Сто лет со дня рождения Александра Матросова

3 342 25
Сто лет со дня рождения Александра Матросова

Ровно сто лет назад, 5 февраля 1924 года, родился будущий Герой Советского Союза Александр Матросов. На сегодняшний день существует две версии о месте рождения Александра Матвеевича. Одна гласит, что он появился на свет в Екатеринославле Украинской ССР (ныне Днепр). Другая, что он родился в деревне Кунакбаево Башкирской АССР, а звали его Шакирьян Юнусович Мухамедьянов. Историки до сих пор не пришли к единому мнению по данному вопросу.

Судьба у будущего Героя была крайне сложной. Рано оставшись без отца, мальчик сначала попал в детдом г. Мелекесса, куда его в 9-летнем возрасте отдала мать, не имевшая на тот момент возможности прокормить троих детей. Затем его перевели в Ивановский детдом Ульяновской области.



Что характерно, мальчик поступил туда как бесфамильный. Только через время он был записан там как Александр Матвеевич Матросов.

Стоит отметить, что, несмотря на тяжелое детство и сложный характер, Александр Матвеевич оказался настоящим патриотом своей Родины, а также ярким примером воинской доблести и самоотверженности.

С самого начала Великой Отечественной войны тогда еще несовершеннолетний Матросов многократно обращался с письменными просьбами отправить его на фронт, куда юноша все же попал в сентябре 1942 года.

При этом уже через полгода, 27 февраля 1943 года, Александр Матросов совершил подвиг, за который он посмертно был удостоен высшей награды Герой Советского Союза, а его имя стало нарицательным и по сей день прославляет подвиги солдат РККА.

Батальон, в котором он служил, получил приказ уничтожить опорный пункт вермахта в районе н.с. Плетень Локнянского района Псковской области. Защищали укрепление три ДЗОТа с пулеметчиками.

Два из них ценой огромных потерь советским солдатам удалось уничтожить. Однако третий продолжал поливать бойцов РККА пулеметным огнем.

Александр Матросов со своим другом Петром Огурцовым попытались ползком подобраться к ДЗОТу противника. Огурцов в ходе рейда получил смертельное ранение, в то время, как Матросов успел бросить к позиции противника две гранаты.

Пулемет замолчал, и бойцы РККА выдвинулись в атаку. Однако немецкий ДЗОТ снова ожил и начал стрельбу по наступающим.

Тогда Матросов бросился к нему и на какие-то секунды своим телом закрыл амбразуру. Этого времени хватило красноармейцам, чтобы подобраться поближе и уничтожить ДЗОТ.

В итоге, ценой своей жизни 19-летний Александр Матросов спас своих боевых товарищей и позволил батальону выполнить поставленное перед ним задание.

Сегодня имя Героя носят улицы в российских городах Москва, Санкт-Петербург, Самара, Барнаул, Ульяновск, Воронеж, Великие Луки и других населенных пунктах. Кроме того, именем Александра Матросова названы улицы и некоторых украинских городов, в частности, Чернигова.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    5 февраля 2024 12:28
    Вот это вот крайне раздражает, когда советское прошлое, советских героев, обслуживающие сегодняшнюю власть люди одевают в религиозные одежды. Вам ещё долго будет икаться "булочка и трамвайчик". И да, Вы с вашей философией по-ильину, пойдёте лесом.
    1. +1
      5 февраля 2024 12:41
      Александр Морозов со своим другом Петром Огурцовым попытались ползком подобраться к ДЗОТу противника. Огурцов в ходе рейда получил смертельное ранение, в то время, как Морозов успел бросить к позиции противника две гранаты.
      лучше бы не писали
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        5 февраля 2024 13:32
        Цитата: Аэродромный
        лучше бы не писали

        Лучше чем здесь
        Шкадаревич И.И. Бессмертный подвиг Александра Матросова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1973.
        не напишут. Причём в этой книги ещё описываются подобные подвиги советских солдат.... Хорошо хоть так вспомнили. soldier
        1. 0
          5 февраля 2024 16:15
          Цитата: Fitter65
          . Хорошо хоть так вспомнили.
          Ответить
          Цитата

          морозова ?
          1. 0
            5 февраля 2024 16:17
            Цитата: Аэродромный
            Цитата: Fitter65
            . Хорошо хоть так вспомнили.
            Ответить
            Цитата

            морозова ?

            Это к чему? Ваш, без информационный, комментарий ?
      3. Комментарий был удален.
      4. +2
        5 февраля 2024 14:44
        А было бы лучше, если бы дописали/признали, что раньше чем Александр Матросов подобный подвиг совершили другие советские воины.
        1. 0
          5 февраля 2024 16:19
          Цитата: alystan
          А было бы лучше, если бы дописали/признали, что раньше чем Александр Матросов подобный подвиг совершили другие советские воины.

          во второй части этой книги - Шкадаревич И.И. Бессмертный подвиг Александра Матросова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1973.- эти подвиги и описаны.
          1. 0
            5 февраля 2024 23:46
            Хорошо, что есть еще такая книга. Не понятно, почему, что тогда, что сейчас, официально признают совершившим такой подвиг одного Александра Матросова.
            1. 0
              6 февраля 2024 00:05
              Цитата: alystan
              Не понятно, почему, что тогда, что сейчас, официально признают совершившим такой подвиг одного Александра Матросова.

              В этой книге, во второй части описаны подвиги и указаны фамилии и других, воинов, совершивших этот подвиг. У нас многие помнят Гастелло , но многие не назовут того кто первым направил свой самолёт на врага. Как и фамилию лётчика первым совершившим воздушный таран в Великой отечественной, не говоря уж о всех прочих. Как говорится из 300 спартанцев, все помнят только Леонида...
              1. +1
                6 февраля 2024 00:17
                Вы правы и во многом. Но опять же, как вы правильно заметили про Гастелло, у народа закрепились одни имена, а узнать про других героев надо было (раньше) проштудировать немало книг. Нынешнему поколению так и вовсе "отбили" память на имена героев и великие события.

                Например, вот как вопрошает "Российская газета" (https://rg.ru/2021/08/24/reg-szfo/kto-pervym-sovershil-podvig-aleksandra-matrosova.html) - "Кто первым совершил подвиг Александра Матросова?" То есть Александр Матросов стал олицетворением подвига, который до него совершили многие. Вот с такой постановкой вопроса и возникает неувязка.

                80 лет назад впервые в истории Великой Отечественной войны политрук танковой роты Александр Панкратов закрыл своим телом немецкий пулемет, ценой своей жизни дав товарищам возможность успешно атаковать. В 43-м символом этого подвига стал Александр Матросов, всего же за годы войны подобный поступок совершили 402 советских бойца, 45 из них - раньше Матросова. А первым был Панкратов.

                Со спартанцами все немного иначе. Как и со Спартаком. Там имена остальных участников и произнести то непросто, не то, чтобы запомнить. sad
                1. 0
                  6 февраля 2024 07:29
                  Цитата: alystan
                  . А первым был Панкратов.

                  Панкратов совершил свой подвиг под Великим Новгородом. В 1985 году мы были на экскурсии в Новгороде и девушка экскурсовод воодушевлённо рассказывала что это был первый подвиг когда воин своим телом закрыл амбразуру дота. И уже после его подвига свой подвиг совершил А. Матросов.
                  Цитата: alystan
                  вот как вопрошает "Российская газета" ...."Кто первым совершил подвиг Александра Матросова?"
                  Это они пишут так от своей безграмотности. Только и всего...
    2. Комментарий был удален.
    3. +8
      5 февраля 2024 13:12
      "Мы не ставим себе задачей перевоспитать советского человека. Эта задача нам не под силу. Наша задача гораздо проще - посеять сомнение... Чтобы в будущей войне, если она случится, не было бы ни Космодемьянских, ни Матросовых".

      Журнал "Шпигель", начала 70-х годов прошлого века.
    4. 0
      5 февраля 2024 17:02
      Про религиозные одежды я с вами согласен полностью.
      Вот такое видео (https://t.me/sanya_florida/14875) про современных российских солдат, которые якобы молятся перед боем. Почему "якобы"? Потому что не очень верится в подобное.
      1. 0
        5 февраля 2024 17:15
        А почему бы не помолиться верующим людям, что православным, что мусульманам? Что в этом такого, что вызывает сомнения? Силком тебя тащить не будут, не хочешь - не молись. Люди и приходят в веру в сложных обстоятельствах.
  2. +12
    5 февраля 2024 12:32
    Вечная память Герою!!! Почему человек который отказался от страны, которую клялся перед богом и людьми хранить и беречь, ввергнувший её в пучину Первой Мировой войны, причислен к лику стратотерпцев, а те кто ни щадя своей жизни защищал свою Родину, получают забвение? Ведь про подвиг Александра Матросова сейчас в школах не рассказывают.... Но мы помним и чтим . Вечная память и царство небесное, Герою , погибшему в Великой Войне с нацистскими оккупантами за освобождение нашей РОДИНЫ. За Александра Матросова!!!!.
    1. +1
      5 февраля 2024 12:44
      К лику страстотерпцев причисляют не за мирские дела, это не звание "Герой Советского Союза". Во-вторых, Николая все же вынудили отречься, отказав в поддержке войсками, которые он запрашивал.
      1. +9
        5 февраля 2024 13:22
        Цитата: invisible_man
        К лику страстотерпцев причисляют не за мирские дела,

        А что такого святославного за свою жизнь сделал гражданин Романов Н.А.? Когда хоронили людей погибших на Ходынке, в день его коронации, он давал бал. Богоугодное дело бал в день массовой гибели своих подданных, практически святое дело. Расстрелял мирную манифестацию рабочих которые, решили обратиться за помощью к самому царю, причём всё это мероприятие было под контролем Департамента полиции... Ну про Первую Мировую я уже писал...Или это всё мирское? Чего святого то совершил тогда этот гражданин? А как же тогда
        Защита Отечества - это священный долг
        и почетная обязанность каждого гражданина нашей страны.
        То есть защитив свою страну от врага, Александр Матросов, выполнил СВЯЩЕННЫЙ ( проникнутый благоговением)долг перед Родиной, но его можно и забыть, а того благодаря кому разрушили страну к лику страстотерпцев. Вы знаете, японцы тут лучше в этом плане. У них есть храм Ясукуни. В отличие от большинства храмов синто, там поклоняются не ками, а душам воинов, погибших за Японию и императора. Да вы можете мне возразить, что там поклоняются и военным преступникам, но это по нашим понятиям преступники. По их традициям они защищали Японию. А как назвать тех кто пытается устанавливать памятные доски и памятники. Маннергеймам и Красновым. Кто пытается идеализировать Шкуро, Семёнова и Унгерта? Кто снимает такой душещипательный фильм под названием "Адмирал", про палача Сибири Колчака? Почему бы им не снять фильм "Александр"? Или их хватает только на то чтобы снять , за государственные деньги такие помои( фильмом это назвать нельзя) как "Воздух", "Истребители" , "Штрафбат"?
        1. +3
          5 февраля 2024 17:08
          "Почему бы им не снять фильм "Александр"?"
          Боюсь, мы тогда узнаем, что в атаку послали под пулеметами кровавых комиссаров , а А. Матросов просто поскользнулся.
  3. Комментарий был удален.
  4. -5
    5 февраля 2024 12:39
    И сегодня достижение-"взят опорник".
    Мы живем не в 2024, а в 1941-весна 42гг.
    Только феррари, да такер в москве показывают отличия.
    Может еще шашлык и бигмаг на ходу?
  5. Комментарий был удален.
  6. +5
    5 февраля 2024 12:46
    Да, человек со стальным характером, всего 19 лет. Вечная память!
    "Гвозди бы делать из этих людей.Крепче бы не было в мире гвоздей!"....
  7. +2
    5 февраля 2024 13:02
    На сегодняшний день существует две версии о месте рождения Александра Матвеевича. Одна гласит, что он появился на свет в Екатеринославле Украинской ССР (ныне Днепр). Другая, что он родился в деревне Кунакбаево Башкирской АССР, а звали его Шакирьян Юнусович Мухамедьянов.
    Ого!.. Серьёзно?!
    Я не верю, что в то время в документах всё так запущено было...
  8. Комментарий был удален.
  9. Комментарий был удален.
  10. +1
    5 февраля 2024 13:26
    У нас в Тюмени тоже ул.Матросова есть. Там аж две библиотеки( было?).
  11. +3
    5 февраля 2024 13:31
    В Ельцинские времена об этом подвиге писали другое.Достоверно не вспомню уже,но как будто он пьяный поскользнулся и упал на амбразуру..
    Потом еще была версия,что не было никакого Александра Матросова,что это выдуманный персонаж и выдуманная история,написанная для поднятия боевого духа бойцов на фронте...
    Но для нас,советских людей,он все равно останется Героем!
    1. +2
      5 февраля 2024 13:47
      Много мерзкого сотворили враги и предатели нашей великой страны... впрочем, они не останавливаются никак и никогда.
      Остаётся только память наша и надежда, что подростающего поколение не забудет наши слова, наказы наши и наших великих предков soldier
      1. 0
        5 февраля 2024 14:07
        Верно.
        И потому несколько... удивляет: зачем здесь (на ВО) с статье, посвященной герою, сеять сомнение, оспаривая не факт подвига, но личность?
        Сначала сомневаемся "Где реально родился?", потом "А был ли мальчик?"... и понеслась!
        Есть военные архивы. Знаем часть - узнаем откуда призывался, а значит - узнаем имя.
        И это было сделано и озвучено сразу!