Госпитальные суда EMS для ВМС США

13
Госпитальные суда EMS для ВМС США
Проектный облик судна EMS в версии 2023 г. Графика Austal USA


Военно-морские силы США собираются построить и принять в строй три новых госпитальных судна. Их выполнят по новому проекту Expeditionary Medical Ship (EMS), разработку которого сейчас завершает компания Austal USA. С целью ускорения проектирования, упрощения строительства и получения максимальных эксплуатационных характеристик, плавучий госпиталь основывается на проекте скоростного экспедиционного транспорта-катамарана EPF.



Преемственность проектов


В 2010 г. американское отделение компании Austal, получив соответствующий контракт ВМС США, заложило головной транспорт типа EPF – USNS Spearhead (T-EPF-1). Его передали заказчику в конце 2012 г., и затем строительство катамаранов продолжилось. Несколько дней назад флот получил уже 14-е судно этого типа, и ожидаются еще два.

Судно EPF рассматривалось как платформа для размещения тех или иных средств и нагрузок. В частности, в конце десятых годов Austal USA проработала облик госпитального судна на базе «Спирхеда» под обозначением EMS. В 2021 г. на одной из американских выставок состоялась премьера этого проекта. Был показан макет плавучего госпиталя и раскрыты его основные особенности и характеристики.

В начале 2023 г. военно-морские силы сообщили, что проект EMS получит развитие и будет доведен до строительства. В актуальном военном бюджете предусматривалось финансирование постройки трех таких вымпелов, и в ближайшее время ожидалось подписание соответствующего контракта. До этого, в мае и октябре, объявили имена двух первых судов проекта. Третье пока остается безымянным.


Макет судна EMS обр. 2021 г. Фото Naval News

По имеющимся данным, исходный проект EMS от Austal USA не устроил заказчика, и он внес свои предложения, затрагивавшие конструкцию и оснащение судна. В ноябре 2023 г. компания-разработчик показала обновленный вариант госпитального судна, отличавшийся иными размерами, формой корпуса, компоновкой и т.д. По всей видимости, такой вариант проекта полностью устроил Пентагон.

22 декабря ВМС США выдали компании Austal USA контракт на продолжение работ по проекту EMS. Подрядчику предстоит завершить разработку проекта, а также построить, испытать и передать заказчику три новых судна. Общая стоимость работ оценена в 867,6 млн долл. Сроки проведения разных этапов и завершения программы в целом пока не уточняются, и стороны обходятся лишь самыми общими формулировками.

Несмотря на отсутствие подробностей, ВМС и Austal USA не забыли дать новому проекту высокую оценку, отметить его большое значение для дальнейшего развития флота, улучшения экспедиционного потенциала вооруженных сил и т.д. Насколько объективны такие оценки и оправдан ли нынешний оптимизм – неизвестно. Этот вопрос прояснится только через несколько лет.

В средней перспективе


Заказчик и исполнитель раскрыли самые основные планы, и доступная информация позволяет представить примерный график работ. В целом они не собираются торопиться, и новые суда поступят на службу только в средней перспективе. Впрочем, текущее состояние медицинского флота позволяет Пентагону не спешить.


Транспортное судно USNS Apalachicola (EPF 13). Фото Austal USA

Сообщается, что на ближайшее время основной задачей компании Austal USA остается постройка 16 заказанных ранее транспортов EPF Spearhead. 14 судов этого типа уже переданы заказчику, и еще одно строится с июня 2023 г. В этом году ожидается закладка последнего корпуса. Строительство «Спирхедов» занимает около полутора-двух лет, и одновременно на стапеле находится только один корабль. Соответственно, серия будет завершена в 2025-26 гг.

Таким образом, у компании-разработчика есть еще около двух лет на завершение разработки проекта госпитального судна EMS, подготовку строительства, заключение необходимых контрактов на специальное оснащение и т.д. Стапель для головного EMS освободится только в 2025 г., и тогда следует ожидать его закладку.

Первое судно проекта EMS получило имя Bethesda – в честь города в шт. Мэриленд, где находится Национальный военно-медицинский центр им. Уолтера Рида. Также судну присвоен тактический номер T-EMS-1. Второе судно, T-EMS-2, названо Balboa – по названию парка в г. Сан-Диего, на территории которого работает Военно-медицинский центр. Имя для третьего судна пока не выбрано, но очевидно, что оно тоже будет связано с одним из ключевых военно-медицинских учреждений США.

Госпитальные суда EMS будут крупнее транспортов Spearhead и получат более сложное оснащение. Соответственно, на их постройку потребуется больше времени – вероятно, не менее двух-трех лет. В таком случае головное судно «Бетесда» войдет в строй не ранее 2028 г., а «Бальбоа» передадут заказчику только к 2030-му. Впрочем, нельзя исключать, что постройка не будет столь сложной, и вся серия из трех судов поступит на службу к концу десятилетия.


Госпитальное судно USNS Mercy (T-AH-19). Фото Минобороны США

Технические особенности


Проект EMS создается на базе существующего EPF, но заметно отличается от него. По требованию заказчика, увеличили и переработали корпус, изменили его внутреннее оснащение и т.д. При этом общая архитектура и расчетные характеристики в целом остались прежними. Вероятно, облик судна, представленный прошлой осенью, является окончательным, хотя нельзя исключать те или иные незначительные изменения.

Суда типа EMS будут представлять собой катамараны общей длиной 110 м и шириной 30,5 м; осадка – 4,6 м. Сохраняется общая архитектура с широким мостом, фактически выполняющим функции надстройки и вмещающим все основные объемы и помещения. При этом, в сравнении с EPF, изменена форма носа. Для улучшения гидродинамических характеристик форштевни двух корпусов завалены назад.

Компания-разработчик пока не называет водоизмещение перспективного судна. Судя по увеличению габаритов, госпиталь EMS будет тяжелее транспорта EPF, водоизмещение которого превышает 1500 т.

Суда EPF имеют энергетическую установку на основе четырех дизелей MTU 20V8000 M71L и редукторов ZF 60000NR2H. Вероятно, в проекте EMS используются схожие решения и компоненты. С их помощью судно сможет развивать скорость более 30 узлов. Экономическая скорость будет вдвое меньше и обеспечит дальность плавания 5 тыс. морских миль.

Корпус и надстройка судна построены с получением максимально возможного объема, который используется для размещения экипажа и больных. Так, в каютах и кубриках предусмотрено 185 мест для собственного экипажа судна, летного состава и медицинского персонала. Размещение личного состава отвечает всем требованиям.


Транспортировка лежачего больного внутри судна USNS Mercy (T-AH-19). Фото Минобороны США

Плавучий госпиталь будет иметь 124 койко-места для размещения больных с различными травмами, заболеваниями и т.д. Предусматривается четыре операционных, отделение интенсивной терапии на 20 мест, в т.ч. 6 в изоляторе, отделение неотложной помощи на 40 коек с 6-местным изолятором и т.д.

Использование платформы в виде транспорта EPF позволит упростить погрузку и доставку больных. Люди и техника смогут попасть на борт судна через лацпорты в бортах. В кормовой части, как и в базовом проекте, предусмотрен раскладной трап высокой грузоподъемности. Также в корме судна имеется площадка для вертолета или конвертоплана.

Новое поколение


В настоящее время ВМС США имеет всего два госпитальных судна типа Mercy. Это суда традиционной конструкции длиной ок. 270 м с водоизмещением более 70 тыс. т, несущие более тысячи койко-мест каждое. В обозримом будущем их дополнят тремя новыми судами нового проекта EMS. Новые вымпелы будут отличаться меньшими размерами и смогут принять на борт в несколько раз меньше больных.

Тем не менее, ВМС посчитали, что им нужны именно такие госпитальные суда. Предполагается, что новые EMS смогут быстрее прибывать к месту работы и приступать к оказанию помощи. Кроме того, суда меньших размеров и водоизмещения будут менее требовательными к акваториям и портам, в которых им предстоит работать. При этом они получат самое современное оснащение, что тоже даст известные преимущества.

Таким образом, по итогам программы EMS, в ближайшие 5-10 лет госпитальный флот ВМС США самым серьезным образом изменится как в количественном, так и в качественном отношении. Появится возможность быстрее и гибче реагировать на вызовы, а также работать в разных районах и условиях. Однако все новые возможности появятся только через несколько лет, а пока необходимо завершить проектирование и подготовить производство.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    23 января 2024 10:22
    Интересно, почему на такие суда до сих пор красные кресты лепят? При любом конфликте, уничтожение госпитального транспорта - милое дело, как оказалось.
    1. +5
      23 января 2024 15:03
      Эм... нет...
      Атака и уничтожение госпитального судна до сих пор осуждаемо. А если полностью доказано что судно действительно госпитальное, его атака будет восприниматься как преступление!!!
      Просто есть проблемы с тем, что быстро создав госпитальное судно, переделав из гражданского - на корабле могут плохо установить, или вообще не установить опознавательных знаков. Или наоборот, делать ошибку, пытаясь через такое судно перевозить и оружие (а согласно морскому праву, госпитальное судно загруженное оружием или здоровыми военными - госпитальными не считается)
      1. 0
        23 января 2024 20:30
        Обе стороны в СВО лупят по эвакуируемым раненых машина, по госпиталям, стационарным и полевым, никаких заседаний ООН нет.
        1. +1
          24 января 2024 11:44
          А с каких пор морское право распространяются на степи Украины???
          Посмотрите на историю конфликтов, наземные уничтожения техники что эвакуируют раненых были всегда. А вот корабли сразу вызывали резонанс, так как в море даже если кто то выжил, в море могут не дождаться спасения. К тому же на кораблях, в среднем, можно больше людей находится. Как итог, потопление госпитального СУДНА, обычно несëт больше жертв. К тому же в море есть НЕЙТРАЛЬНЫЕ воды, из-за которых корабль может находиться вне территорий безопасности какой нибудь страны.
          1. 0
            28 января 2024 00:25
            Показательна в этом плане история с транспортом Армения.
  2. +6
    23 января 2024 10:38
    Очень хорошие и интересные корабли.
    Чего то подобного, ходя бы в единственном экземпляре, не хватает и нашему флоту. Те суда что у нас есть, по своим возможностям и полезной площади немного не соответствуют современным требованиям. На многих нет даже вертолётной площадки. Да и из-за малого водоизмещения - сильно качает судно. А это сильно ограничивает проведение медицинских процедур и операций при сколь-нибудь сильном волнении.
    Хотя бы один подобный корабль нам, для помощи той же Сирийской группировки. Или при выполнении спасательных миссий. Да и вообще, через оказание медицинской помощи при крупных бедствиях, можно ещё и налаживать связи с другими регионами.
    1. 0
      23 января 2024 22:42
      В Советском ВМФ были 4 отличных госпитальных судна - Енисей, Иртыш, Свирь и Обь!
      1. 0
        24 января 2024 00:41
        Да, были
        Жаль только что в прошлом и остались((
    2. 0
      25 января 2024 21:53
      Очень интересная тележка для носилок. Огромные относительно русских каталок велоколеса, причем надувные, то есть больного будет меньше трясти. И можно катить по грунту, а не только по асфальту. А в РФ есть подобное?
  3. +1
    23 января 2024 10:41
    Статье однозначно плюс!!!
  4. 0
    23 января 2024 18:43
    Красивый корабль! Вне зависимости от страны-создателя.
  5. 0
    24 января 2024 11:22
    Новый катамаран. А у нас к ним так предвзято относятся.
    1. 0
      10 марта 2024 12:18
      Большие нагрузки на конструкцию соединяющую корпуса, металл устает быстро. Поэтому катамараны хороши в условиях озер и рек, и плохи в условиях морей. Это уже не первая попытка амеров запилить катамаран с приличными мореходными качествами. Хотя... для госпитального судна самое оно, будет в портах стоять под прикрытием. Это же не эсминец, чтобы постоянно бороздить море.