Потаённое судно Ефима Никонова: технологии, неудача и полезный опыт

21
Потаённое судно Ефима Никонова: технологии, неудача и полезный опыт
Современная реконструкция потаённого судна Е. Никонова в г. Сестрорецк. Фото Wikimedia Commons


Будущей осенью исполняется 300 лет со дня начала испытаний первой российской подводной лодки – «потаённого судна» конструкции плотника Ефима Прокопьевича Никонова. В свое время этот проект не дал реальных результатов и остался в категории технических курьезов. Тем не менее, он занял свое место в истории отечественного судостроения, а также показал принципиальную возможность решения сложных инженерных задач при ограниченных технологических возможностях.



Инициатива снизу


История первой отечественной подлодки началась в 1718 г., когда плотник крестьянского происхождения Е.П. Никонов из подмосковной деревни отправил царю Петру I челобитную с оригинальной идеей. Никонов предлагал построить особое судно, способное двигаться под водой и скрытно наносить урон вражеским кораблям. Более того, он был готов сам взяться за строительство.

Первое письмо осталось без ответа, но в 1719-м Никонов вновь обратился к царю. На этот раз Петр Великий заинтересовался новой идеей и вызвал изобретателя в столицу. После подробного ознакомления с предложением, царь дал добро на его реализацию. При этом он потребовал начать с масштабной модели-демонстратора технологии.

В январе 1720 г. плотника Никонова назначили мастером потаённых судов и отправили на Обер-Сарваерскую верфь в Санкт-Петербурге для выполнения строительства. Была собрана команда судостроителей и выделены необходимые материалы. Разработка и строительство модели подводного судна началась в феврале того же года и завершилась в марте 1721-го.


"Бочкообразный" вариант судна в подводном положении. Графика Wikimedia Commons

Летом на одной из акваторий вблизи столицы провели демонстрационные испытания модели потаённого судна. Изделие показало способность к погружению, всплытию и передвижению. При этом были выявлены некоторые недостатки конструкции. Царь Петр в целом одобрил проект и распорядился начинать строительство полноразмерного судна.

Первая подлодка


Полноценное потаённое судно, управляемое экипажем и пригодное для решения боевых задач, решили строить на Галерном дворе Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Строительство началось в августе 1721 г. и велось тайно. В частности, специально для сборки секретной конструкции возвели своего рода цех. Были выделены необходимые ресурсы – доски, металлическое сырье, полотно и т.д.

Параллельно со строительством судна Е. Никонов и коллеги занимались изготовлением особых костюмов для его экипажа. С определенного времени проект потаённого судна предусматривал возможность выхода моряков за пределы корпуса для проведения атак и диверсий. Для этого им требовалось соответствующее снаряжение.

Строительство опытного потаённого судна заняло чуть больше трех лет. Только в начале осени 1724 г. его разрешили спустить на воду для проведения испытаний. Практически сразу после спуска экипаж под командованием самого мастера Никонова приступил к погружениям. По разным данным, испытания проводились на р. Нева либо на р. Сестра или на оз. Сестрорецкий разлив.

Опытное судно показало способность к погружению и всплытию. Согласно некоторым источникам, успели продемонстрировать и движение под водой. Однако во время одного из первых погружений судно ударилось о дно и получило повреждения. Его удалось вовремя поднять на поверхность и спасти экипаж. Несмотря на аварию, Петр I распорядился провести ремонт и продолжить испытания.


Другой вариант реконструкции облика. Фото Deepstorm.ru

Весной 1725 г. судно повторно спустили на воду, но обнаружилась течь, и перспективы испытаний вновь оказались под вопросом. Кроме того, несколькими неделями ранее ушел из жизни царь Петр, и проект фактически остался без поддержки. Из-за этого новые доработки растянулись на несколько лет. Последняя попытка провести испытания состоялась в 1727 г., и тоже не дала никаких результатов.

В следующем году Адмиралтейство распорядилось остановить работы. За 10 лет не удалось построить не только полноценное работоспособное судно, но и нормальную действующую модель. При этом на проект ушли ценные ресурсы. Дальнейшие усилия в этом направлении посчитали бесполезными. Е. Никонова разжаловали в рядовые плотники и отправили на верфь в Астрахани. На этом его следы теряются. Построенное, но толком не испытанное потаённое судно спрятали в сарае. Там оно стояло несколько лет, пока не сгнило.

Технические загадки


В исторических документах сохранились основные сведения о строительстве и проведенных испытаниях, о затраченных ресурсах и т.д. Однако полноценное описание потаённого судна или его модели, а также их достоверные изображения отсутствуют. По всей видимости, строительство осуществлялось без должной конструкторской документации, а готовое изделие не зарисовали ввиду секретности. Кроме того, чертежи или рисунки, если они и существовали, могли потеряться за прошедшее время.

Впрочем, неоднократно предпринимались попытки восстановить возможный облик судна Никонова. В основе таких реконструкций лежат списки использованных ресурсов, разные моменты и нюансы сохранившихся отчетов и т.д. В ряде музеев имеются макеты подлодки, выполненные по таким реконструкциям.

Для строительства мастеру Никонову выделили значительные количества сосновых досок, металлические полосы, медную проволоку, канаты, холст, смолу и т.д. В дальнейшем, по мере развития проекта, его автор требовал предоставить дополнительные материалы и изделия иного рода. В работах участвовали плотники, а также, по некоторым данным, бондари.


Судно в разрезе. Графика Triptonkosti.ru

Согласно распространенной версии, основанной на информации о привлечении бондарей, корпус потаённого судна был выполнен в виде большой бочки. Его собрали из отдельных досок, стянули металлическими полосами и зафиксировали канатами. Носовую и кормовую оконечности образовывали две круглые крышки. Существует версия о похожей, но более сложной конструкции. Так, основную часть корпуса могли сделали в виде цилиндра, стянутого обручами, а нос имел более сложную «корабельную» форму.

Е. Никонов придумал оригинальную систему балласта. Известно, что главным ее элементом был т.н. водяной ящик. Для приема забортной воды судно использовало устройство в виде нескольких оловянных пластин с большим количеством мелких отверстий. Точная конструкция и принцип действия балластной системы неизвестны. Вероятно, ящик-цистерна имел трубопроводы для подачи воды и выпуска воздуха. При этом пластины с отверстиями ограничивали скорость поступления воды и служили фильтром. Для сброса балласта мог использоваться ручной насос. Продувка современного типа вряд ли была возможной.

В качестве движителя могли использоваться весла, выведенные наружу при помощи гибких герметичных соединений. При этом не приходилось рассчитывать на высокие ходовые характеристики, и выход к цели мог занимать много времени.

По мере разработки и строительства, несколько раз пересматривался состав вооружений потаённого судна и способы решения боевых задач. Сначала Никонов предлагал оснастить судно малогабаритной и малокалиберной артиллерией. Затем он сделал акцент на скрытность и предложил проводить диверсии. В этом случае экипаж судна в особых костюмах через шлюзовую камеру должен был покидать судно и при помощи различных инструментов наносить повреждения надводной части вражеского корабля.

Последний вариант проекта предлагал использовать огнеметно-зажигательное вооружение в виде медных труб с пиротехническим составом. В таком случае потаённое судно могло бы скрытно подходить к кораблю-цели и поджигать его.


Сохранилось самое общее описание водолазного костюма для «боевых пловцов». Основная его часть шилась из юхотной кожи (юфть), а шлем выполнялся в виде деревянного бочонка соответствующего размера с небольшими окулярами. Отверстия заделывались свинцовыми пробками. Также предусматривался балласт в виде свинца или песка на спине.

Доступные технологии


В целом проект потаённого судна Ефима Никонова нельзя назвать однозначным. С одной стороны, это была одна из первых в истории подлодок, способных к передвижению под водой и к решению боевых задач. С другой, судно не справилось с испытаниями – из-за просчетов в конструкции или по иным причинам. Возможно, при более глубокой проработке проекта и дальнейшем совершенствовании конструкции, Никонову или другим отечественным судостроителям удалось бы сделать полноценную боеспособную подлодку.

Впрочем, следует помнить, что потаённое судно создавалось три столетия назад. Тогда подводного судостроения попросту не существовало, и никто не имел необходимых знаний и опыта. Кроме того, имелись известные ограничения в сфере материалов и технологий изготовления. Если учесть все эти факторы, то проект Е.П. Никонова, несмотря на общую неудачу, выглядит более интересным в техническом и историческом отношении.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 февраля 2024 04:58
    В качестве движителя могли использоваться весла, выведенные наружу при помощи гибких герметичных соединений

    Вот это-то и самое интересное в этой конструкции. Как обеспечивалась герметизация подводного судна? Кожа?
    1. +3
      2 февраля 2024 11:12
      Цитата: Голландец Михель
      Как обеспечивалась герметизация подводного судна? Кожа?

      Вы правы, для герметизации вёсел использовались кожаные манжеты.
    2. 0
      2 февраля 2024 13:32
      Самое сложное это всплытие, остальное ( наблюдение, движение, погружение) по тем временам можно было осилить .
      1. +1
        2 февраля 2024 14:35
        Цитата: Igor1915
        Самое сложное это всплытие

        Что там сложного? Водяной балласт откачал и всплыл! wink
      2. +1
        3 февраля 2024 11:32
        Вообще то, самое сложное- погружение. Если на постройку судна ушло 2 куба дерева, то даже полностью заполнив весь свободный объем "бочки" останется положительная плавучесть в виде 2х кубов дров.
        Следовательно нужно дополнительно около 200-300 кг железа или камней.
        Нужна ли затопленное "потаенное судно"?
  2. +6
    2 февраля 2024 05:25
    Согласно распространенной версии, основанной на информации о привлечении бондарей, корпус потаённого судна был выполнен в виде большой бочки.

    Оно и сейчас сможет приносить пользу, несмотря на утерю оригинала.
    Можно, например, разработать дизайн-проект с чертежами пивного ларька и с отчислений от использования этих материалов организовать какую то полезную деятельность в области истории и современности подводных аппаратов.
    1. +2
      2 февраля 2024 05:52
      Цитата: ycuce234-san
      Можно, например, разработать дизайн-проект с чертежами пивного ларька

      Эх, было бы ещё пиво хорошее...
    2. +2
      2 февраля 2024 13:34
      Передвижного !!!! Чтобы мог с пляжа на пляж в каком нибудь Адлере переплывать отпуская отдыхающим живую воду.
      1. +3
        2 февраля 2024 18:14
        Цитата: Igor1915
        Чтобы мог с пляжа на пляж в каком нибудь Адлере переплывать отпуская отдыхающим живую воду.

        Можно сделать в виде катерка или буксирчика маленького с танками под напитки и мороженое. Такое судно сможет приставать к пляжу, обходясь без пристани. Делают же одноосные бочки для торговли с колес и сделать можно и крохотное судно, подобное паровозу в парках развлечений.
    3. Комментарий был удален.
    4. +1
      2 февраля 2024 18:13
      Первым действующим образцом подводной лодки был построен и успешно испытан на Темзе в 1620 годе Автор этого изобретения был голландец К.Дреббель.Это была весельная подлодка.это было за 100 лет до " подводного челна" Никонова.
      1. 0
        10 апреля 2024 00:22
        Первым действующим образцом подводной лодки был построен и успешно испытан

        Первый ДЕЙСТВУЮЩИЙ образец подводной лодки построили испанцы в 1895.
        Ранее уровень развития техники не позволял это сделать.
  3. -1
    2 февраля 2024 07:17
    Люблю когда пишут о более раннем периоде чем советское прошло, там было гораздо интереснее, жаль затерли много.
  4. 0
    2 февраля 2024 07:32
    Потаённое судно Ефима Никонова
    Россия всегда славилась светлыми головами и острым умом людей не только с титулами, но и из низшего сословия без технического образования. И, что характерно в первую очередь эти люди думали не о возможности своего обогащения, а о стране и ее обороноспособности.
    1. -2
      2 февраля 2024 11:19
      Цитата: rotmistr60
      И, что характерно в первую очередь эти люди думали не о возможности своего обогащения, а о стране и ее обороноспособности

      Этим мы и отличаемся от т.н. рационального Запада
      1. +1
        2 февраля 2024 17:37
        в евросоюзе запретили производство автомобилей с двс а с 35-года вообще запретят их эксплуатацию. начинается массовый переход на электромобили.
    2. +3
      2 февраля 2024 17:34
      только не нужны они никому кроме самих себя
  5. -4
    2 февраля 2024 11:27
    Как только прочитал заголовок статьи , то сразу подумал,что "крайние братья" наши не упустят эту статью ,чтобы заявить о "запорожских челнах",способных плыть "потаённо" ... и що то було уперёд Никонова ! Спешу опровергнуть эти наглые поползновения на п ервенство ! Во первых ,историческую достоверность заявлений можно оценить как " бабушка надвое сказки рассказывала..."; то есть, поди проверь ...!, а во вторых эти "исторические" описания можно "подвести" лишь под вовсе не "субмарины";а "полупогружные" или "ныряющие" ,,суда,, ! wink
  6. +2
    2 февраля 2024 11:57
    С одной стороны, это была одна из первых в истории подлодок, способных к передвижению под водой и к решению боевых задач. С другой, судно не справилось с испытаниями – из-за просчетов в конструкции или по иным причинам.

    Интересно, автор понимает, что его второе предложение противоречит первому?
    О лодке Никифорова известно мало, но из того, что известно, понятно, что изобретатель сам туманно представлял себе своё изобретение. Многое сочинялось по ходу строительства. Автор был обычным плотником, работавшим на строительстве кораблей, читать- писать не умел, опыта изобретательства не было, ни о каких расчетах- чертежах речи не шло, неудивительно, что о дно ударилось..
    Например, изначально автор планировал установить орудие, потом- выпускать водолазов- диверсантов, потом- установить нечто вроде древнего "греческого огня". Понятно, что ничего испытано не было.
    Неудивительно, что Адмиралтейство этот "прожект" запретило.
    http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/ns/nik.htm
    Современные "реконструкции"- это придумки наших современников, вооруженных послезнанием, на тему "как бы это могло быть"
  7. +1
    2 февраля 2024 17:14
    "Несколько [десятков?] лет, пока не сгнило". Как корабельная древесина, да и обычная тоже, может сгнить в сарае всего за несколько лет?
    1. +3
      2 февраля 2024 18:21
      Цитата: Виталий Койсин
      Как корабельная древесина, да и обычная тоже, может сгнить в сарае всего за несколько лет?

      Скорее судно слишком пересушили и из за этого в древесине произошла вспышка грибкового заболевания - корабельной сухой гнили ("dry rot").
      1. +3
        2 февраля 2024 18:37
        скорее всего никто годы не считал