Кому принадлежит океан?

Кому принадлежит океан?

Впервые после окончания холодной войны военно-морское превосходство США, по мнению ряда экспертов, через некоторое время может быть оспорено рядом стран. Попробуем оценить гипотетические претензии России и Китая на роль тяжеловесов в Мировом океане с точки зрения возможностей промышленности. Боевой состав и кораблестроительная программа Поднебесной рассмотрены в «ВПК» (№№ 20, 21 за 2012 год), а материалы по актуальным проблемам ВМФ России еженедельник публикует практически в каждом номере.

Жизнеспособность военного флота всегда была напрямую связана с развитием гражданского судостроения и морских перевозок. Среди классиков, придерживавшихся этого положения, например, американец Альфред Т. Мэхэн. Но нам достаточно вспомнить СССР, когда в стране производилось ежегодно до 550 тысяч тонн дедвейта (сумма перевозимого полезного груза) транспортных судов и 300 тысяч тонн суммарного водоизмещения для нужд ВМФ. А в период с 1996 по 2006 год для внутреннего рынка было произведено суммарно не более 320 тысяч тонн.

Что же до боевых кораблей, то за указанный период их было построено 18 – одна многоцелевая атомная подводная лодка (МПЛАТРК), одна подводная лодка атомная с ракетами баллистическими (ПЛАРБ), один большой противолодочный корабль (БПК), один сторожевой корабль (СКР), четыре ракетных катера (РКА), четыре тральщика (ТЩ), один малый артиллерийский корабль (МАК) и пять десантных катеров (ДКА) – суммарным водоизмещением всего лишь в 50 тысяч тонн, из которых половина приходится на подводные лодки (ПЛ). Таким образом, указанные цифры в тоннах являются красноречивым показателем застоя в отечественном кораблестроении.


Современный боевой корабль – продукт высокотехнологичный, требующий для своего создания усилий тысяч отдельных предприятий и производств самых различных отраслей. Чрезвычайно важна и наукоемкая доля, представленная работой научно-исследовательских институтов и учреждений (НИУ). Все это должно базироваться на квалифицированных кадрах, бесперебойном финансировании и отточенном взаимодействии предприятий между собой, формируя единую интегрированную систему. И если из нее выпадает какая-то составляющая, качественное и массовое производство нереально. Тем не менее сразу нужно сделать оговорку: рассмотреть каждый из вышеперечисленных элементов в масштабах одной статьи просто невозможно. Поэтому сейчас речь пойдет об основных предприятиях, принадлежащих Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Ситуация в западном регионе

На сегодня в состав ОСК входит не менее 1080 судостроительных предприятий, однако большая их часть занимается некрупными гражданскими заказами или поставками комплектующих. Нас интересуют именно кораблестроительные верфи – судостроительные заводы (ССЗ), способные поставлять флоту новые боевые единицы. В их число включим и судоремонтные заводы (СРЗ), как позволяющие проводить модернизацию, получая таким образом новый по возможностям корабль.

В составе ОСК выделяют три региональных субхолдинга: Западный (охватывающий Санкт-Петербург и Калининград), Северный (Северодвинск) и Дальневосточный (Владивосток).

В состав Западного входят Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде, Адмиралтейские верфи, Средне-Невский судостроительный завод, судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и три судоремонтных предприятия – Кронштадтский морской завод (КМОЛЗ), СРЗ № 176, СРЗ № 82 (по нашей информации, 82 и 176-й заводы входят в ОАО «СЦСС», а не в ОАО «ЗЦС», см. таблицу. – Прим.ред.).



«Янтарь» – крупное предприятие, способное строить корабли 2-го ранга (БПК «Адмирал Чабаненко», спущенный на воду в 1992 году, является кораблем 1-го ранга. – Прим.ред.). На данный момент в производстве находятся фрегаты (ФР) проекта 11356 и БДК «Иван Грен». Адмиралтейские верфи – один из основных производителей неатомных подводных лодок (НАПЛ). Средне-Невский судостроительный завод работает на экспорт, производя РКА проекта 12418 для ВМС Вьетнама и Туркмении. Также строятся рейдовые тральщики (РТЩ) проекта 10750Э. Помимо этого, верфь занимается судоремонтом. Завод «Красное Сормово», некогда выпускавший ПЛА и дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ), ныне занимается исключительно гражданскими заказами. Тем не менее технологически завод готов возобновить производство ДЭПЛ проекта 877 при получении такого заказа. Северная верфь – достаточно мощное и современное предприятие, имеющее большой опыт в постройке кораблей всех рангов, в том числе крейсеров (КР), БПК, эсминцев (ЭМ), включая 1-го ранга проекта 956, сторожевиков. Сегодня основной деятельностью является постройка СКР проектов 20380 и 20385, а также судоремонт.

Легендарный КМОЛЗ – крупнейшее ремонтное предприятие в регионе, выдержавшее финансовые потрясения и вновь возобновившее деятельность в мае 2010 года. СРЗ №176 – Архангельский филиал ОАО «Звездочка» – выполняет доковый ремонт кораблей водоизмещением до 1200 тонн. СРЗ № 82 в Североморске единственный в европейской части России обладает возможностями для докового ремонта крупнотоннажных кораблей вплоть до тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР).

Итого – четыре судостроительных завода (плюс один неактивный) и три судоремонтных предприятия. Западный регион характеризуется как нацеленный исключительно на строительство небольших кораблей: СКР, ФР, корветов (КРВ), ДЭПЛ. Тем не менее, обладая хорошо развитой инфраструктурой, возможностями для ремонта, относительной близостью верфей к экономическим центрам страны, эти предприятия способны выпускать достаточно высокотехнологичные корабли нового поколения и суда обеспечения.

Северный субхолдинг

Северодвинское производственное объединение «Севмаш» (ОАО «ПО «Севмаш»), несомненно, самое крупное и востребованное на сегодня предприятие. Единственное в стране, продолжающее строить атомные подводные лодки и способное также производить корабли большого водоизмещения. Обладает современным оборудованием и квалифицированными кадрами, что позволяет выпускать в том числе и корабли особого назначения, такие как исследовательские ПЛА (ПЛАСН) проекта 09852. В настоящий момент строит четвертое поколение российских атомных подлодок проектов 885 и 955.

Судоремонтный завод «Звездочка» (ОАО «ЦС «Звездочка») в Северодвинске также не нуждается в представлении. Это крупнейший СРЗ в стране, занимающийся в том числе и переоборудованием и модернизацией ПЛ и надводных кораблей (НК) любого класса. Другой важной функцией завода является утилизация ПЛА, что при кажущейся простоте представляет собой большую проблему. Наконец, предприятие выпускает чрезвычайно важную подсистему субмарин – винты.

Крупный филиал «Звездочки» – СРЗ «Нерпа» в Снежногорске, также выполняющий ремонт и переоборудование ПЛА.

В Южном регионе филиалами «Звездочки» являются 5-й СРЗ в Темрюке и Астраханский СРЗ, строящий, в частности, рейдовые буксиры и теоретически способный в короткие сроки освоить производство малого флота.

Как мы видим, картину в регионе формируют только два сверхгиганта. Такие предприятия, как Северное производственное объединение «Арктика», не производящие и не ремонтирующие непосредственно корабли, здесь не учитываются. Каждый из двух – своего рода комплекс, выполняющий работу сразу нескольких заводов. Объединение этих предприятий, даже являющихся во многом лишь тенью былой мощи, располагает наибольшими возможностями в перспективе освоить производство кораблей океанской зоны, в том числе и авианосцев. Впрочем, одновременное производство такого сложного корабля и подлодок четвертого поколения не под силу и Севмашу, по крайней мере на сегодня, тем более что для авианосца (даже легкого – АВЛ) необходимы доки особо больших размеров, которых на территории России нет.

На Дальнем Востоке

Амурский судостроительный завод известен производством ПЛА, в том числе МПЛАТРК проекта 971. Однако после сдачи К-152 «Нерпа» в 2008 году дальнейшее строительство остановлено. Принято решение об изготовлении двух КРВ проекта 20380.

Хабаровский судостроительный завод в прошлом производил РКА проекта 1241 и десантные катера на воздушной подушке (ДКА ВП) проекта 12061 «Мурена». На сегодняшний момент строит небольшие катера Пограничной службы ФСБ (ПС ФСБ) и гражданские суда на воздушной подушке.

Судостроительный завод в Николаевске-на-Амуре обанкротился.

Дальневосточный завод «Звезда» – ведущее судостроительное и судоремонтное предприятие, единственное на Дальнем Востоке осуществляющее, помимо основных классов боевых кораблей, ремонт и модернизацию РПКСН (ПЛАРБ), а также утилизацию подводных атомоходов. Северо-Восточный ремонтный центр – еще один ремонтный завод, работающий как с ПЛ, так и НК. Центр судоремонта «Дальзавод» способен проводить ремонт крупных кораблей (водоизмещением до 7500 тонн и длиной до 195 метров) и ДЭПЛ. 92-й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод, ранее занимавшийся ремонтом небольших кораблей – МПК, РКА, тральщиков, ДЭПЛ, кораблей специального назначения, в июле 2012-го подал заявление о банкротстве.

Таким образом, на Дальнем Востоке осталось только два судостроительных завода, причем производит корабли лишь один. Тем не менее судоремонтная промышленность развита сравнительно хорошо: четыре СРЗ, большая часть которых имеет возможности для полноценной работы с субмаринами и надводными кораблями ТОФа.

Научный задел

Что касается данной составляющей кораблестроения, то открытый список действующих НИИ выглядит следующим образом. Часть институтов ВМФ СССР сохранилась, но изменила названия, войдя в военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (ВУНЦ ВМФ «ВМА»), а часть реорганизована в акционерные общества и передана, в частности, в ОАО «Оборонсервис».

В Санкт-Петербурге – Научно-исследовательский институт (кораблестроения и вооружения ВМФ) ВУНЦ ВМФ «ВМА» (бывший 1-й ЦНИИ МО РФ); ГП «23-й Государственный морской проектный институт Министерства обороны» (ОАО «23 ГМПИ» ОАО «Оборонстрой», бывший 23 ГМПИ); Научно-исследовательский институт (оперативно-стратегических исследований строительства ВМФ) ВУНЦ ВМФ «ВМА» (бывший 24-й ЦНИИ МО РФ), филиалы – бывшие 14 и 34-й НИИ связи ВМФ; бывший 28-й ЦНИИ вооружения ВМФ (предположительно входит в ВУНЦ ВМФ «ВМА»); Научно-исследовательский институт (спасания и подводных технологий) ВУНЦ ВМФ «ВМА» (бывший НИИ АСД и ГВР, 40-й ГНИИ в Ломоносове); ОАО «51 ЦКТИС» ОАО «Ремвооружение» (бывший 51-й Центральный конструкторско-технический институт судоремонта); бывший 54-й НИИ гидроакустического вооружения (предположительно входит в ВУНЦ ВМФ «ВМА»). Во Владивостоке – ОАО «49 ЦПИ ТОФ» ОАО «Оборонстрой» (бывший 49-й Центральный проектный институт ТОФа).

Действуют следующие конструкторские бюро. ЦКБ МТ «Рубин» – ведущее и старейшее предприятие, проектирующее ПЛАРБ, ПЛАТ, а также НАПЛ. Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (ОАО «СПМБМ «Малахит») – создатель ПЛАРК и ПЛАТ (МПЛАТРК) 2 и 3-го поколений, в том числе легендарной подлодки проекта 705 «Лира». ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (ОАО «Северное ПКБ») – проектирование надводных кораблей от крейсеров до катеров (крейсеры проектов 1144 и 1164, эсминцы проекта 956, БПК проекта 1155 и многие другие). ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро» (НПКБ) – старейшее бюро надводного кораблестроения, из которого позднее вышли несколько новых коллективов, в том числе и Северное ПКБ. В число заслуг НПКБ входят все советские ТАВКР, а также БДК и корабли специального назначения. Центральное морское КБ «Алмаз» (ОАО «ЦМКБ Алмаз») – бюро, специализирующееся на небольших кораблях: корветах, МРК, РКА, а также катерах, в том числе и ДКА. ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева – КБ, разработавшее советские проекты экранопланов (ЭП), а также имеющее большой опыт в разработке судов на воздушной подушке и на подводных крыльях. ОАО КБ «Вымпел» – предприятие, разрабатывающее суда обеспечения и специальные. В данный список не вошли КБ, занимающиеся разработкой компонентов и систем для кораблей, такие как ФГУП «НПО «Аврора» (КБ, специализирующееся на разработке автоматических систем управления), ОАО «КБ «Аметист» (разрабатывает артиллерийское вооружение), НПО «Винт» (занимается пропульсивными системами) и другие.

За десятилетие не справимся

В целом по России имеется восемь действующих ССЗ, способных поставлять флоту новые корабли: надводные вплоть до 2-го ранга и подводные любых классов. Судоремонтные заводы, как правило, находятся в пределах практической досягаемости основных военно-морских баз и способны ремонтировать корабли любых классов, находящиеся на вооружении отечественного ВМФ. Количество действующих основных НИИ кораблестроения – семь (не считая бывшего 40-го ГНИИ и учитывая объединение бывших 24 и 34-го институтов). Действующих КБ такое же число, причем почти все имеют за плечами богатый опыт и успешные проекты. Другими словами, теоретически судостроительная промышленность способна полностью удовлетворять нужды флота, по крайней мере на нынешнем этапе.

Но считаться приходится не с теорией, а с практикой. Реалии же таковы, что российское кораблестроение так до сих пор и не оправилось от кризиса 90-х годов XX века. Из вышеперечисленных составляющих эффективной промышленности (кадры, финансирование, кооперация) в нормальном состоянии не пребывает ни одна. Это касается всех рассмотренных предприятий и организаций – проектно-конструкторских бюро (ПКБ), верфей (ССЗ и СРЗ), НИУ ВМФ. Нарушенная после распада СССР кооперация предприятий, массовая эмиграция из страны людей с высшим образованием, падение престижа технического образования и как результат отсутствие квалифицированных кадров, низкая заработная плата на оборонных предприятиях, сильное «проседание» научных исследований в связи с тем же значительным сокращением числа научных работников – и все это на фоне очень нестабильного финансирования, которое и сегодня сильно криминализировано и подвергается расхищениям. В итоге мы имеем хорошие заделы и технологии, на основе которых можно и нужно воссоздать флот, однако сложных проблем более чем хватает, и не все можно решить даже в течение десятилетия.

Сравним потенциалы

А как обстоят дела у нашего восточного соседа – Китая, взявшего курс, как считают некоторые эксперты, на серьезное противостояние с Соединенными Штатами? Налицо массированная кампания по развитию военной отрасли. По мнению аналитиков Пентагона, расходы КНР на военные нужды только в 2012 году составили до 180 миллиардов долларов. По-видимому, эта цифра будет только увеличиваться. Считается, количественно и качественно китайские ВМС пока уступают даже российскому ВМФ. Однако производственные возможности КНР растут очень быстро.

На сегодня судостроительная промышленность Китая по суммарной стоимости заказов и дедвейту уверенно лидирует на международном рынке, обогнав Южную Корею. Как мы отметили в начале статьи, нет нужды пояснять, о чем говорят такие успехи.

О боевом составе: сейчас в национальных ВМС (ВМФ НОАК) находится один АВЛ, 27 эсминцев, 51 фрегат, в пределах 100 десантных кораблей, более 150 десантных катеров, около 60 ракетных катеров, а также три ПЛАРБ, пять ПЛАТ и 48 ДЭПЛ. В итоге количество надводных кораблей составляет 389 корпусов, подводных лодок – 56.

Цифры более чем впечатляющие, однако приходится принимать во внимание, что значительная доля корабельного состава ВМФ НОАК считается безнадежно устаревшей. К примеру, из ДЭПЛ на долю современных (российских проектов 877ЭКМ и 636) приходится только 12. Оставшиеся представляют собой старые советские лодки проекта 633 (две единицы) и проекта 039/039G собственной разработки (до 16 единиц).

И осознавая это, руководство ВМС Китая начиная с 2000-х годов проводит массовое перевооружение кораблями новых типов, такими как эсминцы проектов 051 и 052, фрегаты проекта 054, ракетные катера проекта 022 и ПЛАРБ проекта 094. Одной из отличительных черт ВМФ НОАК, роднящей их с советским флотом, является большое разнообразие типов кораблей внутри одного класса. На сегодня эта тенденция остается в силе, поскольку Поднебесная активно использует и устаревшие, и сравнительно новые типы, не собираясь отправлять их в резерв.

Кораблестроительная промышленность КНР строго централизована и организована в две госкорпорации – China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC) и China State Shipbuilding Corporation (CSSC), которым принадлежат Северный и Южный регионы страны соответственно. Особенностью кораблестроения Китая является значительная тенденция к объединению в рамках одной огромной верфи гражданских и военных производственных мощностей, а также судоремонтных заводов. Тем не менее помимо гигантов в стране существует множество мелких ССЗ и СРЗ, имеющих, впрочем, крайне малое стратегическое значение.

В составе CSIC находятся следующие верфи. «Далянь» – крупный центр надводного кораблестроения, способный строить и ремонтировать крупные корабли, предположительно вплоть до авианосцев. «Ухань» – крупнейшее в КНР предприятие по строительству НАПЛ. Помимо этого верфь производит БДК, тральщики и суда обеспечения, недавно на воду был также спущен корвет проекта 056. «Хулудао» – единственная верфь, строящая атомные подводные лодки, как торпедные, так и стратегические ракетные. Помимо ССЗ, в состав корпорации входят 28 НИИ. Справедливости ради отметим, что далеко не все они работают на военно-промышленный комплекс: большая часть занимается делами гражданского судостроения.

Южная корпорация CSSC охватывает также и юго-восток Китая. В ее составе следующие предприятия. Шанхайская региональная корпорация, конкретно верфи «Цзяннань» и «Жонгхуа». Последняя – одна из крупнейших и технологически продвинутых верфей. Занимается строительством современных кораблей океанской зоны, в частности эсминцев типа 052D, а также спецкораблей слежения за пуском баллистических ракет Yuanwang. Кроме того, на острове Чанцин планируется в ближайшее время начать строительство авианосца собственного китайского проекта. «Гуанчжоу» – на сегодня здесь производятся новейшие корветы проекта 056, а также фрегаты проекта 054.
Автор:
Андрей Самсонов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. older Офлайн
    older (Сергей) 24 января 2013 18:12
    +14
    Информационно обьемная статья..Только вот я бы так трагично не писал...Да,мы многое потнряли и неоднократно об этом писали...Но прошел год...Кадры пришли на заводы и верфи...Ещё год и рабочие появятся..А через три -четыре всё заработает на нужную мощночть..А вот наверстывать действительно много....Наверстаем...не впервой...
    1. Веспасиан
      Веспасиан 24 января 2013 19:19
      +3
      Свою часть океана мы отдавать не собираемся, и аргументы готовим серьезные, ну а что касается времени, поживем увидим какой будет расклад.
    2. starshina78 Офлайн
      starshina78 24 января 2013 20:06
      +7
      По строительству кораблей типа " Кузнецов " , авианосец , мы в ближайшее будущее , да и ближайшее далекое не сдвинемся с места . Из - за отсутствия мест строительства . Все эти корабли строились на Украине в Николаеве . Крейсера типа " Петр Великий " , тоже не построим , а с фрегатами и СКРами мы океан не завоюем . Да и темпы строительства смешные . По пять - десять лет строим корабли и лодки . Это же смешно ! Кто служил на флоте в советское время , тот помнит как шли новые корабли на флота . И боевые и вспомогательные суда строились пачками . Вспомогательные из - за загруженности заводов в СССР строились в Польше , ГДР и даже в Финляндии ( СФП , ледоколы , ВМ , киллекторы , кабелеукладчики , БДК ) . Боевые же строились в СССР . Жаль что в девяностые все уничтожили , ох жаль ! Трудно сейчас все восполнить , но нужно !
      1. ГШ-18 Офлайн
        ГШ-18 (ГеШа-18) 24 января 2013 21:50
        +1
        Цитата: starshina78
        По строительству кораблей типа " Кузнецов " , авианосец , мы в ближайшее будущее , да и ближайшее далекое не сдвинемся с места . Из - за отсутствия мест строительства

        И места и оборудованной верфи.
        Цитата: starshina78
        Да и темпы строительства смешные . По пять - десять лет строим корабли и лодки . Это же смешно ! Кто служил на флоте в советское время , тот помнит как шли новые корабли на флота .

        recourse
        Цитата: starshina78
        Жаль что в девяностые все уничтожили , ох жаль ! Трудно сейчас все восполнить , но нужно !

        Очень не хотелось бы, чтоб Россия обзавелась "шлюпочным" флотом.
        России нужны корабли и их соединения, соответствующие её мировому статусу! Способные выполнять РЕАЛЬНЫЕ боевые задачи, решающие широкий круг вопросов. (не только защита своей береговой линии, как есть сейчас)
        Вывод: Значит нужно начинать со строительства соответствующих ВЕРФЕЙ. А на них уже и корабли первого ранга и АВИАНОСЦЫ строить можно и нужно. И как можно скорее! angry
        1. Терский Офлайн
          Терский (Виктор) 24 января 2013 21:57
          +4
          Цитата: ГШ-18
          России нужны корабли и их соединения, соответствующие её мировому статусу!

          Ну как сказать.. мал золотник, но дорог.. hi
          1. ГШ-18 Офлайн
            ГШ-18 (ГеШа-18) 24 января 2013 22:26
            0
            Цитата: Терский
            Ну как сказать.. мал золотник, но дорог.. hi

            Так вот я ж о том! Не должно быть такой разницы в водоизмещении с противником. Нам нужны корабли покрупнее!
    3. Vadivak Офлайн
      Vadivak (Вадим) 24 января 2013 20:51
      +2
      Цитата: .
      Кому принадлежит океан?

      Тайфунам наверное против них никакой надводный флот не устоит, делаем выводы
      1. sergo0000 Офлайн
        sergo0000 (Сергей) 24 января 2013 22:20
        +2
        Vadivak,
        Ну против ветра не пос...попрёшь конечно! what
        Но вот мрачновато как то дан расклад и вывод-"За десять лет не справимся"
        Но ведь ломать не строить!Американцы плотно контролировали,всё то от чего мы с такой радостью пилили и резали на металлолом!Чтоб действительно,не справились,догадайся мы тогда во что вляпаемся!И начни как сегодня в авральном порядке всё восстанавливать!И тем больше думаю заслуга Путина,что предвидя всё с чем придёться столкнуться ,не опустил руки ,а медленно и верно практически занялся не восстановлением старого ,а созданием нового государства и новой экономики,со старыми кадрами конечно,пока ещё патриотично настроенными и помняшими могущество своей Родины-СССР.Которое создавалось и развивалось 70 лет!!!
        Так что 10 лет это фигня ,а на 70 лет у нас времени нет!Лишь бы не было войны!
        На 10 лет нас ещё хватит ,чтоб создать какую никакую защиту и задел для наших детей,а там и новое поколение подхватит эстафету!
        Ну и попутно будем решать другие задачи,как то образование,здравоохранение ,занятость,воспитание! hi hi
      2. ГШ-18 Офлайн
        ГШ-18 (ГеШа-18) 24 января 2013 22:38
        0
        Цитата: Vadivak
        Тайфунам наверное против них никакой надводный флот не устоит, делаем выводы

        Если 6-й флот войдёт в чёрное море, "Тайфуны" нам не помогут, даже все три.
        Так как стрелять ядерным оружием в чёрном море-это стрелять по самим себе.
        Тайфуны вообще не для этого предназначены. Их строили для решения других определённых задач ("Тайфун" это РПКСН-ракетный подводный крейсер СТРАТЕГИЧЕСКОГО назначения)-это вам не многоцелевые АПЛ.
        1. Владимирец Офлайн
          Владимирец (Евгений) 25 января 2013 08:14
          +1
          Цитата: ГШ-18
          Если 6-й флот войдёт в чёрное море,

          Если он туда войдет, то там и ляжет. Места для маневра ему маловато и с земли гораздо комфортнее его топить будет.
    4. дмитрич Офлайн
      дмитрич (Анатолий) 25 января 2013 03:28
      0
      очередной провокатор,статье минус.
  2. Sergey47 Офлайн
    Sergey47 24 января 2013 18:26
    +3
    Главное , что есть движение. Если учесть. что т.Рогозин очень деятельный человек и , смею надеяться, честный, то потихоньку, наращивая объёмы,мы построим лучшие корабли в мире.
    1. Папакико Офлайн
      Папакико (Едэй хасава) 24 января 2013 20:16
      0
      По действиям и поступкам Рогозин напоминает посла СССР в Израеле из фильма "Паспорт"(Г.Данелия). Хотя много персонажей там перекликается с современными чиновниками. Особливо "Табуретка"- Еврей(Олег Янковский)(У меня и справка есть, хочеш покажу)
      Хотя конечно может.... всякое в жизни бывает.
  3. anchonsha
    anchonsha 24 января 2013 18:36
    0
    Какая то незаконченность статьи и мысли автора. Может не понял? И пессимизм... Но исходя из сказанного тяжело будет нам с судостроением. Сильный кадровый голод что в науке в данной отрасли, что у предприятий по судостроению, некоторые будет нужно создавать вновь.
    1. снайпер Офлайн
      снайпер 24 января 2013 20:20
      0
      Цитата: anchonsha
      Но исходя из сказанного тяжело будет нам с судостроением.

      Да уж ... Похоже , что и тут всё развалили , к тому же нет информации о предприятиях поставляющих двигатели , редуктора и т.д и т.п.Сколько сил придётся затратить , что бы возродить флот .... Грустно это ...
  4. rudolff Офлайн
    rudolff (rudolff) 24 января 2013 19:09
    +2
    Рядом с этой статьей два дня назад на vpk-news.ru был размещен еще более грустный материал. "Горячие черноморские камушки". Кому интересно, почитайте или разместите эту статью здесь. Своего рода реквием по ЧФ.
    1. sergo0000 Офлайн
      sergo0000 (Сергей) 24 января 2013 22:30
      0
      rudolff,
      Лучше не надо!Негатива нам и так хватает,что когда посмотришь тв "аж кушать не могу"(мимино)
  5. dmitreach Офлайн
    dmitreach (Дмитрий) 24 января 2013 19:28
    +2
    ОАО «Адмиралтейские верфи» начинает целевую подготовку рабочих судостроительных специальностей
    ЦАМТО, 23 января. На ОАО «Адмиралтейские верфи» стартовала целевая экспресс-программа по подготовке слесарей-монтажников. Во время учебы предприятие будет выплачивать ученикам до 35 тыс. руб. в месяц, сообщила пресс-служба верфи.
    До июня текущего года будут набраны 500 кандидатов в ученики
    Набор будет проводиться по одной группе 1-2 раза в месяц,
    подробнее тут
    http://vpk.name/news/83000_oao_admiralteiskie_verfi_nachinaet_celevuyu_podgotovk
    u_rabochih_sudostroitelnyih_specialnostei.html

    Еще где-то читал про налаживание станков с ЧПУ, когда "инженер-конструктор", по оптоволокну в on-line, c слесарем общается(меняя чертеж детли)... И это уже есть.

    Скорее бы вот ЭТО построили
    Судостроительный комплекс «Звезда» (Приморский край): ход строительства (ноябрь 2012)
    http://sdelanounas.ru/blogs/25553/
    И чет-то про Котлин свежих новостей нет....(((
    1. dmitreach Офлайн
      dmitreach (Дмитрий) 24 января 2013 19:50
      +2
      Балтийский завод принимает на работу людей, не имеющих квалификации, и обучает их за свой счет
      Во время обучения новым сотрудникам будет выплачиваться зарплата-стипендия в размере 15 тыс. рублей в месяц.
      с 2013 года программа целевого обучения персонала заработает на постоянной основе, и через год Балтийский завод получит дополнительно около 100 квалифицированных рабочих.
      лучшие рабочие будут иметь самую высокую зарплату в отрасли, более 70 тысяч рублей в месяц».

      Пока-что не шатко-не валко....
      перевод мощностей "Адмиралтейских верфей" из исторического центра Санкт-Петербурга в Кронштадт на остров Котлин обсуждается уже несколько лет, стоимость переезда оценивается в 60 миллиардов рублей, а будущий объем продукции - в 70 миллиардов рублей ежегодно.
      Обратите внимание на макет!
  6. Циник Офлайн
    Циник (Владимир) 24 января 2013 19:36
    +3
    Было бы горадо грустней , если бы никто вообще ничего не делал .
    Всё хорошо бывает только в сказках !
  7. AK-74-1 Офлайн
    AK-74-1 (Андрей) 24 января 2013 19:51
    +2
    Очень хочется увидеть в море Российские АУГ с новыми ТАВКР в сопровождении модернизированных "Атлантов" и "Сарычей".
  8. andsavichev2012
    andsavichev2012 24 января 2013 20:50
    -5
    Товарищи, зачем казе баян, а России мощный флот??? В 53-м году свернули сталинскую программу флотостроения, не могла экономика СССР её вытянуть. Паритет с ами достигли и держим за счет ракетно-космической отрасли. Огромная сухопутная граница + два уже второстепенных моря. Флот-то зачем??? америкосы свой флот создавали и наращивали с начала 20в. + их верный союзник Англия с мощнейшим флотом. Как их напугать? - Перейти на карточную систему и построить лет за 10-15 суперармаду???
    1. Army1 Офлайн
      Army1 (Сергей) 24 января 2013 21:22
      +1
      Полностью с вами не согласен! Если бы не флот вряд ли была Россия существовала. Тем более с быстро меняющейся геополитической,
      военно-политической обстановкой в мире, БОЛЬШОЙ, МОЩНЫЙ ФЛОТ ой как нужен. И не только концепция флот против флота, нот и флот против суши.
  9. Циник Офлайн
    Циник (Владимир) 24 января 2013 21:15
    +1
    Цитата: andsavichev2012
    Товарищи, зачем казе баян, а России мощный флот???

    Козе баян не нада , она и так весёлая !
    А вот России флот нужОн !
    Вот какой , это совершенно другой разговор !
  10. biglow
    biglow 24 января 2013 21:15
    +2
    Россия всегда поднималась,поднимется и в этот раз,кто бы что не говорил или не делал.
    1. Bort Radist Офлайн
      Bort Radist (Борис) 25 января 2013 05:45
      0
      Цитата: biglow
      Россия всегда поднималась,поднимется и в этот раз,кто бы что не говорил или не делал.

      Все статьи подобного рода на одну тему, по нашим правилам вы проиграли, сидеть и не рыпаться. Не дождутся! Сколько раз нас "хоронили"? У нас "долго запрягают, но быстро ездят".
  11. лис Офлайн
    лис 24 января 2013 21:37
    0
    статье +...а насчёт пессимизма скажу так: на ВАЗе похерили систему ПТУ.теперь на конвейерах не хватает ПОЛОВИНЫ рабочих.где их учат? нигде! приходили на фирму к нам практиковаться станочники,третьекурсники,так они впервые станки вживую увидели...и это техникум...короче,оптимизьма не вижу.
    1. sergo0000 Офлайн
      sergo0000 (Сергей) 24 января 2013 22:35
      +1
      Цитата: лис
      .короче,оптимизьма не вижу.

      А зря!Может стоит поискать,чтобы хотя бы у самих руки не опускались!Другие и я в том числе находим.Просто возьмите за отстчёт год 2000!
  12. valokordin Офлайн
    valokordin (Владимир) 24 января 2013 22:14
    0
    Цитата: лис
    статье +...а насчёт пессимизма скажу так: на ВАЗе похерили систему ПТУ.теперь на конвейерах не хватает ПОЛОВИНЫ рабочих.где их учат? нигде! приходили на фирму к нам практиковаться станочники,третьекурсники,так они впервые станки вживую увидели...и это техникум...короче,оптимизьма не вижу.

    Вы что белены объелись так хаять нашу власть и нашу демократию, да здравствует Едина Россия и её неутомимые руководители!
  13. shurup Офлайн
    shurup 25 января 2013 00:04
    0
    По заголовку - никому.
    Далее см. международные договора.
    Поставил баржу в точке на мёртвый якорь - прогуляйся вначале до соответствующей службы, вплоть до ООН.
    Не нравится? - Дуй вплоть до Харона.
  14. SEM
    SEM 25 января 2013 01:07
    +2
    Россия не имеет права больше стоять на коленях надо вставать и идти вперед к поставленной цели. Специалистов надо ростить своих ,это первостепенная задача которая даст свой плоды (конечно не сразу),но это есть единственный выход выйти из кризиса и убрать отстования во всех сферах.
    1. redwolf_13
      redwolf_13 25 января 2013 03:18
      +1
      Золотые слова. Но вот одно плохо что это понимают люди. А наша верхушка это слышать не хочет. Там одно "Глядите какой трубопровод мы отгрохали на запад за Ваши деньги". Заводы это не интересно рост специалистов скучно. А вот поставки нефти, газа, леса за рубеж вот это ДААА. Это даже очень интересно
      1. sergo0000 Офлайн
        sergo0000 (Сергей) 25 января 2013 05:46
        +2
        redwolf_13,
        А чем трубопроводы на данный момент плохи!?Или думаете,что деньги на зарплаты и пенсии,как в 90-е у МВФ берём!? no
        Да ведь чтобы что-то построить и удержать и защитить своё ,нужна армия и флот!
        Опять же нужны деньги на это!Я просто поражаюсь некомпетенции некоторых комментаторов или незнанию положения дел в России. Вы даже не представляете насколько некоторое время назад у нас всё было плохо,даже катастрофично!Весь задел оставленный СССР уже давно разрушен и продан!Страна после второй мировой была в лучшем положении,чем в начале 2000-ных!И замечу война которая идёт сейчас по всем фронтам против России,ещё далека от своего конца!Но порою мне кажеться,что она никогда не закончиться!
  15. redwolf_13
    redwolf_13 25 января 2013 07:18
    -1
    А простите некомпетентность в чем или незнание чего? Я так полагаю что данные слова были адресованы мне. Так Я смею повториться за последние 20 лет мы только что и делаем что тянем трубы кому угодно и как угодно при этом забываем о своем народе. Да получать деньги из продажи сырой нефти и газа это высшей пилотаж. Но вот только Я одно не понимаю почему нельзя перерабатывать нефть и постановлять конечный продукт. Ведь составляющие нефти такие как авиационный керосин, авто топливо (уровня Евро-5 и 7) а не тот бутр который делают на внутреннем рынке стоит на много дороже чем сырая нефть. Тут недавно один учень умный дядя заявил что мы будем продавать нефть за рубеж а там закупать бензин "Евро-5" так как это более выгодней чем перестраивать заводы по переработки нефти. Вопрос кому выгодно?
    И вот еще что да согласен деньги мы пока перестали брать у МВФ. Но вот пример Саудовская Аравия стоит на 2 месте по добычи нефти и всем свои гражданам делает немаленький гешефт. А вот у нас этот процент от продажи почему то получает очень маленькая кучка людей. Почему мы на первом месте по добычи ГАЗА и его продажи но 40 процентов своей территории не газифицировано. Почему строительство Бурейской ГРЭС было направлено всецело на продажу эл.энергии в Китай а не на внутренний рынок. Китай покупает 1 кВат за 70 коп внутренний рынок по 1руб 40 коп. НЕПОНЯТНО.
    А где новейшие заводы где наука которая набитая нефте долларами семимильными шагами несется вперед. ГДЕ ВСЕ ЭТО!!!!!
  16. atk44849 Офлайн
    atk44849 (алексей) 31 января 2013 15:13
    0
    считаю океан!. -достоянием всего мира.
Картина дня