Экспериментальный БПЛА General Atomics A2LE

6
Экспериментальный БПЛА General Atomics A2LE
Экспериментальный БПЛА A2LE в полетной конфигурации


Компания General Atomics Aeronautical Systems, Inc. (GA-ASI) вместе с подрядчиками активно прорабатывает новую идею в области беспилотной авиации. Предлагаются и разрабатываются экспериментальные проекты БПЛА среднего размера, пригодных для использования в качестве полезной нагрузки более крупных и тяжелых систем. Несколько образцов такого рода уже доведены до испытаний, и на основе накопленного опыта теперь создан беспилотник с рабочим обозначением A2LE. Недавно он тоже вышел на летные испытания.



Результаты сотрудничества


В 2022 г. GA-ASI заключила соглашение с компанией Divergent Technologies о предоставлении программно-аппаратного комплекса Divergent Adaptive Production System (DAPS). Этот комплекс создает единую цифровую среду, в которой предлагается осуществлять разработку и вести производство новых изделий. Кроме того, комплекс позволяет работать с широким кругом технологий производства, включая самые новые и многообещающие. Ранее DAPS прошел проверку в автомобильной промышленности и других отраслях, а General Atomics начала внедрять его в авиастроении.

Компания GA-ASI планировала использовать комплекс DAPS при разработке серии малых и средних БПЛА (Small Uncrewed Aerial System – SUAS), предназначенных для использования с более крупными беспилотниками носителями. Это направление в целом получило обозначение «Эффекты воздушного базирования» (Air-Launched Effects – ALE).

Первый БПЛА из серии SUAS / ALE под названием Eaglet был разработан, построен и испытан в 2023 г. В дальнейшем анонсировали, показали и/или довели до испытаний еще несколько схожих образцов с иным обликом, характеристиками и возможностями. В ходе каждого такого проекта отрабатывались те или иные идеи и проводились другие мероприятия.


MQ-20 сбрасывает изделие A2LE

На основе накопленного опыта в прошлом году был разработан проект усовершенствованного БПЛА A2LE (Advanced Air-Launched Effects). Не позднее октября-ноября был изготовлен первый опытный беспилотник этой модели, и его передали на испытания. К концу ноября изделие прошло необходимые проверки на земле и было подготовлено к полноценным полетам.

28 ноября на полигоне Дагвэй (шт. Юта) состоялся первый полет нового изделия A2LE. В качестве носителя опытного БПЛА использовали тяжелый многоцелевой аппарат MQ-20 Avenger, так же разработанный в GA-ASI. Беспилотник-прототип разместили во внутреннем грузоотсеке носителя. Два БПЛА вместе поднялись на заданную высоту, после чего малый A2LE сошел с держателя и начал самостоятельный полет.

Компания-разработчик пока не раскрывала подробности летных испытаний изделия A2LE. В официальных сообщениях утверждается, что полет был успешным. При этом обошлись лишь самыми общими формулировками о большом значении первого полета и проекта в целом, о его перспективах и т.д. Остается надеяться, что GA-ASI, продолжая опытно-конструкторскую работу и испытания, не забудет выпускать новые сообщения и делиться информацией.

Экспериментальный облик


БПЛА A2LE фактически предназначается для отработки разных решений технического и производственного характера, и его можно рассматривать только как демонстратор технологий. Все это сказалось на техническом облике изделия и его различных особенностях. В частности, беспилотник получил полноценный планер, двигательную установку и систему управления, но о наличии на борту целевой аппаратуры пока не сообщалось.


Сброс БПЛА A2LE из грузоотсека MQ-20. Второй аппарат остается на держателе

Конструкция A2LE предусматривает использование современных материалов и технологий. В частности, широко используются металлические и пластиковые детали, выполненные методом трехмерной печати. Такая технология позволила оптимизировать производственный процесс. Кроме того, за счет усложнения формы отдельных элементов достигаются высокие технические характеристики.

Внешне БПЛА A2LE похож на некоторые другие беспилотники самолетного типа или на крылатую ракету. Он построен в удлиненном корпусе характерной формы с плавными изгибами и резкими гранями, указывающими на снижение заметности. В центральной части фюзеляжа находится складное крыло, в хвосте – рули. Точная компоновка внутренних объемов неясна. Уверенно можно говорить только о хвостовом размещении турбореактивного двигателя.

Габариты, стартовая масса, полезная нагрузка и иные параметры A2LE пока остаются неизвестными. Летно-технические характеристики так же не раскрываются. Судя по доступным данным, длина изделия не должна превышать 1,5-2 м, а масса находится в пределах десятков килограммов. В целом по размерам и массе БПЛА похож на некоторые современные авиационные боеприпасы. Конструкция указывает на дозвуковую скорость полета, возможно, до 0,8-0,9 М.

На данном этапе экспериментальный A2LE должен иметь автопилот и систему дистанционного управления. Для отработки вопросов полета на носителе, отделения от него и т.д. достаточно только этих функций. Впрочем, в дальнейшем могут начать и более сложные испытания, для которых потребуются приборы разведки и т.д.


MQ-20 в полете

В ходе испытаний носителем A2LE является тяжелый БПЛА MQ-20. Аппарат размещается во внутреннем грузоотсеке или, возможно, на внешней подвеске. В случае с внутренним размещением, «Эвенджер» берет на борт не менее двух A2LE. Используются стандартные балочные держатели, предназначенные для штатного вооружения.

Возможно, проект A2LE не ограничится только сбросом с носителя. Ранее GA-ASI представила систему возвращения малых БПЛА на борт более крупного носителя. Для этого с большого беспилотника предлагается спускать трос с грузом, а малый аппарат должен ловить его специальным захватом. Затем носитель будет сматывать трос и затягивать SUAS / ALE внутрь грузового отсека.

Перспективные решения


Основной целью текущих проектов ALE и A2LE является создание и отработка технологий совместного применения БПЛА разных классов. При этом с нуля разрабатываются именно более легкие и компактные беспилотники – они должны соответствовать характеристикам и ограничениям своих носителей. К настоящему времени GA-ASI представила несколько таких проектов, и теперь проводит испытания готовой техники, нарабатывая необходимый опыт.

Интерес к теме беспилотных систем с тяжелым носителем и менее крупным БПЛА на его борту вполне понятен. Подобная авиационная система имеет ряд характерных преимуществ, которые можно использовать при решении разных боевых и вспомогательных задач. С ее помощью можно существенно улучшить возможности тактической составляющей ВВС.


MQ-1C и малый БПЛА Eaglet

Малый БПЛА, летающий на борту носителя, может решать разные задачи. На нем можно установить оптические или радиотехнические средства для ведения разведки. Также в теории он способен нести некоторые вооружения или средства противодействия ПВО противника.

Система с беспилотником-носителем и сбрасываемым / возвращаемым малым БПЛА должна показывать повышенный боевой радиус. Наличие нескольких малых аппаратов позволяет системе более активно вести работу – разведывать или атаковать несколько целей одновременно. Кроме того, более простые и дешевые малые аппараты можно отправлять в опасную зону, тогда как крупный и дорогой носитель не будет подвергаться рискам.

Будущее семейство


В целом концепция SUAS / ALE имеет свои преимущества и вполне способна найти применение на практике. Вопрос только в сроках завершения текущего этапа исследований и экспериментов, а также последующего появления боеспособных аппаратов и систем на их основе. Если нынешние работы по теме A2LE продолжатся без неожиданных проблем и затруднений, то готовая система такого рода сможет поступить на вооружение в течение нескольких следующих лет.

Любопытно, что на вооружение может поступить не только БПЛА на базе нынешнего опытного A2LE, совместимый с тяжелым MQ-20. Ранее GA-ASI разработала несколько аналогичных беспилотников для применения на носителях иных типов. Все эти проекты могут получить развитие, и это приведет к формированию целого семейства беспилотных систем на общих принципах и с разными характеристиками.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    3. 0
      1 февраля 2024 21:13
      Это скорее к "Кронштадту", который примерно такие же БПЛА "Молния" демонстрировал. Правда мы и "орионы" что-то не видим
  2. Комментарий был удален.
  3. -1
    1 февраля 2024 09:46
    Спасибо автору. Очень качественная статья.
  4. -2
    1 февраля 2024 11:26
    короче,
    вывод нужно увеличивать боекомплекты ЗРК
    у Тор-М2 с 16 до 64 зен.ракет
    С-350 ПУ с 12 до 48 ракет
    ЗРПК Панцирь-С1 уже получил Гвозди, увеличив БК с 12 до 48 ракет
    ЗРПК Панцирь-СМ рост с 24 до 96 ракет
    1. 0
      1 февраля 2024 14:44
      Я что-то упустил в новостях про технологии свёртки-развёртки пространства?
  5. -2
    1 февраля 2024 16:31
    "Пилите, Шура, пилите, она же золотая!" ©
    Спор летчика с ракетчиком закончился в виде хрущевской реформы армии, которая при радикальном сокращении численности и финансирования позволила многократно повысть обороноспособность страны и обеспечить население шикарным по тем временам бесплатным жильём.
    1. 0
      13 апреля 2024 09:04
      "- Судя по доступным данным, длина изделия не должна превышать 1,5-2 м,
      - масса находится в пределах десятков килограммов.
      -. Конструкция указывает на дозвуковую скорость полета, возможно, до 0,8-0,9 М.
      -Уверенно можно говорить только о хвостовом размещении турбореактивного двигателя."
      Уверенно можно утверждать только то , что потребуется ТРД очень мелкой размерности и большой мощности диаметром порядка 150-170мм, таких пока еще нет в природе , нет конечно мелкие двигатели есть например RJ-200 диаметром 121мм, но его тяги 20 кг ни как не хватит для достижения скоростей 0,8-0,9 М.