Жизнь взаймы – по-русски или по-американски

30
Жизнь взаймы – по-русски или по-американски


Мои долги – не моё богатство


Россия, расходуя отнюдь не малые средства на СВО, удивляет мир способностью воевать, а заодно и наращивать ВВП, снижая при этом долговое бремя. Нет, сводить федеральный бюджет с профицитом, как это уже было до пандемии, никто сейчас в здравом уме не собирается. Но и в большие долги залезать явно не планирует ни российское правительство, ни Центральный банк.



И это при том, что перспектива так или иначе вернуть в оборот арестованные весной 2022 астрономические суммы из наших резервов становится всё более сомнительной. А на Западе кое-кто готов уже чуть ли не передать 300 русских миллиардов, то ли долларов, то ли евро – разница небольшая, в управление киевскому режиму.

Вообще-то, такое было бы настоящим подарком для России – у неё бы сразу оказались развязаны руки на предмет того, как поступать с активами банков и компаний из так называемых недружественных стран. Казалось бы, отсюда просто напрашивается вывод – 300 с лишним миллиардов нам заморозили, но отнять – это уж вряд ли.

Просто потому, что себе дороже – незамедлительная ответка, и не только от России, может оказаться слишком дорогой. И всё же – опыт санкций убеждает, что коллективный Запад как-то странно печётся о собственной выгоде. Или же там смотрят уже очень и очень далеко в будущее. По принципу – когда Москва с Киевом разберутся, то ни та ни другой никуда от них не денутся.

Подобной самоуверенности можно только позавидовать, особенно с учётом сомнительных перспектив того же Запада на Ближнем Востоке. Впрочем, здесь не об этом, а о долгах и о кредиторах.

Итак, на сегодня Россия, которая будто бы едва сводит концы с концами, снова в числе лидеров среди стран с самым низким внешним долгом. Вот уже полтора десятка лет, с тех пор как удалось рассчитаться за фокусы кризиса 2008–2009 годов и абсурдные вложения наших ЦБ и Минфина в погоревшие фонды Fannie Mae и Freddie Macс, Россия мало кому что-то должна.

И просто «мало» – это ещё мягко сказано, поскольку абсолютно все свои внешние долги Россия может отработать меньше чем за полгода. При этом в благополучном ещё не так давно Европейском союзе есть норматив в 60 % к ВВП, после которого стране уже надо ужесточать бюджетную политику, либо ей придётся помогать всем Союзом.

Не будем сейчас напоминать, что дала такая, с позволения сказать, «помощь» Греции, Испании с Италией, а также новым членам ЕС из Восточной Европы. Потому хотя бы, что у Соединённых штатов, точно не члена ЕС, но связанных с Европой тесными узами, внешний долг давно превысил аж 100 % ВВП, и долг страны в Вашингтоне сокращать даже не планируют.

Его наращивали как при республиканцах и Дональде Трампе, так и наращивают, причём опережающими темпами, и при демократах с Джо Байденом. Тем не менее международные позиции всемирного должника – США, что бы мы там себе сами не твердили, увы, не идут ни в какое сравнение с нашими, российскими.

«Свои» потерпят


Не исключено, что так сложилось как раз с тех пор, когда премьер Евгений Примаков развернул свой самолёт над Атлантикой, а чуть позже его заместитель по экономике Юрий Маслюков вместе с главой Центробанка Виктором Геращенко разгребали завалы неплатежей.


И делали они всё это, категорически отказавшись как от сомнительного аргентинского опыта, так и от финансовых вливаний, в виде многомиллиардных кредитов от МВФ и Всемирного банка. Нет, поиграть в продолжение приватизации – это пожалуйста, соглашения о совместном освоении недр – тоже, сборочные производства – да на здоровье. Но на этом – всё!

Есть стойкое ощущение, что именно этого нам и не простили. И последовательное внедрение русского бизнеса при Кучме, а особенно при Януковиче на Украине – житнице с мощной индустрией, тоже. И запустили «оранжевую» революцию, вообще-то провальную, а потом и майдан с многолетними обстрелами Донбасса.

С учётом того, как Россия ответила Крымской весной, а до того – как у нас обошлись с Джорджем Соросом, как убрали с большой нефтяной дороги компанию BP и ей подобных, всё вообще-то объяснимо безо всякой конспирологии. Правда, при этом внутри России и свою широкую публику откровенно кинули, как с народными IPO, так и с тремя девальвациями, и со сгоревшими дореформенными вкладами.

Но это же – «свои». Они потерпят, и не такое терпели. Зато страна теперь – без долгов и без кредитов, хотя при этом народу регулярно твердят о дефиците ресурсов. Не природных, а финансовых, разумеется. Но ведь главное же – на нас никто давить не сможет, мы как бы самые независимые чуть ли не на всей планете.

Хотя кто сейчас вообще может твердить о какой-то независимости? Все на этой планете зависят от всех, и по большому счёту никто и ничего ни добыть, ни произвести без посторонней помощи на самом деле не может. Какой бы та помощь ни была – технической, сырьевой, интеллектуальной или же финансовой.

Последнее-то как раз проще всего, и отнюдь не зря США стремятся весь мир подсадить на доллары. В Федеральной резервной системе Карла Маркса читали очень внимательно – а это он назвал экспорт денег лучшим из видов экспорта.


Отсюда вывод – залезая в долги по самое не могу, в том же Вашингтоне не только и не столько себе руки развязывают, сколько своих кредиторов по рукам и ногам вяжут. К тому же проценты, которые в том же Федрезерве платят и по кредитам, и по вкладам – это же просто копейки по сравнению с прибылями сколько-нибудь успешного бизнеса.

Вот почему России вряд ли стоит так гордиться тем, что она мало кому должна. Другое дело, что ей сегодня на выгодных условиях не очень-то в долг и дают, особенно за границей. И даже на том самом Востоке, куда мы, как известно, развернулись – и быть может, раз и навсегда.

Про Китай с Индией в таком ракурсе говорить вообще не приходится, поскольку они скорее сами в долги залезут, чем кого-то кредитовать станут на приличных условиях. Зато на грабительских или около того – сколько угодно.

И ныне приходится нам идти по-ленински – иным путём, кредитуя, к примеру, другой традиционный объект западных санкций – Иран. Если это всего лишь плата за зону свободной торговли с ЕАЭС, так тому и быть, но почему же тогда так скромно и на таких жёстких, если не сказать, жестоких условиях, как в нашем ЦБ РФ, сегодня кредитуются российские банки и компании?

О гражданах в этом плане и вовсе пока лучше умолчать – это отдельная и весьма достойная тема для заметок. Как и разговор про корпоративные долги – те, которые числятся за компаниями и банками. В России или в США – не так важно.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 января 2024 05:52
    Совершенно справедливая статья. У нас экономикой командуют или недотёпы, или, скажем мягко, наши недруги
    1. +12
      21 января 2024 07:41
      Цитата: Мой адрес
      У нас экономикой командуют или недотёпы,

      Да нет! Они умные.Только действуют в своих интересах,либо приближенных структур.И все с позволения политической власти.Ну а потом сваливают за бугор с "заработанным".Может быть посчитаем сколько у нас бывших министров и вице-премьеров обитают на Западе?И не бедствуют. hi
  2. +2
    21 января 2024 06:07
    В этой информационной мешанине не знаешь даже за что сразу хвататься. На ум приходят и все войны,и почему то "Мертвые души",и даже далекий Тайвань.Который долгое время был японской колонией,под названием Формоза.А потом всех умыл своими быстродействующими ЧИПами.Девятов пишет о нищете дипломатии.Скорее всего это нищета сознания современного мира.
  3. +20
    21 января 2024 07:22
    нам идти по-ленински
    Сегодня скорбная дата 100 лет назад умер вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин
    1. +12
      21 января 2024 11:04
      Цитата: parusnik
      100 лет назад умер вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин

      Специально открыл сейчас новости, чтобы посмотреть, есть ли какие-нибудь упоминания об этом. Ничего не нашел.
      А ведь это человек, изменивший ход истории как в отдельно взятой стране, так и во всем человечестве в целом. Подарил миру страну с социализмом. Это человек, благодаря которому Советская Россия сбросила оковы самодержавия и впервые за всю тысячелетнюю историю страны стала супердержавой и страной с самыми высокими социальными достижениями.
      Ленин глобальных изменений не застал, но Сталин довершил начатое.
      Как бы не хотели нынешние капиталисты стереть память о великом человеке и задрапировать его Мавзолей, надеюсь, ничего у них не выйдет.

      "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего" - Михаил Ломоносов.
      1. +8
        21 января 2024 11:24
        Цитата: Stas157
        Как бы не хотели нынешние капиталисты стереть память о великом человеке и задрапировать его Мавзолей, надеюсь, ничего у них не выйдет.

        И я надеюсь, но мы часто сильно недооцениваем роль пропаганды, а она имеет огромную силу. Боюсь, что новые поколения всё меньше и меньше будут знать об СССР и Ленине. Всё больше будет зависеть от нас с Вами в правильной и честной оценке исторического прошлого, в интерпритации её для молодых людей.
        1. +6
          21 января 2024 14:47
          Цитата: Doccor18
          Цитата: Stas157
          Как бы не хотели нынешние капиталисты стереть память о великом человеке и задрапировать его Мавзолей, надеюсь, ничего у них не выйдет.

          И я надеюсь, но мы часто сильно недооцениваем роль пропаганды, а она имеет огромную силу. Боюсь, что новые поколения всё меньше и меньше будут знать об СССР и Ленине. Всё больше будет зависеть от нас с Вами в правильной и честной оценке исторического прошлого, в интерпритации её для молодых людей.

          Увы, Коллега!
          Новое поколение будет знать не меньше, а нечто ... иное. Около часа назад на НТВ прошёл репортаж, где всякого рода историки, архивокопатели рассказывали как советская пропаганда "лепила образ Вождя" из "заурядного барствующего выскочки с тираническими взглядами"...
          Пока, - не сильно воинственно. Осторожничали. Но меня покорежило, - ведь это только начало!... Вскоре, боюсь, молодёжь ничего хорошего вообще про СССР
          знать не будет. Не дадут. Уже сейчас становится популярным: "...пока всё совки не вымрут,- удачи нам не видать!..." (((
          hi
          1. +2
            21 января 2024 15:35
            Цитата: A.A.G.
            Вскоре, боюсь, молодёжь ничего хорошего вообще про СССР
            знать не будет.

            Именно поэтому я и пишу, что на всех неравнодушных лежит всё большая ответственность - рассказать молодым как было на самом деле, выделяя все плюсы и минусы.
            hi
            1. +2
              21 января 2024 18:02
              Цитата: Doccor18
              Цитата: A.A.G.
              Вскоре, боюсь, молодёжь ничего хорошего вообще про СССР
              знать не будет.

              Именно поэтому я и пишу, что на всех неравнодушных лежит всё большая ответственность - рассказать молодым как было на самом деле, выделяя все плюсы и минусы.
              hi

              Именно поэтому Вам и ответил, что согласен с тем, что кроме нас никто этого не сделает. Скорее, - даже наоборот, - будут очернять( причин для этого полно((()... hi
      2. +9
        21 января 2024 12:24
        "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего" - Михаил Ломоносов.
        По ходу, нам будущее отменили. От слова совсем.
      3. +3
        21 января 2024 12:31
        Цитата: Stas157
        Специально открыл сейчас новости, чтобы посмотреть, есть ли какие-нибудь упоминания об этом. Ничего не нашел.

        Аналогично belay
      4. +1
        21 января 2024 15:41
        Ну не правда, на первом канале сегодня в 17:00 будет передача «Человек, изменивший всё».

        P.S.
        Боюсь незавидное будущее ждёт и тех, кто хочет жить прошлым, а не брать оттуда что-то хорошее, идя при этом дальше
    2. +1
      21 января 2024 15:36
      И голос тихий, чуть картавый, того кто спас нас, больше нет....
  4. +10
    21 января 2024 08:31
    . Вот почему России вряд ли стоит так гордиться тем, что она мало кому должна.

    Было бы у кого занять! А то ведь даже Китай не спешит открывать кредитную линию для нас.

    Любые серьезные проекты развития необходятся без инвестиций и кредитов. Иными словами, хочешь развития - нужны инвесторы и кредиторы.

    Например, у тебя есть дело, которое приносит двойную прибыль за год. Но лично ты можешь вложить туда только свои кровные 100 тысяч рублей. Развития не получается. Но если вложить в это дело кредитные 10 млн., то прибыль увеличилась бы в сто раз (без вычета издержек и обслуживания кредита).

    Так выгодно ли быть заккредитованным по уши? В определенных случаях даже очень! Нужен реальный проект экономического развития. И тот, который доведет его до конца (не как с Майскими Указами).
    1. +7
      21 января 2024 10:00
      Китай и Турция вообще сворачивают сотрудничество в сфере финансовых услуг с нами.А про то,где занять?Вот,идем и смотрим..По главной улице,с оркестром.Три банка,и еще два-неподолеку.Это село-16 кило душ..
  5. +12
    21 января 2024 10:40
    Все правильно, жить в займы , если эффективно тратить заемные средства..очень даже выгодно. Другой вопрос, как наше правительство распоряжалось деньгами..которые по сути, взяли у населения..(трижды девальвация, налоги.. пенсионная реформа..) А деньги наши просто воровали..Чубайс создал Роснано , но суммы выводил далеко не нано.. а сколько более мелких мошенников пригрелось... и даже на реальных проектах пилили.. И как чувствует сейчас себя Чубайс? Замечательно.. Вот и получается..все что на собственных гражданах заработали, отправили за бугор...а собственных граждан замещают мигрантами.. Все это приведет к очередному , грандиозному шухеру.. и переживет ли его Россия в этот раз большой вопрос..
    1. +10
      21 января 2024 12:00
      Цитата: Svarog
      И как чувствует сейчас себя Чубайс?

      Приветствую, Володя! hi Вор Чубайс при деньгах и за границей. А честный человек, патриот Стрелков за решеткой. Мавзолей Ильича драпируют, а Ельцин-Центр процветает. Такие скрепы.
      1. +11
        21 января 2024 12:28
        Вор Чубайс при деньгах и за границей.
        А президент не понимает, почему он уехал?Ему же ничего не грозило.Видимо,уже провели проверку деятельности Роснано и там оказалось все путем. smile
        1. +8
          21 января 2024 13:24
          А президент не понимает, почему он уехал?

          Так кореша же были..все по понятиям...своих не сдаем.. вот если бы Чубайс критиковал.. тогда бы присел.. а так неси сколько сможешь.. hi
      2. +7
        21 января 2024 13:21
        Такие скрепы.

        Привет Стас hi Ну эти скрепы уже отбросили страну в средневековье.. когда только пшеном и соболями торговали..крепостные ..дворяне..ну все как тогда... только вот сейчас сильно количество граждан сокращается, а на их место мигранты заезжают.. 20-30 лет и Россия превратится в таджикистан.. если конечно вообще не развалится раньше времени..
  6. +5
    21 января 2024 11:23
    США потому так охотно дают в долг , одновременно набирая долги сами , потому что с них силой выбить долги / забрать что либо в счет долга силенок у кредиторов не хватит , в то время как сами они выбьют долги в любом случае , не деньгами , так "органами" должника ( землей , ресурсами и рабским трудом под управлением новых "местных властей" ). Более того , они целенаправленно дают в долг тем, кто отдать деньгами и не сможет , потому что цель США - материальные ценности в счет долгов, а не самими же США напечатанные бумажки.
  7. -4
    21 января 2024 11:27
    Вот почему России вряд ли стоит так гордиться тем, что она мало кому должна.

    Нет, ребята, долг - всегда долг. Сидели бы сейчас, отщелкивали бешеные проценты, как в 90-х.
    Вот этого нам не могут простить, того, что с долговой иглы соскочили. Тут нашему Гаранту плюс. Однозначно.
    1. +5
      21 января 2024 12:31
      с долговой иглы соскочили. Тут нашему Гаранту плюс. Однозначно.
      Нарду с Чаушеску,он тоже с долгов соскочил.
      1. +1
        21 января 2024 13:18
        Нарду с Чаушеску,он тоже с долгов соскочил.

        Это лирика.
        А я помню, как в начале 2000-х говорили о том, что мы долги Парижскому клубу будем 100 лет выплачивать. Каких-то вшивых 50 миллиардов. Такой у нас был бюджетик.

        А потом раз! Нефтюшка-кормилица вверх поползла. В 2006 досрочно и рассчитались. Пришлось правда, ярд сверху кинуть кредиторам за "недополученную прибыль". Американцы кстати, взяли свою часть по номиналу. wink
    2. +6
      21 января 2024 13:31
      Нет, ребята, долг - всегда долг.

      Весь мир в долгах ..и живут припеваючи.. потому что тратят эффективно, другими словами, берут 1 руб в долг, платят 10 коп проценты, а с рубля делают 10 руб... потому как производят товар с высокой добавленной стоимостью.. Так и развиваются..У нас же, такового товара нет практически.. по этому с 1 рубля, мы зарабатывает еще руб..но проценты платим 10 коп..остается 90 копеек..все равно выгодно..но вот 90 копеек, уезжают опять к врагу так сказать.. и там работают на высокие технологии , которые в дальнейшем будут давать высокую добавленную стоимость.. а то, что остается здесь в виде налогов и поборов..то разграбляется.. как то так я вижу hi
      1. +6
        21 января 2024 13:47
        Весь мир в долгах ..и живут припеваючи.. потому что тратят эффективно, другими словами, берут 1 руб в долг, платят 10 коп проценты, а с рубля делают 10 руб... потому как производят товар с высокой добавленной стоимостью.. Так и развиваются..У нас же, такового товара нет практически.. по этому с 1 рубля, мы зарабатывает еще руб..но проценты платим 10 коп..остается 90 копеек..все равно выгодно..но вот 90 копеек, уезжают опять к врагу так сказать.. и там работают на высокие технологии , которые в дальнейшем будут давать высокую добавленную стоимость.. а то, что остается здесь в виде налогов и поборов..то разграбляется.. как то так я вижу hi

        Припеваючи живет тот, кто даёт в долг. И припевает на процентах. То есть банки.
        Тот, кто производит товары, уже вынужден крутиться. Ну а внизу пирамиды - народ, который всю эту систему и оплачивает. hi
        1. +2
          21 января 2024 13:48
          Припеваючи живет тот, кто даёт в долг. И припевает на процентах. То есть банки.
          Тот, кто производит товары, уже вынужден крутиться. Ну а внизу пирамиды - народ, который всю эту систему и оплачивает. hi

          Вы только дополнили мой комментарий..одно другому не мешает hi
  8. +2
    21 января 2024 12:02
    Самое интересное, что когда говорят о наших долгах, то к госдолгу обычное приплюсовывают госгарантии (то есть долги, гарантированные государством) и корпоративные долги.
    Ну и по крупным долгам. Если ты должен тысячу - это твои проблемы. Если ты должен миллион - это проблемы кредитора.
  9. +2
    21 января 2024 19:03
    В чём смысл американского долга в 34 трлн. $? Это физический процесс, когда США использовали в своих интересах продукцию стран мира на эту сумму , обменяв на циферки в компьютерах и буковки на листах бумаги. Никогда ничем они не собираются расплачиваться за эти долги. Для защиты своих грабительских интересов у них есть военные базы по всему миру и все обязаны им подчиняться. Что- то типа дворового хулигана, который творит что хочет и ему никто не возражает.
    Основной лозунг США - демократия. Смысл демократии раскрыт в прочитанном мной вчера анекдоте. " Решил объяснить детям, что такое демократия. Спросил какой фильм они хотят посмотреть и какую пиццу им надо купить. Затем пошёл и купил билеты на фильм, который хотел сам посмотреть и заказал пиццу по своему выбору. А что, деньги то у меня!" Вот это и есть американская демократия, доллары то печатает ФРС США,и компьютеры, в которых цифры введены у США. Ну что, что на эти триллионы были вывезены из страны ресурсы, захочу и ничего на ваши деньги вы не купите. Так демократично РФ осталась без 300 млрд.$, вложенных в " надёжные активы".
    А зачем это всё нужно России? Так получилось, что в советское время работала на крупном развивающемся предприятии, когда появился хозрасчёт, на прибыли строили жильё, детские садики, профилакторий, базы отдыха и т.д. , в результате люди жили в благоустроенных домах, отдыхали всей семьёй, дивились сами и наших детей тоже лечили. А сейчас появились " эффективные собственники", все прибыли являются собственностью владельцев и находятся в западных банках. В банках деньги не лежат, банки их используют , чтобы получить прибыль. Ушлые финансисты сколачивают состояния, заняв деньги в одном банке за 0,5%, и выдав кредиты в своем банке за 7,5% . Российские финансисты тоже ушлые, государственные деньги размещают в западных банках за 0,5%, а сами выпускают облигации займа под 7,5% . Российские деньги на западе заморозили, а полагающиеся % снимают и пользуются ими . Им же нужны источники пополнения бюджета, который они расходуют , чтобы расстреливать жителей в русских городах. И вообще, думают найти лазейку и использовать деньги РФ в качестве компенсации за войну с Россией. Тем временем РФ все , у кого так " выгодно" заняла деньги, старательно выплачивает положенные 7,5% и очень гордится тем, что исполняет свои обязательства. Или эта ситуация в дворовых терминах называется иначе?
  10. 0
    23 января 2024 17:49
    Перенастройка нашей финансовой системы началась с 2014 г., Кое что успели, вышли из UST, создали внутренний свифт, к нему уже 20 стран подключено, своя процессинговая система по картам и тд. С ЗВР проспали конечно. Но есть встречные активы, их, запада, которые можно конфисковать. А вообще, надо на базе юаня делать 3-ю резервную валюту. Через БРИКС например. Время пришло.