«Рафаль» играет, Су-30 выигрывает

64
«Рафаль» играет, Су-30 выигрывает

Сейчас многие продвинутые пользователи могут запросто заметить: да это самолеты разного класса, дубовая голова! И как их сравнивать, если уж и сравнивать «Рафаль», то с одноклассниками! То есть, с тем же МиГ-35.

Вот даже не пишите так в комментариях, я сразу согласен со всеми выдвинутыми претензиями. Автор, как это часто пишут сегодня, не то чтобы не в теме, а в непонимании, как вообще это происходит: играют тендер на «Рафаль», а покупают в итоге Су-30МК. И, если бы это был единичный случай, так нет! Впрочем, рискну убедить в своем непонимании еще кого-нибудь.



Итак, «Рафаль» или «Шквал»


История этого самолета весьма самобытна и оригинальна. Вообще, появись этот самолет на мировой арене тогда, когда был разработан, возможно, многое бы пошло не так. Ведь первый полет «Рафаля» состоялся в июле 1986 года, а решение принять этот самолет на вооружение французскими ВВС и морской авиацией было принято только в 2004 году. 18 лет – это весьма задумчивая цифра, которая говорит о том, что либо самолет изначально был дрянь, и его «допиливали» столько лет, либо о недальновидности французского военного ведомства.

Сам по себе самолет весьма интересный, у него неплохая даже по нашим дням, скорость (2200 км/ч), просто шикарный боевой радиус почти в 1400 км, правда, с тремя ПТБ, что уменьшает боевую нагрузку.

Боевая нагрузка вполне себе: 9 тонн бомб и ракет, причем может нести и SCALP/«Storm Shadow». А так – вся номенклатура НАТО подвешивается легко и непринужденно. Системы управления огнем позволяют применять все великолепие, что делает «Рафаль» универсальным многозадачным самолетом.

И самолет повоевал, правда, в «лайт-режиме», Афганистан, Ливия, Ирак (против ИГИЛ). То есть, там, где не то что равных противников в небе не было – вообще противник как таковой в небе отсутствовал. Но получил признание и его начали заказывать другие страны.

Список купивших «Рафаль» невелик: Греция, Индия, Катар, Египет.


Вроде бы (если будут на то деньги) в этот список еще может добавиться Хорватия. Но больше тендеров было проиграно, причем, некоторые по явно политическим мотивам, как это случилось с Бразилией.

Вообще изначально французы вели себя очень так «мистрально»: завышали ЛТХ самолетов, вводя заказчиков в заблуждение, говорят, что были более чем высокомерны на переговорах и выставляли заведомо неудобные условия. В результате этого «Рафаль» оказывался внизу списков тендеров в плане выгоды, даже прослыв самым дорогим истребителем поколения 4++. Причем – неоправданно дорогим.

Потому и были проиграны тендеры в Южной Корее, Сингапуре, ОАЭ, Марокко, Швейцарии и Бразилии. В Бразилии, отметим, виной всему оказалась политика: если бы Франция не «кинула» президента да Сильву с его инициативой по иранской ядерной программе (подчеркну – инициатива была практически согласована в ООН, да вот Франция включила «задний ход»), в результате чего да Сильва похоронил идею вооружиться «Рафалями», вместо которых выиграли «Грифоны» от SAAB.

А как известно, не забиваешь ты – забивают тебе. После кошмара образца начала девяностых, когда в России практически прекратили выпускать любые самолеты, рынок боевых самолетов находился в задумчивости: списать Россию со счетов и начинать закупать американские или европейские машины, или подождать?

Вот кто решил подождать, были вознаграждены, потому что Су-30, рожденный в кооперации с Индией (читай – на индийские деньги, своих тогда как-то и не было совсем), оказался не просто прекрасным самолетом, в 21 веке вообще ни один тяжелый истребитель не покупали в таких количествах, как Су-30.


И каким хитом в советское время был МиГ-21, таким в России стал Су-30. Конечно, до популярности МиГ-21 «сушке» далеко, но тем не менее, истребитель стал основой ВВС сразу нескольких крупных государств: Индии, Китая, Вьетнама и Алжира. И даже если не брать Уганду-Армению-Беларуссию, у которых есть Су-30 в единичных экземплярах, Венесуэла и Казахстан понятно, а Вот Малайзия и Индонезия, которые вообще не были замечены в пристрастии к российскому вооружению – заказали нормальные партии самолетов.

А Китай в своей обычной манере сварганил J-16, который просто до безобразия похож и на Су-27, и на Су-30, и который гонят серийно приличными количествами. Но если посмотреть на все телодвижения вокруг Тайваня, то там почему-то не мелькают в роликах Су-35 и J-20, самые ценные и современные самолеты ВВС НОАК. Зато Су-30МКК – «звезды на ковре».


Су-30МКК над Тайваньским проливом. Фото ВВС НОАК

Су-30МК сравнительно легко вернул Россию на международный рынок. И основным потерпевшим, как ни странно, оказался именно «Рафаль». В начале девяностых французы очень активно полезли на мировой рынок, причем, в тот его сегмент, который унаследовала от СССР Россия. И полезли, естественно, с «Рафалем», поскольку сделали глупость: прекратили производство «Мираж 2000», который хоть и устарел морально, но представлял интерес для многих не очень богатых стран.

Переговоры, рекламные показы, банкеты, выставки, культурное общение – продвижение такого сложного товара, как самолет, требует и времени, и денег. И тут внезапно, практически вынеся дверь с пинка, в рынок вломились русские и индусы (последние тоже барыжат почуть своими Су-30), таща за собой Су-30.

И все те, кто оглядывался на Россию, прицениваясь к «Миражам», «Рафалям», «Соколам», моментально развернулись в сторону российского самолета. Те же военные Вьетнама, которые разрывались перед выбором из «Рафаля» версии «С» (на тот момент сырой, как трава после грозы) и откровенно уже устаревающим F-16 Block 50/52.


И вот он, момент истины! «Рафаль» и F-16 – одноклассники, А Су-30 – нет. Он собрат скорее F-15, только еще слегка потяжелее будет.

Но простите, для большинства покупателей это не имеет особого значения.

Чего хотят военные? Купить самолеты, которые отвечали бы их запросам в плане ТТХ и выполнения задач в воздухе согласно оборонным доктринам.

Чего хотят государственные деятели? Купить как можно дешевле, да еще и с прицелом на будущее.

Если Су-30 стоит дешевле «Рафаля», а во многом превосходит французский самолет... И это совершенно не упрек, «Рафаль», несмотря на возраст и тяжелый модернизационный путь, весьма хорошая боевая машина! Просто Су-30 на голову лучше.

Вьетнамцы практически уже согласились купить «Рафали», но вот беда – Су-30… Сделку в итоге отменили, а Вьетнам приобрел 36 машин, которые теперь тянут до уровня Су-30СМ. По факту – предпоследняя версия самолета, если не считать Су-30СМД (серийный, модернизированный, доработанный), потому что «доработка» - это около 2% импортных комплектующих, убранных из конструкции. По всем своим характеристикам Су-30СМ ничем от Су-30СМД не отличается.

В Алжире вообще устроили натуральный конкурс на несколько дней, в результате чего про «Рафаль» там забыли.


Ливия. Там тоже «Рафалю» отказали от места, конкурс выиграл Су-30МКА (версия для Алжира), но «Рафаль» вернулся, а вот глава Ливии Каддафи не увидел своих Су-30, хотя контракт был заключен. Ну вы все помните, что сделали с Ливией, и «Рафали» там участвовали по полной программе. Жаль, что Россия не успела поставить Ливии заказанные самолеты, было бы познавательно ознакомиться с результатами.


Венесуэла. Там вообще все получилось так быстро, что шампанское не успели открыть.

Ну и в конце буквально пару слов о том, как «Рафаль» с треском проиграл Су-30МКМ тендеры в Малайзии и Индонезии. Учитывая, что ни первая, ни вторая страна не являлись постоянными клиентами России в плане вооружений, это говорит о многом.

Вообще-то «Рафаль» только однажды одержал победу над российским самолетом в тендере, но с оговорками.

Речь, как вы поняли, идет все о той же Индии и ее скандальном долгоиграющем и вялотекущем конкурсе MMRCA. Но Су-30 в нем участия не принимал по вполне уважительной причине – Су-30МКИ к тому времени стал основным истребителем, истребителем-бомбардировщиком и противокорабельным ракетоносцем в ВВС Индии. И будет продолжать оставаться таковым еще долгие годы. Несмотря на то, что недавно главный маршал ВВС Индии и назвал Су-30 «полностью индийским самолетом», страна до сих пор исправно покупает 10-12 машинокомплектов Ск-30МКИ в год. В принципе, можно и потерпеть такие выпады за такие деньги.

Что касается победы «Рафаля» над МиГ-35, то тут все понятно: реально существующий самолет конечно предпочтительнее проекта, которого толком нет в металле. МиГ-35, который существует в виде шести летных прототипов, уже не будет интересен никому в мире: принято покупать самолеты, которые проявили себя в небе.

В этом отношении эксперимент с Су-30 был той еще авантюрой с точки зрения индусов, но они поставили на «Иркут» и КБ «Сухой» и выиграли для себя самолет. А вот с МиГ-35 такое чудо явно не повторится, так что про самолет даже у нас все потихоньку забывают. Ну не взлетел, случается.

Но вообще победа явно вышла пирровой. Индийский сериал «MMRCA» в стране запомнят надолго. И дело не в скандалах, интригах, заговорах и мордобоях. Хотя этого было как в сериале, с избытком. Дело в том, что заплатив за один «Рафаль» как за Су-30МКИ, Индия самолетов (а заказано было 126) получила буквально крохи, которые еще и не боеготовы. Но это действительно не наши проблемы. Не захотели в Индии повторить успех с Су-30, но с МиГ-35 – почему нет? Их выбор.

В итоге скандалы, отставки, уголовные дела…

А идея была неплохой: купить «Рафали» и сменить ими «Миражи 2000», которые служат в ВВС Индии еще с 1985 года. «Миражи» совместно с МиГ-29 очень достойно показали себя в Каргильской войне. «Рафаль» вместо «Миража», Су-30МКИ вместо МиГ-29 и МиГ-21 – индийские ВВС реально становились бы сильнейшими в регионе. Да и в плане массовости порядок.


Но планы тем и плохи, что совершенно не обязаны сбываться.

И тут мы вплотную подходим к тому, что сделало Су-30МКИ (и не только МКИ) таким страшным соперником в тендерной войне.


Помните, в чем крылась засада контракта «Рафаля»? В том, что французы обещали одно, а на деле вышло совершенно другое. Французы в категоричной форме отказались передавать индусам технологии и организовывать локализацию сборки самолетов в Индии. Хитро составленные контракты позволили устроить это, не побоюсь такого слова, кидалово.

Потом французы просто прекратили сборку самолетов для Индии. Сперва кризис, потом пандемия, дальше постпандемийный кризис. Работать просто некогда. В индийском минобороны маршалы бесились, но сделать ничего не могли. Там к цене в 218 600 000 евро за самолет прилагалась бонусом неустойка за отказ от покупки чуть ли не в половину стоимости самолета.

Единственное, что смогли сделать индийские юристы – это сократить количество закупаемых по контракту самолетов со 126 до 36. А от покупки топливозаправщиков к «Рафалям» на базе «Аэробуса А-330» еще за полтора миллиарда евро решили отказаться. То, что французские самолеты невозможно конструктивно заправить от имеющихся у Индии танкеров Ил-78МКИ, стало последней каплей.

Когда наступила пора антироссийских санкций, во Франции ожидаемо потирали руки. Еще бы, появилась возможность свести счеты и убрать такого конкурента!

Действительно, в Египте и Индонезии получилось так.


И теперь ВВС этих стран станут счастливыми обладателями «Рафалей» вместо Су-35 и Су-30. Давление США – штука серьезная. И то, что французы влезли на рынок с «Рафалями», им аукнулось потерей контракта на постройку подводных лодок для Австралии. Но это так, просто бизнес.

Однако те, кто самостоятельный и реально независимый, продолжает голосовать долларом за российские самолеты, невзирая ни на что.


Казахстан. Там тоже долго танцевали котильон, пытаясь заключить контракт на поставку «Рафалей». Увы, но в Казахстане предпочли Су-30. Да, большой партией покупку 12 самолетов не назвать, но у Казахстана и нет таких задач, для которых необходимы 120 самолетов. А 12 Су-30СМ2 – это очень серьезная сила в регионе.

Эфиопия. Десять лет французы долбили военных этой страны, пытаясь поставить «Рафали». Десять лет французы пытались зайти на рынок Африки, скажем так, не сильно-то и большой. У африканских стран большие желания, но мизерные бюджеты, а страны с деньгами вообще по пальцам можно пересчитать.

И вот в январе стало известно – победил Су-30.


На снимке Су-30МКИ ВВС Уганды

Приятный момент и не только в плане финансовом. И вот здесь хотелось бы сказать именно на тему того, почему несмотря на всю сегодняшнюю русофобию, от российских самолетов не отказываются.

Чем отличается русский подход от французского?


Да все тем же: у них торговля оружием, как и все, по закону «просто бизнес». В России это сложнее, причем, исторически. Само отношение французов к покупателям несколько иное, чем на нашей стороне. Его (отношение) можно в «мистралях» измерять.

Сколько модификаций создали французы для «Рафаля»? По большому счету – немного. M и N – одно- и двухместный авианосного базирования, ВМ – носитель ядерного оружия и по две модификации (1 и 2-местные соответственно) для Египта и Индии. За 38 дет существования модели и 23 года службы – ну не сильно напрягали себя французы.

С Су-30 все несколько иначе. За 32 года эксплуатации и 34 года с момента первого полета было создано 17 модификаций, из них несколько создавались конкретно под заказчика: Индия, Китай, Вьетнам, Венесуэла, Алжир, Индонезия. Кстати, модификацию под Египет и Индию французы делали с оглядкой на работы наших конструкторов.

Кроме того, с русскими всегда было просто договориться в плане получения технологий и лицензий. А некоторые и не сильно себя этим утруждали, и ничего. Конфликтов как-то не было никогда.


Су-30, какие бы буквы не стояли после цифр – прекрасный самолет. Это современность, доведенность платформы, гибкость в отношении технического облика, интеграции и комплектации по желаниям заказчика, возможность передачи технологий. Вместе с отличными летными данными все это составляет суть самолета Су-30, который, как думается многим, еще долгое время будет актуальным участником мирового рынка вооружений.


«Рафаль» по-своему очень хороший самолет, который способен сражаться за место на рынке, но основная проблема «Рафаля» лежит в политической плоскости и зависит от французских чиновников правительства, которые стараются продать самолет.

Так что несмотря на то, что самолеты реально разных классов, «Рафаль» все равно еще долго будет встречаться на тендерах с Су-30. И как бы не оказывали давление со стороны блока НАТО и какие бы не давались обещания, есть уверенность в том, что российский самолет все-таки будет чаще одерживать верх над французским.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    7 февраля 2024 05:31
    Цитата: Роман Скоморохов

    И каким хитом в советское время был МиГ-21, таким в России стал Су-30

    Су-30 всего лишь очень хорошая и добротная машина, отлично вписавшаяся в современные реалии. А вот МиГ-21 это настоящий хит! Причем хит с большой буквы!
    1. +10
      7 февраля 2024 06:48
      Автор все смешал - годы, модификации, победы, поражения.. в итоге оказывается все вел к празднованию победы в тендере Эфиопии laughing
      российская сторона смогла продать Эфиопии последние шесть из 18 истребителей Су-30К, возвращенных Индией.

      Истребители Су-30К (Т-10ПК) представляют собой "переходные" самолеты, построенные в качестве первых 18 машин на Иркутском авиационном заводе АО "Корпорация "Иркут" (ныне АО "Объединенная авиастроительная корпорация") для поставки Индии по программе Су-30МКИ по соглашениям 1996 и 1998 годов. Самолеты Су-30К (серийные номера с 04-01 по 04-10 и с 05-01 по 05-08) были поставлены ВВС Индии в 1997-1999 годах, но по соглашению от декабря 2005 года были возвращены индийской стороной корпорации "Иркут" в обмен на поставку Индии 18 новых полноценных истребителей Су-30МКИ иркутского производства в 2007 году.

      И правильно сделали, что продали.
      1. Комментарий был удален.
    2. +4
      7 февраля 2024 07:32
      Хит, который до сих пор в строю! И служить будет ещё десятилетия! soldier good
    3. 0
      7 февраля 2024 10:26
      Только вот воздушный бой индийских МиГ-21 и Су-30 против далеко не самых новых пакистанских Ф-16 закончился победой пакистанцев.
      1. +4
        7 февраля 2024 10:28
        Цитата: solar
        Только вот воздушный бой индийских МиГ-21 и Су-30 против далеко не самых новых пакистанских Ф-16 закончился победой пакистанцев.

        Кроме сухих цифр из технических характеристик, существует ещё и человеческий фактор, плюс подготовка пилотов
        1. +1
          7 февраля 2024 11:01
          Как раз реальный воздушный бой- это комплексная оценка. Оцениваются реальные самолеты с реальными пилотами, а не бумажные характеристики.
        2. +3
          7 февраля 2024 13:28
          Там самое главное разведка, целеуказание и радиолокационное поле. Ну и при единичных стычках тупо элемент случайности.
        3. +6
          7 февраля 2024 16:34
          Цитата: Голландец Михель
          существует ещё и человеческий фактор,

          а еще, представьте себе, Пакистан поднял 24 самолета, а Индия 8. Миг атаковал Ф-ку и был сбит, индусы заявляют, что ф-ку тоже сбили, но Пакистан не сознается. Вот такая победа.
        4. -3
          8 февраля 2024 11:09
          Цитата: Голландец Михель
          Цитата: solar
          Только вот воздушный бой индийских МиГ-21 и Су-30 против далеко не самых новых пакистанских Ф-16 закончился победой пакистанцев.

          Кроме сухих цифр из технических характеристик, существует ещё и человеческий фактор, плюс подготовка пилотов

          Сколько лет я слышу эти мантры...
          Мантры оправдания.
          И для самолётов, танков, ЗРК и всего и всего.
          Вот сейчас идёт сво.
          С нашими экипажами на нашей технике.
          И как?
          Прошел железный вал до Ла-Манша?
          1. +4
            8 февраля 2024 13:45
            Цитата: SovAr238A
            Мантры оправдания.
            И для самолётов

            Почему же оправдания? При прочих равных условиях человеческий фактор всегда главный
          2. +4
            8 февраля 2024 17:54
            А Леопёрды с Бредли дошли до Токмака????
          3. Комментарий был удален.
    4. +3
      7 февраля 2024 11:03
      Цикл жизни тяжелого истребителя больше, чем легкого. Меньше компромисов и больше возможностей к модернизации и установке оборудования и вооружения. Пример -Ф15, Су30 с Брамосом, МиГ31 с Кинжалом...ЛИ - всегда жесткие компромисы с весом
  2. +5
    7 февраля 2024 05:59
    Удивительная статья для Скоморохова.
    1. +1
      7 февраля 2024 17:21
      Я тоже удивился, но нет - все в порядке. Оказывается рафаль лучше, просто французы лол.. хи.
  3. +1
    7 февраля 2024 06:20
    Соглашусь с посылом статьи, и на свой лад так доформулирую: любое исследование (цель, задача) определяет свои критерии сравнения. Для науки не столько важен размер, сколько важна измеримость.
    Поэтому, автор верно в самом начале акцентировал: класс боевой единицы не важен, если мы рассматриваем комплексное решение и такой-же подход.

    И еще один довод в пользу очередной "наглой" работы автора )))..
    Вилка между ценниками на "Рафаль" и Су-30 будет с большей вероятностью увеличиваться. В силу перекосов в экономике Европы и благоприятствованием военных заказов в РФ в ближайшие 5 лет. Французские производители всегда ближе к рынку, чем наш ВПК, отсюда и устойчивость у них пониже, а значит цену на Су-30 мы сможем легче удерживать.

    Другое дело внешний фон, он пока не в пользу нас. По Индонезии..не совсем уверен.
  4. +5
    7 февраля 2024 07:04
    Доводилось читать, что Rafale как-бы и не совсем французский. Система катапультирования, кажется, британская, датчики некоторых систем управления - американские.

    А из доступных источников известно, что Rafale имеет на борту тепловизор высокой четкости, телевизионную камеру очень высокого разрешения, плюс дополнительные подвески для различных электронных плюшек будущего. Конструктивно самолет имеет моноблочное треугольное крыло, остающееся полностью маневренным даже при больших углах атаки.

    В целом, Rafale хоть и не идеальный, но хорошо сбалансированный самолет для выполнения многих задач, но только уж больно дорогой и, как мне представляется, сравнивать его с нашим Су-30 как-бы и не совсем корректно - это машины несколько иных классов и рассчитанные на разные кошельки...
    1. +7
      7 февраля 2024 07:26
      Доброе утро, Николай! hi

      Тогда и Грипен не шведский самолёт: кресло британское + на новых модификациях американские двигатели от General Electric. smile
      1. +4
        7 февраля 2024 08:03
        Цитата: Kojote21
        Тогда и Грипен не шведский самолёт

        Gripen считается шведским только потому, что собран в шведских ангарах, равно, как и израильский Kfir... wink
        Приветствую...
        1. +4
          7 февраля 2024 11:09
          Это не так. Кфир - компиляция Миража и ТРД от Ф16. После санкций от Франции.
          Гриппен - самостоятельная разработка. Современный ТРД - дело сложное и, да, Шведы купили лицензию на ТРД. Но Фюзеляж, БРЭО, АФАР, ракеты у них свои. Даже есть гражданский сертификат безопасности на военный самолет.
      2. +1
        7 февраля 2024 08:16
        Да там, по-моему, и на старых модификациях лицензионные американские движки стоят, но Швеции простительно, хоть она и имеет свою авиационную промышленность современные авиадвигатели могут строить только 4-5 стран в мире, а Швеция все-таки страна маленькая и ей было бы крайне сложно и дорого с такой задачей справиться.
        1. 0
          7 февраля 2024 08:52
          На старых двигатели от Volvo. Насколько помню, на основе от General Electric.
  5. +1
    7 февраля 2024 07:14
    В Египте


    Рафали давно уже служат (насколько я помню, с 2016 года, а то и ранее).
    1. 0
      7 февраля 2024 07:18
      Цитата: Kojote21
      В Египте


      Рафали давно уже служат (насколько я помню, с 2016 года, а то и ранее).

      Даже с 2015 (тогда Египетские ВВС приняли три первые машины) года.
  6. +6
    7 февраля 2024 08:18
    Потому и были проиграны тендеры в Южной Корее, Сингапуре, ОАЭ, Марокко, Швейцарии и Бразилии.
    Ну в ОАЭ был выигран тендер, причем по крупному - 80 самолетов, в декабре 2021
    https://topwar.ru/189883-francija-zakljuchila-samyj-krupnyj-v-istorii-kontrakt-na-postavku-istrebitelej-rafale-f4-inostrannomu-zakazchiku.html
    Еще контракт на 42 истребителя был заключен с Индонезией в прошлом году.
    Су-30 активно покупали в начале 2000-х, сейчас новых контрактов практически нет, в отличие от Рафаля. так что статья запоздала сильно
    1. +2
      7 февраля 2024 11:11
      Су30 стар уже. Пальму первенства Тяжелого истребителя на экспорт перехватывает Ф15ЕХ(СА) - вот пример современного 4++ самолета и того, что хотят и будут покупать клиенты с деньгами.
      1. 0
        8 февраля 2024 17:59
        Те кто будут покупать Ф15 даже при большом желании не смогут купить российский самолет, не дадут им этого сделать. А на есть что предложить в лоб Ф15-му, например СУ-35, ничем не хуже..
        1. 0
          8 февраля 2024 19:17
          Индия, к примеру. Вполне может и там и там
  7. +4
    7 февраля 2024 08:49
    Конечно печально, что в статье о Рафалях и Су30 нет сравнений ТТХ разных серий.
    Вообще никаких.
    Хорошо, что нет попыток сравнить цены на Рафали и Су, потому что метод "деление суммы контракта на штуки" не работает от слова "совсем". Еще лучше, что автор не называет, сколько и как за самолеты нам платит братский Казахстан и не менее братская Эфиопия.
    Строго говоря, даже о существовании разных серий с разными ТТХ и разных вариантов Рафалей для разных стран тоже если и станет известно любознательному читателю, то не из этой статьи.
    "Индийский тендер MMRCA: уроки и выводы для России" https://bmpd.livejournal.com/1432807.html По ссылке любознательный читатель может узнать действительную историю индийского контракта. Правда, выводы уже устарели.

    Но что совсем печально, так это то, что авторы Военного Обозрения, имеющие непосредственное отношение к самолетам Су, так до сих пор и не вывели серию статей о линейке "от Су27 до Су57"! request
    1. +2
      7 февраля 2024 11:04
      ...до Су57"!

      Не торопятся с Навальным и Стрелковым рукавицы шить?:))
    2. +2
      7 февраля 2024 16:37
      Ну что вы сразу то ))
      Роман первый раз может написал что-то хорошее про наш ВПК и сразу - где ТТХ, че так мало, а че - жена, спортсмен? а если найду? laughing
      1. 0
        7 февраля 2024 22:10
        Цитата: Foxmara
        и сразу - где ТТХ

        По третьему разу будем обсуждать максимальный и предельный взлетные веса? ИМО, уже и автор и фанат Рафаля Maxim G поняли, что это бессмысленно.
  8. +1
    7 февраля 2024 09:40
    Лучше всех могут сказать какой самолёт лучше это Индия. Они могут провести учебный бой между этими самолётами без посторонних глаз в различных условиях и лётчиками со средней квалификацией какие
    обычно большинство во всех армиях мира. Может так и было, почему индийцы и отказались от крупной партии "Рафалей"
    МИГ -35 это не до оценённая машина. По ТТХ она превосходит СУ-75. Она также подходит для лётчика средней квалификации. И её запросто можно поставить на поток. Опять же можно реально проверить МИГ-35 в учебных боях с западными истребителями. В чём проблема с МИГом -35 непонятно.
    У нас есть опыт по ВМВ по выбору истребителей на вооружение военной авиации. soldier
    1. +2
      7 февраля 2024 12:02
      Проблема с мигом в том что он опоздал минимум лет на 10 и собственно даже сечас не развернуто ничего для его серийного производства. Т.е. даже если каким-то чудом будет контракт, до выхода самолетов опять пройдут годы. И тут уже 35го задвигает в сторону 75й, который при соспоставимой цене однозначно лучше во всём.
      1. -1
        7 февраля 2024 12:51
        В чём СУ-75 эта крашенная фанера лучше уже воюющей боевой машины МИГ-35? В Интернете даже путаница по ТТХ СУ-75. Разброс скорости от 1900 до 2500 км. Кому хотят сделать этот самолёт? Везде пишут с упоением на экспорт.
        И кому? странам типа Эквадора? Сейчас когда мы ведём с трудом СВО, и с тысячей проблем гражданской авиации и военно-транспортной.
        Сколько лет проходит как показывает практика от чертежа до полётов в железе, не говоря о боевом применении - лет 10-15,20? Как например СУ-57.
        МИГ-35 он есть и уже в боевых эскадрильях, основан на менталитете русского лётчика и будет актуален лет 20,25 что нормальный срок для истребителя.
        1. +3
          7 февраля 2024 22:03
          А если включить голову и не пытаться задавить галимой промагандой для ура патриотов?
          Воюющий Миг-35? Серьезно? А не подскажете сколько этих самых Миг-35 да еще в боевых эскадрильях?))) Пальцев на одной руке хватит посчитать +1? И это предсерийные штучные образцы. И никто не говорит ни о готовности начать именно серийное производство, ни о тому что оно вообще планиируется, ни о том что делаются каккие-то движение в подготовке к производству - сборочная линия, кадры, готовность смежников поставлять оборудование в серийных масштабах. Да он есть в металле и даже летает. И да, Миг-35 хороший самолет если смотреть по ТТХ. И да лично мне он очень нравится. Таким должен был быть Миг-29 изначально. Но это лишь подтверждает мои слова, что самолет опоздал. Нет был бы их парк в 100-150 бортов уже сейчас, вопросов нет. Они бы представляли из себя силу и производство их было бы оправдано еще лет 10. Но их нет, как нет и производства, и это основная причина пролета "фанеры" над Дели. И если не истерить как ребенок - хочу конфетку (Миг-35) и всё, а подумать, что получится в перспективе если сейчас начать разворачивать производство, то получится ерунда. Деньги на всё из воздуха не появляются. Вложим в Миг-35, значит заберем из другого места. От того же Су-75, который далеко не эфемерная машина. Фактически для него уже все есть. БКО отработан на Су-57, технология производства планера тоже. И последний компонент - двигатель тоже сделан. Никаких препятствий для сборки испытательных образцов нет. А благодаря тому что многие компоненты испытаны уже на Су-57, думаю программа испытаний серьезно сократиться. Унификация Су-57 и Су-75 к тому же дает хороший выигрыш по цене, стоимости обслуживания и логистики. Также плюсом идет то что Су-75 получают полную совместимость с новейшим вооружением разработанным для Су-57. Можно еще много писать, но лень)) Просто можно понять одну вещь - Су-75 будет. Это факт. Который надо принять и смириться всем фанатам Мига. И когда он взлетит, а взлетит он скоро, Миг-29/35 уйдет в историю. Ни один покупатель его не купит.
          1. +1
            8 февраля 2024 07:30
            МИГ- 35 где то 6-7 штук, и все они воюют в СВО. Это официальное заявление МО России, плюс его макет выставлен на международной оружейной выставке. Так же МО заявило что решение о серийном выпуске МИГ-35 в последней стадии принятия, после анализа действий в СВО.
            Самолёт с такими ТТХ нужен здесь и сейчас и производство уже готово его выпускать.
            15-20 лет военные ждать СУ-75 не будут. Даже если всё сложится первый СУ-75 полетит лет через пять, что на мой взгляд невероятно. И потом зачем нам урезанная версия СУ-57 с одним мотором? При том что всё что будет у СУ-57 будет у СУ-75, но всё ТТХ будут хуже, и по сравнению с МИГом тоже. Здесь нет фанатизма а есть практичность и целесообразность.
            1. 0
              8 февраля 2024 16:13
              Ну... МО РФ много чего заявляло официально, и далеко не всегда это оказывалось правдой, а если точнее, всё оказывалось либо ложью, либо вообще никак не комментировалось когда речь заходила о потерях и громких провалах. Так и про Миг-35 сложно что-то сказать, потому что про них, как про покойников, либо хорошо либо ничего, скорее всего второе. Так как реальной работы им там нет. Воздух лучше контролирует и чистит трио Су-35, Су-57 и Миг-31, землю Су-34 постоянно и периодически Миг-31К(И) плюс вертикальные. Каждый лучше Миг-35 в своей сфере, плюс идет отработка новых образцов вооружений именно для этих машин. Про что-то новенькое для Миг-35 ничего не слышно. Ни ракет, ни интеграции ФАБ с УМПК. Возможно приняли где-то участие, но это была разовая акция.
              Заявления о вот вот и последней стадии принятия решения... уже ассоциируется с последней стадией рака, и смирением с мыслью, что пациент едет в морг, но хочется еще потянуть время.
              Цитата: Солдатов В.
              И потом зачем нам урезанная версия СУ-57 с одним мотором?

              А зачем нам двухдвигательный не то легкий (по заявлениям разработчиков) не то почти тяжелый (по факту 20+ тонн) истребитель, который внезапно тоже значительно хуже Су-57?
              Цитата: Солдатов В.
              При том что всё что будет у СУ-57 будет у СУ-75, но всё ТТХ будут хуже, и по сравнению с МИГом тоже.

              Зачем так нагло врать то?)))
              Цитата: Солдатов В.
              Здесь нет фанатизма а есть практичность и целесообразность.

              Покажите где, а то я перечитал несколько раз, так и не нашел ни практичности ни целесообразности. Еще раз повторю: был бы парк 100-150 минимум и реальное серийное производство - вопросов нет. А так... Те предприятия на которых якобы можно производить непонятно в каком состоянии. Про них говорили, что и оборудования и людей нет. А заявления про готовность вот-вот завтра начать, не более чем популизм. Чему больше верится так как миг давно ничего не производит.
              1. 0
                8 февраля 2024 17:00
                Я верю что МИГ- 35 будут производить, цена, качество, ТТХ лучше самолёта нет.
                Что означает Jd 1979 ?
                1. +2
                  8 февраля 2024 18:08
                  Цитата: Солдатов В.
                  Я верю что МИГ- 35 будут производить

                  Ну вот собственно и весь ответ. Вера не нуждается ни в логике ни в обосновании.
                  цена, качество, ТТХ лучше самолёта нет.

                  К сожалению для РСК Миг и верующих в Миг-35 есть. И в серии у западных производителей. И скоро появится в России. Такова реальность. Я ее принял и смирился)), хоть Миг-29/35 и Су от 27 до 35 (за исключением 34) мои любимые, в плане эстетики, самолеты, но все со временем меняется на новое.
                  Цитата: Солдатов В.
                  Что означает Jd 1979 ?

                  Ф.И.Год))
  9. +11
    7 февраля 2024 09:44
    У автора статьи фантастические способности писать огромные статьи ни о чем, видно что в школе он был лучшим в плане сочинений.
  10. +6
    7 февраля 2024 09:46
    Прочитал статью и не нашёл сравнительного анализа характеристик Рафаля и СУ. Что насчёт сравнений хотя бы радаров? Автор знает что такое АФАР? Где объективное сравнение применяемого оружия? Это для начала. Если автор об этом напишет, то могу ещё вопросы накидать.
    1. +3
      7 февраля 2024 11:24
      Цель автора накидать простыню, не более. ТТХ тут скорее опровергнут автора)), хотя он и без них, как обычно, справился. Так как неоднократно подчеркнул, что весь выигрыш Су-30 заключается только в неадекватности францусзкой стороны как продавца. Хотя и ТТХ успел затронуть так чтобы показать, что француз намного лучше)
    2. 0
      7 февраля 2024 22:07
      Цитата: Косильщик ромашек
      Автор знает что такое АФАР?

      А какой "архитектуры"?
  11. -5
    7 февраля 2024 10:35
    "Рафаль" - это попытка затянуть легкую машину в класс тяжелых. Понятно попытка заведомо проигрышная, но французы упорно прыгают на граблях. Ну и конечно стоимость.
    1. +4
      7 февраля 2024 11:10
      Понятно попытка заведомо проигрышная...

      А из чего это понятно? Удачный самолет, хорошая электроника. А насчет стоимости- её тянет электроника.
      1. 0
        7 февраля 2024 12:02
        Электроника все была дорогой. Но самолет поколения 4 +, дороже самолета 5 - го поколения - это немножко перебор.
        1. +1
          7 февраля 2024 12:23
          Еврофайтер не дешевле, а то и подороже Рафаля будет. Это Ф-35 оказался недорогим (относительно, конечно).
          1. -5
            7 февраля 2024 13:23
            Еврофайтер - тоже не шедевр. Собственно говоря - это два продукта, одной программы. Гейропа начала создавать свой объединенный аэроплан, а потом каждый пошел своим путем. Французы сделали "рафаль", остальные "еврофайтер". Они довольно схожи, потому что исходники у них одни. Недостатки - стоимость, тоже.
            1. +2
              8 февраля 2024 01:28
              Собственно говоря - это два продукта, одной программы.

              Еврофайтер создавался концерном Eurojet Turbo, туда вошли англичане, итальянцы, немцы и испанцы. Французы не входили. У них в это время Рафаль уже летал.
              Самолеты дорогие из-за продвинутой электроники.
              1. -1
                8 февраля 2024 10:09
                Изначально создавался "еврофайтер" и французы тоже участвовали, разбежались уже позже. Когда разошлись во мнениях. Точно также, как и общеевропейский фрегат, из которого потом вышли Германия и Англия, и общеевропейский танк. Который тоже не получился.
        2. Стоимость самолëта F-22 411кк зелени, кто из 4.5+ догнал и перегнал?
          1. 0
            13 февраля 2024 15:28
            "Раптор" тяжелый МФИ, продолжение Ф - 15. Сравнение не совсем корректное. Как и попытка "затянуть" "рафаля" в категорию "тяжелых".
    2. +1
      7 февраля 2024 11:13
      Это средний истребитель - МиГ35, Ф18, ЕФ2000, Ф35.... в одном весе. Ф2 японский.
  12. 0
    7 февраля 2024 11:00
    играют тендер на «Рафаль», а покупают в итоге Су-30МК.
    Рафаль вполне продается и сейчас, Су30- уже нет... он устарел и его нужно модернизировать.
    1. -1
      7 февраля 2024 12:05
      Какие партии "рафалей" закуплены в последнее время? А Су - 30, та же Индия, постоянно закупает по 10 - 12 машинокомплектов, для восполнения убыли и дальнейшего развития. А уж если сравнить стоимость, то тут и говорить не о чем.
  13. +1
    7 февраля 2024 12:41
    По большому счету – немного. M и N – одно- и двухместный авианосного базирования, ВМ – носитель ядерного оружия и по две модификации (1 и 2-местные соответственно) для Египта и Индии.

    Для Франции 3 модификации.
    В двухместный для ВВС.
    С одноместный для ВВС.
    М одноместный для ВМФ (палубный).

    Никаких двухместных палубных не существует.
    1. 0
      8 февраля 2024 01:20
      Двухместный Rafale N для авианосцев планировался, но не был создан из-за бюджетных ограничений.
      Rafale N
      Originally called the Rafale BM, was a planned missile-only two-seater version for the Aéronavale.[125] Budgetary constraints have been cited as grounds for its cancellation.[343]

      https://en.wikipedia.org/wiki/Dassault_Rafale
      1. 0
        8 февраля 2024 02:42
        Зачем писать об этом?
        Если он не производился.

        what
        Цитата: solar
        Двухместный Rafale N для авианосцев планировался, но не был создан из-за бюджетных ограничений.
  14. -2
    8 февраля 2024 15:52
    Сколько критикую автора, а тут такая хорошая статья.
  15. 0
    11 февраля 2024 04:15
    "Вот Малайзия и Индонезия, которые вообще не были замечены в пристрастии к российскому вооружению – заказали нормальные партии самолетов."
    А вот и неправда, "Поздравляю вас, гражданин, соврамши!"
    Малайзия ещё в начале-середине 90х купила, и вполне себе успешно эксплуатировала МиГ-29, примерно тогда же Сухими заинтересовалась Индонезия.
    Так что обе эти страны для нашей авиатехники вполне себе привычны, и, кроме того, - да, по политическим причинам, - но вполне официально контракты на закупку, включая самое ближайшее прошлое, аннулировали Алжир (сейчас по Су-35, а до этого - по МиГ-29), а также Индонезия (уже во второй раз) и Египет.
  16. 0
    11 февраля 2024 06:03
    часто в тендерах побеждает не ттх а политика.
  17. 0
    11 февраля 2024 16:26
    Цитата: SovAr238A
    Цитата: Голландец Михель
    Цитата: solar
    Только вот воздушный бой индийских МиГ-21 и Су-30 против далеко не самых новых пакистанских Ф-16 закончился победой пакистанцев.

    Кроме сухих цифр из технических характеристик, существует ещё и человеческий фактор, плюс подготовка пилотов

    Сколько лет я слышу эти мантры...
    Мантры оправдания.
    И для самолётов, танков, ЗРК и всего и всего.
    Вот сейчас идёт сво.
    С нашими экипажами на нашей технике.
    И как?
    Прошел железный вал до Ла-Манша?

    А что, кем-то реально, а не в игре на карте, ставилась такая задача?
  18. Прочитал первую строку и сразу смотреть автора: так и есть, это Р. Скоморохов, дальше можно не читать.
  19. 0
    13 февраля 2024 20:15
    Главная проблема Рафаля - это политики в Париже. Точнее сказать полностью отсутствие политической воли и собственного мнения. Если ты покупаешь французкий самолет, то даже после гибели любого опозиционного политика в твоей стране, есть большой шанс попасть под санкции и прекращение обслуживания купленных самолетов