Легендарный ГАЗ-51: надёжный грузовик, созданный по принципу «проще некуда»

26
Легендарный ГАЗ-51: надёжный грузовик, созданный по принципу «проще некуда»

Легендарный ГАЗ-51 – это автомобиль, который в СССР знали все. На нем служили в армии, работали и даже сдавали экзамены в автошколе.

Грузовик производился с 1946 по 1975 годы и в этот промежуток времени был самым массовым автомобилем в своем классе. На его базе были построены автобусы и санитарные автомобили. При этом стоит отметить, что первые опытные образцы машины были созданы еще до начала Великой Отечественной войны.



На вышеупомянутых прототипах устанавливалась кабина от американского Studebaker. В то же время если присмотреться, то некоторые черты последней можно увидеть у новой кабины серийного ГАЗ-51.

Стоит отметить, что одной из особенностей советского грузовика является то, что он был сделан по принципу «проще некуда». Многие детали автомобиля, начиная от мотора и заканчивая замками капота, выглядели абсолютно примитивно, но были очень надежными.

Нижнеклапанный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 имел рабочий объем 3,5 литра и являлся копией американского Dodge D-5. На данном грузовике устанавливалась самая скромная версия мотора мощностью 70 л.с. В то же время, степень сжатия достигала 6,2, что позволяло использовать в качестве топлива не только самые дешевые сорта бензина, но и некую жидкость, бензин напоминающую.

Коробка передач на ГАЗ-51 ставилась четырехступенчатая, которая ведет свою «родословную» от Ford 2A.

Подвески ГАЗ-51 также «проще некуда» - продольные рессоры. Причем, если спереди ставили рычажные амортизаторы, то сзади данного элемента не было вообще. Их роль выполняли дополнительные рессоры или, как их еще называли, «подрессорники».

Официальная грузоподъемность машины – 2,5 тонны.

Что характерно, в 51-м ГАЗе уже была печка, что позволяло водителю вполне комфортно (по тем временам, конечно) управлять автомобилем зимой.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    12 февраля 2024 13:20
    Официальная грузоподъемность машины – 2,5 тонны.

    А возил гораздо больше. Крепкая машина была.
    1. +3
      12 февраля 2024 13:50
      Цитата: Лешак
      А возил гораздо больше.
      Я на нём перед армией 3-тонные контейнеры возил с товарной ж/д станции по предприятиям.
      1. +4
        12 февраля 2024 18:00
        моя первая грузовая... как дашь бывало 50 км/ч, аж волосы назад ! красота !
        1. +3
          12 февраля 2024 20:43
          laughing
          Цитата: Аэродромный
          аж волосы назад !
  2. +5
    12 февраля 2024 13:24
    lol У него ещё был ножной стартер . Помню, как учился на нём в автошколе, а потом, принимая ЗИЛ-130 , потерялся на минуту - как заводить ? what
    1. +1
      12 февраля 2024 20:53
      Цитата: cpls22
      принимая ЗИЛ-130 , потерялся
      Меня инструктор автошколы на вождении остановил зимой на крутом подъёме на ЗИЛ-130, потом я тронулся и заглох; он сказал, что стартер барахлит и заставил "кривым стартером" заводить. Сразу научил действию.
      1. +2
        12 февраля 2024 21:10
        Тоже приходилось "кривым" заводить. Там тонкость была в накладывании ладони, чтоб большой палец не выбить. Сейчас такая архаика уже нигде не пригодится, наверное.
        1. +6
          13 февраля 2024 13:26
          Цитата: cpls22
          чтоб большой палец не выбить.
          И руль держать не в обхват ! Я и моя Маша
      2. +3
        13 февраля 2024 15:17
        Стандартная практика у инструкторов по вождению: первый раз заглох - запускай мотор стартером, заглох второй - крути рукоятку. Доходило быстро.
  3. +1
    12 февраля 2024 13:27
    В КНДР до сих пор производят с незначительными изменениями под маркой Sungri.
    Последняя модернизация и рестайлинг кабины были произведены в 2009.

    https://www.kolesa.ru/article/sekretnyy-sungri-zavod-v-kndr-gde-do-sikh-por-vypuskayut-potomkov-gaz-51-no-eto-ne-tochno
  4. +5
    12 февраля 2024 13:30
    Изучали автодело на нем, а в 10 классе на выпуске резко заставили сдавать на трактор. Так это как два пальца об асфальт. С пионерского возраста летом ДТ-75 осваивали под руководством отцов, дядьев и братьев. winked Но на вождении на ГАЗ-51 руку набили хорошо. В войсках удивил мабутеев, показав класс на ГАЗ- 52-ом. winked
    1. +3
      12 февраля 2024 17:39
      Я тоже сдавал на школьном ГАЗ-51 на права, правда дальше двора и не ездили, 48 лет тому назад, а помнится будто вчера было
      1. +5
        12 февраля 2024 17:49
        Я на "С" уже на гражданке сдавал, через много лет. Кстати уже на 53. winked Вот такая связь с ГАЗом. Но за руль и "Урала", и "ЗиЛ", и т.д. временами садился. Вот раньше школа была. И для ума, для души, и для рук.
    2. +2
      12 февраля 2024 21:04
      Цитата: Пленник
      Так это как два пальца об асфальт.
      БТР на его спаренном движке тоже просто и быстро по холмам гоняет.
      1. +2
        12 февраля 2024 21:32
        По холмикам и по сухому может. А в Афгане газовскими движкам было тяжело. Восьмидесятые на дизелях это было да.
  5. +5
    12 февраля 2024 13:44
    Машина труженик... и грузы возить, и в кино посниматся.
  6. +8
    12 февраля 2024 14:29
    Было время, на 15 рублей по 3, 62 можно было купить 4 бутылки. Порядок зажигания, если что. drinks
    1. +5
      12 февраля 2024 18:02
      Цитата: Ватервейс 672
      Было время, на 15 рублей по 3, 62 можно было купить 4 бутылки. Порядок зажигания, если что. drinks

      калёным железом не выжечь drinks из памяти такое...
  7. 0
    12 февраля 2024 14:35
    Нижнеклапанный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 имел рабочий объем 3,5 литра и являлся копией американского Dodge D-5

    А этот Шевроль здесь совсем ни причём?
    1. +2
      12 февраля 2024 15:02
      Статья несколько лет назад была на ВО про выбор двигателя и последующее его применение.
      https://topwar.ru/159432-ploskogolovyj-6-amerikanskij-motor-na-kotorom-vyehal-sssr-i-soclager.html
  8. +1
    12 февраля 2024 16:43
    Цитата: Морской Кот
    Нижнеклапанный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 имел рабочий объем 3,5 литра и являлся копией американского Dodge D-5

    А этот Шевроль здесь совсем ни причём?


    в целом, американская техника поставляемая в ВОВ серьезно повлияла на нас, не только в данном "аппарате", а во всем, что мы начали производить после войны
  9. +2
    12 февраля 2024 17:33
    Невысокая цена и хорошая ремонтопригодность.Никакой электроники.
  10. +2
    12 февраля 2024 17:56
    Нас на ГАЗ-51 классами на поле, на турслеты, сборы (пятидневку) после 9 класса возили. Вместо автобуса. Доски поперек борта и вперёд. И главное никаких ЧП. winked Сейчас бы на всю страну ор подняли и директора в оборот.
    1. +1
      13 февраля 2024 15:25
      Были определенные правила перевозки людей в кузове грузовика (скорее всего были прописаны прямо в ПДД). Насколько помню, скамейка ниже борта не менее чем на 15 см, 2 старших в кузове (присматривать за балбесами и отвечать в случае чего), категорический запрет стоять во время движения... Это сейчас разбаловались: дай автобус, да машину с мигалками в сопровождение.
  11. +1
    14 февраля 2024 12:42
    да уж, поездил и повозил этот старичок. у меня с ним девятый-десятый класс вождение, а потом и сдача экзамена на права
  12. 0
    17 февраля 2024 15:02
    Машина отн лёгкая, где Зил завязнет, там Газ 51 пройдёт.