Второе рождение "Белгорода"
В цехе в торжественной обстановке дали старт строительству нового судна. Данная субмарина создается для решения непростых задач: проведение научных исследований в различных районах Мирового океана, участие в поисково-спасательных операциях. Также по средствам данной атомной подводной лодки будут осуществляться установка и инспекция подводного оборудования, мониторинг подводных транспортных магистралей, испытания новой научно-исследовательской аппаратуры. Субмарина будет носителем глубоководных спасательных и необитаемых автономных подводных аппаратов.
Проект 09852 разработали в ОАО "ЦКБ МТ "Рубин" (г. Санкт-Петербург). В качестве основы была взята конструкция ракетной АПЛ проекта 949А. Фактически вовремя церемонии 20 декабря произвели перезакладку по новому проекту 09852 ПЛАРК К-329 "Белгород" созданной по модифицированному проекту 949А. Строительства "Белгорода" началось на СМП в 1990 г. Данная лодка формально был заложена 24 июля 1992 г., став первым судном модифицированного проекта 949А. В 2006 году строительство "Белгорода" было прекращено. На тот момент прекращения работ общая техническая готовность составляла около 76%. Теперь "Белгород" достроят по проекту 09852 как большую атомную подводную лодку-носитель необитаемых и обитаемых подводных аппаратов. Заказчик – Главное управление глубоководных исследований Минобороны России (глава ведомства – вице-адмирал Буриличев А.В.)
Право установить закладную доску было представлено гендиректору "Севмаша" и Главкому ВМФ. Виктор Чирков отметил вклад предприятия в развитие отечественного атомного флота и пожелал корабелам успехов в создании российского ядерного щита. В свою очередь Михаил Будниченко подчеркнул, что предприятие все силы приложит для того, чтобы подлодка служила на продолжении многих мет, имела высокую надежность и обеспечивала выполнение поставленных перед ней задач.
О проекте 949А
Проект атомной подлодки с противокорабельными крылатыми ракетами разрабатывался ЛМПБ "Рубин". Руководство осуществлялось главным конструктором Пустынцевым П.П. После его смерти в августе 1977 года главным конструктором назначили Баранова И.Л. Проект 949А – развитие проекта 949 с обновленной компоновкой и дополнительным отсеком прочного корпуса. Первоначально планировалось построить большую серию из 20 ПЛАРК.
Во Флоте Лодки проекта получили неофициальное название "Батон" – из-за формы корпуса и внушительных размеров.
Конструкция двухкорпусная. Для изготовления прочного корпуса использовалась сталь АК-33 (разработка ЦНИИ "Прометей") толщиной 45-68 миллиметров. Прочный корпус был разделен из 10 отсеков, имеющих цилиндрическую форму переменного диаметра в средней и носовой частях субмарины. Концевые переборки прочного корпуса изготавливались литьем, и имели следующие радиусы: носовая – 8 м, кормовая – 6,5 м. Пусковые установки ракет расположены под углом 45 градусов к горизонту за пределами прочного корпуса. Конструкция подлодки специально оборудована для эксплуатации в арктических районах – есть специальные подкрепления рубки и легкого корпуса.
Прочный корпус подлодки разделён на 10 отсеков:
Носовой торпедный;
Второй для размещения аккумуляторных батарей и центральный отсек управления;
Третий – радиорубка и боевые посты;
Четвертый – жилые помещения;
Пятый (дополнительный отсек) – вспомогательные механизмы и электрооборудование;
Шестой – вспомогательные механизмы;
Седьмой – реакторный;
Восьмой и девятый – турбинные, ГТЗА;
Десятый – гребные электродвигатели.
Длина ограждения выдвижных устройств составляет 29 метров. В нём расположена спасательная всплывающая камера способная вместить весь экипаж подводной лодки. Так же в ограждении размещается два устройства ВИПС служащие для выстреливания приборов гидроакустического противодействия, а также контейнеры с зенитными управляемыми ракетами для ПЗРК "Игла-1". Вдоль легкого корпуса располагается размагничивающее устройство. Легкий корпус покрыт противогидроакустическим покрытием.
Длина прочного корпуса подлодок проекта 949А на 10 метров больше длины прочного корпуса подводных лодок 949-го проекта. Размеры рулей также больше, чем у проекта 949.
Двигательная установка подлодок проекта 949А унифицирована с установкой проекта 941 и полностью идентична проекту 949. Установка имеет блочную конструкцию с двухкаскадной амортизацией.
В состав двигательной установки входили:
Два водо-водяных ядерных реактора ОК-650М.01 и ОК-650М.02 мощностью по 190 мВт;
Две паропроизводящих установки;
Две блочных паротурбинных установки "Азурит" с ГТЗА ОК-9ДМ (мощность каждой 49000-50000 л.с.);
Два резервных электродвигателя ПГ-106, мощность каждого 306 л.с. (по др. данным 225 л.с.);
Двухвальная движительная установка, 6 лопастные двойные винты фиксированного шага;
Два подруливающих устройства.
Энергосистема:
Два турбогенератора, мощность каждого 3200 кВт;
Два резервных дизель-генератора ДГ-190/АСДГ-800, мощность каждого 800 кВт;
Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея – две группы по 152 шт.
Варианты гипотетического использования лодки-носителя "Белгород":
По официальной версии лодка-носитель будет нести несколько или один обитаемый глубоководный спасательный аппарат и несколько необитаемых автономных аппаратов. Вероятно, последние будут размещаться на месте ракетных пусковых установок проекта 949А. Вторая гипотетическая версия – подлодка будет нести глубоководную атомную станцию типа проект 10831 или типа предполагаемой проект 18510М. Возможно, в данном варианте в корпус будет установлена дверка, в нише которой будут установлены средства обслуживания и стыковки носимой АГС.
Тактикотехнические характеристики подводной лодки "Белгорода" (согласно проекта 949АМ):
Водоизмещение надводное – 14700 т;
Водоизмещение подводное – 23860 т;
Длина наибольшая – 154 м;
Наибольшая ширина корпуса – 18,2 м;
Средняя осадка – 9,2 м;
Силовая установка – 2 ядерных реактора ОК-650В, мощность каждого 190 МВт;
Надводная скорость – 15 узлов;
Подводная скорость – 33 узла;
Рабочая глубина– 420 м;
Максимальная глубина погружения – 500 м;
Автономность плавания – 120 суток;
Подготовлено по материалам:
http://militaryrussia.ru
http://flotprom.ru
http://flot.com
bmpd.livejournal.com
Информация