Су-30МКИ: и снова танцы со слонами

76
Су-30МКИ: и снова танцы со слонами

Ну очень интересные дела происходят в Индии. Под конец года так и вообще, индийские традиционные танцы со слонами начались. И начались они тогда, когда командующий ВВС Индии главный маршал авиации Вивек Рам Чаудхари заявил, что Су-30МКИ после масштабной модернизации индийской авиастроительной компанией HAL более не будет считаться российской машиной.

Это, конечно, анекдот, так можно и про F-16 сказать, что он не американский, потому что только в Европе над сборкой самолетов трудилось 8 фирм из 5 стран и каждый третий самолёт американской сборки имел центроплан привезённый в США с завода «Fokker» в Нидерландах, а каждая третья хвостовая часть фюзеляжа поставлялась в США с завода SABCA из Бельгии. И ничего, американский самолет!



Господин главный маршал подчеркнул, что Су-30МКИ был модернизирован на 78% с использованием отечественных технологий, включая бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой, авиационные ракеты, средства освещения обстановки и бортовое радиоэлектронное оборудование. Ну вообще за индийский военпром можно только порадоваться, но простите, самолет на 78% не состоит из перечисленного.

Тут сразу стоит заметить, что РЛС с АФАР – это здорово, но во многих странах самолеты местных ВВС запросто несут службу с обычными РЛС, и ничего, справляются. БРЭО – очень важная составляющая, ракеты, бомбы, привязка к спутникам – все нужно. Но – можно обойтись.

Вот единственное, без чего самолет точно не взлетит – это двигатель и фюзеляж с крыльями.


Понятно, что вообще-то все надо рассматривать в комплексе, но повторюсь: есть основа и двигатель – РЛС и ракеты приложатся. Вот если бы на Су-30МКИ поставили индийский двигатель, то да, можно было бы что-то такое сказать на тему того, что самолет полностью индийский.

Однако, двигателя-то нет… Государственная фирма Hindustan Aeronautics Limited очень так «не смогла» в двигатель даже для аналога JAS 39, индийского легкого истребителя Tejas. И пришлось просить у американцев двигатель для «полностью индийского истребителя», который должен был заменить российские/советские МиГ-21 и МиГ-27. И в итоге «совсем индийский» Tejas оснащен американскими двигателями General Electric F404-GE-F2J3. Такое вот тоже «импортозамещение» по индийски. А про индийский народный двигатель Kaveri пока ничего не слышно.

И вот таким образом модернизированный Су-30МКИ записали в поколение «4,5+». Вообще изобретение новой классификации смотрится задорно и главное – открывает широкие возможности. Скоро по индийской классификации появятся самолеты «4,85» и «4,75+». Зачем – не совсем понятно, наверное, чтобы было удобнее Угандам продавать.

И это не авторский замысел, это опять же озвучил господин главный маршал индийской авиации.


Главный маршал авиации Индии Вивек Рам Чаудхари

«Су-30МКИ будет в значительной степени модернизирован на первом этапе, дабы стать грозным авиационным комплексом поколения «4,5+», который будет состоять на вооружении ВВС Индии наряду с другими самолетами отечественного производства».



Вообще «отечественное производство» в Индии – это и сборка из машинокомплектов. Так если посмотреть, то в Индии производят чуть ли не половину парка ВВС, но есть нюансы. И эти нюансы – двигатели.

В Индии как не могли в выпуск своих собственных двигателей, так и пока не могут. В этом плане Китай с его прорывом смотрится куда более прогрессивно, а все, что могут индийцы – это либо просто купить самолеты (как французские «Мираж 2000»), либо собирать самолеты при помощи любезно предоставленных технологий и двигателей (как Су-30МКИ).

Почему при этом самолеты меняют гражданство – сказать сложно.

Но сердце каждого самолета, даже индийского – импортное. Это началась с первого «индийского» самолета, HAL HF-24 «Марут», который вошел в историю ВВС Индии как первый индийский боевой самолет собственного производства.


Хоть не сказали, что собственной разработки, потому что генеральным конструктором «Марута» был не кто иной, как Курт Танк. Да-да, тот самый доктор технических наук, Курт Вальдемар Танк, создатель «Фокке-Вульфов» FW.200 «Condor», FW.58, FW.190 и Та.152. Построив самолеты для Аргентины, Танк перебрался в Индию (в Германии ему запретили работать над созданием самолетов) и в 1961 году созданный им «Марут» полетел.

Правда, на двигателе Bristol Siddley «Orpheus» 703. В семидесятых индусы наладили лицензионную сборку этих двигателей, но увы, самолет, который проектировался Танком, как сверхзвуковой, скорости звука так и не преодолел. И тут дело не в ошибках немца, мы знаем, что самолеты проектировать он умел. Британский «Орфей», собранный индийскими руками, пел так себе.

Так что есть разница между самолетом индийской сборки и самолетом индийского производства. В сборке нет ничего зазорного, «айфоны» тоже собирают в Китае, из комплектующих, сделанных в США, Японии, Южной Корее. И, кстати, 25% всех «айфонов» собирают в той же Индии, так они от этого почему-то индийскими не становятся.

Модернизация, о которой заговорил господин главный маршал – дело очень непростое. Выбросить один блок из «начинки» и поставить на его место другой, прописав это в программном обеспечении и обеспечив сопряжение с другими блоками – это очень непростое дело. И работы по осовремениванию БРЭО тоже являются весьма перспективными.


Но что индийцы собираются делать с планером и двигателем?

Вот у нас понятно. У нас идет четкая работа на унификацию имеющегося парка самолетов. То есть, Су-30 всех модификаций, находящиеся на службе в ВВС и флотской авиации, станут тянуть на уровень Су-35С. То есть, модернизировать по установкам для Су-30СМ2.

Что это значит? А это значит, что в первую очередь меняется двигатель. Вместо АЛ-31ФП будет стоять АЛ-41Ф-1С именно от Су-35С, более мощный, более экономичный и к тому же с плазменной системой зажигания. Плюс у АЛ-41Ф-1С больше ресурс.

Да, электроника не останется прежней. Кроме всего, что относится к управлению двигателем, ведь не стоит забывать, что АЛ-31ФП – «форсированный, поворотный», то есть, способный к изменению вектора тяги на угол до ±15° в вертикальной плоскости. А двигатель АЛ-41Ф1С – всеракурсный, то есть, вектор тяги можно изменять в пределах ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости крыла.

Плюс вместо РЛС «Барс» установят-таки «Ирбис».

Вот такое понимание модернизации.

Кстати, представителям ВВС Индии была предложена почти такая модернизация: замена АЛ-31ФП на АЛ-41Ф1С и замена «Барса» на РЛС «Ирбис-Э». Но индийцы сочли стоимость модернизации неприемлемой и в заявлении для прессы в декабре 2023 года о поставке истребителей Су-30МКИ двигатель АЛ-41Ф1С не упоминался.


Между тем в самой Индии начали задавать вопросы по существу. Индийское издание «Frontier India» всерьез обеспокоилось тем, а оправдана ли трата 7,5 миллиардов долларов на модернизацию Су-30МКИ, если она не предусматривает улучшения летных характеристик? И открыто говорит, что «Су-30МКИ уже не тот, что был раньше».

В чем-то индийские коллеги правы: первые самолеты были получены Индией в 2002 году, то есть, фактически 22 года назад. И всего было получено и собрано на заводах HAL 272 истребителя, что вообще более чем уважительная цифра.

И модернизации у Су-30МКИ уже были: под применение индийских систем бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Так у Су-30МКИ на вооружении появились сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета «BrahMos» и ракета «Astra» класса «воздух-воздух».

В целом цифра в 22 года не совсем корректная, это касается только первых партий самолетов, собранных в России. А первый Су-30МКИ, собранный из машинокомплекта в Индии, поднялся в воздух в октябре 2005 года. Так что все не так уж и печально, и хоть нельзя не согласиться с индусами, что Су-30МКИ действительно несколько устарел, но это устаревание точно нельзя назвать критичным.

Су-30МКИ, когда создавался, создавался под индийские требования. Индийцы могли их выдвигать, потому что являлись весьма крупными покупателями, а потому оказывали определенное влияние как на рынок, так и на продавцов.

Все ОКБ, которые проводились по программе Су-30МКИ с 1995 по 2004 годы по итогам выдали самолет, который реально вошел в топ лучших. Да, он не был истребителем пятого поколения, но на тот момент пятое поколение вообще было представлено одним F-22. Но и четвертым назвать такой самолет тоже как-то рука не поднимается. Су-30МКИ обладал слишком многими чертами, отличавшими его от представителей четвертого:
- двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги и системой дистанционного управления, включенных в единый контур управления. Сверхманевренности в полном смысле этого термина это не дало, но самолет по возможностям превосходил многих коллег в мире.
- приличные боевые характеристики, которые обеспечила мощная импульсно-доплеровская РЛС с поворотной ФАР. Это дальность обнаружения и сопровождения целей, возможность работы по наземным целям и так далее.
- широкоэкранные многофункциональные устройства выдачи информации, так называемый принцип «стеклянной кабины».
- принцип открытой архитектуры, который позволил совмещать работу систем БРЭО российского производства и сторонних производителей.

В целом, на момент начала поставок в Индию, Су-30МКИ абсолютно соответствовал своим задачам: завоевание превосходства в воздухе, противовоздушная оборона, длительное патрулирование и сопровождение, уничтожение наземных и морских целей, подавление ПВО противника, блокирование действий противника и непосредственная поддержка с воздуха.


Еще хотелось бы сказать несколько слов про БРЭО, коль его так хотят модернизировать индийские военные.

Еще когда Су-30МКИ был просто Су-30МК, а работы переходного периода шли, то есть, это годы примерно 1995-1999-й, еще тогда в БРЭО закладывалась прицельная система «по полной программе», то есть, прицельный комплекс, в который входили бы радиолокационная прицельная система, система спутниковой навигации (изначально ГЛОНАСС/NAVSTAR), оптико-электронная прицельно-навигационная система с лазерной инерциально-навигационной системой, нашлемные целеуказатели, индикаторы на лобовом стекле, многофункциональные цветные жидкокристаллические индикаторы с возможностью микширования изображения.

Это для конца девяностых было более чем серьезным набором. Многие страны не могли похвастаться наличием у них в ВВС так оснащенных самолетов.

Добавляем к этому очень мощную РЛС Н011 с фазированной антенной решеткой (да, не с активной, зато 4,5 кВт в импульсном режиме), которая была реально универсальной, то есть, работала как по воздушным, так и по наземным/надводным целям, причем, на весьма впечатляющей дальности.

РЛС «Барс» позволяла самолету, обнаружив цель за пределами дальности ракетного вооружения, лететь в режиме радиолокационного молчания, а выйдя на дистанцию эффектного применения ракетного вооружения, данные целеуказания просто обновляются за период короткой подсветки цели РЛС.

В целом, самолет был если не прорывной, то точно на мировом уровне. По крайней мере, продажи версий Су-30МКА в Алжир и Су-30МКМ в Малайзию, это более чем подтверждают.


Со временем индийские Су-30 модернизировались, причем, не всегда российскими разработками. Но это выбор владельца, а израильская электроника пользуется спросом в мире. Да и бомбы в Израиле делают вполне современные, так что выбор оправдан.

Другой вопрос, что боевых возможностей не всегда бывает хотя бы достаточно, поэтому понятно, почему в индийском Минобороны так рвутся улучшить Су-30МКИ, да еще своими силами и все 272 единицы.

Можно заглянуть через щелочку в заборе и посмотреть, как индийцы планируют это сделать.

Конечно, у индийских военных есть план по модернизации. 272 самолета – это не шутка, это очень впечатляющая сила. Тем более, если эту силу правильно применять.

Упор индийская государственная авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) собирается сделать на новые системы вооружений, которые планируется интегрировать в Су-30МКИ. Это современные противорадиолокационная ракета «Rudram» и дозвуковая крылатая ракета большой дальности «Nirbhay».


«Rudram» - это не ракета, это целое семейство ракет, которые по задумке создателей, должны опознавать источники радиоизлучения противника (РЛС, комплексы связи, системы РЭБ) и наводиться на них с дальнейшим уничтожением последних. Ракеты семейства должны запускаться со всех истребителей ВВС Индии на всем диапазоне высот и скоростей.


Отличаться последующие ракеты «Rudram-2» и «Rudram-3» от первой модели будут дальностью полета, скоростью и чувствительностью датчиков.

Система самонаведения ракет семейства «Rudram» планируется быть весьма разнообразной: пассивные и активные радиолокационные, инерциальный и спутниковый навигационные, тепловизионный каналы.

Министерство обороны Индии очень серьезно рассчитывает на новые виды вооружений и их эффективность при прорыве ПВО противника. Как показала практика СВО, противорадиолокационные ракеты, способные выводить станции обнаружения и слежения, командные пункты и зенитные ракетные комплексы – это очень серьезный взнос в общую победу.

Для «Rudram-1» уже известны некоторые характеристики. Длина - 5,5 м. Стартовая масса - 600 кг. Масса БЧ - 60 кг. Скорость полёта - более 2М. КВО – 5-10 м. Дальность полета от 100 до 250 км, эффективное поражение цели отмечено на 140 км.


Расчетная дальность «Rudram-2» – 300 км, а «Rudram-3» – 550 км. Сложно сказать, насколько это вообще получится, но цифры впечатляющие.

Крылатая ракета «Nirbhay», точнее, то, что будет сделано на основе работ по этой ракете.


Это весьма долгоиграющий проект, который шел с 2007 года со средним успехом и в прошлом году проект был закрыт. Однако, наработки будут использованы в других проектах, потому что Индии нужна крылатая ракета с дальностью полета более 1 000 км, что позволит «держать в тонусе» соседей – Пакистан и Китай.

Ракета имела в длину 6 метров, ширину 0,52 метра, размах крыла 2,7 метра и вес около 1500 кг. Дальность действия около 1 500 км, на такую дальность «Nirbhay» способен доставлять 24 различных типа боеголовок весом от 200 до 300 кг в зависимости от задания.

Лучший самолет для запуска такой ракеты в воздухе – несомненно Су-30МКИ.


Ну и не стоит сбрасывать со счетов «БраМос», которая недавно прошла очередную модернизацию и прочно прописалась в списке вооружений Су-30МКИ. Новый вариант «BrahMos» ER может лететь со скоростью 2-3М на расстояние до 500 км, что делает эту противокорабельную ракету весьма неприятным оружием для противника.

Что еще хотят модернизировать индийские военные:
- практически новая кабина экипажа с современными сенсорными дисплеями;
- усовершенствованная бортовая цифровая вычислительная машина;
- БРЛС с АФАР «Virupaaksha» собственного производства.

«Virupaaksha» - это, если мы правильно поняли, адаптированный и подогнанный под РРЭО Су-30МКИ РЛС с АФАР «Uttam». Возможно даже с рядом улучшенных характеристик. Правда, есть небольшие сомнения, так как «Uttam» еще не в серии и не устанавливается на те же индийские «Tejas». Про «Virupaaksha» тоже не говорят громко, так что получается, что все это – проекты неспешные и не для завтра.

Здесь приходит понимание того, что замена БРЛС влечет за собой значительную переделку БРЭО именно по этой причине. Придется менять значительное количество электроники, и в первую очередь – бортовую ЭВМ, либо проводить работы по адаптации индийского радара к российской БЭВМ. Да, индийских программистов уважают в мире, но…

Работа очень непростая. И учитывая, что обе индийских РЛС еще не вышли на стадию производства, у кого угодно могут возникнуть сомнения в том, а получится ли все сделать быстро и качественно в рамках имеющегося бюджета?

Напомню, модернизация Су-30МКИ по так называемому проекту «Супер-Сухой» оценивается в 7,5 миллиарда долларов. Это примерно 27,5 миллиона долларов на самолет.

Цифра достойная, внушает уважение. Очень даже приятно, что индийцы так ценят наши самолеты, что готовы тратить на модернизацию чуть ли не половину стоимости.

Однако же есть сомнения в том, что столь масштабная модернизация будет проведена в короткие сроки. Это действительно программа, осуществление которой потребует нескольких лет.

И возникает вопрос: а действительно ли модернизация такого уровня сможет считаться полноценной, не затрагивая планера и двигателей? И как индийские специалисты будут сопрягать ЭДСУ российского производства и свою бортовую ЭВМ? И все ли возможные подводные камни они учли и рассчитали?

Вопросов может быть намного больше, только суть от того не меняется. Индия сегодня демонстрирует свою если не самостоятельность, то желание полностью не зависеть от России. Понятно, санкции и все такое. Однако не стоило бы делать таких уж громких заявлений, что после замены нескольких блоков Су-30МКИ станет индийским самолетом. Он им не станет никогда, что там не меняй. Это российский самолет.

А вот в таких условиях, особенно в случае неизбежных проблем при замене одного оборудования на совершенно другое, можно и остаться без консультантов из числа специалистов КБ «Сухой». А это, простите, не танцы танцевать. И не слонов выгуливать, это очень непростые вещи. И демонстрации своей независимости о могучести индийскими военными могут закончится совершенно не так, как они рассчитывают.

Авиация вообще дело очень непростое.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    16 января 2024
    Вывод для меня из статьи- хотели (или хотят) как лучше а получается как всегда по индийски. Другой вопрос как прописано в договоре о вмешательстве покупателя, эксплуатанта в конструкцию самолёта. Такого наворотят что напрочь испортят репутацию истребителя.
    Примерно такая же ситуация с российскими Франкенштейнами Суперджет и МС-21. Ситуация с двигателями не напоминает индийскую? Пиар вокруг них те же индийские танцы, смотреть красиво, всё авторитетно рассказывают а самолёты с отечественными двигателями и комплектующими не летают, конечной цели перевозки пассажиров то нет. Как нет и завода по производству двигателей для них (полностью российских).
    Хотя если я не ошибаюсь, может не каждый год, на них выделяют сотни миллиардов рублей.
    Статья мне понравилась, спасибо. soldier
    1. +13
      16 января 2024
      Цитата: Солдатов В.
      Ситуация с двигателями не напоминает индийскую?
      Так на гражданских вертолетах Ансат, Ка-226 и Ка-62 тоже стоят импортные двигатели. Да и китайские COMAC или бразильские Embraer тоже используют импортные двигатели. Не понял автора
      1. +2
        16 января 2024
        Можно покупать импортные двигатели и оборудование особенно если это хорошие передовые конструкции, Но с возможностью адаптации и выпуска их на своей территории из наших материалов. Лучше доплатить за чертежи и технологию сразу чем потом сидеть у разбитого корыта. hi
        1. +4
          16 января 2024
          Тех. процесс производства двигателей Россия никому не продавала и не продаст... Это "альфа" и "омега" авиационного суверенитета любой страны... Посмотрите на США, Британию или Францию в данном вопросе... КНР пытается копировать наши "движки", но "увы и ах" которое десятилетие...
        2. -1
          17 января 2024
          А можно поставить временно импортный двигатель, пока свой разрабатывают. И это будет лучше, чем когда лет через 10 появится свой двигатель, и лет пять ещё будут испытывать планер, когда он уже испытан на импортных движках.
      2. +3
        16 января 2024
        Цитата: Стирбьорн
        Так на гражданских вертолетах Ансат, Ка-226 и Ка-62 тоже стоят импортные двигатели.


        Тут есть тонкость. Ка-62 -- это мертворождённый проект. Очередное доказательство ослабления КБ Камова как самостоятельного разработчика, будущего у него нет, как и Ка-50 пойдёт прямиком в музей, судя по всему. Ансат и Ка-226 это именно ГРАЖДАНСКИЕ машины. А в статье идёт речь о ВОЕННЫХ самолётах. Ка-226 потому и не принят до сих пор на вооружение, хотя в лёгком палубнике соосной схемы потребность агромаднейшая. И Ансат так же дальше учебных центров не идёт.
        Для военной машины чужой мотор это приговор. Если, конечно, армия рассчитывает на применение боевой машины по назначению Некоторые, например обвешивают гирляндами и танцу.т :)
        1. +3
          16 января 2024
          Цитата: abc_alex
          Тут есть тонкость. Ка-62 -- это мертворождённый проект.....
          Под Ка-62 создаётся двигатель ВК-1600В. Можете ответить на вопрос, зачем климовцам с нуля разрабатывать двигатель, который кроме как к Ка-62 никуда не подходит ?
          Цитата: Стирбьорн
          на гражданских вертолетах Ансат, Ка-226 ....
          Под них создаётся двигатель ВК-650В. И ВК-650 и ВК-1600В недалеки от запуска в серию.
          https://youtu.be/Q7R0epGFnRI
          1. 0
            16 января 2024
            Цитата: Bad_gr
            Под Ка-62 создаётся двигатель ВК-1600В. Можете ответить на вопрос, зачем климовцам с нуля разрабатывать двигатель, который кроме как к Ка-62 никуда не подходит ?


            Понятия не имею. Но Ка-62 камовцы изначально делали "для внешнего рынка", а потому там и без мотора прорва иностранных компонентов. Удастся ли КБ создать кооперацию производителей и заместить их на отечественные -- не понятно. Что у разработчиков было в голове а период разработки -- совершенно непонятно. Но насколько я знаю, сейчас работа над проектом приостановлена Ростехом до того момента, пока камовцы не приведут машину в нормальное состояние.

            Цитата: Bad_gr
            Под них создаётся двигатель ВК-650В.

            Я знаю. Но и тот и другой вертолёт изначально гражданские. Их уже после разработки мотора и запуска его в серию только предстоит сделать военными. И если для Ка-226 ниша очевидна, то для Ансата нужно ещё понять, куда его приткнуть... Это сугубо гражданская машина, без необходимых для военного применения систем безопасности, не бронированная и на применение оружия не испытанная.
            1. +2
              17 января 2024
              Цитата: abc_alex
              Ка-62 камовцы изначально делали "для внешнего рынка", а потому там и без мотора прорва иностранных компонентов.

              Ка-62 делали в первую очередь для отечественного рынка - для нефтянников , газовиков и пр. вахтовиков , для МЧС , Полиции , местных администраций , Росгвардии и пр. нужд большого государства - как более экономичная замена Ми-8 . И для ВС РФ интерес был , как для МП ВМФ , пограничной службы , как командно-разъездные , а так же для штурмовых бригад ВДВ , ССО и прочего спецназа .
              Но в двигателях нам отказали , даже для гражданских версий . И начались муки собственных разработок . И вот двигатель выходит на испытания . Как только вопрос с двигателем будет решен , появится и Ка-62 , а внутренний рынок его уже ждёт .
              Нет , нефтянники и газовики уже закупились итальянскими аналогами , но Полиция , МЧС , спецслужбы , пограничники и военные ждут этот пепелац . Тем более что численность ВДВ увеличивается минимум в 1,5 раза , а МП ВМФ как бы не в 2+ раза .
              Цитата: abc_alex
              И если для Ка-226 ниша очевидна

              Разве что как учебный и для комплектования кораблей береговой обороны (если Вы о палубной версии) , да для горной местности , спасателям , опять же для Полиции (у него размах винтов меньше , удобней в горах и городской застройке . Но ниша у него будет приличная . И на экспорт пойдёт вполне , там соосников вовсе нет .
              Цитата: abc_alex
              то для Ансата нужно ещё понять, куда его приткнуть...

              Во первых тоже как учебный , таковых их куда больше понадобится . Ну и везде , где нужен лёгкий экономичный вертолёт . Нишу ему искать не потребуется , ибо все иномарки в этом классе придётся менять на отечественные аналоги . Так что Ансатов потребуется не просто много , а очень много .
              А двигатель ВК-1600В уже более 10 лет ждут для лёгкого учебно-тренировочного самолёта , а так же для лёгкого винтового штурмовика на его базе . Пригодится такой и для самолётов местных авиалиний . Так что двигатели эти уже заждались и их появление развяжет наконец руки нашим авиастроителям в сегменте лёгких и средних вертолётов , а так же в сегменте легкомоторной авиации .
      3. 2al
        +1
        17 января 2024
        "Изначально двигатель планировался для установки на легких вертолетах «Ансат» и Ка-226, на которых с самого начала их серийного производства и по сегодняшний день устанавливаются канадские, английские и французские ТВД."
        https://www.zhukvesti.ru/articles/detail/4453/
    2. +3
      16 января 2024
      Можно даже порадоваться, что теперь за 78% оборудования на самолете отвечают сами индусы и к нам будет меньше претензий от капризного заказчика. Но пример с двигателями у автора получился неудачным. У меня первое, что пришло на ум, даже не импортные двигатели у вертолетов и некоторых наших самолетов, типа Суперджет-100, который мы почему-то считали своим, будучи на те же 78% импортным. А тот же КАМАЗ (5 серии) с немецким движком, который до СВО поставляла Германия. Но ни у кого не возникало желания назвать эту модель немецкой.
      Да и вообще, мало ли что сказал индийский маршал авиации. Скорее всего у него даже в мыслях не было обидеть Россию и он просто отметил заслуги своей страны в переходе на импортозамещение.
      1. +3
        16 января 2024
        Надо различать чисто сделанные двигатели за рубежом и двигатели сделанные по чертежам из-за границы у себя на заводах. Купленные хоть авиационные хоть автомобильные двигатели это как подсесть на наркотики, вроде всё приятно а своё производство гибнет как наркоманы.
        1. +2
          16 января 2024
          Купленные хоть авиационные хоть автомобильные двигатели это как подсесть на наркотики
          Вот я и думаю, что же все таки произошло с нашим двигателестроением в гражданской авиации. Отставать мы начали ещё в 70-е годы при СССР. А скорее всего отставали всегда и даже во времена триумфального шествия наших лайнеров типа Ту-134, 154, Ил-62, Як-40 и пр.
          Наверняка старались и хотели сделать свои двигатели более экономичными и тихими. И если экономичность была в то время для СССР не так критична, это была больше наша частная проблема, то когда Запад выставил свои требования по шумности при взлете и посадке над городами, вот тут и начались настоящие дрязги с Западом. Там установили срок, после которого обещали запретить полеты через свои аэропорты всем, кто не укладывается в их норму. А СССР так и не смог сделать малошумный двигатель и после развала страны, наши ушлые либералы и вовсе разуверились в способности... А летать на чем-то было надо. Но вот прошло уже 30 лет, а двигатели до сих пор в единичном и опытном экземпляре. Хотя задача была поставлена уже в конце 90-х.
          1. -3
            16 января 2024
            Чушь какая про шумность наших и западных самолётов. Вот встаньте спиной к взлётной полосе и вы не определите какой самолёт взлетает нашего производства или западного. Это конкуренция и политика что бы убрать конкурента с неба. Возьмите шумомер и замерьте шум.
            Все реактивные самолёты ревут свыше ста децибел разница от двух-пяти единиц.
            Сделать малошумным реактивный самолёт пока физически и технически не возможно.
            Садовый культиватор и тот выдаёт девяносто - девяносто пять децибел.
            1. +6
              16 января 2024
              Цитата: Солдатов В.
              Чушь какая про шумность наших и западных самолётов.

              Тем не менее это так. Именно с этого начался закат отечественного гражданского авиастроения. С введения Европой новых норм шумности. Думаю, вы понимаете не хуже меня, что нормы эти были рассчитаны так, чтобы отрезать от рынка именно советские машины, для самолётов тогдашней Европы новые нормы прошли сравнительно гладко.
              1. 0
                17 января 2024
                Читайте внимательно мой комментарий, я же тоже самое писал.
            2. +1
              17 января 2024
              Солдатов В.(Владимир Солдатов), вам уже ответил Алексей по существу и от себя могу добавить немного. В нашем городе заход на посадку в Толмачево проходит прямо над городским пляжем, где самолеты уже летят на высоте 500-600 метров. И тут можно было запросто не поднимая головы, отличить Ту-154, Ил-86, Ил -76 и даже Ту-134, когда они ещё летали, от любого Аэрбаса или Боинга. А транспортные Ил-76 летают и сейчас и его по звуку не спутаешь ни с одним другим. Вставать спиной к ВПП не надо, шумы нормировались именно над жилыми кварталами городов, несколько вдали от аэропорта. По такой же причине в те времена начали ставить звукопоглощающие экраны на автотрассах сквозь жилой сектор. А все потому, что наука и медицина определила шумовые пороги вредные для человека и эти нормы были утверждены ВОЗ (ООН).
              Я с вами соглашусь лишь в том, что это был успешный шаг от конкурентов и мы долго пытались отбиться от этих требований по шумности и кажется, с Ту-204 даже вошли в западную норму, но было поздно и нас "сожрали".
              1. +4
                17 января 2024
                В принципе никто нас не сожрал. Когда был поставлен вопрос о недопущении нас в Европу из-за якобы шумности, наши заявили что если мы не будем летать, тогда и вы не будете летать в Россию и над Россией транзитом. И всё осталось как было. Но это не означает что мы не работали над снижением шумности. Ну а потом пришёл 91 год с предателями капиталистами и нашу авиацию пустили под нож, мы сами сделали себе харакири.
                Как пассажир летал на всех типах советских и зарубежных самолётах и как инженер сравнивал, принципиальной разницы не увидел. hi
                1. +2
                  17 января 2024
                  Солдатов В.(Владимир Солдатов, мне импонирует ваш патриотизм и я с трудом заставляю себя противиться некоторым вашим аргументам. Но факты упрямая вещь, а ещё есть такая шарага под названием ИКАО, в которую вступила и Россия и всегда был СССР. А вступила с обязательствами придерживаться и исполнять рекомендации вырабатываемые этим международным органом развития и управления гражданской авиацией. Это примерно как в спорте с ВАДА, которая нас треплет уже 8 лет, заставляя выполнять её требования.
                  Вот на вскидку первая статья, что попалась мне под руку, чтобы не грузить вас отсебятиной: Тут хорошо написано, как все начиналось и как это ударило не только по нам, но и по США, которые даже грозили запретить полеты "Конкордов" из Европы.
                  https://lenta.ru/articles/2002/04/01/noise/
                  1. 0
                    17 января 2024
                    Как пассажир летал на всех типах советских и зарубежных самолётах и как инженер сравнивал, принципиальной разницы не увидел.
                    Я тоже летал на всех типах наших самолетов, кроме Ту-144. был восхищен нашим ИЛ-86 и его уникальным удобством с багажом с собой, который разрешали всять на посадку и оставить в грузовом отсеке на входе в самолет. И шумы у него были не хуже зарубежных. Но это же только мои личные ощущения на слух, а ИКАО делало свои технические измерения специальными приборами. Так о чем мы спорим?
                    1. +3
                      17 января 2024
                      Нам обоим просто хочется иметь свою добротную авиацию.
                      На ИКАО свет клином не сошёлся. У нас такая необъятная Родина, что без своей авиации никак. Можно жить отдельно по своим правилам и по ИКАО летая за рубеж.
                      Здоровья Вам и успехов. hi
                    2. +1
                      17 января 2024
                      Нам обоим просто хочется иметь свою добротную авиацию.
                      На ИКАО свет клином не сошёлся. У нас такая необъятная Родина, что без своей авиации никак. Можно жить отдельно по своим правилам и по ИКАО летая за рубеж.
                      Здоровья Вам и успехов. hi
          2. 0
            25 января 2024
            Слышал про такую хрень. Пермский завод и загнобили ради боинга.хотя,возможно, это другая история...
    3. +2
      16 января 2024
      Хочется напомнить , что военный самолёт- это носитель оружия, который летает. Сначала оружие - это военный, потом - самолёт, который летает... Так ,что военный самолёт с индийским вооружением, которое создано индийцами или по их заказу- это индийский военный самолёт, созданный на базе российского самолёта. Никто китайские дроны купленные в магазине с нашим вооружением и корректирующие стрельбу наших орудий, китайскими не называет. Так, что индийский генерал где-то прав...
  2. +6
    16 января 2024
    . Это российский самолет.

    J-11 и J-16 тоже российские самолёты. И двигатели там стояли российские. Китайцы их напечатали аж 440 штук.
  3. +1
    16 января 2024
    Главное, что бы они их не списали и не передали Украине.
    Продаваемые вооружения должны быть хорошо "привязаны" к производителю, что бы в случае чего, не могло быть использовано против производителя.
    А вы говорите " открытая архитектура".
    1. +3
      16 января 2024
      Напрямую скорее всего и не передадут. А вот через пару фирм-прокладок вполне из разных стран могут перепродать.
      Ведь боеприпасы индийского производство так и попали на Крайину - не напрямую.....
  4. +2
    16 января 2024
    Однако не стоило бы делать таких уж громких заявлений,

    Языком болтать - не мешки носить

    И ты говори...

    На индийское правительство "со страшной силой" давят американцы за сотрудничество с Россией. Очень может быть, что подобные заявления позволят сказать, что уровень сотрудничества с РФ "резко снизился, т.к. Индия перешла на самолеты почти своего производства"
    1. Eug
      -3
      16 января 2024
      А следующим шагом демонстрации к США станет передача "индийских" Су-30 Украине ? А США ПООБЕЩАЮТ в ответ на этот шаг наладить в Индии сборку F-35 с передачей технологий и прочими плюшкамм... надо очень аккуратно подходить к продажам зап.частей.
  5. +6
    16 января 2024
    Да все просто. Обозвали индийские чтобы продавать не спрашивая ни у кого разрешения. Чисто бизнес
  6. +11
    16 января 2024
    И начались они тогда, когда командующий ВВС Индии главный маршал авиации Вивек Рам Чаудхари заявил, что Су-30МКИ после масштабной модернизации индийской авиастроительной компанией HAL более не будет считаться российской машиной.

    Вот так рождаются дутые сенсации. Не заявлял Вивек Рам Чаудхари, что Су-30МКИ не будет считаться российской машиной. Он заявлял, что она будет платформой для индийского оборудования.
    sputniknews.in/20231218/what-will-change-in-indias-su-30mkis-post-hal-upgrade-5878609.html
  7. +1
    16 января 2024
    Да пусть делают что хотят, главное чтобы деньги платили, мы же так же делаем. Покупаем китайские запчасти собираем у нас, и вот уже отечественная разработка. Да та же герань, и к сожалению примеров таких разработок у нас много. А написана статья и правда хорошо, респект.
  8. +4
    16 января 2024
    Цитата: Роман Скоморохов
    Вместо АЛ-31ФП будет стоять АЛ-41Ф-1С именно от Су-35С, более мощный, более экономичный и к тому же с плазменной системой зажигания.

    Система зажигания у АЛ-41Ф-1С "старая" - ОКС свечами поверхностного разряда, ФКС огневой дорожкой.

    Цитата: Роман Скоморохов
    Плюс у АЛ-41Ф-1С больше ресурс.

    Не больше. Он только сейчас достигает ресурса, равного АЛ-31ФП.

    Цитата: Роман Скоморохов
    А двигатель АЛ-41Ф1С – всеракурсный, то есть, вектор тяги можно изменять в пределах ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости крыла.

    Нет, поворот сопла только в одной плоскости (см. с 11:57):

  9. +4
    16 января 2024
    Вообще изобретение новой классификации смотрится задорно

    Поколение "4,5" изобрели не индусы, а американцы в далеком 2004 году. Даже автор известен - Joe Yoon, американский инженер, работавший в разных авиастроительных фирмах и а НАСА. Он же в это поколение записал и Су-30.
    (https://aerospaceweb.org/question/history/q0182.shtml)
  10. -5
    16 января 2024
    Одно можно сказать пусть считают что хотят только Россия от этой их хотелки не холодно не жарко в России прекрасно понимают и держат хотелки под контролем а так пусть будет индусским
  11. KCA
    +2
    16 января 2024
    Интересно, а какие компоненты айфон делают в США и Японии? Может перечислите? Дисплей и память Samsung,, процессоры делает TSMC ну и всё остальное Китай и китайский остров Формоза
    1. +4
      16 января 2024
      ну дык там аккуратно и написано Designed in .... а вовсе не Маde in....
      1. KCA
        -1
        17 января 2024
        Так и разработано русскими, китайцами и индусами
  12. +8
    16 января 2024
    А ситуация с отечественным автопромом не напоминает индийскую? С уклоном в худшую сторону в смысле маразма?
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    16 января 2024
    Интересно, а когда такой вот "индианизированный" самолёт грохнется (а, насколько могу судить - индийцы очень активно и регулярно гробят свои самолёты) - чьим он будет считаться? Российским (типа - это не мы, это россияне нам такое подогнали) - или индийским, "отечественным", со всеми вытекающими и ответственностью?
    1. 0
      17 января 2024
      Цитата: Tarasios
      Интересно, а когда такой вот "индианизированный" самолёт грохнется (а, насколько могу судить - индийцы очень активно и регулярно гробят свои самолёты) - чьим он будет считаться?

      Всё просто. Пока самолёт летает - это "гордость Индии и зримое воплощение возможностей индийской промышленности".
      Как только он падает (по любой причине) - это "русские в очередной раз поставили нам некачественную технику". smile
      Была же уже на том же Су-30МКИ в 2015 г. история с "ненадёжными русскими двигателями", которые через пару недель оказались моторами индийской сборки, собранными с отступлениями от техпроцесса и обслуживаемыми с нарушениями инструкций.
      Индия эксплуатирует модификацию Су-30МКИ, не сильно отличающуюся от алжирского варианта. При этом со слов министра обороны известно, что индийские ВВС уже имели пять аварий и 69 инцидентов со двигателями АЛ-31ФП, выпускающихся предприятием HAL с 2012 года. По словам Паррикара, из этих 69 инцидентов, 33 были вызваны наличием стружки в масле, 11 имели причиной вибрации в двигателе, а восемь произошли из-за очень низкого давления в подаче масла. Обвинения были сделаны в отношении плохого качества сборки, в результате которой быстро наступал усталостный эффект, вызывавший трещины, которые и приводили к появлению металлических фрагментов и масляном контуре. Расследование также обратила внимание и на качество масла. По приказу министерства обороны Индии были приняты меры: применение масла лучшего качества, переделка и замена сварочных и крепежных узлов между механическими частями.
      © bmpd
  15. +2
    16 января 2024
    Оу... не только наши умеют в импортозамещение.
  16. +5
    16 января 2024
    Индусы решили модернизировать СУ-30МКИ своими силами. Автора эта новость очень сильно возбудила. Отлично! Патриотическому самолюбию автора нанесён непоправимый урон и я его понимаю. Но. Почему мне совершенно безразлично, каким образом индусы будут модернизировать самолёты, стоящие на вооружении ВВС Индии, а не России, и какими они потом будут считаться, индийскими или российскими? Может я т варь бездушная? Надо будет на досуге покопаться в себе. Автору большое спасибо за информацию к размышлению.

    ЗЫ. Почему нельзя просто написать, что индусы решили модернизировать свои СУ-30 так и так, плюсы такие, минусы такие, а не биться в ура-патриотической истерике?
  17. +2
    16 января 2024
    Чего автор так возбудился ? . Их самолёт, что хотят, то и делают . А то что заявляют про такую модернизацию, в результате которой это стал совсем другой самолёт, так и пусть заявляют . Это лишь слова . Когда поймут, что взяли на себя не по своим силам, тш неизбежно придут к нам . И вот тут то можно будет назначать хорошую цену и эту цену заплатят .
  18. -3
    16 января 2024
    Статья отличная!
    Спасибо.
    Интересно по прежнему ли будет продолжаться, не всегда выгодное для России сотрудничество с Индией, в новых обстоятельствах (поставка Укрорейху, индийских 155 мм снарядов)?

    Вопрос риторический.

    Мы же поставляем много чего в Западную и Восточную Европу, а они (европейцы) заваливают Укрорейх оружием, которое убивает русских солдат и мирных жителей (даже на материковой части России).

    Главное не нарушать контракты!
    Индусы это не иранцы, о которых с подачи сионисткого израиля, вытирали ноги, расторгнув контракт на поставку С300.
    Израильтяне тогда долго глумились, вопили, что впарили РФ "древние" модели БПЛА за предательство Ирана.
    Известный израильский генерал, на местном (сионистком) ТВ открыто смеялся в эфире над нами.
  19. osp
    +5
    16 января 2024
    И как индийские специалисты будут сопрягать ЭДСУ российского производства и свою бортовую ЭВМ?

    Они вообще не сопрягаются.
    ЭДСУ полностью автономная система имеющая свои вычислители в каждом канале управления, свои датчики воздушных/полетных параметров и свои блоки питания.
    У БРЛС все свое , обычно 2-3 БЦВМ там которые сопрягаются с другими системами самолета - например с системой воздушных сигналов , системой управления оружием и др.
    Легко сопрягаются по каналам ARINC-429.
  20. +2
    16 января 2024
    Там весь сыр бор был из-за желания внедрить в арсенал Су30МКИ сторонние ракеты в-в (израильские и индийские) для чего РФ не раскрывала характеристики ПФАР......и наши тормозят с версией Су30СМ2( которая так же соответствует версии СуперСухой). И нужно понимать, что желающих покупать дорогй тяжелый истребитель без АФАР с каждым годом все меньше и меньше. Конкурент - Ф15ЕХ уже начал производится, а его арабские варианты уже давно летают. При этом Су30СМ2 - вариант Су35С(10х годов) а уже напрашивается вариант с БРЭО и радаром 5го поколения от Су57.
    1. +1
      16 января 2024
      Цитата: Zaurbek
      и наши тормозят с версией Су30СМ2

      Не понял, а какое отношение версия "СМ" (Серийный Модернизированный) имеет к версии "МКИ" (Модернизированный Коммерческий Индийский)?
      1. 0
        17 января 2024
        Индии с Супер Сухим носятся давно. У наших тоже были вариант....из которого вырос СМ2. Иначе в чем смысл Су30СМ2, если можно сразу сделать 2х местный Су35С?
        1. -1
          18 января 2024
          Цитата: Zaurbek
          Индии с Супер Сухим носятся давно. У наших тоже были вариант....из которого вырос СМ2. Иначе в чем смысл Су30СМ2, если можно сразу сделать 2х местный Су35С?


          Вот и я уже сколько раз задавал этот вопрос. Я уверен, что Су-30 в номенклатуре ИБ нашей армии совершенно лишний. Производство его должно быть прекращено в пользу двухместного Су-35. Почему этого не сделано -- погосяновщина. КБ Сухого тупо перераспределяло бюджет в свою пользу. Именно поэтому разработка Су-35УБ (а это ВСЕДА было совершенно обязательной процедурой) была просто прекращена. Очевидно, что оригинальный Су-30 с трудом заходил в войска, и требовалось его как-то вклячить.
          СМ2 вырос не из Су-30, а именно из Су-30МКИ. То есть сугубо экспортной версии. Виду неспособности корпорации Сухого выполнить все те обещания, что она в период развитой погосяновщины надавала.
          Поэтому если индийцы монстрячат "супер сухой", то монстрячат из своего "набора". А вот наши как раз из их модели.
          1. 0
            18 января 2024
            Привязка к см2 исключительно коммерческая, что бы можно было потом делать предложения на модернизацию пользователям Су30мки, мкА, мкк.......но я думаю, что лишний Су34......а делать вместо всех 4++ нужно су35 с двумя местами, а место самого су35с занимает су57
    2. +1
      16 января 2024
      Так уже давно пишут , что у нас выпускают Су-30СМ2 ! Сколько меня минусовали ура-патриоты, когда я им доказывал, что это пропаганда. Автор статьи так не считает. Так почему не стоит жуткий вой ? В ВВС Морского флота у них уже третий год поставляется, якобы, Су-30СМ2 ! Так как считать ? Присели ...
      1. +1
        17 января 2024
        Цитата: Totvolk80
        Так уже давно пишут , что у нас выпускают Су-30СМ2 ! Сколько меня минусовали ура-патриоты, когда я им доказывал, что это пропаганда. Автор статьи так не считает. Так почему не стоит жуткий вой ? В ВВС Морского флота у них уже третий год поставляется, якобы, Су-30СМ2 ! Так как считать ? Присели ...

        Флотские СМ2 так и идут с АЛ-31ФП и "Барсом". Ничего в них от СУ-35 нет.
    3. 0
      16 января 2024
      Заурбек, чем вам там именноо афар так приглянулась? А?
      1. 0
        17 января 2024
        Цитата: Savage3000
        Заурбек, чем вам там именноо афар так приглянулась? А?

        Надёжностью и лучшей помехозащищённостью.
        Не оснащали бы им все современные самолёты (вкючая Су-57), если бы не было смысла.
        1. 0
          17 января 2024
          1984,

          Помехозащищенность не отличается. А возможно, у пфар она лаже лучше, за счет аппаратного управления фазовозвращателями, а не за счет программного, как у афар.

          Надежность.. в теории да. На практике такой проблемы вроде бы нет. Передатчик пфар достаточно надежный.
          1. 0
            17 января 2024
            Наши современные ПФАР - вершина и конец пути. Сейчас они плюс минус раны с современными АФАР, но дальнейшее развитие только за АФАР.
          2. 0
            18 января 2024
            https://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=15&t=1563


            Здесь много интересной информации.
            1. 0
              18 января 2024
              Здесь много интересной информации
              И что же мы видим в самом первом сообщении:
              Ещё - у Ирбиса поворотная антенна - даёт значительно больший сектор обзора. Она ещё и вращается по крену - можно выбирать плоскость поляризации в зависимости от ситуации. И у Ирбиса заметно шире полоса. А что это даёт: бОльшая помехозащищённость, бОльшая скрытность.
              то есть существующим американским афарам еще расти и расти до
              ПФАР - вершина и конец пути

              Кстати эта цитата опровергает и сообщение в этой теме про лучшую помехоустойчивость афар...
            2. 0
              20 января 2024
              Заурбек, спасибо конечно, но я немного изучал тему.
  21. +2
    16 января 2024
    Вот единственное, без чего самолет точно не взлетит – это двигатель и фюзеляж с крыльями.

    Очень печально что ничего другого России предложить Индии не удается.
    Вот у нас понятно. У нас идет четкая работа на унификацию имеющегося парка самолетов. То есть, Су-30 всех модификаций, находящиеся на службе в ВВС и флотской авиации, станут тянуть на уровень Су-35С. То есть, модернизировать по установкам для Су-30СМ2.

    Что это значит? А это значит, что в первую очередь меняется двигатель. Вместо АЛ-31ФП будет стоять АЛ-41Ф-1С именно от Су-35С, более мощный, более экономичный и к тому же с плазменной системой зажигания. Плюс у АЛ-41Ф-1С больше ресурс.

    А вот не факт что именно это у нас будут делать. Пока вроде никто не объявлял о конкретных вариантах модернизации. И не понятно будут ли это вообще делать с имеющимися самолетами, или только с новыми.
  22. -2
    16 января 2024
    Бравый индийский маршал, похоже, далёк от основы - основ создания летательных аппаратов вообще, с добавлением слова "фактически". В "угаре" начавшихся индо - американских "обнимашек", в военной области, вероятно, маршалу авиации, американцы , в процессе "обнимашек" "отдавили " здравый смысл и рассудок... А может "занесли" "барашка в бумажке" для "развязывания" языка на страницах тамошних СМИ... А возможно, у Главного маршала "свербит", в неокортексе, относительно невозможности создания собственного вооружения с "нуля" и без чужой помощи... Вся история индийской военно - технической мысли зиждется на советско - российской или "забугорной".... Думаю, что очень грамотный, осторожный и вдумчивый политик Индии, как Нарендра Моди, найдёт способ объяснить бравому маршалу авиации, с "чьей руки клюёт" свою военную мощь современная Индия....
  23. +4
    16 января 2024
    Вот ведь автор опять на ура-патриотическую хрень задвигает. Видимо, индийские бро и АФАР лучше наших оказались, вот чушь и приходится нести.
    На деле же при хорошем БРЭО и Миг-21 отличный самолёт. Не планер сегодня делает истребитель истребителем.
    1. -2
      16 января 2024
      Уважаемый "тоже-врач"! Про индийские АФАР "песни" поются, даже, брахманами, с 2000 года, а за бортовой электроникой едут в Россию или в Израиль. А про планер: без ОСОБОГО ПЛАНЕР, летательный аппарат - просто летательный аппарат, но не истребитель, даже с чудесным БРЭО, вооружением и грамотным пилотом...
      1. +1
        17 января 2024
        Индусы идут правильным путем...не нужно все яйцы класть в корзину РФ...и РФ не все компоненты делает лучше всех. И многие страны проще дают лицензию...
  24. -2
    16 января 2024
    Господин главный маршал подчеркнул, что Су-30МКИ был модернизирован на 78% с использованием отечественных технологий, включая бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой,
    +++++++++++++

    Скоморохов, так был или будет???? Уже и рлс заменили?


    А вообще... индийская афар - это оксюморон. Надеюсь правильно это слово написал )
  25. +2
    16 января 2024
    Еще, идея автора, что рлс и ракеты фуфло, а вот движки и лтх - это всё, не стоит и выеденного яйца. Самолет уели оьнаруживает и поражает через рлс. И это основа самолета
  26. 0
    16 января 2024
    Ну, пускай индусы считают, что это теперь самолет производства Индии. Нам от этого не горяче... Когда захотят плкупать наши самолеты, вот тогда можно радоваться.. А пока их танцы нам денег не прибавят...
  27. +1
    16 января 2024
    Государственная фирма Hindustan Aeronautics Limited очень так «не смогла» в двигатель даже для аналога JAS 39

    Из чистого любопытства: это на каком языке написано?
  28. +2
    17 января 2024
    Может стоит не индийцев ругать, за то, что они двигатель сами сделать не могут (пока), а задуматься над тем, почему индийцы сами модернизируют самолеты, а не пользуются нашими услугами?!

    Вероятно все это происходит по тому, что наш комплекс БРЭО на Су-30 считается индусами устаревшим и не отвечающим современным требованиям.
  29. +2
    17 января 2024
    "Букав многа - смысла мала" Так какой основной посыл этой простыни? Индийцы не справятся? Или КБ Сухого плачется, что бабло мимо проплывает? Или индийцы покусились на "священную корову" российской "промышленности" - называть российским продуктом 100% китайские поделки с кривыми переклеенными шильдиками?))
    Так судя, по тому, что индийцы делают и сделали для своих ВВС у них все получится рано или поздно, ну за исключением двигателя, скорее всего, и то, в среднесрочной перспективе идо него доберутся.
    А это, простите, не танцы танцевать. И не слонов выгуливать, это очень непростые вещи.

    ага расскажите это производителям "российских" мониторов, у которых на вскрытии обнаружилось, что российский контроллер на плате просто припаян))) но ни к чему не подключен, а управлением занимается китайская/тайваньская/корейская микруха, что и была изначально на этой плате у оригинального китайского производителя))
  30. +1
    17 января 2024
    Жесть какая-то, а не статья:)
    Дорогой Роман, ну нельзя так много лишних букв писать.
    А по теме... Дженераль индусский просто создал задел на будущее. Есть принцип - юзать самолёты, сделанные в Индии. Так вот теперь СУ 30мки можно спокойно покупать будет и говорить, что это не российсий самолёт для индейской армии а российская запчасть лля индийского самолета. Прото очень большая запчасть, но запчасть, т к. без индийского освещения кабины работть ну никак не можно
    Вот и все :)
  31. -1
    18 января 2024
    Ну... вывод. Разные "за" и "против" ...хм лучше хуже...
    На лицо, к сожалению реальная импотенция российского авиа конструирования, авиастроения! Про российскую ... электронику вообще молчу.. с её долей "возможностей" а значит и мирового рынка
    Причём деградация в экспоненте! в отличии от времён СССР!
  32. 0
    18 января 2024
    Автор буквально воспринял слова Маршала. Заявление его больше политическое, так наши индийские товарищи выражают нам свое неудовольствие нашим поведением. Каким именно - это уже отдельная тема.
    Но подробный обзор сделанный автором статьи интересный. Спасибо.
  33. 0
    19 января 2024
    Вот взяли и обидели индусов, а вы думаете танцы танцевать и слонов выгуливать это просто?
  34. 0
    22 января 2024
    С каким пиететом автор про "плазменную" систему зажигания рассказывает.:) Которая уже на Ми-8 работала вовсю. И даже раньше...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»