Петербургский триумф и падение маркиза де Шетарди

64
Петербургский триумф и падение маркиза де Шетарди

В предыдущей статье мы говорили о молодости Шетарди, его дипломатической карьере, прибытии в Петербург и участии в заговоре против малолетнего императора Иоанна VI и его родителей. В этот раз мы продолжим рассказ о судьбе Шетарди и его попытках оказать влияние на историю нашей страны.

Ночной удар Иоганна Лестока


Итак, после состоявшегося 23 ноября 1741 года откровенного разговора регентши Анны Леопольдовны с Елизаветой Лесток понял, что заговор практически раскрыт, и его участники не арестованы лишь по причине чрезмерной доброты и доверчивости матери императора.



Согласовывать действия с союзниками (французским послом Шетарди и шведским посланником Нолькеном) было уже некогда, он решил действовать самостоятельно. В ночь на 25 ноября (6 декабря) 1741 года Елизавета и Лесток во главе 308 солдат 1-й роты Преображенского полка отправились свергать малолетнего императора Антона Иоанновича.

В историю эти «бравы ребятушки» войдут, как лейб-кампанцы, и на протяжении всего правления Елизаветы вместо службы они будут безнаказанно устраивать дебоши в питейных заведениях столицы Российской империи. От их бесчинства Петербург избавит Пётр III, который прикажет разослать всех по деревням, подаренным им благодарной Елизаветой.

Но вернемся в ноябрь 1741 года.

В возрасте 32 лет Елизавета уже так растолстела, что не могла быстро идти, и потому Лесток приказал солдатам нести её на плечах.


Елизавета на портрете неизвестного художника

Именно Лесток, кстати, потом проткнул барабан часового, не позволив ему подать сигнал тревоги. Заговорщики ворвались в спальню и захватили спящих родителей императора, 4-месячная принцесса Екатерина при этом в суматохе была брошена на пол: ударившись головой, она потеряла слух и с трудом могла говорить. Елизавета же, взяв младенца-императора на руки, с выражением произнесла:

«Бедное дитя! Ты вовсе невинно: твои родители виноваты».


Арест брауншвейгского семейства. Немецкая гравюра 1759 г.

Именно к этому эпизоду относится знаменитый афоризм саксонского посланника Петцольда:

«Все русские признают, что можно делать что угодно, имея в своем распоряжении известное количество гренадеров, погреб с водкой и несколько мешков с золотом».

Между тем победившие заговорщики проводили аресты людей, которые могли быть опасны новой императрице. В их числе оказался, например, выдающийся государственный деятель Андрей Иванович Остерман, которого называют идеологом имперской политики России после смерти Петра Великого. И знаменитый фельдмаршал Миних, о котором Пётр I говорил, что никто не понимает его замыслы лучше, чем этот саксонец.

Пьяные солдаты перепутали дома Остермана и Шетарди, и очень напугали француза, который решил, что заговор раскрыт и за ним «пришли» по поручению Анны Леопольдовны. Едва не арестовали главнокомандующего победоносной действующей Российской армии Петра Ласси, который тогда оказался в Петербурге.

Однако разбуженный пьяными преображенцами фельдмаршал на вопрос, к какой партии он принадлежит, благоразумно ответил: «К ныне царствующей». Не зная, как поступить в таком случае, мятежники покинули его дом, а Ласси отправился к войскам. 26 августа 1742 года он вновь разбил шведов, заставив их капитулировать под Гельсингфорсом. В Петербург после завершения войны вернулся на личной яхте Елизаветы.


Martin Bernigeroth. Peter von Lacy, 1730 г.

Триумф и возвышение Шетарди


Но что же стало с едва не арестованным по ошибке Шетарди?

Хоть переворот был совершен Лестоком без его участия, благодарная Елизавета наградила маркиза сразу двумя орденами – Святого Андрея Первозванного и Святой Анны, и приблизила его к себе.

Надо сказать, что он попытался спасти терпящую поражение Швецию, и добился заключения перемирия. Однако шведы сами это перемирие уже через месяц и нарушили, что привело к полному разгрому их армии войсками Ласси.

В сентябре 1742 года Шетарди отозвали для консультаций во Францию – и при отъезде он был снова щедро награждён Елизаветой. Маркиз сохранил связи с Лестоком, который в письмах сообщал о том, что Елизавета очень хочет, чтобы французский король признал за ней императорский титул.

Возвращение Шетарди


Скоро Елизавета обратилась в Версаль с просьбой вернуть в Петербург своего друга. Маркиз не возражал. По дороге в столицу России он выполнил два дипломатических поручения короля – в Копенгагене и в Стокгольме.

Статус Шетарди был странным и неопределённым. Он вроде бы ехал в Россию как частное лицо, рассчитывая дружески общаться с Елизаветой напрямую – минуя министров и секретарей. Но имел при себе два важных письма от Людовика XV. В первом король, обращаясь к Елизавете, именовал ее императрицей, но этот титул не подкреплялся верительной грамотой.

Второе письмо короля было практически столь желанной верительной грамотой, однако не подкрепленной подписью канцлера, и потому его нельзя было считать официальным документом.

Шетарди сам должен был решить, какое из этих писем вручить Елизавете. При этом он должен был намекнуть, что «правильно оформленный» документ из Версаля прибудет после отставки враждебно настроенного к Франции канцлера А. П. Бестужева-Рюмина.

По иронии судьбы именно Шетарди в декабре 1741 года рекомендовал Елизавете ввести Бестужева в Сенат и назначить на должность вице-канцлера. Теперь же он стал главным врагом Шетарди и Лестока.


Враги и союзники


В Петербург Шетарди вернулся в конце ноября 1743 года. Елизавета хоть и была чрезвычайно любезна с маркизом, называя его «партикулярным другом», сразу же заявила:

«Как хорошо, что вы сейчас не посланник и не дипломат. Я не обязана говорить с вами о политике. И не буду!»

Оказалось, что новая императрица абсолютно не занимается государственными делами, зато меняет платья по 4–5 раз в день, а интересуют её лишь «увеселения во внутренних покоях со всяким подлым сбродом» (из письма Шетарди в Версаль).

Все дела Елизавета перепоручила канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, «свергать» которого и приехал Шетарди. А тот был, что называется, «на корню куплен» австрийцами и англичанами, «пенсии» от которых значительно превышали его официальное жалованье. Фридрих II писал о Бестужеве:

«Его подкупность доходила до того, что он продал бы свою повелительницу с аукциона, если б мог найти на нее достаточно богатого покупателя».

К тому же Бестужев не отказывал себе в регулярном употреблении алкогольных напитков. Уже позже прусский посланник Карл Вильгельм фон Финкенштейн (назначен в Петербург в 1747 году) доносил в Берлин:

«Большую часть ночи канцлер пьёт, поэтому голова его не вполне ясна, когда он встаёт, чтобы заняться делами».

Бестужев придумал знаменитую «систему Петра Великого» и, невзирая на меняющуюся обстановку, неизменно следовал ей на протяжении 16 лет. Согласно этой «Системе», союзниками России «назначались» Австрия и две «морские державы» – Англия и Голландия. Но дипломатичекие таланты канцлера были таковы, что в Семилетнюю войну Россия ухитрилась вступить на стороне союзной Австрии и неприятельской Франции против «естественного союзника» – Англии и дружественно настроенной Пруссии.

В Российской столице Шетарди снова встретился с радушно принявшим его Лестоком, который имел большое влияние на Елизавету и уже был тайным советником, «первым лейб-медиком и главным директором Медицинской канцелярии и всего медицинского факультета», а также графом Священной Римской империи. Нашлись и новые «конфиденты»: прусский посланник Аксель фон Мардефельд, а затем – Иоганна Цербстская, мать невесты наследника престола (будущей Екатерины II).


Иоганна Цербстская на портрете Анны Розины де Гаск

Зато очень напряжённые отношения у Шетарди сложились с французским послом Д’Альоном (Д’Алионом), который боялся, что маркиз, пользуясь прежними связями с Елизаветой, оттеснит его на второй план. Весной 1744 года все закончилось такой ссорой, что Шетарди дал послу пощечину (скорее удар, потому что говорили о синяке под глазом), а тот выхватил шпагу, которую маркизу пришлось отводить голой левой рукой, получив ранение.


Таким увидели французского посла Д’Альона зрители фильма «Гардемарины, вперед» (1987 г.)

Д’Альона отозвали в Париж, Шетарди же было приказано активизировать свою деятельность.

Между тем в 1744 году начались поиски невесты для наследника престола. Канцлер Бестужев настаивал на кандидатуре саксонской принцессы Марианны – дочери Августа III. Шетарди, Лесток и Брюмер ратовали за Софью-Августу-Фредерику Ангальт-Цербстскую, отец которой служил Фридриху II, а мать выполняла некоторые щекотливые поручения прусского короля. Протеже Фридриха выиграла это соревнование благодаря двум обстоятельствам.

Во-первых, она была «бедна, как церковная мышь» и потому, как казалось Елизавете, должна была быть вне себя от счастья и вести себя при дворе тихо и смирно, рожать мужу детей и не лезть в политику.

С другой стороны, её мать была родной сестрой жениха Елизаветы, которая очень хотела этого брака. Но принц умер накануне свадьбы, и это стало для Елизаветы страшным ударом. Сентиментальные воспоминания императрицы сыграли тогда большую роль.

С 15-летней немецкой принцессой прибыла её 33-летняя мать – Иоганна, которая, как мы уже говорили, немедленно стала союзницей Шетарди и Лестока.

Поражение Шетарди и его союзников


Казалось, что над Бестужевым стали сгущаться тучи, но, не будучи хорошим политиком
и дипломатом, он оказался просто выдающимся придворным интриганом. Именно Бестужев в своё время создал знаменитый «черный кабинет», занимавшийся перлюстрацией дипломатических писем. Европейские дипломаты, конечно, были людьми весьма предусмотрительными и зашифровывали свои письма.

Однако Бестужеву удалось найти великолепного специалиста, который «щелкал» иностранные шифры, словно семечки. Им стал прусский учёный-математик еврейского происхождения и русский академик Христиан Гольдбах, бывший учитель Петра II. У него, правда, были свои принципы, и корреспонденцию «родного» прусского посольства он дешифровывать отказывался. Но хватило и писем Шетарди.

Бестужев собрал 69 листов компромата на маркиза, Лестока и Иоганну, и в 1744 году в подходящий момент подсунул Елизавете папку с интригующей надписью:

«Ея величеству не только наисекретнейшего и важнейшего, но и весьма ужасного содержания».

Если бы в этих документах речь шла о серьезных политических интригах, Елизавета, вероятно, прочитав несколько строк, отложила бы их и забыла через пару дней. Но Бестужев хорошо знал свою государыню: в предложенных отрывках были собраны нелицеприятные характеристики самой Елизаветы. Шетарди писал, что она:

«Принимает мнения своих министров только для того, чтобы избавиться от возможности думать».

Что из-за ее

«тщеславия, слабости и опрометчивости с ней невозможен серьезный разговор».

Утверждал:

«Елизавете нужен мир только для того, чтобы использовать деньги на свои удовольствия, а не на войну, главное ее желание – переменить четыре платья за день, а потому видеть вокруг себя преклонение и лакейство. Мысль о малейшем занятии ее пугает и сердит».

А еще он называл её ленивой и распущенной. Реакция Елизаветы была молниеносной и вполне предсказуемой. В июне 1744 года Шетарди получил приказ в течение 24 часов выехать за границу – под конвоем шести солдат и офицера.

В Новгороде его догнал курьер, потребовавший вернуть подарок Елизаветы – табакерку, украшенную бриллиантами. В Петербург вернулся д’Альон и привёз с собой столь желанную для Елизаветы верительную грамоту, в которой король Франции признавал за ней титул императрицы.

28 сентября 1745 года из России была выслана принцесса Иоганна Цербстская, которая, впрочем, на прощание получила от императрицы 50 тысяч рублей, а также два сундука дорогих тканей и украшений. Её дочь была оставлена в России и все же стала женой наследника престола, а потом, как мы знаем, организовала заговор, закончившийся убийством супруга – императора Петра III.

Лесток лишился прежнего влияния на Елизавету. Он не смог смириться с поражением и в 1747 году попытался действовать против Бестужева в союзе с прусским послом Финком фон Финкенштейном. Но ловкий царедворец Бестужев в 1748 году снова перехватил его письма. По его приказу Лестока пытали, заставляя сознаться в злоумышлении на жизнь Елизаветы.

Эти обвинения не получили подтверждения, но императрица все равно отправила его в ссылку – вначале в Углич, а затем в Великий Устюг. На протяжении 13 лет человек, фактически возведший Елизавету на престол, жил в нищете, едва сводя концы с концами. В Петербург он был возвращён Петром III – после смерти этой императрицы.

Последние годы жизни маркиза де Шетарди


Сразу по прибытии во Францию Шетарди был арестован и помещён в тюрьму крепости Монпелье: мы ведь помним, что Paris aime les vainqueurs («Париж любит победителей»). И очень не любит проигравших. Однако больших грехов за Шетарди не нашли. Он был освобождён и отправлен воевать в Италию.

В 1749 году вернулся к дипломатической деятельности – стал французским посланником при Туринском дворе. Во время Семилетней войны снова оказался в армии, участвовал в сражении при Росбахе, исполнял обязанности коменданта города Ганау. Дослужился до звания генерал-лейтенанта и умер в немецком (Гессен-Кассельском) городе Ханау в 1759 году – в возрасте 51 год.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    11 февраля 2024 05:25
    Маловато фильмов снято по той эпохе. Где наши Дюма и новые Юнгвальд-Хилькевичи?
    1. +1
      11 февраля 2024 05:36
      Цитата: MCmaximus
      Маловато фильмов снято по той эпохе. Где наши Дюма и новые Юнгвальд-Хилькевичи?

      Чем Вам не угодили В. Пикуль и Н. Соротокина?
      1. +4
        11 февраля 2024 05:40
        А сколько там у Пикуля? Да, и нет у героев Пикуля харизмы. Ну, может. кроме Потемкина. А кто такая Соротокина? Вот Дюма знаю. Сразу скажу, что мести все подряд не буду.
        1. +5
          11 февраля 2024 06:26
          Цитата: MCmaximus
          А сколько там у Пикуля?

          Помнится, в юношеском возрасте читал его с захлебом, похлесче еще, чем Дюма wink
        2. +8
          11 февраля 2024 06:50
          Ну как же нет .. А мичман Панафидин? А разведчик с профилем Наполеона? А Артенев из Моонзунда? Мне вообще странно что именно сейчас , когда кинематограф имея безграничные возможности в части визуализации сложных батальеых сцен до сих пор не сняли фильмы про оборону Порт Артура, Цусимского сражения , про деятельность Владивостокского отряда крейсеров, про оборону Моонзунда и т.д. (редкие штучные экранизации времен СССР в зачет не берем ) . Ведь можно сейчас такие эпические саги снимать про эти героические моменты русской истории ... Но нет , сплошные пересильды и слова пацанов
          1. +1
            11 февраля 2024 11:26
            "разведчик с профилем Наполеона", что-то из Пикуля?
            Панафидин? Не читала
            1. +6
              11 февраля 2024 11:34
              Цитата: lisikat2
              "разведчик с профилем Наполеона", что-то из Пикуля?

              Да. Роман "Честь имею".
              Цитата: lisikat2
              Панафидин?

              "Крейсера"
              1. 0
                11 февраля 2024 11:37
                "Крейсера" не читала
                1. +5
                  11 февраля 2024 11:46
                  Так почитайте. Очень интересная повесть
          2. +3
            11 февраля 2024 20:35
            Во времена расцвета социализма, творческая интеллигенция очень пеняла на цензуру, сетуя на то, что без неё она бы завалила страну шедеврами поэзии, живописи, прозы и кинематографии. Сейчас цензуры нет, но и нет ничего заслуживающего внимания от трудов праведных нашей творческой элиты. Значит дело не в цензуре и даже не в деньгах, системный кризис накрывает всё, как бомбардировка по площадям..
        3. +2
          11 февраля 2024 09:44
          По книге Соротокиной был снял сериал о гардемаринах .
          1. +1
            11 февраля 2024 11:34
            Когда прочла:"Шетарди"вспомнила"Гардемаринов".
            Мне, первая часть больше нравится. Там, больше романтизма
        4. +9
          11 февраля 2024 10:31
          Цитата: MCmaximus
          А кто такая Соротокина? Вот Дюма знаю.

          Забавно, но в литературных кругах Нину Матвеевну иногда в шутку называли Дюма-мать)))
          На мой взгляд, ее тетралогия "Трое из навигацкой школы" ничем не уступает знаменитой трилогии о мушкетерах.
          Только не надо судить о ней по экранизации Дружининой. Если первая часть еще худо-бедно следует канве оригинального произведения, то потом началась лютая отсебятина
          1. +1
            11 февраля 2024 14:09
            "Отсебятина" соглашусь: первая часть яркая, а дальше. Только из уважения к первой частя "смотрится"
      2. vet
        +10
        11 февраля 2024 08:38
        Чем Вам не угодили В. Пикуль

        Пикуль сделал огромное дело - пробудил у многих, в том числе у меня, интерес к истории. Но вот какой парадокс: когда под влиянием Пикуля начал читать кое-что посерьезнее, вдруг обнаружил, что перечитывать Пикуля уже не могу - столько ляпов, которые просто в глаза бросаются.
        1. +6
          11 февраля 2024 11:07
          что перечитывать Пикуля уже не могу - столько ляпов, которые просто в глаза бросаются.
          Аналогично было с "Айвенго" Вальтера Скотта. В детстве читал с интересом, а в возрасте читал и плевался. Не надо было перечитывать.
          1. +9
            11 февраля 2024 11:34
            Как пел Владимир Семенович - Не заходи по старым адресам)))
    2. +7
      11 февраля 2024 08:31
      Цитата: MCmaximus
      Где наши Дюма и новые Юнгвальд-Хилькевичи?

      Нам нужны свои Т. Моммзены, Э. Гиббоны и Плутархи, а не Дюма с Пикулем...
      1. +7
        11 февраля 2024 10:40
        Цитата: Luminman
        Нам нужны свои Т. Моммзены, Э. Гиббоны и Плутархи, а не Дюма с Пикулем...

        Нам нужны и те и другие. Нельзя начинать с Плутарха, если, конечно, не хотите привить детям отвращение к чтению.
        Мы привыкли третировать литературу, так сказать, «низкого пошиба» куда с большим усердием, чем подобное ей в кино, на телевидении или в театре. Такова традиция, признак хорошего тона и т. п. Я все понимаю, я не стремлюсь быть оригинальным, но я хочу отдать должное этой, «низкого пошиба». И не только потому, что она учит уважать книгу и — выражаясь толстовским языком — «полюблять» ее, а потому, что она чиста в истоках своих. В ней всегда торжествует добро, в ней всегда наказуем порок, в ней прекрасны женщины и отважны мужчины, она презирает раболепство и трусость и поет гимны любви и благородству. Во всяком случае, такова была она, эта литература, в дни детства моего.
        Борис Васильев
        1. +5
          11 февраля 2024 12:54
          Нельзя начинать с Плутарха, если, конечно, не хотите привить детям отвращение к чтению.

          У Плутарха, на мой взгляд, "Сравнительные жизнеописания" очень увлекательно написаны. Да и Геродот блестящий "беллетрист" smile
        2. +5
          11 февраля 2024 16:06
          Цитата: Старший матрос
          Нельзя начинать с Плутарха, если, конечно, не хотите привить детям отвращение к чтению

          Позвольте с вами не согласиться! Я, конечно, не помню своей первой книги, но когда научился читать, одной из самостоятельно прочитанной мною книгой была Незнайка на Луне. И кроме просто увлекательной и интересной сказочной книги, я многое из нее вынес, например, узнал, что такое акция и акционерное общество и многое, многое другое.

          Как сейчас помню, в третьем классе, прочитал книгу о борьбе голландцев с Испанией. К сожалению, автора и название книги забыл, брал в библиотеке, но так же из нее узнал, что был герцог Альба, были гёзы, был король Филипп, была осада Лейдена, впервые услышал о протестантстве и много чего прочего. Эта книга была написана именно для такого возраста, в котором я и находился, но из нее я узнал очень и очень многое. И все это было до того, как мы стали проходить это все в школе на уроках истории. Еще скажу, что в этой книге не было ничего такого, в отличие от Дюма, что искажало бы историю - автор просто следовал историческим канонам, но при этом выдумав 10-летнего героя. Вот это и есть наши Т. Моммзены, Э. Гиббоны и Плутархи, но только для детей и подростков...

          П. С. А от А. Дюма, В. Скотта и В. Пикуля, нет никакого толку - обыкновенное диванное чтиво, прочитал и забыл. Например, я не дочитал ни одного романа Дюма до конца...
          1. +3
            12 февраля 2024 08:06
            Тиль Уленшпигель?
            Скорее всего.
            1. +2
              12 февраля 2024 09:03
              Цитата: MCmaximus
              Тиль Уленшпигель?

              Нет. Про пацана, который попал в переплет во время войны в Нидерландах. Пацан вымышленный, а исторический фон настоящий...
              1. +2
                12 февраля 2024 11:32
                Цитата: Luminman
                Нет. Про пацана, который попал в переплет во время войны в Нидерландах. Пацан вымышленный, а исторический фон настоящий...

                "Кеес - адмирал тюльпанов" Сергиенко?
                Вы, конечно, можете быть со мной не согласны. Но в сущности, мы об одном и том же. Просто надо понимать, что Исторический роман и научнаяая монография - разные жанры. От первой не стоит требовать полной достоверности, а от второй занимательности. Но начинать лучше все же с занимательного.
                В качестве примера могу привести нашего «Вальтер Скотта», в смысле Лажечникова. После выхода его романа «Ледяной дом» петербуржцы живо заинтересовались историей своего города. Кинулись искать дом Волынского, перед которым вдруг стали толпиться экипажи. С исторической точки зрения в его романе, конечно, не слишком ладно. Но заинтересовать читателей и побудить их изучать историю он смог.
                Тоже можно сказать и о Пикуле. Для позднего СССР это был прорыв.
                1. +2
                  12 февраля 2024 14:36
                  Цитата: Старший матрос
                  "Кеес - адмирал тюльпанов" Сергиенко?
                  Точно! Столько лет прошло, забыл...

                  Цитата: Старший матрос
                  Исторический роман и научнаяая монография - разные жанры

                  С этим согласен. Но исторический роман все же должен соответствовать истории, а не запутывать и уводить читателя неизвестно куда...

                  Цитата: Старший матрос
                  Тоже можно сказать и о Пикуле. Для позднего СССР это был прорыв

                  Пикуль хорошо пишет, я читал его всего. Но слишком уж много отсебятины. Например в романе Реквием каравану PQ-17 он пишет про 50 эсминцев, которые им передали американцы. С его слов, эти эсминцы были полным хламом, причем 8 из них так и не дошли до Европы - перевернулись в Атлантике от старости. Ну это же полный бред! Настоящую историю этого конвоя я прочитал уже позже, в более серьезной книге. Неужели нельзя в книге соблюдать историческую точность в описании, выдумав лишь только главных героев и построить сюжет?
                  1. 0
                    12 февраля 2024 14:48
                    Для шир.нар.масс в СССР приблизитьельно так и писали. Что-то серьезное найти было от крайне трудно, до невозможно.
                    1. +1
                      12 февраля 2024 14:56
                      Цитата: MCmaximus
                      Для шир.нар.масс в СССР приблизитьельно так и писали

                      Подобная литература уводила все эти шир.нар.массы далеко в сторону от настоящей информации...
                      1. 0
                        12 февраля 2024 17:32
                        С точки зрения ликбеза и пропаганды - больше и не надо. Обычные люди мыслят штампами. Но у нас народ любознательный. И сразу начинает обвинять власти в искадении истории. Каа только прочитает хоть одну книжку. Умные же все. Почему-то никто не хочет разделить историю как ликбез от научной истории.
                  2. +1
                    12 февраля 2024 16:41
                    Цитата: Luminman
                    Но слишком уж много отсебятины.

                    Был за Савичем такой грех)))
                    Ходит байка, что ему как-то Конецкий пенял, мол, Валя, не так же все было...
                    А он - Вам, читателям не угодишь!
                    ))))
  2. +4
    11 февраля 2024 08:00
    Статья о взлете и падении Шетарди при российском императорском дворе.А так то ни чем больше не отметился.
    1. +3
      11 февраля 2024 08:10
      Познакомил российских аристократов с шампанским, а его повар Баридо - с французской кухней. smile
      И заложил основы галломании российских дворян. Тоже немало, если подумать.
      1. +4
        11 февраля 2024 08:14
        Тоже немало, если подумать.
        Так я не об этом.Как сказал бы Паниковский :"Жалкая,ничтожная личность"
        1. +4
          11 февраля 2024 08:35
          Цитата: parusnik
          Как сказал бы Паниковский :"Жалкая,ничтожная личность"

          Он бы ещё сказал, что эта жалкая и ничтожная личность его просто смешит... wink
        2. vet
          +4
          11 февраля 2024 08:35
          заложил основы галломании российских дворян


          Так я не об этом.


          Как бы сказали сейчас, "мягкая сила". Воспитание детей было передано в руки французов, и у русских дворян первым языком часто был именно французский, а русский только вторым. Сколько поклонников Наполеона потом было - даже когда уже начали против него сражаться, вплоть до 1812 года. Да и потом, уже после победы, парадоксальным образом французское влияние усилилось - потому что множество отставших в 1812 году солдат и офицеров стали гувернерами в тех семьях, которые раньше себе "настоящего француза" в качестве учителя и воспитателя детей позволить не могли.
          1. +4
            11 февраля 2024 09:01
            заложил основы галломании российских дворян
            Вот кто виновник,не было бы Шетарди и галломании не было? smile
          2. 0
            11 февраля 2024 10:54
            Vet, замечу, что наш Валерий тоже уважает Бонопарта, а он не из аристократов
            1. +10
              11 февраля 2024 11:38
              Цитата: lisikat2
              Валерий тоже уважает Бонопарта

              Наполеона многие уважают)))
              1. +2
                11 февраля 2024 11:59
                Цитата: Старший матрос
                Цитата: lisikat2
                Валерий тоже уважает Бонопарта

                Наполеона многие уважают)))

                И не в его ли честь назван знаменитый торт?
              2. 0
                11 февраля 2024 14:16
                Я такого"Наполеона" не знаю.
                Предпочитаю ::"Массандру"десертную Фанагорию
      2. +4
        11 февраля 2024 10:49
        Не так уж и мало сделал Шетарди.
        Он талантливый аферист. Недоумок не сумел бы столько
      3. +4
        11 февраля 2024 11:09
        И заложил основы галломании российских дворян.
        Галломания появилась после Великой Французской революции, когда роялисты массово сдристнули из Франции в Россию.
        1. +1
          12 февраля 2024 08:36
          Дык, какбэ, еще Елизавета Петровна предпочитала по французски говорить.
          1. 0
            12 февраля 2024 17:41
            Дык, какбэ, еще Елизавета Петровна предпочитала по французски говорить.
            Та нэхай, Массово французы появились в конце XVIII века по вполне уважительной причине - гильотина работать начала по месту их проживания.
  3. +4
    11 февраля 2024 08:46
    Валерию большое спасибо за статью! Было очень интересно! hi
  4. +4
    11 февраля 2024 10:41
    С больших высот больнее падать. Но, пока падаешь, могут найтись те, кто соломки подстелят. А может и подхватят в падении и вновь возвысят.
    А будучи нижним чином, детей и внуков не обеспечить, каждый, кто чуть выше, норовит пнуть, а каждый, кто чуть ниже, норовит обвинить. Стремитесь к власти, к тем кто власть имеет.

    Спасибо! Читать интересно. Но, наверное Вам времени не хватало до публикации.
    Словно приходилось быстро искать источники и использовать не то, что хочется, а то, что нашли.
  5. +7
    11 февраля 2024 12:00
    К тому же Бестужев не отказывал себе в регулярном употреблении алкогольных напитков.

    Назовите мне среди сподвижников Петра Великого хоть одного «трезвенника» и я соглашусь считать это пороком)))
    А тот был, что называется, «на корню куплен» австрийцами и англичанами, «пенсии» от которых значительно превышали его официальное жалованье.

    Как ни прискрбно об этом говорить, это было нормой, но...
    При том, что брали все, далеко не все при этом помнили об интересах своего отечества.
    Бестужев-Рюмин как раз из последних.
    Фридрих II писал о Бестужеве:

    Денег не хватило, или у него не взял? Негодую вместе с Вами))))
    Но дипломатичекие таланты канцлера были таковы, что в Семилетнюю войну Россия ухитрилась вступить на стороне союзной Австрии и неприятельской Франции против «естественного союзника» – Англии и дружественно настроенной Пруссии.

    Два вопроса:
    1)Когда это мы с Англией объявили друг другу войну?
    Представьте себе, такое неоднократно бывало в истории, когда участник коалиции воюет против одного врага, но находится в дружбе с его союзниками.
    Это уж не говоря о том, что такая странная конфигурация заслуга отнюдь не Бестужева. Как бы европейские дипломатические ведомства чудили не по-детски))
    2) А в чем проявилась «дружественность» к нам Фридриха?
    Ну кроме того, что он щемил наших союзников?
    1. +4
      11 февраля 2024 13:02
      "как раз их последних" точно подмечено. Бестужев деньги брал, но помнил, что он русский.
      "продал бы свою повелительницу с аукциона" что Ж Фридрих её не купил?
      Сама по себе, она ему:"даром не нать" (С), но как повелительница России... Совсем другой разговор
    2. +3
      11 февраля 2024 13:07
      Два вопроса

      Воевали против Пруссии, союзником которой была Англия. Вот во Вторую Мировую, например, британцы против венгров не воевали, но те были союзниками Германии.
      Что касается Пруссии, Фридрих не желал войны с Россией, и у России даже не было границы с Прусией. И в дальнейшем, вплоть до 1-ой мировой войны, отношения России и Пруссии были самыми дружественными. Семилетняя война - непонятный эпизод, остающийся загадкой для историков - непонятны ни цели, ни задачи России в этой непопулярной войне. Все вздохнули с облегчением, когда Пётр III заключил с Фридрихом договор о мире. Но! Он заключил его в обмен на военную помощь против Дании, которая оккупировала часть его наследственных владений. А никто вообще не хотел воевать - ни с кем и ни против кого. Особенно гвардия. И потому никто не возразил, когда Екатерина II прекратила эту войну вообще без всяких условий, просто вывела войска из Восточной Пруссии и вернула Фридриху Кёнигсберг (да, она, а не Петр III ). А союзники Елизаветы и Бестужева-Рюмина, которых "щемил" Фридрих просто "утерлись".
      1. +7
        11 февраля 2024 13:18
        Цитата: ВлР
        Воевали против Пруссии, союзником которой была Англия.

        Правильно. Но с Англией не воевали, а посему наши торговые интересы ущемлены не были.
        Цитата: ВлР
        И в дальнейшем, вплоть до 1-ой мировой войны отношения России и Пруссии были самыми дружественными.

        По рогам получили и поняли, что лучше дружить)
        Цитата: ВлР
        Все вздохнули с облегчением, когда Пётр III заключил с Фридрихом договор о мире, но он заключил его в обмен на военную помощь против Дании.

        Ага. А Дания она ж нам самый что ни на есть исконный враг! Как жешь по ней не вдарить...
        Валерий, умоляю, хоть немного объективности!
        Цитата: ВлР
        А союзники Елизаветы и Бестужева, которых "щемил" Фридрих просто "утерлись".

        А там вообще все интересно. С одной стороны Пруссия вроде как победила, а с другой от этой самой победы надорвалась и на какое-то время успокоилась, что, в общем, всех устраивало.
        Так что возникать особо смысла не было.
        Цитата: ВлР
        вернула Фридриху Кёнигсберг (да, она, а не Петр III )

        Я как бы в курсе) Но мы же о Елизавете с Бестужевым?
        1. +3
          11 февраля 2024 14:17
          О Кёнигсберге я разумеется, не Вам, а многим другим, которых никак невозможно разуверить в историческом мифе и убедить в том, что Пётр III ни Восточную Пруссию, ни Кёнигсберг Фридриху Великому не отдавал.
      2. +1
        11 февраля 2024 13:42
        Цитата: ВлР
        Вот во Вторую Мировую, например, британцы против венгров не воевали

        В 1941 году Британия объявила войну Венгрии
        1. +1
          11 февраля 2024 13:45
          Но не воевала против именно венгров. Как не воевала именно против русских в Семилетнюю войну
          1. +2
            11 февраля 2024 13:47
            Цитата: ВлР
            Но не воевала против именно венгров

            Как это не воевала, когда эти две страны находились а состоянии войны? Военных действий между ними, возможно, и не было, но здесь дело в простой географии
            1. 0
              11 февраля 2024 13:51
              Так и в Семилетней войне дело в географии. Чтобы "иметь удовольствие" повоевать хотя бы с Пруссией, пришлось договариваться с Речью Посполитой чтобы она по своей территории пропустила российские войска. А до Англии как добраться?
              1. +4
                11 февраля 2024 15:17
                Цитата: ВлР
                пришлось договариваться с Речью Посполитой

                Ну, не совсем так. Королем речи Посполитой был курфюрст Саксонии, а он-то как раз воевал.
                Тут гораздо более уместен пример Болгарии в ВМВ, которая была союзницей Германии, но не воевала с СССР, или Италии в ПМВ. Которая объявила войну Австро-Венгрии 23 мая 1915, а Германии только 28 августа 1916.
  6. +2
    11 февраля 2024 12:18
    Всем, доброго здравия.
    Валерий, хочу заметить, что "Брауншвейгская" фамилия была не популярная в обществе.
    Имя Петра 1 было популярно в гвардии
    "Ребята, вы знаете, чья я дочь?" это два.
    Теперь, третье. :"что бы избавиться от возможности думать "унизительная оценка, но Елизавета Петровна умела маневрировать между дворцовыми" партиями"сумела поставить себя выше. Ее слово было решающим, а это говорит, что она была умной
    1. +3
      11 февраля 2024 13:42
      Вы ошибаетесь, Анна Леопольдовна была очень популярна. Тот же Шетарди, который так много сделал для организации заговора против брауншвейгцев, писал о ней:
      «Еще не было примера, чтобы род обнаруживал такую неподдельную радость»
      .
      Х. Манштейн вспоминает:
      «Никто не имел повода жаловаться, так как Россия никогда не управлялась с большей кротостью, как в течение года правления великой княгини. Она любила оказывать милости, и была, по-видимому, врагом всякой строгости».

      Прусский посланник А. фон Мардефельд:
      «Нынешнее правительство самое мягкое из всех, бывших в этом государстве».

      П. И. Панин (вельможа времен Екатерины II):
      «Весь народ российский ощутил благотворную перемену в правлении; сострадательное и милосердное сердце правительницы устремилось к облегчению участи несчастных...
      Каждый день просматривала она дела о важнейших ссылочных, представив Сенату облегчить судьбу прочих. Число всякого звания людей, томившихся в заточении, простиралось до многих тысяч человек. Находившиеся под истязанием в Петербурге немедленно были освобождены».
      1. +1
        11 февраля 2024 14:53
        Валерий, Вы меня уели: их не читала.
        С уважением отношусь к Ключевскому . Карамзин, своеобразный автор. Он, больше "нравоучитель", а потом историк.
        Вы, конечно , знаете, как Ключевский об Анне Леопольдовне писал. Я и повелась на замечание , что министры грызлись
        У правительницы не хватило ума"лавировать"и сохранять последнее слово за собой
  7. +3
    11 февраля 2024 12:51
    "ввести в Сенат", а потом "суп с котом*и рад бы себя за локоть укусить, а не достать.
    Камрады, могет ошибаюсь, но Елезавета Петровна была лучшим вариантом для России
    1. +3
      11 февраля 2024 13:27
      Многие с этим не согласны. Мало того, что делами не занималась и тратила огромные деньги на тряпки и странные "балы трансвеститов", на которые мужчины должны были приходить в платьях (зрелище, надо полагать, было отвратительным), а женщины - в мужских костюмах, так еще и позволила втянуть Россию в ненужную Семилетнюю войну, от побед в которой наша стране не получила ничего, кроме огромных потерь и полного расстройства финансов. В результате в новую войну с Турцией при Екатерине II Россия вступила толком не пополнив понесшие большие потери полки, и толком не обучив новобранцев. К счастью у Екатерины хватило ума заблаговременно подлизаться к верному Петру III Румянцеву, который, хлопнув дверью, ушел в отставку после убийства императора.Да, напомню, на всякий случай, уже не знаю в какой раз: Восточную Пруссию и Кёнигсберг Фридриху без всяких условий отдала Екатерина II. Петр III , напротив, усиливал группировку русских войск, во главе которой стоял Румянцев - для совместного с Фридрихом похода против Дании. И только после победы над Данией он, когда-нибудь - когда в Европе будет благоприятная обстановка, туманно обещал вывести войска в Россию.
  8. +1
    11 февраля 2024 13:48
    благодарная Елизавета наградила маркиза сразу двумя орденами – Святого Андрея Первозванного и Святой Анны ...

    Очень сомнительно, чтобы Елизавета стала кого-либо награждать орденом св. Анны. В рассматриваемое время это был династический орден Голштейн-Готторпского герцогства, к которому отношение имела её сестра Анна (в память о которой орден и был учрежден), но никак не сама Елизавета. В систему же наград Российской империи орден св. Анны тогда вообще не входил.
    Может быть вторым орденом был всё-таки орден Александра Невского?
  9. +3
    11 февраля 2024 19:53
    Казалось, что над Бестужевым стали сгущаться тучи, но, не будучи хорошим политиком и дипломатом, он оказался просто выдающимся придворным интриганом. Именно Бестужев в своё время создал знаменитый «черный кабинет», занимавшийся перлюстрацией дипломатических писем. Европейские дипломаты, конечно, были людьми весьма предусмотрительными и зашифровывали свои письма.
    Однако Бестужеву удалось найти великолепного специалиста, который «щелкал» иностранные шифры, словно семечки.

    Всё описанное представляет Бестужева как минимум блестящим тактиком. Что касается стратегии, то внешне нелогичные поступки однако давали результат, который устраивал российский престол, и вызывал раздражение у интриганов из Европы. Все эти миссии, порученные Лестоку и герою статьи иначе , как интриганством назвать невозможно. Бестужев их переиграл. Ай да алкоголик продажный )
  10. 0
    12 февраля 2024 13:25
    Во время Семилетней войны [Шетарди] снова оказался в армии, участвовал в сражении при Росбахе, исполнял обязанности коменданта города Ганау. Дослужился до звания генерал-лейтенанта и умер в немецком (Гессен-Кассельском) городе Ханау в 1759 году – в возрасте 51 год.

    На самом деле, Ганау и Ханау - один и тот же город. Правильное его название Hanau am Main: "Ханау-ам-Майн", если произносить, как произносят немцы, или "Ганау-ам-Майн", если произносить, как принято в России.
    ([media=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%83])
  11. 0
    12 февраля 2024 19:57
    Цитата: ВлР
    Но не воевала против именно венгров

    Британские ВВС участвовали в налетах на Венгрию, бомбили ж/д, станции, иные коммуникации
    Дунай минировали