Деградация от реформ

Преобразования в армии должны опираться на рекомендации военно-экспертного сообщества

Основной задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение защиты суверенитета, целостности и неприкосновенности территории страны, в военное время – отражение агрессии и защита Отечества. Поэтому реформа оборонного ведомства должна быть направлена на усиление Российской армии.




Однако в целом при проведении реформы допущены серьезные просчеты. Реформаторы, вероятно, руководствовались корыстными целями и интересами – высвободить больше армейского имущества и скорее его распродать по сниженным ценам.

Многие проведенные мероприятия были ненужными, надуманными, дорогостоящими и без должного научного обоснования, что в итоге привело к ослаблению Вооруженных Сил. Несмотря на усиление военной опасности на ряде направлений для Российской Федерации, неоправданно сокращена численность армии до одного миллиона человек, ликвидирован ряд округов (осталось лишь четыре), а также все дивизии и полки.

Окружной и бригадный передел

Крупнейшей ошибкой стала ликвидация ряда округов. Подобный промах допустил военный министр Дмитрий Милютин при проведении реформы оборонного ведомства во второй половине XIX века, в ходе которой ограничились созданием только четырех округов. Русско-японская и Первая мировая войны потребовали создания еще 11 военных округов, в том числе Московского, Оренбургского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и других. Были восстановлены все ликвидированные им армейские корпуса, Генеральный штаб подчинили непосредственно царю. В годы Великой Отечественной войны округа вели работу по мобилизации, развертыванию и подготовке резервов для действующей армии, обеспечили призыв и направление в Вооруженные Силы 29 миллионов человек (конечно, теперь таких ресурсов не имеется). Трудно представить, как четыре округа на огромной территории нашей страны смогут выполнить задачи мобилизации и подготовки резервов.

Деградация от реформ

Бывший начальник Генерального штаба Николай Макаров заявлял, что наши военные округа приводились в боевую готовность и отмобилизование от нескольких месяцев до года и более. Это не соответствовало действительности. Окружные войска осуществляли оперативное и мобилизационное развертывание в течение одной-двух недель. Мобилизацию и подготовку ресурсов для действующей армии они проводили все годы войны. Нельзя смешивать эти понятия.

Ликвидация дивизий и полков в Сухопутных войсках, замена их на бригады, а в ВВС на базы (в подражание зарубежным армиям) привели к снижению боевых возможностей ВС и значительно затруднили управление войсками. У бригад меньше личного состава и вооружения (танков, орудий, минометов, средств ПВО, разведки), чем у дивизий, они не имеют подразделений тыла для питания солдат и офицеров, обеспечения ГСМ, боеприпасами, ремонта ВВТ. О каком повышении боевой мощи можно заявлять, если это тактическое соединение способно вести боевые действия на фронте 5–10 километров (все имеющиеся бригады на 500–1000 километров по фронту), а протяженность наших границ – многие тысячи километров. Они не смогут даже прикрыть госграницу на важнейших направлениях.

Ликвидируя дивизии, бывший министр обороны и его советники, видимо, не знали, что в американской армии существуют 16 дивизий, каждая численностью 18 тысяч. Сейчас они переформировываются в легкие дивизии непостоянного состава и будут состоять из нескольких бригад и частей обеспечения.

Кроме того, в составе Национальной гвардии США, одного из основных стратегических резервов, имеется 10 дивизий. Американское командование считает, что дивизии смогут обеспечить управление бригадами при ведении ими боевых действий. Наличие дивизий, как и бронекавалерийских полков, сохраняет существующие традиции соединений и частей и престиж армии. А у нас прославленные дивизии, как, например, Кантемировская, известные военные академии ликвидируются.

Нам необходимо вернуться к дивизиям. Нельзя забывать, что в годы Великой Отечественной войны было сформировано около 500 стрелковых дивизий. Не следовало отказываться от всех дивизий сокращенного состава. Они составляли основу для мобилизационного развертывания. В дивизии можно иметь три-четыре бригады, в том числе одну сокращенного состава для подготовки резервистов и формирования новых соединений и частей.

Возложение мобилизационной работы на четыре округа не решит проблемы мобилизации. Основная деятельность на данном направлении проводилась командирами и штабами соединений и частей сокращенного состава и военными комиссариатами (комиссаром должен быть военнослужащий, а не бесправный гражданский чиновник).

Управленческие просчеты


Переход на провозглашенную трехзвенную систему управления войсками и ликвидация армий, корпусов и дивизий в настоящее время не обеспечивают надежного руководства войсками. Главкомы (командующие) и их штабы при существующих средствах связи не смогут организовать взаимодействие многочисленного количества бригад на отдельных направлениях. Автоматизированные системы и сетецентрический метод управления еще далеки от совершенства и реального внедрения в войска. Переход на трехзвенную систему не может обеспечить надежного управления войсками. Чтобы не потерять бригады в боевых условиях, следует восстановить прежнюю четырех-звенную систему, в первую очередь на Дальнем Востоке.

Роль Военно-воздушных сил в современных условиях возросла, они стали основным мобильным и ударным средством вооруженной борьбы и применения высокоточного оружия. Ликвидация авиационных дивизий и полков и создание восьми авиабаз привели к ослаблению ВВС, уязвимости их базирования.

Оснащение Российской армии современным вооружением, особенно высокоточным оружием, следует ускорить, в настоящее время его имеется около пяти процентов от потребного количества. Намечается довести оснащение им в 2015 году до 30 процентов и в 2020 году – до 70 процентов. Планы должны быть выполнены. Но ассигнований для этого выделяется недостаточно – на 10 лет 22 триллиона рублей (по два триллиона в год).

Бывший вице-премьер России Виктор Зубков оценил масштабы незаконных финансовых операций в 2011 году в два триллиона рублей, из них примерно половина пришлась на незаконный вывод финансовых средств за рубеж. Следует прикрыть лазейку вывода за рубеж валюты, а также расхищение финансов в Министерстве обороны и ВПК и увеличить ассигнования на ускорение оснащения армии современным вооружением.

Нельзя полагаться только на ядерное оружие. Его применение весьма проблематично и может привести к нанесению противником упреждающего или ответного удара, что нанесет неприемлимый ущерб и уничтожит государство и наш народ.

Для ведения региональной и крупномасштабной войны надо иметь Вооруженные Силы, оснащенные не только ядерным оружием, но и мощными обычными средствами поражения.

Расчеты на проведение военной реформы следует уточнить.

Заявление бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова в Госдуме о том, что для ее проведения достаточно сэкономленных им 25 миллиардов рублей, безответственное и показало его некомпетентность и несоответствие занимаемому посту. Но никто из депутатов даже не поправил министра.

Как известно, только на обеспечение уволенных офицеров квартирами уже затрачено более 300 миллиардов рублей и до сего времени военнослужащие, состоящие за штатом многие годы, получают денежное содержание.

Создание системы аутсорсинга ухудшило материально-техническое обеспечение войск. Соединения и части вне пунктов дислокации и в боевых условиях останутся без продовольствия, ГСМ, боеприпасов и ремонтных средств, понесут тяжелые потери в боях и их ждет судьба наших мехкорпусов, ликвидированных в июле 1941 года. Сердюков создал эту систему, чтобы снять с себя административные функции министра, создать атмосферу безответственности и условия для расхищения государственных средств.

Зарубежный опыт резервного компонента

В будущих войнах важную роль по-прежнему будут играть стратегические резервы. Поэтому наряду с группировками войск на ТВД необходимо готовить и иметь стратегические резервы для их усиления. Они должны быть мобильными, оснащенными ударными средствами, способными нанести противнику поражение и изменить ход вооруженной борьбы.

Военно-политическое руководство США и стран НАТО уделяет особое внимание созданию и подготовке стратегических резервов.

В локальных войнах Соединенные Штаты наряду с регулярной армией широко использовали резервные компоненты. Так, в войне с Ираком в 1991 году были призваны 200 тысяч резервистов и самолетами военно-транспортной авиации в зону боевых действий перебросили 35 тысяч американских солдат. Соединения и части Национальной гвардии принимали участие во всех войнах, которые вели США. Они составили до 40 процентов личного состава американских войск, находившихся в Ираке, и до одной трети – в Афганистане.

Аналогичные резервные компоненты имеются в Великобритании, Германии, Италии и других странах.

В Китайской Народной Республике строительство вооруженных сил осуществляется в соответствии с концепцией «народной войны» и новой стратегией активной обороны передовых рубежей. Политика Китая направлена на обеспечение реализации национальной стратегии развития, целью которой является достижение к середине ХХI века статуса великой державы, занимающей доминирующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

ВС Китая состоят из регулярных соединений и частей – 2,35 миллиона, резерва – около 500–600 тысяч и народной вооруженной полиции – 1,5 миллиона человек. В КНР имеется до 20 миллионов обученных резервистов.

Подготовка стратегических резервов должна быть одной из важных функций и военного руководства Российской Федерации.

Подготовка кадров

В советских Вооруженных Силах сложилась стройная система военного образования, выдержавшая проверку временем: спецшколы, суворовские (нахимовские) училища, средние и высшие военные училища, академии (2–3-годичные) и различные курсы видов и родов войск. И наконец, Академия Генерального штаба.

В этой системе готовили неплохих офицеров. Конечно, не все они имели достаточное общее образование и владели одним-двумя иностранными языками, но были подготовленными военными профессионалами. Не следовало ломать эту проверенную схему. Надо было тщательно просчитать настоящую и перспективную потребность в офицерских кадрах и на основе этих расчетов сократить лишние учебные заведения, а некоторые объединить. И конечно, недопустимо доверять реформирование этой системы образования случайным чиновникам, ранее не имевшим никакого отношения к данному роду деятельности. Какого положительного результата можно было ожидать от работы руководителя Департамента (по сути главного управления) военного образования Екатерины Приезжевой, которая ранее работала в налоговой службе.

Требуется восстановить прежнюю систему подбора кадров, назначений и присвоений воинских званий. Главное управление кадров должно заниматься подбором высших офицеров (генералов, а также полковников), а не оформлением на службу солдат-контрактников и командиров подразделений.

Советский пример

Заявления бывших руководителей Минобороны о возрастании интенсивности боевой подготовки войск и проведении крупных учений нельзя считать серьезными.

Мне довелось принимать участие во многих учениях в послевоенные годы. Так, на маневрах, проведенных на территории Прикарпатского военного округа под руководством командующего округом Маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева, были задействованы войска двух общевойсковых и одной механизированной армий, воздушная армия округа, воздушная армия дальней авиации, армия ПВО страны, ракетная армия и Воздушно-десантные войска. На этих учениях во Львовском учебном центре (Яворовском полигоне) реально проводилась артиллерийская подготовка (с участием 600 орудий и минометов). Для завершения прорыва главной полосы и захвата второй полосы обороны вводилась в бой механизированная дивизия, имевшая в своем составе 250 танков. После условного нанесения атомных ударов для захвата армейской полосы и развития наступления в оперативной глубине введена в сражение механизированная армия и десантировалась воздушно-десантная дивизия в полном составе.

На учении «Днепр», проведенном в 1967 году под руководством министра обороны Маршала Советского Союза Андрея Антоновича Гречко, участвовали войска двух военных округов – Белорусского и Прикарпатского. Они совершали выдвижение на 500–600 километров, с ходу наступали, форсировали Днепр, занимали оборону, наносили контрудары. Осуществлялись высадка вертолетного десанта и десантирование воздушно-десантной дивизии.

На одном из учений в Сибири три мотострелковых полка совершали марш своим ходом на расстояние более 1000 километров за трое суток.

Сейчас на учениях совершают маневр одна-две бригады. Из центральной части страны перебрасывается самолетом одна рота. Мероприятия нередко носят показной характер. На таких учениях войска не повышают полевую выучку, а командующие, командиры и штабы не получают должной практики в управлении войсками.

Роль профессионалов

Преобразования должны способствовать усилению боевой и мобилизационной подготовки армии. Отсутствие успеха в этой деятельности во многом объясняется тем, что проведение реформы осуществляли неподготовленные в военном отношении лица, непрофессионалы, не понимающие сути происходящего и не несущие ответственности за провалы, за состояние Вооруженных Сил и оборону государства. Недопустимо министру обороны иметь десятки советников, некомпетентных заместителей и помощников, назначать руководителями департаментов знакомых женщин. Это способствовало созданию условий для совершения служебных злоупотреблений, которые в настоящее время расследуются соответствующими органами.

Сложившаяся обстановка с проведением военной реформы крайне отрицательно сказалась на настроении личного состава, особенно офицеров, снизила престиж службы среди граждан нашей страны. В этой связи не совсем понятна положительная оценка деятельности Сердюкова в должности министра обороны, данная некоторыми руководителями, и призыв соблюдения в отношении него принципа презумпции невиновности.

Министр обороны Сергей Шойгу оперативно разобрался и принял решения по исправлению ряда допущенных ошибок при проведении реформы, поэтому в этой статье нет необходимости их касаться.

В проведение военной реформы следует внести поправки. Желательно поручить комиссии, состоящей из военачальников, ветеранов войн и ученых, разработать соответствующие предложения и представить их министру обороны.
Автор:
Евгений Малашенко
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти