Пожалуй, такого гиперзвука мы не испугаемся

33
Пожалуй, такого гиперзвука мы не испугаемся

Происходящее сегодня в ВВС США заслуживает внимания, потому что действительно, происходящее у них интересно, да еще чем-то напоминает происходящее у нас. Разбирая американские дела с В-52 и желанием подвесить на его пилоны новые гиперзвуковые ракеты, поневоле задался вопросом: а есть что подвешивать-то?

Гиперзвук сегодня модное слово. Но за ним должно стоять именно то, что мы имеем в виду - ракеты со скоростью полета выше 5М.



Пилон, простите, не такая сложная деталь. Полсотни умных людей в КБ (согласен, везде сейчас сложности с этим), пара месяцев дрессировки одного завода – и вот точно будет результат. А вот с ракетами для пилона творится что-то несусветное.

Военно-воздушные силы США внезапно начали демонстрировать свою секретную гиперзвуковую крылатую ракету с воздушно-реактивным двигателем. Шум подняли вполне приличный, пресса откликнулась. Но вся соль в том, что ракета AGM-183A воздушного базирования… снята с разработки, то есть, от нее просто отказались. По результатам испытаний в 2023 году.

А сегодня многие издания начали публиковать материалы и главное – фотографии некоего подполковника ВВС США Джеффри Комивза, «эксперта по гиперзвуковому применению». Подполковник, внимание, проводит «ознакомительные тренировки с гиперзвуковым оружием» на базе ВВС Эдвардс что в Калифорнии.

Вот ведь как бывает… Как в ВМС Украины: подводных сил нет, а адмиралы-подводники в ассортименте. А в США гиперзвуковых ракет пока нет, зато уже есть «эксперт» по применению. Ни одного успешного пуска гиперзвукового оружия еще не было, но экспертное мнение уже есть. Чудны дела господни. Хорошо хоть к нас в соцсети не заглянули, у нас каждый второй эксперт, хоть и не подполковник.


Фотография подполковника Джеффри Комивеса (в центре в камуфляжной форме), когда он проводит «инструктаж» по гиперзвуковой крылатой ракете на базе ВВС Эдвардс

И остальные фото примерно с тем же наполнением: «эксперт» в камуфляжной форме что-то вещает возле чего-то такого, что можно выдать за ракету. Остальные делают умные лица и взирают на это ракетное чудо.

Понять, что там реально, ракета, макет, тестовое изделие нереально. Выдают это все за НАСМ, но вполне возможно, что это как раз элементы AGM-183A ARRW, которое теперь, после отказа Пентагона от нее, показывать общественности можно.

HACM – это сложнее. Этот проект является прямым продолжением программы Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) по разработке концепции гиперзвукового воздушно-реактивного оружия (HAWC), в которой ВВС принимали непосредственное участие. HACM также использует прошлые испытания экспериментального гиперзвукового летательного аппарата HyFly 2 компании «Boeing» и работу, проделанную в рамках американо-австралийского Интегрированного летно-исследовательского эксперимента Южного Креста (SCIFiRE).

Кроме того, в настоящее время DARPA реализует свою собственную инициативу под названием «Больше возможностей с HAWC» (MoHAWC), которая поможет продолжить развитие соответствующих технологий.


В сентябре 2022 года ВВС объявили «Raytheon» в сотрудничестве с «Northrop Grumman» победителем конкурса по HACM. Военное ведомство надеется начать развертывание оружия этого типа в рамках своей программы гиперзвуковых крылатых ракет (HACM), начиная с 2027 года. То есть, через два года.

«Raytheon» и «Northrop Grumman» ранее работали вместе в рамках программы HAWC. «Lockheed Martin» и «Aerojet Rocketdyne» также объединились для создания ракеты, которая была испытана в рамках HAWC. В общем, можно сказать, что все при деле.

Но нас в первую очередь интересует, насколько быстро красивые картинки станут смертоносными изделиями, поскольку, как показала практика, с некоторыми из них мы вынужденно знакомимся на Украине.


Рендеринг DARPA, ранее опубликованный в связи с программой HAWC

Вообще DARPA – это очень интересное явление. Идея была хороша, и главное, из огромной толпы собранных по всей стране очкариков-ботаников у американцев получилось создать этакий НИИ «Оборонпром». У нас такого нет, а жаль. «Научные роты» так и остались неплохой идеей с отвратительной реализацией, а равного DARPA в России нет.

Итак, что показали парни из DARPA вкупе с аэрокосмическими концернами? В принципе, ничего нового. Ускоритель (баклага в хвостовой части) поможет разогнать ракету до оптимальной скорости, затем за дело возьмется воздушно-реактивный двигатель в передней части. ГПВРД не функционируют эффективно на более низких скоростях, требуя начального разгона до высокой скорости Маха, а именно 3-5М. Зато потом – с ветерком.

Эта двухступенчатая концепция конструкции не нова, она использовалась при разработке других гиперзвуковых испытательных аппаратов в прошлом. Это и вышеупомянутый «HyFly 2» компании «Boeing» и гиперзвуковая крылатая ракета X-51 «Waverider». В период с 2010 по 2013 год ВВС провели летные испытания четырех X-51, по итогам которых от ракеты отказались.


X-51 «Waverider»

Конкретные подробности о проекте «Raytheon» и «Northrop Grumman», который был протестирован в рамках HAWC, и о том, который обе компании сейчас разрабатывают в рамках HACM, ограничены. Сообщается, что в одном из испытаний «прототип, разработанный «Raytheon» и «Northrop Grumman», пролетел более 500 км, но неясно, как долго ГПВРД работал во время этого полета», — говорится в отчете Бюджетного управления Конгресса (CBO) за январь 2023 года.

Ну… А хотите «Кинжалом» вмажем? Километров так с восьмисот? И попадем?

Ведь не так важно (хотя нет, важно) сколько километров пролетит ракета, важно – как пролетит и как попадет. Можно, знаете, и три тысячи пролететь и отклониться так на полкилометра, а то и больше. Узнаете почерк, да? Есть в мире страна, которая строила такие вот ракеты. И даже пыталась применять, но несколько малорезультативно.

Как бы то ни было, основным преимуществом гиперзвуковых крылатых ракет по сравнению с существующими дозвуковыми и даже сверхзвуковыми конструкциями является способность преодолевать большие расстояния за очень короткие промежутки времени. Это позволяет им быстрее поражать нестационарные цели, способные к динамическому маневрированию, и в результате дает противникам меньше времени на реакцию. Чрезвычайная скорость этих ракет, плюс возможность смены курса и эшелона высоты – все это весьма затрудняет любые попытки их перехвата.

Потому работы продолжаются, и на НАСМ возлагаются весьма нешуточные надежды. Ведь согласно планам, НАСМ – это ракета, которая может атаковать на гиперзвуковых скоростях не только стационарные, но и динамические цели. Кроме того, HACM ожидается в меньших размерах, чем ARRW, что означает потенциальное применение не только с огромных бомбардировщиков типа В-52, В-1 и В-2, но и с самолетов среднего класса типа F-15EX.


Но пока НАСМ нет, военные развлекают коллег вот такими «ознакомительными мероприятиями», где знакомят видимо, летный состав ВВС с ракетами AGM-183A под вывеской НАСМ. А почему нет, ракета – она в Эдвардсе ракета, показывать можно и можно на примере объяснять… А что объяснять? Как «космические корабли бороздят пространство…»?

В общем – странные такие лекции.

Интересно, что на фотографиях, сделанных во время мероприятия по ознакомлению с гиперзвуковым оружием в Эдвардсе, очень хорошо видно, что демонстрируемый образец, по-видимому, является боевой ракетой AGM-183A. Ракета имеет желтую полосу вокруг корпуса, которая обычно обозначает, что изделие боевое.


Фотография с мероприятия в Эдвардсе, на которой изображена ракета AGM-183A ARRW под крылом бомбардировщика B-52.

Кроме того, у нее защитная крышка на задней части и маркировка «AR-AUR-004», где AUR, скорее всего, означает «All Up Round», термин, который относится к боеспособной ракете.


Крупный план маркировки на боковой стороне ракеты AGM-183A

Оружие быстрого реагирования воздушного базирования (ARRW), также обозначаемое как AGM-183A, представляет собой ракету, в которой используется беспилотный планирующий аппарат-глайдер, несколько другой вид концепции гиперзвукового оружия. Конструкция глайдера намного больше, чем ожидается от HACM, и на сегодняшний день запуск таких аппаратов возможен только с бомбардировщиков B-52. В марте ВВС объявили, что отменяют дальнейшие работы над AGM-183A и переориентируют свои ресурсы на HACM, хотя запланированные летные испытания ARRW будут произведены, а их результаты использованы в разработках других проектов.

Протокол испытаний ARRW неоднозначен, и ВВС отказались сообщить, было ли последнее известное испытание этой конструкции, которое состоялось в августе 2023 года, успешным или неудачным. Изначально планировалось, что ARRW станет первым гиперзвуковым оружием ВВС США. Планировалось, что AGM-183А будет принят на вооружение уже в ближайшее время, но эти планы были явно слишком амбициозными.


ARRW после пуска во время летных испытаний с боевой стрельбой

Текущий план ВВС состоит в том, чтобы начать развертывание HACM в 2027 году, при этом F-15E станет первым самолетом, способным нести ракету. Ожидается, что в конечном итоге НАСМ будет интегрирован на другие платформы: бомбардировщики B-1, B-2 и B-52, что следует из того, что члены экипажей присутствовали на мероприятии в Эдвардсе. Истребители F-15EX вообще рекламируются как потенциальная платформа для несения гиперзвукового оружия, а будущие бомбардировщики-невидимки B-21 «Raider» могут стать следующим потенциальным носителем HACM.

Дальше вполне возможен интерес к НАСМ со стороны ВМС США и Корпуса морской пехоты США. Но здесь нет таких носителей, как у ВВС, а смогут ли F-35 или F/А-18 тащить приличные по габаритам и весу ракеты HACM с достаточной эффективностью, чтобы иметь смысл интегрировать их с самолетами ВМС США и КМП США – это вопрос на пару ближайших лет.

Вообще-то Военно-морской флот США отдельно работает над собственной противокорабельной гиперзвуковой воздушно-реактивной крылатой ракетой в рамках программы Hypersonic Air-Launched Offensive Anti-Surface Warfare (HALO). И, если у них все пойдет, как задумано, своя гиперзвуковая ПКР у флота будет. В обозримой перспективе.

Но то, что ВВС США намерены начать развертывание своих первых гиперзвуковых крылатых ракет HACM в течение следующих четырех лет, дает изрядную пищу для размышлений. На первый взгляд все смотрится не очень серьезно: разрабатывается концепция, тактика, стратегия, пилоны, носители – а самой ракеты нет. Более того, то, что планировалось к принятию на вооружение, внезапно идет в утиль.

Но возможен вариант, что продолжение работ получилось обнадеживающим, и именно потому так внезапно AGM-183А отправили в отставку, а НАСМ дали три зеленых света. И потому, наконец, показали если не саму ракету, то хотя бы макет проекта, предшествующего ей.

Хотя стоит признать, что последнее испытание AGM-183А смотрелось странно.

19 августа прошлого года, военно-воздушные силы США заявили, что провели еще один запуск гиперзвуковой ракеты быстрого реагирования AGM-183А воздушного базирования (ARRW), но не сообщили, достигли ли они задуманных результатов. Военное ведомство, которое больше не планирует принимать на вооружение ARRW, заявило, что этот последний раунд испытаний с боевыми стрельбами предоставил данные, которые «будут полезны для других гиперзвуковых программ, включая разрабатываемую в настоящее время гиперзвуковую крылатую ракету Hypersonic Attack Cruise Missile, HACM. Запуск также дал возможность проверить новые инструменты для тестирования и оценки гиперзвуковых систем».

Представитель 96-го испытательного крыла ВВС США на авиабазе Эдвардс подтвердил изданию The War Zone, что бомбардировщик B-52H запустил ARRW «у побережья Южной Калифорнии» 19 августа.


Вообще ролик длиной 1 минуту и 40 секунд показал во всей красе только В-52 и ракету под крылом. Момента пуска не было, что заставляет думать о разном.


Изделия AGM-183А загружаются на бомбардировщик B-52H

«В ходе этого испытания был запущен полноценный прототип действующей гиперзвуковой ракеты и основное внимание уделялось сквозным характеристикам ARRW. Военно-воздушные силы получили ценную информацию о возможностях этой новой, передовой технологии».

«Хотя мы не будем обсуждать конкретные цели испытаний, этот тест получил ценные, уникальные данные и был предназначен для продвижения ряда программ, таких как ARRW и HACM. Мы также подтвердили и улучшили наши возможности по тестированию и оценке для продолжения разработки передовых гиперзвуковых систем».


Честное слово, вот чем-то таким родным повеяло… И запахом свежеприготовленной гречневой лапши потянуло. И сложилось впечатление, что ничего там у них не получилось совершенно, а за всеми этими обтекаемыми фразами стоит только провал очередного проекта. И вот вам аргументация, почему он так быстро был закрыт.

Впрочем, отдадим должное американцам, они не снижая оборотов сейчас рванут лепить новую штуковину. Бюджет не должен стоять-простаивать, враг не дремлет, а потому вместо гиперзвукового глайдера будет гиперзвуковая ракета.

Из пяти первоначальных испытаний AGM-183 с боевыми стрельбами, которые проводились в период с апреля 2021 года по май 2022 года, ВВС классифицировали два как неудачные, один как частичный успех и два как полные успехи. Ранее служба также провела ряд летных испытаний, в ходе которых испытательные изделия ARRW фактически не запускались с бомбардировщиков B-52H, на которые они были загружены.


То есть, в целом, результаты летных испытаний AGM-183 в лучшем случае неоднозначны. Это стало основным фактором, способствовавшим решению ВВС отменить проект, о котором было объявлено ранее в этом году в рамках предложения по бюджету на 2024 финансовый год.

Несмотря на то, что ВВС США долгое время рекламировали ARRW как первое действующее гиперзвуковое оружие воздушного базирования и важнейшее дополнение к своему арсеналу, особенно в контексте потенциального будущего конфликта с Китаем, теперь они переключили свое внимание на воздушно-ракетный HACM.

Вообще движения наводить там умеют. И подать это должным образом тоже, что есть – того не отнять. Одни в мыле разбирают старые ракеты, которые ARRW, вторые бегают с проектом НАСМ, третьи уже начинают модели-образцы собирать, четвертые пилят пилоны и так далее. В общем – народ полностью при деле, и никто глупыми мыслями себе голову не забивает, поскольку вся работа направлена на обеспечение безопасности любимой страны.

Не хватает только над всем лозунга: «Ударим капиталистическим трудом по щупальцам коммунистической гидры!». Или как-то так.

И это только ВВС. А еще флот свою ракету хочет, да и сухопутникам тоже, наверное, такое снится в приятных снах.

Вообще в то, что рано или поздно, но ребята из «Боинга» и «Локхида» вкупе с остальными участниками ракету до ума доведут, верится. Ну или так – 50/50, что доведут, но ведь в чем преимущество США над всеми остальными? Правильно, в том, что у них деньги никогда не закончатся. Не получится НАСМ – начнут еще какой-нибудь проект, DARPA к этому времени что-то да придумает.

Но вот глядя на весь этот яркий карнавал, поневоле задаешь себе вопрос, как в том анекдоте: «А не долбанет? – Да вроде не должно…». Но какое-то такое ощущение от общего коловращения имеется. Кажется, что за всей этой кутерьмой стоит великий ужас «Что-то пошло не так», а потому американские разработчики ракет усиленно пытаются всем показать, что дубина у них есть, надо только сучки обрезать.

Опять же повторюсь, что в том, что у американцев появятся гиперзвуковые ракеты, сомнений нет. Это страна и с конструкторской школой, и с технологиями, и главное – с деньгами. Все у них будет, вопрос времени. Но в России гиперзвуковое оружие уже есть, а китайские инженеры тоже движутся семимильными шагами в этом направлении.

Понятно, что тут год-два ничего не решают, вопрос только престижа. Но чем дольше одна страна успешно работает над вопросами гиперзвука, тем больше у нее информации, которая поможет и защититься от аналогичных изделий противника. Вот в чем, как мне кажется, потаенный смысл всего процесса. Мы применяем. Анализируем. Делаем выводы. Модернизируем и изобретаем, то есть, фактически идет вперед и вверх. А догонять никто не любит. Поэтому мы и наблюдаем в США довольно лихорадочную суету, которой почему-то совершенно не хочется бояться. По крайней мере – не сегодня.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    17 января 2024 03:50

    разрабатывается концепция, тактика, стратегия, пилоны, носители – а самой ракеты нет

    И что не так в этой логической цепочке автора данной статьи? По вашему следует сначала собрать вундервафлю за миллиарды долларов, а потом думать как ее использовать? Мне кажется так абсолютно везде, сначала идут научные изыскания, а потом уже идет строительство. Так что абсолютно верная логическая цепочка у них построена.

    А сегодня многие издания начали публиковать материалы и главное – фотографии некоего подполковника ВВС США Джеффри Комивза, «эксперта по гиперзвуковому применению». Подполковник, внимание, проводит «ознакомительные тренировки с гиперзвуковым оружием» на базе ВВС Эдвардс что в Калифорнии.

    Вот ведь как бывает… Как в ВМС Украины: подводных сил нет, а адмиралы-подводники в ассортименте. А в США гиперзвуковых ракет пока нет, зато уже есть «эксперт» по применению. Ни одного успешного пуска гиперзвукового оружия еще не было, но экспертное мнение уже есть. Чудны дела господни. Хорошо хоть к нас в соцсети не заглянули, у нас каждый второй эксперт, хоть и не подполковник.
    ,

    Как смешно, ну прям обхохотаться можно. Эксперт он на то и эксперт, что думает до того как изделие появилось, а не по факту. Когда хохлам поставили HIMARSы мы тоже хохотали, мол их мало, они ничего не решат и тд. Сейчас уже не смешно как-то, после того как они прошлись по штабам и складам. Это лишний раз подчеркивает, что компетентные эксперты у них есть. Так что не вижу поводов для стеба как показала практика это печально заканчивается.
    1. +4
      17 января 2024 05:19
      Цитата: Александр Голотов
      а потом думать как ее использовать

      Пилон штука простая и главное второстепенная.
      Логично делать пилон под ракету а не наоборот.
      1. +9
        17 января 2024 06:51
        1. Перестал понимать всю эту шумиху с гиперзвуковыми ракетами. Что-то делают, испытывают, применяют. Подозрительно много шума.
        2. Как минимум одна страна с гиперзвуковыми ракетами ведет боевые действия, пишут, что применяли. Но на ход боевых действий никак эти пуски не повлияли.
        3. По прежнему- тысячи дронов будущее, а не вот эта экзотика.
        1. -12
          17 января 2024 14:40
          Гиперзвуковые Кинжалы прекрасно сбиваются " Патриотами"!
          1. 0
            17 января 2024 17:03
            Цитата: вадим dok
            Гиперзвуковые Кинжалы прекрасно сбиваются " Патриотами"!

            Это Вам Юрка Игнат сказал или Зек? Так у одного работа такая - врать, а другой наркоман.
          2. 0
            17 января 2024 23:15
            Цитата: вадим dok
            Гиперзвуковые Кинжалы прекрасно сбиваются " Патриотами"!

            Ага, а Черное море выкопали древние укры. Свежо предание :)
            1. +1
              8 марта 2024 12:15
              Кстати, истинная правда!

              Копали с использованием пердячьего пара))) поэтому в Черном море сероводорода много.
        2. 0
          18 января 2024 13:10
          Я думаю, что это работает все вместе. Но будем честны, наши ВС не используют ракетное оружие на всю катушку. Имею ввиду выбираемые цели для ударов, явно щадят.
        3. 0
          14 апреля 2024 21:38
          У каждой ракеты свой спектр применения, свои цели. Гиперзвук это не только престиж - это своего рода скальпель в военном искусстве. Найдутся цели, которые оправдают стоимость ракеты. Дроны и коптеры это тоже важное вооружение, не менее важное чем гиперзвук, это бесспорно.
  2. +3
    17 января 2024 04:30
    "Военное ведомство надеется начать развертывание оружия этого типа в рамках своей программы гиперзвуковых крылатых ракет (HACM), начиная с 2027 года. То есть, через два года."-простите,но минимум через три,а то у вас арифметика не сходится.
  3. +7
    17 января 2024 05:05
    Пилон, простите, не такая сложная деталь

    Простых деталей на летательных аппаратах не бывает. Его, пилон, надо разместить так, чтобы его в полете не сорвало с лонжерона, чтобы он не оказывал воздушного сопротивления. В пилоне размещаются различные коммуникации для управления подвешенным на него изделиям. Это весьма серьезное внесение изменения в конструкцию
  4. -1
    17 января 2024 06:26
    Опыт советско-российской конструкторской школы показывает, что от концепции до боевого изделия прошло около тридцати лет. Когда ее начали делать янки? В 2027 году все будет готово: ой ли?
  5. +3
    17 января 2024 06:37
    Хотел бы знать, что будут делать полсотни умных людей при конструировании пилона?
    1. +8
      17 января 2024 08:41
      Один человек будет на компе делать -3D модель. Потом по ней нужно сделать деталировку, возможно при большом кол-ве деталей подключат второго конструктора - для ускорения работы. Но это навряд ли. Инженер-электрик нарисует принципиальную электрическую схему (или схему соединений). Возможно ещё подключат к работе прочниста и аэродинамика. Итого - 5 чел. Что будут делать ещё 45 человек - не могу себе представить (много лет работаю начальником КО).
      1. +2
        17 января 2024 09:45
        Вот и я в недоумении! Но спишем все на излишнюю самоуверенность автора.
      2. 0
        17 января 2024 10:56
        Что будут делать ещё 45 человек - не могу себе представить

        Автор статьи явно в тренде новейших веяний в американской авиаотрасли, указав число в 50 человек для такой задачи. Вы правы - нормальному человеку такое трудно представить:
        https://eadaily.com/ru/news/2024/01/16/proschitalis-grazhdanskaya-aviaciya-ssha-ushla-v-shtopor

        Управление гражданской авиации США приняло повестку «разнообразия, равенства и инклюзивности» и активно набирает сотрудников с умственной отсталостью и психическими нарушениями.

        Ту же самую повестку проталкивает и сама корпорация Boeing. Причем ее руководству прямо выдают бонусы в зависимости от того, как много взяли на работу людей с «правильным» цветом кожи, гендером или инвалидностью. В 2022 году число таких назначений выросло на 47%.

        "...если правда оно,ну, хотя бы на треть..." то лет так через пять 737МАХ будет стандартом надеждности и безопасности.
      3. 0
        17 января 2024 14:45
        Нужно сделать масштабные модели ( причем не одну)этого пилона,продуть их в аэродинамической трубе.
        1. +1
          17 января 2024 18:32
          Нужно сделать масштабные модели ( причем не одну)этого пилона,продуть их в аэродинамической трубе.
          Пилон ничего не решает, обычно делают носитель и варианты пилонов, вдобавок проводятся трубные испытания на разделение ракеты и носителя. Этой классике уже больше 70 лет.
      4. D O
        0
        26 января 2024 20:52
        Итого - 5 чел. Что будут делать ещё 45 человек - не могу себе представить (много лет работаю начальником КО).

        Ну почему же. Компьютерную документацию изделия необходимо испытать в железе на соответствие ТЗ. То есть изготовить образцы, провести испытания и приемку изделия представителем Заказчика.
    2. +2
      17 января 2024 08:41
      Один человек будет на компе делать -3D модель. Потом по ней нужно сделать деталировку, возможно при большом кол-ве деталей подключат второго конструктора - для ускорения работы. Но это навряд ли. Инженер-электрик нарисует принципиальную электрическую схему (или схему соединений). Возможно ещё подключат к работе прочниста и аэродинамика. Итого - 5 чел. Что будут делать ещё 45 человек - не могу себе представить (много лет работаю начальником КО).
  6. 0
    17 января 2024 06:58
    То, что рано или поздно у американцев появятся гиперзвуковые ракеты сомнений не вызывает. А пока подключение СМИ к раскручиванию этой темы и неких
    подполковника ВВС США Джеффри Комивза, «эксперта по гиперзвуковому применению».
    «Эксперт по гиперзвуковому применению» без практики его применения это здорово. Очевидно информации черпает из СМИ о применении "Кинжала" на территории украины. Поэтому такие телодвижения с американской стороны и вызывают ощущение "лихорадочной суеты".
  7. -4
    17 января 2024 10:55
    Чтото долга американская хиперсониковая эпопея . Иногда вспоминается бессмертное чеховское - ''А был ли мальчик, может быть мальчика то и не было ...'' я не про разработки конечно, я про периодические бодрые пресс-релизы .
  8. Комментарий был удален.
  9. +5
    17 января 2024 13:29
    Пилон, простите, не такая сложная деталь. Полсотни умных людей в КБ (согласен, везде сейчас сложности с этим), пара месяцев дрессировки одного завода – и вот точно будет результат.

    Очередной урапатриотический поток мыслей, с реальностью не связанный.
    1. +6
      17 января 2024 18:34
      Очередной урапатриотический поток мыслей, с реальностью не связанный.
      Абсолютно согласен. Автор буквально во всём "разбирается". И всегда на одном уровне.
      1. +6
        17 января 2024 21:34
        Цитата: Авиатор_
        Очередной урапатриотический поток мыслей, с реальностью не связанный.
        Абсолютно согласен. Автор буквально во всём "разбирается". И всегда на одном уровне.
        Аналогичное мнение. Попытки автора излагать материал с юмором/стёбом не делают статью хорошей...
  10. +1
    17 января 2024 16:20
    Роман,но гиперзвук это 6Ми больше,а никак не 5М!Пять махов это всё ещё сверхзвуковая скорость.
    1. 0
      17 января 2024 17:28
      Везде пишут 4.5 или 5М и далее "гиперзвук". Дайте, пжлста, ссылку на ваш источник инфы.
      1. -1
        17 января 2024 21:18
        Дес-сами посторайтесь на основе информации которой в интернете навалом разобраться с этим вопросом. Наши военные инженеры ракетчики называют скорость в 6Махов и выше гиперзвуковой,а всё остальное от лукавого. Когда страна х не а состоянии создать подобное оружие,они начинают натягивать сову на глобус,подгоняя свои возможности под желаемый результат.
        1. +2
          18 января 2024 07:05
          Бережливый, так в том то и дело, что 100%(к. "навалом") открытой инфы в инете - про 5М. Т.е. искал, но не нашёл)), потому и попросил поделиться. Ваш отказ принимаю как отсутствие этой информации и у вас.
  11. +2
    18 января 2024 01:06
    Соглашусь с Александром Голотовым, относительно военно - аналитического "стёба" г-на Скоморохова.... Или г-н Скоморохов знает всё про всё, относительно "американского гиперзвука" или данный "опус" кем - то, ему, был, заказан (для укрепления патриотического духа в среде "экспертного сообщества" ВО)... Возможно, что весь "набор фактов", относительно "есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе" - американское информационное прикрытие для дальнейшего совершенствования данного оружия и введение в заблуждение потенциальных противников, с последующим, возможным, внезапным, его применением, на поле боя... Американцы достойные ученики британской MI6, а те умеют наводить "тень на плетень" и хранить секреты.... Вспомним убийство 35-го Президента США? Кто его убил, с "чьей подачи", 60, с лишним, лет, сплошные домыслы, догадки "аналитический стёб", Не более того... Понимая американскую прагматичность, выверенную, до мелочей, организацию научно - технических изысканий и их воплощение в "бронзе и мраморе", помноженные на финансовые возможности и организацию защиты военно - научных работ и организацию "дезы" (вспомним Манхэттенский проект, или недавнюю мировую пандемию KOVID-19), давайте будем сдержаннее в своих "аналитических порывах" особенно в вопросах создания, противником, образцов критически важных, для них, видов вооружения, боевой техники или средств доставки... Будем, пока, оставаться со скромной надеждой, что по гиперзвуку, Россия - впереди планеты всей, правд и про Иран говорят, что и он преуспел на данной "ниве" и "дышит нам в затылок".... Время всё расставит на свои места. Вот как -то так...
  12. 0
    5 марта 2024 11:58
    На Луну они тоже летали..якобы..Самая лживая и бандитская страна...
  13. 0
    14 апреля 2024 18:04
    Да у них и без этого ракет хватает, тех же томагавков развернуто 8000, думаю им пока нет особого смысла торопиться.
  14. 0
    11 мая 2024 12:43
    вопрос поясните как у них получается гиперзвуковая ракета на дозвуковом носителе В-52 по размерам она у них не больше нашего кинжала.