Estonia received the Blue Spear coastal missile system

19
Estonia received the Blue Spear coastal missile system
Blue Spear launcher on a vehicle chassis


After several years of waiting, the Estonian armed forces received and adopted the first Blue Spear coastal missile system, jointly developed by Israel and Singapore. In the near future, this complex should go on combat duty and improve the capabilities of the Estonian coastal troops to protect the country’s maritime borders. It is curious that Estonia did not just become a buyer of the new missile system - this product was actually developed specifically for it.



Under a new name


In the middle of the last decade, the Israeli corporation IAI developed and tested a promising subsonic anti-ship missile, Gabriel 5. In 2018, this product was brought into mass production. The starting customer for the new anti-ship missile system was the Israeli Navy, which armed modern ships with it. An order was also received from Finland, which wants to place the Gabriels on promising boats and ships.

In the summer of 2020, the Israeli company IAI and the Singaporean ST Engineering Land Systems announced the creation of a joint venture called Proteus Advanced Systems. Its goal was market promotion, production and sale of promising Gabriel 5 anti-ship missiles. At the same time, the missile for export was renamed Blue Spear 5G.

It was assumed that Proteus would receive orders from the navies of Singapore and other countries in Southeast Asia, and the interest of the Navy from other regions was not excluded. In general, this calculation was justified: in December 2023, the Singapore Navy ordered a number of Blue Spear 5G products for the future re-equipment of some of its ships. The contract will be completed in the coming years.


Rocket test launch

At the same time, despite past expectations, Singapore did not become the first foreign buyer of the Blue Spear anti-ship missile system. The first order for such weapons was placed by Estonia, and to fulfill it, Proteus Advanced Systems had to develop a new version of the missile system.

Especially for Estonia


The contract for the supply of Blue Spear 5G ballistic missile systems and anti-ship missiles to the Estonian armed forces was signed at the beginning of October 2021. The customer was the Estonian State Defense Investment Center of the Ministry of Defense (Riigi Kaitseinvesteeringute Keskus - RKIK), the contractor was Proteus Advanced Systems. Official communications traditionally spoke of the great importance of such a contract and future deliveries, but the details that were of interest to everyone were not given.

According to unofficial data at the time, Estonia wanted to receive one missile system, including a launcher or installations, missiles and other means. Apparently, the contract also included personnel training services, equipment maintenance, etc.

В the news the cost of the contract was not reported. However, it was known that the Estonian military budget for 2021 allocated 50 million euros for the purchase of ballistic missile systems with anti-ship missiles. The Israeli press cited similar figures, citing their sources, but the Estonian media also mentioned twice the numbers. According to the budget, delivery of finished products was expected within 2-3 years after signing the contract.


Launch of the Blue Spear anti-ship missile from a surface carrier

At the time of the agreement between RKIK and Proteus, the Blue Spear 5G complex existed only in a ship configuration. To meet the requirements of the Estonian Navy, the contractor company had to develop a coastal complex almost from scratch based on existing anti-ship missiles and related equipment.

Proteus Advanced Systems coped with the task, and within the given time frame, a project was developed to transfer the rocket to a new base. IAI then manufactured the necessary products, such as the launcher, control system, etc., which were sent to Estonia. A chassis was ordered from Sweden to accommodate all the units. The final assembly of the DBK was carried out by the Estonian company Pro Lift OÜ.

On February 10, 2024, the RKIK Center announced the receipt of the ordered missile system. The finished product, all its elements and ammunition were transferred to the Estonian armed forces. Now they have to master the equipment and put it on combat duty. It is not difficult to calculate that the contractors met the deadlines established by the contract. Two years and four months passed from its signing to the delivery of the finished equipment.

Technical issues


A coastal complex was developed especially for Estonia based on the existing Blue Spear 5G / Gabriel 5 missile. Using available components, Proteus Advanced Systems produced a mobile system capable of moving along roads and changing firing positions, as well as attacking surface targets in a fairly wide range of ranges.


Rockets in flight

The DBK is built on a four-axle Scania truck chassis. Apparently, the car retained all the key components and at the same time received new devices. For example, controls could be placed in the standard cockpit. A launcher is mounted on the chassis, disguised as a standard cargo container. It is understood that in most situations and for a number of reconnaissance assets, the Blue Spear complex will be indistinguishable from a regular truck.

The container has an opening roof and a tailgate. Inside is a lifting launcher with four transport and launch containers for Blue Spear 5G missiles. To start, the installation is placed in an inclined position; shooting is carried out forward, on top of the cabin.

The Blue Spear 5G product is a traditional-looking anti-ship cruise missile. It is made in a cylindrical body 5,5 m long with some protruding devices. A high-mounted folding wing is placed in the central part of the fuselage; underneath there is a pair of L-shaped stabilizers. The tail has additional planes, incl. rudders. Starting weight – 1250 kg.

The missile is equipped with a solid propellant launch engine and a turbojet propulsion system. The air intake of the latter is placed under the body. The flight speed reaches 0,85 M. The range of export anti-ship missiles is limited to 290 km. Several flight profiles are provided.


The missile control system includes satellite and inertial navigation devices, as well as an active radar homing head. There is a two-way communication system with the carrier, through which it is possible to receive data from the rocket and transmit commands, for example, to change the target in flight.

The target is hit by a high-explosive fragmentation warhead weighing 150 kg. This is enough to damage and disable ships of small and medium displacement, up to several thousand tons.

Limited results


The Estonian armed forces cannot boast of quantitative and qualitative indicators. In addition, they lack some of the combat capabilities required for a full-fledged modern army. Thus, until recently, Estonia did not have the forces and means of a separate specialized coastal defense. The newly received Blue Spear 5G missile system is the first of its kind and fills a void.

It is obvious that Estonia's capabilities to protect its maritime borders will increase significantly. However, the latest news should not be overestimated either. Apparently, the Estonian army will receive no more than a few launchers for anti-ship missiles, and their overall combat potential will be limited. It is unclear whether coastal defense will be further strengthened in the future. In any case, one cannot expect a fundamental increase in combat qualities.
19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +6
    14 February 2024 04: 45
    It is noteworthy that the chassis is civilian. Recently the North Koreans did something similar, they did it all over the world, but here are the beacons of democracy. Fuck democracy.
    1. +5
      14 February 2024 05: 24
      Quote: Alien From
      It is noteworthy that the chassis is civilian

      What's the difference? If only the load could be pulled wink
      1. +3
        14 February 2024 10: 58
        ...it’s more difficult to track whether such a car with a container is driving or parked - who knows what’s in it.... this technique is now actively used by the “dill”... you won’t hit civilian cars...
        1. +1
          14 February 2024 11: 46
          Quote from WBond
          .you won’t hit civilian vehicles

          Well, if this is a big car, and even with a trailer, then why not hit it? In any case, the damage will be considerable
        2. -1
          14 February 2024 16: 38
          It's not difficult. 4 axle chassis with outriggers. And the container is specific. Readable at once. But the toy is interesting...
        3. +3
          15 February 2024 11: 18
          It is noteworthy that the chassis is civilian
          Therefore, it is necessary to bring down everything that moves and moves across, along, across the border of Poland, etc. and within 100 km from the front line. Stop being kind, white and fluffy, NATO countries and Ukrofashists are waging war with us, by all available means, regardless of any conventions. The life of a Russian soldier should be the highest priority for the state and military leadership of the Russian Federation, when choosing and the consequences of our use of weapons and purposes. IMHO
          1. 0
            15 February 2024 14: 09
            Then there won’t be enough shells to catch every truck. It’s easier to completely block access through Lviv and the cities of Western Ukraine. But for some reason, they stubbornly climb precisely to the eastern part of the Dnieper coast. For 3 years, there was not even this attempt. In addition, it was necessary to encircle with one blow so that Kyiv could not supply the army of the Ukrainian Armed Forces. Yes, you can comfortably do analytics while sitting on the couch.
            But it hurts to see civilians being killed with impunity. And this is just the beginning, even if Russia wins this war. It’s definitely not strong enough against NATO. To do this, it is necessary to involve the states of 15 former republics of the USSR. There is no other way, even if using a harsh method. Nowadays they only understand strength and concessions as weakness.
      2. +2
        14 February 2024 20: 38
        Quote: Dutchman Michel
        What's the difference? If only the load could be pulled

        The difference is fundamental. A military man is obliged to fight in the uniform of his country; those who fight in civilian clothes are considered bandits. Such people are supposed to be hanged along with all sorts of looters, rapists and other riffraff.

        Disguising a combat vehicle as a civilian vehicle means putting hundreds and thousands of civilians at risk.

        Well, of course they plan to shoot at us. On the sly. Straight from the border. How unidentified UAVs fly from somewhere to St. Petersburg, but the Balts have nothing to do with it. It means that unidentified missiles will still fly.
  2. -3
    14 February 2024 05: 30
    These missiles are not for “defending borders”, but to do dirty tricks on Russia, on occasion...
  3. 0
    14 February 2024 06: 35
    Especially for Estonia, the ship complex was converted into a coastal one and for only 50 million euros (possibly more) it is not clear how many launchers with the necessary additional equipment were purchased? And who paid for the preliminary work of weapons engineers (calculations, implementation in metal)? But now Estonia can proudly declare that it will “close off” the Gulf of Finland to Russian ships.
  4. +5
    14 February 2024 07: 19
    Aw. Where are our Containerized Calibers? It’s time to also install it on civilian vehicles and launch it from anywhere.
    1. 0
      18 May 2024 11: 12
      We have been showing containerized coastal missile systems for many years at exhibitions (not mock-ups). But it seems they didn’t go into series. By the way, it is quite possible that the idea of ​​these installations was copied from them, although perhaps it was a general fashion then.
  5. +3
    14 February 2024 08: 37
    There was so much buzz in the Western media when ours came up with the idea of ​​launching the Ball complex from a container. And then I see nothing, they’ve already been adopted and are being released. Why weren’t they covered up as an ambulance?
  6. +4
    14 February 2024 09: 46
    Anti-ship missiles of Estonia, Finland + mines make it possible to block the Russian fleet. Is this a red line or not yet?
    1. +13
      14 February 2024 10: 10
      Even before Finland and Sweden joined NATO, the Baltic Fleet didn’t have much of a chance to survive, but now, even if something happens, it won’t even be able to leave its bases. So anti-ship missiles for Estonia and Finnish mines are more of a finishing blow and not a red line.
      1. +2
        14 February 2024 12: 15
        I will also add that the technical condition of some ships is such that the greatest threat to them is leaving the port on their own, and not the threat from Estonian missiles.
      2. -1
        15 February 2024 21: 28
        Well, what is it like, our regional government is relying on a fleet that itself has no chance of salvation?
  7. 0
    1 March 2024 09: 22
    Quote: Dutchman Michel
    Well, if this is a big car, and even with a trailer, then why not hit it?

    What if this big machine is externally standard for the national economy?
  8. 0
    16 May 2024 10: 31
    Only one thing is unclear - how will this complex receive target designation?

Эстония получила береговой ракетный комплекс Blue Spear

17
Эстония получила береговой ракетный комплекс Blue Spear
Пусковая установка Blue Spear на автомобильном шасси


После нескольких лет ожидания, вооруженные силы Эстонии получили и приняли на вооружение первый береговой ракетный комплекс Blue Spear совместной израильско-сингапурской разработки. В ближайшее время этот комплекс должен заступить на боевое дежурство и улучшить возможности эстонских береговых войск по защите морских рубежей страны. Любопытно, что Эстония не просто стала покупателем нового ракетного комплекса – это изделие фактически было разработано специально для нее.



Под новым названием


В середине прошлого десятилетия израильская корпорация IAI разработала и испытала перспективную дозвуковую противокорабельную ракету Gabriel 5. В 2018 г. это изделие довели до серийного производства. Стартовым заказчиком новой ПКР стали военно-морские силы Израиля, вооружившие ею современные корабли. Также был получен заказ от Финляндии, которая хочет разместить «Габриэли» на перспективных катерах и кораблях.

Летом 2020 г. израильская компания IAI и сингапурская ST Engineering Land Systems объявили о создании совместного предприятия под названием Proteus Advanced Systems. Его целью назвали продвижение на рынке, выпуск и продажу перспективных ПКР Gabriel 5. При этом ракету для экспорта переименовали в Blue Spear 5G.

Предполагалось, что «Протеус» получит заказы от флотов Сингапура и других стран Юго-Восточной Азии, а также не исключался интерес ВМС из других регионов. В целом, такой расчет оправдался: в декабре 2023 г. сингапурские ВМС заказали некоторое количество изделий Blue Spear 5G для будущего переоснащения части своих кораблей. Контракт будет выполнен в ближайшие годы.


Испытательный пуск ракеты

При этом, несмотря на прошлые ожидания, Сингапур не стал первым иностранным покупателем ПКР «Блю Спир». Первый заказ на такое вооружение разместила Эстония, причем для его выполнения компании Proteus Advanced Systems пришлось разрабатывать новый вариант ракетного комплекса.

Специально для Эстонии


Контракт на поставку БРК и ПКР Blue Spear 5G вооруженным силам Эстонии был подписан в начале октября 2021 г. Заказчиком выступил эстонский Государственный центр оборонных инвестиций Минобороны (Riigi Kaitseinvesteeringute Keskus – RKIK), исполнителем – компания Proteus Advanced Systems. В официальных сообщениях традиционно говорилось о большом значении такого контракта и будущих поставок, но интересующие всех подробности не приводились.

По неофициальным данным того времени, Эстония желала получить один ракетный комплекс, включающий пусковую установку или установки, ракеты и другие средства. По всей видимости, в контракт также включили услуги обучения личного состава, обслуживания техники и т.д.

В новостях о контракте его стоимость не сообщалась. Однако было известно, что в эстонском военном бюджете на 2021 г. на закупку БРК с ПКР предусматривалось 50 млн евро. Схожие цифры приводила израильская пресса со ссылкой на свои источники, но в эстонских СМИ упоминались и вдвое большие числа. Согласно бюджету, поставка готовых изделий ожидалась в течение 2-3 лет после подписания контракта.


Старт ПКР Blue Spear с надводного носителя

На момент заключения соглашения между RKIK и Proteus, комплекс Blue Spear 5G существовал только в корабельной конфигурации. Для выполнения требований ВМС Эстонии компании-подрядчику пришлось практически с нуля разрабатывать береговой комплекс на основе существующей ПКР и сопутствующей аппаратуры.

Proteus Advanced Systems справилась с поставленной задачей, и в заданные сроки был разработан проект переноса ракеты на новую базу. Затем IAI изготовила необходимые изделия, такие как пусковая установка, система управления и т.д., которые были отправлены в Эстонию. В Швеции заказали шасси для размещения всех агрегатов. Окончательную сборку БРК выполнила эстонская компания Pro Lift OÜ.

10 февраля 2024 г. Центр RKIK сообщил о получении заказанного ракетного комплекса. Готовое изделие, все его элементы и боеприпасы переданы вооруженным силам Эстонии. Теперь им предстоит освоить технику и поставить ее на боевое дежурство. Нетрудно подсчитать, что подрядчики уложились в сроки, установленные контрактом. От его подписания до сдачи готовой техники прошло два года и четыре месяца.

Технические вопросы


Специально для Эстонии был разработан береговой комплекс на основе существующей ракеты Blue Spear 5G / Gabriel 5. Используя доступные компоненты, Proteus Advanced Systems изготовила мобильную систему, способную перемещаться по автодорогам и менять огневую позицию, а также атаковать надводные цели в достаточно широком диапазоне дальностей.


Ракеты в полете

БРК построен на четырехосном грузовом шасси марки Scania. По всей видимости, автомобиль сохранил все ключевые агрегаты и одновременно получил новые устройства. К примеру, в штатной кабине могли разместить средства управления. На шасси смонтирована пусковая установка, замаскированная под стандартный грузовой контейнер. Подразумевается, что в большинстве ситуаций и для ряда средств разведки комплекс «Блю Спир» будет неотличим от обычного грузовика.

Контейнер имеет открывающуюся крышу и задний борт. Внутри помещена подъемная пусковая установка с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами ракет Blue Spear 5G. Для запуска установка выводится в наклонное положение; стрельба осуществляется вперед, поверх кабины.

Изделие Blue Spear 5G представляет собой крылатую противокорабельную ракету традиционного облика. Она выполнена в цилиндрическом корпусе длиной 5,5 м с некоторыми выступающими устройствами. В центральной части фюзеляжа помещено высокорасположенное раскладное крыло; под ним – пара стабилизаторов Л-образной схемы. В хвосте предусмотрены дополнительные плоскости, в т.ч. рули. Стартовая масса – 1250 кг.

Ракета оснащена твердотопливным стартовым двигателем и турбореактивной маршевой двигательной установкой. Воздухозаборник последней помещен под корпусом. Скорость полета достигает 0,85 М. Дальность экспортной ПКР ограничена 290 км. Предусматривается несколько профилей полета.


Система управления ракеты включает приборы спутниковой и инерциальной навигации, а также активную радиолокационную головку самонаведения. Имеется система двусторонней связи с носителем, за счет которой возможно получение данных с ракеты и передача команд, например, для смены цели в полете.

Поражение цели производится осколочно-фугасной боевой частью массой 150 кг. Этого достаточно для повреждения и вывода из строя кораблей малого и среднего водоизмещения, до нескольких тысяч тонн.

Ограниченные результаты


Эстонские вооруженные силы не могут похвастать количественными и качественными показателями. Кроме того, у них отсутствуют некоторые боевые возможности, обязательные для полноценной современной армии. Так, до недавнего времени у Эстонии не было сил и средств отдельной специализированной береговой обороны. Недавно полученный ракетный комплекс Blue Spear 5G является первым в своем роде и закрывает пустовавшую нишу.

Очевидно, что возможности Эстонии по защите своих морских рубежей значительно вырастут. Однако переоценивать последние новости тоже не следует. По всей видимости, эстонская армия получит не более нескольких пусковых установок для ПКР, и их общий боевой потенциал будет ограниченным. Станут ли дополнительно усиливать береговую оборону в будущем, неясно. В любом случае принципиального роста боевых качеств ждать не приходится.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    14 февраля 2024 04:45
    Примечательно что шасси гражданское. Недавно северокорейцы похожее сотворили, так они было на весь мир, а тут светочи демократии блин. Тьфу на демократию.
    1. +5
      14 февраля 2024 05:24
      Цитата: Alien From
      Примечательно что шасси гражданское

      А какая разница? Лишь бы нагрузку тянуло wink
      1. +3
        14 февраля 2024 10:58
        ...сложнее отслеживать-едет или стоит такой авто с контейнером-кто знает что в нём....такой приём сейчас активно используют "укропы"...не будешь же бить по гражданским машинам...
        1. 0
          14 февраля 2024 11:46
          Цитата: WBond
          .не будешь же бить по гражданским машинам

          Ну если эта большая машина, да ещё и с прицепом, то почему бы не ударить? По-любому ущерб будет немалый
        2. -1
          14 февраля 2024 16:38
          Да не сложно. 4 осное шасси с аутригерами. И контейнер специфический. Читается на раз. Но игрушка интересная...
        3. +2
          15 февраля 2024 11:18
          Примечательно что шасси гражданское
          Поэтому надо валить всё что шевелится и передвигается через, вдоль, поперёк границы Польши и т.д. и в пределах 100 км от передовой. Хватит быть добрыми, белыми и пушистыми, с нами страны НАТО и укрофашисты ведут войну, всеми доступными способами, не взирая, ни на какие конвенции. Жизнь российского солдата, должна быть наиглавнейшим приоритетом для государственного и военного руководства РФ, при выборе и последствиях применения нами оружия и целях. имхо
          1. 0
            15 февраля 2024 14:09
            Тогда никаких снарядов не хватит чтобы каждый грузовик вылавливать. Проще на корню перекрыть доступ через Львов, и города Западной Украины. Но почему то, упорно лезут именно на восточную часть побережья Днепра. За 3 года, даже не было этой попытки. Вдобавок нужно было окружить одним ударом так, чтобы Киев не мог снабжать армию ВСУ. Да может сидя на диване удобно делать аналитику.
            Но больно смотреть на то что безнаказанно убивают мирных жителей. И это только начало, даже если Россия выиграет эту войну. То против НАТО, ей точно сил не хватит. Для этого надо привлекать государства 15 бывших республик СССР. Иначе никак, пусть даже и суровым методом. Сейчас только понимают силу, а уступки как слабость.
      2. 0
        14 февраля 2024 20:38
        Цитата: Голландец Михель
        А какая разница? Лишь бы нагрузку тянуло

        Разница принципиальная. Военный обязан воевать в форме своей страны, выступающие в штатском считаются бандитами. Таких положено вешать наряду со всякими мародерами насильниками и прочей шушерой.

        Маскировать боевую машину под штатскую - ставить под удар сотни и тысячи мирных жителей.

        Ну а стрелять они конечно по нам планируют. Исподтишка. Прямо от границы. Как летают откуда то неопознанные БПЛА в Питер, а прибалты типа не причем. Будут значит неопознанные ракеты еще летать.
  2. -3
    14 февраля 2024 05:30
    Эти ракет не для "защиты рубежей", а что бы пакостить России, при случае...
  3. 0
    14 февраля 2024 06:35
    Специально для Эстонии корабельный комплекс переоборудовали под береговой и всего за 50 млн евро (возможно больше) под закупку непонятно сколько пусковых с необходимым дополнительным оборудованием? А предварительную работу инженеров-оружейников (расчеты, воплощение в металл) кто оплачивал? Зато теперь Эстония с гордостью может заявлять, что "перекроет" Финский залив для российских кораблей.
  4. +5
    14 февраля 2024 07:19
    Ау. А где наши Калибры в Контейнерном исполнении? Пора тоже ставить на гражданские автомобили и запускать хоть откуда.
  5. +2
    14 февраля 2024 08:37
    Сколько было писку в западных СМИ ,когда наши придумали запускать комплекс Бал из контейнера .А тут смотрю ничего ,уже приняли на вооружение ,выпускают .Чего под скорую помощь не замазали ?
  6. +4
    14 февраля 2024 09:46
    ПКР Эстонии, Финляндии +мины позволяют заблокировать российский флот. Это красная линия или ещё нет?
    1. +13
      14 февраля 2024 10:10
      У Балтийского флота и до вступления Финляндии и Швеции в NATO не особо много шансов выжить было, а сейчас и вовсе случись чего ему даже из пунктов базирования не выйти. Так что ПКР для Эстонии и финские мины это скорей добивающий удар, а не красная линия.
      1. +2
        14 февраля 2024 12:15
        Добавлю еще, что техническое состояние некоторых кораблей таково, что наибольшая угроза для них - это выход из порта самостоятельно, а не угроза со стороны эстонских ракет.
      2. -1
        15 февраля 2024 21:28
        Вот те на, это что ж получается, наше областное правительство надеется на флот который сам не имеет шансов на спасение?
  7. 0
    1 марта 2024 09:22
    Цитата: Голландец Михель
    Ну если эта большая машина, да ещё и с прицепом, то почему бы не ударить?

    А если эта большая машина внешне стандартная народнохозяйственная?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»