Оружие и доспехи норманнов в битве при Гастингсе

67
Оружие и доспехи норманнов в битве при Гастингсе

Боевые действия XI века были тяжёлыми, кровопролитными. Норманны были одной из самых боеспособных армий Европы того времени. Это была разношёрстная боевая команда. При анализе оружия автор опирался на изображения норманнов на гобелене из Байё, разные очерки и анализы историков.

Битва при Гастингсе на гобелене из Байе

Битва при Гастингсе на гобелене из Байё

Кольчуга


Нормандские воины носили хауберк – кольчугу длиной до колен с рукавами до локтей. Снизу по бокам был разрез, который облегчал верховую езду. Основание кольчужной рубахи – материя или кожа, которую укрепляли металлические кольца, пластинки, цепочки. Иногда защиту делали из коровьих рогов. Кольчуга, благодаря гибкости, не сковывала движения, давала воину свободу действий, при этом неплохо защищала его.



Пехотинец нормандской армии
Пехотинец нормандской армии

Если посмотреть на гобелен из Байе, то можно увидеть у некоторых солдат кольчугу с капюшоном, у других она защищает ноги. Для удобства её надевали на какой-то элемент одежды, потому что металлические кольца носить на непокрытой голове или коже неудобно.

Хауберк весит примерно 5 кг, и норманны не всегда одевали его под доспехи, общий вес которых мог достигать свыше 30 кг. Каждый лишний килограмм расходует много сил, особенно в длительной битве, коей и было сражение при Гастингсе. Иногда кольчугу надевали прямо во время битвы или перед ней. Если мы заглянем в Хроники Баттельского аббатства, которое стоит на месте смерти короля Гарольда Годвинсона – противника Вильгельма, то увидим, что последний остановил своё войско всего в нескольких километрах перед саксами, чтобы те надели доспехи. Во время марша воины в полную амуницию не облачались.

Есть даже анекдот того времени, который мы можем прочитать в хрониках Вильгельма Пуатье – капеллана Вильгельма Завоевателя. О битве при Гастингсе мы во многом знаем из отчётов этого священника.

Так вот, анекдот конца XI века. Вильгельм высадился на английском берегу близ местечка Певенси и пошёл с 25 солдатами прочёсывать местность. Кольчуга была настолько тяжёлой, что один из норманнов устал, и сам Вильгельм на обратном пути нёс её.

Щит


Щитом обычно прикрывали левую часть тела. Всадники его одевали на руку, держащую поводья. К моменту сражения при Гастингсе уже около ста лет норманны пользовались каплевидным щитом. Он защищал большую часть тела, нежели классический круглый щит.

Большинство щитов того времени были деревянными, обтянутыми кожей и по краям обрамлённые металлом. На лицевой части изображали различные узоры и эмблемы. Щит крепился на руку несколькими ремешками и весил несколько килограмм.

Шлем


Шлемы у норманнов обычно были конической формы с насадками для защиты носа. Некоторые шлемы изготавливали из цельного листа металла, некоторые из нескольких частей. Часть шлемов были со шнурками, которые завязывались под подбородком. У знатных воинов шлемы украшены драгоценными камнями, узорами.

Шлем норманнов
Шлем норманнов

Копьё


Копьё – основное оружие кавалерии и пехоты в армии Вильгельма Завоевателя.

Рукоять деревянная, обычно изготавливалась из ясеня. Железный листовидный наконечник. Под ним обычно крепилась небольшая перекладина, которая не позволяла оружию войти глубоко в тело, чтобы быстрее его вытащить.

Копья пехоты и кавалерии отличаются тем, что у первых древко толще и тяжелее.

Нормандская кавалерия
Нормандская кавалерия

Кавалерийское копьё называется «лэнс». В сложенном положении оно перекрещивалось над лошадиной шеей справа налево для балансировки. Наконечник всегда смотрел влево, потому что противники приближались друг к другу именно с левой части.

Хотя их и защищали щиты, против копий они не всегда помогали. Калерия, как и пехота, часто метала копья. Больше для этого подходили облегчённые лэнсы. Рядом с войсками всегда были обозы со сменными копьями.

Для защиты от кавалерии норманнские пехотинцы образовывали изгородь из копий. Древки упирались в землю, а наконечники направлялись вперёд.

В бою лэнс обычно поднимали над головой и наносили им удар сверху вниз. Такая тактика работала против пехоты и кавалерии.

Меч


Нормандские аристократы предпочитали мечи. Хотя у части кавалерии меч также был с собой в деревянных ножнах. Но всадники использовали его только после того, как потеряют или сломают копьё.

Меч самое почитаемое оружие Средневековья. Оно окутано религиозной мистикой, почитание меча пронизывает литературу викингов, саксов.

Во-первых, меч более ценное и надёжное оружие, нежели копьё, которое часто ломалось. Норманны передавали мечи из поколения в поколение, давали оружию имена.

Меч легко пробивал шлем вместе с кольчужным капюшоном и черепом. У норманнов меч имел обоюдоострое лезвие длиной около метра. К концу оно сужалось. Фуллер – закруглённая выемка в центре лезвия, она облегчала клинок, не снижая его прочности.

Руку защищала металлическая перекладина на рукоятке. Её кончик обычно был куполообразной или дискообразной формы. Эфес меча иногда украшали, чтобы выделить своё оружие среди остальных. Хотя его предназначение – быть противовесом лезвию.

Арбалет и лук


XI и XII века – время, когда арбалет постепенно заменял собой лук со стрелами. У него был деревянный приклад с механизмом запирания и спуска. Арбалетные болты пробивали самые прочные доспехи саксов. Арбалеты весили от 4 до 10 кг в зависимости от типа – лёгкий и тяжёлый.

Лук и стрелы в армии Вильгельма ещё оставались основным стрелковым оружием. Лучники в битве при Гастингсе сыграли важную роль. Они помогали удерживать саксов на расстоянии, расстреливали их позиции. Если посмотреть на гобелен из Байе, то можно увидеть изображённых лучников-пехотинцев с колчанами, которые те перекидывали через плечо или подвешивали к поясу.

В армии норманнов луком пользовались всадники, преследующие убегающих саксов. Впоследствии у нормандцев это оружие использовали пехотинцы, и конница постепенно от него стала отходить.

Доподлинно неизвестны размеры лука того времени. На рисунках нам не понять его параметры, а больше точных данных нигде не сохранилось.

Топор


В качестве холодного оружия норманны использовали не только мечи с копьями, но и топоры. Любимое оружие их предков – викингов, среди норманнов особой популярности не получило, а вот их противники саксы топоры использовали чаще.

Раны от этого оружия самые серьёзные по сравнению с другими видами. К тому же оно наиболее дешёвое и простое в использовании.

Формы топоров разнообразные. Но самая распространённая – датская секира. Древко чуть более метра, топорище до 40 см.

Метательные топоры, которые так любили викинги, в армии Вильгельма Завоевателя почти не использовались.

Датская секира
Датская секира
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    10 января 2024 04:42
    К уважаемому Автору - Военное обозрение не Дзен или Тик Ток! Мы еще Шпаковского за аналогичную работу ругали…. Если честно - разочарован и опечален.
    Камрадам доброго дня!
    1. +11
      10 января 2024 05:15
      hi Владислав,согласитесь весьма познавательная статья,Вы же до этого и не знали наверное,что щиты были деревянными и кожей обтягивались а мечи,кольчуги шлемы делались из железа. О, сколько нам открытий чудных, подготовил автор.
      1. +4
        10 января 2024 09:58
        Приветствую, автор был уверен, что :"Америку открыл"
      2. +7
        10 января 2024 10:39
        а мечи,кольчуги шлемы делались из железа.

        Судя по всему из алюминия:
        Хауберк весит примерно 5 кг
        1. +6
          10 января 2024 11:41
          Цитата: Mihaylov
          Хауберк весит примерно 5 кг

          У меня дома лежит кольчуга... Так она весит 16 кг. 5-килограммовых не встречал.
          1. +9
            10 января 2024 11:44
            У меня дома лежит кольчуга... Так она весит 16 кг. 5-килограммовых не встречал.

            Тут речь даже не о кольчуге, а о хаурбеке: для 5-килограммового хаурбека думаю алюминий подойдет, может титан? или еще какие-нибудь современные сплавы? не очень в этом разбираюсь.
            А вообще лучше всего - митрил! laughing
            1. +4
              10 января 2024 11:49
              Цитата: Mihaylov
              а о хаурбеке:

              Да, это ещё и капюшон на бошку! Кг 3 не меньше.
          2. +8
            10 января 2024 13:09
            У меня дома лежит кольчуга... Так она весит 16 кг. 5-килограммовых не встречал.

            Бывают разные - по толщине металла, размеру колец, способу соединения колец и способу плетения.
            Кольчуга из сведенных колец 6 мм из 2 мм стали - может дать и 25 кг, хауберк - тем более.
            А клепанно-сеченные кольца 6 мм диаметра (при способе плетения 4в1) - дают 10 кг кольчугу, а из 10 мм колец можно сделать такой же размер кольчуги уже в 6 кг. Из титана можно и в 3 кг уложиться.
            Так, что все относительно, но у автора ошибка несомненная.
          3. 0
            13 марта 2024 15:56
            Мне довелось побывать на Постоянной экспозиции «Средневековая резня. Битва на Готланде 1361 года» находится в Историческом музее Швеции. Ближайшая станция метро — «Карлаплан» то есть экспозиция эксгумации тел известной битвы, как битва при Висбю. Вот там где ужас. Но познавательно....
            1. 0
              13 марта 2024 15:58
              Цитата: Monster_Fat
              Вот там где ужас.

              Могу себе это представить лишь на основе данных по погребениям. Но Вам завидую. Повезло.
    2. +7
      10 января 2024 06:24
      Цитата: Коте пане Коханка
      К уважаемому Автору - Военное обозрение не Дзен или Тик Ток! Мы еще Шпаковского за аналогичную работу ругали…. Если честно - разочарован и опечален.
      Камрадам доброго дня!


      Добрый день, Владислав! hi

      К счастью, наш любимый сайт ещё не дошёл до Тик-тока... но, судя по ряду статей, до Дзена дошёл, к большому сожалению... crying Правда, и в Дзене бывают толковые статьи на различные темы...
    3. +6
      10 января 2024 11:46
      Цитата: Коте пане Коханка
      Мы еще Шпаковского за аналогичную работу ругали

      И Вам не стыдно на меня наговаривать? Вспомните цикл статей про историю Байесского полотна. За что там было ругать? Или там в комментах были какие-то замечания. Все же здесь на ВО. Можно зайти и посмотреть...А тут - да, ко всему прочему еще и подписи под фото оформлены совершенно неправильно. А уж это легче легкого!
      1. +9
        10 января 2024 13:13
        За что там было ругать?

        Теперь будем каяться. Всё познается в сравнении.
        Эта статья, как будто из детского зарубежного журнала переведена.
      2. +4
        10 января 2024 20:15
        И Вам не стыдно…

        Стыдно Вячеслав Олегович. Все познаётся в сравнении..
        1. +3
          10 января 2024 21:05
          [quote=Коте пане Коханка]Все познаётся в сравнении..
          Ладно уж. Повинную голову меч не сечет!
  2. +2
    10 января 2024 05:10
    Анекдот про кольчугу ,нуууууу очень смешной...Воин устал,а Вильгельм его кольчугу нес,не царское это дело,за бойцами кольчуги таскать..Никогда не думал,что у викингов еще вооружение было, а оно вона как,мечи,топоры,щиты,луки со стрелами,копья,даже кольчуги,шлемы, и это все на гобелене вышито.Обалдеть,не замечал как то.
    1. +2
      10 января 2024 05:30
      Доброе утро Алексей!
      …признаю свою вину и раскаиваюсь, пошел в угол, больше так не буду…. feel
      Без шуток, я еще смог в себя «втромбовать» панегирик Автора, что копье может быть в сложенном положении. Но откровение, что топоров бывает «множество» меня убило….
      1. +3
        10 января 2024 05:45
        что копье может быть в сложенном положении
        А почему бы и нет? А про топоры ,ваще отдельная статья будет наверное. smile hi
        1. +5
          10 января 2024 16:15
          про топоры ,ваще отдельная статья будет
          Вот и материал -
          Древко чуть более метра, топорище до 40 см.
          У автора это разные вещи.
      2. +4
        10 января 2024 06:32
        Цитата: Коте пане Коханка
        Но откровение, что топоров бывает «множество» меня убило….

        Меня удивило вот что:

        Кавалерийское копьё называется «лэнс».


        "Lance" - в переводе с английского и вправду "копьё", но скорее в смысле "пика". А пики появились не ранее XII века.
        1. +9
          10 января 2024 11:11
          Lance это длинное копье всадника . Рыцаря или более позднего улана. Pike - пика, оружие пехотинца.
          Пикантность в том что при Гастингсе не было не только пик, но и этих самых лэнсов.
          Обе стороны вооружены сравнительно короткими копьями.
      3. +3
        10 января 2024 08:15
        Идя в угол не забудь взять с полки пирожок...
        С повидлай... good
        "Множество" топоров - Надо запомнить сие выражение!
        1. +3
          10 января 2024 10:04
          "Множество" топоров - Надо запомнить сие выражение!

          Просто необходимо! И это "множество" бесконечно! wassat
          1. +5
            10 января 2024 10:21
            "Много ли Вы в состоянии выпить?
            Пить Я могу до ~~бесконечности~~!"
            Как-то так.
            1. +2
              10 января 2024 10:34
              Цитата: hohol95
              "Много ли Вы в состоянии выпить?
              Пить Я могу до ~~бесконечности~~!"
              Как-то так.

              "Пока не тресну" (с)
    2. +3
      10 января 2024 20:26
      [quoteНикогда не думал,что у викингов еще вооружение было] [/quote]

      А то!!! Крутые были ребята!)))
  3. +3
    10 января 2024 07:52
    Пришло ВО на Дзен и подхватило заразу...
    1. +2
      10 января 2024 10:06
      Цитата: kor1vet1974
      Пришло ВО на Дзен и подхватило заразу...

      Скорее Дзен на ВО... к огромному сожалению...
      1. +6
        10 января 2024 11:20
        Зато,комментариев сколько.Вот так выдал "на гора"мелкого угля,но..много и столь бурное обсуждение.
      2. +4
        10 января 2024 19:35
        "скорее Дзен" один фиг : сайт мельчает.
        Смотрите, Историю держат: Валерий, В. О, Вооружение частично В. О, а Мнение, Аналитика.
        Сколько было интересных авторов :`Андрей из Челябинска "чего стоил.
        ДУМАЮ :" Вооружение "могли бы поддержать :Николаевич и Костя "Морской кот"в Мнение? Не знаю
        1. +1
          11 января 2024 11:47
          Цитата: vladcub
          "скорее Дзен" один фиг : сайт мельчает.
          Смотрите, Историю держат: Валерий, В. О, Вооружение частично В. О, а Мнение, Аналитика.
          Сколько было интересных авторов :`Андрей из Челябинска "чего стоил.
          ДУМАЮ :" Вооружение "могли бы поддержать :Николаевич и Костя "Морской кот"в Мнение? Не знаю

          Ещё был Эдуард Ващенко...
    2. +2
      10 января 2024 10:29
      Цитата: kor1vet1974
      Пришло ВО на Дзен и подхватило заразу...

      Маски одевать надо wink
      1. +1
        10 января 2024 10:36
        Цитата: Голландец Михель
        Цитата: kor1vet1974
        Пришло ВО на Дзен и подхватило заразу...

        Маски одевать надо wink

        А то заразиться можно... wink
  4. 0
    10 января 2024 09:00
    Единственное, что можно сказать по поводу этого....
    1. +3
      10 января 2024 09:42
      Очевидно автор даже не подозревает, что боевой топор и боевая секира - это разное оружие и на последней иллюстрации не секира, а топор. Кроме всего прочего автор еще и русского языка не знает. Продольное углубление на клинке холодного оружия врусском языке называется дол.
      1. +2
        10 января 2024 09:49
        Как выяснилось - митрофановщина - это еще не худший вариант по сравнению с зотовщиной.
        1. +2
          10 января 2024 10:01
          Цитата: Dekabrist
          Как выяснилось - митрофановщина - это еще не худший вариант по сравнению с зотовщиной.

          Добрый день, Виктор Николаевич! hi

          Есть ещё самсоновщина... куда её определить?
          1. +1
            10 января 2024 10:04
            Есть ещё самсоновщина... куда её определить?

            Смотрите тут, очень удобно для классификации - https://psychiatr.ru/education/slide/347
            1. 0
              10 января 2024 10:07
              Цитата: Dekabrist
              Есть ещё самсоновщина... куда её определить?

              Смотрите тут, очень удобно для классификации - https://psychiatr.ru/education/slide/347

              Большое спасибо, чуть позже посмотрю. hi
            2. 0
              10 января 2024 10:25
              Единственное, я хотел бы уточнить -- что из этих трёх категорий -- худший вариант?
              1. 0
                10 января 2024 10:30
                Я затрудняюсь дать ответ на Ваш вопрос.
                1. 0
                  10 января 2024 10:31
                  Цитата: Dekabrist
                  Я затрудняюсь дать ответ на Ваш вопрос.

                  Поживём, увидим...
      2. +7
        10 января 2024 10:43
        Кроме всего прочего автор еще и русского языка не знает. Продольное углубление на клинке холодного оружия врусском языке называется дол

        А вот эта штука - гардой или крестовиной:
        Руку защищала металлическая перекладина на рукоятке.
        1. +1
          10 января 2024 13:22
          А вот эта штука - гардой или крестовиной:

          Крестовина (crossguard) - защитное устройство, расположенное у передней части рукояти и выступающее над обухом и лезвием.
          Гарда - защитное устройство сложной объемной формы с кольцевыми, чашеобразными и спиралевидными элементами.
          1. +4
            10 января 2024 14:27
            Гарда - защитное устройство сложной объемной формы с кольцевыми, чашеобразными и спиралевидными элементами

            Это смотря в каком словаре смотреть....
            1. +2
              10 января 2024 19:18
              Если Вы знаете, в каком словаре смотреть, зачем вопрос задаете?
              1. 0
                11 января 2024 11:24
                [quoteзачем вопрос задаете?][/quote]
                Я не задавал вопроса.
    2. +1
      10 января 2024 10:03
      Со Швондером спорить нельзя.
      В фильме он получился колоритным.
      1. 0
        10 января 2024 10:06
        Цитата: vladcub
        Со Швондером спорить нельзя.
        В фильме он получился колоритным.

        Нельзя...
        Он неприкасаемый... yes
        1. +1
          10 января 2024 10:18
          "неприкасаемый" ежели коснешся то будет бо - бо
          1. 0
            10 января 2024 10:18
            Цитата: vladcub
            "неприкасаемый" ежели коснешся то будет бо - бо

            Вот-вот...
  5. +4
    10 января 2024 10:12
    Камрады, без всякой иронии, 2/3 людей - правши, но есть и левши. Отсюда вопрос :как они действовали в то время?
    1. 0
      10 января 2024 10:15
      Цитата: vladcub
      Камрады, без всякой иронии, 2/3 людей - правши, но есть и левши. Отсюда вопрос :как они действовали в то время?

      Предполагаю, что они даже и не задумывались... feel
      1. +4
        10 января 2024 10:29
        Они, возможно, не задумывались, но левша для противника проблема. Человек на подсознание следит за правой рукой, а удар с левой стороны.
        Помнится,у Шолохова, Гришка Мелихов был левша
    2. 0
      10 января 2024 10:15
      Цитата: vladcub
      Камрады, без всякой иронии, 2/3 людей - правши, но есть и левши. Отсюда вопрос :как они действовали в то время?

      Предполагаю, что они даже и не задумывались... feel
      1. +4
        10 января 2024 10:43
        Помню, Гришка Мелихов, Шолохов"Тихий Дон, был левша. Моя тётя была левша, моя мама писала правой, но могла и левой.
        Я пишу только правой, но текст сейчас набираю левой. Правой держу планшет, а левой набираю.
    3. +10
      10 января 2024 11:05
      Много левшей в бою показано у Яна Вермеена (не путать с Яном Вермеером), в его эскизах про Тунисскую кампанию. С них потом сделали гобелены в Мадриде и полноформатные картины в Вене. Хотя не все изображения выглядят реалистично.

      Пехотинцы в строю скорее всего вставали в стойку правши независимо от предпочтений потому что иначе не составишь стену щитов- твой щит мешает щиту соседа справа, а слева у тебя появляется дыра

      Всадник скорее всего имел свободу выбора - плотных построений конницы и атак кушированным копьем тогда не было

      Примерно как у Вермеена
    4. +4
      10 января 2024 11:19
      Предположительно, их переучивали. Вообще оружие под левую руку стали делать относительно недавно и такого оружия немного.

      Возьмите простой АКМ - левше неудобно.
      1. 0
        10 января 2024 19:20
        " переучивали" в принципе, возможно, в детстве если начать переучивать и результат :двоерукий. Пожалуй это ещё страшнее чем левша. В индивидуальном поединке, а такие были
    5. +4
      10 января 2024 12:50
      Как правши.

      Плотное построение не допускает вольностей, щит - слева, копье - справа, и больше никак, хоть в фаланге, хоть в "стене щитов". И позднее то же самое - мушкет - в левой руке, шомпол - в правой.

      И даже сегодня при построении оружие все держат однообразно. Вот ложку в столовой - как хочешь, а автомат - как положено держи.

      Поединки - это отдельно, но это не война.
      1. +5
        10 января 2024 12:58
        Плотное построение не допускает вольностей, щит - слева, копье - справа, и больше никак, хоть в фаланге, хоть в "стене щитов".

        Все просто - всех левшей в плотном строю ставят на левый фланг, там им удобнее, а противнику неприятнее. А рассыпном строю - без разницы.
        1. +3
          10 января 2024 14:26
          И капец фаланге. В строю - все правши.
  6. +3
    10 января 2024 11:25
    Лично мне больше всего вот этот пассаж понравился:
    Меч легко пробивал шлем вместе с кольчужным капюшоном и черепом

    Чувствуется некоторая экспрессия... laughing
  7. +2
    10 января 2024 16:13
    "Во-первых, меч более ценное и надёжное оружие, нежели копьё, которое часто ломалось"
    Интересно...
    "Но всадники использовали его только после того, как потеряют или сломают копьё."
    О как...
  8. +2
    10 января 2024 17:33
    Уважаемый автор! Не норманны, а нормандцы. Жители Нормандии, а не викинги норманны. Хотя вторые являются далекими предками первых.
  9. +3
    10 января 2024 19:22
    Да, падение уровня катастрофическое. Ко всему прочему, еще и минусаторы под этим непотребством буйствуют. Такого количества убогих раздел "История" раньше не собирал.
  10. 0
    14 апреля 2024 18:08
    "Основание кольчужной рубахи – материя или кожа, которую укрепляли металлические кольца, пластинки, цепочки"
    Школьники прорвались-таки с Яндекс-Дзена на ВО??? laughing
    Кстати, если вы посмотрите старый американский фильм "The War Lord" (в нашем переводе "Властелин войны"), то там доспехи норманнов показаны в виде длинной кожаной рубахи с разрезами и шнуровкой, на которую туго натянуто кольчужное полотно.