Ударный вертолет Denel AH-2 Rooivalk (ЮАР)

Denel AH-2 Rooivalk (в переводе с африкаанс Пустельга) – это южно-африканский ударный вертолет, который выпускается предприятием Denel Aerospace Systems. Данный вертолет предназначен для поражения техники и живой силы противника, нанесения ударов по наземным целям, сопровождения и воздушной поддержки, а также для ведения воздушной разведки и противопартизанской войны. Экипаж ударного вертолета состоит из 2-х человек: летчика и оператора систем вооружения. Всего было выпущено 12 вертолетов AH-2 Rooivalk, при этом 1 из них был потерян в аварии, остальные 11 машин состоят на вооружении 16-й отдельной вертолетной эскадрильи в составе ВВС ЮАР.

Конструкторские работы по созданию AH-2 Rooivalk были начаты компанией Denel Aviation в 1984 году. Ударный вертолет должен был не только осуществлять поддержку сухопутных войск, но и вести воздушный бой с вертолетами и низколетящими вражескими самолетами. Исследования же по созданию данного вертолета по заказу ВВС ЮАР были начаты еще в 1981 году. После того как был собран ряд промежуточных образцов, которые использовались для отработки конструкции, бортового радиоэлектронного оборудования, вооружения были последовательно созданы 3 прототипа, последний из которых и стал предсерийной модификацией «Пустельги». Свой первый полет вертолет выполнил 11 февраля 1990 года, принят на вооружение в феврале 1999 года. Вертолет выпускался с 1997 по 2001 годы, стоимость одной единицы составляет порядка 40 млн. долларов.


В отношении тактики использования AH-2 Rooivalk африканские специалисты, по всей видимости, опирались на философию Ми-24. Известно, что вертолеты данного класса предназначены для совершения бомбо-штурмовых ударов по переднему краю обороны врага, при этом Ми-24 попадает в зону поражения всех типов зенитно-ракетного и стрелкового оружия.
Ударный вертолет Denel AH-2 Rooivalk (ЮАР)

Стоит отметить и тот факт, что сам термин «боевой вертолет» в значительной мере не подходит к таким машинам как «Кобра» или «Апач», которые выполняют скорее противотанковые функции. Данные вертолеты не могут выжить под огнем неподавленной ПВО противника, основная тактика их использования – это запуск ПТУР на максимально возможную дистанцию, не заходя в зону действия вражеской ПВО. Штурмовку войск противника данные вертолеты выполняют только при отсутствии зенитного противодействия.

По используемой концепции AH-2 Rooivalk гораздо ближе к Ми-24, чем к «Апачу». Философию, которая характеризует данную машину, можно сформулировать следующими словами: вертолет не должен быть обнаружен противником, но если он обнаружен, то его не должны повредить, но повреждения не являются катастрофой, а уж если вертолет удалось сбить – он не должен развалиться при падении.

В соответствии с требования к ударному вертолету со стороны ВВС ЮАР, он был оптимизирован для решения боевых задач на местности, обладающей сложным рельефом, в условиях ограниченного диапазона высот (5-15 м. над местностью) и в условиях сильной запыленности. Ударный вертолет был выполнен двухместным с пятилопастным рулевым и четырехлопастным несущим винтами. Он оснащен трехстоечным не убирающимся во время полета шасси с хвостовым колесом, а также крылом небольшого удлинения и двумя достаточно мощными газотурбинными двигателями.

Фюзеляж AH-2 Rooivalk самолетного типа, в его передней части располагается кабина пилотов с тандемным расположением летчика и стрелка-оператора вооружений. Кресло летчика находится сзади и чуть выше, чем кресло стрелка-оператора, что обеспечивает каждому члену экипажа хорошие условия обзора вперед и по бокам. Кресла экипажа оснащены бронезащитой, помимо этого бронирование предусмотрено и для наиболее важных агрегатов и частей конструкции вертолета. При этом конструкторами был реализован принцип защиты наиболее важных деталей конструкции менее ценными. Конструкция трехстоечного колесного шасси способна выдержать нагрузки, которые возникают в случае совершения аварийной посадки с вертикальной скоростью снижения вертолета до 10 м/с.

В качестве силовой установки на AH-2 Rooivalk были использованы 2 турбовальных газотурбинных двигателя «Топаз», которые являются модернизацией французских двигателей «Макила» 1А2 производства компании «Турбомека». Взлетная мощность каждого из двигателей составляет 1740 кВт. Для предотвращения попадания пыли и песка в двигатели на вертолете используются воздухозаборники со специальными фильтрами. При этом тепловое излучение горячих отработавших газов силовой установки уменьшается за счет смешивания с холодным окружающим воздухом. Максимальный запас топлива, размещенного в 3-х протектированных топливных баках, достигает 1854 л. В случае необходимости на вертолет могут быть смонтированы дополнительные топливные баки.

Для наведения оружия и обнаружения целей на вертолете применяется находящаяся в носовой части машины гиростабилизированная система целеуказания TDATS, которая имеет датчики тепловизионной системы «FLIR». Помимо этого вертолет оснащен лазерным дальномером, телевизионный камерой низкой освещенности, устройством автоматического сопровождения цели. Использование данного оборудования позволяет обнаружить цель на удалении до 8,5 км. в дневное время и до 4,5 км. в ночное время. Также вертолет AH-2 Rooivalk оборудован приемником спутниковой навигационной системы и инерциальной навигационной системой. Вся информация от систем целеуказания и пилотажно-навигационная информация выводятся на многофункциональные дисплеи, которые находятся в кабине экипажа (по 3 на каждого члена экипажа). Данная информация может передаваться также на наземные пункты управления или другим вертолетам данного типа.

Вооружение ударного вертолета Denel AH-2 Rooivalk включает в свой состав 20-мм автоматическую авиационную пушку, которая расположена в турели под носовой частью фюзеляжа машины (начальная скорость полета снаряда 720 м/с, темп стрельбы – 600 выстр/мин.). Для наведения пушки на цель применяются нашлемные прицелы, такие прицелы есть у обоих членов экипажа. Для монтажа подвесного вооружения под консолями крыльев имеются по 2 пилона, а на концах крыла смонтированы направляющие для ракет «Сайдвиндер» или V3B «Кукри» класса «воздух-воздух». Помимо этого на пилонах могут быть смонтированы 2-4 ПУ с 8-16 ПТУР ZT-6, а также пусковые установки для неуправляемых ракет калибра 70-мм.

Летно-технические характеристики Denel AH-2 Rooivalk:

Размеры: диаметр главного винта – 15,6 м., диаметр хвостового винта – 6,34 м. длина –18,7 м., высота – 5,2 м.
Масса вертолета: нормальная взлетная – 7500 кг., максимальная взлетная – 8750 кг.
Тип силовой установки: 2 турбовальных Turbomeca Makila 1K2, мощностью 1845 л.с. каждый.
Максимальная скорость полета – 278 км/ч.
Максимальная боковая скорость – 93 км/ч.
Практическая дальность полета у земли – 704 км., на высоте – 1525 км.

Статический потолок – 5 445 м., с использованием эффекта земли – 5850 м.
Вооружение – 1х20-мм пушка F2 (700 патронов), 6 узлов подвески – боевая нагрузка до 2032 кг., до 4 УР «воздух-воздух», 8 или 16 ПТУР, 38 или 76 70-мм НУР FFAR.
Экипаж – 2 человека.














Источники информации:
- http://www.airwar.ru/enc/ah/csh2.html
- http://www.oruzie.su/planes/221-udar/1293-rooivalk
- http://ru.wikipedia.org
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти