Как F-14 сбил F-4? Что ему за это было

13
Как F-14 сбил F-4? Что ему за это было

Стрельба по своим или friendly fire – очень неприятное происшествие. Но, как все мы уже знаем, вполне обычное событие во время боевых действий. Другое дело, если это случается во время учений – казалось бы, уж там-то должны приниматься все возможные меры, чтобы такого не случилось. Однако, если есть ружье, то оно обязательно выстрелит – и в сентябре 1987 года нескольким летчикам ВМС и ВВС США довелось убедиться в справедливости этого правила.

Участники:



– USS Saratoga, второй по счету авианосец типа Forrestal. Эти корабли впервые были названы super-carrier из-за своего гигантского по тем временам водоизмещения 75 000 тонн и способности нести на себе 90–100 самолетов. В сентябре 1987 года «Саратога» находилась в Средиземном море у побережья Сардинии и участвовала в учениях Display Determination-87, задачей которых было оценить способности флотских F-14 защитить свой плавучий аэродром.


– Grumman F-14 Tomcat б/н 162707, позывной «101» – двухместный палубный истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Именно на нем летал Том Круз. На момент событий принадлежал к эскадрилье VF-74, базировавшейся на авианосце.

Его экипаж: LTJG (lieutenant junior grade) Timothy W. Dorsey и Lt. Cmdr (lieutenant commander), Edmund Holland (позывной «Датч») – соответственно пилот и офицер наведения F-14.

– McDonnell Douglas RF-4C Phantom II б/н 69-0381, разведывательный вариант двухместного истребителя F-4. Экземпляр, о котором пойдет речь, принадлежал 26-му разведывательному крылу, базировавшемуся в ФРГ. На момент событий он выполнял роль «агрессора» и имел позывной «Vodka-51» – что бы это ни значило.

Его экипаж: Capt. (captain) Michael Ross и 1st Lt. (first lieutenant) Michael Sprouse – соответственно пилот и офицер наведения RF-4C.

Далее я буду писать их фамилии кириллицей и так, как они слышатся.

Поскольку «Томкэт» принадлежал к ВМФ, то его пилоты имеют морские звания, несколько отличающиеся от сухопутных. Так, LTJG является всего-навсего вторым по счету офицерским рангом в ВМФ, между мичманом и лейтенантом.

Из всех участников самыми интересными для нас будут Дорси и Росс. Дорси на тот момент было 25 лет, и по американским меркам он был совсем молодым летчиком с налетом менее 200 часов. На авианосец он прибыл, когда тот находился с кратковременным визитом в порту Пальма-де-Майорка, а через несколько недель уже участвовал в учениях. Что до Майкла Росса, мне не удалось узнать о нем ничего особенного, но если судить по званию, он должен быть более опытным летчиком.

Вот они, наши главные герои, Дорси и Росс.


На фото Дорси уже гораздо старше, обзавелся очками и нашивками капитана, а Росс все такой же молодой. Возможно, как раз перед вылетом в Средиземное море.

О том, что произошло в воздухе, очень хорошо рассказывает бывший летчик Ward Carroll, когда-то летавший в задней кабине F-14. Он сейчас пенсионер и ведет блог на «Ютюбе». Поскольку ютюбовские ссылки с некоторых пор не работают, то тем, кто этого захочет, придется поискать это видео самостоятельно, по названию How a Navy Tomcat Shot Down an Air Force Phantom. Обычно рядом с ним выскакивает еще одно видео, с записью экрана тактической телевизионной камеры «Томкэта» – но оно очень плохого качества. Вот такое:


Что до ролика, созданного Кэроллом, то там, конечно, все замечательно, но автор говорит на американо-английском диалекте, и совершенно свободно, как со своим собеседником. То есть проглатывает окончания и звуки, сокращает слова, к тому же применяет авиационные термины. Что касается видео с экрана «Томкэта», то переговоры между двумя летчиками и авианосцем, прерываемые шумами и разными специфическими звуками, и вовсе понятны только американцу, да еще и пилоту.

В общем, далее я буду использовать то, что мне удалось понять из рассказа Кэрролла, и некоторые другие письменные источники.

Итак, через пару недель после выхода из порта «Саратога» участвовала в учениях. На одном из этапов учений Дорси должен был вылететь в паре со старшим летчиком в качестве ведомого. В задней кабине его истребителя находился тоже более старший по рангу летчик, чей позывной был «Датч». Непосредственно перед вылетом, уже на стартовой позиции выяснилось, что самолет ведущего неисправен (почему – не сказано), но Дорси тем не менее получил приказ взлетать и действовать самостоятельно.

Первоначальной задачей для них был учебный бой с парой F-16 наземного базирования, которые должны были имитировать атаку на авианосец. Какое оружие нес «Томкэт», нигде не говорится, но из последующего понятно, что у него был стандартный набор перехватчика: как ракеты с радиолокационным наведением, так и самонаводящиеся ракеты Sidewinder. Пока Дорси ожидал запуска, он получил приказ перейти на шифрованную частоту и, когда он это сделал, ему было сказано, что его задание изменено и после взлета он получит другие указания.

Взлетев, они получили от руководителя полета новый курс на север с тем, чтобы перехватить приближающийся самолет.

Этим самолетом был RF-4C, пилотируемый Россом и Спроузом. Основным средством поиска у разведчика являлась аппаратура TEREC (Tactical Electronic Reconnaissance), которая позволяла обнаруживать источники шумов, эти всякие «пшш» и «хрр», которые образуются при нажатии тангенты на переговорных устройствах, которых на авианосце должно быть очень много. Таким образом Vodka-51 надеялась обнаружить «Саратогу».

Первой задачей капитана Росса было дозаправиться в воздухе от танкера КС-135. Танкер был найден, заправка началась, и в этот момент самолет Росса был обнаружен лейтенантом Дорси. Спроуз, офицер наведения «Фантома», тоже заметил истребитель и сообщил об этом пилоту. Однако Росс не предпринял никаких активных действий и спокойно закончил заправку – это будет важно в дальнейшем.


Заправившись, «Фантом» отошел от танкера и потерял «Томкэт» из виду, однако лейтенант Дорси последовал за ним. Капитан Росс включил TEREC и начал поиск авианосца, но высокотехнологичная аппаратура почему-то решила выйти из строя.

Экипаж «Фантома» это не смутило, и он сумел определить, что где-то продолжает работать система TACAN (tactical air navigation system – навигационная система, применяемая на самолетах НАТО), работу которой они уже отмечали тремя днями раньше и ассоциировали с «Саратогой». Это позволило им предположить, что авианосец где-то недалеко.

Дорси последовал за «Фантомом», поначалу не будучи полностью уверенным в том, что это именно тот «агрессор», которого он ищет. На видео с тактической телевизионной камеры видно, что Дорси чуть ли не 15 минут следовал за «Фантомом». По ходу дела Дорси попытался взять «Фантом» в прицел, используя свою многофункциональную РЛС AN/AWG-9 в режиме наведения, но это ему никак не удавалось.

Кэролл называет две причины этого.

Первая – это подвесной контейнер РЭБ, который нес RC-4 и который блокировал попытки Дорси, а со второй причиной не все понятно. Здесь Кэрролл применяет какие-то чисто авиационные термины, которые, надеюсь, будут понятны летчикам: shooting chut (chat, chuff?), shooting dispencer или spencer, x-cross – ну это, скорее всего, метка прицела…

В общем, что-то, относящееся к работе с прицелом. На видео видно, что крестик наводится на «Фантом», но круглая метка на нем скользит туда-сюда и уходит в сторону. А возможно, все проще, и самолет Дорси просто был еще на слишком большой дистанции до «Фантома».


Как бы то ни было, Дорси жалуется Датчу, что не может зафиксировать цель. Датч отвечает – наверное, они не хотят, чтобы ты в них целился, на что Дорси говорит: ок, радар мне не так уж и нужен, я могу использовать Sidewinder, без радиолокационного прицела. Затем экипаж «Томкэта» запрашивает авианосец, какой у них статус оружия, и руководитель полетов (strike controller) отвечает: red and free. То есть статус цели «красный» – это враг, и можно применять оружие. В принципе, это стандартная фраза.

Это несколько изумляет Дорси, и он переспрашивает Датча: они что, хотят чтобы я его сбил? На что Датч спокойно отвечает: да, стреляй.

Некоторое время ничего не происходит, но вот Росс обнаруживает авианосец и симулирует атаку. По условиям учений ему надо было приблизиться на такое расстояние, чтобы было возможным прочитать бортовой номер корабля – и тогда атака считалась бы успешной. Дорси, видя, как «Фантом» резко уходит вниз с левым креном, говорит: «Ага, вот он пошел», а Датч с заднего кресла произносит: «101 simulated fox two».

Fox – на их сленге означает настоящий или учебный пуск ракеты, а 2 – что это ракета с инфракрасным наведением.

После этого за очень короткое время происходит целый ряд событий.

На тактическом дисплее исчезает крестик на значке SW (Sidewinder), что означает, что Дорси активировал оружие (я не сумел этого рассмотреть на смутном видео с экрана, так что положимся на слова Кэролла).

Если бы Датч смотрел на тактическую панель в своей кабине, он бы мог заметить, что иконки ракет Sidewinder в нижнем правом ряду ожили. Но для этого надо на самом деле смотреть на дисплей, а Датч, скорее всего, смотрел через плечо пилота на «Фантом», поэтому ничего не заметил.

Затем Дорси произносит: «It didn't go», и это означает, что Дорси нажал на кнопку «Пуск», но ракета по какой-то причине не стартовала. В этот момент Датч, возможно, успел подумать – а что же он имеет в виду? Но Дорси реагировал на отказ практически мгновенно и нажал кнопку выбора оружия еще раз. Это переключило выбранную ракету с номера 1 на номер 8.

Затем он нажимает «Пуск» еще раз, и теперь ракета ушла к цели.


Датч с ужасом услышал звук «ш» и увидел след ракеты, помчавшейся к «Фантому», а затем взрыв. Он тут же закричал в эфир: «Мейдей, мейдей».

Взрыв полностью отрубил «Фантому» хвостовое оперение. Обоим летчикам удалось катапультироваться, хотя условия для этого были не идеальные: скорость 550 узлов (почти 800 км/час), высота 5 500 футов (1 800 метров), отрицательное ускорение 2,5 G и резкое вращение самолета вокруг своей оси.

Они приводнились в 5 милях от авианосца и были быстро подняты на борт дежурным вертолетом. Спроуз катапультировался первым и получил лишь легкие повреждения, а вот Россу пришлось хуже. Из-за вращения самолета ремни катапульты не смогли полностью прижать его к креслу. Катапультирование принесло ему сломанную кисть левой руки, вывихнутые плечи и множество синяков.

После того как летчиков подняли на борт, обследовали, переодели и накормили, они имели встречу с командиром авианосца. На вопрос, что с ними случилось, они ответили, что, по-видимому, произошло столкновение с преследующим их «Томкэтом».

Командир ответил – нет, это был наш самолет, и он вас сбил. Ему пришлось повторить это три раза, наконец Спроуз выразился так: «Мы же должны быть на одной стороне, разве нет?»

«Обычно – да, но сегодня вышло по-другому», – ответил командир.

На этом для них история закончилась, а у Дорси начался разбор полетов.

Во время расследования он оставался уверенным в том, что инцидент произошел не по его вине. В свою защиту он указал следующее:

– с тех пор как полетное задание изменилось, он полагал, что действует в реальной ситуации;

– во время обучения он получил неудовлетворительную оценку за то, что промедлил после получения команды red and free;

– за несколько дней до начала учений среди летчиков распространились новости о том, что некие террористы угоняют военные самолеты, и он решил, что RF-4 один из этих самолетов. То, что «Фантом» дозаправлялся в воздухе, его не смутило;

– «Меня учили, – сказал он, – что действовать надо решительно и умно. Я полагаю, что в данной ситуации я действовал решительно, а исходя из той информации, которую я имел, действовал разумно».

По результатам расследования ему сохранили «крылышки», но навсегда запретили летать. Позднее, уже в наше время, когда редакция NY Times получила от комиссии документы о расследования инцидента, выяснилось, что резюме комиссии было такое: «уничтожение RF-4 ВВС СШП в сентябре 1988 года не было результатом несчастного случая, но следствием намеренного действия. Реакция (Дорси на радиокоманды) продемонстрировала полное игнорирование известных обстоятельств».

Вице-адмирал E. Moranville, командующий 6-м флотом во время инцидента, заявил в отчете за 1988 год:

«Мы должны полагаться и полагаемся на самодисциплину и рассудительность пилотов, чтобы предотвратить подобные инциденты, у нас нет другого выбора. Ничто, на мой взгляд, не может смягчить основную ошибку лейтенанта Дорси в его суждениях».

На этом летная карьера младшего лейтенанта закончилась, но началась другая.

После неудачной попытки обжаловать решение комиссии он в 1991 году оставил службу в авиации и присоединился к программе резерва ВМС по подготовке офицеров разведки. Закончил университет в Ричмонде, где в 1995 году получил степень доктора юридических наук. В 2000-х годах, во время войны в Ираке, занимался допросами иракских военнопленных.

Видимо, в разведывательной деятельности у него все складывалось неплохо, потому что в 2005 году Дорси принял командование подразделением 0466 РУ МО, затем был генеральным инспектором резерва ВМФ в Норфолке. И все бы так и продолжалось своим чередом, но в 2012 году он был номинирован на звание контр-адмирала. Это известие дошло до ушей бывшего капитана Майкла Росса.

Росс дослужился до подполковника, но после катапультирования у него начались сильные боли в спине, и ему пришлось выдержать более десятка операций. В конце концов ему пришлось уйти в отставку по медицинским причинам, причем буквально за несколько месяцев до срока, необходимого для получения нормальной пенсии.

Поэтому, когда он узнал о скором адмиральском звании для сбившего его пилота… Эта новость, мягко говоря, привела его в недоумение. Последовали несколько интервью в нескольких газетах. Дорси отреагировал, послав Россу письмо: «Я не знал, что вы страдали от каких-либо затяжных травм. Выяснилось, что ВМФ знал… Я искренне сожалею об этом инциденте и еще больше сожалею о том, как он повлиял на вас».

Газетчикам в загнивающих Штатах дай только намек на что-то горячее, и они вытянут всю подноготную. Быстро выяснилось, что ВМФ знал о прошлом кандидата в адмиралы, но не уведомил об этом офис заместителя министра обороны. Во все перипетии скандала углубляться не будем, не так уж это интересно.

В общем, сенат, который должен был утвердить решение, отреагировал негативно на рекомендацию военно-морского флота о повышении Дорси, и к началу 2013 года любые его надежды на адмиральское звание развеялись. В июне 2014 года Дорси уволился из военно-морского флота.

На этом история о том, как «Томкэт» сбил «Фантом», заканчивается. Дальнейшая судьба участников не прослеживается.

Конечно, не все в этой истории ясно, например, как так получилось, что вылетающий на учебный воздушный бой истребитель оказался вооружен боевыми ракетами? Но, может быть, в американских ВВС так принято, кто знает.

Все остались живы и (относительно) здоровы, и это уже хорошо.

Ну и еще интересно то, что никому не пришло в голову тащить лейтенанта в суд и требовать стоимость сбитого им самолета.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    10 февраля 2024 05:46
    Слышал краем уха про этот инцидент. Автору и статье плюс!
  2. +5
    10 февраля 2024 05:49
    Кэрролл применяет какие-то чисто авиационные термины, которые, надеюсь, будут понятны летчикам: shooting chut (chat, chuff?)
    Chaff is a radiofrequency countermeasure released by military aircraft, ships, and vehicles to confuse enemy radar. Chaff consists of aluminum-coated glass fibers ranging in lengths from 0.8 to 0.75 cm and is released in packets of 0.5 to 100 million fibers. А попросту, мелкие радиоотражающие предметы (в данном случае, если верить определению выше, кусочки покрытого алюминием стекловолокна)
    1. +1
      10 февраля 2024 06:11
      Цитата: Наган
      Chaff

      Вы не путаете слово Chaff со словом Chief?
      1. +3
        10 февраля 2024 06:38
        Нет, не путаю.
        https://en.wikipedia.org/wiki/Chaff_(countermeasure)
        https://ru.wikipedia.org/wiki/Дипольные_отражатели
  3. +5
    10 февраля 2024 06:17
    Такие инциденты случаются регулярно. Известен случай когда ракетой Р-33 запущенной с МиГ-31 был сбит однотипный истребитель.
    1. +5
      10 февраля 2024 06:37
      Он смотрел " Топган" И думал, что перед ним миг-28
    2. +3
      10 февраля 2024 11:58
      Цитата: Tucan
      Такие инциденты случаются регулярно. Известен случай когда ракетой Р-33 запущенной с МиГ-31 был сбит однотипный истребитель.
      … на северах, ошибка в управлении стрельбами, КК погиб.
      Когда заканчивали испытания 31го на зачетных стрельбах свалили 25 и 23, майор с 25 го погиб к сожалению.
      В Красноводске ведущий 23го свалил ведомого гоняясь за КР. Вот ему кстати счет выставили за топливо масло, но не за самолет.
      ”Чемпион” конечно летчик 29го одним снарядом из пушки сваливший своего КЗ, точно в кабину…..
      Где есть человек всякое случается….
    3. Eug
      0
      11 февраля 2024 08:54
      Странно другое - при переходе в режим "захват" еще на МиГ-25ПДС если потенциальная цель в ответ на запрос отвечает "свой", то захват невозможен. Скорее всего, такое есть и на Томкэте, именно поэтому он не смог захватить Фантом в РЛ - прицел.
  4. +2
    10 февраля 2024 07:08
    ...к тому же применяет авиационные термины...

    Признаться, из-за специфического авиационного жаргона американских летчиков, многое из его ролика на YouTube не понял... Автору респект!
  5. +3
    10 февраля 2024 11:01
    Пилоту дали команду на свободный огонь. Тот кто дал ему команду с авианосца пострадал?
  6. +2
    10 февраля 2024 12:25
    Сколько же у F-14 отказов оборудования за один полет!
  7. 0
    10 февраля 2024 17:20
    яндекс браузер переводит видео с оккупационного на лету.
  8. +1
    11 февраля 2024 11:47
    Дело житейское ,дело давнее, нечасто, но.регулярно бываает
    Интереснее вспомнить о наших недавних случаях.
    сбитие в сирии, брянский авиаинцидент и т.п.
    Тк.к свои, и недавно, и непонятно ,кто ответил ли. Люди, не один, умерли. А концов не встречал