Самолеты связи и управления армии США E-6B Mercury

11
Самолеты связи и управления армии США E-6B Mercury
Самолет E-6B в полете. Хорошо видны дополнительные обтекатели радиотехнических систем. Фото Минобороны США


Стратегические ядерные силы США имеют развитую и устойчивую систему боевого управления, построенную на компонентах разного рода. Важное место в этой системе занимают самолеты связи E-6B Mercury. В критической ситуации их экипажи должны передать войскам приказ на применение ядерных вооружений. Сейчас Пентагон располагает 16 такими самолетами, которые практически постоянно несут боевое дежурство и готовятся к выполнению своих задач.



Стратегический «Гермес»


В конце шестидесятых годов в систему управления СЯС США вошли специальные самолеты EC-130G, построенные на основе серийного транспортника. Такие самолеты получили специальное оборудование связи, позволявшее им принимать сигналы управления от вышестоящих штабов и передавать их подлодкам-ракетоносцам, находящимся на боевом дежурстве. Такая система передачи информации и боевых приказов получила название TACAMO (Take Charge And Move Out – «Принять командование и улететь»).

В первой половине восьмидесятых годов имеющийся флот EC-130G/Q посчитали морально и физически устаревшим. В связи с этим Пентагон запустил разработку нового самолета с аналогичными функциями, но построенного на современной платформе и с использованием актуальных приборов. На ранних этапах программа носила название Hermes – в честь древнегреческого божества, среди прочего, занимавшегося передачей посланий богов.

В конкурсной части программы победила компания Boeing. В 1985-86 гг. она получила контракт на продолжение работ и приступила к строительству первого самолета нового типа. На вооружение он должен был поступить под индексом E-6A.


Один из серийных E-3A отправляется на модернизацию, 2003 г. Фото Минобороны США

Платформу для первого E-6A в виде лайнера Boeing 707 построили в конце 1986 г., и через пару месяцев он совершил первый полет. Вскоре после этого воздушное судно отправили на перестройку и переоснащение по новому проекту. В середине 1988 г. самолет в полной комплектации вновь вышел на испытания. Все необходимые мероприятия заняли около года, и в августе 1989 г. первый E-6A Hermes официально пополнил боевой состав авиации ВМС США.

К этому времени «Боинг» и подрядчики наладили серийную сборку новой техники. К 1991 г. удалось полностью укомплектовать «Гермесами» первую эскадрилью (разведывательная VQ-3), а до конца 1992-го на новую технику перешла вторая эскадрилья, VQ-3. В общей сложности ВМС получили 16 самолетов. В 1991 г. ВМС переименовали самолет в Mercury, использовав древнеримский вариант имени бога Гермеса.

Глубокая модернизация


Уже в середине девяностых было принято решение о модернизации существующего парка самолетов E-6A. Планировалось заменить часть авионики современными образцами, а также установить новую целевую аппаратуру. Доработанный комплекс связи должен был расширить круг решаемых задач – с ним самолеты смогли бы управлять не только подводной компонентой СЯС, но и сухопутными ракетными комплексами.

Разработка проекта E-6B не заняла много времени, и уже в конце 1997 г. в одну из эскадрилий после модернизации вернулся первый самолет. Однако дальнейшее обновление флота растянулось почти на десятилетие. Воздушные командные пункты поочередно выводились из боевого состава и отправлялись на ремонт с модернизацией. Последний из 16 «Меркуриев» перестроили и вернули на службу только в 2006 г.


Хвостовая часть "Меркурия" с устройством выпуска удлиненной антенны. Виден конус, обеспечивающий растяжение антенны. Фото Wikimedia Commons

В 2021 г. Пентагон выкупил у Королевских ВВС Великобритании самолет ДРЛОиУ E-3D Sentry. Его планировали перестроить по проекту Mercury и использовать в качестве учебного. Предполагалось, что наличие специализированного борта для обучения личного состава позволит сэкономить ресурс самолетов основного парка.

По известным данным, все 16 построенных E-6B и один перестроенный «Сентри» остаются в строю и продолжают работу в составе двух линейных и одной учебной эскадрилий разной численности. Организовано постоянно боевое дежурство. В зависимости от текущей военно-политической обстановки и уровня угроз, самолеты и их экипажи дежурят на земле или в воздухе, постоянно сменяя друг друга.

Маршруты патрулирования самолетов в основном пролегают над основной территорией США или вблизи нее. При этом регулярно выполняются вылеты в другие регионы планеты. По всей видимости, выбор маршрута связан с особенностями боевого дежурства подводной компоненты СЯС. Впрочем, дальность действия штатных средств связи системы TACAMO достигает нескольких тысяч километров и в известной мере упрощает прокладку маршрутов.

Недавно самолеты E-6B привлекли внимание общественности. На зарубежных ресурсах была опубликована свежая фотография самолета с б/н 164387, имеющего неопрятный внешний вид. Со значительной части его планера слезла «противоатомная» белая окраска, а оставшееся покрытие не внушает доверия. Издание The War Zone обратилось за комментарием к ВМС США, и те ответили, что на конкретном самолете краска не держится на грунтовке. Сейчас специалисты выясняют причины этого и ищут способ сделать покрытие надежным.


E-6B во время боевого дежурства принимает топливо от заправщика KC-135. Фото Минобороны США

На готовой платформе


Самолет связи и управления E-6 Hermes / Mercury построен на базе пассажирского Boeing 707. При перестройке исходный планер не претерпел принципиальных изменений, а также остались неизменными некоторые общесамолетные системы. При этом понадобились заметные доработки, связанные с размещением новой аппаратуры, рабочих мест экипажа и т.д.

«Меркурий» представляет собой самолет нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом, под которым находятся четыре гондолы с турбореактивными двигателями. Длина самолета достигает 46,6 м при размахе крыла 45,16 м. Максимальная взлетная масса – более 155 т.

Четыре двигателя CFM International CFM56-2A-2 обеспечивают максимальную скорость до 980 км/ч и крейсерскую 845 км/ч. Потолок – 12 км. Максимальная дальность полета на одной заправке топливом превышает 12 тыс. км. Имеется система дозаправки в воздухе от самолета-танкера с телескопической штангой. С последовательными дозаправками самолет может оставаться в воздухе до 72 ч.

В ходе модернизации по проекту E-6B самолеты получили обновленную кабину на основе агрегатов Boeing 737. Также устанавливалась современная на тот момент цифровая система навигации и управления. Предусмотрен бортовой радиолокатор для отслеживания метеорологической обстановки и навигации.

Радиотехнический комплекс самолета Mercury включает радиостанции ряда типов и прочую аппаратуру, при помощи которых осуществляется прием, обработка и передача информации. Антенные устройства некоторых станций размещены под внешними кожухами сверху и снизу фюзеляжа, а также в законцовках крыла.


Самолет E-6B б/н 164387 после долгих лет эксплуатации. Фото The War Zone

Ключевым элементом такого комплекса является радиостанция связи с подлодками, работающая на сверхдлинных волнах ОНЧ-диапазона. В состав этой станции входит устройство выпуска антенны длиной 5 миль (ок. 8 км). Такая антенна обеспечивает передачу радиосигналов с длиной волны в десятки километров, необходимой для дальней связи с удаленными объектами и субмаринами под водой.

Экипаж самолета E-6B включает 22 чел. Летный экипаж – 5 чел., остальные 17 управляют радиотехническим комплексом. Для длительного дежурства в воздухе на самолете предусмотрены места для отдыха, а также средства для хранения, разогрева и приема пищи.

«Принять командование и улететь»


Самолеты E-6B задействованы в системе управления, известной как TACAMO. Их задачей является прием и ретрансляция сообщений и приказов, передаваемых вышестоящим командованием стратегических ядерных сил. Вместе с «Меркуриями» такую работу выполняют наземные станции связи, и дублирование функций повышает общую надежность системы управления.

Процедура связи и передачи данных представляет определенный интерес. Самолет выходит в заданный район и поднимается на высоту порядка 10-12 км. Затем он выпускает удлиненную антенну, сбрасывает скорость и входит в глубокий вираж. При этом антенна опускается вниз и занимает почти вертикальное положение, оптимальное для распространения радиоволн.


Осыпавшаяся краска - дежурству не помеха. Фото The War Zone

Во время сеанса связи самолет описывает круги диаметром в десятки километров. После передачи данных «Меркурий» выравнивается и убирает антенну. В ходе одного полета могут проводить несколько передач, в т.ч. в разных районах – в зависимости от поставленного полетного задания.

Сегодня и завтра


В настоящее время ВМС США располагают 16 «оригинальными» самолетами связи E-6B Mercury и одним учебным, перестроенным из E-3. Такой парк обеспечивает постоянное дежурство и регулярную передачу данных подлодкам и наземным ракетным комплексам. По мере необходимости, самолеты проходят ремонт и ограниченную модернизацию.

Следует отметить, что «Меркурии» не отличаются новизной. Этой технике уже исполнилось 32-35 лет, а ее капитальный ремонт и глубокая модернизация производились 18-27 лет назад. Самолеты постепенно вырабатывают свой ресурс и нуждаются в замене. В частности, именно в связи с этим Пентагон несколько лет назад выкупил за рубежом унифицированный самолет для изготовления учебного борта.

В 2015 г. было принято принципиальное решение о разработке нового самолета связи для системы TACAMO. Вторая половина прошлого десятилетия ушла на формирование технического задания, и в 2020 г. Пентагон запустил программу под рабочим названием E-XX TACAMO. Основные работы по этому проекту будут проведены в течение десятилетия, и к началу тридцатых годов ожидается старт переоснащения двух эскадрилий связи.

На строительство требуемого числа новых E-XX потребуется несколько лет. Соответственно, существующий парк самолетов E-6B останется в эксплуатации и продолжит решать поставленные задачи. По всей видимости, они будут обеспечивать работу СЯС США в течение следующих 8-10 лет. При этом Mercury могут проработать и больше – если перспективная программа столкнется с какими-либо трудностями и не уложится в установленный график.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    1 февраля 2024 05:10
    В середине 80х в небе над Атлантикой и Тихим океаном дежурили 24/7 х 365 д ЕС135 для связи с подлодками. Аналогичные машины регулярно летали и над континентальной частью США
    1. +6
      1 февраля 2024 20:30
      Вот пример правильной организации работы МО. Все планово модернизируется и меняется, без шараханий из крайности в крайность без порезки на металл всего парка и последующих судорожных попыток по-быстрому построить сразу и всё.
      Когда-то и наше МО так работало, с ошибками конечно но в основном правильно, пока демократы к власти не пришли и за 30 лет не угробили все.
      1. +1
        2 февраля 2024 10:40
        Цитата: ramzay21
        Вот пример правильной организации работы МО. Все планово модернизируется и меняется, без шараханий из крайности в крайность без порезки на металл всего парка и последующих судорожных попыток по-быстрому построить сразу и всё.

        Проблема в том, что у нас модернизацией и капиталкой всего парка Ту-142 и больших ВКП / ВПУ занимается Таганрог, известный неспешными темпами.
        1. +2
          2 февраля 2024 21:50
          Проблема в том, что у нас модернизацией и капиталкой всего парка Ту-142 и больших ВКП / ВПУ занимается Таганрог, известный неспешными темпами.

          Проблема в том что никому в руководстве страны нет дела до этих проблем. Ту-142 и Ил-38 БЫЛИ хорошими противолодочными самолетами, но их время давно ушло и их модернизировать как самолеты ПЛО бесполезно. Нужен новый самолет ПЛО, аналогичный американскому Посейдону и он должен быть ТОЛЬКО реактивным, потому что турбовинтовые слишком шумные. И самой реальной платформой для такого самолёта является Ту-204/214, как самолет уже готовый и проверенный годами эксплуатации, а кроме того его сейчас восстанавливают в серии.
          Но этим в нашей стране никто не занимается всем все пофиг.
      2. 0
        10 апреля 2024 14:01
        Какие демократы? Не пишите чепуху! У нас при власти те же коммунисты, просто все пороки вышли на ружу. Почитайте биографии наших чиновников по-глубже и все станет на место, просто они убрали все системы сдержек и противовесов убрали и дали себе волю. Не надо себя обманывать, все нынещние чиновники выходы с конца 80-х
  2. -9
    1 февраля 2024 12:08
    Весьма устаревший самолет по дизайну. Растопырка легко сбиваемая...
    1. e_4
      +9
      1 февраля 2024 13:48
      То ли дело в России: нет самолета связи с подлодками - нет проблем. Так получается?
      1. 0
        1 февраля 2024 16:34
        Цитата: e_4
        То ли дело в России: нет самолета связи с подлодками - нет проблем. Так получается?

        И куда же делись Ту-142МР и модернизированные Ил-80? wink
        На военно-морском параде 2022 года тот же "Таганрог" летал.
    2. +3
      1 февраля 2024 13:56
      И кто же собьет его у американского берега?

      Маршруты патрулирования самолетов в основном пролегают над основной территорией США или вблизи нее.
    3. Комментарий был удален.
    4. +2
      2 февраля 2024 02:36
      Они не летают в зоне действия ПВО и авиации противника.
    5. 0
      2 февраля 2024 21:59
      Весьма устаревший самолет по дизайну. Растопырка легко сбиваемая..

      У вас в мечтах все легко сбиваемое. Вы с Конашенковым уже седьмую тысячу самолетов сбиваете а в реальном мире три древних Су-24М уже год продолжают пускать ракеты по Крыму.
      Как и чем вы собрались сбивать самолеты летающие не в 200 км от нас а за тысячи км до нашего ближайшего самолета знаете только такие как вы и Конашенков