Бронеавтомобили «Спартак»

22
Бронеавтомобили «Спартак»
Броневики "ВПК-Урал" на параде, 9 мая 2023 г. Фото Минобороны РФ


Российская оборонная промышленность предлагает вооруженным силам и другим государственным структурам целый ряд различных бронеавтомобилей с теми или иными особенностями. Одной из последних новинок в этой области является броневик «Спартак», разработанный «Военно-промышленной компанией». Он построен на основе доступных комплектующих и показывает высокие тактико-технические характеристики. Кроме того, конструкция имеет потенциал для развития и модернизации.



Новая линейка


В недавнем прошлом московская «Военно-промышленная компания» разработала и представила «автомобиль многоцелевого назначения» АМН-590951, также получивший название «ВПК-Урал». Это был двухосный броневик, способный перевозить до девяти человек и поддерживать их огнем. Насколько известно, эта машина прошла испытания и попала в части российской армии.

В августе 2022 г. на международном военно-техническом форуме «Армия» впервые продемонстрировали обновленный вариант броневика «ВПК-Урал» с прежним индексом и новым названием «Спартак». От базового образца новая машина отличалась конструкцией броневого корпуса и дополнительной защитой отдельных элементов.

Всего через несколько месяцев, в ноябре, стало известно, что бронеавтомобили АМН-590951 применяются в ходе Спецоперации по защите Донбасса. По данным СМИ, ссылавшихся на источники в армии, в эксплуатации находятся машины «ВПК-Урал» с дополнительной защитой. Возможно, речь шла о более новом «Спартаке». Подробности эксплуатации и боевого применения не сообщались.


Двухосный "Спартак" на форуме "Армия-2022". Фото Wikimedia Commons

В марте 2023 г. бронеавтомобиль «Спартак» стал экспонатом профильной выставке «Экспотехностраж-2023». Интересно, что на этот раз машина демонстрировалась не в камуфляжной окраске, а в сером цвете Росгвардии. Вероятно, этим хотели показать возможность эксплуатации новой техники не только в вооруженных силах.

Вскоре броневики «ВПК-Урал» и/или «Спартак» впервые приняли участие в парадах по случаю Дня Победы. Такую технику и другие современные броневики показали публике сразу в нескольких городах.

К форуму «Армия-2023» компания-разработчик подготовила еще одну новинку, так же получившую имя «Спартак» и индекс АМН-59097. Это был трехосный автомобиль с грузовой площадкой, выполненный на агрегатах существующего броневика. В качестве полезной нагрузки выставочный образец получил артиллерийскую установку с 57-мм автоматической пушкой. При этом возможен монтаж иного оснащения.

На готовых агрегатах


Броневики серии «ВПК-Урал» / «Спартак» существенно отличаются друг от друга внешне и по конструкции, но имеют массу общих черт и максимально унифицированы. При этом они построены с широким применением комплектующих от коммерческих автомобилей марки «Урал», что должно снизить стоимость и трудоемкость производства, а также упростить эксплуатацию серийной техники.


"Спартак" в окраске Росгвардии. Фото Vitalykuzmin.net

«Спартак» первой версии, показанный в 2022 г., представляет собой двухосный бронеавтомобиль с несущим корпусом и полноприводным шасси. Длина машины достигает 6,5 м при ширине 2,5 м и высоте (по крыше) 2,8 м. Снаряженная масса – 14,5 т.

Используется сварной бронекорпус с моторным отсеком и общим объемом для размещения экипажа и пассажиров. Часть агрегатов корпуса прикрыта дополнительными листами бронирования. Лобовая проекция обитаемого отсека корпуса защищена от 14,5-мм пуль; прочие проекции выдерживают обстрел из 12,7-мм систем. Моторный отсек и агрегаты шасси имеют защиту от бронебойно-зажигательной 7,62-мм пули. Предусматривается противоминная защита в виде бронированного V-образного днища. Заявлена стойкость к подрыву 8 кг тротила под колесом или корпусом.

Броневик оснащен турбированным дизельным двигателем мощностью 312 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Трансмиссия распределяет крутящий момент по всем колесам. Максимальная скорость на шоссе достигает 100 км/ч, запас хода – 1000 км. Машина способна подниматься на 400-мм стенку и преодолевать другие препятствия. Водные преграды пересекаются только по бродам.

Обитаемый отсек корпуса вмещает 10 мест. В его передней части в два ряда помещены кресла водителя и трех пассажиров, развернутые вперед по ходу движения. Доступ к этим местам обеспечен собственными дверями в бортах. Еще шесть кресел установлены в корме вдоль бортов; посадка осуществляется через кормовую дверь.


Броневик с системой управления артиллерией "Планшет-М-ИР". Фото Vitalykusmin.net

На крыше корпуса предусмотрен люк с посадочным местом для вооружения. Предлагается установка защищенной турели под пулемет, оснащенной противопульным бронированием и остеклением. Возможен монтаж других устройств, в т.ч. дистанционно управляемых модулей. В бортовом остеклении ставятся амбразуры для использования личного оружия экипажа и десанта.

Показанный в прошлом году вариант «Спартака» с индексом АМН-59097 отличается удлиненным шасси и наличием третьей ведущей оси. Сохранены передние отсеки корпуса с моторным отделением и четырехместной двухрядной кабиной. Вместо заднего объема с креслами установили платформу для размещения надстроек или грузов. Двигатель и коробка передач осталась прежней, но в трансмиссии появился привод третьей оси.

Трехосный АМН-59097 потяжелел до 22,5 т. Рост массы при сохранении 312-сильного двигателя привел к некоторому ухудшению подвижности. Тем не менее, подвижность и проходимость на бездорожье и пересеченной местности остались на приемлемом уровне.

«Спартак» на удлиненном шасси может выполнять функции грузовика или носителя вооружений. Так, прототип для «Армии-2023» оснастили артиллерийской установкой АЗП-57 с автоматической пушкой С-60 калибра 57 мм. Орудие обслуживается расчетом из 3-4 чел., работающем на грузовой платформе. От обстрела с передних углов их защищает штатное щитовое прикрытие установки. Боекомплект – 144 снаряда в 36 обоймах для быстрой загрузки.


АМН-59097 на "Армии-2023". Фото Vitalykuzmin.net

Видимые преимущества


За время своего существования «Военно-промышленная компания» разработала большое количество образцов бронетехники разного назначения, и часть таких машин дошла до серии и принятия на вооружение. Очередными разработками в этой сфере стали бронеавтомобили «ВПК-Урал» и «Спартак» в разных версиях и модификациях.

В целом изделия серии «Спартак» имеют несколько положительных особенностей, способных заинтересовать потенциального заказчика. Броневики должны быть относительно простыми в производстве и эксплуатации, а также эффективными с точки зрения применения для решения разных задач.

Главным плюсом проектов «Спартак» и «ВПК-Урал» следует считать широкое использование готовых агрегатов и компонентов, заимствованных у коммерческой автомобильной техники. При всех преимуществах производственного и эксплуатационного характера, такие агрегаты обеспечивают требуемый уровень технических характеристик. Кроме того, на одной базе построили сразу две машины с отличающимися шасси и рабочими параметрами.

Первый вариант изделия «ВПК-Урал» получил противопульную и противоосколочную защиту на уровне других современных броневиков. Следующий проект «Спартак» предусматривает перестройку корпуса и рост уровня защиты, как баллистической, так и противоминной. При этом повышена безопасность не только экипажа, но и жизненно важных агрегатов.


Трехосный "Спартак" с 57-мм пушкой, вид сзади. Фото Wikimedia Commons

«Спартак» способен решать разные задачи. В базовой версии он является защищенным транспортом для личного состава с возможностью огневой поддержки. Также возможна установка специального оборудования подходящих габаритов. К примеру, уже показан броневик-командный пункт артиллерии. Трехосная «грузовая» модификация может нести более тяжелые нагрузки, вплоть до артиллерийских систем.

Насколько известно, бронеавтомобиль АМН-590951 «ВПК-Урал» уже попал в войска и даже применяется в зоне проведения Спецоперации. Положительный опыт его эксплуатации может повлиять на интерес Минобороны к следующим броневикам этой серии и привести к старту их производства. Кроме того, положительные результаты применения станут хорошей рекламой для продвижения броневиков на международном рынке.

Выбор и конкуренция


К настоящему времени российская оборонная промышленность хорошо освоила разработку и строительство бронеавтомобилей. Регулярно демонстрируются новые образцы этого класса с теми или иными особенностями. Московская «ВПК» является одним из лидеров этого направления, и в 2022-23 гг. вновь представила любопытные и многообещающие разработки.

Все версии недавно разработанного «Спартака» имеют сильные стороны и могут найти свое место в армии или силовых структурах. Однако для этого им придется обойти аналогичные разработки других производителей, количество которых постоянно растет. Справятся ли они с такой конкуренцией, покажет время.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 января 2024 04:48
    Броня всегда лучше чем её отсутствие. Ещё бы и штатные если не козырьки, то хотя бы места для их крепления в комплект вводить.
    1. +9
      12 января 2024 08:12
      Хоть "Крылья Советов", хоть "Пахтакор" - давно запутался в этом зоопарке бронеавтомобилей, НО дайте армии их тысячами.
      1. +1
        13 января 2024 01:59
        С гор спустились басмачи-это общество нефтчи.
        Про 3 танка пишут (и тут), что сложно ослуживать.
        А ентот зоопарк.
        Унификация только с лукойлом и гпзпромом.
        Все по 3 штуки.
  2. +6
    12 января 2024 06:02
    Урал конечно опорный край державы, и завод надо поддерживать, чтобы его камаз не сожрал, но пора бы уже переходить от "слепила из того, что было" к технике, разработанной специально, под конкретные задачи, с учетом специфики применения и требований Заказчика.

    Это конечно будет гораздо дороже( и дольше, да), но и техника будет гораздо эффективней
    1. +3
      12 января 2024 09:37
      Вот только важно помнить, что Камаз - это государственная контора, а Урал - частная.

      Цитата: VicktorVR
      уже переходить от "слепила из того, что было" к технике

      Нет. Спартак - это массовая коробочка, чем технологичнее, тем лучше. А попытка лепить тайфун-2 сейчас обойдется в просадку объемов поставки легкой колесной брони. Которая сейчас чуть ли не эффективнее классического БТР.
      Кроме того, стоит помнить сколько стоили Тайфуны от Камаза и Урала - по цене 2 БТР-82 за штуку. И где сейчас они? Зато Спартаков и З-СТС за год сделали несколько сотен машин каждого типа.
      Далее, ВПК-Урал есть в нескольких вариантах (в т.ч. поставлявшихся на экспорт): на 10 месть, на 9 (Спартак), на 5 (пикап), 6х6. Уж лучше на Спартак БДУМ поставить с продвинутой СУО для самообороны или на версию пикап золушку/ЗПУшку запихать с ОЛС для борьбы с дронами - сейчас массовая противодроновая машина более чем нужна.
      1. +3
        12 января 2024 10:29
        Кроме того, стоит помнить сколько стоили Тайфуны от Камаза и Урала - по цене 2 БТР-82 за штуку.

        Коллега, объективности ради хочется отметить, что это и машины разной степени защищенности, да и предназначения. Откровенно говоря, в Тайфуне чувствуешь себя в большей безопасности при передвижении или при попадании под обстрел, да и банально в нем удобнее располагаться и комфортнее. Но огневая мощь, конечно, у БТР-82 серьезнее.
        И где сейчас они?

        Работают. Конечно, с ремонтом их сложнее, чем с БТР, но, например, когда надо довезти кого-то важного то отправляют Тайфун, а не БТР.
        Хотя там, где может прилететь с высокой вероятностью в целях маскировки можно и в буханку залезть и в бортовом урале полетать на ухабах в кузове. request
  3. +2
    12 января 2024 06:23
    "Спартак" в окраске Росгвардии.

    Броневички Росгвардии должны носить бело-синюю окраску и название "Зенит", а вовсе не бело-красный "Спартак". wassat
    1. +2
      12 января 2024 06:56
      Цитата: Дилетант
      Броневички Росгвардии должны носить бело-синюю окраску и название "Зенит", а вовсе не бело-красный "Спартак".

      Однако тельники у Росгвардии красно-белые. tongue
      Да и не пенты они, а вованы, если понимаете о чём я...
      1. +1
        12 января 2024 11:18
        Цитата: Владимир_2У
        Да и не пенты они, а вованы

        Не все. Оперативные соединения и охранные части - да, вованы. А вот быстрого реагирования и особого назначения - это пенты.
        1. -1
          12 января 2024 11:27
          Цитата: Alexey RA
          Не все. Оперативные соединения и охранные части - да, вованы. А вот быстрого реагирования и особого назначения - это пенты.

          В общем всё сложно...
      2. +2
        12 января 2024 20:23
        Ага!
        Хотя мне и по барабану все эти футбольные страсти.
    2. +4
      12 января 2024 11:13
      Цитата: Дилетант

      Броневички Росгвардии должны носить бело-синюю окраску и название "Зенит"

      "Динамо"!
      Ибо РГ - это вованы и СОБР с ОМОН.
  4. -1
    12 января 2024 08:34
    Основной проблемой практически всей бронетехники стало отсутствие боевых модулей способных бороться с дронами противника. Досаждают не только мелкие FPV камикадзе, но и высотные разведчики, наводящие вражескую артиллерию.
    Пулеметная турель, хоть и защищенная, в современных условиях мало полезна.
  5. -1
    12 января 2024 09:15
    Это машины для Росгвардии
    1. +1
      12 января 2024 09:43
      Нет. РГ в основном использует Патрули.

      Если же вы имеете в виду песню "это не для армии, а для полиции" - то тоже нет. Такой броневик намного эффективнее классического БТР за счет большей эргономичности, большего круга задач, большего ресурса, равного (а то и выше) уровня защищенности, меньшей стоимости и большей технологичности.
      Реально 80ке от уступает только в проходимости. И боевой модуль с ОЛС не помешал бы.

      Вообще, лично мое мнение, что такие броневики предпочтительнее классических БТРов, которые во всем уступают БМП и БА.
      1. +3
        12 января 2024 09:49
        Нужно разделять машину, которым нужно переезжать через окоп и которым нужно ездить по дорогам.
        Есть четкие требования по нагрузке на ось и развесовке по осям для требуемой в войсках проходимости. Такто БТР 80-82 имеет тот же Дизель, но у него другие требования по проходимости, а все современные БТР типа Боксер, Намер, Курганец все имеют 8х8. Не нужно путать МРАП и БТР. Максимально близки к БТР МРАП 8х8.
  6. -1
    12 января 2024 11:58
    Цитата: СергейАлександрович
    Основной проблемой практически всей бронетехники стало отсутствие боевых модулей способных бороться с дронами противника. Досаждают не только мелкие FPV камикадзе, но и высотные разведчики, наводящие вражескую артиллерию.
    Пулеметная турель, хоть и защищенная, в современных условиях мало полезна.

    Боевой модуль не даёт возможности такого обзора окружающей обстановки, как у бойца находящегося в пулеметной турели. sad
  7. +2
    12 января 2024 20:15
    Я уже потерял счёт количеству разработанных броневиков и их модификациям.
    Кто-нибудь не пытался заняться подсчётом моделей?
  8. 0
    12 января 2024 20:39
    Alexey RA (Алексей), уважаемый, Вы почему-то забыли о "Громе", что ФСВНГ от МВД отжала в минувшем году. Раздели пентов от тяжёлых полностью и, похоже, бесповоротно. Бюрократия - наше всё. Главное теперь согласование, согласование, согласование и межведомственное взаимодействие. Головы БЫ поотрывать тем, кто такое удумал...
  9. -1
    13 января 2024 14:31
    О чем спор?Армии нужны разные по защищенности и по уровню защиты бронеавтомобили.Вопрос лишь в их количестве.На данный момент по дорогам войны рулят совсем не защищенные Уралы и Камазы,даже Тигр имеем в минимальных количествах.Наше МО до войны никак не занималось этим вопросом и сейчас нет общей концепции развития в данном направлении,отсюда и все беды.
    1. -1
      13 января 2024 16:48
      У нас ни одним важным вопросом военного строительства не занимались. Бронированными МРАПами не занимались, корректируемыми и планируемыми бомбами не занимались, дальнобойной артиллерией не занимались. Зато у нас занимались посейдонами, буревестниками и пересветами и прочей бесполезной экзотикой
  10. 0
    16 января 2024 15:11
    Вроде такое разнообразие, а отличия минимальны. При этом перекинуть что-то существенное с одной машины на другую практически не реально, максимум колеса, акум и боеприпасы при условии совместимости. До сих пор не встречал по настоящему модульной платформы. Что мешает сделать транспортную тележку с мотором, трансмиссией и противоминной защитой, на которую ставится модуль экипажа по типу контейнера на быстросъемах и транспортный модуль на выбор (боевой, грузовой, пассажирский и т.д.) Быстросъемы уже давно придуманы в контейнерных перевозках, органы управления без механической связи тоже есть. Поставил кабину, закрепил, подключил разъем управления, установил нужный модуль и поехал выполнять задачи.
    Для чего такие сложности спросите вы? В классической схеме при повреждении мотора, трансмиссии, кабины или боевого модуля вся единица не способна выполнять никакие задачи и требует ремонта. В описанной выше схеме модули можно менять в любом сочетании. Допустим на боевой машине лег мотор, а в наличии есть грузовой не бронированный автомобиль, замена мотора это долго и при условии их идентичности. А тут меняем шасси местами и можно выполнять боевые задачи дальше. Другой пример, попадание в боевой модуль, повлекшее разрушение, заменили на грузовую платформу и можно возить боеприпасы или личный состав. Обслуживание тоже можно разделять, техники занимаются с тележкой, оружейники боевым модулем, каждый в своем специализированном помещении.
    Да несколько дороже в разработке и первые партии, это было всегда и при любом производстве. Дальше снижение стоимости за счет массовости и легкости модернизации. На пример была тележка на 300лс, завезли на 500лс и сразу поехали. Была пулеметная турель, стала автоматическая пушка.