Лето и осень 1919 года. Информация из газеты «Известия»

60
Лето и осень 1919 года. Информация из газеты «Известия»
Одна из картин И. А. Владимирова. Такой вот он видел социалистическую революцию в российской деревне…


– За что вы идёте, если велят – «воюй»?
Можно быть разорванным бомбищей,
можно умереть за землю за свою,
но как умирать за общую?
– Жена, да квартира, да счёт текущий
вот это – отечество, райские кущи!
Ради бы вот такого отечества
Мы понимали б и смерть, и молодечество.

В. Маяковский «Хорошо»

Неизвестные войны. Итак, мы продолжаем наше путешествие в 1919 год по страницам газеты «Известия»! Сегодня у нас на страницах осень. Но еще до осени было тяжелое лето.



А летом 1919 года Красная Армия год отступала. Деникинцы шли на Москву, на бронепоезде «офицер» везли соль на продажу, словом, перспективы были отличные. И тут чтобы окончательно добить Красную Армию, было решено направить в тыл красным конный корпус генерала Мамонтова.

Цель нарушить транспортные пути в районе Тамбова и Козлова, Ельца и Воронежа, уничтожить железнодорожные станции, склады, штабы и, конечно, поднять восстание тамошних крестьян, недовольных советской властью. Корпус насчитывал 9 000 всадников, имел также 12 орудий и несколько бронеавтомобилей. Фронт был прорван, и лавина казачьей конницы устремилась по красным тылам.

18 августа 1919 года казаками без единого выстрела был взят Тамбов, а гарнизон его разбежался. Казаки разгоняли тыловые части, готовившиеся к отправке на фронт, грабили, громили советские учреждения, а их работников, да и просто сочувствующих советской власти, массами расстреливали.

Но сам фронт прорван не был. У Деникина не было резервов, чтобы двинуться вслед за Мамонтовым. Казачью конницу расстреливали с аэропланов, подошедшими свежими войсками отсекали пути для продвижения и отхода.

Ну и сами лошади… Они же не железные. Они довольно быстро устают, им требуется длительный отдых и хорошая кормежка. А где все это можно было получить в тылу у красных?

В итоге корпус ушел назад, потеряв до половины своего состава и до предела измотав лошадей. Так что успех рейда был чисто тактическим, развить его не удалось. А вот сообщения о зверствах, чинимых мамонтовцами, пришлись как нельзя кстати. Тут, как говорится, не было бы счастья – да несчастье помогло: выбор между белыми и красными становился в народной массе все более и более очевидным.


Информация из газеты «Известия» о человеческих жертвах в годы Первой мировой войны


А вот что в это время делалось на Украине

А потом красные собрались с силами и начали разгром Деникина. И вот тут, как и в случае с Мамонтовым, сказалась традиционность и инертность мышления белогвардейского командования и рядового воинства.

Казаки… Те в ходе рейда по исконной своей традиции увлеклись грабежом. И хотя сам Мамонтов всячески препятствовал обрастанию своего корпуса обозами, сделать ничего не смог. А Деникин и того хуже, во всеуслышание заявлял о своей приверженности «непредрешенчеству». Мол, вот побьем красных, тогда и решим, какой будет страна и какая в ней будет власть. То есть был за сохранение империи в её старых границах.

В итоге получил фронт на Кавказе, где приходилось держать немалые силы против горских сепаратистов. Получил фронт в тылу – там действовал батька Махно. Поляки тоже его не поддержали, а все потому, что от Советов получили давно желаемую ими государственность. И то же самое было и с Юденичем, и с финнами.

А ведь можно было всем и все пообещать, а потом… уже обещанного не давать. Вот только сделать это было для Юденича и Деникина делом совершенно невозможным. И вот потому-то они и проиграли. А если бы пообещали? Тогда оставался вопрос о земле, и вот на нем-то они бы все споткнулись бы обязательно!


Одной из серьезных проблем Красной Армии была проблема дезертирства. В этом плане многие ветераны Первой мировой войны были даже хуже молодых новобранцев. За годы войны они всего насмотрелись и при первом же удобном случае думали, как бы свалить. И бежали и от красных, и от белых!


Летчики, например, «бегали» вместе с аэропланами постоянно


Но зато и пленных активно использовали. Конечно, всех идейных старались ликвидировать, но вот солдату из мужиков обычно везло, как у белых, так и у красных

Ну а какие трудности имели в это время место у красных?

Их было много и серьезных. Но главное-то они сделали – дали землю крестьянскому населению страны. И это было то положительное общее, что перевешивало любые негативные частности.


Как и любая война, Гражданская давала обществу своих героев


И примеры героизма на фронте

Интересно, что именно в это время в партию стали вступать люди, чутко державшие нос по ветру. У нас на ВО любят критиковать «переобувшихся», но появились они уже тогда. И было их немало. И вот тут возникает один важный, я бы сказал теоретический вопрос, а чем плохи именно карьеристы в партии. Ведь для того, чтобы с её помощью или в ней самой сделать карьеру следовало… кричать громче, работать больше, идти смелее, а что там на самом деле у человека в душе, то откуда же оно известно. Человек мог не одобрять все новации нового времени, но, как умный человек, он их принимал и пользовался, как для собственной личной выгоды, так и для выгоды государства.


Информация в «Известиях» о рейде Мамонтова. В газете он назван «набегом», и вряд ли можно как-то лучше его охарактеризовать


Боролись с мамонтовцами не только бомбами и пулеметами, но и вот такими листовками

Тут важна одна мелочь – если в работе члена партии превалировали личные интересы, и это бросалось в глаза другим, то… это было плохо, и, как правило, таких неумных людей быстро вычисляли и от них избавлялись. А вот если на первом месте было общественное, а личное на втором, то никакого протеста ни у кого это не вызывало (в душу-то человеку не заглянешь), и он шаг за шагом делал карьеру с партбилетом на груди. Ну а глупые люди, как и умные, всегда были и будут. Существовали они и в то бурное время, и «Известия» о таких писали – их выгоняли из партии.


Для укрепления революционной дисциплины в прифронтовую полосу направлялись специальные поезда ВЧК!


Газета довольно много писала о Троцком и практически ничего не писала о том же Сталине… Безусловно, популярность первого в годы Гражданской войны была значительно выше популярности второго...

Интересны некоторые, скажем так, исключения из этого правила. А они всегда были и будут. И вот одно из них, основанное на личных, вернее – семейных воспоминаниях.

Не могу знать, по каким причинам в РКП(б) вступил мой дед, но вступил он летом 1918 года и сразу был послан с продотрядом добывать в деревне хлеб, потому что был в то время инспектором народных училищ и отвечал за сельские школы, в селах губернии его знали. Но где-то в ноябре у него умирает мать, и нет никого из родственников, чтобы организовать её похороны.


Вот она революционная и, прежде всего, партийная дисциплина в действии!

А тут, как всегда – «немедленно ехать с отрядом». А кто мать будет хоронить? «Революция в опасности!» «И что ей так посреди дома на столе и лежать?» «А сейчас холодно, ничего с ней не случится! А вот вернешься – тогда и хорони. Или… клади партбилет на стол!» Дед мой рассердился и… положил партбилет. Похоронил мать, все сделал честь по чести, как полагалось, и поехал за хлебом со следующим продотрядом.


Активно в это время работали и революционные трибуналы…





Тогда бензин сливали, и сейчас сливают...


Как раз нам сегодня в тему. Попадали в партию уже тогда и вот такие люди. Глупые, но хитрые. Только хитрость быстро выяснялась, им приклеивали прозвище «шкурник» и гнали из партии в три шеи! Вот тот же «товарищ Мосолов»… «Работал мало и плохо!» А если бы работал «много и хорошо»?! Никто бы ему и худого слова не сказал! Как там в Библии сказано: «По делам узнаете их?» Вот только в военное время требуются одни дела, а в мирное – другие. И люди, соответственно… разные!


Продолжение истории «товарища Мосолова»

Второй раз в партию он вступал уже в 1940 году и, что самое интересное, его приняли, и никто этот эпизод в вину ему не поставил: «Такое было время!»

То есть партия как организация, безусловно, требуется для того, чтобы взять власть и её удержать, но, как только власть взята, начинается процесс её перерождения из «боевого оружия» в средство карьерного роста, то есть она превращается в нечто вроде масонской ложи. То, что, кстати, как раз очень наглядно показал 1991 год.

Но, понятно, что в 1919 году о том, что впереди большевиков ждет именно такое, никто даже и подумать не мог…


И конечно, одним из «врагов» армии была… чесотка


И тиф, возбудитель которого именно тогда и был обнаружен!

Продолжение следует…
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    3 февраля 2024 07:41
    . Не могу знать, по каким причинам в РКП(б) вступил мой дед, но вступил он летом 1918 года

    Внук явно не разделяет взглядов своего деда. Не могу знать, говорит, какая мотивация толкнула на такое "безумие"! Но за статью спасибо. Было интересно.
    1. -7
      3 февраля 2024 08:29
      большевистская пропаганда ,как впрочем вся официальная историческая наука не словом не упомянули ,что успехами борьбы с белыми деникинскими войсками красные обязаны прежде всего союзной армии Махно и эти успехи приходились ,как раз на 19 год.
      1. +10
        3 февраля 2024 13:46
        "... успехами борьбы с белыми деникинскими войсками красные обязаны прежде всего союзной армии Махно" - успехам борьбы со всякой контрой красные обязаны прежде всего самим себе, своим вождям, командирам, единому по всей огромной стране железному руководству РКП(б), пользовались поддержкой крестьян и рабочих (пусть и не всех). А тут разные зеленые-серо-буро-малиновые бандитсвующие и мутные анархо-батьки.
        В 1919 в Красной Армии - больше 3 млн. штыков, одна Первая Конная до 30 тыс.сабель. Неужели без Махна не справились бы?

        В 1919 Махно действительно оттянул на себя часть граб-армии Деникина, больно клевал "воякив" бывшего бухгалтера Петлюры и опереточного пупен-гетмана Скоропадского. Но это были в основном партизанские набеги по тылам, фронта махновцы не держали. Лихо брали наскоком в т.ч. и большие города, типа Екатеринослава, но также лихо их быстренько сдавали, когда пригорало, предварительно прошманав банки и казначейства, местных буржуёв.
        Когда батька окончательно расплевался с большевиками - его террор против красных (1921) превратился в самый оголтелый бандитизм, кровавую агонию обреченных. На эту тему полно документов - загляните в интернет-архив Яковлева, там много интересного, всё документы - а не бла-бла-бла...

        Вот что правда то правда, за границу батька удрал в чём был, возможно золотишко утонуло при переправе под пулеметным огнем через Днестр в Румынию. Погранцы-руманешта, как и у Остапа Бендера - могли отнять у Махна все его "бранзулетки". В Париже жил очень бедно, на скромную пенсию, которую ему подсобрали по всему миру поклонники-анархисты...
        1. -5
          3 февраля 2024 19:43
          Цитата: Тимофей Чарута
          превратился в самый оголтелый бандитизм,


          бандиты это прежде всего большевики,которые отбирали силой продовольствие у крестьян.
        2. +2
          3 февраля 2024 19:49
          Мне кажется вы слишком, категоричны к Махно. Он был идейный, анархист. Понятно, что со временем с большевиками ему было не по пути. Но на сторону белых он не встал бы никогда! Так и заявлял, что большевики революционеры, как и анархисты, а с остальными нечего делать вместе. Кстати, война махновцев с красными, началась с расстрела бойцов Каретника. А они, до этого, очень сильно помогли при штурме Перекопа, разгромив последний резерв Врангеля - конницу Барбовича. Многие красноармейцы не одобряли эту расправу, со своими вчерашними союзниками, поэтому оставшихся махновцев выпустили из Крыма. Да и рейд на Мелитополь, сильно осложнил Деникину наступление. Пришлось корпус Слащева снимать с фронта. hi
        3. +1
          3 февраля 2024 22:33
          Цитата: Тимофей Чарута
          В 1919 в Красной Армии - больше 3 млн. штыков, одна Первая Конная до 30 тыс.сабель. Неужели без Махна не справились бы?

          Но при этом несчастный "мятежный чехословацкий корпус" с копеечными 42 000 человек да еще и растянутый на грубо 7 000 км- поставил на уши ВСЮ Красную Армию целиком....
          При соотношении сил как минимум 1чех на 20 красноармейцев.
          Не находите это странным?
    2. +1
      3 февраля 2024 10:53
      Цитата: Stas157
      Не могу знать, говорит, какая мотивация толкнула на такое "безумие"!

      Я нигде не писал, что это "безумие", но знать его мотивы действительно не могу. А сам он мне об этом не рассказывал.
  2. -1
    3 февраля 2024 07:43
    Спасибо Вячеслав, прекрасная статья.
  3. -1
    3 февраля 2024 08:00
    Враги СССР и советского народа врут даже вопреки логике и здравому смыслу ,доказали ,что любой ,даже неоспоримый факт сфальсифицируют как им выгодно в их подлых и преступных целях .
    Вот ,сразу же после Октябрьской революции враги большевиков стали создавать вооруженные армии с целью развязывания войны против большевиков ,а интервенты оккупировали Россию ,чтобы грабить её и помогать российским врагам большевиков вооружениями .
    Но враги СССР и советского народа внаглую утверждают , что это большевики развязали Гражданскую войну ,и приплетают фразу Ленина от 1914 года "превратим империалистическую войну в Гражданскую " к ситуации ,когда большевики уже захватили власть .
    1. -11
      3 февраля 2024 08:17
      Цитата: tatra
      а интервенты оккупировали Россию ,чтобы грабить её

      Интервенты не Россию оккупировали, а контролировали морские порты, чтобы не вывозилось в Германию после позорного для России Брестского мира сырье, продовольствие и оружие.

      Цитата: tatra
      приплетают фразу Ленина от 1914 года "превратим империалистическую войну в Гражданскую "

      А разве Ильич этого не говорил? Кстати, напомните-ка, сколько народу погибло в гражданской войне, которую Ленин превратил из войны империалистической?
      1. +10
        3 февраля 2024 09:03
        Это Улан-Удэ (Верхнеудинск ) что ли морской порт? Или Чита?
        1. +5
          3 февраля 2024 09:55
          Цитата: тлауикол
          Это Улан-Удэ (Верхнеудинск ) что ли морской порт? Или Чита?

          Не мешайте поклонникам хрустобулочников историю насиловать. Они порой и сами не понимают, что лепят, но делают это всегда с умным видом, ибо "так надо"...
      2. 0
        3 февраля 2024 12:12
        Мдя ,врагов СССР можно миллион раз разоблачать ,но они непрошибаемые в своей патологической лживости и лицемерии ради своей выгоды .
    2. -10
      3 февраля 2024 08:33
      захватили власть в Петрограде,а что бы не сдохнуть с голоду большевиками пришлось применять продразвёрстку и другие репрессивные действия против остальной России.Это и есть гражданская война.
      1. +16
        3 февраля 2024 08:44
        Продразверстку в стране ввёл Никки.
        1. -7
          3 февраля 2024 09:03
          да только крестьяне не восставали против царя ,а против большевиков были восстания матросов-кронштадцев,антоновское восстание ,восстание чембарников.Значит продразвёрстки царские и большевистские это разные категории.
          1. +9
            3 февраля 2024 09:46
            Пока у людей иллюзия, что власть крепка, народ опасается бунтовать. Так было до февраля 1917. Что касается больевиков, то грубо говоря до окончания так называемой гражданской войны у большевиков власть была не вся и не везде.
          2. +3
            3 февраля 2024 12:17
            И что в этом удивительного ? Народ на территории СССР все 106 лет после Октябрьской революции делится на просоветский и ваш ,антисоветский ,который все эти 106 лет всем ,что сделал ,говорил ,писал ,доказывает ,что жаждал отнять страну у просоветского народа ,но никогда ваш антисоветский народ не доказал ,что он хочет сделать полезное для своей страны .
            И ваша трусливая идеология о всем ,что вы сделали за эти 106 лет -а мы ни при чем ,
            это всё другие виноваты .
            1. -5
              3 февраля 2024 12:35
              Цитата: tatra
              антисоветский народ не доказал ,что он хочет сделать полезное для своей страны .

              Об этом будет статья, рассказывающая о ремонте школ в Пензе. Был и материал о том, что в ряде школ сделано к 1 сентября. И объемах выделенных сумм. Если это не полезное для страны, то что же это?
            2. -3
              3 февраля 2024 19:47
              Цитата: tatra
              Народ на территории СССР все 106 лет после Октябрьской революции делится на просоветский и ваш ,антисоветский


              революционные матросы в 21 году доведённые до голода большевиками шли на Петроград под лозунгом СОВЕТЫ БЕЗ БОЛЬШЕВИКОВ.
              Большевики нагло примазались к Советской власти.
          3. +3
            3 февраля 2024 13:42
            Цитата: Тринитротолуол
            да только крестьяне не восставали против царя ,.....

            А против кого? Первая Русская Революция 1905г?
            Зато потом против царя и ближайшее его окружение в РИ стало. Да и британские родственники отвернулись.
            1. -1
              3 февраля 2024 15:26
              Цитата: Reptiloid
              А против кого? Первая Русская Революция 1905г?

              Дмитрий! Внимательнее... Речь шла о событиях Первой мировой войны... тогда была разверстка, но не восставали. В 1905-07 разверстки не было, но была русско-японская.
              1. +5
                3 февраля 2024 15:44
                Надо смотреть, кому я отвечал. Подобно тому, что первая продразверстка была не от большевиков, так и крестьянские восстания были против царя раньше, а не против большевиков потом.
                1. 0
                  3 февраля 2024 15:57
                  Цитата: Reptiloid
                  были против царя раньше

                  Конечно! И Разин и Пугачев были... Это факт! И чапанное восстание тоже факт, и ещё много... Это тоже факты.
              2. +4
                3 февраля 2024 15:52
                Да как же не восставали, а Николашка почему с трона слетеЛ?
                1. -1
                  5 февраля 2024 00:29
                  вообще-то, он отрекся.
                  а вот наследники ильичка и йоськи именно что слетели.
                  попробовали было рыпнуться, но... обтекли
        2. +6
          3 февраля 2024 13:39
          Цитата: Гардамир
          Продразверстку в стране ввёл Никки.

          Ага! hi еще, в 1916! А потом и Временное правительство. Как всегда бывает --- с них началось, а большевики виноваты
          1. 0
            3 февраля 2024 15:23
            Дмитрий! Вы бы хоть читали ответы на комменты иже с Вами... Вот, что я написал Татре. Читайте:
            Цитата: Reptiloid
            Цитата: tatra
            не хотели отдавать зерно на пропитание горожанам .
            Так они не хотели его давать и Советам!!! Вы же читали газету? Но только царская власть не сумела у них взять зерно. А советская сумела. Вот и вся разница!

            Где - "большевики виноваты"?
            1. +3
              3 февраля 2024 15:47
              Ответ, Вячеслав Олегович, у меня повторяется. Надо по стрелочке смотреть. Ведь я отвечаю кому-то по мере прочтения, а не когда всё прочту. Я могу и не дочитать сразу все комментарии до конца, если не дома!
              А уж куда комментарий отправится request не угадать
      2. +3
        3 февраля 2024 12:09
        Ну ,во-первых , продразверстку сначала объявил Николай II в конце 1916 года ,а потом и Временное правительство ,но они провалились ,потому что крестьяне ,особенно ,восхваляемые вами ,врагами СССР и советского народа ,кулаки ,не хотели отдавать зерно на пропитание горожанам .
        Во-вторых ,враги большевиков ,развязавшие Гражданскую ,оккупировали основные зернодобывающие районы -Юг и Сибирь ,и не пропускали продовольствие в промышленный Центр ,контролировавшийся большевиками .
        Если бы большевики не объявили продразверстку , то вымерли бы горожане ,а вы ,враги СССР и советского народа ,придумали бы ,что большевики устроили "голодомор " горожан ю
        1. +1
          3 февраля 2024 12:32
          Цитата: tatra
          не хотели отдавать зерно на пропитание горожанам .

          Так они не хотели его давать и Советам!!! Вы же читали газету? Но только царская власть не сумела у них взять зерно. А советская сумела. Вот и вся разница!
  4. +3
    3 февраля 2024 08:06
    И вот тут возникает один важный, я бы сказал теоретический вопрос, а чем плохи именно карьеристы в партии. Ведь для того, чтобы с её помощью или в ней самой сделать карьеру следовало… кричать громче,
    А это уж чисто по Фрейду.
  5. +6
    3 февраля 2024 08:21
    Статья интересная, но какого-то центрального стержня нет, метание от одного к другому.
    Я бы предложил автору либо рассматривать какое-то событие от начала до конца либо отслеживать, все события какого-то небольшого временного отрезка, по публикациям в СМИ и как вариант добавить вырезки из газет с той стороны.
    Для меня был бы предпочтителен второй вариант.
    1. 0
      3 февраля 2024 10:16
      Цитата: Аркадич
      вариант добавить вырезки из газет с той стороны.

      Не надо смеяться...
      1. +4
        3 февраля 2024 10:20
        Не надо смеяться.

        Заверяю вас я даже и в мыслях не держал смеяться. hi
        Мне было бы реально интересно почитать периодику с той стороны.
        Подозреваю там шли жёсткие споры по будущему России, ведь белое движение объединяло слишком разные силы.
        1. +4
          3 февраля 2024 10:50
          Цитата: Аркадич
          с той стороны.

          Да где же я Вам найду... "с той стороны"? Может быть такие газеты и есть в каких-то центральных архивах. Но я из Пензы никуда не выезжаю, тем более чтобы работать в архиве. Это очень дорого и не окупается. А в Пензе белогвардейских газет нет.
          1. +3
            3 февраля 2024 11:07
            Жаль. Тогда предложение отменяется, но может все таки возьмёте на заметку? Сейчас ведь оцифровка идет архивов.
            1. +3
              3 февраля 2024 11:45
              Цитата: Аркадич
              оцифровка идет архивов.

              Идет... но важен не процесс, а результат. А до него ещё как до Луны.
              1. ANB
                0
                4 февраля 2024 12:38
                . но важен не процесс, а результат.

                Ваши слова, да манагерам в уши.
                Очень мало вижу примеров работы на результат. В основном ради процесса.
  6. +6
    3 февраля 2024 09:04
    Шпаковский ищет и находит только негатив,когда речь идет о большевиках.
    Манипулирует сознанием читателей ВО.
    Напишет несколько более менее интересных статей.не касающихся политики,завоевав некоторое уважение,а потом выльет бочку грязи на период 1917-1991гг.
    1. +2
      3 февраля 2024 10:18
      Цитата: Million
      бочку грязи

      Разве "Известия" лили грязь на большевиков? Или писали один негатив? В отрывках представлена самая разная информация.
      1. +1
        3 февраля 2024 10:21
        Это не "Известия",а Вы в "Известиях" ищете все нехорошее.
        1. -2
          3 февраля 2024 10:46
          Цитата: Million
          Это не "Известия",а Вы в "Известиях" ищете все нехорошее.

          А Вы думаете там что-то "хорошее" есть? Наивный! Подите поищите! В Вашем городе должен быть областной архив. Любой может туда прийти, написать заявление и... получить доступ к старым газетам. Дерзайте! Я лично буду только рад, если Вы сумеете найти в "Известиях" что-то, что может считаться положительным НА ВАШ ВЗГЛЯД. Редакция ВО это сразу же опубликует!
          1. -1
            3 февраля 2024 15:20
            Надо же целых ПЯТЬ (слово запрещенное на ВО по этическим соображениям) расписались в том, что не могут поднять своё седалище, пойти в архив или областную библиотеку, взять там подшивку "Известий", и на написать по ней материал во славу "совка родимого". Н-да, ничего себе защитнички. Только и годятся по тихой минусы ставить. А на большее кишки тонки! Позор!
            1. +1
              5 февраля 2024 01:02
              ничего себе защитнички.

              не в бровь, а в глаз
  7. +4
    3 февраля 2024 09:17
    Гражданская война состоит из множества составляющих . На фронтах , по-моему , победа была достигнута в первую очередь благодаря красным командирам и красным комиссарам. Соответственно белые проиграли на фронтах благодаря белым генералам , атаманам и попАм. Но вот тылу,в деревне, уже зарождалось то , когда освобождённый из рабства раб в первую очередь хочет иметь рабов и над ними властвовать . Это прекрасно иллюстрирует первое фото в статье с картиной Владимирова , где нахального вида человек с ружьём , притом с интеллектом или минимальным образованием неиспорченной физиономией т.е вчерашний ещё раб , уже высокомерно стоит перед крестьянами представляя их уже своими рабами. Ну и соответственно такой и человек в кожанке . Если такими были бы и красные командиры и красные комиссары на фронтах Гражданской , победа могла быть и не за Красной армией .
    А статья ,по моему мнению ,хорошая .
  8. +2
    3 февраля 2024 09:54
    Спасибо! Перелопатить архивы, а потом ещё в статью преобразовать... Спасибо!
    В начале статьи название бронепоезда подредактируйте. Не "офицер", а "Офицер", наверное.
    Или такое написание и было?
    1. +2
      3 февраля 2024 10:19
      Цитата: Fangaro
      "Офицер"

      "Офицер", конечно. Ошибся. Бывает...
  9. +1
    3 февраля 2024 10:24
    ищет и находит только негатив,когда речь идет о большевиках

    Напишите свою статью про большевиков, вот я жду, например, обещанную статью про поэтов революции и как они окончили свои дни....
    1. +2
      3 февраля 2024 10:48
      Цитата: Владимир80
      обещанную статью про поэтов революции и как они окончили свои дни....

      Это я Вам обещал? Если я и забыл - извините. Много работы очень...
      1. +3
        3 февраля 2024 12:10
        Нет, Вячеслав, жду статьи товарища Рыжова
    2. 0
      3 февраля 2024 12:29
      Ну да ,самое время ,когда враги большевиков среди своих творческих людей нашли кучу "врагов народа ".
      1. 0
        3 февраля 2024 15:16
        Цитата: tatra
        враги большевиков

        Но ведь это большевики расстреливали поэтов и художников. Когда были у власти... в 20-3- годы. Или уже тогда у власти были "враги большевиков". Так когда же тогда враги оказались у власти? В 20,30... 40 годы?
        1. +1
          4 февраля 2024 10:53
          Враги большевиков уже сами сделали всё ,что с их лицемерными "человеколюбием " и "праведным гневом " выставили за преступления тех ,у кого они отняли СССР с целью личного обогащения ,включая ,политические убийства и репрессии против научных работников и творческих людей . И да , конечно ,по прошествии почти 100 лет -в "лайтовой " версии .
  10. BAI
    +5
    3 февраля 2024 12:11
    ведь можно было всем и все пообещать, а потом… уже обещанного не давать

    Цитата искажена. В оригинале не "давать", а "вешать".
    Укронацистов цитируем однако.
    1. +3
      3 февраля 2024 12:29
      Цитата: BAI
      Укронацистов цитируем однако.

      А много похожих фраз. Гитлер тоже вот говорил: Удел вождя скромность. Долг вождя точное соотнесение обещаний и выполнений. А ведь хорошо сказано,а? Хотя и Гитлер...
  11. 0
    5 февраля 2024 00:21
    Цитата: свой1970
    Не находите это странным?

    если вспомнить как корпус Слащева раз за разом бил кратно превосходящие части красных, то ничего странного в этом нет.
  12. 0
    5 февраля 2024 00:24
    Цитата: Гардамир
    народ опасается бунтовать

    то есть ни одного бунта до ВОРовской революции вы не помните?
    мда
  13. 0
    5 февраля 2024 08:25
    Спасибо Автору за интересный материал.

    Автор прав, что Деникин, как политик, действовал неверно - он вообще как политик не действовал. У Белого движения не было к этому времени своего Ленина.

    Думаю, победу в гражданской войне одержал прежде всего талант Ленина, его способность приспосабливаться к ситуации, использовать текущий момент, менять политические и идеологические установки и, самое главное, никогда не упускать главную цель политика. а именно - взятие и удержание власти.
    1. -2
      5 февраля 2024 18:06
      талант Ленина

      этот "талант" можно охарактеризовать несколькими словами - врать, врать и еще раз врать.
      обещать одним одно, другим другое, а потом опять врать.

      да, можно этого деятеля назвать политиком, но точнее это будет назвать вралем