Тонкий лед Южного Ливана для Израиля продолжает таять на глазах

18
Тонкий лед Южного Ливана для Израиля продолжает таять на глазах


«Не пойду на компромисс»


Последние недели принесли не только отказ премьер-министра Армении Н. Пашиняна от соглашения 9 ноября 2020 года, но и другой отказ – уже премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху от условий как решения ГА ООН от 29.11.1947 года, так и от п. 1(i) резолюции СБ ООН 242 от 22.11.1967 года.



Первое решение предполагает создание двух государств, израильского и палестинского, второй документ предписывает израильским войскам покинуть оккупированные территории, в число которых вошли и палестинские населенные пункты, Восточный Иерусалим и, кстати, Голанские высоты – большая часть сирийской провинции Кунейтра.

Юридическая база была признана в том числе официальным Тель-Авивом. И хоть в итоге, как мы все знаем, положения были выполнены не в полной мере, но именно на них в дальнейшем держалась вся политическая конструкция по палестино-израильскому урегулированию. Держалась она с трудом, однако альтернатив ей полноценных не было.

В 2020 году выдвигался т. н. «план Трампа-Кушнера» или «Сделка века», где палестинская и израильская стороны признавали статус-кво по факту наличия поселений, фиксировали его и получали в обмен инвестиции до 50 млрд долларов. Однако и «Сделка века» предусматривала существование именно двух государств.

Позже этот план трансформируется в идею «Соглашений Авраама», еще позже в концепт «индо-авраамических соглашений», но в любом случае основанием был раздел на два государства и окончательное признание оных друг другом, и в рамках ООН.

В итоге в официальном аккаунте в Х («Твиттер») Б. Нетаньяху заявил буквально следующее:

«Я не пойду на компромисс в отношении полного израильского контроля безопасности над всей территорией к западу от Иордана, а это противоречит палестинскому государству».

В той же сети генеральный секретарь ООН А. Гутерриш ответил, что подобное неприемлемо. Его реакция понятна и очевидна, главное же здесь в том, что сообщение Б. Нетаньяху вызвало замешательство не только в ЕС и Вашингтоне, но и в самом Израиле, где Б. Нетаньяху, несмотря на коалиционное правительство, продолжает терять рейтинг.

В арабских и иранских СМИ и соцсетях это вызвало не только бурю эмоций, но и породило вполне уже серьезные размышления с холодной головой о том, что израильский премьер и его кабинет намерены делать дальше. Потому что контекст событий в регионе таков, что этими заявлениями Израиль становится еще на несколько шагов ближе к операции на северной границе – в Южном Ливане.

Между молотом и наковальней


Кабинет Б. Нетаньяху находится между молотом и наковальней. На роль наковальни израильский премьер-министр сам выбрал обещание полностью уничтожить ХАМАС и занять сектор Газа, а в роли молота – жесткое требование со стороны США и части европейских государств о необходимости придания операции внятных и вменяемых рамок, либо о завершении операции и переводе ее в военно-полицейский формат.

Израильский премьер понимал, что можно было сделать что-то одно, и это одно – выполнение обещаний. В противном случае его ждет самое масштабное расследование с 1967 года и правительственный кризис. Однако быстрой победы АОИ добиться не может, да не очень быстрая победа уже становится совсем неочевидной.

Во-первых, уже даже произраильски настроенные издания в США начинают оценивать масштаб потерь военного крыла ХАМАС не более чем в 25 % своего состава.

Во-вторых, уже израильские эксперты признают, что военные силы ХАМАС и его технические возможности остаются пока весьма высокими.

Часть территорий северной Газы, откуда после зачистки отошли силы АОИ, оказываются снова под контролем ХАМАС, при этом хоть израильские потери и официально засекречены, но сами же израильские медиа оценивают их 1,3–1,5 тысячи человек убитыми, что для Тель-Авива является максимумом за несколько десятков лет. Арабские медиа тут вообще ведут отсчет с цифры 6,5 тысячи, и минимальные значения чувствительны.

Вашингтон, как это ни покажется на первый взгляд странным, по сути дела поддержал блокаду морского судоходства, вступив в столкновение с йеменскими хуситами. Суда периодически в этом регионе попадали под «перекрестный огонь» и раньше, но официальные военные действия развернули значительную часть судов вокруг Африки. Давление на кабинет Б. Нетаньяху через торговые и финансовые круги к середине января стало уже зашкаливающим.

Далее к этому давлению присоединяются Никарагуа и ЮАР, которые подают на Израиль иск о преступлениях против гражданского населения Палестины в Международный уголовный суд. Затем по этому же пути идут Индонезия, Мексика, Чили. ЮАР, Мексика и Индонезия – это уже страны тяжеловесы, особенно в данном случае надо отметить Индонезию с ее 202 млн мусульманского населения.

Несколько раз из Тель-Авива проскакивали сообщения о том, что Израиль подумывает о том, чтобы сбавить обороты операции в секторе Газа, потом шли обратные сообщения – что операция «надолго», «почти бессрочно» и т. п. Было понятно, что идет очень напряженная дискуссия. В итоге Б. Нетаньяху выбрал наиболее жесткий вариант – идти напролом.

Проблема тут в том, что результатов пока нет и не видно. Еще затянуть операцию в Газе –значит проиграть окончательно и в варианте проламывания стен, несмотря ни на что. Поэтому арабы и иранцы, которые сейчас уже вслух заговорили о приближении Израилем полноценных военных действий в Южном Ливане и Сирии, вовсе не выступают с позиции алармистов. Этот вариант все более и более обретает конкретные контуры.

Контекст событий вокруг Южного Ливана рассматривался по пунктам в декабрьском материале «Тонкий лед Южного Ливана для Израиля». Все изложенное полностью актуально на данный момент. Следует лишь добавить, что раскачивая тему того, куда и как будут возвращаться отселенные от границы граждане Израиля (а это около 100 тыс. человек), сторонники Б. Нетаньяху не могут не понимать, что пока основная часть противостояния на ливанской границе – это столкновения АОИ даже не с силами движения «Хезболла», а с ливанскими палестинскими вооруженными группировками.

Но давление по границе нарастает, и рано или поздно при таком векторе «Хезболла» уже будет вынуждена отвечать полноценно, Израиль также будет и дальше наращивать давление. А деваться «Хезболле» в общем-то некуда, поскольку она вписана в политическое поле Ливана: «Хезболла» – это официальная часть ливанского политикума, движение контролирует территории, население и экономические потоки.

Именно в силу этого и официальный Бейрут, как бы ни называли и М. Ауна и Н. Микати «проамериканскими», против «Хезболлы» активно не выступит: по сути дела «Хезболла» – это неотъемлемая часть правительственного консенсуса в Ливане.

Пока Израиль не начал атаку на Ливан, оба еще могут прямо и косвенно не выступать за палестинские ливанские группировки, а предлагать «мирные планы», все-таки идет расчет на получение западной финансовой помощи. Но если по Ливану ударят полноценно, то им придется поддержать активно и палестинцев.

Сам Израиль никогда не останавливался на границах и проводил диверсионные и воздушные операции внутри Ливана и через Ливан, тем более в шиитских пригородах Бейрута. Буквально пару недель назад Израиль в южном Бейруте ликвидировал одного из командиров ХАМАС С. аль-Арури. А это означает, что операция Израиля втянет в это противостояние ливанскую армию, хотя бы военно-техническими какими-никакими, но ресурсами.

Анонсированный Б. Нетаньяху выход из базового и консенсусного решения о двух государствах, которое опосредованно тянет за собой и резолюцию 242, автоматически обостряет проблему ливанской и сирийской границы. Тель-Авив постоянно атакует иранские и проиранские формирования в Сирии, базы в Алеппо и в пригородах Дамаска, но все-таки эти акции не затрагивали подвисший вопрос государственной границы.

Теперь получается, что Израилю придется дополнительно милитаризировать Голанские высоты, но с точки зрения пока еще действующего международного права они – оккупированные Израилем территории. Израиль такую трактовку по отношению к Голанам отрицал, но отрицал не саму резолюцию 242, а именно ее трактовку. Ну а если уже и резолюция становится неактуальной?

Любая операция Израиля в Ливане кратно увеличит трафик вооружений «Хезболле» через Сирию, а откуда удобнее бить по горным дорогам Антиливана, если в Южном Ливане идет военная операция? От тех же Голанских высот. И это снова милитаризация, снова операции, только теперь уже и против сирийской ПВО и сил официального Дамаска.

Виноватым назначат «международное сообщество»


В общем, мы наблюдаем как Б. Нетаньяху на фоне американского и международного давления, а также отсутствия явных успехов в секторе Газа, решает объединить вокруг себя израильское общество, а также диаспоры по принципу «Мы против всех, все против нас, мы в осажденной крепости». И под этим флагом он движется к серьезному обострению по всему северному периметру и на Западном берегу.

Но на что рассчитывает этот старый и опытный политик, неужели, как сейчас пишут во многих изданиях, он «сошел с ума»? Вряд ли, он не из тех кадров, которые принимают действительно импульсивные решения. В его «правом кабинете» такие персонажи есть, но не он сам.

Активизировав действия по ливанской и сирийской границе, с одновременной консолидацией общества, Б. Нетаньяху получит, с одной стороны, возможность снизить интенсивность операций в самой Газе, а главная критика ему прилетает именно за методы ведения боев в Газе.

С другой стороны, в случае неизбежного завершения этих начинаний через пробуксовку по всем направлениям, он традиционно сможет заявить, что это не Израиль остановился, а весь мир и это «бесполезное ООН», неправильно относящиеся европейские союзники, «скрытые коммунисты» в США и т. п. вынудили Израиль отступить от «решительного решения» вопроса со всеми врагами. Виновато будет «международное сообщество», ведь не будь этих рамок для «маленького Израиля», всем врагам пришел бы заслуженный конец.

Такой прием для израильского политикума привычен и, более того, воспринимается и значительной частью населения. Так Израиль выходил из Второй Ливанской войны, и выходил с полным убеждением, что «международное сообщество» наложило на Израиль гири, но это не только применимо для операции 2006 года, окончание и Шестидневной войны с ее результатами также рассматривается часто в подобном ключе.

Это действительно поможет Б. Нетаньяху выйти из долгого правительственного кризиса, даже с учетом трагедии 7 октября 2023 года. Другое дело, что уже США, которые являются главной внешнеполитической и военной опорой Израиля, могут ни технически, ни дипломатически просто не справиться со столь многовекторным конфликтом.

В арабских источниках можно увидеть сообщения, что в администрации Дж. Байдена готовят на Б. Нетаньяху чуть ли не тонны компромата, чтобы затормозить неуступчивого израильского премьера, но если эти сообщения верны, то только приближают очередной ливано-израильский военный кризис. Тем более что в обществе Израиля с его реальной нынешней атмосферой «осажденной крепости» сейчас это уже не будет воспринято достаточно убедительно.

По всей видимости, мы в ближайшее время увидим еще несколько попыток США достигнуть с Б. Нетаньяху компромисса по снижению интенсивности боев в Газе с одновременным ростом военной активности против йеменских хуситов – США попробуют довести схему до конца, тем более что на морскую операцию отвлекаются формально немалые силы и средства. Шансов пока не очень много, что Б. Нетаньяху уступит.

России же пока, вероятно, надо срочно подумать над тем, что, несмотря на все проблемы, надо как-то дополнительно усилить сирийскую ПВО. Впрочем, не только России, но и Ирану. И Ирану, и России сейчас придется очень внимательно «смотреть по сторонам», ведь нет никаких сомнений, что отвлекать и раздергивать силы будут с самых разных сторон, придется и мониторить ситуацию протурецкими формированиями в Сирии.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    23 января 2024 04:03
    Шансов пока не очень много, что Б. Нетаньяху уступит.

    Так какой у него выбор? Если не победа (в любой её интерпритации), то почти наверняка - политическое фиаско и очень возможно - уголовное преследование...
    надо отметить Индонезию с ее 202 млн мусульманского населения.

    Население Индонезии к концу 2023 года достигло 283 млн. чел., в т.ч. 88% мусульман - это 248 млн.
    Спасибо автору за очередную порцию злободневной аналитики hi
    1. +1
      23 января 2024 04:35
      Благодарю за оценку! hi
      Да, хорошо растет население в некоторых странах. Может нашим из Гос.Думы съездить, опыт перенять laughing
      А насчет Нетаньяху. Вот три сообщения
      А) "Израиль предложил ХАМАС через посредников двухмесячную паузу в боях в секторе Газа для освобождения всех заложников в анклаве". Это Axios, который от Байдена разные интервью и инсайды дает
      Б) "Евросоюз хочет изложить премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху «последствия, которые повлечет за собой участие или неучастие» в разработанном мирном плане. Он предполагает создание палестинского государства и взаимное признание" (The Financial Times)
      В): "Если война закончится, правительство прекратит свое существование".Министр национальной безопасности Израиля Бен-Гвир

      Кажется Бен-Гвир высказался весьма точно. А пока хуситы долбанули по американскому транспортнику, США в ответ сегодня в ночь будут лупить по полной. (Усиливают давление через торговлю до максимума)

      В ответ в Сирии убили А.Мамлюк из ближнего круга военных Асада. Я ж говорю, что нам надо сирийцам поставки делать. Их заденет обязательно. Западные СМИ уже написали, что его убили якобы "иранцы", за передачу информации Израилю. Иранцы..ну-ну
    2. 0
      28 января 2024 10:40
      Надо же. И с рождаемостью у них все хорошо. Две России по населению. Молодцы....
  2. +1
    23 января 2024 05:29
    Шансов пока не очень много, что Б. Нетаньяху уступит.
    А ему то отступать не куда,позади Тель-Авив
  3. +3
    23 января 2024 06:45
    Шансов пока не очень много, что Б. Нетаньяху уступит.
    Он влез так глубоко, что - "Либо я веду ее в ЗАГС, либо она меня к прокурору" (х/ф "Кавказская пленница")
  4. -1
    23 января 2024 07:32
    Население Израиля сегодня около 9 млн человек, из них около 3 млн арабы. После оккупации сектора Газа добавится ещё около 2.2 млн арабского населения и соотношение евреев и арабов, в Израиле будет стремится к 50%. Посмотрим что это несёт.
    1. 0
      23 января 2024 09:17
      Если у арабов в израиле не полный "араб головного мозга", то ничего это не принесёт.
    2. -1
      24 января 2024 03:42
      Цитата: Eugene Zaboy
      После оккупации сектора Газа добавится ещё около 2.2 млн арабского населения

      Не добавится. Они будут выселены в третьи страны или сконцентрированы на части ее территории, прилегающей к Египту, опять же с прицелом на перемещение через египетскую территорию. Полюбому ни гражданами Израиля они не станут, ни даже ВНЖ не получат.
      Цитата: Eugene Zaboy
      Посмотрим что это несёт.
      Чуть меньше чем ничего.
  5. -1
    23 января 2024 10:05
    Б. Нетаньяху нужна война ,я так понимаю он сесть мог ? Ну вот и ответ ,на все вопросы. Надеется выкрутится во время войны и затянуть ее как можно дальше.
    Так что я не удивлюсь войной с Ливаном ,по ходу Иран зацепят,Йемен и еще пару государств
  6. +1
    23 января 2024 12:34
    Сирия сейчас мягко говоря не в форме ,а нам сейчас не особо до Сирии и тем более ее накачки ПВО -у нас самих есть нужда в ПВО и фокус нашего внимания не на БВ. Иран может быть Сирии людей и оружие , но это в свою очередь будет более ясно выражать участие самого Ирана, чего они по прежнему стараются избежать.
    На мой взгляд нельзя соразмерять ЦАХАЛ ,доступные ему ресурсы ,комплекс и выучку с тем ,что есть у Ливана. Это разные весовые категории - при необходимости Израиль может покрошить множество веселых бородачей "с той стороны" даже без наземной операции , заодно порушив ключевую инфраструктуру - и перед любым мало-мальски ценящим свою государственность государством в таком раскладе встанет вопрос "а надо-ли нарываться больше ?". Есть война которую вы не можете выиграть -вы можете только выползти ,ударить и получить ,как это сделал ХАМАС . Какова выгода в таких действиях у государства ,с пока еще СВОЕЙ территорией и пока еще целой и ценной инфраструктурой ?
    Так что тут я также весьма скуптически настроен по бородачам из Хезболлы - как фактор они есть, но насколько за ними встанет государство,насколько им надо этот беспафосный гемор на пятую точку - тут скепсис.
    Всем им нравится покусывать Израиль за попку и получать от этого разнообразные гешефты типа "буст ЧСВ" , но есть граница за которой по механизмам теории игр можно больше потерять,чем получить . Несопоставимо. И если какую-то часть бородачей можно и выгодно перевести в сущности ради "роста престижу" , то вынос ценностных объектов это уже прямой экономический ущерб как возможностям "покусывать" так и кормовой базе .
    На данный момент "стайной коалиции" против Израиля по-аналогии со старыми временами не складывается.
    Иран далеко и прямо предпочтет не действовать . У традиционной "пехоты" таких конфликтов проблемные времена и до себя. Мелочь конечно может сделать невыгодные ходы ,но на то они и невыгодные - новые земли Израилю нужны и исторически он показал что вполне готов платить за них чужой и своей кровью .

    История показывает нам, что героическая но безголовая борьба - это не всегда путь к успеху.
    1. 0
      23 января 2024 21:53
      Добрый вечер! Мне кажется, что вы пока еще очень позитивных представлениях об уровне современной АОИ. Но тут, что называется, каждый сам решает как видеть ситуацию: "стакан на 50% полон" VS "стакан на 50% пуст"))
      Я привел только часть выступления Нетаньяху, там еще было

      "Разница между ХАМАСом и ФАТХом не в том, уничтожать ли государство Израиль, а в том как и когда это делать. Мы не повторим ошибок прошлого.
      Я горд тем, что не предоставил возможности создать палестинское государство. Я унаследовал соглашения Осло. Решение вернуть людей ООП из Туниса и дислоцировать их в сердце Иудеи и Самарии было принято до того, как я стал премьер-министром. Считал и считаю это решение ужасным. Я установил принцип "дадут - получат, не дадут - не получат". Они ничего не дали и ничего не получили
      После уничтожения ХАМАСа, Газа будет демилитаризована, военный контроль там останется за Израилем, и там не будет никого, кто может угрожать безопасности государства Израиль. Между друзьями бывают разногласия. Мы полны благодарности нашим американским друзьям, и я говорю им и израильскому обществу: это будет долгая война, она продолжится до полной победы. Нас никто не остановит"

      В ответ, кажется и Либерман прозрел.
      "У меня складывается впечатление, более чем впечатление, что Нетаниягу сознательно затягивает войну для того, чтобы как можно больше времени прошло с момента самого крупного провала в истории Израиля. Это не война против ХАМАСа, это война за политическое выживание"
      1. +1
        23 января 2024 22:50
        Я не вкурсе нюансов современных раскладов израильской политики, мне тут важно знать 3 момента - 1 что в израиле в принципе довольно сильная внутриполитическая борьба наблюдается исторически. По моему там даже посадили какого-то бывшего премьера . В таких условиях попытки политического торпедирования через реплицирование апокалиптических настроений -это не нечто новое, это старо как мир. Действительная картина вещей может опираться на соразмерение картины потерь и затраченных ресурсов -результату текущему и ,через это,примерная экстраполяция на некий финальный результат. Также стоит учитывать прилагающиеся к Газе издержки , в виде необходимости содержания сил и ПРО-средств ,купирующих эту угрозу годами. В случае решения этой проблемы радикально выигрыш может быть весьма солиден .
        Второй момент - это историческая-же способность Израиля воевать и побеждать в конфликтах с соседними странами,располагающими большими ресурсами в.т.ч людскими.
        Для меня по результатам арабо-израильских конфликтов эта способность не поддается сомнению - если это делать то можно также подвергать нашу собственную способность к действию ,сопротивлению и проецированию силы ,аппелируя давностью тех или иных событий. В случае с Израилем "большая война" была не так и давно - да и сам Нетаньяху успел поучаствовать в двух .
        Наконец, третий момент - это способность Израиля довольно гибко сочетать дипломатию и лоббизм (там,где они возможны) с показным безразличием там, где это ничего не изменит принципиально.
        Класть на всех кучу со стог или типа того - это для них не впервой ,и переоценивать влияние общественного остракизма извне на принятие ими высших решений я не склонен.

        Допускаю что Израиль может быть сейчас не в лучшей форме, порочность его политикума также допускаю , вполне . Но вот некую эволюцию противников Израиля (кроме ,разве что Ирана,который далеко) мне уже допустить труднее. Даже так : то ,что характер угрозы с противостояния отлаженным военным машинам опустился до уровня противостояния с тапочниками при "поддержке" жалких недогосударств,неспособных поддерживать на своих территориях порядок - для меня в чем-то синонимичен деградации уровня противников Израиля на качественно худший.
  7. +1
    23 января 2024 16:42
    Какое то дежавю. Только масштабы пока поменьше. А аукнется так же.
  8. 0
    23 января 2024 20:59
    Часть территорий северной Газы, откуда после зачистки отошли силы АОИ, оказываются снова под контролем ХАМАС, при этом хоть израильские потери и официально засекречены, но сами же израильские медиа оценивают их 1,3–1,5 тысячи человек убитыми, что для Тель-Авива является максимумом за несколько десятков лет. Арабские медиа тут вообще ведут отсчет с цифры 6,5 тысячи, и минимальные значения чувствительны.
    Потери засекречены??? А как же публикуемые поимённые списки погибших?! СМИ сообщают, что всего с начала операции АОИ потеряла 219 военнослужащих.
    «Хезболла» – это официальная часть ливанского политикума, движение контролирует территории, население и экономические потоки.
    Да, к сожалению это часть "политикума", во многом благодаря которой Ливан превратился в не совсем состоятельное государство.
    России же пока, вероятно, надо срочно подумать над тем, что, несмотря на все проблемы, надо как-то дополнительно усилить сирийскую ПВО. Впрочем, не только России, но и Ирану.
    Это какая-то новая, авторская, реальность в ситуации когда у нас (очень) остро стоит проблема собственной ПВО?! Чудны дела твои, Господи...
    1. -1
      23 января 2024 21:24
      1. Если вам хочется верить в 219, то верьте. Я привел данные в среднем по шести СМИ, которые к Израилю лояльны и арабские для равновесия, которые к Израилю не лояльны.

      2. Почему "к сожалению"? Это вообще-то граждане Ливана и им решать, кто будет представлять их в органах власти.

      3. Это не авторская реальность. Россия находится в Сирии и проводит там операции, отвечает по договоренности еще прошлых лет за подготовку ряда частей и вооружение армии. СВО требует своего, несомненно, но это не означает, что Сирию надо "забыть".

      P.S. Только за один вчерашний день официально у Израиля минус 21человек. Какие 219 всего, впрочем, я не настаиваю.
  9. 0
    24 января 2024 03:34
    https://www.vesti.ru/article/3765386
    Арабы и леваки попытались протащить через Кнессет вотум недоверия Нетаньяху. За это проголосовали 18 депутатов из 120. Т.е. у Нетаньяху есть мандат на то, что он делает, как минимум абсолютное большинство евреев его поддерживает.
    1. 0
      24 января 2024 03:45
      Да, есть. Даже его противники понимают, что пока идут боевые действия, никакие вотумы не пройдут. Собственно потому Либерман и сказал: "У меня складывается впечатление, более чем впечатление, что Нетаниягу сознательно затягивает войну для того, чтобы как можно больше времени прошло с момента самого крупного провала в истории Израиля. Это не война против ХАМАСа, это война за политическое выживание"
      Это не только он говорит. Многие. В Израиле несколько дней дискуссия шла в том ключе, что вотум недоверия это не самое лучшее, что можно сделать в нынешней ситуации.
      "Коалиция не примет участия в рассмотрении вотумов недоверия, представленных оппозицией. "Не станем участвовать в политических дебатах во время войны" Шансов на вотум не было
  10. 0
    25 января 2024 12:03
    Весьма интересный и содержательный обзор ситуации