Popular Mechanics: 5 самых странных военных вертолетов

58
Popular Mechanics: 5 самых странных военных вертолетов
Советский опытный сверхтяжелый вертолет Ми-12


Американское издание Popular Mechanics живо интересуется авиационной техникой и рассматривает разные ее аспекты. К примеру, 6 января в нем вышла статья Кайла Мизоками «The 5 Weirdest Military Helicopters That Ever Flew» – «5 самых странных военных вертолетов, которые когда-либо летали». Автор рассмотрел вертолетную технику с точки зрения конструкции и эстетики.



Самые странные


Традиционно Popular Mechanics начинает статью с выводов. Напоминают, что за 98 лет существования вертолетостроения в его нынешнем виде были разработаны едва ли не тысячи разных конструкций самого разного вида. Тонкие лопасти несущей системы, вытянутые хвостовые балки и выпуклые фонари могут придавать вертолетам вид гигантских насекомых. При всем этом, специфическая эстетика конструкции часто связана с ее размерами.

В целом вертолеты странны. В отличие от самолетов, проходящих через воздух, они создают подъемную силу при помощи несущих винтов, подчиняющих воздушный поток. Военные вертолеты имеют автоматические пушки под носом фюзеляжа, точки подвески ракет под крылом или выпуклые корпуса для размещения десанта. На этом фоне выделяются пять вертолетов с наиболее странной эстетикой.

Ми-12


Самым большим вертолетом, поднимавшимся в воздух, был советский Ми-12, известный в странах НАТО под кодовым именем Homer. Он разрабатывался для ракетных войск стратегического назначения и должен был перевозить баллистические ракеты большой дальности к местам запуска в отдаленных районах. Габариты ракет стали определяющим фактором, и вертолет получился просто гигантским.


Длина этого вертолета достигала 114 футов (34,74 м) – почти как у пассажирского самолета Boeing 737. Размах крыла – 219 футов (66,75 м). Это был один из немногих летательных аппаратов, ширина которых значительно превышает длину. Ми-12 получил два несущих винта, расположенных на концах крыла. Каждый из них приводился в движение парой турбовальных двигателей Д-25ВФ – это был единственный в истории четырехмоторный вертолет.

Опытный Ми-12 поднял груз массой более 88,6 тыс. фунтов (40,24 т) на высоту 7,4 тыс. футов (2250 м). Также он мог вместить 100 бойцов с вооружением. Однако этот вертолет не пошел в серию. РВСН начали внедрять ракетное вооружение с другими принципами базирования и развертывания, и им более не требовался сверхтяжелый вертолет.

Gyrodyne QH-50 DASH


Вертолеты оказали влияние на разные сферы, и больше всего изменили противолодочную оборону. В пятидесятых годах растущий советский подводный флот в случае гипотетической Третьей мировой войны мог бы устроить еще одну Битву за Атлантику. Ответом на это в странах НАТО стали вертолеты, способные работать с кораблей, находить подводные цели и быстро реагировать на них, а также преследовать и срывать их атаки.


Беспилотный QH-50

В 1960 г. военно-морские силы США провели испытания беспилотного вертолета QH-50 DASH от компании Gyrodyne. Этот беспилотник получил несущую систему с двумя соосными винтами противоположного вращения, дававшую высокие летные данные и устойчивость в воздухе. Серийные DASH развертывались на старых эсминцах и должны были реагировать на появление подводной угрозы.

Беспилотный вертолет мог нести противолодочные торпеды Mk 44, доставлять их в район цели и сбрасывть. Также предусматривалось использование ядерной глубинной бомбы Mk 57 мощностью от 5 до 20 кт в тротиловом эквиваленте.

Ми-24


В марте 1969 г. в районе реки Уссури произошли столкновения советской и китайской армий. В этот период бывшие союзники, ставшие заклятыми врагами, усиленно работали над укреплением границ и усилением обороноспособности. Имея технологическое превосходство, СССР решил создать хорошо вооруженный бронированный вертолет, способный перевозить бойцов с оружием. Так началась история будущего Ми-24 «Горбач» (Gorbach) или Hind («Лань») в кодах НАТО.


Ми-24П в полете

Ми-24 стал первым советским ударным вертолетом. В отличие от американской техники этого класса, он мог прибыть в заданный район, высадить десант и затем самостоятельно поддержать его огнем. Самый ранний вариант этой машины, Hind-A, перевозил восемь бойцов и был вооружен 12,7-мм пулеметом, четырьмя блоками 57-мм неуправляемых ракет или противотанковыми AT-2 Swatter (3М11 «Фаланга»).

Вертолет получил два турбовальных двигателя ТВ3-117 мощностью по 2200 л.с. Они находились над кабиной и придавали вертолету узнаваемый горбатый вид.

Boeing Vertol CH-21 Shawnee


Одни вертолеты похожи на насекомых, другие – на птиц. Вертолеты с парой несущих винтов, расположенных в носовой и хвостовой частях, имеют длинный изогнутый фюзеляж, придающий сходство с бананом. С тропическим фруктом сравнивали несколько вертолетов, но первым «летающим бананом» был американский CH-21 Shawnee.


CH-21 армейской авиации США

«Шауни» относили к классу тяжелых вертолетов, и он мог перевозить до 20 чел. Он использовался в качестве десантно-штурмового средства в авиации армии и корпуса морской пехоты США. Как и другие американские вертолеты, он был назван в честь индейского племени, причем с благословления самих индейцев.

«Летающий банан» CH-21 поступил на вооружение в начале пятидесятых и эксплуатировался около 15 лет. В середине шестидесятых ему на смену пришел более крупный и мощный CH-47 Chinook, до сих пор остающийся на службе. Этот вертолет тоже был построен по продольной двухвинтовой схеме.

Ка-27


Popular Mechanics напоминает, что боевые корабли советской постройки были достаточно тесными. Их строили с учетом размещения максимального количества систем и вооружений, нередко в ущерб комфорту экипажа. Для ведения противолодочной обороны или выполнения транспортных задач эсминцы и фрегаты несли вертолет, и авиационной технике тоже приходилось работать в стесненных условиях.


Ка-27 российской морской авиации

ВМФ СССР нуждался в вертолете, который сможет уместиться в небольшом ангаре надстройки корабля-носителя, а также взлетать и садиться на палубу ограниченного размера. С учетом таких требований ОКБ Н.И. Камова разработало вертолет Ка-27, известный в НАТО как Helix («Спираль»).

Ка-27 похож на серого металлического шмеля. Он оснащен соосной несущей системой, как американский БПЛА QH-50, и не имеет рулевого винта для компенсации реактивного момента. Такая схема позволила сделать вертолет компактнее и короче. Для решения основных задач на борт Ка-27 обычно загружались гидроакустические буи, осуществлявшие поиск подводных целей. Также вертолет мог нести противолодочные торпеды. В кабине размещается до 16 человек.

Техника и эстетика


Автор Popular Mechanics предложил свой вариант списка из пяти самых странных военных вертолетов мира, основываясь на их экстерьере и связанных с ним особенностями конструкции. Возможно, этот список мог бы выглядеть иначе или включать куда больше образцов техники с теми или иными необычными чертами. Впрочем, и представленная точка зрения имеет право на жизнь.

Следует обратить внимание на то, что все перечисленные К. Мизоками вертолеты занимают важные места в истории авиастроения мира или своих стран. Каждый из них демонстрировал актуальный уровень развития технологий, запускал новый этап развития вертолетов и т.д. И все нововведения тем или иным образом отражались в облике и эстетике техники, а также вводили новую «моду», наблюдавшуюся в следующих конструкциях.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +37
    18 января 2024 04:34
    Что странного в Ми-24 и Ка-27 ? what
    Относительно самой статьи, то она больше соответствует уровню журнала "Мурзилка", для детей младшего школьного возраста. negative
    1. +17
      18 января 2024 04:49
      Что странного в Ми-24 и Ка-27 ?

      Очевидно, эта статья у многих вызовет одинаковые эмоции.
      Мне пришла в голову та же фраза, причём буквально от буквы до буквы. request
      1. +16
        18 января 2024 05:17
        Цитата: Морской Кот
        Очевидно, эта статья у многих вызовет одинаковые эмоции.
        Мне пришла в голову та же фраза, причём буквально от буквы до буквы.

        Костя, привет!
        Автор пишет открытым текстом:
        Американское издание Popular Mechanics живо интересуется авиационной техникой и рассматривает разные ее аспекты. К примеру, 6 января в нем вышла статья Кайла Мизоками «The 5 Weirdest Military Helicopters That Ever Flew» – «5 самых странных военных вертолетов, которые когда-либо летали»

        Т.е. эта статья Рябова является адаптированным переводом не слишком компетентного англоязычного автора.
        1. +10
          18 января 2024 11:04
          Цитата: Bongo
          Т.е. эта статья Рябова является адаптированным переводом не слишком компетентного англоязычного автора.

          Статья Мизоками в адаптированном переводе Рябова - это к-к-комбо ©! laughing
        2. +1
          19 января 2024 01:24
          Привет, Сергей! drinks
          Так он всё переписал ни разу не задумавшись. М-да, мельчает ВО, а жаль.

          А у меня постоянный снегопад с ветром, всё занесло, когда эта чёртова зима кончится!

          Поклон от меня Ольге! love
    2. +9
      18 января 2024 05:13
      Цитата: Tucan
      Относительно самой статьи, то она больше соответствует уровню журнала "Мурзилка", для детей младшего школьного возраста. negative

      Увы, не всегда уровень авторов соответствует нашим ожиданиям.... request
    3. +10
      18 января 2024 05:22
      Цитата: Tucan
      Относительно самой статьи, то она больше соответствует уровню журнала "Мурзилка", для детей младшего школьного возраста.

      Ну "Попмех" местами даже слабее "Техника молодежи" уж не говоря о "ЮТ". Ну и Мизоками эстет ещё тот - посчитать Ми-24 странным, а не красивым это странно.
      1. +2
        18 января 2024 20:03
        Ну "Попмех" местами даже слабее "Техника молодежи"
        Не местами, а всеми материалами. Тем более, что Попмех наполовину забит америкосовской рекламой.
      2. 0
        23 января 2024 21:32
        Ми 24 не то что красивый, он хищный, опасный в своем образе.
    4. +3
      18 января 2024 06:39
      Что странного в Ми-24...

      Наличие крыла, а не просто пилонов для подвеса. ЕМНИП в других серийных машин такая схема не применялась.
      Что странного в ...Ка-27 ?

      ПМСМ автору странна соосная схема как такая smile
      Был бы автор последовательнее, то включил бы и Карлсона, т.е. S-97 Raider Сикорского с толкающим винтом.
      1. Комментарий был удален.
      2. -3
        18 января 2024 08:07
        Цитата: dzvero
        Что странного в Ми-24...

        Наличие крыла, а не просто пилонов для подвеса. ЕМНИП в других серийных машин такая схема не применялась. ...

        Вы уверены что там на МИ-12 (В-12) уже был полноценное несущее крыло или только "квази крыло" лишь частично способное создавать подъёмную силу летательного аппарата в режиме полёта с крейсерской скоростью?
        1. +2
          18 января 2024 10:50
          Вы уверены что там на МИ-12...

          Мой коммент был про Ми-24; там именно крыло.
          Про Ми-12 не знаю; похоже на балку, но вполне возможно, что Вы правы.
          1. +2
            18 января 2024 11:14
            Мой коммент был про Ми-24; там именно крыло.
            Про Ми-12 не знаю; похоже на балку, но вполне возможно, что Вы правы.


            А ничего что на "кобре" тоже крыло? lol
            1. +1
              18 января 2024 13:30
              Крыло есть и на АН-60 и на АН-64; непонятно почему автор указал только на Ми-24.
              1. +2
                18 января 2024 20:09
                Крыло есть и на АН-60 и на АН-64; непонятно почему автор указал только на Ми-24.
                Вполне можно было прокомментировать переводную статью, сунув джапа в несуразности текста. Ну какое влияние оказал на развитие техники тот же Gyrodyne QH-50 DASH? Да никакого. И так далее, почти в каждом абзаце. Про схемы - продольная, поперечная - не знает не только джап, но и Рябов.
      3. +3
        18 января 2024 10:50
        "...Наличие крыла, а не просто пилонов для подвеса. ЕМНИП в других серийных машин такая схема не применялась..".
        Ми-6. С крыльями. Серийный. Разумеется, не чисто военный вертолет, скорее двойного применения
        1. +2
          18 января 2024 10:53
          Ми-6. С крыльями.

          Забыл про него, а автор статьи наверное о нем вообще не слыхал smile
        2. -8
          18 января 2024 11:54
          Цитата: tolancop
          "...Наличие крыла, а не просто пилонов для подвеса. ЕМНИП в других серийных машин такая схема не применялась..".
          Ми-6. С крыльями. Серийный.

          Посмотрите на фото Ми-6, эти крылышки больше имеют декоративную роль даже снижая тех. характеристики вертолёта и совсем не в состоянии обеспечивать подъёмную сило во время полёта даже с крейсерской скоростью. Сам до конца не понимаю зачем их сюда вообще прилепили, это ведь даже абсолютно не конвертоплан а какое-то в общем откровенное недоразумение!
          1. +2
            18 января 2024 15:45
            Посмотрите на фото Ми-6, эти крылышки больше имеют декоративную роль даже снижая тех. характеристики вертолёта и совсем не в состоянии обеспечивать подъёмную сило во время полёта даже с крейсерской скоростью. Сам до конца не понимаю зачем их сюда вообще прилепили, это ведь даже абсолютно не конвертоплан а какое-то в общем откровенное недоразумение!


            25% это конечно декоративно. lol
            1. +6
              18 января 2024 18:02
              Сам до конца не понимаю зачем их сюда вообще прилепили, это ведь даже абсолютно не конвертоплан а какое-то в общем откровенное недоразумение!

              Характерная для нынешнего сайта картина - невежественный ноунейм пытается представить себя более сведущим в вопросе, чем профильное конструкторское бюро с мировым именем, почти 80 лет проектирующее вертолеты.
              Открываем книгу
              Вахитов А. Ф., Буров Б.В. «Вертолёт Ми-6А». Москва, изд. «Транспорт», 1977 г.
              на стр. 39. На ней написано, что крыло предназначено для уменьшения динамической нагрузки на несущий винт на больших скоростях полета и рассчитано на 25 процентов максимального взлетного веса.
          2. +1
            18 января 2024 20:12
            Сам до конца не понимаю зачем их сюда вообще прилепили,
            Они разгружали несущий ротор при поступательном движении, вот тут уже есть численные данные - на 25%
          3. +1
            8 февраля 2024 12:37
            Эти крыля могли помочь при взлете по самолетному
            1. +1
              13 февраля 2024 15:35
              Эти крыля могли помочь при взлете по самолетному

              Не только при взлете по-самолетному. Где-то в тырнете попадались воспоминания вертолетчика МИ-6. Даже умеренный ветер помогал при большой загрузке взлетать вертикально. Т.ч. даже на МИ-6, как ни странно, предпочитали ветренную погоду.
    5. 0
      18 января 2024 11:12
      Перепечатать из Википедии или других источников проще простого . Можно иногда переставить слова или предложения и … готова новая работа .
    6. 0
      19 января 2024 21:37
      Ми24 не может зависать, а Ка имеет соосную систему, для кого то это странное.
      1. 0
        8 февраля 2024 12:37
        Как это так , ми 24 зависает .
  2. +7
    18 января 2024 05:09
    Почему автору серийный вертолет Ми-24 показался странным? laughing
    1. -5
      18 января 2024 08:18
      Цитата: Голландец Михель
      Почему автору серийный вертолет Ми-24 показался странным?
      Потому что автор чётко пишет что это
      Советский опытный сверхтяжелый вертолет Ми-12
      а никак не серийный. Заявленная грузоподъёмность в 40 тонн не всегда достаточна для того чтобы "тащить бегемота из болота", к примеру танк из болота или гружённый вагон на 64 тонны. В большую серию он не мог пойти так как для него не оказалось достаточной области экономически обоснованного применения.
      1. +3
        18 января 2024 08:27
        Цитата: venaya
        а никак не серийный

        Похоже, у вас какой-то другой текст. Я говорил о Ми-24 wink
      2. +5
        18 января 2024 10:56
        Цитата: venaya
        В большую серию он не мог пойти так как для него не оказалось достаточной области экономически обоснованного применения.

        Это в семидесятых-то не было гражданского применения для вертолёта с грузовой кабиной как у Ан-22? belay
        Да те же нефтяники душу бы отдали за машину, способную таскать тяжёлый негабарит.
        1. 0
          18 января 2024 12:17
          Цитата: Alexey RA
          .. те же нефтяники душу бы отдали за машину, способную таскать тяжёлый негабарит.

          Для подобных целей и велись разработки экономически обоснованных проектов, в качестве примера можно назвать проект вертолёта Ми-32 со значительно улучшенными эксплуатационными характеристиками. К примеру грузоподъёмность у него больше 55 тонн а использование трёх винтов значительно снижает индукционные потери за счёт снижения перетоков воздушных масс. Я так понимаю что тогда не удалось доказать экономическую эффективность данного проекта, на современном технологическом уровне данный проект осуществить уже значительно проще.
        2. 0
          18 января 2024 15:50
          Это в семидесятых-то не было гражданского применения для вертолёта с грузовой кабиной как у Ан-22? belay
          Да те же нефтяники душу бы отдали за машину, способную таскать тяжёлый негабарит.


          Так была для этого машина.
          1. +2
            18 января 2024 16:25
            Цитата: vovochkarzhevsky
            Так была для этого машина.

            Грузоподъёмность в два раза меньше, чем у В-12. Плюс только наружная подвеска или открытая платформа между стойками шасси - вместо закрытой грузовой кабины 28×4,4×4,4 м.
            1. 0
              18 января 2024 16:28
              Читайте.
              https://crown-airforce.narod.ru/aviaprom/heli/podveska_para.html
              1. +3
                18 января 2024 16:37
                Ещё лучше: опять внешняя подвеска, но уже два вертолёта. Это, несомненно, намного удобнее и проще, чем один вертолёт с грузовой кабиной Ан-22. wink

                Сдаётся мне, что В-12 зарубили не из-за отсутствия достаточной области экономически обоснованного применения, а просто потому, что гражданским нужна была уже готовая машина - принятая военными и дошедшая до серийного производства - как отпочковавшийся от армейского заказа Ми-10К. А КБ Миля, для которого армейские заказы были в приоритете, плюнуло на отвергнутый военными В-12 и переключилось на следующий проект - будущий Ми-26.
                1. 0
                  18 января 2024 19:54
                  а просто потому, что гражданским нужна была уже готовая машина - принятая военными и дошедшая до серийного производства - как отпочковавшийся от армейского заказа Ми-10К.


                  Ми-10 делался для ГВФ но он их не устроил. Потому его спихнули в армию, а вот Ми-10К приняли на ура. И перевозка крупногабаритных грузов внутри кабины не всегда оправдана.
                  1. 0
                    19 января 2024 12:10
                    Цитата: vovochkarzhevsky
                    Ми-10 делался для ГВФ но он их не устроил. Потому его спихнули в армию, а вот Ми-10К приняли на ура.

                    Не совсем так. Исходный В-10 разрабатывался параллельно и для военных, и для ГВФ. Была тогда такая мода на "универсалы" (достаточно вспомнить БДК-сухогруз пр. 1171). Но главными при разработке были требования именно военных.
                    Машину предполагалось использовать как в народном хозяйстве, так и в Вооруженных Силах. Требования военных существенно отразились на ее облике. Прежде всего следовало создать фюзеляж с достаточно объемной грузовой кабиной, предназначенной для размещения группы сопровождения и системы обогрева спецгрузов, которые предстояло перевозить на внешней подвеске.
                    © Колосс на стальных ногах. Авиация и время, 2002 г., № 03.
                    В серию Ми-10 пошёл с 1962 г. После этого милевцы модернизировали машину под требования ГВФ, сделав летающий кран Ми-10К с подфюзеляжной кабиной.
                    Первый прототип Ми-10К переделали на опытном производстве милевской фирмы из третьего серийного вертолета №5680202К.
        3. 0
          18 января 2024 20:14
          Да те же нефтяники душу бы отдали за машину, способную таскать тяжёлый негабарит.
          Там не душа была нужна, а средства на освоение Ми-12 в производстве и эксплуатации. А вот тут почему-то не срослось.
        4. +1
          8 февраля 2024 12:40
          Там хватало Ми 6 , Ми 10 . Они во всю использовались в то время . Швейцарцы использовали наши вертушки при установки линии передач в горах
  3. +5
    18 января 2024 05:35
    ИМХО, у корне неправильная статья. Гораздо правильнее было бы прокомментировать статью американских "специалистов" с точки зрения их "странностей".
  4. +1
    18 января 2024 05:36
    Тяжело было автору набрать пятёрку самых-самых.
    1. +2
      18 января 2024 07:56
      Ну так то да, кроме Ми-12 есть несколько других серийных машин, в корне отличающихся от множества привычных классической схемы (типа Ми-8), соосной (Камовские), продольной (Чинук/Як-24). Такие, как:
      Ка-22 и Fairey Rotodyne, В-7 и Hiller YH-32 Hornet, Синхроптер
      Kaman K-Max. От себя бы добавил Ми-10 первых партий с огромными ногами
  5. +5
    18 января 2024 05:54
    "Популярная механика" - и есть "Мурзилка" для взрослых.
  6. +4
    18 января 2024 06:19
    Вертолёт Яковлева автору странным не показался? Статья перевод очередного творения Британских ученых...
  7. +4
    18 января 2024 06:36
    Если бы автор не пересказывал выдумки этого американца, а квалифицированно его раскритиковал, было бы интересно. Наверное квалификация автора не позволяет, однако...
  8. +1
    18 января 2024 07:30
    Самым большим вертолетом, поднимавшимся в воздух, был советский Ми-12
    Он же В-12. По поводу тяжелых, с большой грузоподъемностью вертолетов - в этом СССР был впереди планеты всей. Достаточно вспомнить более ранний Ми-6, Ми-10, Ка-22.
    1. 0
      18 января 2024 20:18
      По поводу тяжелых, с большой грузоподъемностью вертолетов - в этом СССР был впереди планеты всей.
      И до сих пор остался - крупносерийный двадцатитонник Ми-26.
  9. +4
    18 января 2024 08:07
    На сайте своих "странных" авторов типа Зотова мало, решили еще и зарубежных подтянуть? При этом еще и переводчик далек и от авиации, и от знания языка переводимой статьи. В итоге имеем "мурзилку в квадрате", притом уже в названии статьи, потому как Weird в данном случае переводится как "необычный".
  10. +1
    18 января 2024 08:27
    Самым большим вертолетом, поднимавшимся в воздух, был советский Ми-12
    Он никогда не был Ми-12, предполагалось что так будет называться при запуске в серию. Оба построенные экземпляра проходили испытания под именем В-12
  11. +1
    18 января 2024 09:40
    как по мне так у сеньора Мизоками странноватые параметры странности.... hi
  12. +3
    18 января 2024 11:02
    Шикарно. То есть, Ка-27 для автора - странный.
    А вот двухвинтовой вертолёт-синхроптер HH-43 / OH-43 от "Каман" - это норма, расходитесь, здесь на на что смотреть ©. smile
  13. +2
    18 января 2024 15:58
    Хорошее видео, Ми-6 к жизни возвращают.

  14. 0
    18 января 2024 16:28
    Это красота по американски ,это русские вертолеты страшные .
    1. -2
      18 января 2024 19:55
      Это красота по американски ,это русские вертолеты страшные .


      Вы любитель извращений?
    2. 0
      19 января 2024 12:13
      Цитата: APASUS
      Это красота по американски

      Ну да, некоторое соответствие американским стандартам красоты наблюдается - чёрная бодипозитивная машина. Всё портит выпирающий вперёд проклятый символ маскулинности - надо бы его обрезать. smile
  15. Комментарий был удален.
  16. Комментарий был удален.
  17. 0
    19 января 2024 21:36
    Чемодан и в СССР делали и что?
  18. 0
    19 февраля 2024 00:28
    Скромно и без прекрас . Кстати сразу было отмечено издание Popular Mechanics. Автор лишний раз тонко подчеркнул лишь тот факт что к отечественной авиации проявляется неподдельный интерес со стороны американской и европейской широкой общественности увлекающейся авиационной механикой и не только. Особенно стоит отметить краткое описание каждого изделия в котором отсутствует уточняющая информация относительно комплектации каждого изделия что свидетельствует о том авторы издания более чем знакомы с боевыми качествами отечественной авиатехники , а потому обычного американо-европейского военного ожидают многочисленные сюрпризы по опыту проведения украинской компании с участием американо-европейских наемников которые были очень удивлены качеством работы отечественных систем вооружений не смотря на свой возраст качество работы которых во многом зависит от подготовленности личного состава. Автор заметки как всегда удостоен внимания форумчан что не удивительно. С моей точки зрения заметка сбалансирована и актуальна. Автору спасибо good drinks
    1. 0
      22 марта 2024 20:44
      Уважаемый автор вы зачем суете в текст кодовые имена клички придуманные для нашей техники в странах НАТО (то есть нашими недругами ) размеры указываете в футах, а только потом в метрах, и причем в скобках , если вам самим дадут кличку это вам понравиться нет? если вам так мила западная терминология то и пишите для западной аудитории ,