«Технологический скачок»: новые итальянские подлодки оснастят литий-ионными аккумуляторами

47
«Технологический скачок»: новые итальянские подлодки оснастят литий-ионными аккумуляторами

В ходе разработки итальянских подводных лодок U212 NFS нового поколения было принято решение оснастить их передовыми литий-ионными батареями.

Первой в мире субмариной на литий-ионных аккумуляторах стала японская ПЛ Oryu типа Soryu. Это позволило отказаться как от традиционных свинцово-кислотных батарей, так и от воздухонезависимых двигателей Стирлинга.



ВМС Италии решили пойти этим же путем, заказав две субмарины немецкого проекта U212 NFS (с опционом на еще две ПЛ)

Ранее прототипы компонентов литий-ионных аккумуляторов прошли важный комплекс испытаний на производительность и безопасность, что стало важной вехой на пути к их внедрению на борта будущих U212 NFS.

Решение в пользу лития отражает стратегический шаг в области энергоснабжения

- говорится в издании Defensa.

Как поясняется, результаты испытаний литий-ионной аккумуляторной системы указывают на повышение эксплуатационной эффективности подводных лодок, одновременное улучшение двигательной установки и рост времени пребывания в море, сокращение затрат на техническое обслуживание и обеспечение высочайшего уровня безопасности на борту.

Этот технологический скачок подчеркивает приверженность Италии инвестициям в передовые инновации

- отмечается в издании.

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 февраля 2024 15:52
    обеспечение высочайшего уровня безопасности на борту.
    это под вопросм. вспыхивают ЛИ
    1. +2
      6 февраля 2024 15:56
      А эти нет! ( а мой шарик входит, смотри, Пятачок!)
    2. +1
      6 февраля 2024 16:02
      Ну, если воды не будет ( wassat ), то все норм, особенно с LTO аккумуляторами, довольно безопасны, даже при механических повреждениях. Но воды, да, все боятся.
    3. +1
      6 февраля 2024 16:19
      Можно продумать пассивную защиту от возгорания АКБ. В связи с тем, что литий-ионый АКБ в отличии от свинцово-кислотных практически не требуют обслуживания, их можно вынести в изолированные отсеки, а для борьбы с возможным возгоранием поставить мощную систему подачи хладогена (тушить литий-ионные АКБ бесполезно, при возгорании их нужно охлаждать )
      1. +3
        6 февраля 2024 16:25
        Все-же безопасней их делать в виде ракетных шахт и при возгорании просто отстреливать аварийную ячейку. Заодно и как приманка/отвлекалка сойдет (горячая, большая, железная, шумит пузырьками парагаза) laughing
        1. -2
          6 февраля 2024 16:57
          Все-же безопасней их делать в виде ракетных шахт и при возгорании просто отстреливать аварийную ячейку. Заодно и как приманка/отвлекалка сойдет (горячая, большая, железная, шумит пузырьками парагаза)

          IMHO, это отличная идея, поврежденную АКБ можно "отстреливать" вниз - под силой тяжести сама будет выпадывать из открывшейся шахты.
          1. 0
            6 февраля 2024 20:50
            Цитата: Cympak
            IMHO, это отличная идея, поврежденную АКБ можно "отстреливать" вниз - под силой тяжести сама будет выпадывать из открывшейся шахты.

            Идея действительно хорошая, но вот не задача. давление и вода, а вода соленая, которая любит разъедать все.
            1. 0
              7 февраля 2024 09:48
              А как же БР стоят в шахтах, там начинка не менее нежная. И контакты электрические присутствуют.
        2. +1
          6 февраля 2024 20:36
          Цитата: vadimtt
          Заодно и как приманка/отвлекалка сойдет (горячая, большая, железная, шумит пузырьками парагаза)

          Вы правы. Лучше способа ОБОЗНАЧИТЬ свое место для ПЛС противника придумать трудно! Хотя, нет. Есть способ: -- всплыть в НП и вывесить транспарант -- "Алё, янки/дойчеры/джапаны -- Я здесь! Можно бомбить, торпедировать -- мое место надежно обозначено! " laughing
          1. +1
            7 февраля 2024 09:47
            Если дело дошло до отстрела контрмер, то лодка давно обнаружена feel
      2. 0
        6 февраля 2024 20:49
        Цитата: Cympak
        тушить литий-ионные АКБ бесполезно, при возгорании их нужно охлаждать )

        На ПЛ охлаждать лучше забортной водой, особенно литий!!!
  2. +1
    6 февраля 2024 15:58
    Ну, если так всё "передово" и "зелено"...
    Стесняюсь спросить...
    А чем эти аккумуляторы заряжать будут во время пребывания в море?
    Где ветряк стоять будет?!
    1. +1
      6 февраля 2024 16:04
      Есть вариант материнского корабля-генератора, есть вариант заряжаться только в порту на весь поход (коротенький, но для патрулирования побережья достаточно), ну и классика - от своих дизель-генераторов под шнорхелем.
      1. 0
        6 февраля 2024 16:30
        Дизель?!!
        Фу... Это же так... не экологично!
        Куда смотрит Грета?!..
        На чей-то шнорхель, наверное... wassat
        Выросла девочка. Не до выбросов ей...
        1. +1
          6 февраля 2024 17:32
          Конечно выросла, и даже уже совершеннолетней стала.
          1. 0
            6 февраля 2024 20:52
            Цитата: Авиатор_
            Конечно выросла, и даже уже совершеннолетней стала.

            Уже и срок получила, и отсидеть успела.
    2. +5
      6 февраля 2024 16:15
      Я Вам открою секрет: почти на всех лодках с ВНЭУ стоят дизеля для нормального надводного хода. И на лодках с литий-ионными аккумуляторами тоже наверняка будут дизеля.
      На нашей лодке Лада реализован принцип полного электродвижения, то есть, на валу электродвигатель, который питается или от аккумуляторов, или от дизеля через генератор. Сейчас дальность подводного хода 650 миль на скорости 3 узла, получается около 10 суток под водой на аккумуляторах. Если поставить более современные АКБ, то этот параметр резко возрастет.
      Над безопасностью ЛИАБ сейчас активно во всем мире работают. Есть варианты с несколько худшими показателями, но безопасными.
      1. +1
        6 февраля 2024 20:54
        Цитата: shikin
        Над безопасностью ЛИАБ сейчас активно во всем мире работают. Есть варианты с несколько худшими показателями, но безопасными.

        Натриевые АКБ, хуже на 25% по плотности, но лучше по ресурсу.
        В воде а тем более соленой натриевые не лучше литиевых. Но если прямого контакта с водой нет, то нормально.
      2. +3
        6 февраля 2024 21:16
        Цитата: shikin
        около 10 суток под водой на аккумуляторах. Если поставить более современные АКБ, то этот параметр резко возрастет.

        По данным открытых источников японская НАПЛ "Сорю" с новыми ЛИАБ способна двигаться под водой со скоростью 10,0 уз -- 280(!)часов, а на скорости подводного хода 7,0 уз -- 33,3 суток (!).
        В такой ситуации ТОФ и ВМС НОАК могут спасти только ПЛА 4-го поколения с полным электродвижением. Для китов на сегодняшний день это -- недостижимая мечта. А у нас только 885М проект на сопоставимых ходах. Что с Калиной -- тишина. Либо все очень секретно. Либо похвастать пока нечем. Второе вероятнее всего. Увы.
        Говорю об этом с болью в сердце, потому как понимаю, что от этого зависит жизнь наших подводников.
        1. +1
          7 февраля 2024 11:00
          Безусловно, лодки "Сорю" с ЛИАБ очень опасны, как и следующие после них лодки "Тайгей".
          Выскажу свои мысли: какие задачи стоят перед ними? Скорее всего, действия в большой акватории Тихого океана. У нас эта задача ложится на АПЛ "Ясень". Для ДЭПЛ - работа в прибрежных районах.
          По поводу наших лодок с ЛИАБ: "Лада" имеет скорость хода в 21 узел с питанием от дизель-генератора (и, может и АКБ), значит, проблем с эл. двигателем нет. Проблема только с ЛИАБ. Думаю, после истории с "Лошариком" военные очень серьезно подходят к надежности и безопасности ЛИАБ. Сейчас есть в разработке несколько более безопасных вариантов, думаю, вопрос времени. По крайней мере, железо-фосфатные ЛИАБ, которые применяют в транспорте, уже довольно безопасны.
        2. 0
          8 февраля 2024 05:42
          Данные открытых источников даются для дезинформации вероятного противника,так что им верить никак нельзя.
    3. +2
      6 февраля 2024 16:48
      Цитата: Смею_заметить_
      А чем эти аккумуляторы заряжать будут во время пребывания в море?

      Генератор от двигателя внутреннего сгорания
    4. 0
      8 февраля 2024 02:11
      Цитата: Смею_заметить_
      Ну, если так всё "передово" и "зелено"...
      Стесняюсь спросить...
      А чем эти аккумуляторы заряжать будут во время пребывания в море?
      Где ветряк стоять будет?!

      Это обычная дизель-электрическая лодка, только свинцово-кислотные АКБ заменили на литиевые, гораздо большей емкости. А чисто электролодку сейчас пока разрабатывают (французы, например), она еще не скоро появится.
  3. -5
    6 февраля 2024 16:04
    А вам китайцы продадут эти аклиматоры?
    1. 0
      6 февраля 2024 16:15
      китайцы продадут
      В Венгрии 18млн в год производят.
      1. 0
        6 февраля 2024 16:22
        А африканцы венграм литий? laughing
        1. 0
          6 февраля 2024 16:25
          африканцы венграм литий?
          Южноамериканцы уже продают, и раньше продавали- деньги им нужны. За африканцев не знаю, но если они наладят добычу- тоже будут продавать.
          1. 0
            7 февраля 2024 09:44
            Судя по тому, что относительно случайно находят в Африке, скоро "южноамериканский треугольник" не будет самой большой кубышкой. И Китайцы ой не зря в Африку лезут, ибо в Америках пирог уже поделили, а в Африках еще нет.
  4. +2
    6 февраля 2024 16:29
    И в чем рывок? Японцы и южные корейцы уже лет пять, как на них ходят. Хоть бы не позорились)))
  5. ANB
    -1
    6 февраля 2024 16:42
    Я так понял, с ВНЭУ не прокатило. Получаем обычные дизель электрические ПЛ с более емкими аккумуляторами. Что позволит, возможно, убрать с них дизель, сократив автономность.
  6. +4
    6 февраля 2024 16:44
    Странно ! "Весь мир" переходит на литий-серные аккумуляторы; а тут...литий-ионные... !
    Преимущества литий-серного аккумулятора перед литий-ионным
    Они дешевле в производстве
    Их проще и быстрее создавать
    Меньше вес при в 2 раза большей плотности
    Ёмкость в 3-5 раз больше при соизмеримых размерах
    Менее опасны для экологии и окружающей среды
    1. +1
      6 февраля 2024 19:21
      Недостатки Литий-серных батарей

      Несмотря на ряд преимуществ, литий-серные батареи (Li-S) также имеют некоторые недостатки и ограничения, которые важно учитывать:

      1.Проблемы с цикличностью и саморазрядом. Li-S батареи подвержены проблемам с долгосрочной цикличностью. После многократных циклов заряда и разряда они могут потерять емкость, что ограничивает их срок службы. Кроме того, Li-S батареи имеют высокий уровень саморазряда, что означает, что они могут разряжаться даже при отсутствии использования.

      2.Проблемы с образованием отложений. В процессе циклов заряда и разряда на аноде могут образовываться лишние отложения лития, что снижает производительность батареи и может вызвать короткое замыкание.

      3.Необходимость усовершенствований. Технология Li-S батарей все еще находится на этапе активного исследования и разработки. Для того чтобы реализовать полный потенциал этой технологии, требуется устранить описанные недостатки и преодолеть технические вызовы.

      4.Ограничения в температурных условиях. Хотя Li-S батареи обладают хорошей работоспособностью при низких температурах, при высоких температурах они могут сталкиваться с проблемами, такими как образование газов и термическое разложение.

      Несмотря на эти недостатки, активные исследования и разработки продолжаются с целью совершенствования технологии Li-S батарей и преодоления перечисленных ограничений.

      https://e-solarpower.ru/stati/litiy-sernye-batarei-vzglyad-na-buduschee-energetiki/
      1. 0
        6 февраля 2024 21:52
        Цитата: Bad_gr
        Недостатки Литий-серных батарей

        Дык,и у "прежних " аккумуляторов (АКБ,NiCd,NiMH,и Li-Ion, и прочих...)имеются подобные недостатки (!)...и потеря емкости, и саморазряд ! У кого нет недостатков ?
        1. +1
          6 февраля 2024 22:49
          Цитата: Nikolaevich I
          У кого нет недостатков ?
          Не все недостатки можно терпеть в подводной лодке. На мой взгляд для подводной лодки больше всего подходят Литий-железо-фосфатные (LiFePo4) аккумуляторы. При работе и зарядке никаких газов не выделяют, не огнеопасны, ёмкость гораздо выше, чем у свинцовых, хотя литий-ионным (Li-ion) и уступают. Заряжать можно очень большими токами, а значит меньшее, чем у свинцовых время зарядки. Технология производства хорошо отработана и у нас в стране их выпускают несколько предприятий.
          1. 0
            6 февраля 2024 23:23
            Цитата: Bad_gr
            Литий-железо-фосфатные (LiFePo4)

            Я тоже обратил внимание на эти аккумуляторы ! Но "досконально" изучить их не успел ! И про то,что их производство налажено в России ...не знал или забыл !
            1. 0
              7 февраля 2024 02:25
              Цитата: Nikolaevich I
              производство налажено в России
              Насколько локализовано производство по каждому производителю, не скажу. К примеру у "Энергии" - до недавнего времени, только электролит из Китая, остальное всё своё.
              http://www.invertor.ru/akb.html
              https://www.liotech.ru/products/ - завод «Лиотех»
              https://titanat.ru/
              https://neter.market/about/
              1. 0
                7 февраля 2024 09:53
                У нас вообще беда с жидкостями. Почему, непонятно, вроде и химическая отрасль довольно развита.
    2. 0
      6 февраля 2024 20:58
      Цитата: Nikolaevich I
      Странно ! "Весь мир" переходит на литий-серные аккумуляторы; а тут...литий-ионные... !
      Что может быть лучше, чем на глубине 50 метров потерять батарею. А так да, очень хорошо, но очень ненадежно.
  7. -4
    6 февраля 2024 16:48
    Как они там в НАТО достали со своими инновациями... Каждый день одни только изобретения показывают. А как выяснилось на поле боя все это не работает! Одна болтовня и пиар. Впрочем, и Гитлер весь мир стращал вандерваффе, в итоге в яме закончил!
    1. -2
      6 февраля 2024 17:10
      Как они там в НАТО достали со своими инновациями... Каждый день одни только изобретения показывают. А как выяснилось на поле боя все это не работает! Одна болтовня и пиар.

      Точно! Наш-то аналоговнет несомненно лучше! Наш РЭБ уже положил всю связь, БПЛА и ослепил спутники врага. Наша ВКС уничтожили все древнее советское ПВО врага, наш флот господствует в черном море и осуществляет полную блокаду вражеского побережья и высаживает десанты где хочет и когда хочет. Наши артиллеристы подавили недоартиллерию НАТО и сейчас изолирует поля боя, громя колонны снабжения и места сосредоточения противника..... и уже почти 2 года назад был проведен Парад Победы в Киеве, как говорится повторили......
      Может, хватит врага недооценивать и шапками закидывать?

      «Недооценка противника – крайне опасная штука». И.В. Сталин. Беседа с А.С.Яковлевым. 26 марта 1941 г. Соч., т.15, изд.1, с.18.
      1. -1
        6 февраля 2024 17:13
        Я уже этот пост читал! Это дубль или копипаст! Где практическое применение этих высоких западных технологий? И почему рыбаки обули в лапти матрасов, можете ответить?
  8. +3
    6 февраля 2024 17:03
    Вот и замечательно. Нам не надо разрабатывать ВНЭУ. Видимо, это тупиковый путь был.
    1. -1
      6 февраля 2024 21:54
      Цитата: Imperor_Alive
      Нам не надо разрабатывать ВНЭУ.

      А как бороться с НАПЛ супостата на Балтике, ЧМ, на подходах к базам АПРК СФ и ТОФ? Нужно. Только денег и ума не хватает. Была крайне перспективная разработка -- газовая турбина замкнутого цикла, которую ваял Лазурит. Даже провел испытания. Обещали к 2023 году, край 24-ому довести до ума. Но пока тишина. Нам нужны новые высокоэффективные накопители энергии. Ак. Велихов как-то обмолвился, что этот вопрос УЖЕ РЕШЕН. Наверное только для космоса, а до подплава (ну, может за исключением ГУГИ) эта фишка пока не дошла. Хотя есть хорошие наработки по натриевым источникам питания. Опять же магниевые, ну и бетта-вольтные АБ на основе пьезо кристаллов...
      Но до флота, на сколько мне известно, пока все это не дошло...
      АГА.
  9. -2
    6 февраля 2024 18:04
    Действительно-для работы приборов и зарядки телефонов и такой хватит-чего же еще надо? laughing
    1. +1
      6 февраля 2024 18:30
      Опасность ЛИАБ безусловно есть, но сводится к минимуму если элементы батареи упакованы в стальной баллон или прочный герметичный контейнер , что собственно и делается на подводных лодках, при этом габариты и вес батареи остается как у свинцового аккумулятора , увеличивается только емкость. Опасность будет представлять например заряженный элемент если его скажем рубить топором, но если его предварительно засунуть в трубу и загерметизировать то взрыва подобного взрыву ВВ не получится
  10. +2
    6 февраля 2024 19:19
    Была лодка золотая, а стала платиновая.
  11. 0
    16 февраля 2024 16:38
    Может, хватит врага недооценивать и шапками закидывать?

    Как раз наоборот. Питались во всем запада копироват и докатились до 2 года и более СВО.
    Хорошо что авианосец не сделали на море, но катеров и барж нет.
    Нет морские подлодки-малютки для господство в прибрежних водах, нет морских надводних и подводних дронов, нет носителей легкого управляемого оружия. Какая хорошая работа могли делать обичние ПТРК Малютка на катерах или баржах с ОФ боевой части против вражеских БЕК или ФПВ дронов.