Программа PRIME: новые безэкипажные катера для Пентагона

28
Программа PRIME: новые безэкипажные катера для Пентагона
Безэкипажные катера CUSV на испытаниях. Фото Textron


Различные структуры Пентагона и его подрядчики занимаются развитием направления безэкипажных катеров. Прямо сейчас стартует очередная программа такого рода под названием PRIME. Ее целью является поиск новой удачной конструкции катера и системы управления для него с высокой степенью автономности и широкими возможностями группового применения. Пока речь идет только о приеме заявок, но в обозримом будущем программа должна дойти до практических испытаний.



Запрос информации


Недавно подразделение оборонных инноваций Пентагона Defense Innovation Unit (DIU) запустило перспективную исследовательскую и экспериментальную программу PRIME (Production-Ready, Inexpensive, Maritime Expeditionary – «Готовый к производству, недорогой, для морских операций»). Ее целью является создание и выбор нового безэкипажного катера для военно-морских сил.

В ближайшее время DIU планирует принять заявки от будущих участников программы и принять иные соответствующие меры. Крайним сроком определено 12 февраля. В дальнейшем технические предложения дойдут до полноценного проектирования, а также строительства и испытаний полноценны прототипов. По результатам конкурса планируется выбрать наилучший проект и наиболее полезные решения для дальнейшего развития.

Запуская программу, DIU опубликовало техническое задание. В нем перечислены основные функции будущего безэкипажного катера, определяются его эксплуатационные, технические и рабочие характеристики и т.д. При этом заказчик жестко определяет только часть параметров катера, тогда как остальные характеристики смогут определить разработчики проектов в соответствии с их взглядами на проект.


Опытные безэкипажные суда программы Ghost Fleet Overlord. Фото Минобороны США

Требования к катеру PRIME разделены на три основные группы, по степени важности для заказчика. Все участники конкурса обязаны выполнить требования первой группы, тогда как вторая и третья носят рекомендательный характер. При этом выполнение всех предъявленных требований позволит создать более эффективный БЭК и получить преимущество перед существующей или ожидаемой техникой этого класса.

Желания заказчика


В числе обязательных требований первым значится производственный потенциал проекта. Будущий подрядчик должен иметь возможность запустить производство катеров весной 2025 г. и ежемесячно строить не менее 10 изделий. Соответственно, годовое производство должно достигать или превышать 120 катеров. На конкурсной стадии участник программы должен показать возможность такого производства – продемонстрировать мощности и кооперацию с другими предприятиями.

DIU не задает размеры и водоизмещение перспективного БЭК; их должен определить разработчик с учетом прочих особенностей его проекта. При этом в требованиях присутствуют другие характеристики. Так, полезная нагрузка катера должна превышать 1000 фунтов (ок. 450 кг). Судно должно использовать мощный, но экономичный дизельный двигатель. Максимальная скорость задана на уровне 35 узлов, дальность плавания – до 500-1000 морских миль. Необходимо обеспечить возможность длительного пребывания в одном районе с решением всех задач.

БЭК должен иметь возможность полностью автономной работы. Требуется обеспечить самостоятельное плавание по заданному маршруту, в т.ч. с самостоятельным обходом различных препятствий, уходом от столкновений и т.д. Нужно обеспечить возможность вождения в любых условиях, например, при отсутствии сигналов спутниковой навигации или в районах активного судоходства.


Опытный БЭК LRUSV с разведывательными и ударными средствами. Фото Минобороны США

Аппаратное и программное обеспечение будущего БЭК должно быть гибким и иметь возможность установки дополнительных устройств или приложений. За счет такой доработки катер должен решать задачи разного характера, а также работать на разные ведомства.

Во вторую группу требований, выполнение которых крайне желательно, но не является обязательным, включили возможность размещения на катере беспилотного летательного аппарата / аппаратов для улучшения ситуационной осведомленности и повышения разведывательных возможностей. Также DIU хочет внедрить самые последние стандарты связи и передачи информации, включая сетецентрические возможности. При этом в некоторых ситуациях комплекс должен переходить в режим радиомолчания.

Необязательным, но желаемой функцией назвали автоматическое распознавание судов и кораблей по характерным особенностям внешнего вида, включая надписи, номера и т.д. Желательно, чтобы катер мог нести полезную нагрузку модульной архитектуры для решения разнообразных задач. Сам же катер должен быть совместим с разными носителями и различным крановым оборудованием, помещаться в стандартные контейнеры и т.д.

Также затронули тему систем управления. Удаленный пост управления БЭК должен иметь простой и понятный интерфейс, не накладывать ограничений на работу оператора и т.д. Для разных миссий следует предусмотреть как непосредственное дистанционное управление, так и автономную работу.

Цели и задачи


Различные структуры Пентагона и коммерческие контракторы достаточно давно занимаются тематикой БЭК и демонстрируют заметные успехи. Новая программа PRIME является прямым продолжением предыдущих разработок и создается на их основе. При этом она сразу прорабатывается в контексте будущего переоснащения ВМС и учитывает вопросы производственного и эксплуатационного характера.

[center]
Катер MANTAS T-12 и пульт управления. Фото MARTAC

Цели и задачи PRIME понятны уже сейчас. Пентагон в лице подразделения DIU хочет получить еще одну надводную безэкипажную платформу, причем ее классификация с точки зрения габаритов и водоизмещения пока остается неопределенной. Ключевым требованием является простота проекта, которая позволит в минимальные сроки разработать его и довести до производства с высокими темпами.

Изделия PRIME должны будут иметь все основные функции, характерные для современных БЭК. Они смогут работать по командам или самостоятельно – двигаться по маршруту, вести патрулирование, осуществлять разведку или удары и т.д. При этом особое внимание хотят уделить групповому применению такой техники. Катера смогут перемещаться вместе организованным порядком, следить за акваториями, находить разнообразные объекты и т.д. При этом они будут обмениваться данными друг с другом и с оператором для повышения эффективности совместной работы.

По всей видимости, именно разработка систем управления с необходимыми функциями является самой сложной составляющей новой программы. Однако можно ожидать, что участники не будут создавать их с нуля, но используют уже имеющиеся наработки. Это позволит решить технические задачи и уложиться в заданные временные рамки.

DIU пока не уточняет, какие именно полезные нагрузки должны будут нести безэкипажные катера нового типа. Вероятно, их будут оснащать оптическими и радиолокационными средствами для ведения разведки и слежения за целями. Также возможна установка дистанционно управляемых модулей со ствольным или ракетным вооружением.


Совместное маневрирование патрульного катера и пары БЭК. Фото MARTAC

Грузоподъемность не менее 450 кг позволит использовать широкий круг средств разведки или вооружения. Разработка таких систем с нуля тоже не понадобится – разработчики катера смогут взять готовые образцы, присутствующие на рынке и соответствующие требованиям ВМС.

Пентагон выделяет на разработку новых проектов и проведение конкурса чуть больше года. Это означает, что опытная техника, одного или нескольких типов, может появиться в течение следующих месяцев. Так же в этот срок появятся первые открытые сведения о конкурсных разработках и новая информация о программе в целом.

Перспективное направление


Пентагон и военная промышленность США давно занимаются темой безэкипажных катеров с разными функциями и к настоящему времени представили целый ряд подобных образцов разного рода. Часть таких разработок пока проходит испытания, а другие уже дошли до опытной эксплуатации в войсках. В обозримом будущем планируется довести их до полноценного применения.

Очередным шагом в этом направлении, по всей видимости, должна стать новая программа PRIME. Как и ряд предыдущих проектов, она предусматривает создание перспективных катеров с широкими возможностями. Однако на этот раз заказчик уделяет повышенное внимание вопросам будущего производства и эксплуатации. Это обстоятельство прозрачно намекает на будущее проекта и демонстрирует оптимизм Пентагона.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    4 февраля 2024 05:56
    Связь и ее основа - тн радиоэлектроника.
    Приборосьроение и чипы.
    А корыта вторичны.
    1. -3
      4 февраля 2024 15:17
      ОсТехБюро(1921-1937гг)
      -радиоуправляемая(с самолета) торпеда "Акула-2
      -: автономное подводное специальное судно (АПСС)
      -автономная подводная лодка 'Пигмей'
      И т.д и т.п
      МНОГИЕ разработки значительно опережали свое время и поэтому сведения о них засекречены до сих пор.
      1. kig
        0
        29 февраля 2024 12:04
        Цитата: knn54
        сведения о них засекречены до сих пор.

        настолько засекречены, что никто даже и не пробовал что-то этакое создать. Ах да, тут же, на ВО была статься, что что-то такое запускается в опытную эксплуатацию. Ну дык от опытной эксплуатации до серийного производства как до луны пешком, при наших темпах.
  2. 0
    4 февраля 2024 07:14
    Программа PRIME: новые безэкипажные катера для Пентагона

    Эти сразу прочухали, чем можно бороться с надводными целями.
    Интересно, выпущенные по авианосцу несколько десятков таких морских надводных дронов оправдают затраты? А, если во время атаки они будут находиться в полупогруженном состоянии? Что могут сделать 600 кг тротила при ударе в борт этого корабля?
    1. +2
      4 февраля 2024 09:35
      В случае попадания - однозначно. Но это маловероятно - авианосец на приличном ходу, в охранении кораблей (ордер), на которых несется вахта с применением РР, ГА и прочих диапазонов контроля. У них есть, как принято у большого белого господина, гиростабилизированные платформы с тепловыми и оптическими каналами с кратным увеличением ( у индейцев это не принято - они и так зоркие) и заведенные на БИУС, синхронизированными со всякими "фаланксами" и прочими "меларами". В полупогруженном - не догонят. 600 кг мыла - дыра будет, в случае правильной борьбы за живучесть самоли летать будут. Но ковбои кирпичом ружья не чистят - у них есть что-то мощнее гены в десятки раз (и это не нюк), какое мыло...А вот катера эти в угрожаемый период ( "Ч" минус "Н"), снаряженные тактическими зарядами(формфактор и вес позволяет) ЯО шороху в базах противника навести могут. Для диверсии перед войной самое оно...
      1. +1
        5 февраля 2024 05:41
        Цитата: Mister22408
        Но это маловероятно - авианосец на приличном ходу

        Это все в теории. А что покажут реальные боевые действия?
    2. 0
      5 февраля 2024 20:05
      Цитата: ROSS 42
      Что могут сделать 600 кг тротила при ударе в борт этого корабля?

      Вот Вы правильно написали - в борт корабля . А превращение судна в тримаран , превращает их замыслы в очередную вундервафлю . То же самое можно сказать и о беспилотных брандерах , заходящих в атаку по торпедному . Кстати, на кораблях Первой мировой войны использовались противоторпедные металлические сети . hi
  3. +3
    4 февраля 2024 07:19
    демонстрирует оптимизм Пентагона
    Оптимизма у Пентагона с избытком, как и денег выделяемых в военный бюджет, которых "почему-то" всегда не хватает. То, что направление перспективное спору нет, поэтому и стараются. Вот англичане отлично используют в своих целях украинский конфликт "обкатывая" свои морские беспилотники-камикадзе в реальных боевых условиях, что позволяет вносить определенные коррективы, как в конструкцию (управление), так и в тактику их использования.
    1. -1
      4 февраля 2024 09:44
      Перспективы подобных катеров очень перспективны (тем более США и Великобритания сами подают пример ) , в мире много желающих отблагодарить Запад за их дела , и потом постройка подобного катера на порядки проще корабля с экипажем плюс полная анонимность владельца
    2. 0
      5 февраля 2024 20:09
      Цитата: rotmistr60
      Вот англичане отлично используют в своих целях украинский конфликт "обкатывая" свои морские беспилотники-камикадзе в реальных боевых условиях, что позволяет вносить определенные коррективы, как в конструкцию

      Ну и где наши " Кулибины" ? Как защитить корабль от морских беспилотников - камикадзе ? Это же в принципе торпеда ( брандер ) . hi
    3. 0
      5 февраля 2024 20:23
      Цитата: rotmistr60
      Вот англичане отлично используют в своих целях украинский конфликт "обкатывая" свои морские беспилотники-камикадзе в реальных боевых условиях, что позволяет вносить определенные коррективы, как в конструкцию

      А где наши "Кулибины" ? Пусть усовершенствуют опыт защиты военных кораблей 1 мировой , от торпед и брандеров .
  4. 0
    4 февраля 2024 10:29
    Думаю, что пока не надо стараться делать свой меч. Лучше пока заняться щитом. Надо усиленно совершенствовать гидроакустику - как бы эти катера малы ни были, моторы у них есть и они шумят. Надо научиться определять эти шумы как можно быстрее и точнее. Кроме того нужны новые реактивные бомбомёты для быстрого накрытия района нахождения цели и её перспективного маршрута. Крупные калибры тут не нужны, главное - скорость реагирования, плотность бомб на единицу площади и подрыв при ударе о поверхность или на глубине до полуметра. Возможно помогут и 20-мм скорострельные автоматические артсистемы. Ещё надо пересмотреть оборудование и вооружение палубных вертолётов: сейчас они могут выслеживать и атаковать подводные лодки, но в принципе могут работать и по скоростным катерам. Не стоит использовать в этом случае торпеды' у катеров очень большая скорость и мелкая осадка. Насчёт РЭБ я не уверен - как бы эти средства не "ослепили" сам корабль. А делать свои катера мы ещё успеем. Сейчас они нам без особой надобности, а пока лучше посмотреть чего сможет наклепать противник.
    1. +1
      4 февраля 2024 13:25
      Рой дронов-камикадзе выстреливаемых из пакета направляющих в нужный сектор при обнаружении угрозы. Автоматическая селекция целей в море намного проще.
    2. +1
      4 февраля 2024 13:30
      Плотность бомб на единицу площади могут обеспечить лишь кассетные боеприпасы, и как раз тут важен калибр. Корабельной артиллерии следует шире использовать сухопутные и воздушные наработки. Времена, когда морская артиллерия была законодательницей мод, увы прошли.
      1. 0
        4 февраля 2024 13:45
        Лучше тогда дрон (только не коптер -ввиду ветров) - камикадзе с кассетным боеприпасом.
        Атака БЭКов может быть одновременная и с разных ракурсов. Штатными (на сегодняшний день) средствами обороны, даже если будут использоваться кассетные боеприпасы или шрапнель, можно не отбиться.
        1. 0
          4 февраля 2024 13:49
          Дрону необязательно быть камикадзе. Запустить ракету или сбросить кассетную бомбу можно и с разведывательно-ударного. Но само направление верное. Ничто не мешает уже сейчас оснащать корабли мелкими и средними дронами.
          1. 0
            4 февраля 2024 14:03
            Разведчик (кстати, для беспечения круговой осведомленности понадобятся минимум четыре умноженное на ротацию) должен разведывать и вести объективный контроль. А мой коментарий был о ближней зоне - подобие мини-ЗРК, только не ракетное а самолётное, наподобие switch blade, только в кассетном исполнении и по надводным целям.
            Возвращаемый на корабль воздушный разведчик -это дорогая матчасть.
  5. +1
    4 февраля 2024 10:34
    Было бы в России нормальное охранение, организованное с применением современных средств разведки и нанесения ударов, они были бы практически бесполезны. БПЛА в режиме свободной охоты в районах патрулирования их бы находили и уничтожали, а те немногие прорвавшиеся бы останавливались боновыми заграждениями и противоминным калибром кораблей. С безэкипажными катерами сейчас на самом деле очень похожая ситуация, как с торпедными катерами в начале 1950-х, - СССР их массово производил, надеясь на массовое неожиданное применение против кораблей противника в прибрежной зоне, при этом, РЛС вражеских крейсеров конца 1940-х имели возможность обнаруживать и наводить на них орудия с дистанции в 10 км, при их ответном пуске торпед с 1,5 км. Что то, что то, легко останавливается системным подходом к проведению мероприятий по охранению баз и крупных кораблей в море, потому, может эффективно действовать может только при условии дезорганизованной противолодочной обороны, либо же, при отсутствии таковой в силу слабости материально-технической базы страны.
    1. +1
      4 февраля 2024 18:32
      Только авиация способна эффективно следить за большими площадями как воды, так и суши относительно дронов камикадзе на воде и на суше, КР и ПКР. Чем например в НАТО авиация, те же самые Ф-16 с РЛС АФАР и занимаются. Всё остальное полумеры, защита на последнем рубеже. Лучшая защита военных объектов на территории Крыма от всяких КР типа Скальп и прочих дронов на данный момент это их малое количество у ВСУ. В странах НАТО завтра встанут не с той ноги и поставят сразу много этих КР. Что тогда делать? Много лет критиковали слишком медленное развитие в российской военной авиации, но так, на задворках интернета, в госСМИ кидали шапки, аналогов нет. Сегодня отсутствие современных компонентов в ВКС РФ не позволяет ЛА использовать так, как в 21м веке.
      1. 0
        5 февраля 2024 18:44
        У нас скорее бардак в верхах МО мешает, что каждый сам воюет как может, а штабисты видимо валят друг на друга проблемы. Морпехи не имеют нужной им артиллерии, потому приваривают бомбометы на мотолыги. Пвошники сбивают наши самолёты. Дроноводы с БПЛА Zala не могут наводить краснополи, а те что с орланами не могут наводить ланцеты
  6. +1
    4 февраля 2024 12:27
    Дурацкая затея, но ведь работает.
    1. +1
      5 февраля 2024 05:42
      Цитата: Pavel57
      Дурацкая затея, но ведь работает

      Если что-то работает, значит затея вовсе не дурацкая
  7. +2
    4 февраля 2024 13:45
    Безэкипажные катера противника сейчас атакую в основном ночью. Их эффективность должна заметно снизится когда на вооружении появятся достаточно мощные тепловизоры, а в порты вернутся мощные прожектора.
    А сами корабли станут гораздо более защищёнными, когда на них всё же догадаются поставить вертолетные пулеметные установки способные стрелять вниз под собой, выполненные на основе пулеметов ЯКБ-12,7 и ГШГ-7,62
    1. 0
      4 февраля 2024 14:21
      В условиях волнения поможет только автоматизация данных пулеметных установок . Иначе можно пропустить удар, как было в крайний раз.

      Нужно комплексное решение как в вопросе своевременного обнаружения ( сдесь опять же решение зависит от того, где находится обороняемый корабль) акустическими, электронными или оптическими средствами. Так и в вопросе, собственно, отражения вышедших на рубеж атаки БЭКов.
      1. 0
        4 февраля 2024 14:24
        Действительно, стабилизации на вертолетных установках наверное нет. Но зато их конструкция отработана и они могут быть установлены быстро.
        1. 0
          4 февраля 2024 14:52
          Если оппоненты на Черном море применят данную конфигурацию: до непосредственного выхода на рубеж атаки выстреливаются дроны -камикадзе, коточные точечно будут выводить бортовую систему обороны корабля до самой атаки БЭКами..
          1. 0
            4 февраля 2024 20:20
            С дронами-камикадзе усовершенствованная система ПВО на кораблях должна справиться. Хотя кое-где и придется установить дополнительные орудия и гранатометы со шрапнельными и картечными боеприпасами. Картечь, например 57-мм пушек, сохраняет поражающую способность на дальностях до 200 метров, для мелких дронов должно хватить.
            И выстреливаемые ловчие сети можно освоить как дополнительные боеприпасы для поражения дронов. Корабли такими средствами оснащать проще чем мотострелков.
      2. +1
        5 февраля 2024 20:57
        Цитата: Простой
        Нужно комплексное решение как в вопросе своевременного обнаружения ( сдесь опять же решение зависит от того, где находится обороняемый корабль) акустическими, электронными или оптическими средствами. Так и в вопросе, собственно, отражения вышедших на рубеж атаки БЭКов.

        А про пассивную защиту забыли ? hi

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»