Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

210-мм пушка V-3 на позиции в боевом положении с поднятым стволом.


Летом 1937 г. комиссия в составе видных советских артиллеристов посетила завод Skoda в Чехословакии. Там ей были представлены проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы. Ствол пушки был лейнированный, а гаубицы – скрепленный. Затворы у обеих систем клиновые горизонтальные, заряжание раздельно-гильзовое.

Не удержусь от авторской реплики – на отчете комиссии какой-то «умник» из Артуправления подчеркнул «раздельно-гильзовое» и размашисто написал: «Это минус – нужно картузное». В конце 1930-х гг. «картузники» начали очередной поход против раздельно-гильзового заряжания.


В итоге советская сторона предложила фирме Skoda ряд изменений. По результатам переговоров фирма доработала проект. Стволы пушки и гаубицы получили свободные лейнеры. Клиновые затворы поменяли на поршневые, заряжание стало картузным.

Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Skoda, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация для изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила $2,37 млн. (около 68 млн. крон).

Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

Советская пушка Бр-17 на одном из предвоенных парадов.


На поставки опытных образцов орудий и технической документации не повлиял захват Чехословакии немцами. Фирма Skoda исправно выполняла все пункты договора с СССР.

Фирма Skoda предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня (как было запланировано) в октябре 1939 г. Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г.

Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем проходили с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке на территории, оккупированной немцами.

В отчете фирмы Skoda сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0 до +50 градусов, а полным зарядом – от +16 до +50 градусов. Стоит отметить, что неустойчивость пушки при малых углах возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, Бр-17 можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы забетонировать основание орудия.

По окончании испытаний в соответствии с условиями договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний.

В октябре 1940 г. из США были получены пневмошины для колес системы Skoda в количестве 54 штук (48 комплектных и 6 запасных). Временно, до освоения отечественной промышленностью шин 12х24, 210-мм и 305-мм системы решено было комплектовать колесами 12х20.

Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

Одна из немецких батарей в Нормандии, вооруженная орудием K.39, изготовленным фирмой Skoda для гитлеровской Германии.


Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом №221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 г. После заводских испытаний этот образец 9 сентября прибыл на Артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон (АНИОП) для проведения полигонных испытаний. Стрельбы проводились с 21 сентября по 11 декабря 1940 г. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником» из разборных штанг банника, а головка «досыльника» была изготовлена в мастерских АНИОПа. «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек.

Первая 305-мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе №221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода №221, другой – Skoda) и один с углубленной нарезкой.

Руководство спешило и объявило, что испытания опытного образцы Бр-17 были не полигонными, а полигонно-войсковыми, и по результатам их пушка Бр-17 и бетонобойный выстрел к ней были рекомендованы к принятию на вооружение. Фугасный же снаряд испытаний не выдержал.

Как известно, на базе чешских орудий на заводе «Баррикады» в Сталинграде в 1940-1941 гг. было изготовлено девять 210-мм пушек Бр-17 и три 305-мм гаубицы Бр-18.

Всего в РККА имелось девять 210-мм пушек Бр-17. В боеготовность их привели лишь в 1944 г. Тогда впервые были изданы для них Таблицы стрельбы и произведено 4,2 тысячи снарядов.

Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

1 – основание установлено в котлован.


В декабре 1944 г. на базе четырех отдельных дивизионов 152-мм пушек Бр-2 и четырех отдельных батарей 210-мм пушек Бр-17 были сформированы три отдельных полка особой мощности (18-й гвардейский, 1-й и 2-й). В их составе имелись три двухорудийные батареи Бр-2 и одна двухорудийная батарея 210-мм пушек. К концу 1944 г. эти три полка убыли на фронт, а формирование четвертого (№20) началось лишь в 1945 г., и на фронт он не попал.

В 1945 г. 1-й пушечный полк особой мощности входил в 8-ю гвардейскую армию 1-го Белорусского фронта. В ходе сражения за Зееловские высоты и в битве за Берлин было израсходовано 930 210-мм снарядов, изготовленных в 1944 г.

Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

2 – повозка ствола выровнена со станком.


305-мм гаубиц обр. 1939 г. (Бр-18) было изготовлено всего три штуки. Они пошли на формирование 233-го отдельного артдивизиона особой мощности, находившегося в конце войны в Московском военном округе. Судя по всему, гаубицы были небоеспособными.

Ну а фирма Skoda в течение войны исправно поставляла сверхмощные пушки калибром 210-мм Вермахту: 21 cm K.52, 21 cm K.39/40. Любопытно, что на второй модернизации 21 cm K.39/41 был удлинен ствол и поставлен дульный тормоз.

Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

3 – ствол втянут в люльку лебедкой станка до упора роликов каретки в упоры консолей станка.


В 1944 г. для 21-см чешских пушек K.52 «переделанных» были созданы тяжелые 232-килограммовые оперенные снаряды. Для них фирма Skoda изготовила гладкие стволы.

В 1944-1947 гг. фирмой Skoda на основе опыта войны была создана уникальная 210-мм пушка V-3, снабженная мощным дульным тормозом. Естественно, фирма предложила свою продукцию Советскому Союзу.

Опытный образец прошел в СССР всесторонние испытания. Какое-то время несколько образцов находились на службе в Советской армии. Но документа о принятии ее на вооружение автором не найдено. Не исключено, что V-3 числились «на снабжении». В 1950 г. на русском языке было издано руководство службы V-3. Кстати, в отечественной документации пушку величали и V-3, и В-3.

Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

210-мм пушка V-3 на позиции в боевом положении.


Кроме того, чехи предлагали СССР 305-мм гаубицу V-4, созданную на лафете орудия V-3. Ствол 305-мм гаубицы также имел дульный тормоз.

Однако в производство в СССР ни V-3, ни V-4 не запускались. Первоначально это было связано с работами Василия Грабина над большим дуплексом – 210-мм пушкой С-72 и 305-мм гаубицей С-73. Ну а к 1960 г. из-за волюнтаризма Хрущева, считавшего, что артиллерия большой и особой мощности Советской армии не нужна, были прекращены работы и над грабинскими орудиями, и по модернизации V-3.

Ствол пушки V-3 состоял из свободной трубы, кожуха, казенника и дульного тормоза. Казенник навинчен на кожух. Кожух надет на трубу с зазором. Дульный тормоз двухкаморный, по обеим сторонам его расположено по два окна. Крутизна нарезов постоянная.

Затвор поршневой двухтактный с пластинчатым обтюратором типа Банжа. Действия с затвором только вручную.

Отличительной чертой качающейся части являлось сочетание цилиндрической люльки обойменного типа с откатывающимися цилиндрами противооткатных устройств. К люльке прикреплены два зубчатых сектора механизма вертикального наведения. Механизм горизонтального наведения имел две скорости. Механизма для быстрого привода ствола в положение для заряжания не было. Тормоз отката гидравлический, расположен внизу откатывающейся части, накатник гидропневматический, расположен сверху откатывающейся части. Длина отката переменная. Уравновешивающий механизм гидропневматического типа с двумя симметричными колонками.

Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

Буксировка ствольной повозки орудия V-3.


Основание состояло из неподвижной и вращающейся части. В боевом положении основание опускалось в котлован глубиной 600 мм. Внутри основания помещался шаровой погон, допускавший возможность поворота пушки на 360 градусов. На шаровой погон основания опирался поворотный круг, который своей верхней плоскостью соединялся со станком. По обеим сторонам поворотного круга имелась площадка для расчета.

Задняя часть поворотного круга (хоботовая опора) съемная с опорной плитой на конце. Сверху к хоботовой опоре прикреплены железные рельсы, по которым накатывалась тележка для заряжания.

Поворотный механизм имел две скорости наведения, привод ручной – система вообще не имела электродвигателей. При горизонтальном наведении надо было сначала поднять опорную плиту, а перед выстрелом опустить ее вновь.

Приспособления для заряжания включали в себя рельсовый путь, расположенный на поворотном круге основания, и тележку для заряжания. На тележку вручную укладывался снаряд и один полузаряд. При стрельбе полным зарядом второй полузаряд подносился к орудию одним номером расчета. Пять номеров расчета накатывали тележку со снарядом к орудию по рельсовому пути. На конечном участке пути наклон тележки соответствовал углу заряжания орудия, то есть составлял 7 градусов. В последний момент накатывания тележки ее опора входила в затворное гнездо ствола. Для ускорения заряжания орудию придавали две тележки. Досылку снаряда в камору производили 6-7 человек вручную с помощью прибойника.

Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

Схема подачи боеприпасов.


Скорострельность пушки – 2 выстрела в 3 минуты. Конструкция ствола допускала такой темп в течение 30 минут. Далее темп стрельбы необходимо было снизить до одного выстрела в 3-5 минут. При стрельбе полным зарядом живучесть ствола составляля 600 выстрелов. При заряде №2 – 1300 выстрелов, а при заряде №1 – 2400 выстрелов. Стрельба без дульного тормоза разрешалась только зарядом №1. Замечу, что у чехов, как и у немцев, вес заряда увеличивался с возрастанием номера заряда, и максимальным был последний заряд, а наименьшим – заряд №1. В Красной Армии было все наоборот: самый мощный – полный заряд, затем заряд №1, а далее с увеличением номера заряд уменьшался.

Система в походном положении состояла из трех специальных повозок: повозки ствола, повозки станка, повозки основания. Ствол имел специальную повозку, а станок и основание имели только колесные хода и сами составляли корпуса повозок. Повозка прицеплялась шкворневой лапой стрелы переднего хода к тягачу.

В Чехословакии штатным тягачом служил трехосный автомобиль высокой проходимости. В СССР для возки применялись гусеничные тягачи «Ворошиловец» или АТ-Т.

Каждая повозка перевозилась отдельным тягачом с необходимыми приспособлениями для перевода системы из походного положения в боевое, с инструментом и принадлежностью для разборки и сборки отдельных групп системы и запасными частями. Приспособления, инструмент и принадлежность могли перевозиться и на отдельно выделенных автомашинах.

Корпуса ходов повозок снабжены пневматическими шинами. Хода повозок имели независимое подрессоривание на листовых рессорах.

В СССР для пушки V-3 был спроектирован новый выстрел с фугасным снарядом. Работы по нему были прекращены 15 февраля 1961 г.

Последние залпы Бр-17

Финальный аккорд в судьбе чешских пушек в СССР стал довольно неожиданным. Опытное 210-мм чехословацкое орудие с 1960-х гг. хранилось на заднем дворе Артиллерийского музея в Ленинграде. О нем вспомнили во время съемок художественного фильма «Моонзунд» по одноименному роману Валентина Пикуля. В 1987 г. пушку установили на заброшенном форте №3 в Лиепае (Либаве), где она «играла роль» 305/52-мм открытой береговой установки батареи на мысе Церель. На съемках пушка даже стреляла уменьшенными зарядами. Прислуга была целиком взята с Ржевского полигона. После съемок пушку отправили обратно в Артмузей, но на сей раз установили на открытой экспозиции перед зданием музея. Сейчас помимо Петербурга это далеко не самое распространенное орудие можно увидеть в Москве на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил и в Верхней Пышме в Музее военной техники, созданном Уральской горно-металлургической компанией.

Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских
Первоисточник: http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. omsbon 28 января 2013 09:57
    Сложно найти место, где не нагадил Н.С. Хрущев, по кличке "Хрущ".
    1. Mik Rybalko 28 января 2013 10:52
      Да кукрузник потрудился на СЛАВУ, Зря его Сталин не шлёпнул, ведь собирался, но Хрущ на брюхе вымолил прощения. Защитник Украины блин....
      Mik Rybalko
  2. borisst64 28 января 2013 13:35
    Спасибо автору, очень понавательно показана сборка артсистемы. А то я по фото грешным делом подумал, что какая то супергаубица на параде.
    borisst64
  3. Iraclius 28 января 2013 20:31
    Спасибо за статью, материал очень интересный. Признаюсь, про эти орудия читаю впервые - всегда думал, что 21 cm K.52, 21 cm K.39/40 - чисто немецкие, крупповские орудия. Буду знать. yes Обидно, что братья-славяне очень часто проявляли поразительный и циничный оппортунизм, в то время, как мои предки лили за них кровь. Очень обидно. recourse
    И тем обиднее, что моя страна потратила столько сил, чтобы перенять зарубежный опыт, наладить производство своего передового вооружения в веке XX, чтобы вот теперь, в XXI, закупать на Западе всякий хлам, типа Ивеко и Мистралей? what
  4. smel 29 января 2013 09:48
    Командовал 20 арт полком ( во время войны 20 артиллерийский полк ОМ РВГК) и был его последним командиром.Переформировал полк в бригаду в 1996 году.Полк был сформирован 31.12 1944 на базе дивизиона большой мощности ( 6 152 мм пушек Бр-2) и батареи особой мощности ( 2 орудия 210 мм пушек Бр17).Таких полков в составе действующей армии было четыре.Очень интересно было читать формуляр "своего" полка,- когда, куда и сколько стреляли, какой получен результат, какие и сколько самолётов вылетали на корректирование огня.История полка занимательна и тем как его перебрасывали в Приморье, где он дислоцировался, когда и сколько перевооружался.Хорошая и поучительная история этой части.Написал специально для автора
  5. smel 30 января 2013 06:26
    Да, за участие в ВОВ, образцовое выполнение заданий командования полк получил почётное звание "Гумбиненский"Теперь это принадлежит и бригаде
  6. PXL 9 августа 2016 10:22
    Бр-17 в Верхней Пышме имеет заводской № 1 и до 2011 (или 2012 г.) находилась в г. Перми на территории 39-го арсенала ГРАУ (ныне ОАО "39-й арсенал"). Но на музейной табличке наисано, что орудие предоставлено для экспонирования ЦМВС, г. Москва.
    PXL
  7. Комментарий был удален.
  8. PXL 9 августа 2016 10:26
    Бр-17 в Верхней Пышме до 2011 (или 2012) года находилась в г. Перми на территории 39-го арсенала ГРАУ (ныне ОАО "39-й арсенал"). Пушка имеет заводской № 1! На музейной табличке написано, что орудие предоставлено для экспонирования ЦМВС, г. Москва.
    PXL
  9. Комментарий был удален.
  10. PXL 9 августа 2016 10:37
    Бр-17 в Верхней Пвшме до 2012 г. находилось в г. Перми на территории 39-го арсенала ГРАУ (ныне ОАО "39-й арсенал"). Пушка имеет заводской № 1. На музейной табличке в пышминском музее написано, что орудие предоставлено для экспонирования ЦМВС, г. Москва!
    PXL
  11. PXL 9 августа 2016 20:57
    А в каталоге верхнепышминского музея ранее писали правильно. Правда, этот каталог вышел мизерным тиражом...
    PXL

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня