ФГ-40: первый полностью отечественный серийный двигатель для БПЛА

55
ФГ-40: первый полностью отечественный серийный двигатель для БПЛА

Бепилотники, без которых уже сложно представить современный вооруженный конфликт, появились в нашей стране еще во времена СССР. Ту-143 «Рейс», Ла-17Р, Ту-141 «Стриж», Ту-123 «Ястреб» - все это отечественные дроны.

Казалось бы, с такой технологической базой, у современной России не должно было возникнуть проблем в данной отрасли. Но, как мы помним, в начале СВО они возникли.



С вводом Западом беспрецедентных санкций против нашей страны, у России возникли острые проблемы с комплектующими. Если говорить о БПЛА, то наиболее остро ощущалась нехватка двигателей. А ведь во времена СССР такие силовые установки собирали даже любители, занимающиеся в кружках авиамоделистов, которых тогда в стране было огромное множество…

Впрочем, и современная Россия, если не преодолела, то уже предельно близка к преодолению вышеупомянутых трудностей.

Так, на петербургском «НПО АМБ» начался серийный выпуск ДВС ФГ-40 для БПЛА, полностью состоящего из отечественных комплектующих и не зависящего от зарубежных поставок.

Как заявляет разработчик, сейчас уже идет выпуск первой партии двигателя ФГ-40. При этом, несмотря на то, что другие компании ведут свои разработки, на такой стадии готовности он является единственным в России.

В компании рассказали, что ФГ-40 – это модель четырехтактного двигателя для БПЛА самолетного типа мощностью 3,5 л.с. Рабочий диапазон оборотов – от 3,5 до 4 тысяч. Агрегат может обеспечивать полет дрона на высоте до 5 км со скоростью от 100 до 160 км/ч. Расход топлива составляет примерно 330 мл/ч.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    8 февраля 2024 17:37
    И....,где же? 24год на дворе
    1. -3
      8 февраля 2024 17:46
      вот это вот,должно быть 30 лет назад как минимум... от того только стыдно а не гордость.
      1. +4
        8 февраля 2024 20:21
        Наконец-то! Аллилуйя! Что тут еще сказать.
        Могу для всепропальщиков еще, типа: "где вы раньше были?", "24 год на дворе.. " Так лучше все это начинать делать, чем вечно гундеть как вы!
    2. +6
      8 февраля 2024 17:48
      Вспомнилось как в кружках авиамоделистов пионеры под руководством взрослых делали ДВС к своим моделям
      1. +14
        8 февраля 2024 18:36
        ДВС не делали , а ставили на модель уже готовые.
      2. +17
        8 февраля 2024 19:14
        пионеры под руководством взрослых делали ДВС к своим моделям

        Да, пионеры (под руководством взрослых конечно) отливали в литейном цеху блок цилиндров, масляный картер и т.д., ковали поршни и пальцы, вытачивали коленвал, затем собирали свечки зажигания из глины, мха, добытой медной руды и старого советского атомохода. Золотые были времена, не то что сейчас, бездари одни
        1. +2
          3 марта 2024 20:12
          Чё-то не припомню такого. Если только доработка и ремонт. Модельные ДВС довольно широкой номенклатуры тогда выпускались в достаточном количестве. Самый простой МК-12В в 2,5 кубика стоил 8 рублей. Сами, помнится, делали действующие паровые машинки и котлы к ним размерами в сигаретную пачку.
          1. +2
            11 марта 2024 15:02
            Это как всегда тем кто не жил в Советском союзе, в зависимости от взглядов "помнится".
            Одним абсолютный рай, где пионеры собирали ядерные реакторы, квартиры которые бесплатно раздавали всем подряд, изобилие товаров на полках ведь все заводы работали. А для други сущий ад в котором все только строем ходят из наливайки прямиком в ГУЛаг, а несчастные дети страдали по недоступным сникерсам и бургерам.
  2. fiv
    +12
    8 февраля 2024 17:48
    Ура. Мы научились делать двигатели для мопедов. Еще бы. У нас НАМИ, МВТУ и прочие гиганты. Как раньше, Героя труда давали за самолетный двигатель, а с мелкими изделиями никто не хотел связываться. Фильм назывался "Индиан", кажется, где мужик в гараже поршни отливал и движок делал, а потом рекорд скорости на Бонневиле ставил. Алло, мы ищем таланты, управленцами уже насытились под завязку.
    1. -2
      8 февраля 2024 19:23
      Фильм назывался "Индиан", кажется, где мужик в гараже поршни отливал и движок делал, а потом рекорд скорости на Бонневиле ставил.

      А этот мужик потом в своем гараже клепал свои движки тиражом в сотни тысяч?
      1. fiv
        +7
        8 февраля 2024 21:23
        А можно я Вам не буду мягкий хлеб разжевывать?
      2. +3
        8 февраля 2024 22:35
        мотоциклы он не выпускал, не ерничайте. фильм про другое(Самый быстрый Indian. 2005)
    2. +1
      28 апреля 2024 09:08
      НАМИ за последние лет 35 не сделал вообще ничего. Только зарплаты осваивают.
  3. +13
    8 февраля 2024 17:55
    Цитата: agond
    Вспомнилось как в кружках авиамоделистов пионеры под руководством взрослых делали ДВС к своим моделям

    ДВС для авиамоделей были покупными. ПВРД - да, делали, это было.
    1. +2
      8 февраля 2024 22:36
      Перебирали порой(даже полностью), как и картах )
  4. +6
    8 февраля 2024 18:01
    Чубайса надо было назначить. Уж он бы давно все сделал.
    1. 0
      28 апреля 2024 09:10
      Ждите. Скоро Мойшу Израилевеча выпишут обратно в Москву для развития беспилотникостроения. Он уже полностью развил и поднял энергетику и инновации. Пора уж поработать над ВПК в сфере строительства беспилотников.
  5. 0
    8 февраля 2024 18:06
    ФГ-40 – это модель четырехтактного двигателя для БПЛА самолетного типа мощностью 3,5 л.с.

    Это от мопеда Дельта, что ли?
    1. +2
      8 февраля 2024 18:16
      у дельты помощнее да и скорее всего покруче будет
  6. +7
    8 февраля 2024 18:06
    Похож? Или это творческое заимствование? Тогда хоть ссылочку на источник вдохновения.
  7. +3
    8 февраля 2024 18:07
    Действительно собирали в СССР в кружках бензиновые движки для авиамоделей (да,не во всех)Но то ведь в СССР,где молодые люди были дураки,а сейчас мы умные,четверть 21 века почти прошла,разве можем мы решить такую сложнейшую задачу,по сравнению с ней создание ядрен батона было просто шуточной прогулкой.Но ничего,есть у умных русских спасение- простой парень Линь((Хуа,Дэн,да кто его помнит) в своем гараже сделает для нас тысячу,две реально работающих движков,(конечно же,этот...товарищ где то утащит ноу-хау,фууу,мы же не такие) но нам тоже надо будет сильно потом постараться-переклеить наклейки и повысить цену минимум в три раза,и продать истинно свою ,российскую инновационную конечно же разработку производителю БПЛА,ну а тот дальше по списку установит цену.Но вот если ЦК КПК запретит поставку этих движков,м-да огромная проблема,но ничего,тогда мы первые в мире суперинновационный Резиномотор (из авиационки,помните?) для БПЛА быстро изобретем!
  8. +2
    8 февраля 2024 18:17
    А на какой беспилотник-то?
    Вообще у нас с двигателями такая проблема потому что на них решили не тратиться. МО работает по принципу свободного рынка и его не волнует откуда дроностроители что там брать будут.
  9. +2
    8 февраля 2024 18:34
    Понравилось "полностью". А что, кто-то реально проверял? У нас даже на мотор мотороллера Муравей в 90х ставили зажигание Bosch. У отца был такой
  10. +2
    8 февраля 2024 18:45
    [quote]с такой технологической базой, у современной России не должно было возникнуть проблем в данной отрасли. Но, как мы помним, в начале СВО они возникли.[/quote
    эти проблемы возникли не в начале сво, а в начале 2000 годов когда руководство МО и ВПК просто не уделяли никакого внимания и заинтересованности в развитии БПЛА. Дроны были не нужны, соответственно и двигатели для них и другие комплектующие тоже. Сейчас пожинаем плоды преступной недальновидности и не компетентности людей ответственных за развитие вооружений нашей армии. И похоже никто из этих людей так и не был привлечен к ответственности за это.
    1. +3
      8 февраля 2024 19:10
      Недальновидностью в армии страдали всегда , достаточно вспомнить генерала Драгомирова ярого противника пулеметов. Но за недальновидность и тогда и сейчас не расстреливают.Причина отсутствия интереса к БПЛА вероятно кроется в другом . На них не заработаешь да , в начале 2000 годов не было ни российских комплектующих ни движков ..А производить двигатели не имея возможности их продать никто не хочет Рынок как он есть , ничего личного.
      1. +3
        8 февраля 2024 19:34
        Беспилотник ещё не очень внушительно на параде смотрится.

        Цитата: Дядя_Миша
        Недальновидностью в армии страдали всегда , достаточно вспомнить генерала Драгомирова ярого противника пулеметов.

        Ну вы сравнили, Драгомиров с минимальными потерями с боем Дунай пересекал, а наши полководцы трехметровую речку не могут, а наград имеют поболее. Грубо говоря по сегодняшним понятиям Драгомиров бы рассказывал, что нужны самолетные дроны типа байрактаров, а не вот эти хлипкие квадрики. А у нас после Хмеймима нет ни ангаров, ни дронов своих ни тех, ни других. Мне кажется наша история ещё не видела более невменяемый гш
        1. +1
          9 февраля 2024 10:00
          Я не сравнивал а привел пример недальновидности . Наши нынешние полководцы могут пересечь и пятиметровую речку , если у них есть пара лишних мотострелковых дивизий которых не жалко . И Авдеевку могут за неделю штурмануть , вопрос только какой ценой. За Драгомировым была Россия и людские ресурсы той России и нынешней не идут ни в какое сравнение. А дроны и ангары , дела копеечные по сравнению с теми же танками и самолетами , на них особо не заработаешь да и за бугор не продашь . Наш ВПК это частник , а какие к частнику вопросы ? Прибыль наше всё !
          1. 0
            9 февраля 2024 12:18
            Цитата: Дядя_Миша
            Наши нынешние полководцы могут пересечь и пятиметровую речку , если у них есть пара лишних мотострелковых дивизий которых не жалко .

            Ну только у них план будет такой - дивизии, пересечь речку, ать-два! И уедут в штаб писать отчеты. А не как у Драгомирова - бомбить турков в другом месте, никому не говорить где будет форсирование, распускать ложные слухи, выдать черную форму для работы ночью.
            Цитата: Дядя_Миша
            А дроны и ангары , дела копеечные

            Я думаю ангаров нет потому что их надо строить на режимных объектах, куда допущены только особо привелегированные частники, которые выписали такой прайс, что видимо самолёты дешевле вышли.
            Цитата: Дядя_Миша
            Наш ВПК это частник , а какие к частнику вопросы ? Прибыль наше всё !

            Он такой себе частник, там комиссии прибыль урезают до 15% от себестоимости. Помню один министр сказал - а теперь в дорогах должны быть только российские комплектующие. И всё, за те же деньги. После этого отвалились все, у кого нет связей, благодаря которым проверяющие проигнорируют западные детали. А контракты по судостроению до банкротства доводят верфи. Наверняка частники там тоже любят деньги, но и со стороны заказчика очевидно идёт неадекватство
            1. 0
              9 февраля 2024 15:51
              Времена и техника сейчас другие.Дети показали спутниковый снимок моего дома , сам я в компе не силен ,видно все , разве только не определишь сорт помидоров на огороде.laughing Так что переодевание в черное не поможет и скрытность не обеспечит. Ангары и ракетные шахты строят обычные работяги , возможность устроится на работу есть у каждого , по крайней мере многие мои знакомые в таких конторах работали да и работают.По поводу дорог и заявлений министров .Заявлять можно все ! Когда дойдет до стройки начнутся исключения из правил , Тут Вы правы на все сто .
              1. 0
                9 февраля 2024 16:03
                Цитата: Дядя_Миша
                Дети показали спутниковый снимок моего дома , сам я в компе не силен ,видно все , разве только не определишь сорт помидоров на огороде.

                А со спутниками всё просто - они известны, известно их время пролета, а это буквально секунда и всё. Времена другие, но они для всех другие. Во вторую мировую в Африке англичане маскировали танки под обычную технику и наоборот, там с пяти метров не отличить было. И Роммель был разгромлен. И сейчас можно придумать миллион способов попытаться обмануть врага, и миллион отмазок чтобы ничего не делать и лезть в лоб на опорники.
                Цитата: Дядя_Миша
                Ангары и ракетные шахты строят обычные работяги , возможность устроится на работу есть у каждого , по крайней мере многие мои знакомые в таких конторах работали да и работают.

                Руками строят обычные мужики, а вот руководят ими необычные уважаемые люди.
                1. 0
                  9 февраля 2024 16:13
                  Кроме спутников есть и агентурная разведка . Думаю на территории России засланных козачков больше чем работников ФСБ.О руководителях строек ничего не знаю , возможно Вы правы.
                  1. 0
                    9 февраля 2024 16:35
                    Вот Драгомиров даже императору не сказал планов, чтоб не растрепал. Видимо страховался от дураков и засланных казачков. Но у нас такая самодеятельность не в моде нынче, а то вдруг пострадает имущество уважаемого человека?!
        2. 0
          7 апреля 2024 23:49
          Ваши слова оособенно последние актуальны, вспмоните противостояние Вагнеров и ГШ , ну за дело же было . Зато теперь дербанят , как могут Вагнеров . Нет, чтобы опыт перенять и стать лучше , если думать, что наши лучше , то тогда Батька ? Или я что то упустил ?
      2. 0
        11 марта 2024 15:25
        Не несите ерунду. При чем тут рынок? Сколько евреи заработали на беспилотниках, американцы. Турки вообще создали собственную авиаиндустрию начав с беспилотников. Теперь вон даже на истребитель замахнулись. Причина скорее всего именно в косности. Но она тоже имеет свои истоки. Представьте себе генерала который взял бы на себя смелость принять на вооружение беспилотник, где вся электроника импортная, навигация на GPS, поскольку глонассс развернули только только. Да еще который может применяться только 4 месяца в году, так как у нас например в январе за весь месяц было всего 8 минут ясного неба (Москва).
    2. 0
      28 апреля 2024 09:24
      Более того, все эти "заслуженные" военные "гении" сидят на отличной военной генеральской пенсии и обладают кучей льгот. И все они напрямую виновны в гибели тысяч российских солдат на СВО.
  11. +5
    8 февраля 2024 19:59
    Похвалили в новости производителя.
    Поругали в комментариях засилье управленцев.
    Вспомнили историю недалееую и вековой давности.
    Может проблема не в том, что в СССР в кружках моторчики делали (я не делал, но как то что то дособирал из набора, готового), и не в засилье управленцев (их, опять же по своему опыту сужу, в маленьких организациях мало хороших), а в том, что если что то делаешь, то кому то это должно быть нужно.
    Рядом с молочной фермой на селе ставить кафе с молочными коктейлями... Ну абсурд же?!
    Так и со многим другим. Не нужно МО полностью отечественное - не будет. А если МО объявит, что очень нужно и за большие деньги - придут другие таланты. И не управленцы, а теперь, кто этим управленцам цели и задачи ставит.
    Так что, как правильно в комментарии кто то высказался, если это предприятие полностью на отечественном, включая станки, что то выпускает, то пусть всё получится. Таких идеалистов, с талантом, мозгами и запасом собственных (пусть и неизвестно как накопленных) средств сейчас не много.
    Личное мнение.
  12. +4
    9 февраля 2024 10:39
    Господа, критиковать людей сделавших 4-х тактник в этом классе мы все горазды. Просто вы "не в теме". Вы знаете как все кому не лень "топят за 2-х тактники", по их убеждению это единственная альтернатива для БПЛА. Со столь непримиримых позиций выступает как практически весь профессорско-преподавательский состав наших вузов так и все кто как-то причастен к авиамоделизму. Дело в том что ещё в 2015 году МО определилось какой тип силовой установки, 2-х тактный или 4-х тактный, нужен им для БПЛА. Извините, но при всей кажущейся простоте 2-х тактников, у него масса недостатков которые не позволяют делать БПЛА с большим временем барражирования или дальностью полёта. МО выбрало 4-х тактник, на тот момент в стране была целая линейка 2-х тактников и ни одного 4-х тактника нужной мощности. То что питерцы сделали движок, пусть даже скопировав его, они молодцы. Лучше иметь что-то чем ни чего и сотрясать воздух умными речами.
    1. fiv
      +2
      9 февраля 2024 15:27
      Уважаемый коллега! Никто и не думает критиковать людей, сделавших упомянутый мотор. Их можно только похвалить. Коллегам досадно, что, имея Академию наук, множество профильных институтов мы не имеем двигателей внутреннего сгорания, кроме как лицензионных либо доставшихся нам от проектироовщиков и производителей СССР. Можно сетовать на то, что отсутствуют заказы на подобные разработки, но это лишь отговорки, наука не так работает, а если не работает, то это не наука. Никто Ползунову паровоз не заказывал. А он сделал.
      1. +5
        9 февраля 2024 15:34
        Увы, но профильные, моторные институты, давно ушли в небытие. ВНИИМотопрома нет, ЦНИДИ, ЦНИТА, НИКТИД и масса заводских моторных КБ прекратили своё существование. Я удивляюсь, как ещё НАМИ и ЦИАМ умудрились выжить. Погром в нашем моторостроении произведён колоссальнейший.
      2. +1
        26 февраля 2024 20:41
        Ну вообще то у нас делали не только ракеты, но и мотоциклы со своими движками. Например, ижевский мотозавод выпускал Иж-и со своими двигателями. Сейчас их нет, но архивы наверное же сохранились
  13. 0
    12 февраля 2024 16:11
    Моторчик для триммера родили? Круто. Не в укор создателям, они красавчики, хотя, скорее всего, копия какого нибудь китайского изделия. Но вещь нужная.
  14. 0
    12 февраля 2024 17:13
    Была информация что орланы работают на российских двухтактных движках. Так что это не единственный отечественный двигатель
    1. 0
      13 февраля 2024 07:20
      Журналюги и не такое напишут и скажут. Вчера вот сказали в новостях что "Орлан-10" способен летать на высоте 10 км. 2-х тактные движки не удовлетворяли и не удовлетворяют ТТТ разработанным ещё в 2015 году. Это просто представители вузовской науки всеми силами пытаются пропихнуть свои разработки, то бишь модельные 2-х тактные моторчики, на БПЛА типа "Орлан". Для установки на "Орлан-10" был выбран 4-х тактный японский авиамодельный двигатель "Саито-40". По данным прессы, динамика стоимости данного двигателя выглядит так, в 2015 двигатель обходился России в 30 тысяч рублей, на сегодня цена составляет 170 тысяч. Выводы делайте сами.
  15. +1
    13 февраля 2024 00:23
    Цитата: Дядя_Миша
    Недальновидностью в армии страдали всегда , достаточно вспомнить генерала Драгомирова ярого противника пулеметов. Но за недальновидность и тогда и сейчас не расстреливают.

    Расстреливают! Еще как расстреливают! И по одному, и подразделениями. Но не тех, кто недальновиден, а тех, чьими жизнями недальновидные распоряжались.
    1. +2
      13 февраля 2024 07:29
      Это правда! Сейчас племянник на СВО, украинские беспилотники лютуют, у нас в данном вопросе всё хорошо только на телевидении. Отстаём мы по коптерам очень сильно. В нашей семье есть и погибший. Попал под удар кассетного снаряда. Целеуказание давал беспилотник. Чтобы хотя бы догнать Украину в этом вопросе нужна развитая радиоэлектронная промышленность и производство двигателей общего назначения как внутреннего сгорания так и электрических, а вот с этим большие проблемы. Правительство надеется на частного инвестора, вот только вопрос, частному инвестору оно нужно?
      У частного инвестора нет ни денег на это ни инфраструктуры ни знаний и умений, одни хотелки.
  16. 0
    22 марта 2024 15:49
    Не пойму: в СССР делали всяки мотоциклы типа восход в коврове и ижевске и ирбите и вдруг...... проблема с двигателями с момента санкций.... а правительство не пробовало планировать экономику и поддерживать заводы а то и восстановить их?! и почему никто не наказан за такое положение вещей?!
    1. 0
      28 апреля 2024 09:50
      У нас капитализм. Правительство н кому ничего не должно и ни за что не отвечает. Именно за это голосуют 34 года подряд 87% "самого читающего" в мире населения.
  17. 0
    22 марта 2024 15:51
    А еще были проблемы с переносными генераторами и помпами и что трудно ковровскую или ирбитскую ижевскую движку на раму поставить?!
    1. 0
      29 апреля 2024 16:27
      Сейчас вроде наладили выпуск на российском заводе широкой номенклатуры генераторов и вспомогательных силовых установок на базе турбовальных газотурбинных ДВС. Как минимум для военной техники эти установки делают.
  18. 0
    24 марта 2024 11:59
    Цитата: krot
    Наконец-то! Аллилуйя! Что тут еще сказать.

    Рано Вы Ура кричите! Этого еще нет в производстве.Причем многое у нас бывает только в опытных и предсерийных экземплярах.Перечислить.?Запаритесь считать! crying hi
  19. 0
    27 марта 2024 13:11
    Автор, дай скорректировать свой текст специалисту. Нельзя же быть таким идиотом...
  20. 0
    14 апреля 2024 18:38
    Цитата: Alien From
    И....,где же? 24год на дворе

    Лиха беда начало.
    Всё будет!

    Поставят в серию, и бендеровцы захлебнуться в крови!
  21. 0
    27 апреля 2024 07:42
    ...первый полностью отечественный серийный двигатель....

    Еще одно спасибо проклятым отличным управленцам от Чубайса и компании. СССР производил всю возможную номенклатуру двигателей: как электрических, так и ДВС. Сейчас, наконец, свой двигун создали. И на том, спасибо. Вот только вопрос: какие подшипники стоят в двигателе корейские или китайские, а может шведские. Чубайса и компании тут тоже хорошо отработали: уничтожили все производство подшипников в России. А без колеса - подшипника, как известно, далеко не уедешь...
  22. 0
    28 апреля 2024 09:00
    Восстановлено производство советских двигателей для мопедов laughing
  23. 0
    28 апреля 2024 12:40
    Да, делаем двигатели для истребителей, лайнеров, а для газонокосилки, только научились.