Не очень корейский кореец против Су-35?

91
Не очень корейский кореец против Су-35?

Можно сказать, что программа создания нового южнокорейского истребителя KF-21 движется столь же уверенно, как самолет, который два года назад совершил первый полет, а сегодня уже стоит в серийном производстве.

Мировые эксперты оценивают KF-21А как самолет поколения 4++. То есть, не F-35 или F-22, но где-то рядом с Су-35. И вот тут есть над чем задуматься.



В этом году Корейская аэрокосмическая компания (KAI) планирует выпустить не менее 40 самолетов KF-21А, производство самолета на нужды ВВС Южной Кореи должно закончится к 2026 году. И в том же году ВВС Южной Кореи планирует развернуть первое полноценное подразделение, оснащенное этими самолетами. А к 2032 году ВВС ЮК планируют иметь не менее 120 самолетов этого типа на вооружении.

В принципе, по оснащению, KF-21А не имеет чего-то такого, из ряда вон выходящего: радар с АФАР, приличная скорость 1,8М, весьма значительная дальность полета в 2 900 км и боевая грузоподъемность в 7 700 кг бомб и ракет.

Но в конструкции самолета есть и вещи, которые нельзя упускать из внимания. Самолет чуть более чем наполовину (65%) южнокорейский. Планер, радар, авионика, гидравлика – это все корейское. Остальное – двигатели, система управления ими, система управления вооружением – американское.

Что касается вооружения, тут все понятно: ВВС Южной Кореи в плане боевых самолетов на 100% состоит из американской техники: F-5 Tiger II (корейское название KF-5, так как собирается в Южной Корее по лицензии), F-16 Fighting Falcon, он же лицензионный KF-16, F-4 Phantom II, F-15E Strike Eagle.


Естественно, все вооружение на самолетах тоже американское. Про вооружение KF-21А открыто пока не говорят, но, если посмотреть на Т-50, учебно-боевой истребитель южнокорейских ВВС, который тоже сделан в кооперации с «Локхид-Мартин», то его вооружение включает ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, «воздух-земля» AGM-65 Maverick, бомбы со спутниковым наведением JDAM.


Ну и понятно, что городить свой огород в такой ситуации просто нет смысла. И KF-21А тоже будет вооружен американскими бомбами и ракетами.

И вот тут мы немного уделим внимания этому самолетику, потому что в этом есть смысл.


Первый полет Т-50 совершил 20 августа 2002 года. Базой послужил учебный самолет Samsung KTX-2, который значительно перепилили профессионалы из компании корпорации Lockheed-Martin. На выходе получился двухместный учебно-боевой самолет, одноклассник нашего Як-130, правда, превосходящий нашу машину по многим параметрам. Т-50 быстрее чуть ли не вдвое (1,4М), может забраться выше на 2 км по потолку, берет больше боевой нагрузки. Наш самолет имеет большую дальность полета и значительно меньшую стоимость. Причем, весьма значительную, 15 миллионов долларов против 25.

Машина получилась удачной, и ее начали покупать другие страны. Местные, так скажем: Индонезия, Филиппины, Таиланд. Из дальних – Ирак и Польша. На экспорт была продана половина из выпущенных Т-50, что, уверен, окупило часть затрат на разработку и производство.


То есть, помимо танков, гаубиц, корветов и катеров, Южная Корея начала экспортировать и самолеты. Боевые в том числе, потому что та же Польша дальше заказала не учебный вариант Т-50, а штурмовой, так называемый FA-50.

И вообще, если посмотреть в справочники, то с 2000 по 2021 год Южная Корея увеличила свой экспорт вооружений на 178,6%, переместившись с 31 места в мире на 8-е. Топ-10 мировых экспортеров – это серьезно.

И, как известно, аппетит приходит во время еды. Очевидно, посмотрев на успехи российско-индийской программы по Су-30, корейцы решили провернуть нечто подобное, и сделали консорциум с Индонезией как раз по теме KF-21.


Надо сказать, что парк боевых самолетов Индонезии представляет собой довольно причудливую смесь российских Су-27 и Су-30 разных модификаций (5 единиц Су-27 и 11 Су-30) и американских F-16 разных модификаций в количестве 39 единиц и доживающих свой век F-5F (не более 5 ед.). Плюс британские, бразильские и южнокорейские учебно-боевые самолеты, которые тоже числятся как легкие штурмовики.


И вот после определенного давления прошлых лет со стороны США, Индонезия практически прекращает общение с Россией по поводу Су-30МК2, но и брать американские самолеты тоже не горит желанием отчего-то. И вот – такой реверанс, как совместная разработка KF-21, пусть и на правах младшего партнера. То есть, Индонезия вкладывала деньги в разработку, а получать преференции будет самолетами.

Не зря на презентации в 2022 году KF-21 летал с двумя флагами на носу: южнокорейским и индонезийским.


Вообще иметь на вооружении самолеты, запчасти для которых не надо везти через половину мира, не боясь санкций и прочих неприятностей – это неплохо. Но к вопросам региональных продаж мы вернемся в конце.

Пока что в 2022 году KF-21 произвел свой полет, корейские СМИ это дело очень хорошо поддержали, объявив, что на создание KF-21 ушло всего шесть с половиной лет.

На самом деле, история KF-21 или KF-Х, как назывался тогда проект, была несколько длиннее.

В ноябре 2000 года президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун озвучил требования по созданию нового истребителя и началу серийного производства к 2015 году. За образец был взят F-16, то есть, новый самолет должен был превосходить по параметрам американскую машину.

Через 2 года, в ноябре 2002 года, Объединенный комитет начальников штабов разрабатывает долгосрочный план по разработке такого истребителя.

2009 год. По заказу Правительства Южной Кореи проводится исследование, целью которого был экономический анализ целесообразности разработки нового самолета. Анализ показал, что разработка будет экономически выгодной.

2011-2012 годы. Первоначальный исследовательский процесс и опытные разработки.

2013 год. План разработки KF-X в деталях, включая оперативные возможности, закончен и представлен Правительству.

Декабрь 2015 г. DAPA подписывает контракт на разработку KF-X с KAI.

То есть, корейцы самую чуточку лукавят. Конечно, разработать и построить самолет за неполные семь лет нереально. Как видно, с момента решения о разработке самолета до представления полного проекта прошло целых 13 лет. Конечно, этот срок можно было сильно сократить, но, видимо, корейцы долго запрягают.

Ну а дальше, в 2020 году была начата сборка первого прототипа, которая была завершена в 2021 году.


Администрация программы оборонных закупок (DAPA) Министерства национальной обороны Южной Кореи, которая, собственно, и ведает всеми разработками и закупками для нужд МО, характеризует KF-21 как истребитель поколения 4,5, что является категорией, которая обычно используется для определения новых или значительно модернизированных истребителей, появившихся с 1990-х годов. Если по-нашему, то 4+.

По сравнению с истребителями пятого поколения, у таких самолетов обычно отсутствуют какие-либо ключевые характеристики, такие, например, как скрытность или двигатели с управляемым вектором тяги.

KF-21 не стал исключением, его двигатель General Electric F414-GE-400K (устанавливается на F/A-18 «Super Hornet»), не имеет УВТ. И его формы далеки от тех, которыми обладают малозаметные самолеты следующего поколения.

С другой стороны, с KF-21 Южная Корея выбрала путь, сильно отличающийся от того, которым шли производители истребителей четвертого поколения, таких, как «Super Hornet», Eurofighter «Typhoon» или Dassault «Rafale», российских МиГ-35 или Су-35, которые являются действительно значительно модернизированными конструкциями из прошлого века.

Корейцы не скрывают, что KF-21 – это начало длительного процесса, в котором, развиваясь по спирали, самолет будет приобретать с течением времени новые формы, новое оборудование, новые свойства.

Соответственно, непрекращающиеся работы в будущем дадут в итоге версию KF-21 с более значительными малозаметными характеристиками, и в перспективе – с внутренним оружейным отсеком.


Но даже в начале своего пути, KF-21А или Block 1 будет оснащен радаром с активной антенной решеткой с электронным сканированием (AESA/АФАР) и инфракрасным поиском и сопровождением (IRST) для обнаружения воздушных целей. Дальше – постепенный путь модернизаций с необходимыми изменениями как конструкции планера, так и его содержимого.

Применяя такой подход, Сеул, похоже, умело нашел способ избежать огромных затрат и длительных процессов, связанных с разработкой настоящего истребителя пятого поколения с нуля. В то же время базовый KF-21 обещает предложить как минимум столько же, сколько и конкурирующие истребители одного с ним поколения, со всеми преимуществами, которые исходят от собственного производства.

Кроме того, Южная Корея экономит очень важный ресурс – время. Учитывая непростую внешнеполитическую обстановку, в которой находится страна, и отсутствие своей конструкторской школы, как у авиационных держав, создание сразу истребителя пятого поколения – задача, которая могла бы растянуться на значительно большее время, чем было потрачено на создание KF-21.

И так ушло с момента принятия решения более 20 лет и 8,8 триллиона вон, что в пересчете на доллары дает тоже очень уважаемую сумму 6,67 миллиарда долларов.

Даже если последующая версия Block 2 не будет дотягивать до того, чтобы стать настоящим истребителем-невидимкой пятого поколения, это не такой уж и проблема. В конце концов, Сеул уже закупил F-35, который соответствует этим критериям, и на определенное время ВВС страны будут оснащены для выполнения любых задач.

И, таким образом, если версия KF-21 Block 1 быстро попадет в руки ROKAF (ВВС Южной Кореи), первые серийные KF-21 смогут заменить устаревшие истребители F-4E Phantom II и F-5E/F Tiger II.

Это весьма сильный ход для ВВС, в которых пойдет процесс замены старых самолетов на не просто новые, а значительно более высокого класса.


Рубеж 2032 года – это время, когда ВВС страны должны будут получить весь заказ из 120 самолетов KF-21 Block 1, а работы по более высокоразвитому Block 2 должны идти полным ходом.

К тому времени уже должна быть закончена программа обучения KF-21 Block 2 работе по наземным целям. Сочетание улучшенного уровня малозаметности с оружием класса «воздух-земля» обещает сделать KF-21 мощным инструментом для преодоления противовоздушной обороны для борьбы с ключевыми важными целями, например, в Северной Корее. А если учесть, что у Южной Кореи полный порядок с производством своих ударных БПЛА и наличия F-35, то в целом это представляет собой вполне жизнеспособную концепцию действия против соседа даже с прорывом его обороны ПВО.

И есть уверенность в том, что такое действительно произойдет. Ведь смогли же корейцы преодолеть неожиданный отказ США делиться технологиями, в результате чего вся программа KF-21 была поставлена на грань срыва.

Речь идет о том, что согласно первоначальным планам, Соединенные Штаты предоставят для KF-21 радар с АФАР, датчик IRST, электронно-оптический контейнер наведения и постановщик радиочастотных помех. Но что-то пошло не так, и в 2015 году правительство США пересмотрело в сторону отказа поставки данных технологий. В результате южнокорейцам пришлось в короткие сроки провести то, что мы называем импортозамещением.

В результате теперь у ЮК имеются собственные разработки, а значит – возможность потенциального экспорта.

Основное вооружение класса «воздух-воздух» будет состоять из ракет малой дальности IRIS-T немецкой компании Diehl и ракет средней дальности «Метеор» европейского консорциума MBDA.


Очевидно, что создать с нуля мощности по производству достойных авиационных двигателей или ракет класса «воздух-воздух» далеко не просто даже для столь технически развитой страны, как Южная Корея. Поэтому имеет смысл приобрести эти вещи на стороне, особенно когда предлагаемые ракеты по крайней мере не уступают, а может быть, даже превосходят их американские аналоги.

На данном этапе, когда один прототип находится в воздухе, а еще пять (из которых четыре двухместных варианта) находятся на активной стадии производства, похоже, что решение Сеула пойти другим путем для создания истребителя следующего поколения может окупиться.

Но здесь могут быть проблемы.

Рынок юго-восточной Азии – это непростой рынок. Там присутствует и США, и Россия, И КНР. И все хотят продавать свои самолеты. Конечно, китайские самолеты – это не самое лучшее, что может стоять на вооружении по сравнению с конкурентами, но и богатых стран, которые могут себе позволить Су-35 или F-35 там не так уж и много.

Но у Южной Кореи есть шанс с теми странами, которые уже покупали Т-50. Индонезия, Филиппины, Таиланд. Тем более, что Индонезия вообще имеет 20% долю в проекте KF-21.

Правда, все перечисленные страны не имеют роскошных военных бюджетов, но именно KF-21 может стать хорошим соперником американским самолетам в плане цены, а российские самолеты на рынке пока придерживают своими угрозами санкций США.

Однако не стоит забывать, сколь переменчивой может быть политическая погода. Сегодня да, у России есть определенные проблемы с продажей военной техники на мировом рынке, но и не стоит отрицать, что некоторые виды вооружений вызывают больший интерес, чем до начала СВО. Учитывая, что и Малайзия, и Индонезия, и Филиппины проявляли неподдельный интерес к закупке российских самолетов, изменение политического климата может повлечь за собой активное возвращение России на оружейный рынок.

Сегодня понятно, что те же боевые самолеты нужны больше ВКС, но к тому времени, когда Южная Корея готова будет делать KF-21 на экспорт, кто даст гарантию, что на рынок снова не выйдет наш Су-35, у которого за плечами будет успешное боевое применение и более интересные характеристики в плане УВТ и более мощных двигателей. Про набор вооружения просто умолчим, потому что в этом плане с нашими самолетами могут сравниться только американцы.

А главное – Су-35 в плане цены не чета самолетам программы Joint Strike Fighter всех модификаций. И в таком случае KF-21 останется весьма незавидная роль более дешевой, но значительно менее мощной альтернативы F-35 и Су-35. Вопрос цены – это очень непростой вопрос.


Индонезия, которая с самого начала проекта планировала закупить не менее 50 истребителей KF-21, в этом, собственно, и был смысл участия в проекте с самого начала. Но пока у страны налицо определенный кризис, и покупка такого количества самолетов откладывается. Что будет дальше – это опять-таки вопрос, потому что индонезийские пилоты прекрасно представляют, что представляют собой и F-16, и Су-30. И как впишутся корейские самолеты в такую компанию – вопрос.

Мы с интересом подождем, как далеко KF-21 зайдет в реализации своего потенциала, как в ROKAF, так и на экспортном рынке. Но это будет очень непростое сражение с самолетами, которые не первый день на рынке и проверены не только временем, но и боевыми действиями.
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    12 февраля 2024 05:40
    Если логика статьи рассказать про весьма любопытного корейца-KF-21, то в целом все удалось. Но при чем тут Су-35 ? Он-то тут каким боком ? KF-21 "полустелс" с передовой авионикой, такой F-35 на минималках. Перспективы экспорта у него кроме Индонезии, это Польша,Турция ( если США разрешат) и Филиппины . В свою очередь за свою карьеру Су-35 был поставлен в одну страну -КНР. И очень высокая вероятность поставки в Иран. Пересечься они могут разве что при выборы самолетов Филиппинами ( ну или если мы будем очень сильно демпинговать с Индонезией). Но и это практически фантастика,поскольку на рынок нас пустят или в случае полной победы на Украине ,или столь же полного поражения. Поскольку мы сейчас далеки от обоих вариантов, то конкуренция этих самолетов крайне маловероятна.
    1. KCA
      +2
      12 февраля 2024 08:39
      Что значит высокая вероятность поставки СУ-35 в Иран? Уже первые самолёты из партии в 67 штук отгрузили
      1. +4
        12 февраля 2024 21:38
        Цитата: KCA
        Что значит высокая вероятность поставки СУ-35 в Иран? Уже первые самолёты из партии в 67 штук отгрузили

        Я написал аккуратно,поскольку официально РФ никогда не подтверждала наличие и особенности контракта. И тем более не подтверждала никакие цифры. Скажем так. фактически, и по сообщениям иранских агентств вы правы.
        Надеюсь контракт завершиться полностью, и не получиться как с Египтом ( самолеты предназначенные которому и пошли в Иран), и с Индонезией. На это есть все шансы.поскольку других поставщиков для Ирана собственно нет ( КНР связываться с этим не будет).
        1. KCA
          0
          12 февраля 2024 22:11
          Так по ТВ показывали посадку СУ-35С в Иране, да и в интернете
          1. 0
            10 апреля 2024 18:30
            Цитата: KCA
            Так по ТВ показывали посадку СУ-35С в Иране, да и в интернете

            Это ничего не значит. Может хотят на будущее договориться.
      2. 0
        10 апреля 2024 18:17
        Цитата: KCA
        Уже первые самолёты из партии в 67 штук отгрузили

        Вы шутите? А где можно эту новость увидеть? Везде только разговоры о намерениях вроде? Да и сомнительно что на данном этапе РФ готова хоть что-то на экспорт поставлять, так как потери ЛА, в частности Су-35 внушительные. В строю на данный момент чуть больше сотни, производят вроде 12 в год, а может и того меньше, времена для производства нынче не простые. Мне кажется сейчас никто не может ожидать поставок ЛА с РФ, разве что речь о контрактах на будущее, послевоенное.
    2. -4
      12 февраля 2024 08:48
      Я вообще не очень понимаю зачем Индонезия и Филиппины с этим связались. Ибо при их географии - им необходим ударный самолёт, с максимальной дальностью полёта, временем барражирования, и могущий нести тяжёлые ПКР, желательно не одну. Реальный противник-то у них один - КНР. И конфликт возможен - из-за островов. То есть - далеко и над морем. И вот тут - Су-35 для них почти идеален.. Другое дело - что и с китайской стороны будет явно почти тоже самое..
      1. +4
        12 февраля 2024 21:46
        Цитата: paul3390
        Я вообще не очень понимаю зачем Индонезия и Филиппины с этим связались

        Индонезия и хотела купить Су-35,что было бы логичным развитием их линии Су-27- Су-30. Но ,увы, санкции. Теперь вероятность вернуться на их рынок незначительна.
        Филиппины всегда покупали американское. Потенциально-да,могли Су-35 и купить. Но сейчас сделать это не могут.
        Их интерес к KF-21 логичен, F-35 дорог и не факт,что им вообще его продадут. KF-21 с высокой ситуационной осведомленностью, и низким ЭПР может быть очень хорош для преодоления ПВО и ударов по земле ( в варианте блок 2). С Су-35 они занимают разные "экологические ниши" и вполне могли бы сочетаться.
  2. +6
    12 февраля 2024 06:03
    Очевидно, промышленность Южной Кореи передовая, по всем показателям. Что ещё... на расслабоне они не работают, если взялись за дело, то будут переть вперёд на всех парах.
    И да, ограничений со стороны тех, кто может подгадить может подгадить, на них не валится и это тоже не малый фактор успешного развития.
    В общем, азиатский тигр...
  3. +11
    12 февраля 2024 06:15
    Южная Корея молодцы. Яркий пример того, чего может добиться страна, когда вопросы решают не эффективные менеджеры и коррупционеры....
    1. KCA
      0
      12 февраля 2024 08:40
      Даааа, в Корее так всё хорошо, что даже президента посадили за коррупцию
      1. +10
        12 февраля 2024 11:37
        Вот именно, аж целого президента осмелились посадить. Можете представить подобное в авторитарных странах?
        1. KCA
          -2
          12 февраля 2024 11:41
          Это да, вон в США ни текущего, ни предыдущего президента никак посадить не могут
          1. +5
            13 февраля 2024 06:27
            Цитата: KCA
            ни текущего, ни предыдущего президента никак посадить не могут

            Да, и это не делает чести американцам.
        2. -1
          12 февраля 2024 21:02
          А толку. Судят каждого президента. То есть судебная система не работает.
          Наворовал лет на 50 вперёд, посидел год, потом пару на домашнем и гуляет.
          1. +3
            12 февраля 2024 21:12
            С момента образования Республики Корея в 1948 году из 12 президентов трое были признаны судом виновными в совершении уголовных преступлений по разным обвинениям от предумышленных убийств до коррупции. Дела в отношении еще двоих не были доведены до суда.

            Т.е. система не идеальна (а где идеальна?), но работает, раз к ответственности могут привлечь даже самого неприкасаемого.
            И кстати дали не год. Одному пожизненное, другому 20 лет, третьему 17, четвертому 15. Двоих правда через несколько лет выпустили по помилованию. Но в большинстве других стран и такого нет.
            1. +5
              13 февраля 2024 06:29
              Цитата: Кмон
              Двоих правда через несколько лет выпустили по помилованию

              Ещё одного приговорили к смертной казни ещё до президентства. Американцы его тогда вывезли из страны.
        3. +1
          14 февраля 2024 22:00
          Я вам сильно порву шаблон, если сообщу что там не одного президента посадили, и не двух, а аж 4 + 1 из 8 за 30 лет.
    2. 0
      12 февраля 2024 21:00
      когда вопросы решают не эффективные менеджеры и коррупционеры

      А вот и нет. Как раз реально эффектиные и менеджеры, и коррупционеры. В общем как и везде, только этим реально стало нужно. Судьба Южного Вьетнама их не устроила, взялись за голову. Как петух клюнет, так и вор заработает.
      1. +2
        13 февраля 2024 23:03
        Ну до корейских брендов с нашими эффективными менеджерами мы и не дойдем
  4. +5
    12 февраля 2024 06:23
    Оказывается и рынок может быть эффективным в ВПК, если финансовая элита страны думает о ней, а не о виллах и яхтах на Майяме или еще где.
    1. +4
      12 февраля 2024 08:44
      Цитата: james
      если финансовая элита страны думает о ней, а не о виллах и яхтах

      И ещё не имеет двойного гражданства wink
  5. -8
    12 февраля 2024 06:32
    Как обычно, оченьмногобукав, мало конкретики. Это самолёт лишь нарисован по мотивам 5го поколения. Ну что ж, респект корейцам, что сиогли почти сами сделать и запустить в серию самолёт.
    Можно даже не рассматривать тот вариант, что Т-50 окажутся на Украине. Сгорят очень быстро. Это "штурмовик" только против аборигенов в джунглях.
    Сравнивать корейский Т-50 с Як-130 некорректно. Самолёт чуть лучше L-39 или современный многоцелевой учебно-боевой самолет и истребитель-бомбардировщик. Можно долго обсуждать эту тему, но, по большому счету она сведётся к идее, которую я выразил в предыдущем предложении.
    Здесь очень важный нюанс. Чем дальше, тем КНДР по авиации, всё больше отстаёт от Южной Кореи. И их спасение - только закупка современных самолётов у России. Не случайно Ким Чен Ын приезжал к нам
    1. +4
      12 февраля 2024 19:28
      Это самолёт лишь нарисован по мотивам 5го поколения.

      Можно даже не рассматривать тот вариант, что Т-50 окажутся на Украине.

      Если вы считаете, что КF-21 из статьи и Т-50 - это один и тот же самолет, то вы ошибаетесь. Это два разных самолета. Зачем автор вплёл в статью Т-50- понять сложно. Возможно потому что
      Краткость- сестра таланта, но тёща гонорара.
      :))
      1. 0
        13 февраля 2024 22:09
        solar
        автору, как обычно, просто нужно было написать многабукафф)))
  6. -5
    12 февраля 2024 06:58
    О рисках..
    Упаси Господи нас, от войны между Кореями!
    Однако..чем больше успехов у ЮК в ВПК, тем ближе рука Кима к кнопке ракетного удара.
    А дела там не очень..разорвали окончательно идею воссоединения намедни.

    И удар (по аналогии с СВО) может случиться не только по аэродромам,
    но и по предприятиям ВПК ЮК.
    И вот эти риски при покупке техники у ЮК покупают Индонезия, Польша и др.

    В отличии от техники РФ. В покупке Як-130/Су-30 - рисков будущего нет.
    Там уже реализовался риск - геополитика.
    Но Эфиопию и Анголу это не смущает.
    1. -1
      13 февраля 2024 02:41
      Цитата: Feodor13
      Упаси Господи нас, от войны между Кореями!

      Так все к войне у Корей идет.
      Ким так и сказал: не если, а когда?
      Если только Штаты голову не включат.
  7. +6
    12 февраля 2024 07:48
    Конечно, тот рывок в разработках и производствах различных видов вооружения, что воздушных, что морских, что сухопутных без разрешения и поддержки США в Южной Корее произойти не мог, но они воспользовались этим шансом очень хорошо. И лично я считаю, что в этих вопросах они уже опережают Индию.
    Что касается описанного KF-21, то стоит видимо отметить его внешнее сходство с китайским J-31 и японским Mitsubishi X-2 Shinshin. Вот думаю, что между ними и будет идти борьба на рынках третьих стран. Для тех, кому Ф-35 окажется слишком дорогим или "неудобным", в политическом плане.
    Учитывая, что этот "кореец" после модернизации, явно перейдет в "пятое" поколение, с нашей стороны конкурентом ему будет не заслуженный Су-35, а перспективный Су-75
    1. +2
      16 марта 2024 09:32
      У Турции с их новинкой тоже большие планы по экспорту в третьи страны.
  8. -6
    12 февраля 2024 08:38
    В результате теперь у ЮК имеются собственные разработки

    И - что? Пока у них нет собственного двигателя - это всё фикция. В любой момент США могут прихлопнуть любые продажи данного самолёта. А то и вообще производство. И они это сделают - если корейцы хоть раз попробуют перейти им дорогу на оружейных рынках.

    А двигателя - у ЮК не будет ещё ооооочень долго. Даже КНР, обладающая не сопоставимыми ресурсами и видимо имеющая доступ к некоторым советским технологиям - пока ещё только в начале пути. Как-то вот не выходит у них что-либо убедительное. Чего уж говорить о корейцах..
    1. +3
      12 февраля 2024 09:04
      Цитата: paul3390
      А двигателя - у ЮК не будет ещё ооооочень долго

      Там стоит лицензионный движок от Ф-18 корейской сборки. По критически важным элементам нужно смотреть, но у корейцев с машиностроением проблем особых нет.
      1. +4
        12 февраля 2024 09:25
        У китайцев тоже нет проблем с машиностроением. Как нет пока и движка. Вообще - современный реактивный двигатель это пожалуй один из пиков технического развития. Наряду с АЭС и чипами. Потому что для их производства и главное - разработки, надо иметь за плечами очень нехилые собственные научно-технологические школы по куче направлений. Которые складываются десятилетиями. И никаким баблом и лицензционными сборками этот процесс не заменишь.. На сегодняшний момент - такое можем делать только мы, благодаря великому советском наследию, и условный Запад - потому что там уже хрен разберёшь, какая из компаний какой стране принадлежит. Всё.
        1. -1
          12 февраля 2024 10:31
          Цитата: paul3390
          Вообще - современный реактивный двигатель это пожалуй один из пиков технического развития.

          Да, поэтому они взяли несовременный. Начало 90-х.
  9. +3
    12 февраля 2024 08:53
    А им собственно и не нужне самолет 5 поколения, хотя никто и не знает, что там к нему относится. У них один враг и у того самолеты мягко говоря 3 поколения.
    1. +2
      12 февраля 2024 10:57
      Цитата: Виктор Сергеев
      У них один враг и у того самолеты мягко говоря 3 поколения

      У этого врага, в запасниках имеется ядерное оружие. И средства его доставки тоже
  10. +2
    12 февраля 2024 09:11
    По типоразмеру и происхождению - Кореец первейший конкурент Рафалю и ЕФ2000 и Ф35.
  11. 0
    12 февраля 2024 09:27
    Да уж.

    Перед нами двухдвигательный самолёт с F414. То есть перелицованный пластмассой "под стелс" Ф-18. Его основная проблема на данный момент - АФАР. Если всё-таки уговорят американцев на фантом ай или поставят что-то из последних европейцев, то Су-35 ловить нечего. В пушечном бою нечего ловить корейцу - впрочем, я не уверен, что корейцы шарят в пушечный бой.

    Ну а Су-35 так и так ловить нечего. Кореец это самолёт натовской "экосистемы". Если страна идёт так сказать англосаксонским ходом, то она уже не рассматривает насоместимые с НАТО стандарты вооружения. И наоборот.
    1. +3
      12 февраля 2024 22:34
      Перед нами двухдвигательный самолёт с F414. То есть перелицованный пластмассой "под стелс" Ф-18.

      Только кореец на 4 тонны легче Суперхорнета при тех же двигателях. Похоже на замах на "безфорсажный сверхзвук".
      1. +1
        13 февраля 2024 00:45
        Цитата: solar
        Перед нами двухдвигательный самолёт с F414. То есть перелицованный пластмассой "под стелс" Ф-18.

        Только кореец на 4 тонны легче Суперхорнета при тех же двигателях. Похоже на замах на "безфорсажный сверхзвук".

        "Бесфорсажный сверхзвук", "при тех же двигателях", не от массы ЛА зависит.
        1. +2
          13 февраля 2024 09:55
          Тот же двигатель.
          благодаря новому двигателю «Дженерал электрик» F414 тягой 6 500 кгс (10 000 кгс на форсаже) истребитель сможет совершать безфорсажный сверхзвуковой полет на скорости до М=1,25.

          https://topwar.ru/229686-sueta-vokrug-grifona.html
          В ходе испытаний самолета «39-7» была продемонстрирована его возможность совершать крейсерский сверхзвуковой полет с числом М=1,2 на бесфорсажном режиме работы двигателя.

          http://www.take-off.ru/item/4247-gripen-e-poshel-v-seriyu
      2. 0
        13 февраля 2024 06:17
        Цитата: solar
        Похоже на замах на "безфорсажный сверхзвук".

        Ну или этот дагестанский стелс-обвес до такой степени ухудшил аэродинамику.
        1. +3
          13 февраля 2024 10:12
          Не думаю. Самолет разрабатывался с использованием технологий Локхид Мартин, которые закупили корейцы.
          Lockheed Martin agreed to transfer two dozen F-35A technologies as part of a purchase deal.
          Lockheed Martin согласилась передать два десятка технологий F-35A в рамках сделки купли-продажи.

          Правительство в Штатах заблокировало передачу только четырех из двадцати, в области электроники: радара, систему инфракрасного поиска и сопровождения (IRST), электрооптического модуля (EO TGP) и технологии радиочастотных помех, против остальных не возражали.
          В разработке принимали участие и другие американские, английские, шведские, израильские, итальянские и испанские компании.
          1. +3
            13 февраля 2024 10:36
            Что же, возможно. Видимо тендеры не за горами, так что скоро узнаем относительно объективные данные. Нишу "что-нибудь попроще Ф-16" корейцы уже заняли, возможно и в нише "между Ф-16 и Ф-35" что-то получится.
  12. -1
    12 февраля 2024 09:36
    Не понимаю зачем сделали корейцы копию F-35, при том все вооружение располагается на внешней подвеске ?
    1. +1
      12 февраля 2024 10:28
      Не понимаю зачем сделали корейцы копию F-35, при том все вооружение располагается на внешней подвеске ?

      Корейцы планируют в перспективе постепенно перейти к "полному stealth", поэтому в конструкции место для отсека вооружения предусмотрено.
      1. +1
        12 февраля 2024 10:49
        Цитата: Dekabrist
        Корейцы планируют в перспективе постепенно перейти к "полному stealth", поэтому в конструкции место для отсека вооружения предусмотрено.

        Не предусмотрено ,размеры посмотрите ,там отсек на 20 кг полезной нагрузки
        1. +2
          12 февраля 2024 11:06
          размеры посмотрите

          Лучше корейскую прессу почитать. Или американскую.
          Что касается размеров - посмотрите фотографию взлетающего самолета. Четыре узла подвески на фюзеляже уже наполовину утоплены. Ничего не мешает сделать их полностью в фюзеляже, что корейцы планируют в версии Block 3.
          1. +2
            12 февраля 2024 11:49
            Цитата: Dekabrist
            Четыре узла подвески на фюзеляже уже наполовину утоплены. Ничего не мешает сделать их полностью в фюзеляже, что корейцы планируют в версии Block 3.

            4 шт Не слишком мало для современного самолета ?
            1. +4
              12 февраля 2024 13:29
              4 шт Не слишком мало для современного самолета ?

              У F-35 во внутренних отсеках те же четыре узла подески. И шесть наружных.
              1. +1
                12 февраля 2024 14:17
                Цитата: Dekabrist
                У F-35 во внутренних отсеках те же четыре узла подески. И шесть наружных.

                Это у F-35,а у KF-21А нет внутренних отсеков ,у него только внешнее расположение
                1. +3
                  12 февраля 2024 22:16
                  Внутренние отсеки
                  корейцы планируют в версии Block 3.
          2. 0
            13 февраля 2024 00:42
            Цитата: Dekabrist
            Четыре узла подвески на фюзеляже уже наполовину утоплены. Ничего не мешает сделать их полностью в фюзеляже,

            А почему не сделали их полностью в фюзеляже, раз ничего не мешает?
  13. +3
    12 февраля 2024 09:37
    Естественно, все вооружение на самолетах тоже американское. Про вооружение KF-21А открыто пока не говорят

    О вооружении KAI KF-21 Boramae не то, что говорят открыто, даже сообщают о конкретных контрактах (для примера - https://www.mbda-systems.com/press-releases/south-korea-to-integrate-mbdas-meteor-missile-onto-kf-x-fighter-aircraft/). И вооружение у самолета интернациональное, как сегодня принято говорить - от лучших мировых производителей.
    Если взять ракеты "воздух - воздух", то это американские AIM-120 AMRAAM, AIM-9X Sidewinder, ASRAAM, европейская MBDA Meteor от транснационального европейского консорциума MBDA и германская IRIS-T.
    Точно так же выглядит и арсенал ракет "воздух - земля" - американская AGM-65 Maverick, немецко-шведская Taurus KEPD 350, в перспективе MBDA Brimstone, SPEAR 3. Кроме того, корейцы к 2028 году планируют разработать собственную крылатую ракету уровня Taurus. А вот обычные бомбы, УАБ и КАБ действительно все американские.
    1. +1
      12 февраля 2024 11:08
      Интересно, что хотел минусующий индивид своими минусами сказать? Или это выражение многовековой ненависти глупых к умным?
  14. +6
    12 февраля 2024 10:01
    система управления вооружением – американское.

    Электронно-оптическая система наведения - южнокорейская KF-21 EO TGP фирмы Hanwha Systems. От этой же фирмы система инфракрасного поиска и отслеживания ( IRST ).
    1. 0
      30 марта 2024 23:18
      https://www.janes.com/defence-news/news-detail/adex-2021-hanwha-deepens-collaboration-with-israeli-firms Очень плотно работают с израильтянами после отказа американцев. Во всех сферах...
  15. +4
    12 февраля 2024 10:46
    Декабрь 2015 г. DAPA подписывает контракт на разработку KF-X с KAI.

    То есть, корейцы самую чуточку лукавят. Конечно, разработать и построить самолет за неполные семь лет нереально. Как видно, с момента решения о разработке самолета до представления полного проекта прошло целых 13 лет.

    Корейцы совсем не лукавят. Просто за 13 лет корейцы разработали пять проектов. Первые четыре - KAI KFX-E, ADD C103, ADD / KAI C105, ADD / KAI C109. Потом, оценив достоинтсва и недостатки, на базе проекта ADD C103 в 2015 году начали создавать KAI KF-21 Boramae.
  16. +3
    12 февраля 2024 13:56
    Рынок юго-восточной Азии – это непростой рынок. Там присутствует и США, и Россия, И КНР. И все хотят продавать свои самолеты. Конечно, китайские самолеты – это не самое лучшее, что может стоять на вооружении по сравнению с конкурентами, но и богатых стран, которые могут себе позволить Су-35 или F-35 там не так уж и много.


    Cомневаюсь, что у экспорта китайских самолетов имеются серьезные перспективы. Китай паталогически любит зашивать "недокументированные функции" в электронику, очень высокая вероятность наличия шпионского софта в военной технике, врят ли это допустимо при покупке самолета, ценой в десятки миллионов долларов.
    Доля Китая в экспорте вооружений снизилась с 6.3 % (2013-2017) до 5.2 % (2018-2022), Южной Кореи вырос с 1.3 до 2.4 %. https://www.sipri.org/sites/default/files/2023-03/2303_at_fact_sheet_2022_v2.pdf
  17. +5
    12 февраля 2024 16:18
    Корейцы - молодцы. Не удивлюсь, если окажется, что амеры им и "краску" для малозаметности тоже продали и самолет реально окажется в ряду не 4++, а 5
  18. +1
    12 февраля 2024 18:47
    После 2МВ между корейцами пробежала черная кошка (ну типа как у нас с плясунами) и страна разделилась. Развивались по совсем разным направлениям. Сегодня имеем: Ю.Корея 50 млн чел население, мировой лидер в судостроении, электронике, в оружейном бизнесе очень неплохо и тд. С.Корея сама создала ядерное оружие и баллистические ракеты, текстиль на уровне, оружие для бедных и тд. Население 25 млн.
    Теперь давайте вспомним, что все это на весьма небольшой территории и не очень то много природных богатств. А если бы они были единым государством? И Япония, и Китай, и РФ глубоко бы дышали. Корейцы конечно нахальные и надменные, но бог их точно не обидел…
    1. 0
      13 февраля 2024 06:26
      Цитата: Glagol1
      После 2МВ между корейцами пробежала черная кошка (ну типа как у нас с плясунами) и страна разделилась

      Черной кошкой и "страна разделилась" имеется в виду советское освобождение КНДР от нацизма и американская оккупация Южной Кореи соответственно.
      1. +3
        13 февраля 2024 17:40
        никакой американской окупации южной кореи не было, горстка штатников сидела себе тихо в Пусане, и все, а вот с подачи СССР, при полном его содействии северные корейцы совершили акт агрессии и чуть было не угробили всю страну, слава богу их загнали обратно за 37ю паралель, где они и варятся в собственном соку по сей день
        1. +1
          13 февраля 2024 19:59
          Кажется, вы раньше не попадали на обсуждение хода и итогов ВМВ с моим участием. Впрочем, лучше этим заняться в более подходящей теме.
          1. 0
            14 февраля 2024 10:14
            Ээээ..., пардон, не разобрался, поспешил, отползаю drinks
    2. 0
      17 февраля 2024 11:37
      После 2МВ между корейцами пробежала черная кошка (ну типа как у нас с плясунами) и страна разделилась.

      Там две черные кошки были: Сталин и Рузвельт. Согласно договоренности между США и СССР капитуляцию японских войск севернее 38 параллели должны были принимать советские войска, а южнее американские. После чего иностранные войска должны были покинуть территорию Кореи т.к. Корея не являлась воюющим государством, а была насильственно включена в состав Японии в начале 20 века. Но уже в 1946 г. США начали планировать войну против СССР с применением ЯО.
  19. +2
    12 февраля 2024 20:52
    Мировые эксперты оценивают KF-21А как самолет поколения 4++. То есть, не F-35 или F-22, но где-то рядом с Су-35. И вот тут есть над чем задуматься.

    Су-35- это вершина модернизации Су-27. А KF-21А- самолет, у которого пока возможности модернизации не использованы.
    Планер, радар, авионика, гидравлика – это все корейское.

    согласно первоначальным планам, Соединенные Штаты предоставят для KF-21 радар с АФАР, датчик IRST, электронно-оптический контейнер наведения и постановщик радиочастотных помех

    Электронику корейцы хотели купить от Ф-35. Американцы не согласились. Но тем не менее многие компании участвовали в разработке самолета так или иначе, включая Локхид Мартин, израильскую Элта, Сааб, итальянскую Леонардо, и другие английские, испанские и американские компании.
    но, если посмотреть на Т-50

    Не совсем понятно, причем здесь Т- 50- это совсем другой самолет.
    двухместный учебно-боевой самолет, одноклассник нашего Як-130

    Ага, одноклассник. Один сверхзвуковой, второй нет.
    Польша дальше заказала не учебный вариант Т-50, а штурмовой, так называемый FA-50.

    Польша проявила интерес к KF-21 и хотела бы войти в проект на этапе разработки Block-2 , корейцы принципиальных возражений не имеют.
    Конечно, этот срок можно было сильно сократить

    Корейцы искали соинвесторов для разработки и производства. В результате доля расходов правительства Кореи составила только 60 процентов.
    KF-21 не стал исключением, его двигатель General Electric F414-GE-400K (устанавливается на F/A-18 «Super Hornet»), не имеет УВТ. И его формы далеки от тех, которыми обладают малозаметные самолеты следующего поколения.

    Не так уж и далеки. Видна рука Локхид Мартин.Не хватает внутренних отсеков, но есть принципиальная возможность их установки. УВТ из-за развития ракет и электроники уже не считается обязательным признаком самолетов пятого поколения.
    «Super Hornet», Eurofighter «Typhoon» или Dassault «Rafale», российских МиГ-35 или Су-35, которые являются действительно значительно модернизированными конструкциями из прошлого века.

    Еврофайтер и Рафаль делали как новые самолеты
    1. 0
      12 февраля 2024 22:35
      Цитата: solar
      УВТ из-за развития ракет и электроники уже не считается обязательным признаком самолетов пятого поколения.

      Виноград зелен...
      1. 0
        13 февраля 2024 17:46
        увт для исстребителей впервые был сделан и всячески обкатан именно штатниками, и даже впихнут в ф-22, но затем, почесав репу, пришли к выводу, что он не нужен
        1. 0
          18 февраля 2024 17:54
          Талон, ерунды не несите про увт. Или вы экспериментальный х-31 имеете ввиду?

          Первый увт - это Россия с Ал-31фн
          1. 0
            18 февраля 2024 18:17
            ну если 1988 год в котором происходили тестовые полеты ф-15 с увт т передними управляемыми плоскостями был позже 1999, то вы правы , но на самом деле нет
            1. 0
              22 февраля 2024 21:57
              Talon, если 1989й в котором проходилы тестовые полеты с ал-31фп позже 1999го, то вы правы, но на самом деле нет.

              Пс. Даже поворотное сопло ф-35 амеры скомуниздили с як-141.

              Ппс и итог очевиден: увт только у нас в серии.
    2. +1
      13 февраля 2024 06:24
      Цитата: solar
      не считается обязательным признаком самолетов пятого поколения.

      С пятым поколением вообще всё довольно условно. Походу из обязательных признаков - пониженная заметность и АФАР.
  20. +3
    12 февраля 2024 20:55
    Мировые эксперты оценивают KF-21А как самолет поколения 4++

    А разве добавлять плюсы к цифрам это не отечественный рекламный ход?
    Я вообще поражаюсь как автор равняет Сушки и KF-21. Очень грубо говоря первый пере-F-16, второй недо-F-35.
    1. 0
      13 февраля 2024 00:32
      Цитата: Английский тарантас
      А разве добавлять плюсы к цифрам это не отечественный рекламный ход?

      А с чего Вы решили, что отечественный?
    2. +2
      13 февраля 2024 06:21
      Цитата: Английский тарантас
      пере-F-16,

      Недо-Ф-15. Ф-16 СССР построить не смог.
      Цитата: Английский тарантас
      недо-F-35.

      Пере-Ф-18 тогда уж.
      Цитата: Английский тарантас
      поражаюсь как автор равняет Сушки

      Так больше нет ничего.
      1. 0
        13 февраля 2024 15:37
        Ф-15

        Опечатался.
        Ф-16 СССР построить не смог.
        Цитат

        Не пригодился. 16 американцы строили на фоне МиГ-21. Посмотрели на бои двухдвигательных Фантомов с лёгкими МиГами, и решили что тоже такое хотят, только следующего поколения. Наши когда взялись за 4е поколение, уже оказалось, что и двухдвигательный самолёт может выдать ЛТХ не уступающие однодвигательным.
        Пере-Ф-18 тогда уж

        Так больше нет ничего

        С Су-75 сравнивать надо. Но да, сравнивать по факту не с чем.
        Корейцы уже сделали, и уже в серию пустили. Наши только заявили, что готовы разработать машину такого типа. Ищут кто денег даст.
        1. +2
          13 февраля 2024 19:56
          Цитата: Английский тарантас
          что и двухдвигательный самолёт может выдать ЛТХ не уступающие однодвигательным.

          Может выдавать, но не выдает.
          Цитата: Английский тарантас
          Су-75 сравнивать надо

          Сравнивать летающий самолёт с самолётом, которого нет и никогда не будет.

          Аналог Ф-18 это якобы существующий МиГ-35. Они вместе участвовали у пресловутом индийском конкурсе.
        2. 0
          15 февраля 2024 20:03
          Цитата: Английский тарантас
          Наши когда взялись за 4е поколение, уже оказалось, что и двухдвигательный самолёт может выдать ЛТХ не уступающие однодвигательным.

          ЛТХ МиГ-29 были выше, чем F-16A,С. F-16A вообще имел только УРВВ БВБ. Требования к МиГ-29 по аэродромам базирования на F-16 не выполняются. F-16 это пылесос, тянущий с ВПП любую пыль.
        3. 0
          15 февраля 2024 20:05
          Цитата: Английский тарантас
          Ф-15

          Опечатался.

          Если Су-27 это пере-F-15, то это верно.
  21. -5
    12 февраля 2024 22:59
    Можно сказать, что программа создания нового южнокорейского истребителя KF-21 движется столь же уверенно, как самолет, который два года назад совершил первый полет, а сегодня уже стоит в серийном производстве.

    А он летать умеет? Кто-нибудь видел его демо?
    1. +4
      12 февраля 2024 23:56
      Цитата: Комета
      А он летать умеет?

      Как мог совершить первый полет самолет, который не умеет летать?
      1. -1
        13 февраля 2024 00:18
        Цитата: DenVB
        Цитата: Комета
        А он летать умеет?

        Как мог совершить первый полет самолет, который не умеет летать?

        Это истребитель, а для него понятие "летать" - это не "взет-круг-посадка".
        Например, для сравнения, старенький Ф-18:
        1. +2
          13 февраля 2024 01:48
          Цитата: Комета
          Это истребитель, а для него понятие "летать" - это не "взет-круг-посадка".

          Не знаю, вот первое, что нашлось в ютубе:


          Вроде как-то летает. Поворачивает в воздухе туда-сюда. Видимо, рули там всякие, элероны и прочая механизация - присутствуют.
  22. -2
    13 февраля 2024 11:46
    Планер, радар, авионика, гидравлика – это все корейское. Остальное – двигатели, система управления ими, система управления вооружением – американское... Естественно, все вооружение(100 %) на самолетах тоже американское.

    Надо добавит что и планер и радар и авионика производят по лицензии и критические компоненти импортние.
    Другими словами ето американский самолет с офсетом и сборкой в протектората.
    Ефективност етого недоразумения на поле боя бесконечно малая величина, но как источник прибили для ВПК США прекрасное изделие.
    1. 0
      18 февраля 2024 17:52
      Костадинов, ага. Меня тоде насмешила "корейская " авионика и афар.
  23. -3
    13 февраля 2024 12:00
    Вроде как-то летает. Поворачивает в воздухе туда-сюда. Видимо, рули там всякие, элероны и прочая механизация - присутствуют.

    Еще лучше - взлетел и потом сумел сесть. Летал не хуже гражданского авиалайнера или Су-25, но как истребитель думаю что ускорения и набор висоти, по меньшей мере то что увидел, не дотягивают до Миг-21 не говоря о Миг-23.
  24. -3
    13 февраля 2024 15:45
    Значит скоро в в КНДР появится СУ-35 ,как бы купят или получат в лизинг !
    1. +3
      13 февраля 2024 17:52
      у них денег нет, если только подарить
  25. -1
    13 февраля 2024 18:22
    Цитата: Talon
    у них денег нет, если только подарить

    Если надо обменят на снарядов.
    Но никаких самолетов Су-35, Су-57, и Су-75 им не надо.
    Они, по меньшей мере с 2014 летают регулярно дронами над Южной Кореи. То о чем в России и на Западе сегодня додумались они делали десят лет тому назад.
  26. 0
    17 февраля 2024 20:22
    Автор статьи забыл о существовании CAATSA?Не каждая страна рискует эмбарго США на закупку российских истребителей,Филиппины или Таиланд и например
  27. 0
    18 февраля 2024 17:51
    Афар корейского производства? Это как анекдот. Там скорее всего только название корейское. Как и у остальной авионики.