Второе рождение "Белгорода"

В Северодвинске в эллинге ОАО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" 20 декабря прошлого года состоялась торжественная церемония закладки исследовательской АПЛ проекта 09852. В церемонии закладки участвовали адмирал Чирков В.В., Главнокомандующий ВМФ России, Дьячков А.А., президент "Объединенная судостроительная корпорация", Будниченко М.А., гендиректор СМП, Буриличев А.В. и Заборский М.В., командиры воинских частей, Вильнит И.В., гендиректор ОАО "ЦКБ МТ "Рубин", а также Д.Н. Максуров, начальник 1059-го Военного представительства Минобороны.

Второе рождение "Белгорода"


В цехе в торжественной обстановке дали старт строительству нового судна. Данная субмарина создается для решения непростых задач: проведение научных исследований в различных районах Мирового океана, участие в поисково-спасательных операциях. Также по средствам данной атомной подводной лодки будут осуществляться установка и инспекция подводного оборудования, мониторинг подводных транспортных магистралей, испытания новой научно-исследовательской аппаратуры. Субмарина будет носителем глубоководных спасательных и необитаемых автономных подводных аппаратов.


Проект 09852 разработали в ОАО "ЦКБ МТ "Рубин" (г. Санкт-Петербург). В качестве основы была взята конструкция ракетной АПЛ проекта 949А. Фактически вовремя церемонии 20 декабря произвели перезакладку по новому проекту 09852 ПЛАРК К-329 "Белгород" созданной по модифицированному проекту 949А. Строительства "Белгорода" началось на СМП в 1990 г. Данная лодка формально был заложена 24 июля 1992 г., став первым судном модифицированного проекта 949А. В 2006 году строительство "Белгорода" было прекращено. На тот момент прекращения работ общая техническая готовность составляла около 76%. Теперь "Белгород" достроят по проекту 09852 как большую атомную подводную лодку-носитель необитаемых и обитаемых подводных аппаратов. Заказчик – Главное управление глубоководных исследований Минобороны России (глава ведомства – вице-адмирал Буриличев А.В.)

Право установить закладную доску было представлено гендиректору "Севмаша" и Главкому ВМФ. Виктор Чирков отметил вклад предприятия в развитие отечественного атомного флота и пожелал корабелам успехов в создании российского ядерного щита. В свою очередь Михаил Будниченко подчеркнул, что предприятие все силы приложит для того, чтобы подлодка служила на продолжении многих мет, имела высокую надежность и обеспечивала выполнение поставленных перед ней задач.

О проекте 949А

Проект атомной подлодки с противокорабельными крылатыми ракетами разрабатывался ЛМПБ "Рубин". Руководство осуществлялось главным конструктором Пустынцевым П.П. После его смерти в августе 1977 года главным конструктором назначили Баранова И.Л. Проект 949А – развитие проекта 949 с обновленной компоновкой и дополнительным отсеком прочного корпуса. Первоначально планировалось построить большую серию из 20 ПЛАРК.

Во Флоте Лодки проекта получили неофициальное название "Батон" – из-за формы корпуса и внушительных размеров.

Конструкция двухкорпусная. Для изготовления прочного корпуса использовалась сталь АК-33 (разработка ЦНИИ "Прометей") толщиной 45-68 миллиметров. Прочный корпус был разделен из 10 отсеков, имеющих цилиндрическую форму переменного диаметра в средней и носовой частях субмарины. Концевые переборки прочного корпуса изготавливались литьем, и имели следующие радиусы: носовая – 8 м, кормовая – 6,5 м. Пусковые установки ракет расположены под углом 45 градусов к горизонту за пределами прочного корпуса. Конструкция подлодки специально оборудована для эксплуатации в арктических районах – есть специальные подкрепления рубки и легкого корпуса.

Прочный корпус подлодки разделён на 10 отсеков:
Носовой торпедный;
Второй для размещения аккумуляторных батарей и центральный отсек управления;
Третий – радиорубка и боевые посты;
Четвертый – жилые помещения;
Пятый (дополнительный отсек) – вспомогательные механизмы и электрооборудование;
Шестой – вспомогательные механизмы;
Седьмой – реакторный;
Восьмой и девятый – турбинные, ГТЗА;
Десятый – гребные электродвигатели.

Длина ограждения выдвижных устройств составляет 29 метров. В нём расположена спасательная всплывающая камера способная вместить весь экипаж подводной лодки. Так же в ограждении размещается два устройства ВИПС служащие для выстреливания приборов гидроакустического противодействия, а также контейнеры с зенитными управляемыми ракетами для ПЗРК "Игла-1". Вдоль легкого корпуса располагается размагничивающее устройство. Легкий корпус покрыт противогидроакустическим покрытием.

Длина прочного корпуса подлодок проекта 949А на 10 метров больше длины прочного корпуса подводных лодок 949-го проекта. Размеры рулей также больше, чем у проекта 949.

Двигательная установка подлодок проекта 949А унифицирована с установкой проекта 941 и полностью идентична проекту 949. Установка имеет блочную конструкцию с двухкаскадной амортизацией.

В состав двигательной установки входили:
Два водо-водяных ядерных реактора ОК-650М.01 и ОК-650М.02 мощностью по 190 мВт;
Две паропроизводящих установки;
Две блочных паротурбинных установки "Азурит" с ГТЗА ОК-9ДМ (мощность каждой 49000-50000 л.с.);
Два резервных электродвигателя ПГ-106, мощность каждого 306 л.с. (по др. данным 225 л.с.);
Двухвальная движительная установка, 6 лопастные двойные винты фиксированного шага;
Два подруливающих устройства.

Энергосистема:
Два турбогенератора, мощность каждого 3200 кВт;
Два резервных дизель-генератора ДГ-190/АСДГ-800, мощность каждого 800 кВт;
Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея – две группы по 152 шт.

Варианты гипотетического использования лодки-носителя "Белгород":
По официальной версии лодка-носитель будет нести несколько или один обитаемый глубоководный спасательный аппарат и несколько необитаемых автономных аппаратов. Вероятно, последние будут размещаться на месте ракетных пусковых установок проекта 949А. Вторая гипотетическая версия – подлодка будет нести глубоководную атомную станцию типа проект 10831 или типа предполагаемой проект 18510М. Возможно, в данном варианте в корпус будет установлена дверка, в нише которой будут установлены средства обслуживания и стыковки носимой АГС.

Второе рождение "Белгорода"


Тактикотехнические характеристики подводной лодки "Белгорода" (согласно проекта 949АМ):
Водоизмещение надводное – 14700 т;
Водоизмещение подводное – 23860 т;
Длина наибольшая – 154 м;
Наибольшая ширина корпуса – 18,2 м;
Средняя осадка – 9,2 м;
Силовая установка – 2 ядерных реактора ОК-650В, мощность каждого 190 МВт;
Надводная скорость – 15 узлов;
Подводная скорость – 33 узла;
Рабочая глубина– 420 м;
Максимальная глубина погружения – 500 м;
Автономность плавания – 120 суток;

Подготовлено по материалам:
http://militaryrussia.ru
http://flotprom.ru
http://flot.com
bmpd.livejournal.com
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 20
  1. Greyfox 28 января 2013 10:02
    После катастрофы "Курска" флот от "Белгорода" отказался. Теперь слава Богу нашли приемлемое решение,а то уже поговаривали пустить его на слом. Хоть что-то не через ж...у сделали.
    1. alexneg 29 января 2013 04:26
      А я рад вдвойне, так как живу под Белгородом. Молодцы, что возобновили работы. Сколько же пакостей для нашей страны сделали либерасты в лихие девяностые.
  2. avt 28 января 2013 10:11
    Короче из Белгорода ГРУ шную лодку делают .Вот и славно ! good Зачем добру пропадать! laughing
    avt
    1. Mikado 28 января 2013 11:42
      слишком она велика для грушной и шумна, у них там свои, гораздо более приспособленные для "их дела" имеются. А так, как спасательная и исследовательская вполне сгодится.
      Mikado
      1. Misantrop 28 января 2013 15:09
        Цитата: Mikado
        у них там свои, гораздо более приспособленные для "их дела" имеются

        В мое время у этого дивизиона в качестве лодки-матки АПЛ 1 поколения использовалась. И хрен ее кто когда в море слышал, что интересно. Сманивали меня на нее оператором, но как узнал про автономки по 8 месяцев, отчего-то расхотелось... wink
        Misantrop
      2. katran666 28 января 2013 17:11
        да не , если её переделают под лодку спецназначения , то есть соответствующие проекты (более дорогие конечно) уменьшающие шумность до проектов 971У как минимум
      3. avt 28 января 2013 18:51
        Цитата: Mikado
        слишком она велика для грушной и шумна, у них там свои, гораздо более приспособленные для "их дела" имеются. А так, как спасательная и исследовательская вполне сгодится.

        Правильно ! Есть ! Так для них носитель и делают ! Прикинь ,каково людей в ,,лошарике " к примеру в автономку ?? sad Не есть хорошо .Ну а если еще какой ,,автомат " тыщь на 11 глубиной погружения в придачу к ,,батону"да не один !! good
        avt
    2. vyatom 28 января 2013 14:57
      Цитата: avt
      Короче из Белгорода ГРУ шную лодку делают .Вот и славно ! Зачем добру пропадать

      Особенно учитывая последние события вокруг арктического шельфа.
      vyatom
      1. Гражданский 28 января 2013 17:09
        прям неожиданно не разобрали на металл и цвет)
  3. gispanec 28 января 2013 10:30
    такую и на ТОФ надо бы......есть там на консервации батоны?
  4. altman 28 января 2013 11:42
    что же.. даешь флоту много новых кораблей, хороших и разных, ибо работ и различных задач хватит на всех!! wink
  5. borisst64 28 января 2013 13:28
    А в прошлом году заложили подлодку "Старый Оскол".
    г.Старый Оскол, райцентр БЕЛГОРОДСКОЙ обл.
    Тенденция однако!
    borisst64
  6. Wolland 28 января 2013 15:08
    Прекрасная Новость, флот должен крепнуть на зло врагам, такой машине будет применение, вот была бы закончена, купалась бы сейчас у берегов Сирии например, проводила бы "научные исследования".
    Wolland
  7. Diesel 28 января 2013 19:42
    Видимо как носитель для еще одного лошарика строят
    Diesel
    1. 101 29 января 2013 00:08
      Старый все Отходил свое Новый носитель делаем Только раньше надо было начинать но у нас сроду так как 00 так бумажку искать
      101
  8. КАРБОН 30 января 2013 20:17
    Лучше бы его оснастили ракетами по типу РК 55 "Гранат" или "Калибром"
    , как ответ "евро про".
    КАРБОН
  9. Альф 30 января 2013 22:17
    "будут осуществляться установка и инспекция подводного оборудования,"
    Например,аналога системы СОСУС.
    "мониторинг транспортных магистралей,"
    Например, подводных кабелей связи.
    " испытания новой научно-исследовательской аппаратуры."
    Например, разведстанций.
    " Субмарина будет носителем глубоководных спасательных и необитаемых автономных подводных аппаратов."
    Например, подводных установок ядерных ракет.
    А, вообще, это напоминает советские мирные научно-исследовательские и гидрографические суда, экипажи которых, в большинстве, носили погоны.
  10. Veteran 1 февраля 2013 20:33
    АПЛ БС-136, носитель ПА спецназначения и Лошарика пр. 10831 выработала свой ресурс и выводится из состава флота, в 2013 г. пойдет на утилизацию. И Лошарик до 2014 г. - планируемого ввода в строй Белгорода - остается без носителя, а ведь это единственная АГС, способная погружаться до глубины 6000 м. Именно ее недавно использовали для глубоководного исследования арктических районов с целью сбора доказательств о принадлежности огромного района Арктики России.
    Правда, планируют построить еще одного Лошарика, в уменьшенном варианте. Но в любом случае носитель крайне необходим.
    1. Громобой 1 февраля 2013 20:57
      Цитата: Veteran
      Именно ее недавно использовали для глубоководного исследования арктических районов с целью сбора доказательств о принадлежности огромного района Арктики России.
      Правда, планируют построить еще одного Лошарика, в уменьшенном варианте. Но в любом случае носитель крайне необходим.
      Лошарик делали в Малахите,там заверили,что работают над аппаратом с глубиной погружения 11000м-----------------------------------Памятное свидетельство о погружении на АС-12 в ходе экспедиции в сентябре 2012 г. (опубликовано в открытом доступе)
      1. алекс 241 1 февраля 2013 21:09
        Леш привет.Глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка», получившая за необычность конструкции прозвище «Лошарик», приняла участие в рамках экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане.

        Как рассказали в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.
        алекс 241
        1. Громобой 1 февраля 2013 21:50
          Привет Саша! В последние несколько лет Россия стала уделять больше внимания развитию арктической зоны. В частности, на Новой Земле в Северном Ледовитом океане планируется разместить группу сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-31, которые войдут в состав создаваемой в России системы противоракетной обороны. Кроме того, на новоземельском ядерном полигоне возобновились подкритические ядерные испытания.
          Наконец, Россия намерена создать вдоль Северного морского пути (кратчайшего пути между Восточной Азией и Европой) несколько военных объектов для базирования кораблей ВМФ и Пограничной службы. Усиление военного присутствия в Арктике является частью политики, которой придерживается Россия в международных спорах относительно принадлежности арктических территорий.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня