F-35 против J-20 или F/А-18 против J-16?

59
F-35 против J-20 или F/А-18 против J-16?

Теоретически вся эта возня вокруг Тайваня может привести к чему-то горячему. Чем больше руководство КНР будет убеждать всех, что на материковой части Китая и на Тайване живут одни и те же китайцы, и силовой сценарий неприемлем, тем меньше во все это будет верить мировая общественность.

Скажете – а какая разница этой общественности, ну начнется заваруха, так полмира будет смотреть, роняя слюни с попкорном, как смотрели за Украиной или Сирией. Такова суть современного человека и ничего с этим не поделать.



Вообще разница есть, и некоторым странам, тем, в экономику которых инвестирует отнюдь не бедный Тайвань, вот им очень даже не все равно. И стран таких много. И в Африке, и в Океании. И некоторые совсем бессовестно пытаются дружить с обеими китайскими республиками.

Однако у нас речь идет о несколько другом. О противостоянии в воздухе. Понятно, теоретическом, но тем не менее.

Именно теоретически, хотя в США многие почему-то уверены в том, что от теории до практики одна дозаправка в воздухе, мы попробуем представить себе то, что может начаться в небе над Тайванем.


Вообще последний конфликт показал, насколько важно превосходство в воздухе. Хотя бы превосходство, о господстве речь даже не идет, это сложно. Но многие страны уже сегодня крепко озабочены отработкой именно таких стратегий, подкрепляя это развитием своих военно-воздушных сил.

Но если говорить начистоту, то успехов в развитии своих ВВС за последние десятилетия добились две страны: США и КНР. И в количественном, и в качественном отношении. Далее (но только далее) можно поставить Россию. И Индию, которая тоже очень хорошо поработала в этом направлении. У нас же в качественном отношении все весьма неплохо, а вот про количественное так не скажешь. Но нас небо Тайваня не трогает и не интересует, чего не сказать о других.

Интересно, но в 21 веке так вышло, что авиационная техника КНР и США в воздушных боях друг против друга не встречалась. Да и вообще китайцы не сильно стремились воевать, несмотря на относительную агрессивность и желание поспорить с соседями за территории. И из этой пары мирной страной на 100% является именно Китай.

Но из-за миролюбивой политики КНР сравнить боевые возможности американской и китайской воздушной техники не представляется возможным. Исключительно опять же теоретические выкладки на основании заявленных ТТХ, особенно в том, что касается китайской авиации. Так что все, что имеем – это гипотетический военный конфликт вокруг Тайваня.

Почему в нем авиация будет играть много большую роль, чем, например, она играет в СВО? Все просто. Китайская республика Тайвань – это островное государство, так что рассматриваемый нами конфликт будет вариацией на тему десантной операции, основную тему в которой будут играть флот, доставляющий десант к месту высадки и авиация, которая станет прикрывать флот. С другой стороны будут сухопутные силы, флот и опять же авиация, которые станут препятствовать проведению такой операции. Все канонично.

Тайваньский пролив, который отделяет остров от материка, вроде бы не такой уж и широкий: от 150 до 180 км.


Но это вам не Ла-Манш, который в самом узком месте (пролив Па-де-Кале) 30-32 км. Через Па-де-Кале можно гаубичными снарядами швыряться просто легко и непринужденно, а вот через Тайванский пролив не всякая ракета перелетит. То есть, огневая поддержка гипотетической десантной операции, направленная на подавление всего, что может стрелять по десанту, она на плечах ВВС НОАК! Да, у сухопутных сил есть ракетные войска, у которых в наличии приличное количество баллистических ракет малой дальности (и все или почти все они почему-то расположены в районе Тайваньского пролива), но БРМД – это все-таки не оружие ежеминутного тактического применения. Это дорогое и штучное поражение очень важных целей, рубежи обороны пехоты на побережье или артиллерийские батареи или обстреливать не будешь.


Есть еще у НОАК такое милое оружие, как РСЗО PHL-16, которая спокойно перекинет ракету на тот берег, но их опять же немного.


Так что реально, утюжить передний край обороны противника придется самолетам. И вот тут мы переходим к цифрам, по которым сможем сделать определенные выводы о возможностях теоретических участников конфликта.

Китайская Республика (Тайвань)



Не знаю, о чем думали в Генштабе этой страны, но в плане ПВО у Тайваня все очень печально. С одной стороны, оно есть. С другой – настолько оставляет желать лучшего, что тайваньцев становится жалко. AIM-9 «Sidewinder», которая в строю с 1956 года, пусть и модернизируясь, получившая боевое крещение именно в небе над Тайваньским проливом в 1958 году – это печально. Ракеты нового семейства Sky Sword II идут на вооружение, но… Примерно так же и с РАС-3 «Пэтриот». Они есть, но как показало практическое применение в условиях Украины, «Пэтриот» больше хорош для обороны стационарных объектов в силу своей не очень хорошей мобильности.

В общем, если измерить рамками СВО, то у Тайваня ПВО хватит дня на три, если хорошо взяться.

ВВС Китайской республики тоже не блещут. Основная ударная сила – 145 истребителей F-16 различных модификаций, 20 из которых учебно-боевые.


Поставлены в 1997-2001 годах, то есть, относительно свежие. Это приличный потенциал, к которому можно добавить еще полсотни французских Dassault Aviation «Mirage 2000D». Самолет неплохой, но устарел напрочь и стоит на вооружении не самых продвинутых ВВС типа Катара, Греции, Перу.

Далее идут самолеты своей разработки, AIDC F-CK-1 «Цзинго».


Количество около сотни. Это очень легкий двухдвигательный истребитель, одноклассник нашего Як-130, примерно с такими же ЛТХ и боевой нагрузкой. Ну а про доживающие свои последние дни AIDC F-5E, которые те самые F-5E, собранные по лицензии, мы даже не говорим.

В целом, оценку ВВС Тайваня дать можно такую: это вполне боеспособные ВВС, оснащенные довольно прилично для обороны своих воздушных рубежей на протяжении какого-то времени. Все зависит от того, с каким противником придется сражаться. Против КНР, у которой наверняка в прицелах баллистических ракет все аэродромы – не очень долго.

Китайская Народная Республика



ВВС НОАК вызывают весьма смешанные чувства, когда начинаешь их пристально рассматривать.

Начнем с бомбардировщиков.


Их около 170 (около 60 машин в ВМС НОАК), это Ту-16, о котором у нас уже забыли, а китайцы, модернизируя и дорабатывая, притащили ветерана в 21-й век. Снабдив РЛС с ПФАР и другими современными полезностями. Но у материковых китайцев получается больше бомбардировщиков, чем у американцев.

Далее штурмовик. Именно ему предстоит рвать в клочья передний край обороны, прикрывая высадку десанта.


Xian JH-7, который «Летучий леопард». 120 самолетов в ВВС, 120 в ВМС. Итого 240.

И, естественно, истребители. И тут все сразу становится сложно, потому что истребители ВВС НОАК можно смело разделить на два класса: современные и не очень.

К первым мы отнесем, естественно, Chengdu J-20, который уже выпустили в количестве около 150 единиц, Су-35 (24 шт) и Су-30МКК (72 шт).

И сюда же отнесем такой интересный самолет, как J-16.


Это, скажем так, Су-30К2: китайский, второго поколения. Сделан J-16 на базе самолета J-11, которые представлял собой лицензионный (или не очень) Су-27. J-16 получил РЛС с АФАР, китайские двигатели WS-10В и всю номенклатуру китайского авиационного вооружения. И этих самолетов имеется около 250 единиц.


Chengdu J-10. Это самолет одного класса с JAS.39 «Gripen», однодвигательный, легкий, дешёвый истребитель с современной авионикой и серьёзным вооружением. Его недостатками являются очень небольшой боевой радиус, меньшая грузоподъёмность и производительность на больших высотах по сравнению с тяжёлыми истребителями. Изготовлено более 550 единиц.

На этом все, дальше идут не новые модели.


Chengdu J-11. Это да, лицензионный Су-27СК, за счет местных модернизаций дошедший до уровня Су-27М. То есть – устаревший напрочь, как физически, так и морально. На вооружении ВВС НОАК более 200 этих самолетов.


Chengdu J-7. Это сделано на базе МиГ-21 со всеми вытекающими последствиями. Совершенно неактуален, но этих самолетов в ВВС НОАК почти 300 штук.

И заканчивая с истребителями, подытожим, что истребителей первого эшелона (не современных) у ВВС НОАК почти 500 единиц, и второго эшелона более 1 000 самолетов.


Конечно, есть еще не менее важные самолеты ДРЛОиУ, РЭБ, заправщики, но вот то, что мы насчитали – это разменные монеты любого конфликта (кроме стратегических бомбардировщиков). Потеря одного самолета ДРЛО – это огромный ущерб. Потеря 4-5 истребителей таким ущербом не смотрится. Это, как говорится, нормальные потери.

И нормально так ВВС НОАК могут бросить в бой 500 пусть и не самых современных, но боевых самолетов. Это больше, чем все ВВС Тайваня, включая даже учебно-боевые истребители. И, в случае конфликта, ВВС НОАК могут себе позволить любые потери, потому что за спиной у этих 500 самолетов первой волны будет еще 1 000 самолетов, заведомо превосходящих по ТТХ первую волну.

Вкупе с не самыми современными (точнее, откровенно устаревшими) ПВО, все, на что может рассчитывать Тайвань – это на помощь своего союзника и покровителя. То есть, США. Но перед тем, как взяться за авиацию США, мы совершим одно действие.

Посмотрим на театр военных действий



И вот здесь многие эксперты совершали такие ошибки, о которых хотелось бы сказать пару слов. Изучая тему, прочитал не одну статью с просто прекрасными разборами возможностей ВВС стран-участниц, но налетел на такую вещь: многие, в том числе один весьма уважаемый наш эксперт почему-то бросались сравнивать ВВС НОАК и… ВВС США! Серьезно, была не одна статья, в которой все ставилось именно так.

Давайте посмотрим на ТВД и зададим один вопрос: а кто пойдет в бой в небо над Тайванем или прилегающими территориями? ВВС США? Конечно, нет! ВВС США в первую очередь представляют собой летные части, работающие с сухопутных аэродромов.

Сейчас кто-то возразит: у США по всему миру куча военных баз, будут работать оттуда!

Не будут. Единственная авиабаза, с которой могут подняться самолеты ВВС США и что-то такое изобразить – Гуам. И базирующиеся там В-52 и В-2.


Вот они могут подняться, прилететь и далее по плану. Остальные базы, в Южной Корее, Японии, Сингапуре – увы, от Тайваня довольно далеко. Некоторые прямо на пределе дальности полета. Понятно, что можно подвесить танкеры и дозаправлять, но овчинка выделки (особенно в военное время) не стоит.

Другой вопрос – перебросить авиацию на аэродромы Тайваня. С этим там весьма прилично: 17 гражданских аэропортов и 5 военных (два находятся на островах на удалении от Тайваня). Естественно, скрипя зубами, можно всегда приспособить гражданский аэропорт для базирования военных самолетов.


Честно говоря – очень так себе вариант (см. про ПВО). Да, пригнать F-35 и F-15 можно легко, можно и пару транспортов организовать с боеприпасами, это все понятно. Но вот насколько все это можно делать под носом у Пекина? И не прилетит ли нечто большое по американским самолетам на китайской земле?

Точно прилетит. Пекин считает Тайвань своей территорией, на которой живут свои люди, братья-родственники. Просто слегка того… с катушек съехавшие. Но не более. Примерно как мы с украинцами до 2013 года были.

Так что размещение американских самолетов на аэродромах Тайваня – это будет сигналом к началу разборок. А там в Пекине особо не станут смотреть, к кому в огород прилетело.

Так что если кто-то и бросится на защиту Тайваня, это будут все те же доблестные летчики морской авиации ВМС США. Мы недавно обсуждали возможности флота США и в целом пришли к выводу о том, что больше трех авианосцев ВМС США выставить не смогут ни при каком раскладе.

Что могут американцы



Значит, исходя из возможностей и штатных комплектов, на помощь Тайваню смогут прийти около 200 самолетов F/A-18. Плюс какое-то количество бомбардировщиков с Гуама и все-таки не стоит списывать возможность перемещения некоторого количества самолетов на аэродромы Тайваня. Но на сухопутную авиацию реально не стоит рассчитывать, слишком это непростое дело - переместить, скажем, полк за полторы тысячи километров. Самолеты перелетят. А все остальное? Не стоит забывать, насколько сложным является авиахозяйство, начиная от тестирующего оборудования и до ремонтного. И на Тайване американцы этого не найдут, там нет ни F-15, ни F-16. Все придется везти, а это время.

Но даже если взять весь состав ВВС США по данным такого издания, как «The Military Balance» за 2023 год, принять во внимание, что на вооружении (считая Нацгвардию и резерв) у американцев находится более 4 тысяч самолетов и вертолетов, даже с такой цифрой можно и нужно задать вопрос: а сколько из этого количества США смогут отправить на войну с Китаем?

Какое-то количество самолетов все равно обязано остаться на аэродромах в США и на авианосцах, которые находятся не в процессе боевого развертывания. Кроме того, 39 военно-воздушных баз по всему миру – это тоже довольно приличное количество самолетов.

Так что на самом деле, ни ВВС сухопутных сил, ни авиация флота США не смогут отправить в район острова Тайвань такого количества самолетов, чтобы противостоять НОАК. Да, разумно и прагматично оставить и определенное количество самолетов ВВС НОАК на аэродромах из тех же побуждений, из каких останутся американские.

Но даже если оставить треть от общего числа, у ВВС НОАК останется «всего» около 1000 самолетов. Которые, несомненно, смогут пойти в бой. И это число явно будет превосходить все, что смогут выставить Тайвань и США.

А уж если партия и товарищ Си скажут, что надо в бой…


И здесь очень сложно судить о том, каким может быть финал. Многочисленность китайских самолетов – это только половина дела, вопрос профессиональной подготовки пилотов не менее важен. А как показывает практика, учения, маневры и прочие авиадартсы – это одно, а реальные боевые действия – совершенно другое. И эффективность ВВС напрямую зависит и от количественно-качественного показателя по самолетам, и от качества подготовки пилотов.

Здесь американцы явно имеют преимущество. И в плане теории, и тем более, в области практического применения. Более того, в недрах ВВС США, подчиняясь политической ситуации, которую вообще сложно назвать контролируемой и предсказуемой, идет постоянная работа по совершенствованию.

Кто, скажем, десять лет назад мог бы предположить, что США утратят первенство в мире по стратегическим бомбардировщикам? Да, уступили Китаю, с его не самыми современными Xian H-6/ТУ-16, но уступили же! И потом, Ту-16 – он как бы ровесник В-52, который в США считается «еще послужит». Вопрос опять же, в каком состоянии эти В-52.

Что касается В-1В и В-2, то их в совокупности меньше, чем В-52, к тому же В-1В может очень условно считаться стратегическим бомбардировщиком, поскольку его перепрофилировали под несение неядерного вооружения.

А если говорить об эффективности применения, то, пожалуй, только В-2А и могут считаться способными на роль такого самолета. Остальные будут аккурат на уровне Xian H-6. Которых у НОАК около 150 штук.


Получается не очень красивая ситуация: истребителей в регион США не сможет пригнать столько, чтобы сравняться с Китаем. Бомбардировщиков тем более. Штурмовики… Хорошо, «Супер Шершни» смогут выполнить и эту роль. Вопрос опять же количества.

Если глобально, что США не в состоянии обеспечить достаточное количество самолетов, чтобы контролировать Азиатско-Тихоокеанский регион. И даже если привлечь союзников типа Японии, Южной Кореи и Австралии – все погубят большие расстояния.

Так что 4 тысячи американских самолетов – это большая цифра, но лишь небольшая часть из них может быть задействована против 2 тысяч (согласно Докладу о военной мощи КНР за 2022 год) китайских.

У Америки мало самолетов?



Получается, да. Мало кораблей, мало самолетов, мало всего, чтобы держать под контролем весь мир, в котором еще время от времени кто-то взбрыкивает и пытается составить конкуренцию мировому гегемону и его союзникам. Отсюда и лихорадочные усилия по постановке на крыло В-21, который в состоянии вернуть американской бомбардировочной авиации лидирующие позиции, и весьма ударный труд по производству новых самолетов.

Последние семь лет американцы действительно очень хорошо работают над сборкой новых самолетов. В среднем от 70 до 80 истребителей в год – это сильно. А кроме истребителей еще строятся и самолеты различных назначений, от топливозаправщиков до самолетов РЭБ. Считается, что в среднем в США производится около 130 самолетов в год.

Но в Китае тоже не сидят сложа руки, и тоже производят самолеты! Цифры несколько меньше, около 100 самолетов в год, из них 60-70 – боевые. И на Западе ожидают увеличения военного бюджета КНР в два раза к 2030 году. Что это означает? То, что после 2030 года Китай может запросто обогнать США в плане строительства новых боевых самолетов. В том числе и пятого поколения.

Но не стоит забывать и о таком моменте, как списание старых самолетов. Про КНР совершенно ничего не известно в этом плане, а вот в США списание идет, причем, изрядными темпами. В этом году из состава ВВС планируется вывести 310 самолетов, в том числе 42 штурмовика А-10, 57 самолетов F-15C/D Eagle (а к 2028 году надо списать 260 самолетов этой марки), планируются к списанию даже F-22 Block 20 количеством 32 единицы. Вообще авиапарк ВВС США очень неприятно стареет и с этим американцам придется что-то делать.

Это не значит, что у Китая будет больше самолетов, чем у США. Но силы США разбросаны по всему миру, а если мы говорим о точечном применении силы в тайваньском вопросе, то однозначно Китай сможет сконцентрировать намного больше самолетов и вертолетов на данном направлении.

Если в КНР примут решение



Если в КНР примут решение о том, что Тайвань пора возвращать, можно не сомневаться – остров приплывет на Родину. Примерно, как Крым в свое время. Там тоже умеют считать, и тайваньские китайцы, так и не ставшие тайваньцами, предпочтут вернуться в Китай, нежели массово стать свободными неживыми тайваньцами. Последние выборы показали это очень четко.

Конечно, соответствующие структуры в США уже давно проанализировали все возможные варианты развития событий. Министерство обороны США в своем ежегодном отчете перед Конгрессом за прошлый год очень четко указало все возможные действия КНР в отношении Тайваня: ракетные и авиационные удары не только по военным объектам Тайваня, но и по американским объектам и объектам их союзников в регионе. Плюс морская и воздушная блокада острова. Главная цель НОАК на этом этапе – завоевание превосходства в воздухе.


Основной целью указывается уничтожение оборонительной структуры острова, блокада острова, в том числе и информационная и подавление морального духа граждан.

Стоит заметить, что сценарий очень похож на ливийский. Только его приписывают Китаю. На самом деле, возможен совсем иной расклад, в указанном развитии событий американские эксперты как бы приписывают китайцам свои мысли, а на деле все может быть совсем по-другому.

Другой вариант развития событий может иметь под собой сценарий, схожий с тем, который Китай использовал в конфликте с Вьетнамом за Парасельские острова. Моментальный удар с последующим наращиванием сил. В нашем случае – нанесение ракетных и бомбовых ударов по командным пунктам и узлам обороны с последующей десантной операцией с воздуха и моря, а также в захвате тайваньских военных объектов подразделениями китайского спецназа.

То есть, роль авиации при таком развитии событий более чем важна. И как раз в плане авиации КНР будет иметь неоспоримое преимущество, так как сможет задействовать столько самолетов со своих аэродромов, сколько для этого потребуется. Наверняка такой вариант развития событий был просчитан американскими экспертами.

Несомненно, варианты считали и в Пекине. До обугливания процессоров. И пришли к своим выводам. Но в любом случае обе страны, совершенно не скрывая того, работают над увеличением возможностей своих ВВС. Это касается как постройки истребителей пятого поколения, так и разработок и строительства новых бомбардировщиков. И вообще, любых самолетов, способных дать шанс склонить чашу весов на свою сторону.

И вполне возможно, что мы с вами станем свидетелями того, как в небе над Тайванем (ну или неподалеку от него) станут проверять на деле, кто сильнее – F-35 или J-20. Хотя все-таки с большей вероятностью, если Тайвань поплывет в Китай, вытаскивать все будут F/А-18.

Но вполне возможен и вариант, при котором американских самолетов вообще не будет. Но это уже больше зависит от политиков, чем от военных.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    31 января 2024 04:11
    не самыми современными Xian H-6/ТУ-16

    Ну, может быть морально они и устарели, однако, как площадка для несения ракет или беспилотников вполне себе сгодится. Сгодится и для разведчика, сгодится и для заправщика. Ну и просто тупо бомбы сыпать на чьи-то головы, тоже сгодится, правда при полном отсутствии ПВО у противника
    1. Комментарий был удален.
      1. +5
        31 января 2024 06:26
        Ту-116 оправляется в полет покупай билеты.

        Самолета под индексом "Ту-116" никогда не было. Был бомбардировщик Ту-16 и пассажирский самолет Ту-104.
        Прежде, чем писать фекалии. нужно хоть что-нибудь узнать. Тьфу!
        1. +4
          31 января 2024 07:22
          Цитата: Дилетант
          Самолета под индексом "Ту-116" никогда не было.

          А это что такое?

        2. -9
          31 января 2024 07:23
          Цитата: Дилетант
          Самолета под индексом "Ту-116" никогда не было. Был бомбардировщик Ту-16 и пассажирский самолет Ту-104.

          Я названия перепутал, а вот Вы историю не знаете. Я неоднократно выпивал с главным штурманом полка летающих на Ту-16. Много чего интересного рассказал.
          Уже к 1960 году производство Ту-104 было прекращено, а после нескольких авиакатастроф, их стали постепенно выводить из эксплуатации. В результате, было потеряно 37 самолётов и погибло 1 137 человек.
          1. +5
            31 января 2024 07:31
            Я названия перепутал, а вот Вы историю не знаете.

            Я первый раз летел на Ту-104 в 1961 году когда мне было 10 лет и после этого еще много-много раз. А сам самолет эксплуатировался в Аэрофлоте до 1979 года. Вот такая "история"
            1. +2
              31 января 2024 20:37
              Статья получилась дилетантская и закитайская, китайские возможности увеличены а американские занижены, что опасно в первую очередь для китайцев.
              Между тем все зависит от того что решили американцы в отношении Тайваня оборонять его или блефовать. И если американцы решили его оборонять, то у них уже есть планы развертывания, готовы аэродромы и какие-то запасы созданы. кроме того на многочисленных ученьях экипажи ознакомились с районами возможных действий и отработали взаимодействие с тайваньскими летчиками.
              В критический период американцы развернут три АУГ сразу, кроме того пришлют на помощь еще как минимум одну АУГ из Персидского залива, а 4 АУГ это не только авианосцы, это еще и эсминцы с мощным ЗРК а в четырех АУГ эсминцев и крейсеров будет как минимум 30, а ведь они могут прислать и дополнительные эсминцы и крейсера и не только американские.
              Кроме того, американцы могут быстро перебросить на тайваньские аэродромы Ф-35, Ф-22 и Ф-15 со своих баз в Европе и Ближнего Востока, они много раз перелетали Атлантику в сопровождении танкера, здесь сделают то же самое. А техников, боеприпасы и персонал они перебросят многочисленными транспортными самолетами, как и ЗРК.
              Кроме того, в реальном мире американские ВВС качественно превосходят китайские и обе стороны это отлично понимают.
        3. +3
          31 января 2024 07:40
          Цитата: Дилетант
          Прежде, чем

          Ну не позорились бы... Сами бы вняли своему совету
          Цитата: Дилетант
          Самолета под индексом "Ту-116" никогда не было.

          Был...
          Ту-116 был разработан на основе бомбардировщика Ту-95М с целью осуществления межконтинентальных полётов представителей высшего руководства СССР.
          Изначально для этих целей планировали использовать Ту-114, однако правительство опасалось, что самолёт не будет готов вовремя, поэтому дало добро на переоборудование двух Ту-95М.
          Было построено два самолета. Один из них, сейчас экспонируется в музее гражданской авиации города Ульяновск
      2. +1
        31 января 2024 08:02
        Цитата: bya965
        Но он не туда, не сюда. И не стратег и не фронтовой бомбер.

        Зачем ему быть стратегом или фронтовым? Самолёт создавался по конкретному техзаданию с тем чтобы нести 3000 кг на дальность 6000 км со скоростью 900 км/ч.

        Цитата: bya965
        Как Ту-22М заточен только под борьбу с авианосными группировками.

        А он сам об этом знает?

        Цитата: bya965
        Вешать три Кинжала на Ту-22М, я думаю он не потянет. Там нужно все это разогнать.

        Кто решил что нужно что-то там разгонять? Все решает высота.
  2. +8
    31 января 2024 04:20
    Не знаю, о чем думали в Генштабе этой страны, но в плане ПВО у Тайваня все очень печально...

    Дальше можно не читать. wassat
  3. +11
    31 января 2024 04:23
    автор детекдел. За сим откланиваюсь hi
    Я пишу, потому, что пишу (с) Портос...
    Роман меня сподвигнет написать наверно в том, в чем я разбираюсь, даже статью родить в схватках. По стрелковке... Ощущения от того, на что учили, и на что не учили... а пришлось. recourse
  4. +19
    31 января 2024 04:31
    Статья классический сферический конь в вакууме.
    Очень мало вероятно,что руководство КНР в ближайшее время начнет операция по возвращению Тайваня силовым путем. И совсем фантастично,что США в этом случае напрямую ввяжутся в войну. Напомню,что никаких аналогов с Крымом тут нет,поскольку почти все (включая сами США) признают Тайвань частью КНР. Скорее тут будет экономическая война США с КНР. Готовы ли к ней обе стороны большой вопрос ....
    Технически статья также содержит много сомнительных утверждений. Мираж 2000 D стал совсем устаревшим ( нам бы такой "устаревший самолет"), Цзинго стал "одноклассником" с Як-130,в китайских ВВС уже архаичные Су-30МКК записаны в современные, а продвинутые модернизации J-11 в устаревшие ( да еще и количественно их в два раза урезали),ну,и.т.д.
    1. 0
      31 января 2024 07:36
      Цитата: Велизарий
      Напомню,что никаких аналогов с Крымом тут нет,

      Да как сказать. Вернее, с какой стороны смотреть. Если с русской, то более чем. Именно Россия, декларируя тезис о признание Украины поддержала Крым в его стремлении к самостоятельности...
  5. +9
    31 января 2024 05:02
    С прискорбием констатирую, что уровень компетентности авторов на Военном обозрении рухнул катастрофически. Когда руководитель отдела "Вооружение" утверждает, что истребитель AIDC F-CK-1 «Цзинго» это одноклассник нашего УТС Як-130, о чем говорить?
    В прошлом году на ВО был неплохой цикл посвящённый ПВО Тайваня. Странно, что он прошёл мимо Скоморохова.
    1. +9
      31 января 2024 06:59
      Цитата: Tucan
      С прискорбием констатирую, что уровень компетентности авторов на Военном обозрении рухнул катастрофически.

      Чего Вы хотели? Одни авторы сами ушли, других забанили, того же Профессора. Скоморохов еще не худший.
    2. +6
      31 января 2024 07:43
      hi
      В прошлом году на ВО был неплохой цикл посвящённый ПВО Тайваня. Странно, что он прошёл мимо Скоморохова.

      "Истребительная авиация Тайваня" (остальные статьи по Тайваню по ссылкам в статье)
      https://topwar.ru/220711-istrebitelnaja-aviacija-tajvanja.html
      Действительно странно, что "прошел мимо": там и про ВВС/ПВО и про планы развертывания истребителей на автострадах русскими буквами, "черным по белому" максимально понятно все расписано.

      В комментариях было разобрано все (ну не все feel , ВМФ Тайваня хоть и устарели, но для оппонированию "Оверлорду по-китайски" их хватит), "Поркупай Доктрин" и прочие прелести, включая "засыпку тайваньского пролива вместо Оверлорда". Даже китайский товарищ Wanna, ИМХО, был согласен, что максимальный результат - "самое высокое здание Тайбея это палатка у бомбоубежища".

      PS. Даже воздержусь от шуток: авторы ВО, ИМХО, не читают авторов ВО - само по себе смешнее некуда.
      1. +3
        31 января 2024 12:52
        авторы ВО, ИМХО, не читают авторов ВО

        Нет, почему. Я знаю один автор следит за публикациями. Как кто-то опубликует статью, тот через день-два публикует статью на ту же тему. Только ещё менее содержательную.
        Наверное смотрит какие темы набирают хорошую просматриваемость.
  6. +3
    31 января 2024 06:13
    Такая тема, конкретное направление.... версия, фантазия, предположение,
    Автор старался...
  7. +9
    31 января 2024 06:22
    Начал читать, решил, что это Митрофанов. Дочитал - оказалось Скоморохов.
    Лучше меньше, да лучше
    (В.И.Ленин)
    1. +7
      31 января 2024 10:52
      Цитата: Дилетант
      Начал читать, решил, что это Митрофанов. Дочитал - оказалось Скоморохов.

      Ну... не всё так плохо. Ведь статью могли поручить Рябову или Даманцеву. smile
      1. +8
        31 января 2024 11:39
        Цитата: Alexey RA
        Цитата: Дилетант
        Начал читать, решил, что это Митрофанов. Дочитал - оказалось Скоморохов.

        Ну... не всё так плохо. Ведь статью могли поручить Рябову или Даманцеву. smile

        От бреда Даманцева редакция ВО отказалась около года назад. Сейчас эту нишу занял Митрофанов.
    2. +3
      31 января 2024 12:54
      Митрофанов

      А я сразу понял. Во втором, ну максимум третьем абзаце первая ссылка должна быть. А тут нема)
  8. +2
    31 января 2024 06:56
    Автор не учел, что вместе с авианосцами выдвинутся и их эскорты, минимум по 8 кораблей на авианосец, а это как минимум дюжина эсминцев Arleigh Burke-класс, с ассортиментом ракет и системой Aegis, которые вполне способны закрыть немалый участок неба. И даже если остатняя дюжина будет всего лишь фрегатами, они тоже на что-то в плане ПВО и ударов по наземным и надводным целям способны. Но вполне могут быть не фрегаты, а эсминцы, или даже крейсера класса Ticonderoga. Может быть и поболе чем 8 кораблей в эскорте авианосца.
    А еще может подойти пара-тройка УДК, у которых палубные вертолеты могут быть заменены на F-35B. Так что каждый из них можно считать за легкий (в сравнении с Nimitz, но отнюдь не с бывшим "Варягом", который китайцам продали по цене металлолома небратья) авианосец. И тоже с эскортом.
    Ну и Япония не останется в стороне, хотя бы потому, что если тайваньские чипы достанутся китайцам, экономика Японии если не совсем рухнет, то шататься будет нехило. А там, глядишь, и Австралия подтянется, а чуток позднее и союзники по НАТО.
    А еще можно реактивировать базу Clark Field на Филиппинах, а там вполне могут базироваться USAF, а это в том числе F-22.
    А это несколько меняет расписанный в статье баланс сил.
    1. -3
      31 января 2024 07:25
      Цитата: Наган
      Автор не учел, что

      Американский флот, сейчас не тот, что был лет тридцать и он не сможет выдвинуть все это великолепие к берегам Тайваня, одновременно угрожая Ирану. Да и не стоит забывать, что у Китая, так же есть свой флот, который он может весь двинуть на решение "тайваньской проблемы"
    2. +2
      31 января 2024 13:05
      Ну и Япония не останется в стороне

      Да раз такое дело и южане могут подсуетится на Корейском полуострове.
      1. 0
        1 февраля 2024 05:30
        Цитата: Английский тарантас
        Да раз такое дело и южане могут подсуетится на Корейском полуострове.

        Им стремно, потому что китайцы в ответ могут спустить с поводка Кима. Хотя, если дядя Сэм сильно надавит, то да, могут, а у них и флот, и авиация вполне себе.
    3. 0
      31 января 2024 18:15
      США нет фрегатами.Только эсминцы и крейсера.Фрегаты еще не построены.
    4. +2
      1 февраля 2024 02:06
      но отнюдь не с бывшим "Варягом", который китайцам продали по цене металлолома небратья) авианосец

      Он сильно недостроенный был и по другой цене никто его брать не хотел.
      С другой стороны- все корабли проекта 1143 продавались не дороже.
      Головной Киев- 1,6 млн.
      Минск- 4, 58 млн.
      Новороссийск- 4,3 млн
      Горшков- отдали бесплатно.
      остов Варяга- 20 млн (официально, реально китайцы заплатили 30, доплатили заводу)
      Фактически Варяг построили китайцы.
  9. +5
    31 января 2024 07:09
    MIRAGE 2000 D - носитель SCALP-EG, берет один на борт (Рафаль и Су-24 - 2).
    Роман Вы действительно считаете, что он устарел?
    Кстати, а что с его оборудованием?
    АФАР, ОЛС, бортовой комплекс обороны? hi
  10. -3
    31 января 2024 07:21
    F-35 против J-20 или F/А-18 против J-16?
    В этом противостоянии самолеты марки "F" не имеют ни каких шансов против самолетов марки "J", просто задавят.
    И да...оперативную огневую поддержку морском у воздушному десанту, в первую очередь будет оказывать флот КНР, своей артиллерий и ракетами
    Но если говорить начистоту, то успехов в развитии своих ВВС за последние десятилетия добились две страны: США и КНР. И в количественном, и в качественном отношении. Далее (но только далее) можно поставить Россию. И Индию, которая тоже очень хорошо поработала в этом направлении.
    Странно, что автор не заметил огромный качественный рывок Республики Корея, за последнее время. В этом плане она уж точно Индию обставила
  11. +1
    31 января 2024 07:22
    Прогнозы - дело, увы, неблагодарное...

    Всякие в истории были моменты...
    Например, в районе городов Дубно-Броды-Луцк 1941 год, встречное танковое сражение, порядка 3200-3400 советских и 600-728 немецких танков, поддерживаемых 70 штурмовыми орудиями.
    Да и танки наши были хорошие - 470 КВ1, КВ2, Т34...

    Думаю, не только в наземной войне такое происходит...
    Как там с выучкой, налетом и оперативным искусством у китайцев - будем надеяться...
  12. +1
    31 января 2024 07:41
    И эффективность ВВС напрямую зависит и от количественно-качественного показателя по самолетам, и от качества подготовки пилотов.

    Ну не только от этого, также во взаимодействии с другими родами и видами войск, ремонтно-технической базы, логистики и прочая прочая.
  13. +4
    31 января 2024 07:47
    Если глобально, что США не в состоянии обеспечить достаточное количество самолетов, чтобы контролировать Азиатско-Тихоокеанский регион. И даже если привлечь союзников типа Японии, Южной Кореи и Австралии – все погубят большие расстояния.

    Почему-то автор не учитывает фактор времени.Вспомним как СВО начиналась быстро и лихо, как наперебой все "военные эксперты" говорили что всё за 2-3 недели и закончим, а со временем, как стали поставлять вооружение на украину, стало не очень весело и очень грустно и "эксперты" стали переобуваться в воздухе.
  14. -9
    31 января 2024 08:32
    Хорошая статья, главное с цифрами позволяющие всем интересующимся порассуждать.
    Кто кроме США впрягутся в войну с Китаем по аналогии с Кореей? Другой вопрос это наличие у Китая РСЗО большой дальности свыше 300 км, которые будут сносить всё подряд без авиации и баллистических ракет. Ну и собственно ракеты повышенной точности для уничтожения особо важных объектов.
    Против авианосцев у Китая есть баллистические ракеты с наводящимися боеголовками, не оставляющие шансов авиаматкам.
    Так что не будет Китай бросать на Тайвань свою авиацию.
    Про боевой опыт армии Китая. Он очень внимательно изучает наше СВО и другие конфликты в мире. soldier
    1. -1
      31 января 2024 10:39
      Учитывая реалии СВО, аэродромы в зане действия китайских аналогов Химарс/Атакамс/Искандер/Искандер++ работать не будут. Корабли в радиусе действия ПКР (с земли и Су30) тоже работать не смогут.
      1. +1
        31 января 2024 11:52
        Не понял -" работать не смогут" -это аэродромы и корабли Тайваня будут уничтожены?
        1. -3
          31 января 2024 14:14
          АУГ США не смогут помочь Тайваню. В зоне действия ПКР и БРСД
  15. 0
    31 января 2024 09:44
    Цитата: svp67
    Был... Это был специально переделанный под пассажирский вариант бомбардировщика Ту-95, к слову он сейчас экспонируется в Монино


    Ту - 114...
    1. +4
      31 января 2024 11:09
      Цитата: Дедок
      Ту - 114...

      Это серийная машина, делавшаяся исходно как пассажирский самолёт, но с применением наработок по Ту-95.
      А Ту-116 делали из Ту-95 "в лоб" - путём переоборудования серийных Ту-95 (из самолёта убрали всё вооружение и за центропланом в фюзеляж впихнули две гермокабины). Выпустили их всего две штуки - как дальний пакс для высшего руководства, на случай, если сроки по Ту-114 сдвинутся вправо. На фото хорошо видно главное отличие Ту-116 от стоящего на заднем плане Ту-114: Ту-116 - высокоплан, как и исходный Ту-95.
  16. +1
    31 января 2024 10:00
    А почему в случае заварушки с участием США они должны сцепится с Китаем непосредственно у Тайваня, что баз США вокруг Китая больше нигде нет? Кто мешает атаковать Китай из Кореи, Филиппин или Японии, тем более эти страны с Китаем сами не шибко в десны целуются. Странно как то рассуждать толь о узкой полоске Тайваньского пролива, США вот точно что то типа СВО проводить не будут, ну картинка с базами вокруг Китая для наглядности.
  17. +2
    31 января 2024 10:37
    Chengdu J-10. Это самолет одного класса с JAS.39 «Gripen», однодвигательный, легкий, дешёвый истребитель с современной авионикой и серьёзным вооружением.

    Это размерность Ф16(Ф35)
  18. 0
    31 января 2024 11:12
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Дедок
    Ту - 114...

    Это серийная машина, делавшаяся исходно как пассажирский самолёт, но с применением наработок по Ту-95.
    А Ту-116 делали из Ту-95 "в лоб" - путём переоборудования серийных Ту-95. Выпустили их всего две штуки - как дальний пакс для высшего руководства, на случай, если сроки по Ту-114 сдвинутся вправо. На фото хорошо видно главное отличие Ту-116 от стоящего на заднем плане Ту-114: Ту-116 - высокоплан, как и исходный Ту-95.


    да, по поводу высокоплана - согласен, Ту-114 не имел этого: пришлось разбирать такой после пожара
  19. +9
    31 января 2024 11:25
    Автору лучше длинные статьи не писать. Он забывает ко второй части о том, что писал в первой.
    ВВС Китайской республики тоже не блещут. Основная ударная сила – 145 истребителей F-16 различных модификаций, 20 из которых учебно-боевые.

    И на Тайване американцы этого не найдут, там нет ни F-15, ни F-16.

    У американцев обязательства по отношению к Тайваню, когда Штаты согласились, что в ООН Китай будет представлять не Китайская республика, а КНР.
    Что касается
    Чем больше руководство КНР будет убеждать всех, что на материковой части Китая и на Тайване живут одни и те же китайцы

    Так никто и не сомневается, включая самих тайваньцев. Спор там идет по линии- "кто законная власть, а кто- самозванцы". Обе стороны, что характерно, имеют на этот счет разное мнение:))
    1. 0
      31 января 2024 14:45
      Автору лучше длинные статьи не писать.

      Да ему и короткие лучше не писать.
    2. 0
      31 января 2024 16:23
      Цитата: solar
      Спор там идет по линии- "кто законная власть, а кто- самозванцы". Обе стороны, что характерно, имеют на этот счет разное мнение:))

      - Не позорьте фамилию, кузен!
      - Самозванец!
      smile
      1. +2
        1 февраля 2024 01:16
        -Самозванец!
        - От самозванца слышу!

        :)
  20. +1
    31 января 2024 11:36
    Так что размещение американских самолетов на аэродромах Тайваня – это будет сигналом к началу разборок. А там в Пекине особо не станут смотреть, к кому в огород прилетело.


    Десант - очень сложная операция, требующая долгой подготовки, просто так с бухты-барахты его не проведешь. Соответственно у США будет предостаточно времени на размещение самолетов. И ПВО. И на подготовку морской блокады.
  21. 0
    31 января 2024 12:53
    Эм... Мне одному кажется что Китай на Тайване будет интересовать отнюдь не население а фабрики, производящие чипы? Хрен с ним, с населением, с материка в крайнем случае завезем, но с полупроводниковой промышленностью такого такого увы, не получится.
    Блокада? Какая блокада, как только так сразу начнется уничтожение фабрик, а это ОЧЕНЬ хрупкое производство, дырка в стене и нет "чистой комнаты".
    Никаких боев "на истощение", никакой блокады не будет. Будет быстрый удар.
  22. 0
    31 января 2024 15:42
    Но даже если оставить треть от общего числа, у ВВС НОАК останется «всего» около 1000 самолетов

    Автор приводит пример, что США много надо чего караулить и они не могут выделить достаточное количество самолётов.П про Китай не слово. Китай считается агрессором в регионе.Япония,корея,Австралия, Вьетнам, ИНДИЯ! Все они могут втянуться в конфликт так или иначе.и что хотите сказать Китай оголит все эти направления и кинет все на Тайвань?)У Китая ситуация гораздо хуже , и риск после начала конфликта и задействования даже половины своей авиации в конфликте на Тайване получить удары в спину очень велик.Так что тут ещё не понятно у кого карты хуже на руках
  23. +2
    31 января 2024 15:54
    Статья так себе. Путаница, что современное, что не очень.

    А вот фото J-20 с ракетами в ящиках под крылом вызывает вопрос- что это?
  24. +2
    31 января 2024 18:25
    Основная ударная сила – 145 истребителей F-16 различных модификаций, 20 из которых учебно-боевые.

    Судя по всему, автор совершенно не в курсе, что В/D версии F-16 не совсем учебные.Это полноценные самолеты. за счет наличия полного комплекса БРЭО.Это не МиГ-29УБ, у которого нет РЛС.
    Отдельно автор приходит к остроумному выводу, что ВВС Тайваня по численности уступают ВВС Китая. Может быть, он упустил тот факт, что Тайвань — это остров и место, подобное материковому Китаю, где вы можете строить базы и столько самолетов, сколько захотите, нет никакой возможности.
  25. 0
    31 января 2024 19:49
    Автор: "Если в КНР примут решение о том, что Тайвань пора возвращать, можно не сомневаться – остров приплывет на Родину. Примерно, как Крым в свое время."
    Смею напомнить автору, что в Крыму абсолютное большинство населения хотело уйти из окраины и вернуться в Россию! Но, до сих пор, хитромудрые китайцы не признают результаты референдума в Крыму (около 96% за). Однако, зная, что результаты подобного референдума среди населения Тайваня будут очень далеко не в пользу Китая, они постоянным давлением пытаются измотать тайваньцев и проглотить остров. А наша властная верхушка, "забыв" об отношении Китая к возвращению Крыма в Россию, и прислуживая китайцам, поддерживает присоединение острова к Китаю, не считаясь с мнением тайваньцев.
    Но тут же автор верно пишет, что:"... тайваньские китайцы, так и не ставшие тайваньцами, предпочтут вернуться в Китай, нежели массово стать свободными неживыми тайваньцами." То есть, автор понимает, что будут массовые репрессии, казни несогласных тайваньцев после поглощения Тайваня.
    А наша верхушка, что естественно для неё, сразу же признает "присоединение" Тайваня, в очередной раз прогнувшись перед китайцами...
  26. 0
    31 января 2024 20:05
    Да и вообще китайцы не сильно стремились воевать, несмотря на относительную агрессивность и желание поспорить с соседями за территории. И из этой пары мирной страной на 100% является именно Китай.
    Это всё относительно, ведь в корейской войне китайцы воевали достаточно активно, плюс были пограничные вооружённые конфликты-провокации с СССР и нападение на СРВ...
    Если в КНР примут решение о том, что Тайвань пора возвращать, можно не сомневаться – остров приплывет на Родину. Примерно, как Крым в свое время. Там тоже умеют считать, и тайваньские китайцы, так и не ставшие тайваньцами, предпочтут вернуться в Китай, нежели массово стать свободными неживыми тайваньцами. Последние выборы показали это очень четко.
    На основе очень неглубокого анализа ситуации (скажем так) сделаны довольно странные выводы. Возникает, например, вопрос: что же сейчас мешает КНР принять это самое решение о возвращении Тайваня, если это возможно по мнению автора, тем более как Крым?! И насчёт желания тайваньцев неубедительно, особенно как раз с учётом выборов.
    1. +1
      1 февраля 2024 01:49
      в корейской войне китайцы воевали достаточно активно, плюс были пограничные вооружённые конфликты-провокации с СССР и нападение на СРВ...

      Это были несколько другие китайцы. Нынешним есть что терять, в отличии от давешних...
  27. 0
    31 января 2024 22:16
    "Если в КНР примут решение"

    Скорее бы....
    Но маловероятно.
    Экономика КНР сильна как никогда.
    И начинать "маленькую победоносную войну" поводов совсем нет.
    1. +1
      1 февраля 2024 01:23
      И начинать "маленькую победоносную войну" поводов совсем нет.

      К тому же у них подозрение, что "маленькой победоносной" не очень получится. Высокотехнологичным заводам- а Китаю как раз они и нужны- точно кирдык. А что сколько то китайцев захватят- так у них на материке и своих предостаточно.
  28. -2
    1 февраля 2024 17:22
    Удивляет насколько искажено у комментаторов понимание реального положения Тайваня. Уважаемый Роман Скоморохов, спешу вам напомнить, что вы пишите не про Великобританию, а про Тайвань. Это не бывшая великая империя, чьи бывшие колонии разбросаны по всему миру. Это буквально банановая республика, которой Штаты вместо бананов разрешили делать микросхемы. Она не самостоятельна в экономическом и социальном плане. Островитяне массово работают на материке, а материковые компании зачастую являются главными акционерами островных. Тайвань зависим от товарооборота с материком чуть более чем полностью. Сам себя он даже прокормить не может. Единственным товаром который у него покупают, являются эти самые микросхемы. Вы сами то хоть раз слышали о чём-то тайваньском, кроме чипов?

    Так вот, все эти оперы и балеты о каком-то десанте на острова просто лишены реализма. Чтобы поставить Тайвань, а заодно и США в пятую позицию камасутры Китаю достаточно уничтожить фабрики Тайваньсемикондутор. И просто подождать. Никакого десанта никто туда высаживать не будет, никакие волны бомбардировщиков не пойдут в сторону острова. И воздушных боёв не будет. Будет один или несколько ракетных ударов, которые ликвидируют производство микросхем. После этого Китай просто подождёт. Тайвань, может и не упадёт тухлым яблоком под ноги Китаю, но для США он утратит всякий интерес.
    Да, кстати, микросхемы Китай умеет делать сам.

    А вот идея о том, что США бросят СВОЮ армию и СВОЙ флот на защиту Тайваня -- это вообще антинаучная фантастика.
    1. 0
      2 февраля 2024 21:54
      Есть тайваньская фирма King Tony - производит профессиональный инструмент и оборудование.
      Еще на Тайване выпускают много товаров для активного отдыха
  29. 0
    1 февраля 2024 20:32
    Это не статья... А бред притянутый....
    Намного умнее комментарии по теме, поднятой автором!
  30. 0
    2 февраля 2024 01:05
    В случае если КНР нападет на Тайвань - молниеносного ответа США не будет. Сначала пойдем массовая информационная антикитайская кампания , потом будет Речь и приготовления. Потом полетят дипломаты.
    Потом будет осуждение всеми мировыми организациями , шельмование в ООН , Китаю припомнят все в буквальном смысле. США баграми затащат под этот повод всех,кого КНР так или иначе обидел или обделил за последние лет 40-50. Чтобы сложилась этакая картинка - демонстрирующая неопределившимся и условным китайским союзникам типа нас ,так сказать четкое разграничение на "плохой, зарвавшийся кровавый Китай" и "светлую сторону человечества". Все это будет активно муссироваться из каждого утюга,на фоне беспрецедентных военных приготовлений .
    В данном раскладе (по реалиям дня сегодняшнего) я бы скорее поставил на то, что у нас после длительной паузы осудят Тайваньскую операцию ,но довольно вяло , на голосованиях в ООН будут стараться занимать нейтралитет (воздерживаться) , всячески публично дистанцируются от КНР но при этом будут стараться сохранять за ширмой этого выгодные поставки Китаю,столько,сколько это будет возможно.
    Шансы что мы займем ярую прокитайскую позицию мне видятся намного меньше ,потому что к шельмованию КНР будет подключено куда больше "факторных" государств, чем к нашему шельмованию,наблюдавшемуся ранее. Все же надо понимать, что Китай несмотря на свою показную мирность и "рог изобилия" периодически оттаптывает ноги соседям по вопросам типа "фигня", щемит чужие экономические интересы по всему свету и так далее. Китайцев не любят - хотя и участвуют в их экономических проектах.

    После этих приготовлений США с КНР начнут играть в "гляделки" ,потихоньку будут развертываться союзные США силы и расширяться антикитайский блок и настроения . Суть "гляделок" будет в наращивании агрессивной риторики и приготовлений и попытки вынудить противника на некие однозначные превентивные действия ,неадекватную риторику и .т.д.
    Столкновение сил произойдет или не произойдет по результатам столкновения пропаганды и Жути. Американская пропаганда куда лучше заточена и качественнее воздействует,чем Китайская. В зависимости от этих факторов и успешности "гляделок" конфликт либо свалится в клинч , либо будут масштабные уступки со стороны КНР , либо США будут вынуждены заключить некое компромиссное соглашение ,вроде "пост-карибского кризиса" . В котором фактически легализуется аннексия Тайваня Китаем ,но ,как говорится "большой ценой и множеством нюансов". США по результатам этого потеряют некую часть "фейма", однако консолидируют союзников и от этого уже смогут "качать" укрепление своей мировой линии , также КНР получит хренову гору санкций и попрощается со своими глобальными проектами . В этом раскладе Тайвань будет "отравленной едой для дракона" и сработает как надо, даже без необходимости обкатывать самолеты США в бою. В случае варианта "клинч" борьба будет вестись не только силами авиации ,и вообще Бог знает до чего все может дойти . Надо понимать что с учетом последних лет и "успехов" США придется рано или поздно дать где-то и кому-то показушную "генералочку" . Не факт что это будет Китай ,но возможно у них просто не останется выбора.