В Рыбинске запустили производство особо прочных лопаток двигателя ПД-8 из новейших жаропрочных сплавов

66
В Рыбинске запустили производство особо прочных лопаток двигателя ПД-8 из новейших жаропрочных сплавов

В Рыбинске запустили производство лопаток двигателя ПД-8 из новейших жаропрочных сплавов, об этом сообщает пресс-служба госкорпорации Ростех.

На новом предприятии "ОДК-Сатурн" в Рыбинске начато производство особо прочных лопаток для двигателей ПД-8, изготовление деталей идет в новейшем инновационном литейном комплексе из новейших жаропрочных никелевых сплавов. Лопатка турбины - один из самых сложных в изготовлении компонентов газотурбинных двигателей, она требует сложнейших расчетов при проектировании и очень высокой точности в изготовлении. В мире только шесть стран способны производить такую продукцию.



ОДК начала производство особо прочных лопаток для двигателей ПД-8 которые планируется устанавливать на ближнемагистральные самолеты SJ-100

- говорится в сообщении.

Об открытии крупнейшего производства лопаток турбин для авиационных, морских и промышленных газотурбинных двигателей на базе ПАО "ОДК-Сатурн" в Рыбинске сообщалось в конце декабря 2019 года. Как тогда утверждалось, новое производство позволит ежегодно выпускать компоненты более чем для двух тысяч авиадвигателей. При этом внедрена инновационная технология — монокристаллическое литье в керамические формы по выплавляемым моделям. Данная технология не требует дальнейшей ручной полировки изделий.

Производство развернуто на площади 20 тысяч кв. метров, установлено более 180 единиц современного высокотехнологичного оборудования.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    14 февраля 2024 13:05
    Хотелось бы увидеть на основе этого двигателя разведывательно-ударный беспилотник по образцу американского RQ-4 Global Hawk. Можно и в пилотируемом варианте, как бомбардировщик для сброса планирующих авиабомб, самолет ДРЛО и как морской противолодочный и противодроновый самолет.
    Поскольку менее мощного двигателя пока не ожидается, придется делать очень большой самолет, зато бомб, ракет и разведывательного оборудования может много поместиться.
    А высокая надежность авиадвигателя гражданского назначения позволяет выполнить самолет однодвигательным и относительно экономичным.
    1. KCA
      +12
      14 февраля 2024 13:10
      Пока единственный вариант увидеть этот двигатель в ВКС это на БЕ-200
      1. +5
        14 февраля 2024 13:11
        Тоже неплохо, но надо смотреть на перспективу. Поголовье авиации ДРЛО и морской авиации увы, не молодеет и сокращается.
      2. +2
        14 февраля 2024 13:30
        Цитата: KCA
        Пока единственный вариант увидеть этот двигатель в ВКС это на БЕ-200


        На Ми-26ТМ хотят движки ПД-8В поставить.
        1. KCA
          0
          14 февраля 2024 13:37
          Так В, лопатки, конечно, такие-же, но разница в двигателях всё-же есть, ТВ-117 24 года в эксплуатации, а под авиадвигатель до сих пор не приспособили, хотя лет 5 об этом пишут
      3. +2
        14 февраля 2024 15:10
        Хотелось бы, чтобы наконец наладили его выпуск.

        Писали:
        26.12.2022 - ОДК начала летные испытания отечественного двигателя ПД-8
        26.12.2022 - Отечественный авиадвигатель ПД-8 получит сертификат типа в 2023 году
        31.10.2023 - Глава "Ростеха" анонсировал полет SJ-100 с российским двигателем
        26.12.2023 - Первый полёт SJ-100 с двигателями ПД-8 может состояться в начале 2024 года

        Теперь вот пишут про лопатки из новых жаропрочных сплавов. Улучшенные лопатки это не просто хорошо, это значительно улучшит и сам двигатель, его технические характеристики и жизненный цикл. Но не начнется ли вместе с ними по-новой вся карусель с обкатками двигателя? И на окончательных сроках сдачи самого двигателя это не отразится?

        Об открытии крупнейшего производства лопаток турбин для авиационных, морских и промышленных газотурбинных двигателей на базе ПАО "ОДК-Сатурн" в Рыбинске сообщалось в конце декабря 2019 года. Как тогда утверждалось, новое производство позволит ежегодно выпускать компоненты более чем для двух тысяч авиадвигателей.

        Вот и хотелось бы поскорее увидеть эти двигатели на самолетах, вертолетах, БПЛА...

        А ведь если верить Комплексной программе развития авиаотрасли, принятой в середине 2022 года, то до 2030 года необходимо будет построить не менее 5 тыс. авиамоторов различного назначения. И переломным должен стать именно 2024 год с выпуском порядка 600 серийных двигателей.

        Это все не просто придирки и ворчание, а некоторые вопросы вслух.
        1. 0
          14 февраля 2024 17:25
          После литья не требует полировки? Понять этого не могу. Может уже не нужен высокий класс поверхности лопаток. Типа в процессе работы двигателя само отполируется.
        2. 0
          14 февраля 2024 20:49
          Цитата: alystan
          А ведь если верить Комплексной программе развития авиаотрасли, принятой в середине 2022 года, то до 2030 года необходимо будет построить не менее 5 тыс. авиамоторов различного назначения. И переломным должен стать именно 2024 год с выпуском порядка 600 серийных двигателей.

          Это все не просто придирки и ворчание, а некоторые вопросы вслух.

          Для сборки авиа двигателя, нужен комплект лопаток в количестве примерно 2500 шт. Технологии СССР устарели , что было после 1991 года Вы знаете . В настоящее время вопрос с производством"лопаток" решен. Наберитесь терпения . hi
    2. -2
      14 февраля 2024 13:31
      Цитата: СергейАлександрович
      Поскольку менее мощного двигателя пока не ожидается

      СМ-100 ожидается, РД-33 без форсажной камеры (конечно не гербовая но писать можно уверенно), АИ222-25 - в общем -"... кого хочешь выбирай..."
      1. +6
        14 февраля 2024 13:34
        К сожалерию у нас много что из года в год именно что ожидается.И это ожидается может длиться бесконечно долго.Как правило пока петух не клюнет,как в случае с ПД-8 из-за санкций, подвижек не будет.
      2. -6
        14 февраля 2024 13:36
        Извините, меня тут в авиационных темах минусят целой стаей. Но оппоненты, мягко говоря, интеллектом не блещут. Вы не в состоянии отличить военный турбореактивный прожорливый двигатель от турбовентиляторного гражданского?
        1. +2
          14 февраля 2024 13:43
          Турбовентиляторным двигателем в популярной литературе обычно называют турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с высокой (выше 2) степенью двухконтурности. В данном типе двигателей используется одноступенчатый вентилятор большого диаметра, обеспечивающий высокий расход воздуха через двигатель на всех скоростях полёта, включая низкие скорости при взлёте и посадке. По причине большого диаметра вентилятора сопло внешнего контура таких ТРДД становится достаточно тяжёлым и его часто выполняют укороченным, со спрямляющими аппаратами (неподвижными лопатками, поворачивающими воздушный поток в осевом направлении). Соответственно, большинство ТРДД с высокой степенью двухконтурности — без смешения потоков. Экономичность турбовентиляторных двигателей обусловлена тем, что в отличие от обычного ТРДД энергия реактивной струи в виде давления и высокой температуры не теряется на выходе из двигателя, а преобразуется во вращение вентилятора, который создает дополнительную тягу, тем самым повышается КПД. В турбовентиляторном двигателе вентилятор может создавать до 70-80 % всей тяги двигателя.

          Анимация двухвального турбовентилятора с высокой степенью двухконтурности.
          A. Ротор низкого давления
          B. Ротор высокого давления
          C. Компоненты статора
          1. Гондола
          2. Вентилятор
          3. Компрессор низкого давления
          4. Компрессор высокого давления
          5. Камера сгорания
          6. Турбина высокого давления
          7. Турбина низкого давления
          8. Сопло газогенератора
          9. Сопло вентилятора
        2. +5
          14 февраля 2024 13:45
          Цитата: СергейАлександрович
          Вы не в состоянии отличить военный турбореактивный прожорливый двигатель от турбовентиляторного гражданского?

          Принимая во внимание Ваш несомненно шикарный интеллект я удивлен, что среди перечисленных двигателей вы обнаружили ТРД. Что то не сработало и пошло не так? И к стати военные ДТРД прекрасно устанавливаются на БПЛА(даже на С-70)
          1. -2
            14 февраля 2024 15:09
            Это как в поговорке, где за неимением горничной развлекаются с дворником. Беспилотник с военным двигателем сможет находиться в воздухе почти вдвое меньшее время из-за большего расхода топлива.
    3. 0
      14 февраля 2024 14:03
      Можно начать тупо со специализированного под нужны МО версии самого ССЖ100( Авакс, РЦ, ПП), Нужен транспортник (с 2шт х ПД8 это будет аналог Ан12). Бе200 и БПЛА какие то.
      1. -6
        14 февраля 2024 14:07
        Нет уж! am Хочу как у американцев fellow , однодвигательный, чтобы если собьют не так жалко было angry .
        А так конечно, на основе Бе-200, много что можно сделать.
        1. 0
          15 февраля 2024 07:27
          Цитата: СергейАлександрович
          Нет уж! Хочу как у американцев

          Тогда за ним только к Ким Чен Ыну , у него он точно есть , он его Шойге показывал .
    4. +5
      14 февраля 2024 14:18
      У нас нет проблем с самолётами, куда можно навесить разведоборудование и прочее. У нас проблемы с этим оборудованием
      1. 0
        14 февраля 2024 14:19
        Это точно? Как посмотришь численность и состав морской авиации, так слезы на глаза наворачиваются. И уж если в Северной Корее смогли американский беспилотник скопировать, то в наши силы, пусть и с их помощью, я верю.
        1. +3
          14 февраля 2024 14:22
          Так морскую авиацию можно и из текущих самолётов сделать, просто взять и начать их закупать после соответствующего апгрейда. Но вот для ДРЛО например есть куча Ил-76 и Ту-214, но что-то какая-то импотенция полная.
          1. -5
            14 февраля 2024 14:25
            Можно, только самолетов этих нет в достаточном количестве. Моё предложение сделать универсальный, массовый и возможно более недорогой однодвигательный самолет.
            1. -1
              15 февраля 2024 07:32
              Так вы не туда свои предложения пишите!
  2. +5
    14 февраля 2024 13:06
    Был в Рыбинске летом, водохранилище потрясает конечно!
    1. -3
      14 февраля 2024 13:13
      Уж очень захотелось бросить ложечку дёгтя в вашу бочку мёда. Рыбинское водохранилище по соотношению вырабатываемой электроэнергии и затопленной ради него площади, как и воздействию на климат, относится к числу самых неэффективных в мире.
      1. +7
        14 февраля 2024 13:20
        Цитата: СергейАлександрович
        Рыбинское водохранилище по соотношению вырабатываемой электроэнергии и затопленной ради него площади, как и воздействию на климат, относится к числу самых неэффективных в мире.

        Это еще бобры не приняли участие в вашем рейтинге.
        1. -7
          14 февраля 2024 13:29
          А бобры тут при чём? belay И как бы они приняли участие? Их с чем соотносить?
          1. +3
            14 февраля 2024 13:32
            Цитата: СергейАлександрович
            А бобры тут при чём? belay И как бы они приняли участие? Их с чем соотносить?

            Бобры затапливают очень большие площади, вообще не получая с этого никакой электроэнергии. А что они вытворяли раньше, пока их люди не перебили...
            1. -5
              14 февраля 2024 13:40
              Бобрам Волги не перекрыть, даже если в несколько бригад работать начнут, не справятся. Масштаб у них не тот, самое большее русло смогут подкорректировать.
              Я уж подумал, что вы эколог, и предлагаете численность бобров по области соотнести с выработкой электроэнергии.
              1. 0
                14 февраля 2024 13:51
                Цитата: СергейАлександрович
                Бобрам Волги не перекрыть, даже если в несколько бригад работать начнут, не справятся.

                Где-то в Канаде есть бобровая плотина под 800 метров длиной.

                Цитата: СергейАлександрович
                Масштаб у них не тот, самое большее русло смогут подкорректировать.

                Им не обязательно именно Волгу перекрывать. Они могут устроить болотный армагеддон, перекрывая притоки, мелкие реки и ручьи. Пусть каждое отдельное затопление будет не таким большим, как Рыбинское водохранилище, но в сумме...
                1. -3
                  14 февраля 2024 13:52
                  Здесь вы можете быть спокойны. wink
                  Они могут устроить болотный армагеддон, перекрывая притоки, мелкие реки и ручьи. Пусть каждое отдельно затопление будет не таким большим, как Рыбинское водохранилище, но в сумме...
                  Мы им этого не позволим. am
                  1. 0
                    14 февраля 2024 15:54
                    Цитата: СергейАлександрович
                    Мы им этого не позволим.

                    Они были здесь до нас. И они, вполне вероятно, будут здесь после нас.
      2. 0
        14 февраля 2024 13:42
        Что сделано, то сделано. А водохранилище красивое, и рыба есть.
        Послезавтра поздороваюсь с этим городом )
        1. -1
          14 февраля 2024 14:18
          Было бы желание, а приспустить водохранилище завсегда можно. Если реконструкция Городецкого гидроузла в Нижегородской области состоится, то будет и образец, по которому это можно будет сделать.
          Вот не знаю, был ли Ростов-на-Дону одним из самых ветренных городов России ранее, но сейчас таковым является и не в последнюю очередь из-за огромного Цимлянского водохранилища. И Волгограде самыми сильными и неприятными холодными ветрами являются северо-северо-восточные, уж не из-за Волгоградского водохранилища ли?
    2. +2
      14 февраля 2024 13:19
      Лопатка турбины - один из самых сложных в изготовлении компонентов газотурбинных двигателей
      а никто и не спорит. Китайцы все никак не скопируют, потому как технологию не скопируешь, хотя надо признать, материаловедение у китайцев серьезно подтянулось. СССР еще долго будет примером для подражания.
  3. +5
    14 февраля 2024 13:11
    В Перми полировальщик лопаток в Брежневские времена зарабатывал около 600 рубле.... Вот наверно не случайно....
    1. 0
      14 февраля 2024 14:01
      Работал с ними по испытанию абразивного материала на полимерной основе. Полировкой они не занимались, а круги, которые были предоставлены для испытаний - полировали, а это разные операции.
  4. -7
    14 февраля 2024 13:13
    Скока платят сварщику ,который приваривает эти лопатки к ротору турбины двигателя в камере с инертным газом?В камере не уйдёшь на перекур маска ИДА не даст. bully
    1. 0
      14 февраля 2024 13:16
      К таким работам надобно привлекать некурящих сварщиков! wassat
      1. +2
        14 февраля 2024 13:26
        Александр,вы в курсе что есть случай в мировой практике ,водолаз занятый в поисках сокровищ на дне,в затонувшем кораблике поднимался на борт спасателя на " веселе".Пришлось хозяину легководолаза посылать ,что бы этого " тихого алкоголика " поймать.Алкоголик погружался в " трёх болтовке". hi drinks
        1. +1
          14 февраля 2024 13:43
          Цитата: tralflot1832
          вы в курсе что есть случай в мировой практике ,водолаз занятый в поисках сокровищ на дне,в затонувшем кораблике поднимался на борт спасателя на " веселе".

          В моей жизни был случай , когда водитель служебного автомобиля , выехав из пункта А трезвым , приехал в пункт Б на "веселе " , был отстранен от управлением транспорта, и " пристыжен" парой хороших хуков с лево и право . При движении до конечного пункта В , лежал в качестве балласта . Был прощен , только после того , как открыл " военную тайну" laughing hi
        2. +5
          14 февраля 2024 13:48
          "Подъем затонувших кораблей" прекрасная книга.
          Но если мне память не изменяет - там товарисчЪ нашел воздушный карман в трюме с очень годным алкоголем на которым на поверхности у него денег бы не хватило, но это нужно иметь стальные органы чтобы на глубине в воздушном кармане в условиях возможного сдвига лежащего на на дне судна с соответствующими последствиями откручивать у трехбалтовки переднее стекло, выпивать и потом прикручивать его на место и выходить на поверхность.
          1. +3
            14 февраля 2024 14:19
            Так этот водолаз ещё и ящики поставил под ноги ,чтобы было удобно,как в баре .Представляю его рожу ,когда появился бармен. hiА он появился!!!
    2. +11
      14 февраля 2024 13:17
      приваривает эти лопатки к ротору турбины

      Удалите эту чушь немедленно
      1. +7
        14 февраля 2024 13:20
        Что вы тут военными тайнами разбрасываетесь. am Сказали вам, что приваривают, значит приваривают! soldier
        1. +5
          14 февраля 2024 13:24
          Сказали вам, что приваривают, значит приваривают!

          Ага, понял
          А ещё, для верности приматывают сверх секретной проволокой laughing wassat
          1. -1
            14 февраля 2024 13:25
            А вот и нет, на черные и кровельные bully саморезы сажают. fellow fool
            Вот если честно, ну совсем не волнует как их крепят. wassat
            1. +2
              14 февраля 2024 13:50
              правильно, потому что их гвоздями "сотками" прибивают.
              1. +1
                14 февраля 2024 14:02
                Обычные гладкие гвозди используют нынче одни дегенераты. wassat В моде сейчас особые, продвинутые, витые гвозди. fellow
          2. +3
            14 февраля 2024 13:34
            Контровкой в авиации называется wink
          3. +1
            15 февраля 2024 22:37
            какой такой проволокой??? какие грозди??? вы чё все с Урала??? синяя изолента! без нее лопатки поотлетают к.... собачьим!
        2. +4
          14 февраля 2024 13:33
          Цитата: СергейАлександрович
          Что вы тут военными тайнами разбрасываетесь. am Сказали вам, что приваривают, значит приваривают! soldier

          А перед сваркой тщательно обрабатывают напильником ! Сам видел ! wassat
          1. Комментарий был удален.
        3. -1
          14 февраля 2024 16:05
          Цитата: СергейАлександрович
          приваривают, значит приваривают!

          а в месте приварки структура металла не измениться? со всеми вытекающими ? lol
    3. +2
      14 февраля 2024 14:35
      Цитата: tralflot1832
      Скока платят сварщику ,который приваривает эти лопатки к ротору турбины двигателя в камере с инертным газом?

      Андрэ, будя фантазировать-то! Не знаешь, не пытайся интерполировать технологии ручной аргонной сварки титановых изделий для ПЛА на авиапромышленность! Для двиглов авиатурбин совсем иная технология. Лопатки там в очень "холодном виде" сажаются в гнёзда ротора, где они после "оттаивания" (расширения металла при высокой температуре) садятся намертво. Потом идет "центровка" ротора. Тот еще гемор. Т.к., если турбина пошла вразнос, то центробежные силы такие, что вырывают лопатки из гнезд, и они превращаются в гиперзвуковые снаряды, насквозь пробивающие корабельные конструкции. И это не самые "быстрые" турбины. У авиаторов все намного сложнее, потому как летуны, среди простых смертных, ближе всех к Господу Богу.
      1. 0
        14 февраля 2024 14:42
        Александр,я смотрел видео где в аргоновой камере сварщик вваривал лопатки в ротор.И это был Рыбинск.Я просто обалдел от его зарплаты ,это на сколько можно не уважать труд.Тото я и смотрю ,когда в Мурманске начали искать сварщиков,были только " газорезчики"
        1. 0
          14 февраля 2024 15:15
          Андрей, ручная сварка не обеспечивает требуемой точности. Можно допустить автоматическую точечную сварку для низкооборотных турбин. Все авиационные собираются так, как я нарисовал. И это не мои фантазии.
          1. 0
            14 февраля 2024 16:04
            Я вам верю,но видео я смотрел 2012 года.Может это ремонтная камера?
      2. 0
        14 февраля 2024 19:34
        Цитата: Удав КАА
        центробежные силы такие, что вырывают лопатки из гнезд, и они превращаются в гиперзвуковые снаряды, насквозь пробивающие корабельные конструкции

        А когда лопатки уже тю-тю, а разлетаться ещё чему-то надо - случается вот такое (см. фото)... Это диск турбины маленького турбокомпрессора.
    4. 0
      14 февраля 2024 16:04
      Цитата: tralflot1832
      приваривает эти лопатки

      а их разве приваривают? вы хоть видели лопатку живьем? feel
      1. 0
        14 февраля 2024 16:15
        Не не видел - но про них пишут,монолит,кристал,алмаз.И причём она внутри полая.Если я правильно понял.
        1. 0
          14 февраля 2024 16:23
          Цитата: tralflot1832
          сли я правильно понял.

          рекомендую для ликбеза, там есть схема установки...
          http://par-turbina.ucoz.net/index/lopatki_turbiny/0-20
  5. -3
    14 февраля 2024 13:19
    Можем же, если захочем ! Не забываем про промышленный шпионаж . hi
    1. +1
      14 февраля 2024 13:27
      Не забываем про промышленный шпионаж

      За 2023 год в России как минимум 101 человек стал фигурантом уголовных дел по статьям о госизмене (275 УК), шпионаже (276 УК) и сотрудничестве с иностранными государствами или организациями (275.1 УК).
      1. +2
        14 февраля 2024 13:37
        Цитата: Аль Манах
        За 2023 год в России как минимум 101 человек стал фигурантом уголовных дел по статьям о госизмене

        Да разве это люди? Тут вот одной женщине предъявили посещение стран НАТО. Она в СФ устроилась - протеже одного специалиста. Так она прямым текстом послала обвинителей ловить бабочек на «малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств - казачью единицу поселения»
        https://dzen.ru/video/watch/651164f3c419e8692e96ff68
  6. 0
    14 февраля 2024 18:12
    Раньше, стало быть, эти лопатки хрен знает из чего делали и без сложных расчетов-да и без точности в изготовлении?
    1. -1
      14 февраля 2024 20:30
      Цитата: костя1
      Раньше, стало быть, эти лопатки хрен знает из чего делали и без сложных расчетов-да и без точности в изготовлении?

      Вы не поверите Константин , но прямоточные двигатели начали конструировать, и делать еще в 1939 году в Германии. Они тоже столкнулись с проблемой низкого ресурса двигателя, из за лопаток турбины . Развитие технологий занимается компания "Сименс" , и в СССР были разработки , и сейчас в РФ ведутся . Производство лопаток роботизировано , но нет пределу совершенства . Похоже век реактивных двигателей подходит к завершению . Нужны движители на других физических принципах , а этим заниматься пока некому . hi
  7. -4
    14 февраля 2024 19:15
    до какой степени нужно быть смешным ,чтобы не понимать ,что лопатки необходимо подбирать не по прочности ,а по правильно организованному процессу . Может в России инженеры и соответствуют современности ,но будущего у них ноль.