Послевоенное использование немецких баллистических ракет

33
Послевоенное использование немецких баллистических ракет

Германия стала первой страной, где были созданы, приняты на вооружение и применены для ударов по реальным целям дальнобойные баллистические ракеты с двигателем, работающем на жидком топливе.

В послевоенное время немецкие ракетные технологии и наработки использовались в СССР и США при проектировании собственных образцов, что в итоге привело к созданию ракет малой, средней и межконтинентальной дальности, а также ракет-носителей, предназначенных для вывода в космос полезной нагрузки.



Создание баллистической ракеты А-4


После поражения в Первой мировой войне Германии запретили иметь и создавать боевые твердотопливные ракеты. Однако о ракетах с двигателем, работающим на жидком топливе, в приложениях Версальского договора ничего сказано не было, и в 1929 году командование рейхсвера инициировало изучение возможности использования ракет с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) в военных целях.

Для практических работ в этом направлении в 1932 году в Куммерсдорфе под Берлином была создана экспериментальная станция, где вместе с другими специалистами работал конструктор Вернер фон Браун.

В 1934 году на острове Боркум в Северном море состоялись успешные запуски экспериментальной ракеты Aggregat-2 (А-2), с двигателем, развивавшим тягу 300 кгс, который работал на этиловом спирте (топливо) и жидком кислороде (окислитель). Конструкция двигателя была сходна с ЖРД, использовавшимся на ракете А-1, испытания которой закончились неудачей. Во время второго запуска А-2 достигла высоты 3,5 км. Для обеспечения устойчивости ракеты в полёте использовался гироскоп.

Выбор в качестве горючего этанола объяснялся тем, что Германия испытывала трудности с получением нефтепродуктов. В то же время этанол синтезировался в значительных количествах при переработке крахмала и целлюлозы. Процесс получения технического этилового спирта облегчался тем, что при использовании его в качестве горючего его не требовалось очищать от других углеводородов.

Ракета А-2 произвела благоприятное впечатление на немецких военных. Хотя этот образец длиной 1,6 м, диаметром 0,3 м и массой 107 кг являлся чистым демонстратором технологии и не мог использоваться для доставки боевого заряда, он доказал работоспособность концепции.

В 1937 году на полигоне Пенемюнде начались лётные испытания ракеты А-3. Двигатель, установленный на А-3, представлял собой увеличенную версию силовой установки А-2, в которую были внесены изменения, позволившие повысить тягу до 1 500 кгс.

Стабилизация и выбор направления полёта происходили при помощи газодинамических рулей, помещённых в реактивную струю по периферии сопла. Управление ракетой осуществлялось гироскопической системой стабилизации.


Стендовые испытания ракеты А-3 в Куммерсдорфе

Экспериментальная ракета А-3 имела стартовую массу 748 кг, длину – 6,74 м и диаметр – 0,68 м. Максимальная высота, достигнутая в ходе испытаний, составила 12 100 м.

Важную роль в создании образца, пригодного для боевого применения, сыграла опытная ракета А-5. Она имела длину 5,825 м, диаметр 0,78 м и снаряженную массу 900 кг. Система управления Kreiselgeräte SG-52, основанная на трёх гироскопах, контролировала тангаж, рыскание и крен. Продолжительность работы двигателя можно было регулировать при помощи аппаратуры дистанционного управления Brennschluss. После выполнения полётной программы срабатывала парашютная система спасения. После приводнения ракета оставалась на плаву 2 часа.


Ракета А-5 спускается на парашюте под контролем самолёта Do 17

Успешные испытательные пуски А-5 были произведены в октябре 1939 года. При этом удалось достичь высоты 12 км и дальности 18 километров. В ходе испытаний в конструкцию вносились изменения и улучшения. До октября 1943 года было проведено около 80 пусков, что позволило довести до необходимого уровня надёжности основные узлы боевой ракеты.

Опыт, накопленный в ходе испытаний и доводки предыдущих образцов, позволил приступить к созданию баллистической ракеты А-4 или V-2 (Vergeltungswaffe-2). В русскоязычных источниках эта БР известна как Фау-2.

Вертикально стартующая ракета со снаряженной массой 12 500–12 800 кг имела классическую веретенообразную форму с четырьмя крестообразно расположенными стабилизаторами.


Длина А-4 составляла 14,036 м, максимальный диаметр 1,651 м. К хвостовому отсеку крепились фланцевыми стыками четыре стабилизатора длиной 4,035 м и максимальным размахом 3,564 м. Передняя кромка стабилизаторов имела стреловидность 60°. Внутри каждого стабилизатора размещался электропривод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль.

Двигательная установка, тягой 25 000 кгс находилась в хвостовой части. Два центробежных насоса подавали горючее (75 % водный раствор этилового спирта) и жидкий кислород в камеру сгорания. Насосы приводились в действие турбиной, вращаемой парогазовой смесью, образующейся при разложении перекиси водорода в ходе взаимодействия с марганцовокислым натрием.

Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Баки со спиртом (3 900 кг) и с жидким кислородом (5 000 кг) изготавливались из лёгкого сплава. Для сохранения жесткости конструкции оба бака надувались давлением, равным приблизительно 1,4 атмосферы. Между баками и обшивкой имелся слой теплоизолятора. Выше находился приборный отсек, где размещалась аппаратура системы управления.

Немецкие конструкторы сумели создать революционную по меркам начала 1940-х автоматическую систему наведения, работающую по заданной программе с предварительной загрузкой полётного задания. Бортовые гироскопы контролировали пространственное положение ракеты на протяжении всего полёта, а любое отклонение от заданной траектории компенсировалось четырьмя графитовыми газодинамическими рулями, помещёнными в реактивную струю двигателя по периферии сопла.


Хвостовая часть ракеты А-4, хорошо видны газовые рули

Отклоняясь, эти рули перенаправляли часть реактивной струи, что изменяло направление вектора тяги двигателя и создавало момент силы относительно центра масс корпуса.

Боевая часть, снаряженная амматолом размещалась в головном отсеке. Это недорогое взрывчатое вещество давало хороший фугасный эффект и было относительно безопасно в условиях вибрации и нагрева.

Вверху боевой части размещался высокочувствительный пьезоэлектрический взрыватель. В силу высокой скорости столкновения ракеты с землёй (1 100 м/с) механические взрыватели, используемые на авиабомбах, разрушались, не успев сработать. Подрыв основного заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части детонатором по электрическому сигналу, полученному от взрывателя.

Большинство источников сходятся в том, что боеголовка весила 1 000 кг, а вот относительно массы взрывчатого вещества имеются разночтения. Англоязычные авторы утверждают, что вес взрывчатки составлял 738 кг, в отечественной литературе говорится, что масса заряда достигала 830 кг.

Первая А-4, запущенная 13 июня 1942 года, пролетев около 1,6 км, упала в воду. В ходе второго запуска 16 августа 1942 года ракета достигла высоты 11 километров и взорвалась.

Третья ракета 3 октября 1942 года полностью отработала испытательную программу, достигнув высоты 83 км и покрыв расстояние 193 км.

Всего в 1942 году было произведено семь испытательных пусков А-4, из которых успешными признали четыре. В 1943 году из 40 запусков десять были неудачными.

Боевое применение баллистических ракет А-4


Решение о серийном производстве ракет А-4 было принято в 1943 году, а первый боевой пуск состоялся 8 сентября 1944 года. До 27 марта 1945 года немцы запустили по Великобритании 1 359 баллистических ракет, из которых британской территории достигли 1 054 ракеты.

Запаса горючего и окислителя хватало на 68 секунд работы реактивного двигателя. На момент отключения двигателя ракета успевала разогнаться до 1 450 м/с. Максимальная дальность стрельбы – около 300 км. Время полёта ракеты от старта до цели – около 5 минут.

Согласно проекту, величина кругового вероятного отклонения должна была составлять 0,002 – 0,003 от дальности (0,5–1 км), но в реальности этот показатель оказался выше в несколько раз: 0,03–0,06 от дальности (10–20 км). С учетом этого эффективно применять ракеты А-4 можно было только по крупным площадным целям.


Места падения ракет А-4 в Лондоне и в его окрестностях в сентябре – ноябре 1944 года. Круги показывают рассеивание ракет от точки прицеливания

Показательно распределение мест падений ракет А-4 в Англии: на Лондон упали 517 ракет, на Эссекс – 378 ракет, на Кент – 64 ракеты, на Хартфордшир – 34 ракеты, на Норфолк – 29 ракет, на Суффолк – 13 ракет, на Суррей, Суссекс, Бедфордшир и Букингемшир – от 2 до 8 ракет, на Кембриджшир и Беркшир – по одной.


В связи с тем, что капитальные стартовые позиции оказались слишком уязвимы для бомбовых ударов, немецкие специалисты создали мобильный стартовый комплекс.


На полевой позиции происходила заправка, предстартовая подготовка и запуск ракеты. Для доставки ракет А-4 и перевода их в стартовое положение использовалось буксируемое устройство, известное как Meillerwagen.


Так как немецкие войска осенью 1944 года уже не контролировали французское атлантическое побережье, пуски ракет А-4 осуществлялись из Нидерландов. Помимо Великобритании, нацисты наносили ракетные удары по Бельгии и Франции.

Время от момента запуска до падения баллистической ракеты в районе цели было небольшим, зафиксировать в большинстве случаев факт ракетной атаки было невозможно, и система оповещения о воздушном нападении оказалась бесполезна. В целом англичане сумели создать очень неплохую систему ПВО, основывающуюся на радиолокационных станциях, многочисленных зенитках, истребителях и аэростатах заграждения. Однако британская ПВО была полностью бессильна против А-4: ракета, летящая с высокой сверхзвуковой скоростью, была неуязвима. Взрыв её боевой части происходил раньше, чем наблюдателей на земле достигал звук полёта.

В то же время стоит признать, что эффект от применения А-4 был низким и не покрывал затрат на производство и организацию стартов. Около 40 % запущенных немцами баллистических ракет взрывалось при включении двигателя или отказывали в полёте. За семь месяцев обстрела Лондона ракетами А-4 погибло 2 724 человека (в среднем от каждой ракеты погибал один или два), ранения средней и высокой степени тяжести получили 6 467 человек.

В послевоенное время бывшие немецкие высокопоставленные чиновники и военные в своих мемуарах писали, что если бы не одержимость Гитлера «оружием возмездия», ресурсы, израсходованные на ракетную программу А-4, можно было бы потратить на гораздо более полезные перехватчики Ме 263 или наладить массовое производство управляемых зенитных ракет.

Послевоенное использование баллистических ракет А-4


После капитуляции Третьего рейха спецслужбы стран-победительниц развернули настоящую охоту на немецкими ракетными секретами. Специальные группы в оккупационных зонах вели поиск специалистов-ракетчиков и осуществляли сбор технической документации и натурных образцов.

Британская разведка при помощи польских партизан, действовавших в окрестностях немецкого ракетного полигона Heidekraut, расположенного в 10 км к востоку от города Тухоля, в 1944 году получила отдельные детали А-4. Но вплоть до окончания боевых действий у союзников не имелось полного представления об этой ракете.

Летом 1945 года британское командование решило организовать пуски трофейных ракет А-4. Для этого была создана стартовая позиция на территории полигона, где раньше тестировались немецкие морские орудия. Полигон располагался около местечка Альтенвальде в окрестностях города Куксхаффен на побережье Северного моря.

В подготовке ракет к испытаниям участвовали сдавшиеся в плен союзникам немецкие учёные и инженеры. Стартовые команды, сформированные из пленных немецких ракетчиков, работали под контролем британских офицеров. Стрельба велась по морской акватории, ракеты несли инертные боевые части.

В рамках операции Backfire в октябре 1945 года было запущено три ракеты. Два испытания признали успешными, на одной ракете в полёте произошло преждевременное отключение двигателя.


15 октября 1945 года при показательном запуске третьей ракеты, помимо британцев, присутствовали официальные представители США, СССР и Франции, а также журналисты.

Гораздо более масштабные испытания захваченных баллистических ракет были организованы в США в рамках программы Hermes. Американцам досталось несколько десятков готовых А-4 и большое количество узлов и агрегатов, из которых можно было собрать ракеты. В послевоенное время американские оккупационные власти в разобранном виде вывезли из Германии в США около сотни ракет.


Американские солдаты осматривают не полностью собранную ракету А-4 в Кляйнбодунгене, Германия, 1945 год

Ещё большую ценность, чем трофейные ракеты, представляли немецкие специалисты. В рамках операции «Скрепка» Вернер фон Браун и многие другие ученые, инженеры и техники были вывезены в США для реализации американской ракетной программы.

Немецкие специалисты в первые послевоенные годы трудились в лабораториях, расположенных на военной базе Форт-Блисс, штат Техас, на полигоне Уайт-Сэндс, штат Нью-Мексико, и в Редстоунском арсенале, штат Алабама.


Запуск трофейной немецкой ракеты А-4 на полигоне Уайт-Сэнд, 10 мая 1946 года

Подрядчиком для сборки и испытаний трофейных А-4 стала корпорация General Electric. При участии германских специалистов подготовить испытательную инфраструктуру, а также собрать и привести в рабочее состояние ракеты удалось достаточно быстро. Первый успешный запуск А-4 с полигона Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико состоялся 10 мая 1946 года.


Подготовка трофейной ракеты А-4 к запуску на полигоне Уайт-Сэндс

В ходе испытаний накапливалась информация и отрабатывались технические решения, необходимые для разработки боевых баллистических ракет и реализации космической программы. Согласно американским данным, до сентября 1952 года в США было запущено 67 немецких ракет А-4.

Некоторые старты были весьма примечательными.

Так, в октябре 1946 года с полигона Уайт-Сэндс стартовала ракета № 13, в головной части которой было размещено восемь 35-мм репортёрских кинокамер DeVry. Такое количество съёмочной аппаратуры позволяло рассчитывать на то, что хотя бы одна камера сделает снимки с удачного ракурса и при этом переживёт полёт. Фотографии производились с интервалом полторы секунды, а сама плёнка была помещена в прочные стальные кассеты.

Превысив условную границу между атмосферой и космосом (линия Кармана), ракета вышла на суборбитальную траекторию с апогеем 105 км. После падения переоборудованной А-4 на землю камеры были разбиты, но плёнка уцелела.


Первая фотография Земли из космоса, сделанная 24 октября 1946 года

С 1946 и до окончания использования ракет А-4 американские исследователи сделали более 1 000 снимков планеты с высоты до 160 км.

В декабре 1946 года трофейная ракета А-4 установила мировой рекорд высоты – 187 км, который продержался до 1951 года.

6 сентября 1947 года ВМС США в ходе операции Sandy провели испытательный запуск с верхней палубы авианосца USS Midway (CV-41), находящегося в центральной части Атлантического океана. До этого на полигоне Уайт-Сэндс изучали, какой ущерб авианосцу может нанести взрыв заправленной А-4.


Пусковой стол с ракетой А-4 на палубе авианосца USS Midway (CV-41)

Поначалу старт проходил нормально, после запуска двигателя ракета поднялась со стартового стола. Но вскоре она накренилась влево и пошла не вертикально вверх, а под углом к горизонту.


На высоте около 15 метров полёт стабилизировался, и А-4 стала набирать высоту, но автоматика отключила двигатель. По инерции ракета достигла 4 600 метров и спустя минуту после старта развалилась в воздухе на три части, которые упали в воду в 9 км от авианосца.

А-4, обладавшая достаточной грузоподъёмностью, не могла подняться выше 190 км. Но расчёты показали, что немецкая ракета можёт использоваться в виде первой ступени для лёгкой одноступенчатой суборбитальной ракеты.

В 1946 году был дан старт исследовательской программе Bumper. Программа имела две основные цели: исследовать вопросы конструирования двухступенчатых жидкостных ракет (зажигание двигателей на большой высоте), а также изучить верхние слои атмосферы и космическое пространство.

В качестве второй ступени на А-4 сверху устанавливали американскую жидкостную ракету WAC Corporal, на основе которой в 1950-х была разработана первая в мире ядерная баллистическая ракета MGM-5 Corporal.

Для размещения второй ступени носовая часть А-4 подверглась переделке. В отличие от основной модели, Bumper WAC имела четыре стабилизатора, увеличенных для обеспечения устойчивости ракеты в разрежённой атмосфере на высоте более 40 км. Помимо основного двигателя, на ракете для обеспечения стабилизации в безвоздушном пространстве за счёт гироскопического эффекта были смонтированы два небольших твердотопливных двигателя раскрутки.


Двухступенчатая исследовательская ракета RTV-G-4 Bumper

Первый успешный полет Bumper состоялся 24 февраля 1949 года. На высоте около 100 км произошло разделение ступеней, и WAC Corporal достиг высоты 393 км, установив новый мировой рекорд.

Также двухступенчатая ракета использовалась для скоростных полётов в атмосфере. С этой целью RTV-G-4 Bumper запускали под небольшим углом к горизонту над океаном. В ходе восьмого по счёту испытания ракета, запущенная со стартовой площадки на Мысе Канаверал, установила мировой рекорд скорости – 5 260 км/ч.

В 1951 году, в связи с израсходование запаса трофейных А-4 и появлением новых американских ракет, программу Bumper закрыли.

Первый пуск А-4, собранной из германских комплектующих, в СССР состоялся 18 октября 1947 года. Сборка ракет осуществлялась в оккупационной советской зоне – в институте Нордхаузен. Параллельно сборку вели в Подмосковье, на опытном заводе НИИ-88 под общим руководством Сергея Королева.

В докладе, представленном Н. Д. Яковлевым по итогам испытаний, говорилось, что с 18 октября по 13 ноября было произведено 11 пусков ракет. Предстартовая подготовка, длившаяся примерно 6 часов, производилась расчётами Бригады особого назначения резерва Верховного командования и советскими гражданскими специалистами при участии немецких ракетчиков.

Параллельно с испытаниями немецких ракет велось проектирование советского аналога, получившего обозначение Р-1. Организацией-разработчиком назначили НИИ-88. Главным конструктором Р-1 являлся С. П. Королёв. Созданием двигателя РД-100 занималось ОКБ-456 под руководством В. П. Глушко.


Ракета Р-1 на стартовом столе

10 октября 1948 года был осуществлён первый успешный пуск ракеты Р-1. Старт Р-1А (с отделяющейся боевой частью) состоялся 7 мая 1949 года. Всего же до 1957 года было проведено 296 запусков двигателей и 79 учебно-боевых пусков Р-1.

Надо сказать, что Р-1 не являлась полной копией А-4. В советской ракете использовался ряд оригинальных деталей и узлов, а сама ракета стала легче. Р-1 в снаряженном состоянии весила 13,4 т и несла боевую часть массой 1 000 кг, начинённую 785 кг взрывчатки. Максимальная дальность стрельбы составляла 270 км.

Согласно проекту, КВО не должно было превышать 1,5 км. Однако в реальности добиться такой точности не удалось. Тестовые стрельбы на дистанцию 260 км при условии штатной работы всех систем давали КВО: по дальности: ± 8 км, боковое: ± 4 км. Тем не менее ракету приняли на вооружение в 1950 году. Боевая ценность ракеты Р-1 была не столь высока, но она позволила отработать технологии, накопить необходимый опыт эксплуатации и подготовить кадры.

Дальнейшим развитием Р-1 стала ракета Р-2, в которой использовались имевшиеся конструктивные резервы. Основными направлениями модернизации стало двукратное увеличение дальности стрельбы при одновременном сокращении величины кругового вероятного отклонения. На серийной ракете Р-2 была впервые использована головная часть, отделяющаяся от корпуса по завершении активного участка полёта.

Кроме того, за счёт использования топливного бака несущей конструкции из лёгких алюминиевых сплавов удалось снизить массу. Новый ЖРД РД-101 имел более высокие обороты турбины, повышенное давление в камере и использовал топливо с увеличенной до 92 % концентрацией этилового спирта, что позволило увеличить тягу до 37 000 кгс. При этом новый двигатель стал легче более чем на 30 %.

Усовершенствованиям подверглись пневмогидравлическая и электрическая схемы, использовался газогенератор с твёрдым катализатором вместо жидкого. Для повышения точности стрельбы инерциальная система управления была дополнена аппаратурой радиокоррекции.


Ракеты Р-1 и Р-2

Длина ракеты Р-2 увеличилась до 17,7 м. Диаметр остался таким же, как у Р-1 – 1,65 м. Стартовая масса возросла на 7 т и достигала 20,4 т. Дальность стрельбы – до 600 км. Ракета несла фугасную боевую часть массой 1 500 кг, снаряженную 1 000 кг тротила.


Ракета Р-2 без боевой части на транспортной тележке

Первая экспериментальная ракета Р-2Э стартовала 21 сентября 1949 года. В 1949 году было произведено 6 пусков, из которых только два оказались успешными. В 1950–1951 гг. запустили 30 ракет, и 24 испытания были удачными. В 1952 году состоялось 14 пусков, из них 12 удачных.


27 ноября 1951 года Р-2 поступила на вооружение и эксплуатировалась в бригадах особого назначения РВГК до 1960 года. После того как Р-2 заменили в боевых частях более совершенными ракетами, они использовались для разного рода испытаний. Последний запуск ракеты Р-2 состоялся 21 мая 1962 года.

На базе боевой Р-2 для проведения комплекса исследований и экспериментальных работ на высоте порядка 200 км была разработана геофизическая ракета Р-2А.

С полигона Капустин Яр в 1957–1960 гг. стартовало 13 ракет Р-2А, из них одиннадцать пусков являлись успешными. При этом велось исследование химического состава воздуха, определение физических процессов в ионосфере и плотности ионизации и измерение давления на высотах 150–200 км. Осуществлялось измерение ультрафиолетового излучения и фотографирование окружающего пространства.

Проверялась возможность выживания и жизнедеятельности животных при подъеме их на высоту 200 км. Изучалось влияние на живой организм состояние невесомости. Испытывалась система спасения головной части. Кроме того, отрабатывалась аппаратура дистанционного контроля и датчики телеизмерений.

В 1957 году СССР передал две ракеты Р-2 и комплект технической документации в КНР. В 1958 году Китай заказал ещё 12 ракет. На основе натурных образцов и полученной документации при помощи советских специалистов в КНР удалось наладить производство баллистических ракет DF-1.


Ракета DF-1 в Музее китайской революции

Первую китайскую баллистическую ракету запустили 5 ноября 1960 года, а в декабре стартовали еще две DF-1. Этот успех продемонстрировал способность китайской промышленности производить баллистические ракеты, но к началу 1960-х конструкция, созданная на базе германской А-4, безнадёжно устарела. В связи с этим в начале 1960-х в КНР начали проектировать образцы БР разных классов, способные доставлять ядерные заряды и нести боевое дежурство в течение длительного времени.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    18 января 2024 04:40
    Не увидел в конце публикации привычного "продолжение следует". Неужели цикл посвящённый трофейному немецкому оружию закончен? А как же флот?
    1. +14
      18 января 2024 05:10
      Цитата: Tucan
      Не увидел в конце публикации привычного "продолжение следует". Неужели цикл посвящённый трофейному немецкому оружию закончен? А как же флот?

      Про послевоенное использование немецких трофейных кораблей и судов по хорошему надо делать отдельный цикл. Тема очень обширная и сбор материала займет много времени, а писать туфту я не хочу.
      1. +4
        18 января 2024 05:15
        Цитата: Bongo
        а писать туфту я не хочу

        Извините, что забегаю вперёд паровоза, но какую тему вы собираетесь затронуть в следующий раз? Вы один из интересных авторов на ВО, читать ваши статьи интересно не только одному мне
        1. +12
          18 января 2024 05:20
          Спасибо за добрые слова!
          Сяду на своего любимого конька (ПВО). Статья о возможном применении УР AIM-9 Sidewinder в составе украинских ЗРК практически готова, сегодня планирую её выложить. hi
          1. +3
            18 января 2024 09:04
            Чапаррал на новой базе?
      2. +3
        18 января 2024 15:43
        Благодарю уважаемого автора и надеюсь на новые статьи (в т.ч. о ПВО)!
  2. +2
    18 января 2024 04:54
    После поражения в Первой мировой войне Германии запретили иметь и создавать боевые твердотопливные ракеты. Однако о ракетах с двигателем, работающим на жидком топливе, в приложениях Версальского договора ничего сказано не было

    После Версаля немцам было вообще запрещено выпускать все, что летает. Правда, потом спортивную и гражданскую авиацию разрешили
    1. +4
      18 января 2024 05:11
      Цитата: Голландец Михель
      После Версаля немцам было вообще запрещено выпускать все, что летает. Правда, потом спортивную и гражданскую авиацию разрешили

      Не путайте пожалуйста артиллерию с авиацией.
      1. +3
        18 января 2024 05:13
        Цитата: Bongo
        Не путайте пожалуйста артиллерию с авиацией

        По артиллерии были ограничения, кажется, калибром не более 70 мм, а авиация была запрещена полностью!
        1. +6
          18 января 2024 05:21
          Цитата: Голландец Михель
          По артиллерии были ограничения, кажется, калибром не более 70 мм, а авиация была запрещена полностью!

          Твердотопливные ракеты относились к артиллерии, а жидкостные в ограничениях упустили.
        2. +6
          18 января 2024 09:05
          Нет. Жидкостные ракеты не относились к артиллерии и вообще в терминах Версаля не упоминались.
  3. -5
    18 января 2024 05:30
    Читал такую оценку программы Бумпер - просто прозапускали все ракеты Фау-2 без какого либо практического эффекта - как фейерверк.
    1. +3
      18 января 2024 09:06
      Не читайте всякой ерунды) "Бампер" был чрезвычайно важной программой для ракетостроения США и изучения верхних слоев атмосферы.
      1. -6
        18 января 2024 10:05
        Цитата: Destroyermen
        Не читайте всякой ерунды) "Бампер" был чрезвычайно важной программой для ракетостроения США и изучения верхних слоев атмосферы.

        И в чём выразилась важность? Вот в СССР сразу стали проектировать ракеты опираясь на конструкцию А-4 целиком, и её агрегаты. Даже фон Брауна амеры подключили только когда поняли что проигрывают в космосе.
        1. +5
          18 января 2024 11:18
          И в чём выразилась важность?


          Во-первых, американцы получили данные о составе и строении верхних слоев атмосферы - которых на тот момент не было ни у кого в принципе, и которые были необходимы для дальнейшего развития баллистических и космических ракет.

          Во-вторых, были получены данные о движении объектов в атмосфере на скоростях порядка 2-3 км/с, нагреве трением, динамических эффектах.

          В-третьих, был успешно испытан запуск верхней ступени жидкотопливной ракеты в полете - что до этого никто не делал, и инженеры расходились во мнении, как это реализовать.

          Даже фон Брауна амеры подключили только когда поняли что проигрывают в космосе.


          Фон Браун тихо-мирно работал над Redstone (на базе своих военных наработок по удлиненной Фау-2 на азотной кислоте) в армейском арсенале. Я таки напоминаю, что в отличие от СССР, у США были три отдельные ракетные программы - армии, флота и ВВС.
          1. Комментарий был удален.
          2. -5
            18 января 2024 13:32
            Ну хорошо, пусть будет не только фейерверк. Хотя спутник, и не только, мы первые вывели.
            1. +5
              18 января 2024 13:46
              Да, потому что американские ракетные программы в 1950-ых были довольно беспорядочно организованы и не имели единой структуры. Вообще идеи прото-"Атласа", способного вывести спутник на орбиту, Convair выдвигала еще в конце 1940-ых. И тут американцам сильно подгадил как раз авторитет фон Брауна, который считал, что ракета с "надувными" баками ("Атлас" был по сути дела огромным баллоном из нержавеющей стали, поддерживаемым внутренним давлением компонентов в баках) не сможет выдержать нагрузок при старте. Фон Браун ошибался, но его авторитет сильно задержал работы Convair.
  4. +5
    18 января 2024 06:16
    Недавно на Форпост Севастополь вышла обширная статья именно о морских трофеях, читайте, вплоть до сейнерах
  5. +7
    18 января 2024 06:17
    Гораздо более подробно и интересно о использовании ракет А-4 (Фау-2) в СССР рассказано в книге Б.Е.Чертока "Книга 1. Ракеты и люди" (Институт РАБЕ), а в США в книге Ю.Мадера "Тайна Ханствилла".
    Но и эта статья, как всегда у С.Линника, не плоха.
    1. +6
      18 января 2024 09:21
      Гораздо более подробно и интересно о использовании ракет А-4 (Фау-2) в СССР рассказано в книге Б.Е.Чертока "Книга 1. Ракеты и люди" (Институт РАБЕ), а в США в книге Ю.Мадера "Тайна Ханствилла".
      Но и эта статья, как всегда у С.Линника, не плоха.

      Из первых рук: «Фау-2 - сверхоружие третьего рейха».
      Вальтер Дорнбергер - руководитель программы у немцев.
  6. +6
    18 января 2024 08:47
    Жаль,что не упомянуты в статье попытки немцев применить в ФАУ-2 системы радиокоррекции...в частности,по радиолучу ! Приходилось также читать ,что на базе А-4 немцы пытались создать МБР (межконтинентальную баллистическую ракету) ! Для наведения ракеты предполагалось использовать самонаведение(!) от пассивной радиочастотной ГСН с наведением на радиомаяк до "человекоуправления" !
    Кстати,после войны появился миф ,что при испытаниях такой системы немецкий пилот "нечаянно" вышел в космос ! belay Ещё была инфа,что немцы разработали для ФАУ-2 планирующую боевую часть с крыльями ...Дальность применения такой ракеты значительно увеличивалась ! (вроде бы ,даже, до 600 км ... Но далеко не уверен; т.к. пишу по памяти ! Давно читал !)
    1. +3
      18 января 2024 09:13
      Есть сильное такое подозрение, что немецкую "МБР" А9/А10 фон Браун придумал "ретроспективно", уже сидя в плену. Британцы хотели судить фон Брауна как военного преступника, ему этого очень не хотелось, и он всячески старался набить себе цену, чтобы янки его не выдали. Поскольку Фау-2 уже "новостью" не была, то фон Браун придумал фантастическую "медконтинентальную ракету", которая якобы "разрабатывалась" (а то, что никаких упоминаний о ней нет - так это значит, что все досталось русским, и стало быть фон Браун теперь очень-очень нужен США как единственный источник информации). Это объясняет и откровенные нелепости вроде пилотируемого наведения "МБР"; фон Браун в системах наведения особо не разбирался, но понимал, что если он вообще ничего на эту тему не придумает, то американцы сразу заподозрят неладное.
      1. 0
        19 января 2024 00:33
        Цитата: Destroyermen
        Есть сильное такое подозрение, что немецкую "МБР" А9/А10 фон Браун придумал "ретроспективно", уже сидя в плену.

        Возможно...если учесть,что и с А4 у немцев было немало конструкторских и производственных проблем...а это "всего лишь" "ОТР" дальностью до 300 км ! А тут "вдруг" "стратегическая" ракета дальностью в несколько тысяч км ! НО...! Информация с "МБР" А9/А10 давно живёт среди военных историков !Эту историю печатал в своё время каждый популярный "уважающий себя" журнал ! Причём в "подробностях " ! Где конструировали, производили ,испытывали ....с датами и именами пилотов ! Известно имя пилота -испытателя... Рудольф Шердер(Шредер?Точно не помню...) Количество испытательных полётов (два)...И т.д,и т.п. ! И это всё на тех же "полках" со статьями ,утверждающими,что А9/А10 ,если и проектировали,то сделать в реале,ничего не сделали ! В этом можно убедиться,"порывшись" в интернете ! Только не надо ограничиваться одной статьёй и даже двумя !
    2. +4
      18 января 2024 09:27
      Ещё была инфа,что немцы разработали для ФАУ-2 планирующую боевую часть с крыльями


      Хуже. Немцы попытались присобачить крылья к самой Фау-2, пытаясь сделать из нее этакий сверхзвуковой планер. Идея была в том, чтобы обстреливать Лондон с территории самой Германии (о том, как планирующий полет повлияет на и без того никудышную точность, немцы предпочитали не задумываться). Два полета этой образины под названием A4b завершились вполне ожидаемым провалом, поскольку в сверхзвуковой аэродинамике немцы не смыслили толком ничего.
      1. 0
        19 января 2024 00:39
        Цитата: Destroyermen
        Два полета этой образины под названием A4b завершились вполне ожидаемым провалом, поскольку в сверхзвуковой аэродинамике немцы не смыслили толком ничего.

        Но есть и иные утверждения ! Где говорится,что немцы были полны решимости довести А4b до "реальной полезности" ...что они верили в перспективы и потенциал проекта ,но им не хватило времени !
        1. 0
          19 января 2024 06:32
          Но есть и иные утверждения ! Где говорится,что немцы были полны решимости довести А4b до "реальной полезности" ...что они верили в перспективы и потенциал проекта ,но им не хватило времени !


          Ну, немцы вообще тогда верили во всякую чушь, например, в нацизм. Так что то, что они во что-то там "верили" - это не показатель осмысленности их действий.
  7. +4
    18 января 2024 12:24
    Выбор в качестве горючего этанола объяснялся тем, что Германия испытывала трудности с получением нефтепродуктов. В то же время этанол синтезировался в значительных количествах при переработке крахмала и целлюлозы. Процесс получения технического этилового спирта облегчался тем, что при использовании его в качестве горючего его не требовалось очищать от других углеводородов.

    Тут автор заблуждается. Выбор этилового спирта, объясняется тем, что он, несмотря на некоторое снижение характеристик двигателя по сравнению с углеводородами, позволяет, при небольшом снижении эффективности относительно углеводородных горючих, позволяет уменьшить температуру в камере сгорания, упростить конструкцию двигателя и увеличить время его работы.
    Late in 1931 Klaus Riedel of the VfR designed a motor for a new
    combination, and it was fired early in 1932. It used liquid oxygen, as
    usual, but the fuel, conceived by Riedel and Willy Ley, was a 60-40
    mixture of ethyl alchol and water, The performance was somewhat
    below that of gasoline, but the flame temperature was much lower,
    cooling was simpler, and the hardware lasted longer. This was the
    VfR's major contribution to propellant technology, leading in a
    straight line to the A-4 (or V-2) and it was its last. Wernher von Braun
    started work on his PhD thesis on rocket combustion phenomena at
    Kummersdorf-West in November 1932 under Army sponsorship,
    the Gestapo moved in on the rest of the VfR, and the society was
    dead by the end of 1933

    Clark John D. Ignition! An informal history of liquid rocket propellants
  8. +1
    18 января 2024 15:40
    спасибо за статью , раскрывающую подготовку нашил РВС! с нетерпением жду продолжения по другим вопросам оборона страны
  9. +4
    18 января 2024 17:33
    Очень хорошо, что на ВО есть такие статьи и авторы.
    Это - классический ВО).
    Как всегда узнал из статьи Сергея Линника интересные подробности. Удивительно так, когда ахаешь, что когда то пропустил, не заметил. Браво.
    отклонение от заданной траектории компенсировалось четырьмя графитовыми газодинамическими рулями, помещёнными в реактивную струю двигателя по периферии сопла.
    из статьи. Видел их воочию и было диковенно представлять как они работают в такой среде. Они массивны и из чистого графита. Обалденные впечатления.
    Спасибо за статью.
  10. +6
    18 января 2024 20:48
    Хороший цикл работ. Автору респект! Могу со своей стороны добавить картинку испытания модели А-4 в аэродинамической трубе в Пенемюнде. Нацисты потом вывезли эту трубу на запад Германии, и её забрали к себе штаты.
  11. +4
    18 января 2024 21:36
    Добрый вечер Сергей ,у ваших статей один недостаток ,быстро заканчиваются,не успел и глазом моргнуть,больше спасибо за отличную работу.
  12. +5
    19 января 2024 11:37
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Баки со спиртом (3 900 кг)

    belay belay belay

    Так как сегодня пятница drinks и вопрос "не, ну а че, может, того, а?" в статье не раскрыт, отвечаю на него:
    "Историческое значение ракет А-4 и Р-1 нельзя преуменьшать. Это был первый прорыв в совершенно новую область техники.
    академик Б. Е. Черток[10]
    В связи с тем, что горючим для ракеты был этиловый спирт, один из боевых генералов, ознакомившись с ней, сказал:
    Что вы делаете? Заливаете в ракету более четырех тонн спирта. Да если дать моей дивизии этот спирт, она любой город возьмет с хода. А ракета ваша в этот город даже не попадет! Кому же это нужно?
    академик Б. Е. Черток[10]
    "
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0-1_(%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0)

    Немцы и американцы тоже были не дураки.
    У американцев просто спирт быстро испарялся при открытии емкостей (моряки, ну что поделать), а немцы пытались бороться с потреблением спирта путем добавления в него розового красителя (ха-ха-ха), а так же слабительного (и в конце снизили требования по очистке от метанола - потому что нацисты, ИМХО):

    https://youtu.be/Eauxlp1wN8Q?t=235
    1. +4
      19 января 2024 11:55
      Ну а советская власть над народом так жестоко не шутила, обошлось без слабительного и метанола, ура, "Голубой Дунай"!: "Были у нас проблемы и с горючим. Как ни удивительно, немцы начинали с экологически чистого топлива — жидкий кислород и этиловый спирт. Они этот спирт делали из картошки, и у них были серьёзные трудности и с производством, и на стартовых позициях. Несмотря на свою дисциплинированность, даже немецкие команды не могли преодолеть искушения, а о наших и говорить не приходится. Для устрашения спирт подкрашивали марганцовкой, но это никого не пугало, и в быту он именовался у нас «Голубым Дунаем».
      Это сейчас мы получаем водку по талонам, а тогда мы спирт получали цистернами, и небольшие «утечки» были не страшны. Ведь перед каждым пуском в ракету заправляли более 4 тонн этилового спирта высшей очистки! Но вот однажды Р-1 заправили на старте спиртом, потом пуск отложили. Утром мы приехали — всё кругом залито спиртом. От одного запаха захмелеешь. Обнаружили дырку в топливном баке — пулевая пробоина. Солдат на посту решил «слегка выпить».
      " https://users.mccme.ru/vitar/books/rakety.htm