Советский летчик рассказал об особенностях использования американских бомбардировщиков В-25 в годы ВОВ

10
Советский летчик рассказал об особенностях использования американских бомбардировщиков В-25 в годы ВОВ

Советский летчик, в годы Великой Отечественной войны, воевавший на американском бомбардировщике В-25 вспоминает, что после обучения получил специальность стрелка-бомбардира. С самолетом В-25 он познакомился уже после прибытия в боевой полк. К тому времени он обладал относительно небольшим налетом в 60 - 80 часов.

После прибытия в боевую часть, летчикам необходимо было сдать дополнительные экзамены по матчасти, потом были полеты по кругу и в зону, после чего новоиспеченные боевые летчики были допущены к боевой работе. В эскадрилье было всего девять боевых самолетов, при этом отсутствовали запасные машины. Летчик в целом оценивает пройденную до прибытия в боевой полк подготовку летчиков как вполне достаточную, даже учитывая частые ночные полеты под огнем ПВО противника.

По мнению летчика, двигатели и пилотажное оборудование В-25 были несколько качественнее, чем в советских самолетах того времени. Даже в условиях активной эксплуатации, двигатели практически не давали сбоев. Сложностей в управлении этими самолетами советские летчики, несмотря на относительно высокую скорость полета В-25, практически не испытывали.



Во время Великой Отечественной войны основным советским бомбардировщиком дальнего действия был Ил-4, который уступал американским В-25 по ряду характеристик. Во-первых, в В-25 предполагалось наличие двух летчиков, во-вторых, американская машина была более комфортабельной в управлении. Однако, американские прицелы для бомбометания практически не использовались, так как они снижали маневренность бомбардировщика в зоне действия вражеской ПВО. На бомбардировщики В-25, помимо прицелов, также ставились советские электросбрасыватели бомб, которые по ряду характеристик были лучше американских.

Основными недостатками В-25 были меньшие, чем у Ил-4, потолок высоты и дальность полета, что снижало их радиус действия. Впоследствии была разработана схема, при которой снижался расход топлива на крейсерской скорости, что увеличивало радиус действия американских бомбардировщиков.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 февраля 2024 12:17
    По мнению летчика, двигатели и пилотажное оборудование В-25 были несколько качественнее, чем в советских самолетах того времени. Даже в условиях активной эксплуатации, двигатели практически не давали сбоев.
    Простите, но тут видимо еще "советское влияние" и оборудование, и движки наши пилоты оценивали намного лучше отечественных, качество их изготовления было лучше. И особенно хорошо была продумана у них схема оборонительного вооружения, в сравнении с Ил-4.
    Относительные потери В-25 в расчете на один боеспособный самолет за 1944 года были в 2,2 раза ниже, чем у Ил-4, причем американские бомбардировщики использовались более интенсивно, чем отечественные.
    На первых бомберах, пришедших в СССР была проблема с открытием и закрытием створок бомболюка, из-за неправильно выбранной гидросмеси, которая замерзала в наших условиях.
  2. +3
    5 февраля 2024 13:35
    Не знаю, слушал и никак не мог отделаться от ощущения, что какая-то лажа. Вроде всё правильно, но чтец то и дело "петуха" давал. Особенно, что штурман не мог вести ориентировку потому что скорость больше.
  3. +3
    5 февраля 2024 14:15
    Ил-4 (ДБ-3Ф) в строю с 1936 года. B-25 в эксплуатации с 1941 года. Для тех времен 5 лет разницы - пропасть. Это если не считать техническое и технологическое преимущество американского авиастроения тех лет над советским. Поэтому сравнивать надо с Ту-2, который по боевым характеристикам был не хуже, а может быть и лучше.
  4. +4
    5 февраля 2024 15:11
    Цитата: Дилетант
    Ил-4 (ДБ-3Ф) в строю с 1936 года. B-25 в эксплуатации с 1941 года. Для тех времен 5 лет разницы - пропасть. Это если не считать техническое и технологическое преимущество американского авиастроения тех лет над советским. Поэтому сравнивать надо с Ту-2, который по боевым характеристикам был не хуже, а может быть и лучше.

    Ту-2 пошел в производство в конце войны, так что именно Ил-4, тем более что неоднократно заявлялось что базовый ДБ-3 и Ил-4 это небо и земля.
    Отставал СССР в технологиях иначе не бросились бы после войны копировать Б-29.
  5. 0
    5 февраля 2024 21:08
    Даже интересно стало, на сколько больше была скорость В-25 чем у Ил-4, или все приводимые ТТХ этих самолётов не соответствуют действительности? Хотя, возможно, миф о большой скорости пошёл от мобилизованных лётчиков ГВФ или только что закончивших обучение, ранее летавших только на куда более тихоходных гражданских самолётах.
  6. +1
    6 февраля 2024 13:11
    Митчел - самый красивый бомбер Второй мировой. Кстати, взлетал с авианосца.
    Еще есть классный фильм "Вечно молодой".
    1. 0
      6 февраля 2024 19:23
      А как по мне, то ТУ-2 красивее и силуэт более стремительный
  7. +4
    6 февраля 2024 19:20
    Простите, а где в статье рассказ советского летчика об особенностях использования американских бомбардировщиков В-25 в годы ВОВ ? Видеоролик я могу и сам на ютубе посмотреть, но мне интереснее да и и информативнее прочесть текст, а не прослушать неизвестно кого
  8. kig
    +2
    7 февраля 2024 05:51
    Драбкин А. Я дрался на бомбардировщике. «Все объекты разбомбили мы дотла». М.: Яуза, Эксмо, 2010 г.

    Пшенко Владимир Арсеньевич :
    Особого качества. Надежный самолет, особенно двигатель. Технику работать было легко. Открыл капот, посмотрел, платочком вытер и закрыл. Нигде подтеков масла нет. Ничего нет. Самолет устойчивый, и вооружение на нем сильнее было, чем на Ил-4. У нас только один УБТ был 12,7 калибра и ШКАСы впереди и в хвосте стояли. А у них пушки были. К тому же на Б-25 был второй пилот.

    Ваулин Дмитрий Петрович :
    Б-25 – интересная машина. Изумительное приборное оборудование кабины. Моторы хорошие. Ведь на Пе-8 после боевого вылета техники выворачивали свечи. 48 свечей. Шли в казармы, чистили их. Много было забот и хлопот и по обслуживанию. А на этих американских самолетах было все значительно проще, и работали они лучше. На Б-25 уже было три радиостанции, связь со стартовым командным пунктом. На Пе-8 этого не было. Писсуар был на Б-25, а на Пе-8 – ведро. На Пе-8 техник лазил по плоскостям, смотрел моторы после взлета. После взлета доложит, посмотрит с тыльной стороны моторы, их состояние. Потом докладывает: «Моторы в порядке». А на Б-25, конечно, было проще. На Пе-8 приборы освещались белым светом – подсветка была сбоку, а на этих самолетах была ультрафиолетовая подсветка. УФО облучался со штурвала, а на приборах светящийся циферблат. Хороший электрический автопилот. Хороший у штурмана прицел был, а вот ЭСБР давал иногда сбои.
    Бомбовая нагрузка Б-25 значительно меньше – всего тонны три. Мотор у него был «Райт-Циклон» по 1100 лошадиных сил. На Пе-8 самое меньшее – 1350, АМ-35А. Потом М-82 уже 1800 лошадиных сил, на Б-29 и на Ту-4–2400. АША-73 и К-19. Турбокомпрессор для нагнетания воздуха. На 82-х моторах был двухскоростной нагнетатель, который стоял внутри двигателя. Благодаря двухскоростному нагнетателю самолет большую высоту набирал и брал больше бомб – до 5 тонн. Некоторые, по-моему, 6 тонн брали.
    На этом же аэродроме Алсуфьево проходило переучивание. Приехала мадам из ГК НИИ ВВС Чкаловского. Она нас познакомила с приборной доской, со всеми надписями, которые там есть, но не только в кабине летчика, а по всему самолету. Мы записали все эти надписи. Заучили все наизусть. Master switch – главный рубильник, oil – масло, fuel – бензин, buster – помпа. С такими знаниями английских терминов мы освоили этот самолет.
    Конечно, самолет был очень прост в управлении. Отличное приборное оборудование, отличные моторы воздушного охлаждения, уже трехколесное шасси – не с хвостовым колесом, как на наших самолетах, а с передним колесом. Экипаж уже состоял из 6 человек: командир корабля, второй летчик, штурман, стрелок-радист и два стрелка.

    Дудаков Александр Васильевич :
    В конце 1941 года в Монино стали прибывать самолеты B-25 «Митчелл», и в начале 1942 года от нас несколько человек отпустили на них переучиваться. Мы приехали и начали изучать новые самолеты. Все мы раньше учили немецкий язык, а тут американское оборудование. Сделали надписи: «ON» – «включен», «OFF» – «выключен». Некоторые приборы и так понятны: «авиагоризонт» – видно, что это «авиагоризонт».
    ...
    Б-25 был настолько простой и хороший самолет, что мне кажется, проще, чем У-2. Два мотора, два киля в створе винтов. Он послушный был. Еще и трехколесный. Носовая стойка облегчала пилотирование. Взлетаю: дал газы, скорость набираю, беру штурвал на себя, оторвался, шасси убрал и пошел. И сажусь: сел, бежит, опускаю переднее колесо, притормаживаю, и все. Простой в технике пилотирования настолько, просто не могу сказать. Я любил этот самолет. Счастье, что я попал на него. Сначала приходил B-25 С. Вооружение на нем было такое: нижняя башня выдвижная, на ней два крупнокалиберных спаренных пулемета. На верхней башне тоже два спаренных крупнокалиберных пулемета 12,7 мм. Надо отдать должное – пулеметы хорошие. И четыре пулемета, с которых стрелял пилот, и кабина штурмана. Правда, не на всех самолетах. Чаще в носу был один пулемет.
    Когда мы начали летать, обнаружилось, что нижняя стрелковая установка, по существу, «слепая» и от нее толку нет. Мы просили пулеметы в корму. Американцы быстро отреагировали на нашу просьбу. В следующий самолет тип «D» в самую корму поставили пулемет.
    А потом, где-то уже, наверно, в 1944 году, на тип «G» они поставили в корму два спаренных пулемета. Нижний совсем выбросили и поставили по одному пулемету с боков в окна… Из них могли стрелять стрелки. Вот такое вооружение. И экипаж стал не пять человек, а шесть…
    ...
    Решение о двух летчиках – очень правильное. Впоследствии мы к нему пришли. Тот, кто летает на правом сиденье, обучается. Я, как инструктор-летчик, считаю, с правого сиденья проще было учить и слепым полетам, и взлету, и посадке… Это большое дело.
    ...
    Техника, надо сказать, надежная. Ресурс наших самых лучших моторов – самое большее триста часов. А «Райт-Циклоны» на B-25 до пятисот часов работали.
  9. 0
    14 апреля 2024 16:18
    Есть весёлый сериал про 2МВ . С Джорджем Клуни .Он там играл штурмана с Б-25. А есть док фильм про их производство. 1 самолет в час ,выкатывали на заводе