Турецкий БПЛА TAI ANKA-3 начал летные испытания

10
Турецкий БПЛА TAI ANKA-3 начал летные испытания
TAI ANKA-3 во время выкатки из цеха, март 2023 г.


В самом конце 2023 г. военно-воздушные силы Турции и авиастроительная корпорация TAI начали летные испытания перспективного тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата ANKA-3. Беспилотник выполнил свой первый полет и продемонстрировал основные летные и маневренные характеристики. Теперь ему предстоит пройти полный цикл проверок, по итогам которого он сможет поступить на вооружение ВВС и дополнить имеющуюся и перспективную технику, пилотируемую и беспилотную.



На стадии испытаний


По известным данным, корпорация Turkish Aerospace Inc. (TAI) начала разработку очередного тяжелого БПЛА серии ANKA во второй половине прошлого десятилетия. Первые упоминания проекта ANKA-3 появились значительно позже, фактически за несколько месяцев до выкатки готового беспилотника-прототипа и начала его испытаний. Так, осенью 2022 г. эту тему подняли на уровне руководства страны, и тогда обратили особое внимание на значение проекта для развития турецких ВВС.

В середине марта 2023 г. корпорация TAI последовательно показала несколько своих новейших разработок. В частности, из сборочного цеха вывели и впервые показали публике опытный образец нового БПЛА ANKA-3. В течение второй половины марта и почти всего апреля изделие проходило необходимую подготовку и предварительные проверки на земле.

В конце апреля опытный БПЛА совершил первые рулежки и пробежки по взлетно-посадочной полосе. Сообщалось, что в самое ближайшее время состоится первый полноценный взлет с последующим полетом. Тем не менее, старт летных испытаний пришлось ждать значительно дольше.


Разбег перед первым взлетом

Беспилотник в воздухе


Летные испытания опытного ANKA-3 начались 28 декабря 2023 г. на аэродроме корпорации TAI вблизи г. Анкара. В 8:38 утра по местному времени БПЛА, управляемый с операторской станции, оторвался от взлетно-посадочной полосы и отправился в полет. В воздухе его сопровождал учебно-тренировочный самолет TAI Hürkuş с наблюдателем-оператором на борту.

Первый полет нового беспилотника продлился ок. 70 минут. За это время аппарат продемонстрировал часть летных и маневренных характеристик. В частности, он разгонялся до скорости ок. 280 км/ч и поднимался на высоту более 2,4 км. Выполнялся несложный пилотаж, необходимый для определения особенностей поведения машины в воздухе. О наличии на борту полезной нагрузки не сообщалось. Возможно, на стадии испытаний ANKA-3 несет контрольно-записывающую аппаратуру.

Первый полет перспективного БПЛА, при всей простоте полетного задания, признан успешным. Об этом событии сообщили все официальные структуры, имеющие отношение к проекту ANKA-3, а также высшее руководство Турции. Они отмечали особое значение как прошедшего полета, так и проекта в целом. Кроме того, анонсированы новые испытательные полеты. Также упоминается, что в обозримом будущем новый БПЛА должен будет поступить на вооружение турецких ВВС.

Впрочем, сроки проведения новых полетов и завершения начатых летных испытаний пока остаются неизвестными. Также под вопросом даже примерная дата появления серийных ANKA-3 в войсках и время создания достаточного парка такой техники. По всей видимости, сроки проведения таких мероприятий прямо зависят от хода и прогресса нынешних испытаний опытного образца.


ANKA-3 в воздухе

Малозаметное направление


Изделие ANKA-3 продолжает одноименную линейку «национальных боевых беспилотных авиационных систем». В этом проекте реализовали ряд новых идей и решений, а также использовали некоторые наработки по предыдущим БПЛА серии ANKA. Результатом такого подхода стал совершенно новый беспилотник с характерными особенностями и отличиями, сохраняющий достаточную степень унификации с прочей техникой.

Новый БПЛА построен по схеме «летающее крыло», что принципиально отличает его от других изделий серии. В конструкции планера просматриваются решения, направленные на снижение заметности для радиолокационных и инфракрасных средств наблюдения и обнаружения. Внешние поверхности беспилотника практически не имеют выступающих деталей и четких граней. Воздухозаборник размещен сверху и защищен от облучения с нижних углов и т.д.

Точные размеры ANKA-3 пока не назывались. При этом доступные материалы показывают, что по размаху крыла БПЛА не уступает ряду современных пилотируемых истребителей. Максимальная взлетная масса – 7 т (ранее указывали 6,5 т). Полезная нагрузка достигает 1200 кг.

БПЛА оснащен одним турбореактивным двигателем; его тип и характеристики пока не раскрывались. Максимальная скорость полета заявлена на уровне 790 км/ч, крейсерская – 460 км/ч. Потолок – более 12 км. Продолжительность полета достигнет 10 ч. Предусматривается ли система дозаправки в воздухе для увеличения дальности и длительности полета, неизвестно.


Первая посадка нового БПЛА

Сообщается, что комплекс бортового радиоэлектронного оборудования для ANKA-3 разработан на основе компонентов предыдущих БПЛА одноименной серии и дополнен рядом новых приборов. Аппарат имеет средства дистанционного управления и автопилот со всеми необходимыми режимами работы. Используется спутниковая система двусторонней связи. Обеспечена интеграция разных полезных нагрузок с возможностью управления ими. Наземная станция управления с рабочими местами операторов практически без изменений взята у предыдущих ANKA.

ANKA-3 позиционируется как разведывательно-ударный БПЛА. При этом демонстрируемый опытный образец не имеет элементов, явно указывающих на такое его предназначение. В частности, на нем отсутствует выступающая оптико-электронная станция. При этом уже демонстрировался облик аппарата с боевой нагрузкой.

Предполагается, что ANKA-3 сможет вести оптическую и радиотехническую разведку – за счет соответствующего оснащения. Кроме того, он должен будет атаковать и поражать заранее намеченные и/или самостоятельно выявленные цели. Для решения ударных задач БПЛА имеет внутренние грузоотсеки с парой точек подвески и четыре внешние точки. Предполагается использование различных управляемых бомб иностранной и турецкой разработки массой до 650 кг.

По образцу современных зарубежных разработок, TAI может изучать вопросы группового применения БПЛА, как в составе беспилотных «роев», так и в связке с пилотируемыми самолетами. Будут ли реализованы такие функции и как это могут сделать, неизвестно. Можно предположить, что беспилотные ведомые будут работать под управлением перспективного истребителя TF-X, так же разрабатываемого турецкой промышленностью.


Беспилотник с полной боевой нагрузкой

Промежуточный результат


На протяжении долгого времени Турция активно развивает направление беспилотных летательных аппаратов и уделяет большое внимание освоению новых классов такой техники. Очередным примером такого подхода стал разведывательно-ударный БПЛА ANKA-3 – он продолжает уже существующую линейку техники, но при этом разработан с использованием ряда важных нововведений.

К настоящему времени проект ANKA-3 прошел через стадию разработки и строительства опытного образца, а также его наземных испытаний. Недавно начались тестовые полеты прототипа, в ходе которых он подтвердит расчетные характеристики и покажет свои возможности. При этом нельзя исключать, что на этапе летных испытаний БПЛА продемонстрирует и недостатки, требующие внимания разработчиков.

Ввиду общей сложности проекта и примененных решений процесс испытаний и доводки конструкции может занять несколько лет. В то же время, присутствует и положительный фактор, способный ускорить работы, в виде применения освоенных и проверенных технологий и компонентов, взятых в других проектах. Так или иначе, корпорации TAI для получения желаемого результата потребуется некоторое время.

При всем этом, следует ожидать, что TAI сделает все возможное для решения поставленных задач. Благодаря этому ВВС Турции смогут получить новый БПЛА, заметно отличающийся от предыдущей техники своего класса. На новый аппарат ANKA-3 возлагаются особые надежды, связанные с его характерным обликом и возможностями. Попав в войска в достаточном количестве, он должен будет существенно изменить облик и потенциал беспилотной части ВВС.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    10 января 2024 07:16
    . Попав в войска в достаточном количестве, он должен будет существенно изменить облик и потенциал беспилотной части ВВС.

    А у нас с Охотником что? Слюсарь с 2023 года серийные поставки обещал.
    1. +4
      10 января 2024 07:22
      Ключевое слово "обещал". Есть такая страна-" Страна обещалкиных" (причём во всех сферах-"потом( когда-нибудь...) заживём")). Но, справедливости надо сказать, что Турция имеет доступ к намного большему количеству западных комплектующих, технологий и пр. чем, живущие в стране "обещаний", кроме того хозяин компании, производитель БПЛА- прямой родственник " султана", причём он имеет хорошее техническое образование (в отличие от "эффективных менеджеров")-отсюда и такой быстрый и эффективный производственный процесс....
    2. +1
      11 января 2024 03:56
      По классу БПЛА ANKA-3 и БПЛА Охотник разные, первый весом до 7 тон, второй до 20. По скорости первый 790 км/ч, крейсерская – 460 км/ч, второй около скорости звука или по другим данным сверхзвуковой. Первый как именно БПЛА будет использоваться, второй планируют как ведомого к истребителю.
      По этому и не жет "Охотник" быстро быть доведен до кондиции, требования к данным БПЛА разные как и их характеристики. Да и не нужен нам "сырой" аппарат, нужно сначала найти, вычленить, все детские болезни и возможные промахи в проекте, а уже потом в серию. hi
      1. 0
        23 марта 2024 13:32
        Вот интересно, если бы тов. Сталин следовал той же логике, и отложил производство откровенно компромиссного и сырого Т-34 года так до 1945, типа сначала сделайте человеческие фрикционы, воздушные фильтры, ком. башенку, уберите люк мехвода и прочие непотребства, как бы все сложилось? Хотя нет, не интересно, я и так знаю.
        Зачем нам идеальный Охотник после неудачной войны? Может пусть и сырой, но внесет вклад в удачную?
        1. 0
          25 марта 2024 05:41
          Во первых не тов. Сталин принимал решение о производстве Т-34, в конце 1939 года по результатам испытаний принято решение Постановлением правительства СССР. И та ки да, этот танк был хоть и с многими замечаниями, но более готовый к производству чем остальные проекты. А с учетом полигонных обстрелов танка единственным выдержавшим данное испытание без существенных замечаний. Доработать механику танка на земле не сложно, а вот тоже управление самолёта уже много сложнее. Из груды рухнувшего в землю металлолома это сделать сложнее. А стоимость "Охотника" не копеечная. Поэтому и надо лечить все детские болезни до пуска аппарата в серию.
          1. 0
            26 марта 2024 09:25
            Без одобрения тов Сталина не принималось ни одно ключевое решение. Это был его стиль руководства. Он даже фильмы лично одобрял. Собственно трудно представить что тов Молотов, председатель Комитета Обороны, или тов Ворошилов, нарком обороны/председатель правительства не согласовывали каждый свой значимый шаг с тов Сталиным. Просто потому, что буквально пару лет назад всех слишком самостоятельных поставили к стенке. Они же сами и прописывали расстрельные списки всех тех, чье мнение отличалось от мнения тов Сталина. А тов Сталин танкам и авиации уделял особое внимание. И лично одобрил предсерийный Т-34 на одном из показов в 1940 году (приняли к серийному производству, и комитетом и правительством, именно в 1940, а не в 1939).
  2. +2
    10 января 2024 10:21
    БПЛА оснащен одним турбореактивным двигателем. С корнями из запорожья, мотор сич?
    1. +1
      12 января 2024 01:24
      С корнями из запорожья, мотор сич?

      Скорее Ивченко- Прогресс.
  3. -1
    11 января 2024 08:12
    Точные размеры ANKA-3 пока не назывались. При этом доступные материалы показывают, что по размаху крыла БПЛА не уступает ряду современных пилотируемых истребителей. Максимальная взлетная масса – 7 т (ранее указывали 6,5 т). Полезная нагрузка достигает 1200 кг.

    БПЛА оснащен одним турбореактивным двигателем; его тип и характеристики пока не раскрывались. Максимальная скорость полета заявлена на уровне 790 км/ч, крейсерская – 460 км/ч. Потолок – более 12 км. Продолжительность полета достигнет 10 ч. Предусматривается ли система дозаправки в воздухе для увеличения дальности и длительности полета, неизвестно.


    А стоимость какая?
    Характеристики смешные.
    У Як-130 боевая нагрузка 3 тонны.
  4. 0
    23 марта 2024 13:58
    Странный гомнукулс получается. Типа стелс, все по самым строим канонам, летающее крыло, стыки панелей промазаны(если правильно видится на мутном фото), и... внешняя подвеска. На дозвуковом бомбере-стелсе зачем это непотребство? Типа сэкономили миделево сечение для большей дальности и продолжительности полета? Я понимаю когда мнгофункциональный сверхзвуковой истребитель, для которого стелс хоть и очень важен, но важна и большая полезная нагрузка, а большой мидель просто убьет его сверхзвук, что сделает невозможным решение его задач. Но на сильно дозвуковом бомбере то это не скажется так критически. Он останется ровно тем же стелс-бомбером, просто с меньшей дальностью. И ведь не стратег это, не нужно ему летать за пол мира и висеть в воздухе сутками. И есть же у них другие БПЛА для длительного дежурства в воздухе. У стелс-бомбера совсем другая ниша - локальная, точеная работа, вскрытие ПВО, нанесение ударов в глубине.
    Такое ощущение, что заказчик-разработчик решили напихать всего в один самолет, типа пусть будет один самый крутой БПЛА на все случаи жизни. ИМХО толку не будет.
    Он будет посредственным стелс-бомбером - консоли подвески и сами боеприпасы не них резко увеличат ЭПР, особенно с боковых ракурсов. Что может привести просто к недееспособности аппарата по его главному профилю - работе в условиях сильной ПВО.
    И посредственным разведчиком - 10 часов против суток у дозвуковой модели.
    И посредственным ударником по не защищенным ПВО целям - ибо избыточен, ибо дороже на порядок относительно предыдущих моделей, при той же эффективности по таким целям.