По понятиям Брехона – как жили древние ирландцы

39
Одна из первых юридических школ брехонов - Замок Рэдвуд
Одна из первых юридических школ брехонов – Замок Рэдвуд


В Интернете существует много представлений о законах Брехона и о том, насколько они были продвинутыми, хотя, по мне, только часть из них можно назвать такими. Система была основана на компенсации, в отличие от нашей современной системы тюремного заключения. То есть вместо тюрьмы или изгнания за своё преступление вы должны были просто возместить ущерб. И всё это зависело от вашего социального статуса и ранга.



Средневековая Ирландия была далека от равноправного утопического общества, каким её можно встретить на англоязычных сайтах. Общество было иерархичным и неравноправным. Законы чётко отражают это и показывают, что ранг был важен. Следовательно, преступление против человека более высокого ранга влечёт за собой большее наказание, чем такое же нападение на человека более низкого класса. Местное право никогда не было таким же, как римское, где все граждане были равны.

Кто такие брехоны?


Законы распространяли брехоны – древнеирландские странствующие судьи, которые были привилегированным сословием. В их задачу входило сохранение и трактовка законов. Появились первые брехоны ещё в 3 – 4 в. н. э., а первый свод законов датируется примерно 7 в. Именно тогда судьи начали записывать их в тома и трактаты, которые стали впоследствии основой законодательств многих стран.

Брехоны были мудрыми людьми в древней Ирландии, к ним приходили для решения споров между членами семьи. Иногда к ним обращались короли, как к советникам в спорном вопросе. Часть судей жили в определённом клане и решали только его дела. Профессия брехона в большей части передавалась по наследству. Я нашёл информацию, что нужно было отучиться около 20 лет, чтобы стать качественным судьёй. Поэтому на них возлагалась большая ответственность. Если брехон выносил неправильный или несправедливый вердикт, то должен был возместить ущерб от своего решения.

Общее представление


Многие детали древнеирландского права мы можем подчерпнуть из книги «Утраченные законы Ирландии» Кэтрин Дагган.

«Законы раскрывают культуру, в которой были разработаны современные концепции, такие как равенство, социальная мобильность, халатность, непредвзятые свидетели, справедливый и открытый судебный процесс, и права женщин.»

Но большую работу в трактовке и донесении до нас древнеирландского кодекса провели учёные О’Карри и О'Донован. Первый, проведя годы в Дублинском Тринити-колледже, Королевской ирландской академии, Британском музее, Оксфорде, переписал 8 томов древних законов, а его коллега – 9 томов. Но это только часть законов Брехона, ведь в тех же библиотеках есть ещё непереведённые тома.

В первых двух томах содержится предисловие, законы о воспитании, владении имуществом, социальных связях, заложниках. Третий том посвящён праву о гражданских правонарушениях. Большая часть законов исходит из изречений короля Кормака Мак Эйрта и воина Сенфаэлада. 4 и 5 книги трактуют законы о владении, аренде, праве на воду, разделе территории, социальных рангах, церкви, вождях, обещаниях, профессиях. По большей части в опубликованные учёными тома входят трактовки законов древних ирландцев, примечания и комментарии.

Древняя Ирландия делилась более чем на 100 королевств – тауты. Между подданными каждого таута устанавливались связи. Если был договор дружбы, то подданные обеих королевств имели одинаковые статусы. Если же тауты не дружили между собой, то человек, попадающий в другое королевство, имел «юридический» или «посторонний» статус. Это если повезло. Также был низший ранг – «не человек». Если представителю этого ранга нанесли ущерб, то законодательно это не считалось преступлением. И у такого человека, за исключением его таута, нигде не было прав.

Также в законах Брехона встречаются люди со статусом «Серая собака». Как правило, они приходили из-за границы. Никакими правами такие мужчины не обладали. Они могли жениться на девушке высшего ранга, тогда у них менялся статус, но прав у них было немного. Например, заключать договоры могли только с разрешения жены. Её же первенство было и в воспитании детей.

Ещё есть статусы, обозначающие монахов и паломников, потерпевших кораблекрушение, изгнанников. Если в отношении последних совершалось преступление, то расплата была невысокой либо полностью отсутствовала. Таким образом, мы видим, что система классов была чётко распределена, и ни о каком равенстве говорить не стоило. Но люди могли менять статусы – повышать его, если становились богаче или получали новую должность, понижать – если банкротились, совершали проступки и т. п.

Содержание закона Брехона


За свои преступления люди наказывались платой за честь – некой суммой, которую преступник выплачивает за убийство, сатиру, побои, отказ в гостеприимстве. Никаких пыток и т. п. В паре источников встречал пример наказания за то, что человек высшего ранга добавлял кашу в мёд человеку низшего ранга. Это трактовалось как предоставление неправильной еды. Видимо, какую-то субординацию в этом плане они должны были соблюдать.

От наказания не освобождался даже король провинции. Если он кого-то оскорбил, то должен откупиться за это 42 дойными коровами. Обычный мужчина платил за такое одну корову. Она равнялась одной унции серебра (чуть больше 28 грамм). Чем выше ранг, тем выше плата. С духовенства и высших сословий спрос был большим.

У каждого человека была так называемая своя цена чести. И она соответствовала его статусу. Если кто-то более статусный обвиняет вас в чём-то, то ему верят больше, потому что его цена чести весомее. Доказательства рассматривают с обеих сторон, но у человека с большей ценой чести выше шанс оказаться правым в суде.

Рассмотрим убийство. Человек убивает кого-то, суд Брехона назначает ему штраф, который выплачивают его ближайшие родственники. Наказание ложилось на нескольких людей, что заставляло преступника несколько раз подумать, прежде чем что-то сделать. За непреднамеренное убийство штраф снижался вдвое. Если преступник умирал до суда, то ответственность с его близких снималась, и ничего они не выплачивали семье убитого. Ирландцы придерживались мнения, что «преступление умирает вместе с преступником». Если же преступник и его окружение не платили штраф, то его можно было убить. Вот убийство женщины каралось сурово. За него могли отсечь руку или ногу и даже убить. А вот если убила сама женщина, то ей давали весло, лодку, миску каши и отправляли по течению реки. Вот такое равноправие.

Если вы нанесли травму человеку, то за ним 9 дней ухаживают родственники. Врач по истечении этого срока осматривает пострадавшего. Если тому лучше, но он продолжает лечиться, то вы продолжаете оплачивать этакий больничный. В дом к больному человеку не допускают дураков, сумасшедших, слабоумных. Также там нельзя играть в карты, шуметь, объявлять новости, драться. Тишина и покой во всех смыслах. Вплоть до того, что свиньям нельзя визжать, а собакам лаять. Да, у них это было прописано.

Ранние законы Брехона определяют два вида изнасилования – обычное и по пьяни. В первом случае штраф выплачивался всегда. За замужнюю обязан заплатить полную цену, за наложницу – половину штрафа. Во втором случае были исключения. Если замужняя пьяная женщина осталась одна в таверне, её по пьяни изнасиловали, то денег ей не выплачивали. Также историки пишут, что 8 типов женщин не получали компенсацию за изнасилование по пьяни. Я нашёл только два типа – проституток и прелюбодеек. За сексуальные домогательства также есть свои расценки. Поцеловал против воли – платишь штраф. Задрал юбку, опозорив женщину, тоже штраф. 10 унций (280 грамм) серебра за руки под платье, прикосновения к замужней.

Были интересны и споры, касающиеся развода. Во-первых, первого февраля муж и жена могли официально развестись. Во-вторых, право подать на развод у жены есть в том случае, если у мужа появилась любовница, он распространяет клевету о жене, не может её содержать или обманом женил её на себе. Также можно развестись, если мужчина импотент, очень толстый, бесплоден или любит мужчин. Последние два пункта могут быть основанием для того, чтобы он стал священником. Мужчина же может развестись, если жена ему изменила, делает аборт, ворует, портит репутацию мужа или не может кормить ребёнка молоком. Вот такие абсолютно разные и иногда странные поводы для развода.

Женщинам в Ирландии того времени жилось чуть лучше, чем в других частях Европы. Да, у дам были права на развод, они могли получить деньги за насилие, иногда владели недвижимостью. Но в целом женщины считались частично дееспособными и не могли заключать никаких сделок без разрешения опекуна – отца, мужа, сына. Хотя были редкие исключения, когда женщины владели землями, даже были королевами.

В древней Ирландии было принято отдавать детей в другие семьи на воспитание. И приёмные родители часто становились ближе родных. Приёмная семья занималась образованием. Родители платили за своих детей – больше за девочек, которых тяжелее воспитывать, и пользы в будущем от них меньше. Детей низших рангов обучали готовить, колоть дрова, ухаживать за животными. Более статусных детей обучали стрельбе из лука, езде на лошадях, плавать.

Давайте рассмотрим несколько интересных, на мой взгляд, законов:

• Если преступник ударил кого-то, и у потерпевшего образовалась шишка без крови, то штраф равнялся двум коровам.
• Рабы = процветание господ. Освобождение рабов рассматривалось как аморальный и антиобщественный акт, который может повлечь за собой сверхъестественное возмездие.
• Жених платит отцу невесты выкуп в виде земли, коров, лошадей или денег. Каждый супруг обладает правами только на ту вещь, которую он принёс в дом.
• Мужчина, который не кормит беременную женщину, платит штраф.
• Если муж из-за апатии не занимается сексом с женой, то должен заплатить штраф.
• Если женщина пригласила мужчину к себе домой ради интима, но при этом начала кричать, что она вдруг против, то он может её изнасиловать безнаказанно. Если же договорённости не было, то мужчина считается преступником.
• Дети обеспечивают стариков ежедневно банкой молока и овсяной лепёшкой. Каждую субботу они обязаны им мыть голову, а каждые три недели купать.
• Если из-за действий врача пациенту стало хуже, то он возвращает деньги и возмещает ущерб.
• Мирянину разрешается на ужин выпивать шесть пинт (3 литра) эля, монаху только три пинты, чтобы он мог прочитать молитву.
• Хозяин обязан накормить любого гостя.
• Если вы заложили ювелирное украшение кредитору, то он обязан вам временно его выдать на торжественное мероприятие. Если вы выйдете в свет без украшения по вине кредитора, то это считается унижением, и он выплачивает штраф.
• Арфисты считались музыкантами благородного происхождения. А вот у трубачей, литавристов, флейтистов, жонглёров, фокусников, наездников нет своего статуса.

В итоге свод законов Брехона продержался примерно до 17 века, пока англичане полностью не искоренили его. Им не нравилось, что у простых людей были такие обширные права. Корона пыталась уничтожить документы, какие-то упоминания законов. Но всё же до нашего времени дошло достаточно материалов, по которым мы можем частично воспроизвести быт древних ирландцев.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    23 января 2024 03:21
    Родители платили за своих детей – больше за девочек, которых тяжелее воспитывать, и пользы в будущем от них меньше.


    Интересно, это личное мнение автора статьи или в законах прописано? laughing
    1. 0
      24 января 2024 00:41
      Такое мнение нашел в иностранном источнике. Вроде бы как ссылается на исследования мною упомянутых учёных. Но это и логично. Девушек хоть и уважали больше, чем в других странах, но по факту от них толк только в деторождении был. Парней они больше ценили за то, что они могут работать, воевать и т.п.
      1. 0
        25 января 2024 12:24
        Взял жену из глубинки. Огород,скотина,все такое.. И вот заметил разницу в отношении,что позволено ее брату и ей. Разница есть,потому что ,как я понял, без его работы(физической), хозяйство не вытащить. Т.е. люди живут старым укладом и я предположил, что если отбросить все достижения современной цивилизации, то эта разница в отношении была б еще более наглядна и возможно закреплена каким -либо образом .
  2. +3
    23 января 2024 04:11
    Также там нельзя играть в карты

    В описываемое автором время игральных карт ещё не было...
    1. +3
      23 января 2024 07:17
      Цитата: Luminman
      Также там нельзя играть в карты

      В описываемое автором время игральных карт ещё не было...

      Потому и нельзя -- нельзя же играть в игру, которая не существует? wink

      Доброе утро, Николай! hi
  3. +2
    23 января 2024 05:40
    В итоге свод законов Брехона продержался примерно до 17 века, пока англичане полностью не искоренили его.
    И это естественно,Ирландия оккупирована британцами,на оккупированной территории действуют законы оккупантов
  4. +3
    23 января 2024 06:48
    Что-то я расстроен этой статьёй...

    Почему так мало хронологии, автор? А век, между прочим, пишется римскими цифрами, а не арабскими. Как-то грустновато...
    1. 0
      24 января 2024 00:46
      А какую хронологию хотели бы тут видеть? Я просто решил описать некоторые интересные законы, найти в них что-то особенное для тех времён. Даты выпуска законов нет, они годами формировались устно, потом письменно. Много подлинников сожгли англичане. И ирландцы жили у себя по ним что в 9 веке, что в 14. Они особо не менялись
      1. +1
        24 января 2024 06:56
        Цитата: LOKOmen93
        А какую хронологию хотели бы тут видеть? Я просто решил описать некоторые интересные законы, найти в них что-то особенное для тех времён. Даты выпуска законов нет, они годами формировались устно, потом письменно. Много подлинников сожгли англичане. И ирландцы жили у себя по ним что в 9 веке, что в 14. Они особо не менялись

        Тем не менее история без хронологии = брачная ночь без невесты, учтите это на будущее. И, да, век пишется римскими цифрами: XVII, а не 17. И ещё: когда Вы писали положения некоторых законов, лучше использовать цитаты -- так надёжнее. И лучше не надо брать основную информацию из Википедии -- заклюют, так как здесь, на ВО, Википедию не любят.
  5. +2
    23 января 2024 07:06
    Да, у дам были права на развод

    Ирландия католическая страна, а у католиков разводиться можно только при очень весомых на то причинах wink
    1. +4
      24 января 2024 05:38
      Эти ирландские законы восходят ко временам язычества, когда Ирландия была свободна. Католичество там насадили англичане огнем и мечом при завоевании. А потом Генрих VIII вывел Англию из католичества, но ирландцы остались тверды в католической вере. Такие вот сюрпризы порой преподносит история.
      1. +3
        24 января 2024 07:29
        Цитата: Наган
        Католичество там насадили англичане

        Католичество там ещё с VII века, когда англичан, а вернее саксов и англов, ещё самих обращали в христианство
        1. +2
          24 января 2024 07:48
          Цитата: Голландец Михель
          Католичество там ещё с VII века

          Присутствовало, но не было официальной религией государства. Таковой, а также единственно дозволенной и обязательной, ее сделало английское завоевание.
  6. +7
    23 января 2024 08:48
    Также можно развестись, если мужчина импотент, очень толстый, бесплоден или любит мужчин. Последние два пункта могут быть основанием для того, чтобы он стал священником.

    Не понял - там в священники шли не от веры? А от бесплодия и любви к мужчинам?
    1. +3
      23 января 2024 21:38
      Вот пазл и сложился: Папа Римский благословил однополые браки. Больше католических священников, хороших и разных)
    2. +1
      24 января 2024 00:48
      Кто-то может и шел. Я лишь написал то, что у таких мужчин была возможность пойти с горя в священники, если с женой не задалось, и местный суд признал его неудачником в этом плане))
      1. 0
        24 января 2024 16:57
        Цитата: LOKOmen93
        у таких мужчин была возможность пойти с горя в священники, если с женой не задалось

        С паршивой овцы хоть шерсти клок?)
  7. +7
    23 января 2024 11:32
    Очень интересная статья . А автор то растёт . Не огорчайтесь за критику , Сергей, просто здесь контингент требовательный, хотя есть любители подокапываться ради самого процесса .
    1. +3
      24 января 2024 00:49
      Спасибо) Да я уж понял, что есть по делу критика, есть просто от вредности. И хорошо, что по делу её больше, стараюсь прислушиваться, но не всегда удаётся себя и тексты изменить сразу
  8. 0
    23 января 2024 11:46
    В Интернете существует много представлений о законах Брехона и о том, насколько они были продвинутыми, хотя, по мне, только часть из них можно назвать такими.
    Система была основана на компенсации, в отличие от нашей современной системы тюремного заключения. То есть вместо тюрьмы или изгнания за своё преступление вы должны были просто возместить ущерб. И всё это зависело от вашего социального статуса и ранга.

    Очередной ушат невежественной зотовщины. То, что автор обозвал брегонов брехонами - это еще пол беды. Беда в том, что автор совершенно не понимает о чем пишет, поэтому несет несусветную дичь. К сведению автора - древнеирладское право (брегонский закон) - это гражданское право, то есть отрасль права, регулирующая имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие е между отдельными гражданами.
    А тюремное заключение - это вид уголовного наказания, предусмотренный уголовным правом за уголовные преступления. Это несравнимые вещи.
    1. +3
      23 января 2024 17:13
      "А тюремное заключение - это вид уголовного наказания, предусмотренный уголовным правом за уголовные преступления. Это несравнимые вещи."

      А долговая яма, разве не тюрьма? Я не юрист, но, кажется, отношения с кредиторами - это часть гражданского права. Я понимаю, что в данном случае тюрьма - не столько наказание, сколько способ оказать давление, стимулировать, так сказать, должника, но все равно же - лишение свободы, тюрьма.
      1. +1
        23 января 2024 17:52
        А долговая яма, разве не тюрьма?

        Помещение в долговую тюрьму - это тоже уголовное наказание. Это называется уголовная ответственность за долги.
        Тут имеется такой нюанс. С одной стороны, исполнительное производство является частью гражданско-процессуального права. Но способы обеспечения обязательств могут быть уголовными наказаниями.
        1. +2
          24 января 2024 07:36
          "Тут имеется такой нюанс. С одной стороны, исполнительное производство является частью гражданско-процессуального права. Но способы обеспечения обязательств могут быть уголовными наказаниями."

          Спасибо за разъяснение, я очень плохо знаю юридические тонкости, в том числе УК. К счастью :)
    2. +5
      24 января 2024 01:07
      Тебя я оставил напоследок. Очень редко отвечаю тут, но комменты все читаю.
      Я рад, что ты читаешь мои статьи, пусть даже негативно комментируешь. Да, специфика у сайта одна, я писал всегда в другом ключе. Перестраиваюсь. Судя по количеству твоих комментариев на сайте - времени полно у тебя. Так может ты и изучишь правила чтения - brehon читается как брехон. Можно даже х опустить. Но уж точно не брегон. Это, если уж быть дотошным, как ты)
      И о каких правах уголовных, гражданских мы можем говорить, как-то их делить, если там все вперемешку было? Это сейчас идет разграничение, тогда все одно. Молодец, что вставляешь свои юридические знания. У меня самого вышка, так что и тут ты не прав.

      Смотрю, тебе везде нравится упоминать зотовщину) Приятно, что ты придумал новое слово, помнишь мою фамилию. А я даже твой ник с именем не знаю. Но мне это и не нужно.
      1. -4
        24 января 2024 03:25
        Так может ты и изучишь правила чтения - brehon читается как брехон.

        Оказывается Вы не только невежда не имеющий понятия о правилах практической транскрипции собственных имен, но и невежа, не имеющий понятия о правилах общения.
        У меня самого вышка

        Судя по Вашему творчеству, у Вас и со средним не все благополучно, не то что с высшим.
        Исходя из Вашей реакции, мой комментарий Вам очень не понравился. И ник Вы запомнили. Но ничего положительного о Вашем творчестве написать не получается. Может в будущем, пока увы, только пожелание творческих успехов.
  9. +6
    23 января 2024 12:47
    Занятно ,весьма занятно)) Этакое "народное право" ) Спасибо Автор !
    1. -5
      23 января 2024 13:47
      Спасибо Автор !

      Да, докатился сайт. Уже даже за такое творчество благодарят.
    2. +5
      23 января 2024 15:18
      Что-то наподобие домостроя или шариата , не ?
      1. +6
        23 января 2024 15:28
        Любой закон это "что-то наподобии Шариата или Домостроя". Вопрос в степени подобия -)
        А вообще говоря "шариат" насколько мне известно это форма религиозного права , а Домострой это не столько правовой или законодательный,сколько социально регламентирующий кодекс.

        Проблема современных законов в их чрезвычайной раздутости и отсутствии необходимости законодателя членораздельно (и в принципе) пояснять необходимость наличия того или иного элемента . Во времена народного права и прото-законов с этим было куда проще т.к там за многими законами стояли понятные принципы.
        Конкретно если судить по написанному автором тут был принцип "материального возмещения" со статусными издержками. Если сейчас какого-нибудь чела просто посодють и он будет коптить воздух а все это будет обосновываться какой-то чепухой вроде социальной опасности (как будто она исчезнет после окончания срока) или соображениями неотвратимости наказания ,сферическими в вакууме - то тогда это строилось на куда более эмпирически внятном фундаменте .
        С другой стороны состоявшаяся жизнь на 30 коров это такая же вызывающая вопросы вещь как состоявшаяся жизнь на 10 лет тюрьмы.
        1. +2
          23 января 2024 15:35
          Цитата: Knell Wardenheart

          Проблема современных законов в их чрезвычайной раздутости и отсутствии необходимости законодателя членораздельно (и в принципе) пояснять необходимость наличия того или иного элемента . Во времена народного права и прото-законов с этим было куда проще т.к там за многими законами стояли понятные принципы.

          Для тех времён 9+ томов , которые надо было изучать 20 лет - тоже тот ещё объём )
          1. +3
            23 января 2024 15:39
            Там ,вероятно,большую часть занимают специфические прецеденты. Простым был общий принцип - преступление есть вред в экономическом и имиджевом эквиваленте . Вред должен быть прежде всего скомпенсирован - потом уже прочее.

            Все довольно практично)
            1. +2
              23 января 2024 15:43
              Не без казусов. Отпущение раба , или мёд в кашу слуге - какой вред ?
              1. +2
                23 января 2024 15:53
                Там не мед в кашу -а кашу в мёд ,наск.написано у автора.
                Видимо там все эти 9 томов это свалка из прецедентного права и ,собственно,законов и принципов. Вот, когда-то и где-то эта стори с кашей могла быть этаким завуалированным оскорблением (или годным поводом одного чела докопаться к другому) . Ну ,как ,например, из за таракана в супе могут пойти скандалить и судиться с кафешкой сейчас.

                Имиджевый ущерб (неуважение) сознательное или несознательное - это тоже ущерб . Сейчас ,например,не редки иски об "оскорблении чести и достоинства" , можно сказать это отголоски тех практик :-)
                1. +2
                  23 января 2024 15:56
                  Так то да, но насчёт каши в меду - мне кажется, что это ошибка перевода. Ложку каши в миску мёда слуге ? Нехило слуга питался )
              2. +1
                24 января 2024 00:53
                Тут, возможно, я неправильно перевёл. Но законы-то странные. И я подумал, что могли прикопаться за то, что излишне подсластил еду тому, кому по статусу не положено)
    3. 0
      24 января 2024 01:08
      Спасибо, старался найти то, чему в отечественном интернете мало внимания уделяют)
  10. +2
    23 января 2024 17:22
    Насколько я помню историю, "вира", "вергельд" - это не только в Ирландии было, это вообще распространенное явление - компенсация за ущерб, будь то материальный ущерб или даже убийство, на определенном этапе развития распространенное явление. В Скандинавии, в Германии , кажется, даже у Карла великого что-то подобное было. Наверное, даже повсеместно.

    Тюрьмы вообще появились поздно, пока было рабство, необходимости в тюрьмах в общем то и не было, разве что для самых знатных, которых на галеру не пошлешь. Да и дорого .

    Некоторые вещи забавны, хотя читал про другие законы других народов - тоже много непривычного. Только вот, насколько я помню, в основном это все было гораздо раньше, наверное, Ирландия отставала в развитии общественных отношений.

    Вот "сверхъестественное возмездие" меня как-то покоробило.
  11. 0
    26 января 2024 16:26
    Если брехон выносил неправильный или несправедливый вердикт, то должен был возместить ущерб от своего решения.

    Когда уже и нашим родным брехонам введут такое счастье в комплекте с неприкосновенностью?
  12. 0
    8 марта 2024 11:11
    Забавное чтиво и ирландцы тоже