.. наверно нет.
  19. +3
    10 января 2024 11:07
    Проблема в том ,что энерговооружённость танка напрямую с подвижностью не связана. Между ними стоит трансмиссия, которая может убить любое благое начинание.
    Вспомните Т-34: 500 лошадей на 26 тонн, более 19 л.с./т. Почти на треть больше, чем у современной ему "трёшки" (300 л.с. на 20 т, 15 л.с./т). Вот только в бой харьковский агрегат идёт на 12 км/ч, потому как это максимум для основной "внедорожной" второй передачи. А переключать передачи не рекомендуется, ибо это приводит к замедлению танка вплоть до остановки и грозит заглушением двигателя.
    Если взять современность, то тут у нас знаменитая проблема скорости заднего хода Т-72 и его модификаций, которая простым наращиванием мощности движка не лечится никак.
  20. +1
    10 января 2024 11:33
    Вся проблема сводиться к методу и устройству преобразования кинетической энергии сплошных сред в их потенциальную энергию. Уже с десяток лет все просто игнорируют решение заменить все виды винтов ,пропеллеров ,импеллеров новым устройством фундаментально меняющем энергетику физического процесса.
    1. +1
      10 января 2024 15:17
      Вы о чём? Телепортация что ли или притяжение двух объектов друг к другу?
    2. +2
      10 января 2024 20:02
      Вся проблема сводиться к методу и устройству преобразования кинетической энергии сплошных сред в их потенциальную энергию.
      Ура! Гридасов появился!!! Очень давно не было!!! Как там Одесса? Что в форточку видно?
      1. +1
        10 января 2024 22:12
        А он в Одессе проживает?
        1. +1
          11 января 2024 08:15
          А он в Одессе проживает?
          Раньше оттуда писал. Откуда сейчас - неясно. Без него на ВО скучно стало.
    3. +1
      10 января 2024 22:11
      Очень рад вновь увидеть Ваши строки... очень давно не встречал Ваши коментарии. Надеюсь что Вы в добром здравии. Так же поздравляю с прошедшими праздниками.
  21. 0
    10 января 2024 11:38
    Интересно было бы мнение самих танкистов,механика водителя и тд
  22. 0
    10 января 2024 12:22
    Аналогичным образом осуществляется форсирование газотурбинного двигателя Т-80БВМ, только это будет сопровождаться ещё и критическим ростом расхода топлива.

    Особых проблем с двигателем для Т80 я не вижу.
    Двигателем ГТД-1250 у нас занимается ПАО "КиДви". "Калужский двигатель".
    Любой человек может заглянуть на сайт по ссылочке https://kadvi.ru/product/gdt-1250/ и увидит:
    Научно-технические решения, применённые при разработке ГТД-1250, создали большой модернизационный потенциал изделия и обеспечивают возможности успешного внедрения:
    - ГТД с гидрообъёмной передачей (ГОП);
    - Бортовой информационно-управляющей системы (БИУС);
    - Форсированного режима с увеличением мощности до 1400 л.с.;
    - Единой агрегатированной силовой установки (ГТД, ГОП и трансмиссия в одном блоке) мощностью 1800 – 2000 л.с.;

    Из того, что здесь написано, я вижу только одну проблему в увеличении мощности Т-80.
    Проблема эта - военным оно на фиг не надо.
    Вот беларусы создали новый карьерный самосвал БелАЗ-7558N. Работает на сжиженном метане.
    Основа энергетики машины - МСУ 800, модуль силовой универсальный. В этом модуле ГТД-1250 крутит генератор, генератор даёт электрический ток агрегатов мотор-колесо.
    Мощность - 1200 л.с.
    То есть, Батьке было надо - он заказал вариант ГТД 1250 на газу. КаДви получил заказ - КаДви его выполнил.
    У КаДви УЖЕ есть варианты 1 400 - 1 800 - 2 000 л.с. Какие проблемы?
    МО это не надо.
  23. +3
    10 января 2024 12:50
    Удельная мощность сейчас такая же проблема как царапины на броне. Высосано из пальца.
  24. +5
    10 января 2024 13:28
    Хотелось бы напомнить автору, что помимо мощности двигателя, не менее важными факторами являются - надежность и ремонтопригодность. У "Леопарда 2" - двигатель мощнее и что, сильно оно ему помогает?
  25. Eug
    +3
    10 января 2024 13:34
    Если не секрет, по какой причине табличка дизеля В-92С2Ф (В-92С2Ф2 тоже) выглядит как флаг Украины?
  26. +1
    10 января 2024 13:34
    Проблема современных поршневых ДВС заключена в неудовлетворительной работе КШМ - есть давление - нет плеча, и наоборот, т.е. механический КПД преобразования чуть выше 30%, а это и бесполезный расход топлива, и большие масса и размеры двигателя, и конструкционная сложность, и т.д. Вместо КШМ надо ставить зубчатую рейку, лучше замкнутую, давление сразу будет преобразовываться в работу, и в этом случае даже можно будет понизить термический КПД, чтобы повысить мощность (расход топлива, по сравнению с "традиционным" преобразованием в ДВС, не увеличится), и будет вам счастье. А плодить Х-образных монстров для "одноразовой" (в смысле - рассчитанной на одну армейскую операцию) техники - это расточительство.
    1. 0
      10 января 2024 17:10
      Цитата: Vovanya
      механический КПД преобразования чуть выше 30%, а это и бесполезный расход топлива, и большие масса и размеры двигателя, и конструкционная сложность,
      Извините, не силен в теме . Но читал про двигатель " Стирлинга ". Неужели он еще сложен в производстве ? recourse
      1. +2
        10 января 2024 18:27
        Но читал про двигатель " Стирлинга ". Неужели он еще сложен в производстве ?

        В производстве он не особо сложен (смотря какой - их разновидностей несколько), сложен в расчетах. Да и "чистый" стирлинг использовать нецелесообразно - маломощный, надо совмещать циклы особым образом, например, дизель-стирлинг - вот это направление весьма перспективно для боевой техники.
  27. 0
    10 января 2024 14:15
    лучшими образцами зарубежной техники. Например, Leopard 2A6 и Abrams M1A2

    Вот это вообще добило, после уже просто бегло пролистал.
    А6 и М1А2 ровесники Т-90А.
    Я так понимаю автор лет 20 ничего про развитие танков не слышал.
    Давайте реально о современных танках. К2, Тип 10, китайские ZTZ последних моделей, Меркава 4, Абрамс уже А3 пошёл и там, как и на самых передовых Леопардах повернули в сторону защиты и живучести, как и на Меркаве, немцы свои Леопарды уже сколько крутят, и нужно обратится к перпективным проектам модернизации старых танков, тот же Челленджер 3, Леопарды Сингапура, израильские и турецкие М60, чтобы понимать, что за бугром делают со старыми танками и почему, если уж решили сравнивать с аналогами.
    Но зачем, если у недоделаной Арматы двигатель не хуже Леопарда 90х годов выпуска.
    То же и про бред насчёт оторваться от погони FPV и логической ошибки, при выдаче меньших потерь более новой техники за заслугу удельной мощности, и дураку понятно, что Т-90М при тех же обстоятельствах будет сложнее уничтожить чем Т-72Б
  28. +2
    10 января 2024 14:18
    Почитал "комменты" к данной статье... Читающую публику ВО, данная статья, даже подняла с постелей в пять часов утра... Короче все "раздухарились" с добавлением слова "фактически"... Попробую, тоже, вставить "свои пять копеек" в данную полемику. Сложно спорить с непризнанными (вероятно) гениями танковой стратегии, в современной войне, такими, как "Totvolk80", но выскажу осторожную уверенность, что в данном направлении работают достаточно серьёзные "черепа"... Учитываю "новизну" боевых действий, в нынешней СВО, которую сложно "приложить" ко всем операциям, с использованием танков, последние, 78 лет, тактика вырабатывается, смею вас всех заверить.... Да! Сложно, противоречиво, с "затыками", НО идет.... Не забывайте, что наши ВС, только сейчас становятся боевыми ВС, с добавлением слова "фактически", сбрасывая с себя "флёр" парадно - биатлонных ВС, формирующих новые взгляды, тактики и стратегии. И всё это "идет" вместе с формированием новых взглядов на войну в ГШ РФ... За месяц и, даже, за год "машину" войны сложно перестроить, особенно в России, особенно в нынешних социально - экономически условиях её развития (капитализм)... Когда последние 30, с лишним, лет "всеобщий пофигизм" захлестнул всё и вся, где страна, её народ, честь, ум, даже военный, стал товаром, а страну "нагнули" в позу "бегущего египтянина"... Да с "танковыми двигунами" у нас, после дизеля для Т-34, всегда было сложно... Может пойти по "китайскому сценарию", с учётом наших очень серьёзных технологических наработок в производстве сплавов, обработке металлов? И будет нам счастье! Так что, думаю, мы и с танковыми "сердцами" разберёмся и новые тактические приёмы использования бронетанковой техники в современном бою освоим. Как - то так.....
  29. +4
    10 января 2024 15:02
    Ставить более мощные движки в целом занятие "ни о чём".
    У наших танков и так выше удельная мощность в следствии меньшего тоннажа. Во-первых.
    во-вторых. Сколько не увеличивай мощность, но скорость танка всё равно не сравнится со скоростью средств поражения атакующих танк. здесь главная причина замедленная реакция экипажей танков, как в следствии их низкой осведомленности о ситуации, так и предел человеческих возможностей (обнаружение опасности, её осознание, скорость реакции на определённую опасность и её правильность). Могло бы чуточку улучшить положение автоматизация некоторых процессов, но до этого ещё очень долго.
    Потому и ставить особо мощный движок нет смысла, потому как скорость исполнения защитных действий от этого существенно не вырастит, да и не они занимают львиную долю времени реакции, а именно обнаружение опасности как таковой и осознаности действий на защиту от неё.
    Зато существенно вырастит масса танка, расход горючего, сложность эксплуатации и ремонтопригодность на поле боя ( или около него).
  30. +1
    10 января 2024 15:20
    И ещё, в ряде эпизодов откровенно низкая скорость заднего хода у отечественных танков приводила к потерям. Есть ли у автора статьи какие то материалы, или свои соображения на этот счёт?


    Для того, чтобы увеличить скорость заднего хода требуется более мощный двигатель - на танках с хорошим задним ходом КПД двигателя при движении по прямой несколько ниже.

    А то, что это важно полностью согласен. Видел видео наших медленно ползущих назад, когда по рим активно работает противник.
    1. Комментарий был удален.
  31. 0
    10 января 2024 15:30
    Сейчас статью читал как Индийца на Т-72 поставили башню от Т-90. Тоже самое можно было сделать с т-62. как это за войну было сделано у Т-34 несколько раз
  32. +1
    10 января 2024 15:33
    До СВО оборонка почти не работала, в частности по старым танкам
    Я даже раньше считал что все старые танки можно было отремонтировать и продать
  33. +2
    10 января 2024 15:50
    Нужно использовать новые технологии и материалы, самый очевидный пример это композитные материалы, это позволит не только сделать более мощный движок, но и существенно уменьшить массу танка. Второе что - нужно менять компоновку брони танков, если раньше основная броня была спереди, а дальше бронирование шло по вторичному принципу, то в будущем основная опасность будет исходить с воздуха, от бпла, и от пехоты с разного типа рпгэхами, которые в основном бьют в бок танка.
  34. -1
    10 января 2024 16:05
    Цитата: Иван Северский
    CENTROARTS


    Двигатель нормальный, проблема в конструкции - новая коробка и штурвал нужны. Но это значит весь танк переделать. А кому это надо, если есть Армата? Поэтому Т72/90 это танки этой войны и недостаток скорости заднего хода на этой войне уже не изменить, а на новой уже ставка на Армату. Но Т90 имеет другие преимущества и в целом является лучшим танком этой войны.
    У Т80 иная конструкция, но недостатки в бронировании и расходах. По сути это тоже устаревший танк, в который тоже уже никто не будет вкладываться глобально.
    Правда вот Х образный движок Арматы вызывает спор. Казалось бы нужен еще один некий новый легкий танк, но это вряд ли тк уже есть десятки тысяч Т72/80/90.
  35. 0
    10 января 2024 16:08
    Цитата: "Интересно, что вероятность поражения танка стремится к нулю, если его ускорение разгона около 3 м/с2. В переводе на общеупотребительные величины – это условный разгон до сотни километров в час за 9,26 секунды. Конечно, подобные динамические параметры совершенно не достижимы. Для такой приёмистости танку может потребоваться удельная мощность до 100 л.с./т."
    Хотя указанные величины явно получены чисто математическим путём, они явно показывают тупиковость пути наращивания удельной мощности танка.
    А вообще, учитывая необходимость повышения подвижности танков и отсутствие необходимости большого запаса хода необходимо рассмотреть возможность применения на танке традиционного ГТД с ГОП или гибридного двигателя с суперконденсатором. А с дронами дробовики-автоматы разберутся, лишь бы система обнаружения справилась.
  36. +1
    10 января 2024 16:32
    Современный серийный дизель сейчас у Франции и Германии.
    Но нужно сравнивать ТЗ от РФ на танковый дизель и от НАТО......требования к топливу, работе без масла и тд.
    Так то дизель Л5 от Камаза - 12л объема - 450-750лс (озвучены версии 6 цилиндров. Если сделать В12 и 24-26л объема , то можно выйти на 1500лс. Учитывая немецкие корни и тракторное происхождение дизеля Камаз, вероятно на Лео что то подобное.
  37. +4
    10 января 2024 16:40
    Дорогие мои невидимые друзья.Будьте любезны не огорчать и тем более переходить на оскорбления участников В.О. С уважением ко всем С.В.
  38. +1
    10 января 2024 17:04
    Вообще-то безопасность танка обеспечивается предварительной обработкой противника.
    Даже если танку дадите скорость самолёта, то без прикрытия, его собьют.
    Напрашивается аналогия: выпустить на позицию пехоту и для ускорения добавить........
    Функционал танка не в том, чтобы насаться по полю. Его спокойно можно подбить и на расстоянии 1.5 км и 100 метров. И неважно, с какой скоростью он пробежит этот маршрут.
  39. +4
    10 января 2024 17:54
    Я занимался электро-ассистированным турбонаддувом дизельных двигателей. Были сделаны испытания (ноябрь-декабрь 2005, Коломенский завод, отчеты там есть), которые показали высокий потенциал данного подхода. Проблема была в том что руководство СКБ Турбонагнетателей (г.Пенза) - воры (например директор - Киреев). Главный фюрер данного проекта - Потанин В.А. страдал болезнью провинциального советского руководителя - когда дело шло хоть к какому-то результату, он предпринимал действия которые все сводили к нулю ( и тогда он радостно бежал кляньчить новые деньги..)
    Тут можно дать ссылку на эту историю

    https://topwar.ru/222170-istorija-popytki-sozdanija-sistemy-giperbar-v-rossii.html

    Кстати мне весной 2019 звонит бывший Главный Энергеник ПензДизельМаш-а Еремин и предлагает продолжить проект (он кстати друг Главы Правительства Пензенского региона)
    Я отказался потому что этот деятель был зациклен как маньяк в 2007-9 годах на идее разворовать все деньги и прикинуться дурачками...
    А я в 2009 все таки почти сделал электронику для второго поколения этой системы.
  40. Уникальный Х-образный 12-цилиндровый мотор

    С королевского тигра
    1. +1
      10 января 2024 21:56
      Там был V12,X дизель родом из авиации...на Юнкерсе, кажись. Но это только схема. 5тдф тоже из авиации немецкой
      1. 0
        11 января 2024 10:52
        Уникальный Х-образный 12-цилиндровый мотор

        С королевского тигра

        С Ягдтигра с подвеской Порше. И цилиндров там 16. У нас на Урале испытывался, показал себя вполне.
        Но это тупик. В нашем климате верный путь ГТД 2000 л.с. с гидрообъемной реверсивной передачей. Если танки не идут в глубокий прорыв - то расход топлива не критичен. Можно попробовать гибрид с суперконденсатором, кроме полной реверсивности обеспечивает бесшноркельное форсирование глубоких водных преград.
        1. -1
          11 января 2024 16:15
          Силовая установка «Фердинанда» имела весьма оригинальную конструкцию — вращающий момент от двигателей к ведущим колёсам передавался электрически. Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка перемены передач и главный фрикцион. Самоходка имела два V-образных 12-цилиндровых карбюраторных двигателя водяного охлаждения «Майбах» HL 120 TRM, установленных параллельно, мощностью по 265 л. с. (при 2600 об/мин).




          Все моторы танков родом из авиационных. В2, кажись, тоже.
      2. +1
        12 января 2024 13:35
        В серии Х-образников не было вообще, это тупиковое направление.
        Кроме корабельного GMC Pancake, но тот был 2-тактный, а это совсем другие решения с уравновешиванием.
        А для удобства обслуживания он был поставлен вертикально и приводил гребной вал через коничку.
        1. 0
          12 января 2024 14:05
          На катерах на подвесные моторы - так и ставят и сейчас.
  41. Гораздо важнее,

    Скорость заднего хода и трансмиссия/коробка передач.
  42. -1
    10 января 2024 19:57
    Если дизелей 1130 л.с. хватит не только на Т-90М, но и на модернизируемые Т-72 - никаких проблем с удельной мощностью у наших танков не будет. Ну а для Т-80БВМ возобновили выпуск турбин 1200 л.с. - там проблем с удельной мощностью тем более не будет.
    Армате нужен ЕЁ двигатель, а не тот, на котором она сейчас ездит - тоже проблем не будет.
    Вот невозможность двигаться задним ходом с большой скоростью - это проблема, но уже не двигателя а КПП.
    1. 0
      10 января 2024 21:59
      Т90М -предел веса для телеги и двигателя. Западные машины изначально на размер больше -7 катков. Поэтому и позволяют до 70тн доводить вес. Но 150мм ПТРК и фпв дроны с гранатой РПГ7. Показали, что прелесть брони и веса достигнут. А бенефис и панацея Активных КАЗ ...на фпв не рассчитан.
  43. fiv
    0
    10 января 2024 20:24
    Если повышается вероятность уничтожения ракеты на начальном участке траектории, с этому нужно противодействовать не только увеличением динамических характеристик носителя. Для этого даже новые подразделения с новой тактикой надо создавать. Не ракетные. И много всего другого. Также с танками и их удельной мощностью. Это - лишь один камень из каменной стены. Но и его надо внимательно изучить. А резкий старт - удел электропривода. Нужен гибридный привод: дизель - генератор - аккумулятор - инвертор - эл. двигатель. КПД, системы уменьшится, места потребуется больше, надежность уменьшится, приемистость возрастет. За все надо платить. Dixi.
  44. -2
    10 января 2024 23:40
    ну да ,что линия В2,что турбина на т80,что новый мотор на Т14,одни уже устарели,а новый моторчик,это видимо то что сдерживает новый танк.Как то не получается делать современные моторы в этой РФ ,это кстати касается и гражданских двигателей и даже авиационных,почему то двигатели РФ перестали получаться,единственные двигатели за которые мы-руский народ может гордится -это двигатели СССР НК33 и РД170,то что в мире больше никто не делает.
  45. 0
    10 января 2024 23:41
    ну да ,что линия В2,что турбина на т80,что новый мотор на Т14,одни уже устарели,а новый моторчик,это видимо то что сдерживает новый танк.Как то не получается делать современные моторы в этой РФ ,это кстати касается и гражданских двигателей и даже авиационных,почему то двигатели РФ перестали получаться,единственные двигатели за которые мы-руский народ может гордится -это двигатели СССР НК33 и РД170,то что в мире больше никто не делает.
    1. 0
      12 января 2024 13:51
      Если сейчас нас вытягивает В-2 с решениями конца 20-х, то харьковский двигатель "470" (V-12, 4-х тактный, 1500 л. с.) конца 70-х обеспечил бы перспективу.
      1. 0
        17 января 2024 21:24
        Я из Харькова родом, заводы суперские но украинцы прое...
  46. 0
    15 января 2024 14:48
    Стремление к идеалу - это глупость или диверсия? Что там весит движок - 800 кг? Поставьте два или сделайте вдвое большего веса! В общей массе танка прибавка несущественная.
  47. +1
    15 января 2024 14:50
    Цитата: JustMe

    Проблема была в том что руководство СКБ Турбонагнетателей (г.Пенза) - воры (например директор - Киреев). Главный фюрер данного проекта - Потанин В.А. страдал болезнью провинциального советского руководителя - когда дело шло хоть к какому-то результату, он предпринимал действия которые все сводили к нулю ( и тогда он радостно бежал кляньчить новые деньги..)

    эта история не только про Пензу - она "кругом"...
    отсюда и астрономические суммы и мутные сроки реализации НИОКР, и внедрение законченных работ в производство
    а по "электроприводу" - это конечно "будущее" (не зря - "сумрачный гений" еще 80 лет назад пытался его реализовать), но сегодня, с "нашим" уровнем отношения к технике, самое правильное - ничего не трогать!
    посмотрите что происходит с Леопардами: практически не только ремонт но и ТО надо делать в спеццентре, "на месте" - ничего не делается, отсюда и отношение к ним - "с той стороны"
    у нас же, многое, делает рембат - "на месте"!
    а учитывая логистику тылового обеспечения, то лучше ничего не трогать,заставив выполнять требования по ТО и Р - еще "лохматых годов", а это проще в нашей ситуации
  48. 0
    15 января 2024 23:59
    Повышать динамические качества танков можно и нужно. Только не надо возводить их в абсолют. Основная причина умеренной динамики в том, что танки движутся не по автобану, а по сильно пересеченной местности, и на ней скорость движения ограничивает не мощность мотора, а скорость восприятия информации экипажем. Поэтому увеличение удельной мощности не приведет к росту средних скоростей. И это в советских работах тоже есть.
  49. 0
    16 января 2024 13:42
    Если принять тактику оборонительных/позиционных действий, как в статье, то не понятно, зачем танку такая толстая броня??? И лишний вес?? Достаточно противоосколочной брони и, возможно, сделать противо-кумулятивную и относительно легкую броню в 2-3 слоя??? Тогда удельную мощность можно существенно увеличить.
    Толстая броня нужна только в наступательных действиях...
    1. 0
      16 января 2024 19:01
      Броня нужна в любых видах боя. Пока противник бьет по танку пехота может решать свои задачи.
    2. 0
      16 января 2024 19:02
      Броня нужна в любых видах боя. Пока противник бьет по танку пехота может решать свои задачи.
  50. 0
    17 января 2024 20:01
    А что тут думать? Всё элементарно просто.) Автомобильные производители, производят "Современные" ДВС используя гибридные компоненты, а именно ДВС+Электромор. И когда возникает вопрос о недостатке мощности и как её повысить, Почему-то начинают изобретать Х- образные, газотурбинные и т. Д и т. П. Так всё уже изобретено.))) Уважаемые инженеры танковых дизелей! давно пора использовать связку дизель+электромотор. И 1700 л. С. Не будет пределом в разгоне динамических характеристик дизеля, без ущерба надёжности дизеля. Вопрос : где этот гибрид? Его нету, но надеюсь, он в ближайшем будущем появиться......
  51. 0
    17 января 2024 21:23
    1400 мало украинцы топят за абрамсы от 1500 лс и выше
  52. +1
    17 января 2024 23:54
    Статья интересная, хорошая, с цифрами и фактами. Спасибо за это обобщение информации автору. Но хотел бы добавить "к бочке меда ложку дегтя"... Не из вредности, а истины ради. В названии самой статьи содержится НЕТОЧНОСТЬ!!!! По-сути, речь идет не об удельной мощности ДВИГАТЕЛЯ, а об удельной мощности ТАНКА. Удельная мощность двигателя может быть литровой (кВт/л), поршневой (кВт/дм2), габаритной (кВт/м3). И эти виды удельной мощности определяется только по параметрам ДВИГАТЕЛЯ, без учета носителя. Это просто классическая информация из теории двигателей. А в статье идет речь об энерговооруженности ТАНКА! Т.е. мощность ДВИГАТЕЛЯ сопоставляется (соотносится) с массой ТАНКА (кВт/т или л.с./т). Это несколько другой показатель, хотя он и непосредственно связан с мощностью двигателя. Вот о нем и идет речь в статье...
  53. +1
    18 января 2024 20:55
    Как можно хоть в чём-то доверять выводам автора, если он путает удельную мощность двигателя и удельную мощность танка?
  54. +1
    20 января 2024 00:27
    Скорость передвижения практически любого из существующих танков по грунтовке- 50км/ч, по пересечение - 30 км/час
    Такую скорость обеспечивают и серийные двигатели Т-72 и Т-62.
    На порядок полезнее иметь на танке современную ДЗ, хороший тепловизор и надёжную и защищенную от РЭБ связь.
  55. 0
    22 января 2024 19:03
    С большим интересом прочитал статью и комментарии к ней. Дискуссия и обмен мнениями всегда полезны. Я не специалист в области танкостроения и тем более в тактике ведения боевых операций. С танками меня связывает то, что два моих двоюрных брата в годы ВОВ сгорели в танках в знаменитом танковом сражении на Курской дуге, а мой родной брат с 1943 года воевал на амфибиях в составе танковой дивизии, а после войны закончил бронетанко-вую академию имени И.В. Сталина, и до ухода на пенсию в звании полковни-ка, служил заместителем командира по технической части танковой дивизии. Я, после окончания в 1951 году Московского института химического маши-ностроения работал на производстве, потом в НИИ и КБ, а с 1991 года и по сегодняшний день на своей фирме по созданию и внедрению новых техноло-гий, нового инновационного оборудования, по расшивке узких мест по за-просам предприятий разных отраслей промышленности, по замене неудовле-творительно работающего оборудования закупленного по импорту и т.д.
    Многие наши разработки внедрены в промышленность в России и за рубежом и не имеют аналогов в мире. Ряд зарубежных компаний предлагали и про-должают предлагать финансирование и производство нашего инновационного оборудования у них, но мы, патриотически воспитанные при Советской вла-сти хотим, чтобы эти инновации внедрялись в Росси. Ряд наших разработок имеют двойное назначение. Мы обращались и в правительство, и в Минпром-торг и в Совет Федерации, и т.д., с целью оказать содействие по ускорению внедрения наших разработок в России. Но, к сожалению, наши обращения или остались без ответа, или получали пустые отписки. В 2018 году мы полу-чили патент на изобретение двигателя принципиально новой конструкции и хотели разработать, изготовить и довести до серийного производства двига-тель мощностью 1500 л.с. для применения на танках, вертолетах и т.д. Нас поправили, что для танка лучше иметь двигатель мощностью 2000 л.с. Нашему малому предприятию, без финансовой поддержки государства такую работу не потянуть. Но как мы потом поняли из одного из постановлений правительства, Минпромторг финансирует только концерны и крупные пред-приятия. Мы также поняли, что при построенном в России капитализме ин-новации, тем более созданные малыми предприятиями, не нужны. Может быть, кто-нибудь мне подскажет, где выход из этого тупика, к кому еще мож-но обратиться? Нельзя бесконечно модернизировать и использовать устарев-шую технику. Или ожидать когда начнется возврат ко всему хорошему, что было при СССР. Я до этого не доживу. Нужно работать над созданием ново-го, в том числе двигателей с пониженным расходом топлива, с более высоким КПД, с уменьшенными массогабаритными характеристиками. Без создания и внедрения новой техники не может быть никакого прогресса, никакого дви-жения вперед. Я помню правильные слова тов. Сталина «искать, находить и использовать». Я не помню где и когда слышал эти слова от вождя, но эти слова навсегда врезались в мою память. Извините за длинный отзыв на ста-тью. Старался покороче, но видимо действует возраст.
    С глубоким уважением к авторам и ко всем участникам дискуссии.
  56. 0
    12 февраля 2024 11:25
    Статья на мой скромный взгляд-популистская: у Запада ого ,а у нас всё не слава Богу. Подмена понятий про энерговооружённость и удельную мощность в ряде постов, говорит об уровне полемизирующих. В реалиях сегодняшнего дня многие предложения как минимум не актуальны да и не возможны по своей сути. НО....работы в КБ и на заводах по пересмотру и возможной реализации опыта технического совершенствования танков по опыту "СВО" необходимо поставить в приоритет работ. Моторы В-92С2Ф2 в своём большинстве удовлетворяют реалиям сегодняшнего дня, загвоздка в трансмиссии и многие в этом справедливо видят один из существенных недостатков. Полагаю, что самая большая проблема, это уровень осведомлённости и со ответственно реакции экипажа (психофизиологический фактор) на изменения в окружающей обстановке и вот здесь на первый план выходит "информационно-боевая система" возможно с элементами ИИ. Экипаж должен видеть ВСЁ что окружает машину. Хотелось бы добавить...БМПТ помощник или безделица?, полагаю, что это должна быть как раз та боевая единица которая бы объединила в себе разведывательно-дозорные функции, информирование экипажей о внезапных изменениях обстановки и возможно элементы сетецентрики.
  57. +1
    12 февраля 2024 11:50
    К ранее написанному хочу добавить, борьба с FPV дронами становиться приоритетной задачей пока в рамках "СВО", а там как знать, что будет...Сейчас уже есть отработанные обнаружители дронов и стоит задача объединить их с системой активной защиты, особенно с задней полусферы.