Заброшенный цех прототипов

Одной летней ночью, нам удалось попасть на один из крупных авиационных заводов Москвы. На территории которого мы обнаружили выведенный из эксплуатации цех, производивший по лицензии МАИ детали, для некоторых видов самолетов.

В 1965 году на самолетостроительном факультете Московского авиационного института (МАИ) было образовано студенческое конструкторское бюро (СКБ). Оно занималось созданием экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых легких летательных аппаратов. В 1982 г. СКБ было преобразовано в Отраслевое студенческое конструкторское бюро экспериментального самолетостроения МАИ (ОСКБЭС МАИ).

Заброшенный цех прототипов



01. В 1999 году указом Президента России сотрудникам МАИ и сотрудникам завода, фотографию одного из цеха которого мы видим, были присуждены Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники за разработку и внедрение в серийное производство семейства сверхлегких многоцелевых самолетов.

Заброшенный цех прототипов


02. Одним из самых успешных проектов ОСКБЭС был самолет Авиатика-МАИ-890. Начали разрабатывать этот легкий многоцелевой самолет в 1987 году. Первый полет он совершил в 1989 году. В этом же году начались его поставки и эксплуатация.

Заброшенный цех прототипов


03. С 1992 года было произведено и продано более 200 самолетов Авиатика МАИ 890. А в 1999 году на самолет был получен российский сертификат.

Заброшенный цех прототипов


Серийное производство самолётов Авиатика-МАИ-890 на этом заводе, 1993 г.

04. Несколько слов о самолете Авиатика-МАИ-890. Это легкий многоцелевой самолет, предназначенный для тренировочных полетов, авиатуризма, патрулирования, аэросъемки и т. д. Относится к классу «очень легких самолетов» (VLA — very light airplane). Есть двухместная вариация -
[Авиатика-МАИ-890У]
и сельскохозяйственная версия -
[Авиатика-МАИ-890СХ]
. Последняя версия предназначена для ультрамалообъемного опыления сельскохозяйственных угодий и знаменита тем, что получила в 2002 году специальный сертификат, и на данный момент это первый и единственный сертифицированный сельскохозяйственный самолет в России.

Заброшенный цех прототипов


05. На базе Авиатики-МАИ-890, так же был создан
[Автожир-МАИ-205]
. Автожир - винтокрылый летательный аппарат, в полёте опирающийся на несущую поверхность свободновращающегося в режиме авторотации несущего винта. Другие названия автожира — «гироплан» (этот термин официально используется FAA), «гирокоптер» (терминология Bensen Aircraft), и «ротаплан». Википедия Первый полет МАИ-205 совершил в 2001 году.

Заброшенный цех прототипов


06. На данный момент проект заморожен.

Заброшенный цех прототипов


07. Несмотря на то, что со стороны улицы цех кажется рабочим, он полностью заброшен.

Заброшенный цех прототипов


08. Каждый день мимо него проходит огромное количество людей и проезжают тысячи машин, но вряд ли кто-то догадывается, что за фасадом четырехэтажного дома, обвешанного кондиционерами, стоят покрытые пылью и птичьим пометом самолеты.

Заброшенный цех прототипов


09. Помимо Авиатики в цеху создавался еще один интересный самолет - Т-101 Грач.

Заброшенный цех прототипов


10. В начале 90-х годов прошлого века. В нашей стране возникли большие трудности в авиастроении, крупные проекты были заморожены, разработки чего-то нового прекратились. Но не смотря на все сложности на предприятии "Рокс-Аэро"начались работы по проектированию Т-101. В 1992 году была начата разработка и уже 1993 году в этом цеху был построен первый самолет.

Заброшенный цех прототипов


11. В декабре 1994 года Т-101 впервые поднялся в воздух пилотируемый летчиком-испытателем Виктором Заболотским. Ви́ктор Васи́льевич Заболо́тский (род. 19 апреля 1946, Москва) — заслуженный лётчик-испытатель СССР, космонавт-испытатель, президент Федерации любителей авиации России. Многократный рекордсмен мира по самолетному спорту.

Заброшенный цех прототипов


12. При разработке Т-101 Грач учитывалось много факторов. Самолет должен был быть простым и надежным в плане конструкторских решений, дешевым в производстве, с возможностью эксплуатации с небольших грунтовых площадок. Т-101 должен был иметь функцию быстрого переоборудования, чтобы его могли применять в качестве санитарного самолета, аварийно-спасательного, патрульного, для десантирования грузов и людей.

Заброшенный цех прототипов


13. Летчик-испытатель Виктор Васильевич Заболотский после первого же полета сказал: "Из кабины не вылезу. Вот уйду на пенсию, и буду летать на этом самолете!" В результате двух десятков полетов Заболотского на "Граче" подтвердились все заложенные конструкторами характеристики.

Заброшенный цех прототипов


14. Заболотский подмечал: - Верю, "Грач" станет массовым самолетом. Особенно он пригодится для Севера и Востока, в глухих регионах, где нет дорог. Порукой тому - возможность посадки на малых площадках, отсутствие необходимости подогрева двигателя даже при сильных морозах. Аэродинамическое качество Т-101 достаточно высокое: при площади крыла на 2/5 меньшей, чем у Ан-2, скорость отрыва его на 20 км/ч меньше. Главное же достоинство "Грача" - исключительная экономичность двигателя. Стоимость керосина для
[ТВД-10Б]
в два раза дешевле авиационного бензина, а на Севере - в четыре раза! Ми-8, например, расходует 1000 л топлива в час, а для Т-101 этого количества хватит на 4 часа.

Заброшенный цех прототипов


15. Помимо описанных сверху плюсов, был еще один немаловажный. Стоимость самолета была в 2-3 раза ниже, чем на аналогичные многоцелевые транспортные самолеты.

Заброшенный цех прототипов


16. Но несмотря на все положительные моменты, самолету так и не удалось выйти в серию. В этом цеху было создано 50 самолето-комплектов, а вот продать их не удалось. По банальной причине: отсутствие финансов у авиакомпаний в середине 90х годов.

Заброшенный цех прототипов


17. Хотя есть еще шанс, что труды сотрудников конструкторского бюро и завода не пропали зря. Т-101 стал прототипом для нового самолета Виконт V100.

Заброшенный цех прототипов


18. Разработчиками нового самолета стала Авиастроительная корпорация «АСА-Аэродизайн» и ОСКБЭС МАИ.

Заброшенный цех прототипов


19. Корпорация купила 20 сборкомплектов "Грачей" и на их основе будет производить Виконт V100. Так что не все еще потеряно.

Заброшенный цех прототипов


20. Но то что не выкупили, так и осталось лежать в цеху.

Заброшенный цех прототипов


21. Покрываясь пылью и грязью.

Заброшенный цех прототипов


22. Описанные выше модели самолетов, были не единственные в заводском помещении.

Заброшенный цех прототипов


23. Натурный макет проекта самолёта Е-1 ЗАО "САВИАТ"

Заброшенный цех прототипов


24.Легкий четырех-пятиместный самолет "Е-1" предназначен для использования: в качестве личного транспортного средства ("летающего автомобиля")

Заброшенный цех прототипов


25.Приблизительная стоимость "летающего автомобиля" состовляет 150 000 $

Заброшенный цех прототипов


26. Т-411 "Аист"

Заброшенный цех прототипов


27. Разработка лёгкого многоцелевого самолёта Т-411 началась в 1994 году в фирме "Рокс-Аэро" совместно с ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. За основу конструкции был взят планёр самолёта
[Як-12М]
.
Заброшенный цех прототипов


28. В 1997 году было созданно два прототипа. В этом же году самолет был показан на авиасалоне МАКС-97.

Заброшенный цех прототипов


29.Аэродинамическая схема самолёта представляет собой однодвигательный моноплан. Конструкция самолёта состоит из каркаса, сваренного из стальных труб (сталь 4130). Обшивка выполнена из набора профилей (Д16Т).

Заброшенный цех прототипов


30.Т-411 предназначен для перевозки пассажиров и грузов на расстояния до 1200 км. Конструкция позволяет быстро переоборудовать его в санитарный, патрульный, аэротакси. Самолёт отличается простотой пилотирования, не требователен к средствам наземного обслуживания.

Заброшенный цех прототипов


31.

Заброшенный цех прототипов


32. Продолжим гулять по цеху. Далее фотографии с небольшими комментариями.

Заброшенный цех прототипов


33. Очень много стеллажей с деталями. Ощущение, что всех выгнали в один момент и никого больше не пускали обратно.

Заброшенный цех прототипов


34.

Заброшенный цех прототипов


35. Оборудование по виду еще в работоспособном состоянии. Цех пока не начали еще разрезать на металлолом.

Заброшенный цех прототипов


36.

Заброшенный цех прототипов


37.

Заброшенный цех прототипов


38. Очень и очень часто, встречаю в цехах подборки вырезанных из газет девиц, с практически полным отсутствием одежды. Сразу видно, мужики работали.

Заброшенный цех прототипов


39. В уголке нашлись стапели с кабинами для истребителей.

Заброшенный цех прототипов


40.

Заброшенный цех прототипов


41. Общий вид на один из двух залов данного цеха.

Заброшенный цех прототипов


42. В целом жалко загубленное производство такого масштаба, но хорошо, что разработки этого цеха нашли свое продолжения на других площадках.

Заброшенный цех прототипов
Автор: saoirse
Первоисточник: http://saoirse-2010.livejournal.com


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. ССИ 28 января 2013 09:46
    Приоткрою тайну - это один из цехов ОАО "РСК «МиГ». Завод, где собирали МиГи.
    Ныне, Миг объединен с Сухим в рамках ОАК.
    1. злойхомяк 28 января 2013 16:05
      Это знамя труда ??
      злойхомяк
      1. Zerstorer 30 января 2013 16:46
        По ходу дела оно самое.
    2. AK-47 28 января 2013 23:30
      Цитата: ССИ
      Приоткрою тайну - это один из цехов ОАО "РСК «МиГ». Завод, где собирали МиГи.

      Для МиГа, как то несерьёзно.

      Цитата: ССИ
      Ныне, Миг объединен с Сухим в рамках ОАК.

      "РСК МиГ и «Сухой» - подписали соглашение о сотрудничестве. … это не глобальное объединение, а лишь совместное участие в одном проекте. Речь идет о создании тяжелого беспилотного ударного летательного аппарата."

      Но если всё таки МиГ, выходит он виновник остановки проектов и закрытия производства?
      AK-47
  2. Krilion 28 января 2013 09:53
    ещё один повод выкопать ЕБН из могилы и повесить вместе с чубайсом...и вообще...из-за жизни в "демократическом" обществе ловлю себя на мысли что окончательно становлюсь сталинистом....
    1. Dante 28 января 2013 20:19
      Ты не одинок товарищ
  3. Letnab 28 января 2013 10:57
    Т-101 очень нужная машина, и как таких не хватает...!!!
  4. sergey69 28 января 2013 11:34
    Все это очень печально.
  5. sergant89 28 января 2013 12:12
    Да у нас на Ямале при песчанных аэродромных полосах эти самолеты были бы бесценными для сравнения полет на Як до г.Тюмень около 1440км(цена билета от 9200руб -19000руб)поэтому летают только "слуги народа" и бизнесмены а простой люд как обычно по шпалам под стук колес или на личном авто.
  6. 755962 28 января 2013 12:18
    Грамотно обратить внимание на данную проблему..И не с высока генреральских кабинетов,а НА САМОМ ВЫСОКОМ УРОВНЕ..Как проекты так и уникальное оборудование,пока ещё есть время их сохранить,необходимо хотя бы законсервировать,до лучших времён....если таковые наступят.В противном случае пропадёт ВСЁ не "за понюшку табаку".Эх, дошёл бы этот материал до "правильных людей".....Но даже если это "всё" и восстановить до первоначального вида,самый главный вопрос так и повиснет в вохдухе...ГДЕ ВЗЯТЬ КАДРЫ для этого уникального производства?????????????
    755962
    1. ЖОРЖ 28 января 2013 18:32
      .ГДЕ ВЗЯТЬ КАДРЫ для этого уникального производства?????????????цитата
      Да кадров у нас всегда хватало , только если спецу внушают что он не нужен , если он видит как торгаши на рынке не напрягаясь зарабатывают больше него в несколько раз , то выбор у него не большой.
  7. Misantrop 28 января 2013 12:23
    И после таких репортажей нам рассказывают, что внутри страны деньги вкладывать не во что... Вот она, золотая россыпь, вложения нужны минимальные
    Misantrop
  8. atos_kin 28 января 2013 12:39
    Авиационный Детройт.
  9. Misantrop 28 января 2013 14:45
    Цитата: atos_kin
    Авиационный Детройт

    В Детройте, судя по кучам фотографий в инете, все разграблено и загажено, для восстановления нужны просто нереальные деньги. А здесь ощутимо иная картина. Такое ощущение, что сюда еще планировали вернуться (и не для грабежа)
    Misantrop
  10. dualnik 28 января 2013 14:49
    Цитата: Krilion
    ...из-за жизни в "демократическом" обществе ловлю себя на мысли что окончательно становлюсь сталинистом....

    Согласен на 1000% ... Материться очень хочется
    dualnik
  11. Letnab 28 января 2013 14:54
    читал про этот цех, этого же завода, как создавали новые машины, многие даже испытания летные прошли, но развития не получили из-за отсутствия интереса от государства.. ( эти же Т-101 создавались еще по госзаказу, только остались не востребованы...
  12. костяныч 28 января 2013 15:39
    мда интересно получается самолёт как бы нужен
    а покупать как всегда будем западные аналоги
  13. pechv 28 января 2013 16:14
    Вот это и называется - во что бы то ни стало убить авиастроение, даже, чтобы и не думали. А хоть мелкие проекты можно? - спрашивают всякие бесполезные люди. Нет, шеф сказал - в морг, значит в морг
  14. SunScorpion 28 января 2013 19:38
    Это грустно и печально
  15. studentmati 28 января 2013 23:41
    Для руководителей предприятия минус за то, что не довели все изделия до полёта. negative
    Для первого отдела и конторы минус за то, что появились эти фотграфии. negative
    Плюс тем, кто эти фото сделал и всем показал! good
  16. BOOMER 29 января 2013 01:23
    когда я смотрел фото , сердце кровью обливалось , а сколько таких объектов по стране , страшно представить ?
  17. Простой 29 января 2013 15:37
    Добрый день всем.
    Судя по информации, типа:
    http://www.aviaport.ru/news/2012/01/09/227543.html
    перспектива у этого цеха (вернее у концепции с формулой «спроектировали-построили" ) пока незавидная.
    Очень жаль.
    Хотя МАИ имеет сертификат по постройке ЛА.
    Какой-же это будущий конструктор, если свои разработки и не строил?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня