Внезапная пощечина Беллу и Сикорскому

109
Внезапная пощечина Беллу и Сикорскому

Действительно, случилось весьма неожиданная вещь: мало того, что армия США приняла решение об отмене программы Future Attack Recon Aircraft, так еще и было заявлено, что все это является частью более масштабной встряски в будущих армейских авиационных планах.

Не могу представить, что сказали бы Игорь Иванович Сикорский и Лоуренс «Ларри» Белл, глядя на то, как детища фирм, носящих их имена и работающих на идеях великих конструкторов, отправляются в утиль на свалку истории. Но увы, армия США заявила, что отменяет свою программу Future Attack Recon Aircraft (FARA), которая была направлена на приобретении нового типа высокоскоростного вооруженного вертолета-разведчика.



Представляете, и это часть более масштабной реструктуризации, которую армия США планирует в отношении своего будущего парка вертолетов и других пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.

Распил в угоду очередных проектов? Нет. Фактически этот пересмотр – очень непростое и важное решение (на этот раз снимаю шляпу перед американцами), которое было принято на основании анализов, сделанных на сведениях, полученных из Украины. И выводы, сделанные американскими военными, оказались весьма неприятными для вертолетов в целом. В условиях современной войны, которую сегодня наблюдают в СВО, вертолет оказался очень дорогой и уязвимой машиной.

В итоге программу FARA сворачивают, а судьба принявших в ней участие вертолетов откровенно незавидная. Программа FARA была начата в 2018 году и ставила целью в первую очередь замену AH-64 Apache, которые использовались в качестве разведывательных после снятия с вооружения разведывательного вертолета OH-58D Kiowa Warrior. Использование «Апачей» в этой роли, в свою очередь, последовало за годами неудачных попыток найти прямую замену OH-58D.


Претендентов мы знаем, про них неоднократно писалось в том числе и у нас: Raider X от Sikorsky, оригинальная и сложная машина, и 360 Invictus от Bell, более традиционная конструкция вертолета.


Raider X


360 Invictus

Отмена FARA является частью того, что армия в настоящее время называет ребалансировкой авиационных инвестиций. Более того, Минобороны заявляет, что отложит производство турбовального двигателя General Electric T901, разработанного в рамках программы Improved Turbine Engine Program (ITEP), которая была тесно связана с FARA, в рамках этого плана. В настоящее время основное внимание будет уделяться интеграции T901 в существующие ударные вертолеты AH-64 Apache и многоцелевые вертолеты UH-60 Black Hawk.


Опытный образец двигателя T901

Одновременно представители военного ведомства заявляют, что программа по приобретению новых конвертопланов на основе конструкции V-280 Valor компании Bell в рамках Future Long Range Assault Aircraft (FLRAA) будет продолжена, но это отдельный разговор.


В качестве еще одной части своих новых авиационных планов армия США прекратит модернизацию старых UH-60 Black Hawk в пользу покупки большего количества новых серийных UH-60M. Остается неизменным план закупки улучшенных тяжелых транспортных вертолетов CH-47F Chinook Block II.


Оба эти решения были в значительной степени продиктованы желанием не оставить ВВС без вертолетов как таковых и не развалить связанную с этим промышленную базу по выпуску UH-60 и CH-47.


Одновременно было озвучено намерение избавиться от всех оставшихся беспилотников RQ-7 Shadow и RQ-11 Raven. Тоже логично, учитывая двадцатилетний возраст этих аппаратов. В свою очередь, служба «увеличит инвестиции в исследования и разработки для расширения и ускорения возможностей беспилотной воздушной разведки армии, включая будущие тактические беспилотные авиационные системы и запускаемые эффекты». Это взято из официального релиза.

С беспилотниками не все понятно, потому что однажды им просто сменили электронную базу с аналоговой на цифровую, и они прослужили еще 10 лет. Тем не менее, окончание FARA на сегодняшний день является самой большой частью недавно объявленной перебалансировки авиационных программ армии.

Начальник штаба армии генерал Рэнди Джордж:

«Мы узнаем на поле боя, особенно на Украине, что воздушная разведка коренным образом изменилась. Датчики и оружие, установленные на различных беспилотных системах и в космосе, стали более распространенными, более доступными и более дешевыми, чем когда-либо прежде. Я уверен, что армия может принести пользу Объединенным силам, как на приоритетном театре военных действий, так и во всем мире, ускоряя инновации, закупки и развертывание современных беспилотных авиационных систем, включая Future Tactical Unmanned Aircraft System, Launch Effects и коммерческие системы малых беспилотных летательных аппаратов».


Безусловно, конфликт на Украине привлек много внимания к оценке полезности беспилотников различных уровней непосредственно на поле боя, а также к угрозам, которые они представляют. Армия США уже планировала приобрести множество новых беспилотных летательных аппаратов, в том числе воздушного базирования, которые могут действовать как сетевые рои, еще до того, как Россия начала СВО.

В комментариях генерала Джорджа не упоминается о том, что война на Украине также поставила под сомнение общую живучесть обычных вертолетов на будущих полях сражений высокого уровня. Как украинские, так и российские силы понесли значительные потери в вертолетах в ходе боевых действий и приняли тактику, направленную на то, чтобы держать эти машины как можно дальше от потенциальных угроз, то есть, от передовой.

Но тут стоит помнить, что не Украиной единой… Есть более опасные для США театры гипотетических военных действий. Например, Тихий океан.


Вооруженные силы США столкнутся с еще более серьезными угрозами ПВО в любом будущем крупномасштабном конфликте, особенно с Китаем в Тихом океане. В этом сценарии традиционные вертолеты могут иметь еще более ограниченную полезность, учитывая их недостаточную дальность полета, необходимую для эффективной работы на очень больших территориях, большая часть которых будет покрыта водой.

Выбор армией более дорогого, но более дальнобойного и высокопроизводительного конвертоплана в качестве будущей платформы FLRAA, это решение, которое продолжает оставаться предметом серьезных дебатов. Проигравший FLRAA вертолет Defiant X был разработан компаниями Sikorsky и Boeing и был вертолетом, аналогичным Raider X для FARA. Вполне возможно, что вооруженный вариант FLRAA или его производная теперь могут заменить программу FARA.

Отмена FARA также повлияет на будущее авиационных парков армейского спецназа. В прошлом году Командование специальных операций США заявило, что FARA, или его вариант или производная, как ожидается, станет заменой AH-6/MH-6 Little Birds, которые в настоящее время эксплуатирует элитный 160-й авиационный полк специального назначения.


MH-6 Little Bird

Стоит также отметить, что решение армии в отношении FARA соответствует сокращениям вертолетного парка Корпуса морской пехоты в последние годы. Что касается именно морской пехоты, то все это является частью более масштабной реструктуризации всей структуры вооруженных сил на основе новых концепций проведения операций, в которых большое внимание уделяется готовности к будущему крупному конфликту в Тихом океане.

Однако, здесь не стоит забывать, что США – страна лобби. И даже после всех заявлений существует вероятность того, что Конгресс все еще может заблокировать отмену FARA для армии. Делегация членов Конгресса из Коннектикута, где находится штаб-квартира Сикорского, уже выступила с заявлением, осуждающим это решение.

«Мы крайне разочарованы тем, что армия решила выйти из программы FARA. Армия неоднократно говорила нам, что FARA является их приоритетом номер один. Это полный разворот этой позиции».

«Мы разочарованы этим решением и будем ждать разбора полетов армии США, чтобы лучше понять ее выбор», — говорится в заявлении Lockheed Martin, материнской компании Sikorsky.

Компания Bell заявлениями на тему не отметилась. Возможно потому, что выиграла конкурс на все еще действующую программу FLRAA.

Как бы то ни было, решение армии США о сокращении FARA может только поднять еще больше вопросов о будущем вертолетов в вооруженных силах США в целом.

Но поднявшееся в американских СМИ обсуждение показало: отказ от будущего ударного разведывательного вертолета был правильным выбором армии.

Бескрайние просторы Тихого океана, современная противовоздушная оборона, достижения в технологиях беспилотных летательных аппаратов и уроки, извлеченные из Украины, убили все более убедительные аргументы в пользу FARA.

И тут ключевым действительно является АТР, Азиатско-Тихоокеанский регион. И то, что армия США отменяет одну из своих самых громких авиационных программ, Future Attack Reconnaissance Aircraft, с двумя конкурирующими прототипами, уже построенными «в металле», стала шоком для многих, но на самом деле это весьма закономерно.

По мере того, как Пентагон делает ставку на возможность войны в Тихом океане на высоком уровне и видит результаты боевых действий вертолетов на Украине, актуальность программы FARA совершенно правильно поставлена под сомнение, а предположения о будущей воздушной войне, на которой она основана, также нуждаются в серьезном пересмотре.

Проще говоря, двигаться вперед было бы расточительным занятием, и отменить его сейчас, до того, как он углубится в летные испытания, было правильным решением. Конечно, «Сикорский» и «Белл», получив столь громкую плюху, будут очень недовольны, поскольку их прототипы уже почти готовы. И обе команды, «Сикорский» с их Raider X и «Белл» с их 360 Invictus, работали очень усердно, придумывая совершенно разные решения одной и той же проблемы с вооруженным разведчиком и ударным вертолетом. Оба прототипа кажутся весьма многообещающими, и возможно, они даже и будут жить. Но это тема совершенно отдельного разговора.

Сегодняшняя головная боль американских военных – боевые действия на Тихом океане. Понимание того, что существующие концепции внезапно устарели, есть, а вот видения, как может пойти дело там – нет. Но уже в Пентагоне понимают, что закупка сотен вертолетов с относительно малой дальностью полета по большим ценам не имеет смысла, когда речь идет о боевых действиях в Тихом океане.

В военных операциях на Тихом океане в подавляющем большинстве случаев FARA, даже с увеличенным радиусом действия, не сможет добраться от места базирования, туда, где они могут выполнять боевые задачи и выжить, чтобы сделать это неоднократно. Наиболее вероятный исход заключается в том, что вертолетам будет нечего делать во время такого конфликта не потому, что они не обладают высокими возможностями, а потому, что они просто не смогут добраться до районов, где идут бои, и шансы вернуться домой живыми, даже если бы они могли, были бы сомнительными.

А вот события на Украине показали, насколько уязвимы вертолеты, когда действуют на современном поле боя — даже на том, которое традиционно гораздо лучше для вертолетов, чем Тихий океан. Действия в условиях эшелонированной противовоздушной обороны значительно снижают полезность винтокрылых машин, особенно атакующих и разведывательных. Реалии живучести и необходимость приближаться к целям на расстояние поражения все больше и больше не соответствуют ударным вертолетам, и многие другие варианты платформ гораздо больше подходят для выполнения атак с дистанции. Пуск НУРС с кабрирования – это не боевой прием 21 века, как ни крути.

И человек в кабине вертолета при выполнении боевой миссии также становится все более сомнительным делом с каждым днем, особенно когда армия уже сидит на огромном флоте из почти тысячи AH-64 Apache, почти половину из которых машины FARA должны были заменить.

Здесь, конечно, более предпочтительно смотрятся беспилотники, которые легче, дешевле и использование которых не повлечет человеческих жертв.

Вертолет сегодня слишком медленная, большая и уязвимая машина. Что тут говорить, если уже зафиксированы случаи поражения вертолетов из ПТУР… И какие-то модернизации тут не помогут.

Да, чем больше скорость, тем выше выживаемость. Это означает меньшую возможность поражения в том числе традиционным наземным огнем, и меньшее время для противника, чтобы он мог среагировать и эффективно вступить в бой. Это также сократит время в пути к районам боевых действий и сделает уход от упомянутых угроз более приемлемым.

Но добавление 100-150 км/ч к максимальной скорости вертолета (в лучшем случае) не усилит возможности выживания вертолета, особенно при столкновении с современной интегрированной системой противовоздушной обороны. Независимо от того, движется ли вертолет со скоростью 200 или 300 километров в час, ракете класса «земля-воздух» будет все равно, как только цель будет обнаружена и отслежена. У самолета со скоростью 2М кое-какие шансы еще есть, у вертолета со скоростью 0,25М шансов никаких.

FARA — это не только скорость. Речь шла о том, чтобы объединить новые технологии со скоростью, чтобы машина могла выполнить любую миссию в сложных условиях. Но дальше без FARA.



А что дальше?

А дальше по мнению многих экспертов в США – ALЕ. Беспилотные летательные аппараты, которые могут вести наблюдение, обеспечивать помехи, действовать в качестве ложных целей и обеспечивать возможность нанесения ударов на больших расстояниях, в том числе в кооперативной манере «роения» — они были бы одним из самых больших подспорий в том, чтобы любой винтокрылый аппарат выжил над полем боя в высокоуровневом бою.


Эти беспилотники, запущенные и управляемые FARA, были бы важной частью уравнения живучести. Тем не менее, ALE и комплекс, необходимый для управления ими, могут быть установлены на любой армейский вертолет, не обязательно на суперсовременный. То же самое можно сказать и о системах радиоэлектронной борьбы, других передовых средствах противодействия, а также усовершенствованных датчиках и средствах связи, которые могут обеспечить большую ситуационную осведомленность и, следовательно, живучесть.

В общем, БПЛА смотрятся изрядно предпочтительнее, чем вертолеты, пусть и быстрые, и незаметные, и хорошо вооруженные. Они могут выполнить любую миссию вертолета, кроме, пожалуй, доставки личного состава, и при этом в случае потери аппарата не теряется экипаж.

Армия США по-прежнему планирует разработать Future Long-Range Assault Aircraft (FLRAA), который представляет собой тип аппарата средней грузоподъемности, основанный на конвертоплане нового поколения V-280 Valor компании Bell. В своем оправдании отмены FARA армия заявила, что будет продолжать уделять большое внимание FLRAA. Конструкция Bell обладает значительно большей скоростью, дальностью полета (его также можно дозаправлять в воздухе) и грузоподъемностью, чем любой из конкурентов FARA, и его можно легко адаптировать для выполнения задач вооруженной разведки и атакующих действий. На самом деле, это всегда было предусмотрено, вопрос необходимости.


Да, аппарат FLRAA в атакующей конфигурации явно потеряет в маневренности и будет больше по размерам, чем концепции FARA, но насколько это актуально для будущей войны армейской авиации, сказать сложно. FLRAA быстрее, чем FARA, поэтому эти недостатки будут в некоторой степени компенсированы. Но что толку, если мы имеем в виду суровые площади Тихого океана, в которых главенствовать будут не скорость и скрытность (спрятаться там и так можно), а дальность полета?

Учитывая все вышесказанное, и 360 Invictus, и Raider X являются многообещающими летательными аппаратами, аппаратами возможного будущего, причем, по совершенно разным характеристикам. Более традиционный дизайн фирмы Bell менее амбициозен, чем у конкурентов из Sikorsky. Raider X обладает большим потенциалом и имеет значительно более высокие характеристики, но он действительно экзотичен по традиционным вертолетным стандартам.

Помимо их возможностей, потеря FARA, когда победитель вообще не был определен, различна для каждой компании. У Bell уже есть контракт с FLRAA, который направлен на замену многих SH-60 Black Hawk и начало новой эры армейской винтокрылой авиации. Для Sikorsky это второй гвоздь в крышку гроба технологии X2 с жестким ротором, на которую в фирме явно делали очень большие ставки. Конечно, у Sikorsky есть много других программ, в том числе CH-53K King Stallion и, конечно же, чрезвычайно прибыльная, постоянно развивающаяся линейка Black Hawk, которую армия будет продолжать закупать в течение многих лет. Никуда не денется. Что касается долгосрочного будущего, то ключевым моментом должен был стать концепт X2, финалист в FARA и FLRAA. Теперь для легендарной авиастроительной компании будущее выглядит менее ясно.

Конечно, технология X2 может найти широкое применение за пределами вооруженных сил, особенно для поисково-спасательных операций, где каждая секунда на счету и где скорость реально решает. Можно предположить, что такой аппарат, как Raider, станет идеальной летательной машиной для VIP-персон, руководителей и сверхбогатых людей. Он сможет перемещать персонал по целым регионам гораздо быстрее, чем вертолет, но, естественно, что это ни в какое сравнение не пойдет с заказами для армии.


Тут, конечно, вопрос, продолжит ли Sikorsky инвестировать в технологию Х2 после этих потерь, особенно если окажется, что никакого другого военного финансирования на горизонте не предвидится.

Bell 360 Invictus — это легкий ударно-разведывательный вертолет с более традиционной конфигурацией и впечатляющими целевыми возможностями. Вполне возможно, что он может быть доработан и предложен для продажи на международном уровне. В своем нынешнем виде он менее универсален из-за своих основных конструктивных ограничений, чем Raider X.


Несмотря на то, что оба типа действительно впечатляют, и было бы интересно увидеть, как они приступят к летным испытаниям, глобальная перспектива испорченных отношений с Китаем и переходом к силовым методам решения противоречий заставляют переписывать концепции уже сегодня.

Вливание огромных средств в концепцию FARA просто не имеет смысла, особенно когда будущее за БПЛА с большими возможностями, которые могут использоваться более свободно в сценариях с высокой степенью сопротивления ПВО противника.

В общем, тот факт, что армия отказалась от FARA, хотя и нанес довольно ощутимый удар по фирмам-разработчикам техники, является признаком того, что осознание изменений в мире доходит до американских военных. И реакция на изменения, какой бы она не была есть свидетельство того, что в Пентагоне начинают работать над своим пониманием того, каким должно быть будущее для армейской авиации США.
109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    14 февраля 2024 04:52
    Вертолет из фильма "Шестой день" с Арнольдом Ш. в главных ролях
    1. -2
      14 февраля 2024 07:24
      лишь бы наши последыши западных приоритетов не отменили программы наших милей и камовых в угоду какого нибудь конвертоплана,потому что это "мировая тенденция".
      1. +7
        14 февраля 2024 07:38
        Цитата: Тринитротолуол
        "мировая тенденция".
        Мировая тенденция как раз БПЛА и в каком конкретно виде данные ЛА будут осуществляться должна экономическая целесообразность а не технические проекты времён ещё Леонардо да Винча.
      2. Комментарий был удален.
    2. +1
      14 февраля 2024 14:14
      Что-то это напоминает...
      А! Развал амбициозных военно-производственных программ позднего СССР. Ведь сколько всего интересного и прорывного не пошло в серию. А у нас тоже творили и мечтали на широкую ногу.

      Дряхлеет гегемон, пытается собрать силы.
      Совсем недавно там правили бал красивые презентации - показал ролик про чудо оружие под стать Голливуду - дали денег, лоббисты спели с трибуны - еще денег дали...
      А тут выясняется, что "надо держаться". И что приходится чистить ряды утопических "хотелок". Ведь одно дело мирно пилить военные программы, которые для реальной войны плохо подходят своей дороговизной и сыростью, а другое дело воевать по-настоящему.

      Даже беспилотники. Сколько денег в них уже вложено американцами... А придется в большинстве своем переделывать с учетом реальности и эффективности.

      Ну и старые проверенные платформы и концепции реанимируются, ибо они есть здесь и сейчас. А это важно!
      1. 0
        15 февраля 2024 19:46
        ...Вот и я как-то озадачился. Штаты о дешевизне не задумывались уже лет с полтину... А тут вдруг...
        "Нешта вялікае дзейсці здохла" :)
    3. 0
      16 февраля 2024 07:19
      ертолет из фильма "Шестой день

      Сзади должен быть вентилятор компенсирующий вращение,

      вот еще один сверхзвуковой реакоптер, взлет посадка и на хвост и по самолетному, катапульту еще можно придумать, чтобы садится на хвост нужно или уменьшить температуру выхлопа или площадку сделать термостойкой и можно еще при взлете посадки двигла повыше задирать или сразу их повыше от земли задрать чтобы сэкономить и механизацию крыла не городить или зад удлинить или выдвижные ножки, управление на малых скоростях лопатками турбины управляемым вектором тяги а на больших скоростях еще и элеронами, если маневренности покажется мало сделать чтобы двигла могли немного вращатся для большей маневренности (хотя бы в одной плоскости - это если экономить, ну и если нужно экономить количество двиглов уменьшить до трех) управление сделать чтобы один джойстик в левой руке управлял левыми двиглами а второй джойсик в правой руке управлял правыми двиглами ну а оружием второй пилот или робот или шлемом беспилотный режим прикрутить
  2. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. +9
        14 февраля 2024 05:36
        Цитата: Владимир_2У
        опять похоронил вертолёты
        Эти работяги будут трудиться в воздухе ещё не одно поколение! Кроме вертолетов ударных, которые, по-моему, уже находятся на смертном одре
        1. +4
          14 февраля 2024 05:40
          Цитата: Голландец Михель
          Кроме вертолетов ударных, которые, по-моему, уже находятся на смертном одре

          Они при смерти так же ещё не одно поколение будут, в связи с ростом дальности пуска ракет.
          1. +5
            14 февраля 2024 05:43
            Цитата: Владимир_2У
            Они при смерти так же ещё не одно поколение будут, в связи с ростом дальности пуска ракет.

            Их ударное бремя сейчас на себя принимают беспилотники. И весьма успешно!
            1. +3
              14 февраля 2024 06:27
              Цитата: Голландец Михель
              Их ударное бремя сейчас на себя принимают беспилотники. И весьма успешно!

              Лишь отчасти. Средние, а тем более малые беспилотники ещё долго будут требовать устойчивой связи с оператором, большие боевые нагрузки нести не могут, быстро переброшенными быть не могут, они скорее берут на себя задачи артиллерии.
          2. +2
            14 февраля 2024 15:04
            Цитата: Владимир_2У
            Цитата: Голландец Михель
            Кроме вертолетов ударных, которые, по-моему, уже находятся на смертном одре

            Они при смерти так же ещё не одно поколение будут, в связи с ростом дальности пуска ракет.


            Не факт не факт. Какой толк в дорогущей машине когда можно за те же деньги 1000-2000 ланцетов в воздух запустить или им подобных?
            Только что вериолет выглядит круто и вообще весь такой стильный. Но и все на этом
            1. -3
              14 февраля 2024 15:48
              Цитата: newtc7
              Какой толк в дорогущей машине когда можно за те же деньги 1000-2000 ланцетов в воздух запустить или им подобных?

              Вы упустили
              Цитата: Владимир_2У
              быстро переброшенными

              А ещё многоразовыми, а ещё способными эти самые "им подобные запускать", а ещё более универсальными и способными действовать при любых помехах. Нет, ударные вертолёты себя не изжили.
              1. +2
                15 февраля 2024 00:35
                Цитата: Владимир_2У
                А ещё многоразовыми

                А еще КБ Камова, в далеких 70х когда обосновывало концепцию одноместного Ка-50 для снижения потерь, исходило с среднего времени жизни вертолета на высокотехнологичном поле боя от 30" до 1,5'. И как показала практика СВО они очень даже одноразовые.
                Цитата: Владимир_2У
                Вы упустили

                Это вы упустили, что при переброске на расстояние от 1000 и более. пару сотен Ланцетов доедут до пункта назначения в трюме Ил-76 намного быстрее чем вертолеты своим ходом. Так что фактор мобильности тут надо рассматривать исключительно с привязкой к расстоянию.
                1. -1
                  15 февраля 2024 03:37
                  Цитата: JD1979
                  А еще КБ Камова, в далеких 70х когда обосновывало концепцию одноместного Ка-50 для снижения потерь, исходило с среднего времени жизни вертолета на высокотехнологичном поле боя от 30" до 1,5'.

                  Снижение потерь шло даже не второстепенным, а дополнительным фактором в пользу одноместности Ка-50, главным было то что на маршруте оператор-штурман не мог помочь лётчику в ориентировании, а при нанесении удара лётчик не мог помочь оператору в поиске целей без своей развитой поисково-прицельной системы. А две системы и два пилота и тяжело, особенно по броне, и очень дорого. Ну и очередная сказка про полчаса жизни, намного меньше - если своими средствами искать цели. Ну так на это и есть БПЛА.

                  Цитата: JD1979
                  И как показала практика СВО они очень даже одноразовые.
                  Ну нету же этого! Да, потери есть, но на удивление небольшие.
                  Цитата: JD1979
                  Это вы упустили, что при переброске на расстояние от 1000 и более. пару сотен Ланцетов доедут до пункта назначения в трюме Ил-76 намного быстрее чем вертолеты своим ходом.
                  Вы сами придумали? А что вы не придумали что нужны операторы - десятки операторов. А почему не вспомнили про десятки МАШИН с катапультами? А почему вы не вспомнили что ближе 50 км от ЛБС, да намного дальше, Ил-76 не сажают, причём не куда ни попадя, а на как минимум подготовленную грунтовую полосу, и поверьте, готовят загодя и ОЧЕНЬ хорошо.

                  Цитата: JD1979
                  Так что фактор мобильности тут надо рассматривать исключительно с привязкой к расстоянию.
                  Ну логично.
                  1. 0
                    16 февраля 2024 00:13
                    Цитата: Владимир_2У
                    Снижение потерь шло даже не второстепенным, а дополнительным фактором в пользу одноместности

                    Как раз таки это основное, ну если только ваша жизнь дешевле железа))) а всё остальное лишь дополнительный бонус. Помимо цены железа есть еще время восполнения) и здесь тоже время подготовки пилота намного больше изготовления железа, не говоря о том что его еще найти надо.
                    Цитата: Владимир_2У
                    Ну и очередная сказка про полчаса жизни,

                    Где вы полчаса увидели?
                    Цитата: Владимир_2У
                    Ну нету же этого! Да, потери есть, но на удивление небольшие.

                    Потому-что когда начали очень сильно бить по лицу, сразу прекратили летать, а потом вообще засунули весь всю показушно-полигонную тактику в зад и начали летать только над своей территорией. И все-равно потери большие, аллигаторов по разным данным от 25 до 40 машин. 28х меньше, но только потому-что их скорее всего вообще ближе 5км не подпускали к ЛФ иначе там бы потери были бы запредельные.
                    Цитата: Владимир_2У
                    Вы сами придумали? А что вы не придумали что нужны операторы - десятки операторов. А почему не вспомнили про десятки МАШИН с катапультами?

                    А вы почему не вспомнили, что тем же вертушкам надо еще больше и людей и техники в придачу?)) еще и ГСМ и БК тащить)).
                    1. -1
                      16 февраля 2024 03:48
                      Цитата: JD1979

                      Как раз таки это основное, ну если только ваша жизнь дешевле железа))) а всё остальное лишь дополнительный бонус.

                      Я вообще то не о демагогии, а об обосновании концепции одноместного ударного вертолёта КБ Камова.
                      Цитата: JD1979
                      Где вы полчаса увидели?
                      А это что?!
                      Цитата: JD1979
                      времени жизни вертолета на высокотехнологичном поле боя от 30" до 1,5'.

                      Цитата: JD1979
                      Потому-что когда начали очень сильно бить по лицу, сразу прекратили летать, а потом вообще засунули весь всю показушно-полигонную тактику в зад и начали летать только над своей территорией.
                      Всё ясно с вам. Демагогия и игнорирование реальности. А успешный десант на Гостомель и его поддержка до прихода сухопутчиков куда делась? А если нет десантов, так и полёты за ЛБС не нужны, и соответствующая тактика применения в деле.

                      Цитата: JD1979
                      И все-равно потери большие, аллигаторов по разным данным от 25 до 40 машин. 28х меньше, но только потому-что их скорее всего вообще ближе 5км не подпускали к ЛФ иначе там бы потери были бы запредельные.
                      Это за ДВА года то войны большие потери?!

                      Цитата: JD1979
                      А вы почему не вспомнили, что тем же вертушкам надо еще больше и людей и техники в придачу?)) еще и ГСМ и БК тащить)).
                      Аэродромы, а точнее площадки, подскока, слыхали, не?
                      1. +1
                        16 февраля 2024 14:14
                        Цитата: Владимир_2У
                        Я вообще то не о демагогии, а об обосновании концепции одноместного ударного вертолёта КБ Камова.

                        Ну та и я о том же, только вы основной посыл извратили.
                        Цитата: Владимир_2У
                        А это что?!

                        А это то, что вы не знаете как обозначается время или координаты))
                        Цитата: Владимир_2У
                        Всё ясно с вам. Демагогия и игнорирование реальности. А успешный десант на Гостомель и его поддержка до прихода сухопутчиков куда делась? А если нет десантов, так и полёты за ЛБС не нужны, и соответствующая тактика применения в деле.

                        На само деле всё ясно с вами)) Успешных вам личных десантов))
                        Цитата: Владимир_2У
                        Это за ДВА года то войны большие потери?!

                        для вас видимо нет... бабы нарожают. и за забором очередь стоит подготовленный пилотов экстракласса. И где вы войну увидели?
                        Цитата: Владимир_2У
                        Аэродромы, а точнее площадки, подскока, слыхали, не?

                        слышал слышал, а еще слышал в ваших игрушках там всё само появляется))
          3. 0
            14 февраля 2024 19:17
            Цитата: Владимир_2У

            Они при смерти так же ещё не одно поколение будут, в связи с ростом дальности пуска ракет.

            Вы бы глянули на ряды гранитных плит в вертолетных полках (по 16 плит) погибших пилотов. Конечно, на счету каждого сотни тонн уничтоженной техники, но сейчас их вылеты напоминают задачи для смертников. Железной воли люди!
            И это еще при разорванных эшелонах ПВО укров.
            Американцы это поняли на чужом опыте. Хорошо бы еще до наших дошло на нашем, смертном!
            Война будущего-приезжает рота операторов БПЛА и разносит в труху участок фронта.
            А вот воздушные маршрутки да, будут еще долго существовать и тут конвертопланы штатников вызывают черную зависть.
            1. -2
              15 февраля 2024 03:15
              Цитата: ROSS_51
              Конечно, на счету каждого сотни тонн уничтоженной техники, но сейчас их вылеты напоминают задачи для смертников.

              Вот почему то в тематических, и весьма информированных, ТГ-каналах так не пишут, и достаточно редкие сообщения о сбитых достаточно часто оказываются укровбросами.
              1. +1
                15 февраля 2024 04:23
                Цитата: Владимир_2У

                Вот почему то в тематических, и весьма информированных, ТГ-каналах так не пишут, и достаточно редкие сообщения о сбитых достаточно часто оказываются укровбросами.

                Потому что никто не хочет нарваться на дискредитацию..
                Сами смотрите.
                1. -1
                  15 февраля 2024 05:26
                  Цитата: ROSS_51

                  Потому что никто не хочет нарваться на дискредитацию..
                  Сами смотрите.

                  Вечная память погибшим. А теперь считаем. 7 вертолётов половина эскадрильи. За год. Основная часть в начале СВО. Где смертники?
                  1. +1
                    15 февраля 2024 05:39
                    Цитата: Владимир_2У

                    Вечная память погибшим. А теперь считаем. 7 вертолётов половина эскадрильи. За год. Основная часть в начале СВО. Где смертники?

                    Эту аллею открыли 9 мая 23-го. Вам мало? Я думаю, пилоты с вами не согласятся. Я тоже.
            2. -1
              15 февраля 2024 08:27
              всю эту роту ператоров БПЛА разносит в труху один вертолет
              1. +1
                15 февраля 2024 17:59
                Цитата: Nastia Makarova
                всю эту роту ператоров БПЛА разносит в труху один вертолет

                Мы с вами в разных реальностях живем. При современном насыщении ПЗРК первой линии окоп вот так примерно укры пытаются что то "разнести в труху". Видео 2 дня.
                1. +1
                  15 февраля 2024 21:33
                  Вообщем,предвидение-хохма Станислава Лема "Мир на Земле" начинает воплощаться..Рои будут рулить,не совсем,но поруливать))
        2. +1
          14 февраля 2024 20:21
          Цитата: Голландец Михель
          Кроме вертолетов ударных, которые, по-моему, уже находятся на смертном одре

          Пока есть всякие папуасы и аллах-бабахи в тапках, ударным вертушкам есть работа. Вон евреи хамаситов четвертый месяц кошмарят, в том числе и Апачами. А когда Апачи кончатся из-за естественного износа и старения, их надо будет чем-то заменять, так отчего бы и не чем-то типа Рейдеров? Другое дело что пилот вполне может сидеть очень далеко от фронта в очках виртуальной реальности. Хотя, какой он тогда пилот? Так, оператор.
          А против регулярных сил, насыщенных ПЗРК и ЗРАК, одноразовые дроны если не лучше, то точно дешевле чем практически одноразовые пилотируемые ударные вертолеты.
          1. 0
            15 февраля 2024 04:15
            Цитата: Наган
            Пока есть всякие папуасы и аллах-бабахи в тапках, ударным вертушкам есть работа

            Ну разве что против них! wink
      2. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
  3. +13
    14 февраля 2024 05:16
    Никакой пощечины здесь, из разведчиков только извлекают смертника. А так всё верно. Русский язык ещё не мешало бы подучить: "в Украине" режет глаз.
    1. 0
      14 февраля 2024 20:23
      Цитата: Прокоп_Свинин
      Русский язык ещё не мешало бы подучить: "в Украине" режет глаз.
      Те, кто в курсе, пишут "в/на" без упоминания страны, и всем понятно, что речь о стране 404.lol
  4. +1
    14 февраля 2024 05:19
    БПЛА смотрятся изрядно предпочтительнее, чем вертолеты, пусть и быстрые, и незаметные, и хорошо вооруженные. Они могут выполнить любую миссию вертолета, кроме, пожалуй, доставки личного состава,
    И с чего это вдруг? В качестве санитарной версии БПЛА вполне конкурентно достаточны и в состоянии полностью заменить любые пилотируемые ЛА, мы просто ещё привыкли к современным веяниям применения новейшей техники отсюда и у нас до сих пор ещё остались устаревшие представления о широчайших возможностях и вариантах применения БПЛА.
  5. +2
    14 февраля 2024 05:29
    Вертолет может остаться только в роли летающего 1) командного центра для управления беспилотниками, 2) летающей РЭБ, 3) транспортного (возможно со временем и тут уступит беспилотникам).
    Разведка, ударные функции и перевозка личного состава - это все БПЛА. Даже перевозка людей не требует подготовки летчиков. Хватит одного человека, который умеет работать с электронными картами в планшете. Это сейчас умеют наверное все молодые ребята, которые путешествуют. В Китае беспилотники уже перевозят людей - создать военный вариант для перевозки отделения, недолго. Возможно китайцы уже проводят тесты.
    Пожалуй вертолеты будут нужны для перевозки личного состава в горах, где все таки нужно мастерство летчика в некоторых ситуациях.
    1. -2
      14 февраля 2024 07:07
      Цитата: Мекей Иптышев
      вертолеты будут нужны для перевозки личного состава в горах, где все таки нужно мастерство летчика в некоторых ситуациях.
      . В горах наиболее опасное место применения вертолётов, та недопустима даже малейшая ошибка пилотирования и пилоту даже теоретически из-за недостаточной скорости реакции на неожиданный воздушный ротор в принципе не хватит скорости реакции, а вот не инерционный "робот" в состоянии отработать то что человеку уже из-за биологических ограничений не доступно, реакция у пилота по определению замедленная.
      1. 0
        14 февраля 2024 11:31
        В горах наиболее опасное место применения вертолётов, та недопустима даже малейшая ошибка пилотирования и пилоту даже теоретически из-за недостаточной скорости реакции на неожиданный воздушный ротор в принципе не хватит скорости реакции, а вот не инерционный "робот" в состоянии отработать то что человеку уже из-за биологических ограничений не доступно, реакция у пилота по определению замедленная.


        Ну-ну, и много в горах налетали, чтобы такое заявлять? lol
  6. -12
    14 февраля 2024 05:32
    Армия США по-прежнему планирует разработать Future Long-Range Assault Aircraft (FLRAA), который представляет собой тип аппарата средней грузоподъемности, основанный на конвертоплане

    Американские генералы с упорством роторного канавокопателя хотят подсадить армию на эти аварийные машины! Вот повеселимся мы здесь на ВО, когда они начнут сыпаться на головы законопослушным американцам wink wink
  7. -1
    14 февраля 2024 06:20
    FARA, даже с увеличенным радиусом действия, не сможет добраться от места базирования,

    И не проще ли научить вертолет дозаправке топливом без посадки, с поверхности воды или земли. Одна такая технология, не самая сложная, решает массу проблем и делает переход на незрелые конвертопланы нецелесообразным.
    1. 0
      14 февраля 2024 06:54
      Цитата: ycuce234-san
      И не проще ли научить вертолет дозаправке топливом ... Одна такая технология, не самая сложная, решает массу проблем и делает переход на незрелые конвертопланы нецелесообразным.
      Но ведь проекты геликоптеров существовали даже во времена Леонардо да Винци или ещё раньше. Можно уверенно сказать что этот проект (геликоптер) собственно и является незрелым конвертопланом. Насчёт дозаправки: Вы сможете подсказать с какого дозаправщика можно на столь низких скоростях дозаправлять вертолёты, ведь дозаправлять конвертопланы значительно проще, скорости там уже совсем ведь самолётные. А если не создавать даже не совсем зрелые конвертопланы, к примеру в вариантах БПЛА, то зрелость уже не наступит никогда по определению. Хотя сам я сторонник создания уже вполне зрелых образцов конвертопланов, проблема здесь по сути больше в мозгах заказчиков совершенно не разбирающихся в данной очень новой теме. Если Вы всё же не согласны со мной то мне интересно узнать в чём конкретно.
      1. -2
        14 февраля 2024 08:39
        Цитата: venaya
        Можно уверенно сказать что этот проект (геликоптер) собственно и является незрелым конвертопланом

        Конвертоплан - это выкидыш инженерной мысли. Жертва аборта чей-то конструкторской мысли. Не более, чем образчик интересной технологии...
    2. +3
      14 февраля 2024 09:45
      Цитата: ycuce234-san
      FARA, даже с увеличенным радиусом действия, не сможет добраться от места базирования,

      И не проще ли научить вертолет дозаправке топливом без посадки, с поверхности воды или земли. Одна такая технология, не самая сложная, решает массу проблем и делает переход на незрелые конвертопланы нецелесообразным.

      Дозаправка вертолетов очень сложная вещь.
      Сложнее самолетной.Потоки воздуха от винта и т.п .Знаю проводились работы- но судя о том что не используеться - закончилось плохо
      Даже самолеты отработанные давным давно - летчики долго учаться дозаправке.
      1. 0
        14 февраля 2024 10:27
        Знаю проводились работы- но судя о том что не используеться - закончилось плохо

        Используется, хотя и не повсеместно.
      2. +2
        14 февраля 2024 10:57
        Цитата: свой1970
        Дозаправка вертолетов очень сложная вещь.
        Сложнее самолетной.Потоки воздуха от винта и т.п .Знаю проводились работы- но судя о том что не используеться - закончилось плохо

        Судя по янки - нормально всё закончилось. В США не любят, умеют, практикуют дозаправку вертолётов - "Чинуков", "Блэк Хоков" и "Стэллионов". В основном это машины СпН и АСС.
        Ради этого USAF даже ввели систему шланг-конус, хотя раньше всеми руками держались за штангу. smile

        Флотским и КМП-шным было проще. У них с самого начала основной системой был УПАЗ, потому что дозаправка рассматривалась с точки зрения авианосцев, на которых заправщиками были слегка доработанные ударники (или вообще не доработанные).
        1. +1
          14 февраля 2024 11:01
          Цитата: Alexey RA
          Судя по янки - нормально всё закончилось

          Читал как то про наши работы давно.
          Каюсь, грешен, признаю свою вину- не знал... recourse request feel
      3. 0
        14 февраля 2024 18:18
        Цитата: свой1970
        Дозаправка вертолетов очень сложная вещь.

        Если подход практиковать самолётный.
        Но ведь можно поднять лебедкой на борт зависшего вертолета шланг подачи топлива с корабля. Заправщики на борту для безопасности смогут работать в трубчатой клетке безопасности и их работа станет не опаснее работы стропаля.
        Можно даже автоматизировать - если уж в современности широко применяется автоматика то и заправлять станет безэкипажная баржа-дрон, с которой вертолет сам снимет шланг, захватив его, например, электромагнитом из воды.
        1. 0
          14 февраля 2024 21:54
          Цитата: ycuce234-san
          Цитата: свой1970
          Дозаправка вертолетов очень сложная вещь.

          Если подход практиковать самолётный.
          Но ведь можно поднять лебедкой на борт зависшего вертолета шланг подачи топлива с корабля. Заправщики на борту для безопасности смогут работать в трубчатой клетке безопасности и их работа станет не опаснее работы стропаля.
          Можно даже автоматизировать - если уж в современности широко применяется автоматика то и заправлять станет безэкипажная баржа-дрон, с которой вертолет сам снимет шланг, захватив его, например, электромагнитом из воды.

          И с кораблей тоже заправляют вертолеты.
          Тоже видел такое видео.
          По моему британский Линкс был на нем.
          1. 0
            15 февраля 2024 11:07
            Цитата: SovAr238A
            И с кораблей тоже заправляют вертолеты.
            Тоже видел такое видео.
            По моему британский Линкс был на нем.

            Да кого только не дозаправляют с палубы.
            Вот дозаправка MH-60S с палубы DDG 53:

            А вот британцы тоже с палубы дозаправляют "Си Кинг":
    3. +1
      14 февраля 2024 13:11
      Цитата: ycuce234-san
      FARA, даже с увеличенным радиусом действия, не сможет добраться от места базирования,

      И не проще ли научить вертолет дозаправке топливом без посадки, с поверхности воды или земли. Одна такая технология, не самая сложная, решает массу проблем и делает переход на незрелые конвертопланы нецелесообразным.

      Вообще то они уже это умеют.
      Те, которым по боевому применению требуется дозаправка в воздухе, имеют оборудование.
      1. 0
        14 февраля 2024 18:07
        Цитата: SovAr238A
        Вообще то они уже это умеют.

        Вот то то и оно - американцем чем то эта возможность негласно не устраивает. Иначе нет смысла так внедрять сырые ' конверты '.
        1. +3
          14 февраля 2024 18:15
          Цитата: ycuce234-san
          Цитата: SovAr238A
          Вообще то они уже это умеют.

          Вот то то и оно - американцем чем то эта возможность негласно не устраивает. Иначе нет смысла так внедрять сырые ' конверты '.

          Конверты не сырые.
          Это нам тут рассказывают доморощенные эксперды, что Оспрей какой ужасный...
          Да, не культовый.
          Да, аварийность есть.
          Но с момента разработки Оспрея, прошла туча лет, и новую, разработанную с нуля, машину сделают уже нормально.
  8. +3
    14 февраля 2024 06:36
    Полигон хороший нашли ( создали ), умеют из всего выгоду извлекать, не отнимешь... Многие вопросы отработают супостаты за счет Микол и Ванек...
  9. +3
    14 февраля 2024 07:37
    Всем понятно одно, после завершения войны, изменяться многие подходы применения вооружения, тактики и нужность каких то образцов. Это неизбежно
    1. 0
      14 февраля 2024 09:51
      Так и польшу меняют закупки танков и др из ю кореи.
      Много чего меняется.
      Ждем тайаань. - морские ,океанские войны на 5000 км/миль.
      Еще без кр линий и договоров снв до взаимной проверки ьриады яо дойдет
  10. -6
    14 февраля 2024 08:03
    В ходе проведения СВО мы убеждаемся наглядно, что российское оружие превосходит распиаренное американское.
    Простите, но вертолёты Камова и Миля даже внешне выглядят завершённой конструкцией оптимизированной компоновки.
    Американские образцы представляют либо перекормленных боровов, либо обглоданные скелеты, либо летающие модели велосипедов...
  11. +1
    14 февраля 2024 08:04
    Не могу представить, что сказали бы Игорь Иванович Сикорский и Лоуренс «Ларри» Белл, глядя на то, как детища фирм, носящих их имена и работающих на идеях великих конструкторов, отправляются в утиль на свалку истории.
    Представить очень даже можно. Так Сикорский разорялся 2 раза - сначала во времена Великой Депрессии (1929 г), потом во время второй волны кризиса (1939 г), когда его летающие лодки не выдержали конкуренции с "Каталиной". Только после этого он перешёл к вертолётам.
    1. 0
      14 февраля 2024 11:35
      Только после этого он перешёл к вертолётам.


      Когда узнал об успехе Черёмухина.
      1. +1
        14 февраля 2024 18:43
        Когда узнал об успехе Черёмухина.
        Оно, конечно, так, но если бы у америкосов был бы такой ТВД, как у нас, то никакие вертолёты бы вообще у него не получились. Наша эскадрилья камовских автожиров - корректировщиков была полностью выбита немцами в Смоленском сражении в 1941 году.
        1. +1
          14 февраля 2024 19:15
          Оно, конечно, так, но если бы у америкосов был бы такой ТВД, как у нас, то никакие вертолёты бы вообще у него не получились.


          Главное, что у нас не было ни свободных ресурсов, ни кадров.
          Мне одно непонятно, ладно для американцев икона вертолётостроения, но у нас зачем из него то же самое лепят? При том что все его изобретения касательно вертолётов, плагиат.
          1. +1
            14 февраля 2024 20:15
            Главное, что у нас не было ни свободных ресурсов, ни кадров.
            Мне одно непонятно, ладно для американцев икона вертолётостроения, но у нас зачем из него то же самое лепят? При том что все его изобретения касательно вертолётов, плагиат.
            Это из-за холуйства журналюшек. Вот у меня есть книга про Сикорского, изданная в 1981 году, издательство "Наука". Там без всех этих прогибов честно даны все его этапы деятельности, включая и то, как он полностью разорялся. А потом, с конца 80-х попёрли книжки, где полезло холуйство - вот как великий конструктор в "великих" США развернулся. А с чего они там, за океанами, вдруг "великими" стали, даже не "великими" а просто богатыми, про это никто не пишет. Кстати, конструктор "Суперкрепости" В-29 этнический болгарин.
            1. +2
              14 февраля 2024 22:22
              Это из-за холуйства журналюшек. Вот у меня есть книга про Сикорского, изданная в 1981 году, издательство "Наука".


              Неоспоримая заслуга Сикорского, это создание многомоторных самолётов, когда четыре двигателя вряд на крыле. Но ведь это было в РИ, потому запад об этом молчит.
              1. 0
                15 февраля 2024 08:06
                когда четыре двигателя вряд на крыле.
                Это он от безысходности сделал - мощных двигунов не было, а нужен был очень грузоподъёмный аэроплан. Да и двигуны были со сбитого немецкого цеппелина. Другое дело, что построив статически неустойчивый аэроплан, он интуитивно сумел добиться периода его переворота из-за неустойчивости порядка 12 секунд, пилот успевал парировать ручкой. А о динамике полёта, устойчивости и управляемости тогда вообще никто нигде и не знал .
                1. +1
                  15 февраля 2024 14:00
                  Русский витязь и Илья Муромец оба полетели в 1913 году, какой сбитый немецкий цеппелин?
                  1. 0
                    15 февраля 2024 18:24
                    А на чьих моторах они полетели? "Мотор Сич" поставила?
                    1. +1
                      15 февраля 2024 18:27
                      Немецкий Аргус.
                      Но при чем тут дирижабль сбитый?
                      Империалистическая война началась в 1914, а самолёты впервые полетели с 1913.
                      1. -1
                        15 февраля 2024 22:08
                        Немецкий Аргус.
                        Но при чем тут дирижабль сбитый?
                        Есть у меня подозрение, что после начала ПМВ немцы поставляли свои моторы исключительно со сбитых самолётов и дирижаблей.
                      2. +1
                        15 февраля 2024 22:17
                        Стали не немецкие двигатели ставить: Руссобалт, Sunbeam, Рено.
                      3. 0
                        16 февраля 2024 08:34
                        Стали не немецкие двигатели ставить: Руссобалт, Sunbeam, Рено.
                        Сколько было Руссобалтов, не подскажете? А вобще-то на первых сериях были 100-сильные "Аргус", на последних - 220-сильный "Рено".
                      4. +1
                        16 февраля 2024 18:03
                        Цитата: Авиатор_
                        А вобще-то на первых сериях были 100-сильные "Аргус", на последних - 220-сильный "Рено".

                        Ага, с упавших дирижаблей. laughing

                        Сколько было Руссобалтов, не подскажете?

                        Посмотрите книгу Шаврова.
                      5. 0
                        16 февраля 2024 20:36
                        Благодарю за ссылку. Где делался двигатель "Руссобалт" в 1918 году и из каких комплектующих?
                      6. +1
                        16 февраля 2024 21:38
                        Первыми авиамоторами советского периода считаются двигатели, собственно, к советской власти отношения никакого не имеющие. Это моторы, производство которых освоили еще до Февральской революции, при
                        царе Николае II. Заказы, выданные Военным ведомством еще при царе,
                        формально сохраняли свою силу и при Временном правительстве, и в
                        первые месяцы власти большевиков. Несмотря на паралич транспортной
                        системы, развал экономики, полную неизвестность политических перспектив некоторые предприятия по инерции продолжали свою работу, хотя и
                        резко снизив темпы производства, пока в феврале — марте 1918 г. окончательно не остановились.
                        Позднее те типы двигателей, которые продолжали собираться в конце
                        1917 г. — начале 1918 г., включили в созданную в 20-х годах систему
                        обозначений советских авиамоторов. Таких моторов всего три.
                        Во-первых, это РБВЗ-6 («Руссобалт») конструкции В.В. Киреева. Таких
                        моторов, устанавливавшихся на бомбардировщиках «Илья Муромец», заказали 300. Русско-Балтийский моторный завод в Петрограде продолжал собирать их до марта 1918 г. Согласно другому документу, заказ на 150 двигателей аннулировали 25 января 1918 г. «Руссобалты» успешно эксплуатировались в Эскадре воздушных кораблей, пользуясь хорошей репутацией. Там
                        отмечали их высокую, по тем временам, надежность. Этот тип считается
                        первым советским авиамотором, получившим обозначение М-1.
                        ....
                        Как уже говорилось ранее, в 1914 г. председатель правления РусскоБалтийского завода Шидловский объявил конкурс на создание авиамотора, который мог бы заменить импортные «Аргусы» на бомбардировщиках
                        «Илья Муромец». В конкурсе участвовали две группы. Одна, руководимая
                        В.В. Киреевым, работала на заводе РБВЗ в Риге, другая, подчинявшаяся
                        непосредственно И.И. Сикорскому, — на Механическом заводе РБВЗ в
                        Петрограде.
                        Двигатель РБВЗ-6 Киреева основывался на конструкции мотора «Бенц»
                        в 150 л.с. Но он не являлся точной копией своего прототипа, а приспосабливался к имеющимся в России
                        материалам и оборудованию.
                        Мотор Киреева признали лучшим
                        и готовили его серийное производство в Риге. Там успели построить
                        первые пять экземпляров, фактически опытных. Но сдача Риги немцам привела к эвакуации завода в
                        Петроград. Там специально создали
                        Моторный завод РБВЗ на арендованной территории бывших винных
                        складов. Завод считался временным
                        до достройки нового предприятия
                        РБВЗ в Филях под Москвой.
                        В июле 1916 г. на Моторном заводе
                        сделали еще одну пробную партию из
                        пяти двигателей, а затем начали выполнение заказа Управления воздушного флота. В марте 1917 г. было
                        готово 25 штук, в сентябре — 39.


                        Всего в Петрограде изготовили 45 РБВЗ-6. По данным В. Михеева, еще
                        около 20 моторов собрали позднее из имевшегося задела в Филях.
                        Характеристики:
                        • 6-цилиндровый рядный, водяного охлаждения, безредукторный;
                        • диаметр цилиндра/ход поршня 130/180 мм;
                        • объем 86,1 л;
                        • мощность 150 л.с.;
                        • вес 292 кг.
                        Устанавливался на самолетах «Илья Муромец» серий «В» и «Г».

                        /Котельников В.Р.
                        К73 Отечественные авиационные поршневые моторы (1910–2009)/
                        В.Р. Котельников. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и
                        Науке, 2010 г. — 504 с.
                      7. 0
                        16 февраля 2024 21:52
                        Спасибо за инфу. А неужели и комплектующие сами делали?
                      8. +1
                        17 февраля 2024 10:07
                        Получается, что так.
                        После начала Первой мировой войны в авиамоторное производство включился Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). Это была крупная фирма,
                        специализировавшаяся на транспортном машиностроении. Она располагала
                        несколькими заводами в Риге и Петрограде, которые строили не только вагоны, но и автомобили и самолеты. В список продукции РБВЗ входили легковые и грузовые автомобили «Руссобалт» и знаменитые бомбардировщики
                        «Илья Муромец». Двигатели для автомобилей делал завод РБВЗ в Риге, а
                        авиамоторы «Аргус» для «Муромцев» импортировали из Германии.
                        Когда немцы и русские стали противниками, ввоз «Аргусов» прекратился.
                        Необходимо было найти альтернативную мотоустановку для «Муромца». Осенью 1914 г. председатель правления РБВЗ М.В. Шидловский объявил конкурс
                        на создание отечественного авиамотора, который мог бы заменить «Аргус».
                        В конкурсе участвовали две группы. Одна, руководимая В.В. Киреевым,
                        работала на заводе РБВЗ в Риге, другая, подчинявшаяся непосредственно
                        И.И. Сикорскому, — на Механическом заводе РБВЗ в Петрограде.
                        Мотор Сикорского, названный МРБ-6 («Мотор Русско-Балтийский-6»), копировал «Аргус» в 140 л.с. Двигатель РБВЗ-6 Киреева основывался на конструкции мотора «Бенц» в 150 л.с. Оба они являлись 6-цилиндровыми рядными двигателями водяного охлаждения. Но ни МРБ-6, ни РБВЗ-6 не были
                        точными копиями своих прототипов, а приспосабливались к имеющимся в
                        России материалам и оборудованию, а также комплектующим агрегатам.
                        Мотор Киреева признали лучшим и готовили его серийное производство в Риге. Там успели построить первые пять экземпляров, фактически
                        опытных. Но сдача Риги немцам в 1915 г. привела к эвакуации завода в
                        Петроград. Часть оборудования при этом бросили на старом месте. Поезда
                        со станками мешали воинским эшелонам, идущим к фронту, и вагоны
                        сбрасывали под откос. Завод фактически перестал существовать.
                        ...
                        Во-первых, это РБВЗ-6 («Руссобалт») конструкции В.В. Киреева. Таких
                        моторов, устанавливавшихся на бомбардировщиках «Илья Муромец», заказали 300. Русско-Балтийский моторный завод в Петрограде продолжал собирать их до марта 1918 г. Согласно другому документу, заказ на 150 двигателей аннулировали 25 января 1918 г. «Руссобалты» успешно эксплуатировались в Эскадре воздушных кораблей, пользуясь хорошей репутацией. Там
                        отмечали их высокую, по тем временам, надежность. Этот тип считается
                        первым советским авиамотором, получившим обозначение М-1.
  12. Комментарий был удален.
    1. +2
      14 февраля 2024 11:39
      3. У вертолетов - море задач, в том числе и на поле боя, где их пока заменить никто не может. Тактика подлежит немедленному пересмотру. Но это другой вопрос.
      Совершенно очевидно, что для вертолетов появятся новые средства защиты.


      Она требует не пересмотру, а возвращению. А то слили весь советский опыт, вот и потери.
      1. +1
        14 февраля 2024 23:47
        Цитата: vovochkarzhevsky
        А то слили весь советский опыт, вот и потери.

        Вы можете хотя бы вкратце рассказать, в чем суть того "слитого опыта", который позволил бы избежать потерь вертолетов в СВО?
        1. 0
          15 февраля 2024 12:13
          Вы можете хотя бы вкратце рассказать, в чем суть того "слитого опыта", который позволил бы избежать потерь вертолетов в СВО?


          Работают парами вместо звена, пускают ПТУР с висения, применяют вертолёты не по назначению.
          1. +1
            15 февраля 2024 12:42
            Цитата: vovochkarzhevsky
            пускают ПТУР с висения

            Как надо пускать ПТУР?
            1. 0
              15 февраля 2024 14:13
              Как надо пускать ПТУР?


              На скорости, предельно малой высоте и маневрируя.
              1. +1
                15 февраля 2024 15:13
                Цитата: vovochkarzhevsky
                На скорости, предельно малой высоте и маневрируя.

                Первый вопрос: как при этом удерживать прицельную марку на цели?
                Второй вопрос: всё вышеперечисленноё дает неуязвимость от ПЗРК?
                1. 0
                  17 февраля 2024 13:06
                  Первый вопрос: как при этом удерживать прицельную марку на цели?


                  Легко и просто, прицел Радуга имеет стабилизацию. Главное за ограничения не выходить по курсу и тангажу.

                  Второй вопрос: всё вышеперечисленноё дает неуязвимость от ПЗРК?


                  Чем меньше высота тес сложнее оператору ПЗРК вас заметить. Кроме того, что бы там не говорили, у ГСН большие проблемы по захвату цели на фоне земли.
                  1. 0
                    17 февраля 2024 13:16
                    Цитата: vovochkarzhevsky
                    Легко и просто, прицел Радуга имеет стабилизацию. Главное за ограничения не выходить по курсу и тангажу.

                    Ну, значит, надо как-то передать эту информацию операторам Ка-52 и Ми-28.

                    Цитата: vovochkarzhevsky
                    Чем меньше высота тес сложнее оператору ПЗРК вас заметить.

                    Не сложнее, чем экипажу вертолета заметить цели на земле.
  13. 0
    14 февраля 2024 09:34
    А Bell 360 Invictus прям хорош! На фото - просто красавец! Жалко птичку...
  14. +4
    14 февраля 2024 09:38
    Перефразируя известный рекламный слоган 90-х, можно сформулировать творческое кредо таких публикаций: "Содержание ничто - заголовок все!"
    Закрытие программ создания ВиВТ происходит регулярно во всех странах, разрабатывающих эту самую военную технику и вооружение. Военные действия для того и изучаются, чтобы выбрать правильное направление развития вооруженных сил в целом и ВиВТ в частности.
    В 2009 году в США, потратив четыре с половиной миллиарда долларов, закрыли проект транспортного вертолета для КМП - Lockheed Martin VH-71 Kestrel. И никто нигде не голосил, что корпорации Lockheed Martin нанесли пощечину. Кстати, на программу Future Attack Reconnaissance Aircraft успели потратить, по американским данным, немного больше двух миллиардов.
    И таких примеров только по американским вертолетам можно привести с десяток, начиная с ударного вертолета Lockheed AH-56 Cheyenne, который создавался по программе AAFSS и которую закрыли, так как закончилась вьетнамская война.
    1. +2
      14 февраля 2024 10:42
      Цитата: Dekabrist
      В 2009 году в США, потратив четыре с половиной миллиарда долларов, закрыли проект транспортного вертолета для КМП - Lockheed Martin VH-71 Kestrel. И никто нигде не голосил, что корпорации Lockheed Martin нанесли пощечину.

      Хе-хе-хе... весь прикол в том, что для "Боинг-Сикорский" это уже вторая программа лёгкого разведывательно-ударного вертолёта на смену "Кайове", закрытая армией. В прошлый раз программа называлась LHX, по ней даже два борта в железе успели построить и армейское название модели получить - RAH-66 Comanche. Да что там говорить - по LHX даже компьютерную игру сделали. Под DOS. smile
      И для "Белла" это тоже вторая программа машины этого класса - после ARH-70 Arapaho.
      1. +3
        14 февраля 2024 16:39
        весь прикол в том

        Тут есть еще один "прикол". Ведь все наработки по этой программе, которые, по большей части, оплачены американским министерством обороны, останутся фирмам и их можно использовать для совершенствования серийной продукции или разработки новых моделей, даже гражданских.
  15. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. -1
        14 февраля 2024 12:53
        Я не понял, вы согласны или возражаете?
        До 2014г. нигде, никто не говорил "в украине".
        Тарас Шевченко (украинский поэт) писал в XIX века - НА Украйне милой ....
        Уже в наши годы, укропы, в запале антироссийском стали массово говорить " в украине".
        У меня вопрос, откуда, при каких обстоятельствах, автор статьи впустил в свой мозг "в украине". Слышать такую форму в период своего формировпаия личности он не мог, никто так не говорил. Чтобы начать говорить "в украине" надо такую форму постоянно слышать от окружения. Аатор живёт на Украине? Другой вариант, так говорить сознательно, подчёркивая тем самым свою проукраинскую позицию.
        "В" или " На" украине, это, как метка, свой-чужой.
        1. -1
          14 февраля 2024 13:48
          А что непонятного? На Украине, Кавказе, Урале. В украинском государстве, в Башкирии, в Дагестане. Все по-русски. А вот в Украине или на Дагестане - совсем коряво выходит.
  16. Комментарий был удален.
  17. Комментарий был удален.
  18. 0
    14 февраля 2024 10:33
    Действительно, случилось весьма неожиданная вещь: мало того, что армия США приняла решение об отмене программы Future Attack Recon Aircraft, так еще и было заявлено, что все это является частью более масштабной встряски в будущих армейских авиационных планах.

    Хе-хе-хе... новые разведывательно-ударные вертолёты в армии США - это место проклятое. ©
    Ибо от предшественника FARA армия точно так же отказалась, правда уже на стадии опытных образцов. А ведь LHX / RAH-66 Comanche точно так же делали на замену OH-58.
    Вертолет сегодня слишком медленная, большая и уязвимая машина. Что тут говорить, если уже зафиксированы случаи поражения вертолетов из ПТУР…

    Кхм... вообще-то, вертолёты стали одной из целей ПТРК ещё в 80-е годы прошлого века. Те же НАТОвский HOT или наша "Атака" разрабатывались в том числе и для борьбы с вертолётами.
  19. 0
    14 февраля 2024 10:35
    Использование «Апачей» в этой роли, в свою очередь, последовало за годами неудачных попыток найти прямую замену OH-58D.


    Это не так. Это потому, что:
    - Сами Апачи стали гораздо совершеннее
    - Появился прямой коннект Апачи-БПЛА и Радар и совершеннее БРЭО (обмен данными, радар, оптика)
    - Появились массово БПЛА разных видов.
  20. 0
    14 февраля 2024 10:40
    В свое время хоронили танки. Много и усиленно
    1. +3
      14 февраля 2024 13:24
      Цитата: Пупырчатый
      В свое время хоронили танки. Много и усиленно

      В свое время хоронили дредноуты и линкоры. Которые казались вечными.
      И похоронили в итоге
      То же самое с крейсерами.
      Также похоронили летающие лодки. Которые также в определенное время казались вечными.
      Похоронили высотные самолеты-разведчики. Похоронили самолёты торпедоносцы. Похоронили катера-торпедоносцы.
      Похоронили корабельную артиллерию больших и сверхбольших калибров, увидев бы корабль без таких пушек, ещё 70-80 лет назад любой военный моряк покрутил бы у виска...
      Также мы видим похороны чистых, узкоспециализированных, истребителей-перехватчиков, чистых ракетных катеров.
      Похороны чистых танков, так же не за горами. Бронетехника будет трансформироваться в нечто другое.
      Пока ещё не знает, как и во что.
      Но то, что классический танк уже в поле не воин, это понимают уже все.
      1. 0
        14 февраля 2024 13:54
        Цитата: SovAr238A
        То же самое с крейсерами.

        Крейсера остались. У них даже место применения не изменилось - либо основа КУГ, либо эскорт АВ.
        Просто сейчас уже сложно сказать - где кончается ЭМ УРО и начинается КР УРО. Последние "Бёрки" и их иностранные кузены уже вполне переползают в КР УРО.
        Цитата: SovAr238A
        Похоронили самолёты торпедоносцы.

        Не совсем. Они мутировали в ракетоносцы. Причём первая итерация несла ещё НАР - те же "Рокбью" из ударных крыльев Берегового командования лайми, которые сначала обеспечивали выход "Торбью" в атаку, а потом и встали на их место (ибо на типовые цели береговой авиации хватало и НАР).
        Цитата: SovAr238A
        Похоронили катера-торпедоносцы.

        Аналогично. ТКА мутировали в РКА - не зря же первые проекты РКА строились в корпусах последних проектов ТКА.
        Цитата: SovAr238A
        Похоронили корабельную артиллерию больших и сверхбольших калибров, увидев бы корабль без таких пушек, ещё 70-80 лет назад любой военный моряк покрутил бы у виска...

        Это смотря что бы он увидел. Если корабли с бортовыми ПУ ПКР - то первым его вопросом было бы "у вас что - диаметр главного калибра уже в метрах измеряют?". smile
        Цитата: SovAr238A
        Но то, что классический танк уже в поле не воин, это понимают уже все.

        А он уже с ПМВ не был в поле воином. Всегда залогом успешных действий БТВ было взаимодействие танков с пехотой, артиллерией и ПВО/ВВС. Особенно в случае НПП, чем, собственно, танки сейчас и занимаются за отсутствием танковых соединений оперативного масштаба.
      2. 0
        14 февраля 2024 14:03
        Думаю будут шире его возможности, просто добавится ПВО, РЭБ, скорее всего И и автономность.
    2. 0
      14 февраля 2024 14:40
      Возьмите контрнаступ и действия Ка52. Да, можно и похоронить. И с нашей стороны сейчас танки и ФПВ. Наступления не получается. Но танк - самая крепкая машина поля боя. Другой нет
  21. -5
    14 февраля 2024 11:43
    Надеемся, что лоббисты не дадут соскочить Пентагону. Пусть лепят новый Зумволт, еще более дорогие авианосцы, Брэдли ииные вундеоваффе, типа F-35.
  22. 0
    14 февраля 2024 13:49
    А в гражданской сфере скоростной вертолет ненужен?
    1. +1
      14 февраля 2024 14:42
      Зачем? Это из серии сверхзвуковой джет. Есть турбопропы на любой вкус. Есть самолеты укороченного взлета посадки с большими колесами.....и пропеллером.
  23. -3
    14 февраля 2024 13:57
    Только разработанный нами движитель может открыть прогрессивное будущее для авиации.
  24. -1
    14 февраля 2024 15:01
    С развитием беспилотников вериолеты в целом теряют свою привлекательность и важность для армий мира. Нравится это кому то или нет но дешевле и выгодней и удобней послать в небо стая одноразовых дешевых беспилотников чем дорогущую машину которая все равно полностью не может себя показать из-за развития ПВО. Да и жизни людей под угрозой
  25. +4
    14 февраля 2024 15:36
    Во как ветку почистили. Получается, людям которые ни грамма не в теме сочинять статьи можно, а профессионалам критиковать нет. lol
    1. 0
      14 февраля 2024 17:39
      Цитата: vovochkarzhevsky
      Во как ветку почистили. Получается, людям которые ни грамма не в теме сочинять статьи можно, а профессионалам критиковать нет.

      Вы в том комментарии плохо высказались про американскую практику пуска ПТУРов с висения, а сервер американский. yes
  26. -6
    14 февраля 2024 16:36
    Скоморохов,

    Цитата:,В условиях современной войны, которую сегодня наблюдают в СВО, вертолет оказался очень дорогой и уязвимой машиной.

    Чушь полная! Ка-52 показал себя суперэффективным на сво. С 80х годов никаких новых систем, которые могли повысить уязвимость вертолетов ее создано, а вот на наши вертолеты поставили БКО Витебск, который фактически обнулил Стингеры.

    Будущее за связкой: вертолет-бпла.
    1. +2
      16 февраля 2024 13:58
      Цитата: Savage3000
      Скоморохов,

      Цитата:,В условиях современной войны, которую сегодня наблюдают в СВО, вертолет оказался очень дорогой и уязвимой машиной.

      Чушь полная! Ка-52 показал себя суперэффективным на сво. С 80х годов никаких новых систем, которые могли повысить уязвимость вертолетов ее создано, а вот на наши вертолеты поставили БКО Витебск, который фактически обнулил Стингеры.

      Будущее за связкой: вертолет-бпла.


      Сколько КА-52 посбивали? Только в реальности а не в цифрах по телеку. Не мало, сильно не мало. Сколько стоит один Ка-52? Один миллиард рублей, минимум. Сколько стоит ланцет - в сети утверждают что 35 тысяч долларов то есть 3.5 миллиона рублей ну или даже 3. То есть за один ка-52 мы получаем 300 ланцетов. А это считай 300 пораженных целей и никаких потерь для людей. Ну ок считаем что поражается только 70% целей, все равно у меня есть большие сомнения в том что КА-52 имеет сравнимую эффективность.
      Эти вертолеты очень хороши когда воюешь против людей без ПВО, но против страны … значительно хуже.
      Еще один минус - вертолет не может залететь за линию фронта ему там конец он может только у этой линии летать и бить то что на фронте а к тылам он не подберется. Дрон же, тот же ланцет последней модификации вроде как чуть ли не 150 км может пролететь а это значит что и хаймарсы и рсзо другие и паладины все под угрозой
      1. 0
        8 марта 2024 13:58
        Newtc, основные потери как раз и были от неправильного использования ка-52, когда их посылали вглубь кер территории.

        Ланцет не заменяети не может заменить вертолет. Вертолет - это непосредственая поддержка войск на поле боя. Ланцет этого не может.

        Пс а об их эффективности... нужно считать сколько их сбито и сколько брэдли с леопардами они подбили. Уверен, счет будет в пользу ка-52.
  27. -2
    14 февраля 2024 16:38
    А про сикорского и белл... не жалейте их, продадут наработки китаю. И китай будет на суперсовременных вертолетах летать.
  28. +3
    14 февраля 2024 20:44
    Жизнь человека начинает дорожать?
    Совсем упрощённо...
    Лучше сделать дорогого робота, научить его летать, плавать, ползать и стрелять по врагу, а если собьют, то собрать нового, чем учить человека несколько лет, дать ему возможность летать, плавать, ползать и стрелять по врагу, а если убьют, то лет 25 нового рожать, растить и обучать.
    1. +1
      18 февраля 2024 01:12
      Цитата: Fangaro
      Жизнь человека начинает дорожать?
      Совсем упрощённо...
      Лучше сделать дорогого робота, научить его летать, плавать, ползать и стрелять по врагу, а если собьют, то собрать нового, чем учить человека несколько лет, дать ему возможность летать, плавать, ползать и стрелять по врагу, а если убьют, то лет 25 нового рожать, растить и обучать.


      Так с учетом того что робот получается вовсе не дорогой по сравнению с машиной в которой будут люди а как раз значительно дешевле… да робот выгодней
  29. -3
    15 февраля 2024 07:15
    Автор????
    Сикорский и Белл действительно были выдающими конструкторами. Хотя Сикорский - работал на нашего Врага. Против своей Родины.
    Но в статье "плачь" по нерадивым америкосам.
    По-мне:
    - Чем хуже у америкосов, тем лучше России.
  30. 0
    15 февраля 2024 18:51
    не могли надорвать бюджет лобизмом и выкинуть деньги налогоплательщиков на ветер как обычно. Кстати а мы то чего пошли по иха пути?!
  31. 0
    16 февраля 2024 03:53
    Есть у меня подозрение, что беспилотники в виде медленных мопедов просуществуют до того времени, пока ориентированную на них ПВО не подтянут. А потом они будут всё ближе к ракетам, у каторых скорость будет за счет дальности. И им понадобится защищенная мобильная платформа, для доставки к фронту. В общем я бы нынешние наработки по верталетам далеко не прятал.
    1. 0
      19 февраля 2024 16:38
      Цитата: ГолыйМужик
      Есть у меня подозрение, что беспилотники в виде медленных мопедов просуществуют до того времени, пока ориентированную на них ПВО не подтянут. А потом они будут всё ближе к ракетам, у каторых скорость будет за счет дальности. И им понадобится защищенная мобильная платформа, для доставки к фронту. В общем я бы нынешние наработки по верталетам далеко не прятал.


      Можно уже создать такую ПВО сейчас, мопеды вообще не проблема. Нужны только радары наверху на аэростатах и все мопеды будут как на ладони и их может любой миг-29 пачками из пушки расстреливать.
      А дроны будут скорее как можно меньше становиться, в этом сила в маленьком размере и количестве
  32. 0
    19 февраля 2024 22:54
    С Украины звоночек прозвенел не только для вертолетов, но и для танков. И это ответ на вопрос, что там делают американцы, британцы и немцы? Они изучают не только возможного противника, но и современные тенденции в рамках вооружения..
    1. 0
      8 марта 2024 13:59
      Nord, для танков прозвучало только одно: срочно нужен каз, доработанный под бпла.