Асмунд, ну-ка давай ракеты!

33
Асмунд, ну-ка давай ракеты!

Всем известный шведский концерн SAAB работает над концепцией сверхзвукового, малозаметного беспилотника под кодовым названием «верный ведомый». Программа уже некоторое время финансируется компанией из собственных фондов, но до недавнего времени оставалась в значительной степени незамеченной. В конечном счете, однако, появление такой концепции беспилотника полностью соответствует статусу компании как одного из активных разработчиков беспилотных систем в Европе.

Идея беспилотников, на искусственном ли интеллекте, управляемые ли с земли или из кабины самолета, как таковая не нова. Вопрос только в концепции применения и размерах. В России вот сделали С-70 «Охотник», огромную штуковину с не совсем понятными возможностями.



Однако размеры С-70 говорят о том, что вариантов применения у такого аппарата не один и не два, поскольку большой размер – большой двигатель – большая грузоподъемность.

И чем шведы, скажите, хуже?

Да, страна раньше была с нейтральным статусом, и вроде на нее никто нападать не собирался, но все в этом мире относительно. Враги появляются или выдумываются, а значит, надо модернизировать армию, авиацию и флот! И если у нас в дополнение к немаленькому Су-57 разрабатывают здоровенный С-70, то в Швеции к весьма компактному и легкому SA.39 придумывают… Впрочем, обо всем по порядку.

Фотографии концептуального беспилотника, разработанного в рамках программы Saab Future Combat Air System (FCAS), недавно облетели социальные сети. На данный момент стоит отметить, что номенклатура FCAS используется британскими и общеевропейскими программами по воздушному бою, каждая из которых имеет в своей основе базовый пилотируемый истребитель. Тут надо сказать, что SAAB ранее сотрудничал с Великобританией по программе FCAS, которой мы уделим внимание чуть позже, но в целом идея шведов вызвала некоторое оживление в авиационных кругах Европы и Великобритании (которая себя Европой не очень-то и считает)


Полный вид концепта SAAB Loyal Wingman в аэродинамической трубе L-2000 в Королевской технической средней школе в Стокгольме

В отличие от многих подобных конструкций и концепций, шведский беспилотник, по-видимому, был изначально заточен под высокую скорость, полет в сверхзвуковом режиме, а также низкую заметность. Он имеет конфигурацию крыла и корпуса со следами оптимизации для сверхзвукового полета.

Концепт имеет один двигатель с воздухозаборником над носовой частью фюзеляжа, спроектированным с учетом малозаметности. Над соплом тоже явно потрудились в плане маскировки, оно неплохо так заглублено в хвостовую часть аппарата, что даст дополнительную маскировку при попытке обнаружить БПЛА по тепловому следу.

Типично так уже для малозаметных летательных аппаратов, беспилотник имеет наклоненные наружу вертикальные стабилизаторы, выступающих по обеим сторонам хвостовой части фюзеляжа. Обычные горизонтальные хвостовые поверхности здесь отсутствуют.

Вид модели снизу подтверждает, что беспилотник предназначен для обладания значительным внутренним пространством, которое явно предполагает перевозку оружия. По обеим сторонам фюзеляжа расположены длинные отсеки для хранения, скрытые большими цельными створками люков.


Модель аэродинамической трубы с одним открытым отсеком для вооружения

Шасси обычное колесное трехопорное, убирается в фюзеляж. В целом, каких-то таких суперноваций не заметно, но это не говорит о том, что их нет.

Концепция «верного ведомого» от SAAB вышла из тени еще в сентябре 2022 года, когда она была представлена в рамках академического доклада на 33-м конгрессе Международного совета аэронавигационных наук (ICAS), который состоялся в Стокгольме, столице Швеции.

На тот момент основное внимание, было сосредоточено на аэродинамической разработке сверхзвуковой и малозаметной концепции «верного ведомого», как части ранних стадий проектирования, с переходом на практику: что-то должно было доводиться до ума после продувки в аэродинамической трубе, что-то с использованием компьютерного моделирования.


Модель аэродинамической трубы и определение сил и моментов, измеренных в аэродинамической трубе

Согласно отчетам SAAB, ускорение процесса проектирования было очень важной задачей с использованием «различных уровней инструментов вычислительной гидродинамики и испытаний в аэродинамической трубе с использованием обширных методов аддитивного производства». Аддитивное производство использует программное обеспечение для автоматизированного проектирования (САПР) или 3D-сканеры объектов для создания точных геометрических форм, процесс, широко известный как 3D-печать.

Специалисты SAAB, которые комментировали свои работы в рамках дозволенного, рассказали, что усилия компании по FCAS включали в себя «непрерывное изучение новых концепций и оценку их эксплуатационной эффективности в различных сценариях», при этом сверхзвуковой и малозаметный Loyal Wingman «повзрослел намного дальше, чем некоторые другие».

Вот тут можно сделать выводы, что кроме Loyal Wingman SAAB вела и другие разработки.

Несмотря на то, что в зарубежных СМИ в основном рассматриваются концепции, лежащие в основе быстрой и недорогой аэродинамической разработки, есть несколько интересных фактов, которые проливают свет на реальную конструкцию Loyal Wingman.

«Концепция SAAB Loyal Wingman разработана в соответствии с требованиями с акцентом на низкую радиолокационную заметность, высокую скорость и дальность полета за пределами визуального диапазона. Для этого требуется низкое сверхзвуковое сопротивление и внутренние отсеки для вооружения, что несколько противоположно, поскольку низкое сверхзвуковое сопротивление достигается за счет тонкой компоновки крыла и фюзеляжа в особенности, а внутренние оружейные отсеки обычно приводят к обратному».


В конечном счете, в отчете отмечается, что исследование аэродинамической разработки беспилотника SAAB Loyal Wingman доказало, что
«испытания в аэродинамической трубе могут быть успешно проведены в ограниченные сроки и при ограниченном бюджете, который существует в типичных мероприятиях по запуску проектов в SAAB»
.

То есть, в принципе, проект понравился и одобрен. По крайней мере, на первых порах. Но остаются вопросы о дальнейшем статусе SAAB Loyal Wingman, SAAB FCAS и будущих требованиях к боевым самолетам в ВВС Швеции. В том числе и с того ракурса, в котором Швеция идет в НАТО.

Еще в 2019 году было объявлено, что SAAB официально присоединился к британской программе будущих боевых самолетов Team Tempest вместе с итальянской Leonardo в попытке разделить расходы и привнести в проект более широкую базу знаний.

Впоследствии Япония также присоединилась к британским исследованиям и работам FCAS, которые включают в себя истребитель Tempest и которые теперь известны как Global Combat Air Program (GCAP). Цель состоит в том, чтобы к 2035 году иметь в воздухе воздушную платформу шестого поколения, ни много, ни мало.


Условный проект истребителя шестого поколения Tempest под руководством британцев

Хотя Швеция была одной из стран, проявивших значительный интерес к возглавляемой Великобританией программе еще тогда, когда она еще была широко известна как FCAS, в ноябре 2023 года страна подтвердила, что больше не участвует в Tempest, а также больше не упоминается в связи с GCAS.

Возможно, в какой-то момент в будущем Швеция снова присоединится к GCAS, или же она может объединиться с конкурирующей панъевропейской FCAS. Есть, по крайней мере, с чем.


Концепция пилотируемого истребителя, которая, как планируется, станет ядром общеевропейской программы FCAS

Обе эти будущие программы боевых самолетов нацелены на внедрение ряда взаимодополняющих технологий, среди которых ведомые беспилотные летательные аппараты (возможно, с искусственным интеллектом) и новое поколение оружия воздушного базирования, не говоря уже о датчиках, двигателях, а также возможностях обмена данными и архитектуре связи.

До сих пор, однако, подробности о потенциальных «верных ведомых были ограничены, и, похоже, нет никаких упоминаний о сверхзвуковом беспилотнике, подобном тому, над которым работал SAAB.

Сверхзвуковой, малозаметный «верный ведомый», казалось бы, летит наперекор идеям «доступной аппаратной массы», которые сейчас в тренде в этой области. Идея состоит в том, что ведомые беспилотные летательные аппараты должны быть достаточно недорогими, чтобы боевые командиры были готовы потерять их в миссиях с высоким риском, но в то же время быть актуальными для эффективного выполнения этих миссий. Мечта о золотой середине, воплощенная в металле.

Но, кстати, тут же не только мы и шведы работает в направлении «верных ведомых». Даже в США, в свете ребаланса своих ВВС, задумались об изменениях в программе по разработке аналогичных аппаратов, направленных в сторону более высоких летных характеристик и, соответственно, более высокой стоимости БПЛА.

Но разработка SAAB Loyal Wingman в ее нынешнем виде представляется еще более дорогостоящим и сложным решением, чем те виды дронов, которые обычно предлагались для тесного взаимодействия с пилотируемыми платформами в воздушном бою или нанесении ударов по наземным целям.

Но именно в такой роли SAAB Loyal Wingman может стать очень мощным дополнением к истребителям пятого или шестого поколения, хотя и с истребителями четвертого поколения, как это делает Швеция, тема не станет смотреться глупо.


Вообще, если хорошо так подумать, то ВВС с истребителями 4-го поколения, такими как Gripen, могут извлечь выгоду из продвинутых «верных ведомых» даже больше, чем от истребителей 5-го или 6-го поколений.

Это вдохнуло бы совершенно новую жизнь в истребитель 4-го поколения и дало бы ему скрытность, проникающую способность с помощью дронов-ведомых, которые пойдут впереди самолета, а также значительно расширило бы тактическую гибкость, повысило осведомленность о тактической обстановке и резко увеличило живучесть. И все это за счет беспилотников.

Можно, конечно, возразить, что с высококлассными, в значительной степени автономными непилотируемыми ведомыми, более продвинутые и дорогие пилотируемые истребители могут не понадобиться для подавляющего большинства миссий. Возможно, но здесь не без нюансов. Самолет, который будет управлять БПЛА, в воздухе все равно должен быть. Оператор на земле не сможет должным образом контролировать обстановку, это уже доказано.

Но то, что SAAB может соединить свой Gripen с беспилотником, чтобы дать самолету расширенные возможности по более низкой цене по сравнению с покупкой высокотехнологичных, малозаметных, пилотируемых истребителей и постоянной подготовкой пилотов для управления ими – факт, с которым не хочется спорить совершенно.

В то же время SAAB утверждает, что находится в авангарде цифрового проектирования, гибкого программного обеспечения и цифровых инженерных технологий, которые обещают не только сократить время между составлением проекта самолета и его подъемом в воздух для испытаний, но и снизить затраты. Это был основной принцип усовершенствованного реактивного учебно-тренировочного самолета Boeing/ SAAB T-7A Red Hawk, хотя работа над этим самолетом, скажем так, была неоднозначно воспринята многими.


В отличие от многих других западноевропейских военно-воздушных сил, Швеции еще предстоит приступить к приобретению/разработке истребителя пятого или шестого поколения. Вместо этого в обозримом будущем компания может полагаться на свои 60 SAAB Gripen E нового поколения, а также решила сохранить свой старый парк Gripen C/D на более длительный срок. Gripen E существенно отличается от Gripen C/D, но несмотря на разницу, оба являются истребителями четвертого поколения.


Gripen C ВВС Швеции

И вот тут наличие малозаметного сверхзвукового беспилотника, который мог бы работать в паре с Gripen, особенно с новейшим Gripen E с его более мощным набором датчиков, может быть огромным преимуществом.

В режиме «воздух-воздух», особенно при вооружении теми же ракетами класса «воздух-воздух» «Метеор», что и Gripen, истребители с экипажем, а также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления и другие, например, наземные средства контроля, могут наводить на цель «верных ведомых», позволяя им выполнять боевые действия без необходимости использовать какие-либо собственные датчики и потенциально обнаруживать свое присутствие.

Вообще идея, когда БПЛА с ракетами выходят вперед пилотируемых истребителей, не обнаруживая себя и образуя этакий первый рубеж обороны – это неплохая тактика. Самолеты ДРЛОиУ будут осуществлять целеуказание беспилотникам, быть из «глазами», а БПЛА смогут атаковать самолеты противника, не подставляя под вражеские ракеты экипажи своих самолетов.

Противоположный набор тактик, когда дроны предоставляют информацию о наведении пилотируемым истребителям, также может иметь большие преимущества. Наличие беспилотных летательных аппаратов такого типа, которые могли бы действовать совместно с пилотируемыми самолетами, также просто увеличило бы количество доступных ракет, что значительно увеличило бы «емкость магазина» эскадрильи, находящейся в воздухе.


Gripen E с семью ракетами класса «воздух-воздух» MBDA Meteor и двумя ракетами класса «воздух-воздух» IRIS-T

В роли «воздух-поверхность» беспилотник SAAB Loyal Wingman сможет проникать глубже в воздушное пространство противника, возможно, летая автономно, полуавтономно или иным образом работая в тесной связке с Gripen и другими самолетами. И тут полезность БПЛА тоже очевидна, поскольку, обладая меньшими размерами, он сможет с большей долей вероятности подобраться к вражеским РЛС, ЗРК, аэродромам и осуществить первую атаку за счет своего боекомплекта.


Вот с точки зрения подавления ПВО противника, такой беспилотник будет особенно высоко цениться, поскольку он способен приближаться к вражеским системам ПВО до того, как будет обнаружен, и, возможно, также атаковать их кинетически (сверхзвуковой дрон-камикадзе – как вам?) или с помощью средств радиоэлектронной борьбы. Главное – быстро и незаметно доставить все поближе к средствам ПВО.

Швеция имеет хорошо налаженную (возможно, одну из лучших в мире) систему каналов передачи данных, соединяющих пилотируемые истребители, а также другие платформы, наземные и воздушные. Шведская линия передачи данных между истребителями уже была развернута еще в начале 1980-х годов на SAAB Viggen.

К настоящему времени система обмена данными стала только лучше, но суть ее одна: дать летчику максимально возможное количество тактической информации. Это дает пилоту реальную возможность справиться с гораздо более сложной тактической ситуацией.


Gripen E

Радары, инфракрасные системы поиска и слежения, оптико-локационные станции, системы радиоэлектронной борьбы, а также обмен полученными данными имеют основополагающее значение для операций не только ВВС Швеции, но любых ВВС на планете. В такой обстановке, в которой сохранение бесшумности электроники высоко ценится, малозаметный беспилотник вполне может стать естественным и эффективным дополнением самолета. Сверхзвуковые скорости также не то чтобы гарантируют выживание и поражение целей, но, скажем так, увеличивают шанс и на первое, и на второе.

Стоит отметить, что как минимум еще один европейский боевой беспилотник претендует на сверхзвуковые характеристики (или, по крайней мере, подойдет к ним в более поздних версиях), и уже поднялся в воздух. Это турецкий Baykar Kizilelma, который имеет некоторую степень малозаметности, а также вроде бы адаптирован для тех видов воздушных боев, которые обычно выполняются пилотируемыми истребителями.


Baykar Kizilelma

Итог. Благодаря шведскому экспериментальному беспилотнику Highly Advanced Research Configuration (SHARC), а также участию во французском Dassault nEUROn, компания SAAB уже накопила значительный опыт в разработке малозаметных беспилотных летательных аппаратов.


Highly Advanced Research Configuration

То, что компания уже несколько лет рассматривает возможность сочетания реальной высококлассной производительности со скоростью и малозаметностью, потенциально открывая путь к новому типу ведомых БПЛА, рано или поздно это принесет свои плоды в виде нового класса боевых летательных аппаратов - "верных ведомых", БПЛА с большими возможностями.


И такой диалог в шведской боевой информационной сети между летчиком и БПЛА с позывным «Асмунд» в недалеком будущем вполне даже возможен.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    18 февраля 2024 05:36
    единственный плюс огромных дорогущих типа С70 беспилотников в том, что они беспилотники.
    1. +4
      18 февраля 2024 05:59
      Цена не озвучивалась, пока....
      Но по статье самое главное - пилотируемые самолёты, по-прежнему, основа военной авиации.
    2. 0
      18 февраля 2024 13:22
      единственный плюс огромных дорогущих типа С70 беспилотников в том, что они беспилотники
      Какой вы впечатлительный, прочитали статью и повелись. С-70 это дальний бомбардировщик, у него радиус действия как у Ту-22 и нагрузка не малая
      1. +1
        18 февраля 2024 18:44
        Цитата: mark1
        единственный плюс огромных дорогущих типа С70 беспилотников в том, что они беспилотники
        Какой вы впечатлительный, прочитали статью и повелись. С-70 это дальний бомбардировщик, у него радиус действия как у Ту-22 и нагрузка не малая

        Пишите уже стратегический.
        Стратегический бомбардировщик С-70...
        Будет бомбить Нью-Йорк.
        Незаметно.
        ЗЫ.
        Откудавы такие безграмотные фантасты берётесь?
        И испражняетесьв собственном воинственном незнании...
        Кичитесь этим...
  2. 0
    18 февраля 2024 05:38
    Цитата: Роман Скоморохов
    Самолет, который будет управлять БПЛА, в воздухе все равно должен быть
    Так такой самолёт уже имеется. Связка Су-57 с беспилотником С-70 "Охотник", если верить новостям, уже вроде как и обкатку на СВО проходила
  3. +10
    18 февраля 2024 05:57
    Автор не совсем в теме. С70 никогда не разратывался "в дополнение к Су57". Его просто сделали, теперь думают, какую дырку им заткнуть. В условиях противника с ПВО маломаневренная большая цель - нерентабельно. Скорее всего оставят, как демонстратор технологий. Опять же для будущего Пак Да нужно оттачивать компетенции
    1. +5
      18 февраля 2024 07:28
      Цитата: AC130 Ganship
      Его просто сделали, теперь думают, какую дырку им заткнуть.

      "Не тяжкий труд, а мыслей ход, определяют ваш доход"
    2. -3
      18 февраля 2024 08:36
      Это вы не в теме С70 уже летал в спарке Су 57 SaaB болванка лежит и не понятно с чем она полетит в какой спарке лет может через 20 только то по-сути в России есть огромные уже проимущество она проходит обкатку из этой концепции можно создать и новое что-то в SAAB только по-сути болванка в трубе из этого уже на западе пярамога огромная так понимать
      1. 0
        18 февраля 2024 11:14
        Цитата: Ig sura
        Это вы не в теме С70 уже летал в спарке Су 57 SaaB болванка лежит и не понятно с чем она полетит в какой спарке лет может через 20 только то по-сути в России есть огромные уже проимущество она проходит обкатку из этой концепции можно создать и новое что-то в SAAB только по-сути болванка в трубе из этого уже на западе пярамога огромная так понимать

        Он не в справке летал.
        С70 летел по управлению с земли, а Су-57 летел рядом с ним.
        Вот так было в реальности...
        1. 0
          20 февраля 2024 01:11
          Аха, то то Т-50-3 аж с 2019 года получил себе оптические датчики и доп.оборудование для каналов связи в рамках программы. Откуда вы такие безграмотные берётесь?
    3. +1
      18 февраля 2024 15:51
      Цитата: AC130 Ganship
      В условиях противника с ПВО маломаневренная большая цель - нерентабельно.

      Как раз против противника с ПВО такие БПЛА и актуальны . И рентабельны . Барражируя на дистанции собственной невидимости для радаров противника и имея ПРЛР в отсеках вооружения , он спокойно дожидается налёта наших КР , одна или несколько из которых идёт на б0льшей высоте , с уголковым отражателем (или линзой) в качестве приманки-провокатора , выдавая себя за более крупную цель . РЛС противника , в т.ч. РЛС ПЦ или РЛСН вражеских ЗРК для перехвата . Вот тут то "Охотник" отрабатывает по этим РЛС , причём может по всем сразу - и обзорным\дежурным , и РЛСН .
      Вторым назначением "Охотника" , оснащённого РВВ СД и БД могут\должны стать самолёты ДРЛОиУ противника , а так же все виды их разведывательных и противолодочных самолётов .
      Третьим назначением "Охотника" в составе МА может быть разведка надводных , воздушных (если будет оснащён полотнами АФАР ДМ диапазона в передних кромках крыла) и возможно подводных целей (если на борту удастся разместить поисковый лидар , способный обнаруживать цели на глубине до 300 м.) . И при обнаружении - поражать оные .
      Сложно сейчас сказать какова ёмкость отсеков вооружения у "Охотника" , но если миговский "Скат" брал в свои две Х-35 и две Х-31 одномоментно , то у "Охотника" точно никак не меньше . Две Х-31 по антенным постам корабля и две Х-35 в его борт любой корабль если не потопят , то точно выведут из строя самым капитальным образом . А если вместо Х-35 будут две Х-50 в варианте ПКР , то и эсминец , и крейсер , потопит гарантировано . Х-31 придут к цели первыми (они сверхзвуковые) и снесут антенные посты РЛС и раскурочат надстройки , а когда подойдут Х-35 или Х-50 , отбиваться кораблю уже вряд ли будет чем . И это возможности всего одного БПЛА , которых в таком налёте наверняка будет ... несколько . Тем более на группу кораблей .
    4. 0
      20 февраля 2024 01:03
      Демонстратор технологий, готовящийся к серийному производству?))
  4. +3
    18 февраля 2024 07:40
    Сравните формы самолётов. Наш Су-75 «Checkmate» и швецкого концепта
  5. 0
    18 февраля 2024 08:26
    Вот С70 огромная бандура а у SAAB выходит огромная бандура в виде макета так понимать или это другое у писателя а может что у С70 концепция одинаковая только концепт С70 летает и даже возможно участвовал в боевых действиях а тут концепция не понятная в SAAB но это же западная производства может хватит пронижать достоинства С70 притом по полученным результатам можно и улучшить или сделать что-то новое а у SAAB по-сути болванка но это западная болванка вот такие рассуждения этого журналюги
    1. 0
      20 февраля 2024 01:14
      Нет смысла их сравнивать. А вот с БПЛА «Гром» от Кронштадта вполне
  6. +2
    18 февраля 2024 09:11
    Чтоб Верный Ведомый реально стал Верным Ведомым ему нужен ИИ. И довольно продвинутый. До этого пока очень далеко. А вот "длинная рука" с элементами ИИ и внешним управлением это вполне себе вариант.
    Дел для такой техники в небе достаточно. Главное чтоб аппарат своему делу соответствовал.
    Например использовать в качестве цели-приманки для вскрытья позиций ПВО противникп. Ведущий не входя в зону пво дежурит. Ведомый ищет комплексы противника. Либо находит неработающие. Либо провоцирует работающие. Ведущий их уничтожает ракетами Воздух поверхность.
    А на самом ведомом основное оружие это ракеты самообороны . Ближний радиус. Чтоб отбиватся от средств поражения противника.
    Дело в СВО нужное? Однозначно да? Подходит для этого дела Охотник? Не идеально но подходит. Сможет несколько таких пар обеспечить работу авиации по ближним тылам противника??? Сможет.
    1. +1
      18 февраля 2024 11:18
      Цитата: garri-lin
      Чтоб Верный Ведомый реально стал Верным Ведомым ему нужен ИИ. И довольно продвинутый. До этого пока очень далеко. А вот "длинная рука" с элементами ИИ и внешним управлением это вполне себе вариант.
      Дел для такой техники в небе достаточно. Главное чтоб аппарат своему делу соответствовал.
      Например использовать в качестве цели-приманки для вскрытья позиций ПВО противникп. Ведущий не входя в зону пво дежурит. Ведомый ищет комплексы противника. Либо находит неработающие. Либо провоцирует работающие. Ведущий их уничтожает ракетами Воздух поверхность.
      А на самом ведомом основное оружие это ракеты самообороны . Ближний радиус. Чтоб отбиватся от средств поражения противника.
      Дело в СВО нужное? Однозначно да? Подходит для этого дела Охотник? Не идеально но подходит. Сможет несколько таких пар обеспечить работу авиации по ближним тылам противника??? Сможет.

      Для цели-приманки используются очень бюджетные системы типа MALD, имитирующие различные виды самолётов и имеющие средства РТР, с передачей информации на КП
      Использовать для этих Охотника с серийной стоимостью в 60% от стоимости серийного истребителя, сумасшествие..
      1. -1
        18 февраля 2024 13:26
        Так и я про то что подходит но не идеально. Есму бы полноценный ИИ и чтоб работал как полноценный истребитель. А для начущных проблем нужно было делать не столь сложную технику.
        1. -1
          18 февраля 2024 13:30
          Цитата: garri-lin
          Так и я про то что подходит но не идеально. Есму бы полноценный ИИ и чтоб работал как полноценный истребитель. А для начущных проблем нужно было делать не столь сложную технику.

          Для того, что бы он мог быть хоть каким-нибудь плохоньким, плюгавеньким истребителем, его нужно было спроектировать совершенно по другой схеме.
          Этот может стать только беспилотным заправщиком. Все.
          Другого применения для него нет.
          1. -1
            18 февраля 2024 17:43
            Ударник. Фронтовой бомбер.
            И разведчик.
            1. -1
              18 февраля 2024 18:48
              Цитата: garri-lin
              Ударник. Фронтовой бомбер.
              И разведчик.

              И все это в нынешних условиях просто ноль.
              Много вы слышали за последний год о рейдах вертолетов ударных?
              Самолёты в глубине тыла врага что-нибудь уничтожили?
              Сейчас ни один самолёт или вертолет не заходит за ленточку. Вообще.
              Забудьте про фронтовые бомберы, ударники и тем более разведчики.
              Реальность смотреть надо.
              1. osp
                +1
                18 февраля 2024 19:08
                То есть можно смело сказать что время таких самолетов как Су-25, Су-24 и Су-34 проходит окончательно ?
                Последний и так слишком тяжелый большой фронтовой бомбардировщик. С большой радиолокационной заметностью.
                За более чем 30 лет ни одна страна СУ-34 не закупила.
                Выходит если прямо то большой и тяжелый динозавр с очень плохим зрением по воздушным целям ?
                1. -1
                  18 февраля 2024 19:49
                  Цитата: osp
                  То есть можно смело сказать что время таких самолетов как Су-25, Су-24 и Су-34 проходит окончательно ?
                  Последний и так слишком тяжелый большой фронтовой бомбардировщик. С большой радиолокационной заметностью.
                  За более чем 30 лет ни одна страна СУ-34 не закупила.
                  Выходит если прямо то большой и тяжелый динозавр с очень плохим зрением по воздушным целям ?

                  Считаю, что да.
                  Время фронтовой авиации, по лекалам 1920-1980-х годов, полностью прекращено при рассмотрении уровня разведки выше Свазиленда.
                  Развитие средств связи и коммуникации, позволяет развитым странам заранее прогнозировать или точно определять время вылета самолётов с аэродромов.
                  Количество ПЗРК уже везде огромно.
                  Рассредоточение войск таково, что одним вылетом обычно можно уничтожить не более 5-10 военнослужащих врага. И то используя пару 500-ток.
                  Вылеты современной фронтовой авиации, это вылет пары самолётов на 1 цель.
                  Суммарно 4 бомбы ( по 2 на подвеске каждого самолета, кто не верит, смотрите хронику как нашу начиная с Сирии, так и вражескую, начиная с Ирака). Так зачем нужны самолёты, с 12 узлами подвески, если боевой вылет не подразумевает в современной тактике более 1 цели?
                  Любой современный штурмовик или ИБ, по-любому будет стоить около 80-100млн долларов. Ну цены сейчас такие.
                  И какой бюджет потянет такие затраты, что бы построить 500 самолётов, подготовить 500 летчиков, обслуживать аэродромы , самолёты , запчасти...
                  А если делать дешевле, то это означает кратно снижать качество самолётов.
                  Не ставит РЛС , не ставить ОЛС, не ставить комплексные системы управления огнем, не делать сетецентричность, не учить самолёт целеуказания другим родам войск, не делать защиту самолёта полноценной.
                  Дешёвый самолёт - это плохой самолёт!
                  И так во всем
                  1. osp
                    -1
                    19 февраля 2024 01:11
                    Вот еще пример с Су-34.
                    Одно из основных его вооружений это как раз противорадиолокационные ракеты.
                    Но сколько западных ЗРК этот самолет смог уничтожить с помощью них ?
                    Насколько мне известно ноль. Ни одного.
                    Притом потери Су-34 только от "Патриотов" составляют не меньше 4-5 машин.
                    Во всех случаях зенитные ракеты прилетели словно из неоткуда , Л-150 "Пастель" не предупредила экипажа ни об облучении, ни о пуске , ни о захвате их самолета.
                    Возможно в каких-то случаях имело место ракета MIM-104 с пассивной головкой предназначенная для поражения радиоконтрастных целей.
                    Она может прилететь на работающие станции РЭБ или работающую БРЛС.
                    Вероятно А-50 над Азовским морем и стал жертвой такой атаки.
                    Но в минувшую субботу был потерян в Донбассе Су-35С при попытке найти "Патриот" .
                    И опять же при аналогичных обстоятельствах.
                    Если наш истребитель был поражен в будучи режиме радиомолчания то вариант с пассивной ЗУР отметаем и остается лишь один вариант - активной ЗУР + LPI режим.
                    Наверняка в последних модификациях РАС-3 и Nasams этот режим заложен.
                    Вывод какой?
                    Получается что связка Х-31+Су-34 , "Охотник" + Х-31 и Су-35С +Х-31 против современных западных ЗРК совершенно бесполезные вещи ?
                    Они сами станут добычей "Патриота" ?
                    А других задач у Су-34 просто нет - прицельный комплекс безнадежно устарел будучи 35-летней давности.
                    Всю его номенклатуру вооружения может нести Су-27СМ3 или Су-35С оставаясь при этотм как никак истребителями.
              2. -2
                19 февраля 2024 00:46
                Работать со своей территории по передку противника.
              3. 0
                20 февраля 2024 01:19
                И Су-25 и Ка-52 всё так же активно продолжают работу в зоне СВО. Кадры вылетов и стрельб нарами публикуются регулярно. Даже Су-34 с УМПК всё равно входят в зону поражения.
          2. -1
            18 февраля 2024 18:33
            Тоесть вы своими словами признаете, что по схеме летающие крыло, годится разве что для заправщика. Тоесть те страны которые делают такой компоновке , ошибочное! Ну тогда я вас поздравляю, вы самый "умный человек". Раз многие страны упираются в дальнюю бпл по этой схеме, оказались тупыми баранами..
            Вообще ч считают, что должна быть широкая номенклатура бпл дпл для разных задач.
            1. -1
              18 февраля 2024 18:54
              Цитата: Эдуард Егоров
              Тоесть вы своими словами признаете, что по схеме летающие крыло, годится разве что для заправщика. Тоесть те страны которые делают такой компоновке , ошибочное! Ну тогда я вас поздравляю, вы самый "умный человек". Раз многие страны упираются в дальнюю бпл по этой схеме, оказались тупыми баранами..
              Вообще ч считают, что должна быть широкая номенклатура бпл дпл для разных задач.

              Историю таких самолётов последних поколений вы скажете?
              Именно БПЛА такого размера...
              И зная , как обстоит система связи сейчас в РФ, есть ли у нас высокопроизводительные каналы связи спутниковой с самолётами и ТД...
              Знаете?
              Так теперь расскажите о том, какое применение С-70 вы можете найти, кроме заправщика ?
              Причем заправщик, это даже очень хорошо.
              Какое то будущее в условиях полного отсутствия ил-78.

              И да, дальнее БПЛА ос анется только в системе дальней разведки.
              Ударников больше не будет.
              Война на Украине это показала всем.
              ПримерБайрак ара, который уничтожил Армению и Карабах, который почти полгода уничтожал нас, сейчас полностью обнулен.
              Он перестал быть ударником.
              В лучшем случае мелкий разведчик, только благодаря шикарной оптике, которая снимает за 50км...
  7. +3
    18 февраля 2024 11:58
    Самолет, который будет управлять БПЛА, в воздухе все равно должен быть. Оператор на земле не сможет должным образом контролировать обстановку, это уже доказано.


    Сомневаюсь, что пилот самолета, у которого своих задач хватает будет более эффективно управлять БПЛА, чем оператор в центре управления.

    Отказ от разработки самолета шестого поколения в пользу БПЛА представляется очень взвешенным. БПЛА дешевле в производстве и эксплуатации и потери их более приемлемы.
    А в случае маловероятного сценария большой войны с уничтожением спутников и ограниченного применения ЯО возможности самолетов 5 и 6 поколений будут заметно снижены и приблизятся к 4-му поколению.
  8. -1
    18 февраля 2024 14:00
    У меня нет ни малейших сомнений в скором появлении "верных ведомых". Резоны:
    - ИИ развивается на глазах. При этом, как ни удивительно, задача для беспилотника "делай, как я!" (то есть, ведомый) выглядит на порядок более простой, чем для автопилота автомобиля доехать до места назначения, соблюдая правила и реагируя на действия соседей по потоку. Подзадача "автономно вернись на базу" давно решена в мавиках.
    - обратное масштабирование ЛА, от летающего истребителя к уменьшенному по размеру беспилотнику тоже выглядит достаточно простой, учитывая, что разработку классических ЛА и делают на масштабных моделях, то есть уже в наличии должны быть все данные планера уменьшенного размера

    Все относительно, конечно, даже и "на порядок более просто", применительно к бюджетам нового истребителя – все равно, огромные деньги, но все же, все же, все же... Тем более, что и цена риска изначально ниже, потеря беспилотника по любым причинам не только не критична, а подразумевается как составляющая цены поражения цели.

    Я бы, напротив, сомневался в аналогии с "ведущим" пилотируемого самолета в такой связке, ведь его задача – целеуказание"ведомым", не подвергая себя риску. Так себе ведущий, правда? wink
  9. -2
    18 февраля 2024 19:56
    Как не крути, а наш "Охотник" по концепции лучше подходит для МиГ-31 с двумя пилотами, ну или любой спарка.
    Второй будет занят коммуникацией с беспилотником.
  10. 0
    19 февраля 2024 11:28
    по-видимому, был изначально заточен под высокую скорость, полет в сверхзвуковом режиме
    - не а, с подобными воздухозаборниками не полетаешь на сверхзвуке.
    как минимум еще один европейский боевой беспилотник претендует на сверхзвуковые характеристики (или, по крайней мере, подойдет к ним в более поздних версиях)
    -ага, прям щаз.
    Явно не Скоморохов писал. Больше на опус одаренного малолетнего гения похоже.
  11. 0
    25 февраля 2024 14:48
    "Шведская линия передачи данных между истребителями уже была развернута еще в начале 1980-х годов на SAAB Viggen." Когда там Миг-31 полетел? В 1981?