Ту-324: попытка взлета № 2

109
Ту-324: попытка взлета № 2
Полноразмерный деревянный макет самолета Ту-324 в одном из московских цехов «Туполева». Источник: uacrussia.ru


Бизнес-джет made in Russia


В Москве в одном из цехов ПАО «Туполев» до сих хранится полноразмерный деревянный макет самолета Ту-324. Прошло более двадцати лет с момента постройки данного самолета, и о нем пора бы уже забыть. Но санкционная история современной России заставляет собирать по сусекам остатки былой роскоши.



После пары Ил-96-400М и Ту-214, которые худо-бедно удалось поднять в воздух, настала очередь региональных малышей. В первую очередь речь идет о самолетах Ту-324, прямых преемников некогда популярных Як-40/42. Интрига заключается в том, что ПАО «Туполев» к возможному возрождению производства самолета имеет очень опосредованное отношение.


Полноразмерный деревянный макет самолета Ту-324 в одном из московских цехов «Туполева». Источник: uacrussia.ru

Начать стоит с идеи осознания необходимости постройки первого отечественного бизнес-джета, которая пришла авиастроителям еще в самом начале 90-х годов. В то время в советской терминологии вряд ли существовал термин «бизнес-джет», поэтому точнее машину будет назвать административным самолетом. Первенцем стал форменный малыш Ту-20, способный взять на борт, в зависимости от варианта исполнения, до 19 пассажиров.

В люксовой модели с комфортом размещались восемь высокопоставленных седоков, а в бизнес-версии – на три больше. Особенностью конструкции является пара турбовинтовых двигателей на пилонах в хвосте. У такой компоновки есть неоспоримые преимущества – прежде всего низкий уровень шума в полете для пассажиров.

Туполевцы в придачу развернули моторы задом наперед, превратив их в толкающие. Тем самым еще больше снизив немаленькое звуковое давление от винтов на чуткие уши высокопоставленных и небедных пассажиров. К плюсам схемы с моторами в хвосте относится и относительно низкое шасси самолета – нет необходимости выбирать высоту подвешенных под крыльями мотогондол. Подавляющее большинство бизнес-джетов построено с моторами в хвосте.

Помимо заметного снижения гула в полете, компоновка позволяет пользоваться бортовыми пассажирскими трапами. Но есть у двигателей в хвосте и пара фундаментальных недостатков.

Первый – наземным службам непросто обслуживать высокорасположенные двигатели. Если на ближнемагистральных авиалайнерах это более или менее нивелируется небольшой высотой самого самолета, то у крупных машин становится критическим недостатком.

Перенесемся на несколько лет вперед и посмотрим на Ту-334, разрабатываемый в пику SSJ-100 от КБ «Сухой». Одной из причин, почему неплохой среднемагистральный лайнер проиграл конкурс «Сухому», стали высоко расположенные двигатели на хвосте. Далеко не все службы аэропортов были в состоянии обслуживать такую технику.

Вторым важным недостатком схемы с моторами на хвостовой балке является специфическая развесовка, которая серьезно изменяется по мере выработки горючего. Проще говоря, с полными и пустыми баками самолет приземляется и управляется сильно различно. А это означает специфическое переучивание экипажей. Называть эту особенность критической вряд ли возможно – как-то же летают пилоты на Embraer и Bombardier. Значит – полетели бы и на Ту-20, как и на прочих «хвостомоторных» лайнерах.


Проект Ту-20 в 1990-е годы плавно эволюционировал в Ту-400 и Ту-4х4. Принципиально в парочке ничего не изменилось, это были те же «низкопланы с крылом небольшой стреловидности с двумя двигателями, размещенными по бокам хвостовой части фюзеляжа». Только турбовинтовые моторы заменили на заметно более скоростные турбореактивные, и на бумаге изделия могли бы разгоняться до крейсерских 800 км/ч.

Машина Ту-400 предназначалась для десяти пассажиров, а Ту-4х4 – всего для 4–7 VIP-клиентов.

Еще на этапе макетного проектирования стало понятно, что такие специфические самолеты в молодой России если и будут востребованы, то считанными единицами. Богатый народ в те времена присутствовал, но только вот такого народа было очень немного.

На замену Як-40 и Ан-26


После оценки проектов Ту-20, Ту-400 и Ту-4х4 решено было строить 50-местный самолет для региональных авиалиний. Так появился Ту-324, призванный к рубежу XX и XXI века заменить собой Як-40 и Ан-26.

К концу 1990-х годов общее число самолетов обеих марок в Российском авиапарке приближалось к тысяче. Они должны были в большей своей части уйти в утиль к концу 2010-х годов. Все, как сейчас говорится, складывалось «в ёлочку» – более крупный Ту-324 занимался региональными перевозками, а укороченный вариант с литерой «А» оснащался салоном бизнес-класса.

Дальнейшим развитием становился Ту-414, удлиненный сразу на шесть метров относительно 324-й машины и вмещающий до 76 пассажиров. За моторы отвечали украинские инженеры из запорожского МКБ «Прогресс» и ОАО «Мотор Сич». Они спроектировали изделие АИ-22 тягой 3 820 кгс и ждали большой серии Ту-324.

Здесь необходимо сделать отступление и рассказать о происхождении авиалайнера.

Дело в том, что самолет Ту-324 – это самостийный проект Республики Татарстан. В самом лучшем смысле этого слова, разумеется. К чести местных управленцев, в лихие 90-е они смогли сохранить львиную долю мощностей ВПК. При этом гособоронзаказ последовательно снижался. Например, с 1993 года Казанский авиастроительный завод вообще перестал получать заказы от Министерства обороны России. Надо было что-то срочно делать, иначе уникальное производство могло погибнуть.


Ту-324 в представлении дизайнеров-оформителей

Так и появился проект Ту-324, денег на который у центра не было. Отказывались платить и частные инвесторы – в те времена на долгосрочные программы вообще финансы не жаловали.

Минтимеру Шаймиеву удалось убедить московское руководство переправить часть нефтяных доходов из татарстанской сырьевой трубы на разработку Ту-324. Только найти удалось лишь 100 миллионов долларов из трехсот требуемых. На эти деньги в Запорожье построили три опытных АИ-22, а в Казани основательно перестроили производственные линии и разработали массу новых узлов и агрегатов. В Жуковском создали уникальную авионику, которая позже нашла применение в амфибии Бе-200.

В журнале «Авиация и космонавтика» в начале 2000 года не скупятся на хвалебные отзывы о машине:

«Ту-324 стал первым туполевским самолетом, по которому был создан частично электронный макет, обеспечивающий безошибочную увязку элементов планера, силовой установки, самолетных систем и оборудования. Пассажирский салон самолета выполнен с учетом современных требований к комфорту.

Дизайн кресел разрабатывался с помощью итальянской фирмы «Тестори», шаг их размещения в салоне туристического класса составляет 810 мм, в то время как у лучших аналогов – всего 787 мм, на 100 мм шире центральный проход, на 50 мм выше потолок салона. Все это дает пассажирам новый, ранее недоступный на региональных самолетах уровень комфорта».

Тем не менее Ту-324 так и не довели даже до демонстратора технологий, не говоря уже о летных экземплярах. Злые языки говорят, что причиной стал Superjet, которому был конкурентен сходный по вместимости и дальности полета лайнер.

В начале 2024 года в очередной раз заговорили о возрождении проекта Ту-324. Идейным вдохновителем, судя по всему, выступает глава Республики Татарстана Рустам Минниханов. Только вот подход к делу удивляет.

Дело в том, что в местной Елабуге потихоньку раскручивается проект Aurus. Его после начала спецоперации поспешили похоронить, но импортозамещенная сборка не остановилась окончательно. Машины подорожали до 40–45 миллионов за экземпляр, но не потеряли клиентскую базу. В планах руководства бренда создать целую линейку люксовых средств передвижения, начиная от лимузинов с внедорожниками и заканчивая вертолетами с самолетами.

Похоже, такая концепция используется впервые в мире. В 2019 году на публике презентовали представительский «Ансат Aurus», который тем не менее так и не пошел в серию. Времена, мягко говоря, не для люксовых вертолетов. А вот для бизнес-джета Ту-324, по мнению руководства Татарстана, в самый раз. При этом в новейшей истории уже есть прецедент неудачного опыта с отечественными люксовыми самолетами. Речь об Aurus Business Jet образца 2021 года на базе SSJ-100. Лайнер оказался никому не нужен.

Интересно, что для разработки Ту-324 привлекли «Газпром» – в будущем топ-менеджеры конторы должны стать основными пользователями бизнес-джета. В компании готовы создать спецподразделение, призванное построить серийный самолет на основе наработок двадцатилетней давности.


Макет Ту-324

В ситуации с возрождением Ту-324 все красиво. Машина не попала в государственную программу возрождения авиаотрасли до 2030 года, и энтузиасты решили поднять проект своими силами. «Газпром» даже решился на эксперимент с самостоятельным конструкторским бюро.

Только вот остаются вопросы.

Первый – где брать авиадвигатель АИ-22?

В металле украинцы исполнили только три прототипа, и не факт, что они вообще еще целы. Заменить на ПД-8 вряд ли получится – у него тяга почти в два раза больше. Известно, что если у самолета нет двигателя, то нет и самого самолета.

Второй вопрос – самолет Ту-324 слишком сырой даже для перспективного прототипа, не говоря уже о летающих образцах. Фюзеляж, судя по всему, можно пощупать только в виде деревянного макета в московском цеху ПАО «Туполев».

Поэтому здорового скептицизма здесь хоть отбавляй. Пора бы уже перестать тешить себя несбыточными мечтами и создавать громкие поводы на пустом месте.

Работать пора – на второй год спецоперации гражданский флот России пополнился считанными единицами бортов. А какие были планы?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    17 февраля 2024 04:31
    Работать пора – на второй год спецоперации гражданский флот России пополнился считанными единицами бортов. А какие были планы?

    Не знаю, но все плохо..
    1. +18
      17 февраля 2024 10:29
      Вот этот деревянный макет это символ более чем 33 летнего правления Россией олигархическо-либерального строя.
      А ведь на 2000-й год в наших авиакомпаниях было более 80% полностью отечественных самолетов, выпускался Ту-204, Ил-96, поднялся в воздух Ту-334, можно было перенести из Ташкента производство Ил-114, деньги рекой потекли от взлета доходов от нефти в разы, но.......Кадры решают все и потому спустя 24 года наших самолетов на авиалиниях или на хотя бы более чем 20% наших 0%.
      1. +12
        17 февраля 2024 12:54
        Это была победа запада над Россией руками тех кого они вскормили, но самое интересное то, что им (олигархам и правителям) ни чего за это не было (тот же Чубайс) и живут , и здравствуют до сих пор не боясь даже ни чего, хотя всем же все понятно....
        Теперь по статье. Ну к примеру вот это:
        лайнер проиграл конкурс «Сухому», стали высоко расположенные двигатели на хвосте. Далеко не все службы аэропортов были в состоянии обслуживать такую технику.
        В наших аэропортах ни когда не обслуживали Ту 134, 154, Як-40, 42? Единственное объяснение, то, что в очередной раз взгляды направлены на поставки за рубеж, но когда эти взгляды направятся на внутреннее потребление? Кто будет закупать не летающий самолет?
        1. +6
          18 февраля 2024 07:08
          Это была победа запада над Россией руками тех кого они вскормили
          ну "вскормили и воспитали" мы сами а запад хоть и был удивлен но сделал вид что пошёл на встречу а потом и вовсе сделал вид что это его заслуга, олигархическая верхушка она и в СССР была и при царе...
        2. +5
          18 февраля 2024 17:01
          Цитата: НИКНН
          Кто будет закупать не летающий самолет?

          Похоже в статье на этот вопрос ответ как раз и дан - Газпром . Который их не только закупать , и даже не только производить , но и разрабатывать (на базе имеющегося проекта) собирается . А если к процессу подключатся и нефтяники в лице своих топ-мэнэджеров ? А если и другие сырьевики и энергетики ? А следом и Минобороны , МЧС и пр. властные структуры ?
          Их "Эмбрайеры" и "Бомбардье" скоро лягут без запчастей и качественного ремонта , а летать то им на чём ? Вот потому то и вспомнили про забытый проект Татарстана .
          И очевидно не желая связываться с Минпромторгом-многостаночником с его главой-Обещалкиным , Газпром просто решил воспользоваться татарским опытом прямого финансирования и руководства разработкой и производством . И татарам будет радость от возрождения проекта .
          Как быть с двигателями ? Где взять АИ-22 ?
          И тут всё на удивление просто - в России продублирован в производстве АИ-222 для Як-130 , сейчас готовят к серии его более мощную версию для Як-130М . И сделать на базе АИ-222 АИ-22 , присобачив ему тяговый вентилятор для повышения степени двухконтурности , особого труда не составит . У нас вон для ПД-8 горячую часть в короткий срок сочинили , а тут лишь часть холодной нужно добавить . Так что пока будут проект дорабатывать , планер на прочность проверять и производственную линию готовить , двигатель будет готов . Тем более что заказчиком оного будет не Минпромторг с его мутными схемами и личностями , а руководство Газпрома , которое за свои деньги и сроки спросит не просто строго ... а очень строго . Им эти самолёты ДЛЯ СЕБЯ (!!!) нужны .
          Просто других самолётов для России БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ . Всё придётся делать самим . И Газпром это не просто понял , но и сам начал делать . Без оглядки на Минпромторг и его ОАК .
          Топам РФ надо летать .
          И летать они любят с комфортом и на надёжных машинах .
          А появятся эти самолёты , и зарубежные заказчики подтянутся . И наши региональные линии внимание обратят .
          Когда наши топы делают для себя (как "Аурус") они это делают хорошо .
          1. +1
            18 февраля 2024 21:23
            Топам РФ надо летать .
            И летать они любят с комфортом и на надёжных машинах .

            Когда наши топы делают для себя (как "Аурус") они это делают хорошо .

            Самое поганое что вы абсолютно правы! На себя любимых наши власти денег не жалеют 34 года а особенно последние 24 года. Власть погрязла в роскоши на которую выбрасывает деньги, которые отобрали в том числе у армии и флота.
            1. 0
              19 февраля 2024 13:00
              Цитата: ramzay21
              Власть погрязла в роскоши на которую выбрасывает деньги, которые отобрали в том числе у армии и флота.

              Так ведь ради этого СССР убили - ради себя любимых . И потому у них уже 33 года "Мечты сбываются" , а в стране почти полная деиндустриализация . Вот где на всю эту авиатехнику (да и просто - на всю выпускаемую в России технику) подшипники брать ?? Обычные (и не очень) подшипники !!
              Но ведь "Аурус" сделали . И вона как получилось - шейхи покупают .
              И этот самолёт так же будет носить брэнд "Аурус" . Разрабатывать его будут в КБ "Аурус" от Газпрома (который наше Народное Достояние) . И ответственным за это - Газпром . Оказывается Путин поручил . На Минпромторг надежды нет .
          2. 0
            20 марта 2024 15:17
            А еще есть Газпромавиа! Им то в парк тоже пригодились бы новые машины.
      2. +9
        17 февраля 2024 19:38
        Хочу дополнить и остановиться на ложи автора статьи.
        Перенесемся на несколько лет вперед и посмотрим на Ту-334, разрабатываемый в пику SSJ-100 от КБ «Сухой». Одной из причин, почему неплохой среднемагистральный лайнер проиграл конкурс «Сухому», стали высоко расположенные двигатели на хвосте.

        Когда Ту-204 и Ту-334 летали "либероидного" SSJ-100 от КБ «Сухой» не было ещё в проекте. Христенко , Погосян и их компания убили отечественное авиастроение. Первый не выполнил поручения правительства о развёртывании производства Ту-214 и ..мирно живёт под Москвой вместо нахождения в тюрьме...Второй построил , точнее, собрал из импортных деталей для распила бюджета SSJ-100 от КБ «Сухой» и убил сотни отечественных заводов смежников и...сейчас учит торговать Родиной студентов в МАИ. В этом институте не учат и выпускают ,который год, второсортных специалистов без знаний...
        1. +7
          17 февраля 2024 20:28
          Когда Ту-204 и Ту-334 летали "либероидного" SSJ-100 от КБ «Сухой» не было ещё в проекте. Христенко , Погосян и их компания убили отечественное авиастроение.

          Абсолютно согласен с вами! И именно из-за убитых смежников не получится наладить выпуск импортозамещенных МС-21 и Суперджета а так же Ту-214. Да какие-то движения есть и это лучше чем ничего, но.....эффективные тянут время. Они уверены что рано или поздно СВО закончится договорняком и снятием санкций, и все вернется. Снова начнут летать на Боингах и Аэрбасах и восстановятся поставки комплектующих для Суперджетов и МС-21 и тогда лохторату заявят что вот наши самолеты начали летать, хотя нашего там будет максимум процентов 30.
          И самое поганое что люди им в очередной раз поверят, как верят в то что китайский автомобиль с надписью Москвич на самом деле наш Москвич.
          1. +3
            17 февраля 2024 21:38
            Не поверим. Есть надежда, что можно подключить военные заводы. Ведь мы выпускаем самолёты Су и Ту-160. Так стоит военный вариант необходимого оборудования. Расширить производство и за 3 , максимум 5 лет можно сделать и отработать системы для гражданских самолётов...Было бы желание.
            1. +1
              18 февраля 2024 00:02
              Не поверим.
              Дай бог! Буду надеяться,что ваша уверенность основана на фактах hi
            2. Комментарий был удален.
            3. 0
              23 февраля 2024 16:13
              Лучше разумно молчать, чем глупо говорить. Тем более что представление о МАП да и Газпром на уровне плинтуса в сортире!
          2. +3
            17 февраля 2024 23:56
            Они уверены что рано или поздно СВО закончится договорняком и снятием санкций, и все вернется. Снова начнут летать на Боингах и Аэрбасах и восстановятся поставки комплектующих для Суперджетов и МС-21 и тогда лохторату заявят что вот наши самолеты начали летать, хотя нашего там будет максимум процентов 30.
            И опять попадем в зависимость от западной шайки! Неужели не понимают,что в любой момент могут опять кинуть! При нашей территории свои самолеты не роскошь,а жизненно важная необходимость!!! Ну ничему жизнь не учит....!
            1. +1
              18 февраля 2024 21:07
              И опять попадем в зависимость от западной шайки! Неужели не понимают,что в любой момент могут опять кинуть! При нашей территории свои самолеты не роскошь,а жизненно важная необходимость!!! Ну ничему жизнь не учит....!

              А кому там понимать? Там конкретные люди, они убежденные западники им наш авиапром не нужен. Достаточно вспомнить как Медведев и другие уничтожал авиапром или как даже после 2014 года чиновники Правительства РФ саботировали возрождение авиапрома отказавшись от Ил-96-400М.
              Возродить авиапром наверное еще возможно, хотя и с огромным трудом и с вливанием больших денег, но власть олигархическая не даст этого сделать ведь для этого нужно национализировать множество отраслей и предприятий а олигархи против, а кроме того нужны другие люди в руководстве страны, нужны Туполевы и Ильюшины а не Мантуровы и Чубайсы и нужен Сталин а не Путин.
              1. 0
                19 февраля 2024 00:28
                А кому там понимать? Там конкретные люди, они убежденные западники им наш авиапром не нужен.
                Ну не все же они такие,иначе СВО не начали бы. Вы же не думаете,что Путин ее в одиночку задумал.
                1. +2
                  20 февраля 2024 10:10
                  Сво задумывалось потому что по всем направлениям получали от ворот поворот Россию нигде не считали ровней. И малой кровью лихим набегом показать что с нами надо считаться а оно вон оно как, и теперь надо со скрипом возвращать своё производство иначе никак, англосаксы закусились и это надолго, народ то у нас привык а власть имущим надо больше без фуагра и заграниц не могут , вот в этом проблема они будут гадить и тормозить и идти на компромис з западом, качать ресурсы за бугор.
            2. +1
              20 марта 2024 15:25
              О ком Вы говорите? О тех кто у власти? Начиная с самого верха и до последнего муниципалитета чинуши спят и видят, как они вновь смогут летать в Куршавель и на Багамы, покупать недвижку в Лондоне и Испании. Это сейчас они все в Единой и все патриоты, но тайно молятся на возврат к прежней жизни. Приспособленцы и паразиты на теле Родины.
              1. 0
                21 марта 2024 04:04
                Цитата: Maverick1812
                О ком Вы говорите? О тех кто у власти? Начиная с самого верха и до последнего муниципалитета чинуши спят и видят, как они вновь смогут летать в Куршавель и на Багамы, покупать недвижку в Лондоне и Испании. Это сейчас они все в Единой и все патриоты, но тайно молятся на возврат к прежней жизни. Приспособленцы и паразиты на теле Родины.

                Я думаю,что во власти два вида чиновников.Один - это действительно, тот, о котором вы говорите. Но есть и второй,настроенный более реалистично. Иначе бы просто ничего не поменялось.
          3. KCA
            +1
            18 февраля 2024 11:11
            А ещё наша ВАЗ-2101 почти ФИАТ 124, ну не совсем, а польские фиаты были полностью F124
            1. +2
              18 февраля 2024 21:17
              А ещё наша ВАЗ-2101 почти ФИАТ 124, ну не совсем, а польские фиаты были полностью F124

              То есть вы реально не понимаете разницу между ПОЛНОЙ локализацией производства и ПРИКЛЕИВАНИЕМ шильдиков на импортный автомобиль?
              А вы в курсе что Фиат 124 не выдерживал наших условий и в процессе превращения в ВАЗ-2101 получился по сути новый автомобиль? Вы в курсе сколько новых автомобилей сконструировал АвтоВАЗ и что Нива разработанная АвтоВАЗом по сути первый в мире кроссовер?
              Все комплектующие ВАЗ-2101 от болтов до двигателей делали в СССР а что делают в России для "Москвича", если даже шильдики "Москвич" делают в Китае?
              1. +3
                19 февраля 2024 18:31
                Справедливости ради: комплектующие ВАЗ-2101 были если не производства СССР, то производства СЭВ: светотехника, например, блок приборов... Но по тем временам это было почти что отечественного производства — в случае санкций никто бы в кусты не ушмыгнул.
                1. KCA
                  0
                  20 февраля 2024 09:25
                  Таки да, оптика была чешская, ну и ещё много чего
        2. 0
          25 февраля 2024 04:52
          334 не летал только по авиасалонам потому что не самолёт а окурок, суперджета не было но был ан 148 который появился позже 334 но и покупателей нашёл и производителей и без поддержки государства.
      3. 0
        23 марта 2024 21:18
        Прочитав статью, подумал - о чем она? А теперь понял -
        [quote=ramzay21 Вот этот деревянный макет это символ более чем 33 летнего правления Россией олигархическо-либерального строя.[/quote]
  2. +8
    17 февраля 2024 04:48
    Шикарный проект по выкачке бабла из госбюджета. В России нет ни компетенсий, ни двигателей, чтобы возить 19 пассажиров 15 часов без посадки. Авторы других проектов по выкачке бюджета - Як40 с крылом из композита и сверхзвуковой бизнесджет - тихонько курят в сторонке.
    Из положительного - на ВДНХ добавится еще один экспонат
    1. +9
      17 февраля 2024 12:56
      Да, это так. Собралась шайка денежки намыть. Движков нет, вообще! Размерность никому не нужна! Даже не сильно увлекающимся авиацией очевидно, что уже просто оборзели до крайности. Ладогу в этой размерности уже готовят к испытаниям, там летный час и стоимость борта в 2 раза дешевле выйдет. И движки есть, и заказчики. Вот бы узнать пофамильно, кто этот 324-й двигает….
      1. +2
        18 февраля 2024 19:01
        Цитата: Glagol1
        Вот бы узнать пофамильно, кто этот 324-й двигает….

        Это Газпром - Миллер и его топы . Им для себя этот самолёт нужен .
        Цитата: Glagol1
        Собралась шайка денежки намыть.

        Вообще то все работы по проекту Газпром намерен финансировать самостоятельно . Со временем может и Роснефть подтянется . Это не государственная программа по развитию авиации , а условно частная инициатива крупной компании . У них импортные джеты скоро лягут , им для СЕБЯ надо . Как "Аурус" - просто рабочий транспорт для топов .
        Цитата: Glagol1
        Движков нет, вообще!

        Да чего ж нет то , когда именно АИ-222 в России серийно выпускается для Як-130 . Там только вентилятор тяговый прикрутить , да капотом накрыть . Мощности там с запасом , поэтому смело понижаем температуру на лопатках и резко наращиваем ресурс . Да и ОДК такой заказ в подспорье . А то только наладили производство двигателей , а внутренний рынок уже и кончился . Если лёгкий штурмовик из Як-130М не сделают и внешние заказчики не подтянутся , простаивать будет линия ... И тут такой подарок судьбы от Газпрома .
        Цитата: Glagol1
        Размерность никому не нужна!

        Это для населения . А наш топ-мэнэджмэнт любит чтоб с комфортом ... максимальным . А там глядишь и для региональных линий сгодится .
        Цитата: Glagol1
        Ладогу в этой размерности уже готовят к испытаниям, там летный час и стоимость борта в 2 раза дешевле выйдет.

        На "Ладогу" наши топы не сядут - комфорт не тот , винты шумят , да и скорость совсем не та . Они для СЕБЯ это делают . При этом разумно в государственную программу развития отечественного Авиастроения этот проект не вписали . Минпромторг тут совсем идёт п0боку , разве что через смежников\по кооперации какая то связь . Это сугубо корпоративный проект .
        И именно поэтому есть примерно 95-97% уверенность в его успехе . Это не "бюджет пилить" , Газпром за свои деньги спросит очень строго , и за сроки выполнения заказа .
    2. -1
      18 февраля 2024 18:55
      Читать вы так же не научились, как и думать. Где вы про госбюджет выдрали?
      ...Машина не попала в государственную программу возрождения авиаотрасли до 2030 года, и энтузиасты решили поднять проект своими силами. «Газпром» даже решился на эксперимент с самостоятельным конструкторским бюро...
      Лишь бы поныть...
  3. +11
    17 февраля 2024 05:31
    А я соглашусь с созданием Ту-324.

    С небольшим условием: Газпром делает Ту-324 - одновременно отказываясь на 10 лет
    от приобретения бразильцев и прочих прихлебателей национального достояния в многочисленных уже ныне "Зенитах", СКА, и т.д.

    Как выясняется, настоящие болельщики на фронте ("Эспаньола").
    Так кого в их отсутствие радуют купленные звезды спорта?

    Как недавно высказался тренер иркутской(!) футбольной команды, в день рождения г-на Миллера: "Национальное достояние общее - а мечты сбываются только у Вас".

    Все верно по автору заметки: работать пора, это особенно касается персон в ВИП-ложах стадионов.
    1. 0
      17 февраля 2024 19:19
      А я соглашусь с созданием Ту-324.

      А я нет. Присосавшиеся к Газпрому существа потеряли берега и туда надо следственные бригады заводить неподконтрольные ВВП и проводить аресты и опись имущества их и их родственников а главное вернуть высшую меру с конфискацией имущества для хищений госсобственности в особо крупных размерах.
      И нужно новое руководство Газпрома назначать чтобы они вместо вбрасывания денег на никому не нужные трубопроводы, футболистов, небоскребы и бизнесджеты делом занялись, строили СПГ терминалы и причалы, заказывали сотни газовозов и вообще деньги в бюджет зарабатывали.
      1. +2
        17 февраля 2024 22:35
        Цитата: ramzay21
        А я соглашусь с созданием Ту-324.

        А я нет.

        Вот в первый раз соглашусь с Вами, без доли иронии. Хай летают экономом, как люди.
      2. +1
        18 февраля 2024 00:10
        Присосавшиеся к Газпрому существа потеряли берега и туда надо следственные бригады заводить неподконтрольные ВВП и проводить аресты и опись имущества их и их родственников а главное вернуть высшую меру с конфискацией имущества для хищений госсобственности в особо крупных размерах.
        Вы же сами понимаете,что это нереально...
      3. 0
        18 февраля 2024 16:41
        следственные бригады заводить неподконтрольные ВВП и проводить аресты и опись имущества

        Большинство из нас были бы в эмоциональном экстазе если бы такое случилось. Но....Думаю , что даже продолжать не стоит сколько этих но .
  4. Eug
    +12
    17 февраля 2024 05:40
    "....где брать авиадвигатель АИ-22?"...
    Автор не в курсе, что МНПП Салют (когда-то называлось так, как сейчас - не знаю) обладает компетенциями (в терминологии автора) по выпуску и ремонту модификации АИ-22 для Як-130? И какие "проблемы" автор увидел с ТО "заднехвостых" самолетов? Они были дааавно решены при эксплуатации Як-40/42 и Ту-134/154. Да, эта схема неоптимальна с точки зрения центровки и расхода топлива, но минимально требовательна к чистоте ВПП (по сравнению с "низкогондольными" самолетами). Как по мне, основной вопрос - наличие спроса со стороны НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ структур. Хотя неизвестно - останутся ли в России таковые, скйчас вроле тенденция к возврату ключевых в гос.собственность.
    1. +10
      17 февраля 2024 07:18
      Цитата: Eug
      Да, эта схема неоптимальна с точки зрения центровки и расхода топлива, но минимально требовательна к чистоте ВПП

      Да, просто 100% защита от посторонних предметов good

      1. +4
        17 февраля 2024 08:07
        Цитата: Lozovik
        Да, просто 100% защита от посторонних предметов

        Ещё и защищает уши пассажиров...
      2. -3
        17 февраля 2024 08:59
        Цитата: Lozovik


        Вот еще бы нацистскую символику убрать с картинки.
        1. 0
          17 февраля 2024 20:38
          Цитата: Наган
          Цитата: Lozovik


          Вот еще бы нацистскую символику убрать с картинки.

          Аж пятеро скакуасов за жовтоблакитний флажок вступились. Уточняю место, где он есть, но его не должно быть: справа от надписи ТУПОЛЕВ-334 на фюзеляже, над иллюминаторами.
      3. +2
        17 февраля 2024 09:45
        Эту фотографию часто вставляют во все месте чтобы обмануть глупых читателей, с целью показать им что у Ту-334 брызги и грязь якобы могут попадать в двигатели. А на самом деле вы видите лишь снежную пыль. И если вы знаете, что снежинки очень легкие и запросто поднимаются высоко в воздух, а вот грязь, и тем более тяжелые предметы вроде мелких камушков и кусочков асфальта - уже не долетят до двигателей Ту-334. И если бы Туполевцы догадались еще чуть ниже наклонить носовую часть этого самолета - просто слегка утопивь переднее колесо в фюзеляж - всего на несколько сантиметров, то нижняя часть фюзеляжа стала бы еще сильнее прижимать к бетону грязь вылетающую из под переднего колеса. И не говорите что возрождение Ту-334 невозможно - поскольку у него совсем нет двигателя, так как его родной двигатель изначально проектировался на Украине и полностью погиб. На самом деле сейчас подготавливается двигатель ПД-8 с тягой 8 тонн, против прежнего с тягой 7,5 т. Так вот - можно отнять от Суперджета несколько двигателей и поставить их на Ту-334
        1. -2
          17 февраля 2024 10:31
          Цитата: geniy
          И если бы Туполевцы догадались еще чуть ниже наклонить носовую часть этого самолета - просто слегка утопивь переднее колесо в фюзеляж - всего на несколько сантиметров, то нижняя часть фюзеляжа стала бы еще сильнее прижимать к бетону грязь вылетающую из под переднего колеса.

          Дать отрицательный угол атаки на взлёте? Срочно звоните в ОАК, такой конструктор пропадает!

          Цитата: geniy
          И не говорите что возрождение Ту-334 невозможно

          Зачем говорить? Этот самолёт попросту не нужен.
          1. +11
            17 февраля 2024 10:39
            Дать отрицательный угол атаки на взлёте? Срочно звоните в ОАК, такой конструктор пропадает!
            А вы че - неужели не знаете что у современных боингов и аэробусов ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ угол на стоянке и при разбеге? Примерно -2 градуса. Я сам лично мерил и вычислял по чертежу. Суть в том, что отрицательный угол только в начале разбега, и во время пробега, когда нужно сильнее прижать самолет к земле, а в конце разбега пилоты перекладывают руль высоты на взлет и угол атаки моментально становится положительным.
            1. -1
              19 февраля 2024 20:11
              Цитата: geniy
              А вы че

              А я ниче laughing

              Цитата: geniy
              неужели не знаете что у современных боингов и аэробусов ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ угол на стоянке и при разбеге?

              Угол атаки? Да неужели?

              Цитата: geniy
              когда нужно сильнее прижать самолет к земле

              Зачем?

              Цитата: geniy
              а в конце разбега пилоты перекладывают руль высоты на взлет и угол атаки моментально становится положительным

              Сколько можно фантазировать?
        2. +4
          17 февраля 2024 13:02
          Никто не строит параллельно 2 одинаковых самолета.,В свое время Ту-334 пал жертвой подковерной борьбы, и родился Суперджет. Теперь его импортозаместили. В своей нише он и живет. Для обеих машин это до 100 пассажиров на 3000 км . Может еще турбопроп сюда засунуть? Для компании.
          1. +3
            18 февраля 2024 20:26
            Цитата: Glagol1
            Никто не строит параллельно 2 одинаковых самолета.

            Они одинаковы только по вместимости и дальности , но в корне отличаются по требовательности к качеству ВПП и условиям базирования . "Суперджет" нельзя эксплуатировать в условиях крайнего севера , далеко не все ВПП региональных авиалиний способны принять их , от них отказались МО (а им такого класса самолёты нужны) и другие государственные и правительственные структуры . В наших условиях во многом предпочтительней именно Ту-334 . И именно для условий Крайнего Севера , Сибири , Дальнего Востока , МО , МЧС , правительственного авиаотряда и для эксплуатации на аэродромах не самого высокого качества ВПП , Ту-334 мог бы вполне оказаться востребованным . А унификация по двигателям и (да-да , хватит корпоративной дичи и эгоизма) авионике и целому ряду других компонентов , удешевили бы программу запуска их в производство . Уверен , что и для многих стран , где качество аэродромов не самого высокого класса и ВПП через каждые два часа не пылесосят , этот самолёт оказался бы весьма востребованным . И обязательно сохранить два варианта кабины - со штурманским местом и без .
            Это не шутка , География , Климат , размеры страны и скромное\не идеальное состояние аэродромной инфраструктуры НЕ ПОЗВОЛЯТ нам эксплуатировать "Суперджеты" нигде , кроме как аэродромов 1-го класса . А стране нужна связанность и расширение \ увеличение количества внутренних авиалиний . Ятоб из Владивостока в Магадан через Москву не летать . У "Суперджета" есть и будет своя ниша на рынке авиаперевозок - южные и западные регионы страны . А вот всё остальное , это уже зона эксплуатации такого самолёта как Ту-334 . Они могут даже не пересекаться на внутренних авиалиниях и всем при этом места хватит . А максимальная унификация по двигателям , БРЭО и всему что можно , дабы ускорить процесс и упростить\удешевить эксплуатацию . Как кривую не крути , а "Суперджет" вопрос авиационной связанности Страны НЕ РЕШИТ .. Но в русифицированной версии неплохо пойдёт в Иран и ряд других стран , где нет минусовых температур , где морозы не рвут бетон взлётных полос , а вечная Мерзлота не шевелит почву в летние оттепели . Места хватит обоим . И не только у нас в стране .
            И не надо бояться амбициозных задач .
        3. 0
          25 февраля 2024 05:09
          и заставить авиакомпании покупать 334 и пофигу что он экономически менее эффективен (3 человека вместо 2 (только на зарплате и соцвыплатах на несколько лямов дороже) при одинаковых движках его расход будет больше( больше сечение фюзеляжа больше сопротивление) да и вес движков сзади надо как то уравновешивать), и будут компании свои траты перекладывать на карман пассажиров, мой карман. ох уж эти верующие в святой невинноубиенный 334. никаких ттх и только вера"он лучше суперджета" рекомендую посмотреть на канале "мальчик в маске" подробный разбор 334 и суперджета, и он не на 20 минут там больше часа.
      4. 0
        17 февраля 2024 10:03
        А вот противоположная фотография. Казалось бы - вы видите как вихри снега не попадают в двигатели Суперджета. А на самом деле эта фотография сделана с целью обмана глупых обывателей. Дело в том, что грязь и мелкие предметы типа спичечных коробков и прочего мусора попадают в двигатели всех самолетов вовсе не на разбеге, а наоборот - при пробеге на посадке когда включается реверс и самолет движется с малой скоростью а воздушная струя реактивного реверса от этой малой скорости обгоняет самолет и поднимает перед ним пыль, грязь и мусор, и все это тут же засасывается внутрь двигателей. И поэтому советские заднемоторные самолеты типа Т-154, Ту-134, Ту-334 в этом отношении лучше: при РЕВЕРСЕ пыль и грязь у них поднимается НА МЕНЬШЕЙ скорости. У всех советских самолетов разрешалось использовать реверс до скорости 100 км/ч, а у всех иностранных боингов и аэробусов запрещалось использовать реверс на скорости меньше 160км/ч. И вот подлецы-авиаконструкторы Суперджета этим решили обмануть всех глупых обывателей - они производили пробег Суперджета по специально вырытой луже НО БЕЗ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕВЕРСА! и от этого на фотографиях Суперджета зрители не видят брызг воды и грязи в его двигатели - потому, что реверс-то не включен!
        1. +3
          17 февраля 2024 10:43
          Цитата: geniy
          А на самом деле эта фотография сделана с целью обмана глупых обывателей

          На самом деле это испытание на защиту двигателей от попадания воды, что является частью сертификации самолёта.

          Цитата: geniy
          И поэтому советские заднемоторные самолеты типа Т-154, Ту-134, Ту-334 в этом отношении лучше

          Ну вот Ту-154, ничего не попадает?



          Цитата: geniy
          при РЕВЕРСЕ пыль и грязь у них поднимается НА МЕНЬШЕЙ скорости

          Насколько меньшей? Это как-то мешает тому же Ил-62 засасывать куски грунта?



          Цитата: geniy
          У всех советских самолетов разрешалось использовать реверс до скорости 100 км/ч, а у всех иностранных боингов и аэробусов запрещалось использовать реверс на скорости меньше 160км/ч.

          Станицы руководства можете привести?

          Цитата: geniy
          Суперджета этим решили обмануть всех глупых обывателей - они производили пробег Суперджета по специально вырытой луже НО БЕЗ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕВЕРСА!

          Разве? Может это geniy обманывает?



          Вот ещё до кучи обман от создателей МС-21 laughing

          1. -1
            17 февраля 2024 10:53
            Ну вот Ту-154, ничего не попадает?

            Да, попадает. но причина этого - довольно высоко поднятая носовая часть фюзеляжа из-за высокой передней стойки шасси. а у Ту-334 стойка шасси очень низкая и носовая оконечности почти прижата к бетону и этим вероятно не дала бы камешкам попадать в двигатели.
            Это как-то мешает тому же Ил-62 засасывать куски грунта?
            А у Ил-62 тот ж недостаток как и у Ту-154 - слишком высокая передняя стояка шасси. И поэтому переднее колесо и отбрасывает камешки аж до двигателей
            1. 0
              19 февраля 2024 18:38
              А где Ил-62 взлетал/садился с грунта/на грунт?!
            2. 0
              19 февраля 2024 20:18
              Цитата: geniy
              Да, попадает. но причина этого - довольно высоко поднятая носовая часть фюзеляжа из-за высокой передней стойки шасси

              Получается что расположение двигателей в хвосте не работает?

              Цитата: geniy
              и этим вероятно не дала бы камешкам попадать в двигатели

              Вероятно или точно?
          2. 0
            17 февраля 2024 11:16
            Суперджета по специально вырытой луже НО БЕЗ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕВЕРСА!
            Разве? Может это geniy обманывает?
            Это обывателей вы можете легко обманывать. Ведь скорость по пробеге после посадки она бывает очень разной. Сначала скорость примерно 240 км/ч, потом касание, затем самолет опускает переднюю стойку и после этого только разрешается включение реверса, и торможение до 160 км/ч, а потом реверс требуется выключать. и тормозить тольк колесами до скорости 100-30 км/ч. Вот вы и привели фотографию суперджета в тот момент когда скорость была больше 160 км/ч и еще можно было пользоваться реверсом.
            /А у советских самолетов пилоты иногда включали реверс на высоте до 10 м, где он был намного эффективнее, но потом эту практику запретили потому что у боингов и аэробусов при включении реверса в воздухе следовал удар носовой частью об землю и полная катастрофа.
            1. 0
              19 февраля 2024 20:24
              Цитата: geniy
              Это обывателей вы можете легко обманывать.

              Есть на фотографии реверс или нет?

              Цитата: geniy
              Сначала скорость примерно 240 км/ч, потом касание, затем самолет опускает переднюю стойку и после этого только разрешается включение реверса, и торможение до 160 км/ч, а потом реверс требуется выключать. и тормозить тольк колесами до скорости 100-30 км/ч.

              РЛЭ будет или нет?

              Цитата: geniy
              Вот вы и привели фотографию суперджета в тот момент когда скорость была больше 160 км/ч и еще можно было пользоваться реверсом.

              Память подводит? Привел эту фотографию не я.

              Цитата: geniy
              А у советских самолетов пилоты иногда включали реверс на высоте до 10 м, где он был намного эффективнее, но потом эту практику запретили потому что у боингов и аэробусов при включении реверса в воздухе следовал удар носовой частью об землю и полная катастрофа.

              Когда это была полная катастрофа? Или хотя-бы неполная?
              1. 0
                20 февраля 2024 10:31
                Если вы еще не заметили, то я очень редко вступаю в дискуссии на форуме. потому, что моя цель жизни вовсе не блеснуть знаниями, а только в тех случаях, когда я мог бы опровергнуть какой-либо обман, или устоявшееся неверное мнение. А ВЫ Лозовик - я вижу достаточно хороший профессионал, поэтому мне не интересно попусту препираться с вами, пытаясь в чем-то переубедить Вас. Дело в том, что я пытаюсь создать концепцию вездеходного самолета-амфибии, и в близком будущем не просто показывать картинки, а сначала создать маленькую летающую модельку такого самолета, потом построить маленький самолет длиной несколько метров, а затем и вовсе авиалайнер в натуральную величину.
                И по этой моей концепции все пассажирские авиалайнеры болжны быть самолетами короткого взлета и посадки - КВП, и причем амфибиями, то есть садится вовсе не на прочные бетонные ВПП, а на мягкую вспаханную размягченную дождями землю, и даже на болота, и на заснеженные поля. Причем выполнять такие взлеты не редко и случайно, а постоянно, так, чтобы авиация в скором времени вообще бы забыла о существовании бетонных аэродромов. А амфибийность новых самолетов должна выражаться в том, что они в полной мере должны стать гидросамолетами и в обычном порядке садится на воду и взлетать с нее, а это значит что все самолеты должны взлетать и садится на реки. То есть авиацию ближайшего будущего я вижу такой: пассажирские авиалайнера сотнями через каждую минуту взлетают и садятся прямо в центре Москвы - на Москва-реку, и точно так же садятся на реку в центре Петербурга - на Неву, и так во всех городах, или в крайнем случае маленькие аэродромы вокруг каждого города на их окраинах вблизи многоэтажных домов - так чтобы до самолета можно было доехать на трамвае.
                Но главнейшими условиями для этого три: короткий взлет и посадка, низкое амфибийное шасси, и защищенные воздухозаборники двигателей - чтобы в них не попадали грязь и камешки с плохих аэродромов.
                И вот еще в прошлом веке был построен хороший авиалайнер Ту-334. И он оказался ближе всего по моей концепции такого самолета будущего. Правда профессионалы могут сказать, что я будто бы ошибаюсь - ведь в Ту-334 нет абсолютно ничего из моих требований - во-первых это ни в коем случае не самолет короткого взлета и посадки, а совсем наоборот - длина разбега и пробега у него больше чем у суперджета, садится на землю Ту-334 может только в аварийных случаях, и уж тем более его двигатели не защищены от грязи и камней.
                Но я то знаю как можно устранить все его недостатки! Длину разбега и пробега у Ту-334 запросто можно уменьшить примерно в десять раз. Увеличить установочный угол атаки крыльев и прижать их заднюю кромку (закрылков) к земле - чтобы создать аэродинамическую воздушную подушку на взлете. А на посадке принимать большой угол атаки - порядка 15 градусов и раннее включение ревеса - на высоте одного-двух метров над землей, так чтобы довести скорость касания и взлета до фантастической цифры 60 км/ч!!!
                Конечно в нынешнем виде Ту-334 ни в коем случае не может совершать посадки на мягкую землю, на болота, на снег и на воду. Но дело в том, что у этого авиалайнера ОЧЕНЬ НИЗКОЕ шасси - наверное самое низкое изо всех существующих самолетов. И по моей идее это низкое шасси очень легко переделать в АМФИБИЙНОЕ шасси - так чтобы авиалайнер мог бы взлетать и садится с очень мягкой и рыхлой поверхности и даже с воды.
                Незащищенные воздухозаборники Ту-334. Вы знаете, что есть истребитель Миг-29, и у него регулируемые воздухозаборники до такой степени, что передняя створка может полностью закрываться на взлете и посадке, а забор воздуха в этих случаях осуществляется сверху - и это дает прекрасную защиту двигателям на взлете и посадке. Правда авиаконстукторы этого МИГа нисколько не озаботились создать ему короткий взлет и посадку тем более на мягкую рыхлую поверхность. Так вот - у Ту-334 двигатели в задней части фюзеляжа, и если изменить их способ крепления к фюзеляжу, то легко можно будет применить такую же систему защиты как у МиГа-29, то есть полностью закрывать створкой переднее входное отверстие воздухозаборника и осуществлять забор воздуха только сверху. А на Суперджете и на всех боингах и аэробусах применить такое констуктивное решение абсолютно невозможно. Поэтому все боинги, аэробусы, суперджеты, ту-214, и мс-21 в близком будущем должны просто умереть.
                Но как вы знаете в начале века по заказу российского правительства был спроектирован суперджет. В принципе, в существующем виде Ту-334 вообще ничем не лучше суперджета - у него нет ни короткого взлета и посадки, ни амфибийности, но самое сташное - это то, что у Ту-334 вообще не было двигателя! Вед его двигатели предполагалось производить на Украине, которая постепенно стала враждебным государством. Так что проект Ту-334 полностью умер.
                Но я считаю, что в современных условиях надо снова возродить этот самолет но в многократно улучшенном модернизированном виде: амфибийным гидросамолетом короткого взлета и посадки с полностью пластмассовым (углепластиковым) планером то есть не только крыльями и оперением, но и полностью углепластиковым фюзеляжем. Тем более, что есть и двигатели для этого возрожденного самолета - это ПД-8 с тягой 8 тонн. Вы скажете что этот двигатель педназначен для суперджета. Но супеджет по моему мнению должен умереть. Тем более что в истории авиации нередко бывало что один и тот же двигатель или его разновидности ставили на разные самолеты. Например у Миг-3 и Ил-2 стояли почти одинаковые моторы, а также у Лагг-3, Як-1, Пе-2 стояли одинаковые моторы. Поэтому можно отнять у Суперджета несколько двигателей ПД-8 и поставить их на Ту-334.
                А дискутировать и препираться с Вами по мелочам, уважаемый Лозовик я просто не собираюсь.
          3. -1
            17 февраля 2024 12:28
            Вот ещё до кучи обман от создателей МС-21 laughing


            Простите, но помимо аэродинамики есть ещё и баллистика. И камешек вылетевший из под колеса как раз более подвержен баллистике, чем пыль, или снег.
            Впрочем, аэродинамика тоже имеет значение, поток воздуха на входе в двигатель прекрасно корректирует траекторию.
    2. 0
      17 февраля 2024 20:48
      Цитата: Eug
      где брать авиадвигатель АИ-22?

      В Запорожье. Освобождать Запорожье от нацистской оккупации это ни много, ни мало конституционная обязанность Гаранта в соответствии с последней редакцией Конституции РФ, включившей освобожденные территории, в том числе Запорожскую область, в состав РФ. А освободив, придется обеспечивать местное население занятостью, а предприятия заказами.
  5. +8
    17 февраля 2024 06:01
    Одной из причин, почему неплохой среднемагистральный лайнер проиграл конкурс «Сухому», стали высоко расположенные двигатели на хвосте. Далеко не все службы аэропортов были в состоянии обслуживать такую технику. ...специфическое переучивание экипажей...

    Ну да - то что в это же время эксплуатировались Ту-134 , Ту-154 и Як-42 в расчет конечно же не принималось.
    1. +12
      17 февраля 2024 06:14
      Админы, разберитесь со временем редактирования текста, это уже за все рамки выходит Просто не даете нормально комментировать!
    2. +4
      17 февраля 2024 07:09
      Цитата: mark1
      Ну да - то что в это же время эксплуатировались Ту-134 , Ту-154 и Як-42 в расчет конечно же не принималось.

      Наверное, автор никогда не слышал о такой технике wink
  6. +6
    17 февраля 2024 06:06
    Очевидное и вероятное... если ничего не делать, то ничего и не получится!
  7. +4
    17 февраля 2024 06:07
    наземным службам непросто обслуживать высокорасположенные двигатели

    Ту-154, Ту-134, Ил-62, Як-40/42 и ещё ещё кое-что. Что тут может быть сложного в обслуживании? wink
    1. 0
      19 февраля 2024 18:44
      Кстати, был ещё Боинг-727, британский "Трайдент", Зюд Авиасьон "Каравелла" (увидев которую, Хрущёв прибежал к нашим конструкторам "Хочу-хочу-хочу!") и такое чудо — ни нашим, ни вашим — как МакДоннелл-Дуглас МД-10, -11...
  8. +3
    17 февраля 2024 06:29
    Пора бы уже перестать тешить себя несбыточными мечтами и создавать громкие поводы на пустом месте.

    Золотые слова, их бы в начало статьи...
  9. +8
    17 февраля 2024 06:29
    Опять так и чешутся руки поставить дизлайк статье, но нужной кнопки нету! recourse
    Автор хочет сказать, что надо сложить лапки и всё бросить, всё равно якобы ничего не выйдет!
  10. +10
    17 февраля 2024 06:43
    При таких обсуждениях всегда необходимо учитывать, что руководство ОАК почти полностью суть выходцы из фирмы Су.
    Соответственно, все проекты, которые могут повредить производству Сушек, будь то военные или гражданские аппараты, тут же тормозятся, отвергаются, заволыниваются и т.п.
    Так "угрохали" и Ту-334, и МиГ-1.44.
    Причем широкой публике неизвестно, что ещё зарубили на уровне идей, когда информация еще не обнародывалась.
    Продвигая идеи свободного предпринимательства и здоровой конкуренции, государство российское своими руками в авиационной отрасли сделало все наоборот. Ясно, что с подачи Сушного лобби.
    Поэтому продвижение "левых" проектов будет делом трудным и затратным.
  11. +5
    17 февраля 2024 06:47
    Цитата: Eug
    "....где брать авиадвигатель АИ-22?"...
    Автор не в курсе, что МНПП Салют (когда-то называлось так, как сейчас - не знаю) обладает компетенциями (в терминологии автора) по выпуску и ремонту модификации АИ-22 для Як-130?

    АИ-22 - турбовентиляторный двигатель
    АИ-222 с ЯК-130 - турбореактивный двигатель.
    Это другое)
  12. +11
    17 февраля 2024 07:45
    Туполевцы в придачу развернули моторы задом наперед, превратив их в толкающие.
    "Компетенция" автора зашкаливает. Пусть он объяснит как ДТРД сделать не тянущим, а толкающим. Можно с картинкой.
    1. +7
      17 февраля 2024 08:04
      Цитата: Авиатор_
      Пусть он объяснит как ДТРД сделать не тянущим, а толкающим

      Какие-то новые технологии, о которых нам пока ещё ничего не известно. Революция в самолётостроении...
      1. +5
        17 февраля 2024 10:49
        Революция в самолётостроении...
        Неимеющийаналоговвмире двигун!
    2. +3
      17 февраля 2024 19:23
      Цитата: Авиатор_
      "Компетенция" автора зашкаливает. Пусть он объяснит как ДТРД сделать не тянущим, а толкающим. Можно с картинкой.

      Аналогичное желание. Федоров во всей своей красе. Всю жизнь мечтал увидеть тянущие турбореактивные двигатели. wassat
      1. +1
        17 февраля 2024 20:15
        Всю жизнь мечтал увидеть тянущие турбореактивные двигатели.
        Могу предложить как вариант расположение впереди фюзеляжа на тросах или верёвках. wassat
        1. +1
          18 февраля 2024 18:48
          Цитата: Авиатор_
          Могу предложить как вариант расположение впереди фюзеляжа на тросах или верёвках

          Русская тройка? С бубенцами? laughing
          1. +1
            18 февраля 2024 19:30
            Русская тройка? С бубенцами? laughing
            А почему бы и нет? И раскрасить под хохлому. Очень патриотично будет.
  13. +4
    17 февраля 2024 08:03
    Какая красивая фраза "отечественные самолёты стремительно возвращается в небо", вот хотелось бы, да пока бы мешает.
  14. +5
    17 февраля 2024 09:09
    Имхо, Если вспомнить ,что Газпром - гос компания - вошел и в авто часть АУРУСА, а о прибыли и продажам шейхам (как обещали) ничего не слышно - то ИМХО, все плохо.
    Деньгами гос компаний (т.е бюджетными по сути) затыкают дыры в убыточных пиарных "перемогах"

    Ктото получил серебряники за оптимизацию денег, а население платит кошельками за мертворожденные "бизнес-джеты для випов"?
  15. AVP
    +3
    17 февраля 2024 09:29
    Не взлетит, ибо ту-3х4 изначально считались под твд, на этом и погорели( ибо движка по сути создать не получилось). Попытки поставить на них трд валили всё расчёты и самолёт становился неконкурентным. Тут или новый самолёт с нуля, или sbj хоть он и больше по размерам.
  16. +2
    17 февраля 2024 10:05
    Нам очень нужна была эта встряска, хоть что то своё начали делать, хотя бы шевелиться, а то зажирели на западных достижениях.
  17. +3
    17 февраля 2024 10:23
    Гражданское авиастроение в России, в 90 - ые годы, просто "задавили" конкуренты "Боинг" и "Аэрбас", при полном попустительстве правительства Ельцина. Что такое двигатель АИ - 22? Первый раз слышу.
    1. 0
      17 февраля 2024 10:51
      Цитата: ТермиНахТер
      Что такое двигатель АИ - 22

      Какой-то выкидыш российско-украинского авиапрома wink
      1. 0
        17 февраля 2024 11:22
        Первый раз про такой слышу. Знаю АИ - 20, АИ - 24, был совместный Д - 27. Это либо опечатка, либо автор сам не знает, про что пишет.
      2. -1
        17 февраля 2024 14:09
        Какой-то выкидыш российско-украинского авиапрома


        Этот "выкидыш" послужил основой для разработки АИ-222-25.
        И можно сколько угодно злословить, но Ивченко-Прогресс разрабатывать и делать двигатели умеют.
        А потеря мощностей в Запорожье, очень болезненно сказалась на тех остатках советского авиапрома который в РФ остался.
        И эта потеря на совести тех, кто ради власти готов был рубить СССР на части, невзирая на последствия, а также их духовных наследников. Которые тридцать лет жевали сопли, да "энергетическую сверхдержаву" строили, добивая остатки собственного авиапрома.
        1. +1
          17 февраля 2024 18:11
          АИ - 222 и его производные, небольшие движки для учебно - боевых самолетов. Як - 130, китайский L - 15. Даже если их поставить три, вряд ли потянут такой тяжелый планер.
          1. 0
            17 февраля 2024 19:09
            АИ - 222 и его производные, небольшие движки для учебно - боевых самолетов. Як - 130, китайский L - 15. Даже если их поставить три, вряд ли потянут такой тяжелый планер.


            Так АИ-222, это дефорсированный вариант. Кроме того, потребная энерговооружённость УБЛ и паксовоза отличается.
            1. 0
              17 февраля 2024 21:17
              Так он и делался без форсажной камеры. Это уже потом, его переделали для китайцев в АИ - 222 - 25 К.
              1. 0
                17 февраля 2024 22:34
                Так он и делался без форсажной камеры. Это уже потом, его переделали для китайцев в АИ - 222 - 25 К.


                Это уже третий вариант.
                1. 0
                  17 февраля 2024 23:02
                  Может быть. Когда я работал, только этот вариант и делали.
            2. +1
              18 февраля 2024 06:49
              Не понятно зачем он нужен, самолеты с такой дальностью, и пассажировместимостью практичнее строить турбовинтовые, как АТR-42, 72.
  18. 0
    17 февраля 2024 15:04
    Цитата: ТермиНахТер
    Первый раз про такой слышу. Знаю АИ - 20, АИ - 24, был совместный Д - 27. Это либо опечатка, либо автор сам не знает, про что пишет.

    АИ-22 на вики
    https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%98-22
    1. 0
      19 февраля 2024 18:50
      Пока скакуасы не доскакались, Мотор-Сичь успешно делал движки. Ремоторизованные (и переименованные под это дело) вертолёты Ми-8 и Ми-2 даже рекорды установили (высоты, скороподъёмности? - Склероз((((((((((((((). В РФии под их движки рассчитывали производство Бе-200 и Ан-148...
  19. +4
    17 февраля 2024 15:31
    "....Ту-334, разрабатываемый в пику SSJ-100 от КБ «Сухой»..." fool Автор- не городите ерунды! Ту-334 уже летал, и его вполне можно было довести до ума, когда кто-то из "«похоронной команды лоббистов западного авиапрома в органах власти» решил, что надо создавать новый самолёт совместно с "западными друзьями"! И доверили это "дело" КБ "Сухой", которое никогда (!!!!) не создавало гражданские самолёты! Вот и получилось "чудо" более чем на 80% состоящее из иностранных комплектующих! "Чудо", на которое угробили миллиарды рублей, и с которым до сих пор не можем разобраться (на одно летающее "чудо" два стоящих на запчасти!) negative Правда, та самая «похоронная команда из лоббистов западного авиапрома в органах власти» здорово "наварилась" на откатах за поставки тех самых 80% комплектующих для "чуда"! hi hi
  20. +1
    17 февраля 2024 18:23
    Самые востребованные на севере аэропланы это антоновская “чебурашка” и модернизированный кукурузник ТВС-2МС.
    Отсутствие ВВП предопределяет потребность геликоптерах и лучше камовские соосной схемы типа Ка-226 – ветра сильные
    1. +1
      18 февраля 2024 16:53
      Цитата: Jacques Sekavar
      Самые востребованные на севере аэропланы это антоновская “чебурашка” и модернизированный кукурузник ТВС-2МС

      Не, не получится. За такие самолеты нынешние российские производители хотят их вес в бриллиантах. Даже на Севере столько нету. Но вот за бизнесджет от татар деньги просто хлынут рекой...
  21. 0
    18 февраля 2024 01:40
    "324" в момент создания был не один, тогда быстрыми темпами создавался Ту-334, имеющий довольно многое общее со своим "младшим братиком". И "334" уже летал, так, что если удастся реанимировать "баклажан" - "334", то появиться шанс и у "324"
  22. 0
    18 февраля 2024 01:48
    Перенесемся на несколько лет вперед и посмотрим на Ту-334, разрабатываемый в пику SSJ-100 от КБ «Сухой».

    С точностью наоборот.
  23. -1
    18 февраля 2024 16:20
    "плакать хочется"
  24. +2
    18 февраля 2024 16:52
    Ну конечно! После демонстративного, напоказ, разрушения гражданской авиационной отрасли, после неописуемого Суперджета, капиталисты наперебой станут заказывать в России бизнесджеты! Миллиардеры буквально не спят ночей, дожидаясь шанса выложить сотни миллионов долларов за такой самолет! Тьфу, позорище...
  25. 0
    18 февраля 2024 18:08
    Цитата: Авиатор_
    Всю жизнь мечтал увидеть тянущие турбореактивные двигатели.
    Могу предложить как вариант расположение впереди фюзеляжа на тросах или верёвках. wassat
    https://www.youtube.com/watch?v=6ksh9jaqC6Y
  26. 0
    18 февраля 2024 23:15
    . Туполевцы в придачу развернули моторы задом наперед, превратив их в толкающие.

    Это как?!
    А кабину пилотов они сзади не прикрутили?
  27. 0
    18 февраля 2024 23:31
    Какая дичь тут написана!!!
    Цитата: НИКНН
    Это была победа запада над Россией руками тех кого они вскормили, но самое интересное то, что им (олигархам и правителям) ни чего за это не было (тот же Чубайс) и живут , и здравствуют

    на 7 срок на типа "выборах" идут, да?
  28. -2
    18 февраля 2024 23:39
    Ваще дичь тут написана типичная для последних 30 лет.
    Аля "Ура, наконец-то начинается возрождение, додумались-таки, спасибо, спасибо, спасибо, дюже дякуем, дюже дякуем, спаси вас там всех христос".

    Через три дня про эту дичь уже никто не вспомнит. А вспомнят года через два-три.
    И так по кругу, все 33 года.

    Пямять у людей ноне - трёхминутная.
    Для профилактики маразма почитайте новости 3-7-10-15-20-25 летней давности - всё тоже самое. Так и дальше будет! Много вам не надо, лишь пару строчек в заголовке и опиум впрыснут.
  29. 0
    19 февраля 2024 08:27
    ЛА 80х-90х годов, зачем на него тратить деньги? Если комуто нужен бизнес джет - есть ССЖ в таком виде. На Туполев нет ничего ....ТРД, БРЭО...
    1. -1
      19 февраля 2024 18:52
      Печальнее всего, что на "Туполев" нет инженеров моложе 60 лет. Хотел бы ошибаться((((((
      1. 0
        19 февраля 2024 20:04
        На сегодня единственные, кто делает гражданские самолеты КБ Сухого.
  30. 0
    22 февраля 2024 21:46
    Какое пассажирское ВС в первую очередь необходимо стране, которой перекрыли кислород иностранные фирмы-производители? Ну конечно же дорогущий бизнес джет! Не аналог Е-95, А320 и В737, а дорогущий никому на фиг не нужный бизнес джет!
  31. 0
    23 февраля 2024 15:59
    Цитата: ramzay21
    Присосавшиеся к Газпрому существа потеряли берега

    Так "народное достояние " - кто в Газпроме работал тот в цирке не смеётся а для перевозки вип- персон и столыпинского вагона многовато !
  32. 0
    25 февраля 2024 15:39
    МОСКВА, 19 янв - РИА Новости. Группа "Аэрофлот" к 2030 году планирует ввести в эксплуатацию 339 новых самолетов российского производства, сообщил глава "Аэрофлота" Сергей Александровский.
    "Мы заказали 339 новых отечественных воздушных судов. Это ближнемагистральный самолет Sukhoi Superjet - 89 самолетов, это МС-21 - 210 самолетов и Ту-214 - 40 воздушных судов. Все это количество мы ожидаем ввести в эксплуатацию до 2030 года", - сказал он в ходе международной выставки-форума "Россия". Новые самолеты, по словам Александровского, позволят группе расширить географию для выполнения рейсов.
    В начале недели премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщал, что более 600 полностью российских лайнеров должно быть построено за следующие шесть лет. Основу парка российских авиакомпаний составят самолеты SSJ-New, МС-21-310, Ил-114-300, Ту-214 и Ил-96-300.


    https://ria.ru/20240119/aeroflot-1922311023.html
  33. 0
    27 февраля 2024 01:07
    Определить цену создания нужного самолёта, наложить обязательные отчисления , помимо налогов, на жирных тузов, в размере второго или третьего налога (не обеднеют) и появятся самолёты, поезда, дороги.
  34. 0
    28 марта 2024 01:59
    А бабло пилить ?! Уселись на бюджетных потоках и изображают телодвижения.
  35. 0
    4 апреля 2024 07:28
    Зачем нам ещё один региональный самолёт когда Супер-джет импортозамещённый почти уже есть? МС-21 занимает средний класс. Ил-96 пока будет в верхнем классе по дальности и пассажировместимости. Да - он устарел уже и вот на его место и надо разрабатывать новый широкофюзеляжный под пару движков ПД-35.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»