Задолго до «Меркавы»: первые этапы развития танкового парка АОИ

12
Задолго до «Меркавы»: первые этапы развития танкового парка АОИ
Танки M4 и Cromwell, 1948 г. Фото Национальная библиотека Израиля


В настоящее время танковые подразделения израильских сухопутных войск укомплектованы только танками «Меркава» местной разработки и производства. Первые танки этой серии были приняты на вооружение в конце семидесятых годов, а до того времени Армия обороны Израиля были вынуждены использовать только импортную технику. Не всегда это были современные боевые машины, и процесс развития бронетанковых войск сталкивался с известными ограничениями.



Первые шаги


В ходе войны за независимость израильские вооруженные формирования не располагали полноценной бронетехникой, в т.ч. танками. Временным решением этой проблемы стали разнообразные бронеавтомобили, выполненные на доступной базе. Они позволили закрыть текущие потребности, но для дальнейшего военного строительства требовались полноценные танки и техника других классов.

Еще в ходе войны за независимость Израиль начал получать иностранную военную помощь в виде устаревшей бронетехники. В дальнейшем, после окончания боевых действий, эти процессы продолжились. Первым танком АОИ считается британский крейсерский Mk VIII Cromwell. Кроме того, большую роль в развитии танковых войск АОИ сыграл американский средний танк M4 Sherman и его модернизированные варианты. Техника этой линейки поступала в Израиль из США, Франции и других стран. В общей сложности, по разным данным, отгрузили не менее нескольких сотен «Шерманов».


AMX-13 французского производства. Фото Национальная библиотека Израиля

В первой половине пятидесятых французская промышленность начала поставки легких танков AMX-13 с 75-мм пушкой. В общей сложности за несколько лет передали 100 таких машин.

В тот же период Израиль и Великобритания начали переговоры о поставке новых средних / основных танков Centurion. Первый контракт на эту тему появился в 1958 г., а в 1959-м начались поставки. В дальнейшем появилось еще несколько подобных контрактов, предусматривавших поставку «Центурионов» новых модификаций. За все время АОИ поставили не менее 1000-1100 танков новой постройки или снятых с вооружения британской армии.

Смешанный парк танков американского, французского и британского производства впервые принял участие в боях в 1956 г. во время Суэцкого кризиса. АОИ понесла некоторые потери, но компенсировала их. В качестве трофеев удалось взять 40 египетских танков M4, пригодных к восстановлению. После необходимого ремонта, их приняли на вооружение.


Танки "Магах-3" - M48 после израильской модернизации. Фото Национальная библиотека Израиля

Следующее поколение


Новый этап строительства бронетанковых войск АОИ начался в середине шестидесятых годов. Имеющиеся «Шерманы» и AMX-13, несмотря на все принятые меры, к этому времени морально и физически устарели. «Центурионы» разных модификаций все еще устраивали армию в качественном отношении, но их количество не соответствовало имеющимся угрозам.

Решением этой проблемы стали средние танки M48 Patton американского производства, получившие израильское имя «Магах-1». Сотни таких машин АОИ получила непосредственно от США и от некоторых дружественных стран НАТО. К середине шестидесятых «Паттоны» успели морально устареть, но и в этом случае они были лучше ранее имевшихся M4. Кроме того, продолжились поставки британских «Центурионов» в актуальных версиях.

Со смешанным парком, включающим технику производства США и Великобритании, Израиль вступил в Шестидневную войну. В боях АОИ понесла существенные потери в бронетехнике, ок. 400 ед., но при этом смогла захватить богатые трофеи. Ей достались значительные количества бронетанковой техники, в т.ч. танки, пригодные для дальнейшей эксплуатации.


Трофейные Т-54/55 в процессе перестройки. Фото Минобороны Израиля

По известным данным, АОИ отбила у армии Иордании до 90 танков M48 и около трех десятков Centurion, не считая прочую технику. Кроме того, трофеями стало ок. 80 танков Т-54, до 50 машин Т-55 и 6 плавающих ПТ-76, принадлежавших вооруженным силам Египта. Бывшие иорданские бронемашины после небольшого ремонта поступили на вооружение израильской армии. С техникой советского образца пришлось поработать, но и она попала в части. Трофейные Т-54/55 получили названия «Тиран-1/2».

В начале семидесятых начались новые поставки танков из США. На этот раз в Израиль попадали M60, на месте переименованные в «Магах-6». В 1971 г. отгрузили первую крупную партию из 150 танков, а в дальнейшем количество такой техники довели до 700-800 ед.

Во время Войны судного дня в 1973 г. АОИ вновь потеряла свыше 400 танков всех моделей и опять смогла компенсировать потери трофеями. После ремонта в войска поставили еще 350 «Тиранов» советского производства. Также удалось захватить ок. 80 более новых Т-62, получивших имя «Тиран-6». Парк плавающих ПТ-76 пополнили 19 новыми машинами.


Танк "Тиран-6Ш" - Т-55 с 105-мм орудием. Фото Wikimedia Commons

К концу семидесятых Израиль смог запустить производство своего первого танка «Меркава», что сократило необходимость в иностранной технике. В течение нескольких следующих лет закупки танков за рубежом продолжались, но затем прекратились. За все время, по разным данным, было поставлено до 750-800 танков M48 Patton и не более 1300-1400 машин M60.

Экономный подход


До конца семидесятых годов Израиль не мог наладить своего производства танков, а поставки зарубежной техники накладывали известные ограничения. В связи с этим АОИ старалась бережно обходиться с танками, своевременно восстанавливать их после поломок, а также проводить модернизации.

В середине пятидесятых имеющиеся танки M4 прошли модернизацию по проект M50, также известному по неофициальному обозначению Supersherman. Этот танк сохранил основные агрегаты и механизмы, но получил 75-мм пушку CN-75-50 от французского танка AMX-13. К середине следующего десятилетия такую доработку прошло ок. 300 «Шерманов». В 1962 г. началась серийная модернизация танков по проекту M51 – другой модификации M4, оснащенной новой силовой установкой, подвеской и 105-мм орудием французского производства. Такую доработку прошло всего 180 танков.


"Магах-6" или M60 dj время боев в Ливане, 1982 г. Фото Минобороны Израиля

Уже в боях пятидесятых годов танки AMX-13 показали себя не лучшим образом. Именно по этой причине французскую 75-мм пушку решили перенести на более защищенный M4. Остававшиеся в наличии легкие танков позже продали за рубеж. Такая же судьба постигла и все остававшиеся «Шерманы» – но это произошло уже в семидесятых.

Американские M48 получили местное обозначение «Магах-1» и в дальнейшем прошли три последовательные модернизации с последовательной нумерацией. По мере развития, танк «Паттон» получил новую силовую установку, усиленную защиту, в т.ч. навесную, а также 105-мм орудие. Последним в этой серии стал танк «Магах-5».

В конце шестидесятых появился проект модернизации танка Centurion под названием «Шот Каль». На его основе выполнили еще три серийных проекта и один опытный. Обновление техники осуществлялось за счет замены некоторых приборов. В первую очередь, заменялись средства управления огнем, тогда как корпус и силовая установка оставались прежними. По всей видимости, по проекту «Шот Каль» со временем перестроили все сохранившиеся в наличии танки Centurion – не менее 1000-1100 ед.


Серийный ОБТ "Меркава Mk 1". Фото Wikimedia Commons

Танки M60 американского производства служили под названием «Магах-6/7». На основе существующей конструкции разработали почти 12 модификаций с иной силовой установкой, улучшенным вооружением и/или средствами управления огнем. Последние варианты «Магаха» были созданы уже в девяностых годах.

Трофейные Т-54/55 и Т-62 принимались на вооружение и эксплуатировались в исходной комплектации. В конце шестидесятых была предпринята попытка оснастить Т-54 и Т-55 новым 105-мм орудием натовского стандарта, но его получили далеко не все имеющиеся танки. В дальнейшем, ввиду морального устаревания «Тиранов» и появления новых возможностей, было решено перестраивать танки советского производства в тяжелые бронетранспортеры «Ахзарит».

Новая эпоха


За счет иностранной техники, полученной на коммерческой или иной основе, АОИ смогла укомплектовать свои бронетанковые части и даже эффективно применять их в реальных конфликтах. Однако зависимость от импорта имела свои негативные особенности и создавала нежелательные риски.


Строевые "Меркавы Mk 2". Фото Минобороны Израиля

Так, несмотря на все усилия, танковый парк израильской армии оставался разунифицированным, что затрудняло работу, обслуживание и снабжение. Кроме того, поставки техники и запчастей зависели от воли и желания третьих стран. Наконец, не всегда удавалось приобрести современные образцы с высокими тактико-техническими характеристиками.

В конце шестидесятых Израиль и Великобритания вели переговоры о поставках танков Chieftain. Найти общий язык не удалось, и дальнейшее перевооружение АОИ оказалось под вопросом. В связи с этим в 1970 г. было принято решение о разработке своего танка по собственным тактико-техническим требованиям. Процессы разработки, запуска производства и т.д. заняли несколько лет, и в 1979 г. АОИ получила первые серийные танки новой модели «Меркава Mk 1».

Начав производство своего собственного танка, Израиль постепенно отказался от закупок иностранной техники. Со временем армия получила большое количество танков «Меркава», которые потеснили прочие боевые машины стали основой бронетанковых войск. При этом от старых машин отказываться не стали – их сохраняли в строю, модернизировали или перестраивали по новым проектам.

В последние десятилетия АОИ завершила переход на танки собственного производства. От «Тиранов», «Шотов» или «Магахов» как линейной техники танковых частей полностью отказались. Дальнейшее развитие бронетанковых сил тоже планируется вести своими силами и за счет техники собственной разработки. Новые танки для замены «Меркавы» уже разрабатываются и ожидаются в обозримом будущем.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 февраля 2024 04:53
    мда уж.Те евреи и эти евреи не чета друг другу!Те были сильны как никогда, а эти обсиратушки делают перед Хамас уже второй раз.
  2. +8
    6 февраля 2024 05:09
    На фоне других публикаций данного автора эта статья не плоха, хотя и весьма поверхностно.
    1. -6
      6 февраля 2024 05:16
      Цитата: Tucan
      На фоне других публикаций данного автора

      Да? А Вас то чего она заинтересовала? Вы же вроде как по авиации...
      1. +2
        6 февраля 2024 05:19
        Цитата: svp67
        Цитата: Tucan
        На фоне других публикаций данного автора

        Да? А Вас то чего она заинтересовала? Вы же вроде как по авиации...

        Так же как и Вы по танкам wink
        После нашего диалога посвящённого зрк Ус.Хок один из авторов ВО спецыализирующийся по ПВО просил поделиться статистикой применения этого комплекса.
    2. +14
      6 февраля 2024 10:06
      эта статья не плоха

      Ну разумеется, неплоха, смотрим:
      Михаил Барятинский "Израильские танки в бою"
      https://royallib.com/read/baryatinskiy_mihail/izrailskie_tanki_v_boyu.html#0
      Барятинский - "наше все".

      ИМХО, в Рунете есть несколько русскоязычных блогов, которые дают информацию по теме из первоисточников. Но большинство источников по теме либо на английском, либо на иврите. Здесь на форуме было несколько израильтян, в том числе танкистов, которые могли бы написать что-то оригинальное, а не заниматься переписыванием статей (не совсем точных) Барятинского. Но, по очевидным причинам, они здесь больше не пишут.
      Хотя есть несколько тем, которые можно было бы описать и не в цикле статей, а в одной статье, Например, о "танк-булансах" - за счет изъятия части БК в Меркаву поместили врача и оборудование реанимобиля, судя по фото, есть и СЛР, и кислород, и системы переливания плазмы/крови.
      "Две женщины-военослужащие были награжденные Знаками отличия за отвагу, проявленную в боях в Ливане 2006: Капитан Марина Камински и старшина Керен Тендлер (посмертно)
      Капитан Камински была командиром танк-буланса. Танк-буланс – это обычный танк Меркава, переоборудованный в передвижной медицинский пункт и оснащенный медицинским оборудованием. В ходе боя танк-буланс используется в качестве «скорой помощи», для оказания первой помощи и эвакуации раненных.
      Капитан Камински и экипаж ее танк-буланса под огнем врага вытаскивали раненых танкистов и пехотинцев из горящих танков и оказывали им первую помощь. Она вывозила раненных на своем танк-булансе к вертолетной площадке, откуда раненные на вертолетах были доставлены в больницу в Хайфе.
      После эвакуации раненных капитан Марина Камински вновь и вновь возвращалась в боевые порядки своего батальона. Всего в ходе боев военный врач капитан Марина Камински оказала помощь более чем 25 раненным бойцам.
      В настоящее время полковник Марина Камински возглавляет медицинскую службу Сухопутных войск.
      Полковник Марина Камински: «Солдат должен знать, что есть те, кто позаботится о нем, что есть те, кто может его спасти.""
      https://shaon.livejournal.com/375031.html

      Или тема "женские танковые экипажи" - при определенном снижении требований (если правильно понял, они проходили подготовку для "пограничного патрулирования" поэкипажно, без "продвинутого курса танкиста в рамках общевойскового боя в составе подразделения") вариант оказался вполне боеспособный:

      https://youtu.be/zlyO6uNZCYY
  3. +4
    6 февраля 2024 05:14
    французскую 75-мм пушку
    Ирония судьбы в том, что сама то пушка была немецкой, та что устанавливалась на "Пантеру"
    1. +3
      6 февраля 2024 05:21
      Цитата: svp67
      французскую 75-мм пушку
      Ирония судьбы в том, что сама то пушка была немецкой, та что устанавливалась на "Пантеру"

      Но вроде как с автоматом заряжания.
    2. Комментарий был удален.
    3. -2
      6 февраля 2024 08:33
      Цитата: svp67
      Ирония судьбы в том, что сама то пушка была немецкой, та что устанавливалась на "Пантеру"

      С той же баллистикой, и на базе, но не та же самая...
    4. +2
      6 февраля 2024 12:13
      В своё время:"Пантера"создавалась как немецкий вариант Т-34 . Но прицел у них был совершённый.
      Преклоняюсь,перед нашими танкистам,что с примитивными прицелами," тевтонов" лупили
      1. +4
        6 февраля 2024 16:07
        Да и броня у пантеры потолще была
  4. -4
    6 февраля 2024 12:05
    Как нам рассказывали:1948 несколько евреев,служивших в английский армии, угнали':2"Кромвель"- были первые их танки .
    Надо, признать, они молодцы:от Т-34 до Шермана, абсолютно разные машины, комплектующие тоже совсем разные,а они сумели всё подогнать под один стандарт.
    Слышал,что Кувейт поставит украинцам:М-48. Сомневаюсь, чтоб они были серьезной силой: 1) уже устарели,.2 местные техники "уникумы " ещё те . Им танки нужны:1-2 в год. По площади приехать,а воевать и по площади кататься огромная разница
  5. +5
    6 февраля 2024 16:46
    Статья по теме, действительно, интересная, но говоря о первых шагах по БТ АОИ и допустить столько ошибок и неточностей. Упоминание "Кромвеле" есть. Но сказано, как об одном танке. Даром, что их было два, причём оба украдены. А 1950-1951 поставлено 25 б/у из некогда великой Британии. А вот "Шерман" в 1948 году, действительно был один, но об этом ни слова. Также ни слова не сказано о наличии в 1948 году аж целых 10 французских Н-39. Про АМХ-13 указано, что их в общей сложности было поставлено 100 штук. Вместе с тем, их было поставлено из Франции 179 в 1955-1968 гг. Кстати, цифра 100 в принципе есть. Это была первая поставка в 1955-1956 гг . Я понимаю, что есть много разных источников, но их как-то надо анализировать и выбирать более правдивые. То же самое можно сказать и поставках последующих типов танков. Думаю, что при написании статей с указанием количества техники, надо пользоваться более уважительными источниками (SIPRI и прочими, хотя и к SIPRI есть претензии, но всё же).