Русский офицер в своих мемуарах описал службу на флоте накануне Первой мировой войны

16
Русский офицер в своих мемуарах описал службу на флоте накануне Первой мировой войны

Русский морской офицер Нестор Монастырев в своих мемуарах описал процессы, приведшие к фактической гибели царского флота во время Первой мировой войны. Годы службы Монастырева на кораблях Российского императорского флота пришлись на начало войны.

После завершения обучения и последовавшего за ним двухнедельного отпуска Монастырев получил распределение в качестве гардемарина на броненосец "Рюрик", отправлявшийся в краткосрочный морской поход с заходом в Копенгаген. Несмотря на то, что Первая мировая война еще не началась, офицер вспоминает, что встречавшиеся во время похода немецкие военные корабли уже воспринимались в качестве наиболее вероятных противников.





После завершения учебного похода на "Рюрике" и успешной сдачи итоговых экзаменов, необходимых для производства в офицеры Монастырев попытался получить распределение на подводную лодку, однако в штабе флота его огорошили тем, что, согласно инструкциям, запрещено назначать на подводные лодки офицеров, срок службы которых меньше года.

После возвращения молодых офицеров в Морской корпус последовало распределение выпускников по флотам. При этом право выбора предоставлялось только отличникам. Новоиспеченных морских офицеров могли назначить на корабли на Балтике, Черном море, Каспие, Тихом океане или Амуре. При этом большая часть вчерашних гардемаринов стремилась попасть на Балтийский флот - поближе к столице и крупным военно-морским базам.



Автору мемуаров путем жеребьевки выпало назначение на Черноморский флот в Севастополь. В то время полыхала война между Болгарией и Турцией. России, симпатии которой были на стороне Болгарии, приходилось держать свои боевые силы на юге в состоянии повышенной боевой готовности.

При назначении на корабль начальство ожидаемо не считалось с пожеланиями офицеров, опираясь лишь на собственные планы. Монастырский был распределен на линейный корабль "Евстафий", стоявший в то время на рейде Севастополя.



На фоне роста революционных настроений в обществе в то время росло неприятие офицеров армии и флота, считавшихся основной опорой царского режима. Однако при этом большинство офицеров нисколько не интересовалось политикой и пользовалось лишь незначительными привилегиями.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    22 января 2024 13:39
    Да и германские моряки хорошо относились к английским и наоборот. Регулярно часто с визитами друг друга навещали, выпивали, играли в футбол и тп. Правда тост у них был у обоих, что будет "день" и они покажут супостату. Ну вот день пришёл и моряки бодро так после всех братаний стали умерщвлять коллег по морскому делу дойдя до эпичного Ютландского сражения.
  2. +4
    22 января 2024 13:40
    Иии? Очень информативная статейка. Описание службы то где? Где дуболом капитан, сволочь старпом, пьяная матросня, черви в мясе?)))
    1. +2
      22 января 2024 14:06
      Замануха! Чтобы видос шли смотреть на YouTube
  3. +12
    22 января 2024 13:40
    Монастырев получил распределение в качестве гардемарина на броненосец "Рюрик"

    Вообще говоря, такого броненосца в составе РИФ не было никогда. Был броненосный крейсер "Рюрик II", в просторечии именуемый "Рюриком", только вот на фото - именно первый "Рюрик", на который Монастырев попасть никак не мог, ибо он погиб в Корейском проливе в русско-японскую войну...
  4. +2
    22 января 2024 14:13
    Рюрик был в Копенгагене в сентябре 1912 г., не совсем уж перед Мировой войной.
  5. +5
    22 января 2024 15:23
    Вопиющая некомпетентность! Крейсер Рюрик погиб в 1904 году в бою с япами в Цусимском проливе. На фото в статье именно ОН! При этом он был переведен на ДВ в 90-х годах 19-го века! То есть "автор" воспоминаний не мог служить на нем перед 1-мировой войной!
    Однако был перед этой войной построен крейсер Рюрик II. К стати, трехтрубный, в отличие от ЛИПОВОЙ фото. Возможно, именно о нем идет речь!
    Очень жаль, что фейковая некомпетентность заливает публичный интернет. Невольно вспомнишь о Советской цензуре. Да, она была, в основном, политической. НО, с другой стороны не Пропускала всякую подобную ЛАЖУ!!
    1. 0
      22 января 2024 15:57
      Цитата: alexandr_vd
      То есть "автор" воспоминаний не мог служить на нем перед 1-мировой войной!

      Он и не претендовал.
      Я получаю назначение на крейсер «Рюрик», находящийся в настоящее время в Кронштадте. Через некоторое время старый колесный пароход «Котлин» уже везет меня к месту назначения. В устье Невы мимо проплывают эллинги заводов, огромные корпуса достраивающихся новых линкоров «Гангут» и «Полтава» и ремонтирующегося крейсера «Олег» — ветерана Цусимы.

      При виде старого крейсера я вспоминаю рассказ одного матроса, которому привелось служить на «Рюрике» — не на том новом «Рюрике», на который я направляюсь, а на старом «Рюрике», погибшем в русско-японскую войну. Старый матрос удивительно образно рассказывал мне о гибели того «Рюрика», когда крейсер, потеряв управление, расстреливался в упор всем японским флотом, пылая в вихре рвущихся снарядов, героически продолжал бой. Уже убиты и ранены все офицеры, палубы и батареи завалены трупами, но единственное уцелевшее орудие продолжает огонь по врагу. Напрасно «Россия» и «Громобой» пытаются помочь «Рюрику», отвлекая огонь японцев на себя — железное кольцо вокруг погибающего корабля сжимается все сильнее. Он кренится, валится на борт и навсегда исчезает в бездне океана.
      ...
      Между тем «Котлин» подошел к пирсу и мы сошли на берег. Пройдя мимо пакгаузов, миновав здание Инженерного училища Николая I, школу машинистов и памятник Петру в городском парке, мы наконец добрались до доков, один из которых был полностью занят огромным боевым кораблем с тремя широкими низкими трубами. Это и был «Рюрик». По его свежевыкрашенному корпусу было ясно, что вскоре крейсер покинет док.
      1. +1
        24 января 2024 10:21
        Цитата: DenVB
        Пройдя мимо пакгаузов, миновав здание Инженерного училища Николая I, школу машинистов и памятник Петру в городском парке, мы наконец добрались до доков

        Какой то странный маршрут у этого гардемарина? Прибывающих пассажиров всегда высаживали в Средней гавани у Арсенала, чего его на Итальянский пруд то занесло? В Купеческую гавань пассажирские пароходы не заходили!
        1. 0
          24 января 2024 12:25
          Цитата: Serg65
          Какой то странный маршрут у этого гардемарина?

          Возможно, шпион.
          1. 0
            24 января 2024 14:48
            Цитата: DenVB
            Возможно, шпион.

            Хорошая шутка, я оценил! wink
    2. kig
      0
      18 февраля 2024 13:51
      Цитата: alexandr_vd
      Вопиющая некомпетентность!

      Вы книгу читали? Видимо нет. Вопиющая безалаберность!

      В устье Невы мимо проплывают эллинги заводов, огромные корпуса достраивающихся новых линкоров «Гангут» и «Полтава» и ремонтирующегося крейсера «Олег» — ветерана Цусимы.
      При виде старого крейсера я вспоминаю рассказ одного матроса, которому привелось служить на «Рюрике» — не на том новом «Рюрике», на который я направляюсь, а на старом «Рюрике», погибшем в русско-японскую войну.
  6. 0
    22 января 2024 16:15
    Морская служба 1907-1912 гг (фото Спиридонова ВВ).
    https://www.youtube.com/watch?v=Js4rtTrvKM0&t=2s
  7. 0
    23 января 2024 13:11
    Так, а что изменилось за 100 лет?
    1. 0
      24 января 2024 10:22
      А что должно измениться?
  8. +1
    23 января 2024 15:46
    Текст-то надо аккуратнее писать. А то в одном месте Монастырев, в другом Монастырский.
  9. kig
    0
    18 февраля 2024 15:42
    Вообще-то о службе "накануне войны" там всего несколько страниц, остальное - служба на войне. А поскольку Монастырев, оказывается, был минным офицером на подводном заградителе "Краб", то можно узнать о многих интересных моментах.