Легкий вертолет «Ансат»

34
«Ансат» (с татарского «простой», «несложный») – российский легкий вертолет многоцелевого назначения, созданный конструкторским бюро ОАО «Казанский вертолетный завод». Первый прототип машины был собран еще в мае 1997 года. Данный вертолет в состоянии перевезти в своей кабине до 1300 кг. полезного груза. В настоящее время вертолет закупается для нужд российской армии, на 2011 год стоимость одного вертолета составляла 98 млн. рублей.

История создания

Разработка вертолета «Ансат» началась в Казани еще в 1994 году. Полноразмерный макет нового вертолета был создан к 1997 году. При этом стоит отметить, что планы Казанского вертолетного завода (КВЗ) по созданию легкого вертолета, оснащенного 2-мя турбовальными двигателями, больше сталкиваются с трудностями, чем демонстрируют реальные успехи. Вертолет «Ансат» выступает первой самостоятельной разработкой казанскоскго КБ при КВЗ, он создавался при тесном сотрудничестве с Казанским Государственным Техническим Университетом. Помимо этого это был первый вертолет, оснащенный электро-дистанционной системой управления (ЭДСУ). Первый прототип вертолета поднялся в небо в 1999 году, а серийное производство машины было развернуто в 2004 году.

При этом развитие проекта «Ансат» нельзя назвать легким. На сентябрь 2012 года было произведено 29 вертолетов: 6 прототипов, 10 гражданских версий «Ансат» и «Ансат-К», а также 13 военных учебно-тренировочных вертолетов «Ансат-У». Программа развития вертолетов «Ансат» испытала серьезные трудности, после того как один из вертолетов, который был поставлен Южной Корее, в июле 2006 году попал в авиакатастрофу, в которой погиб пилот машины. Результатом этого стало прекращение эксплуатации вертолета лесной службой и полицией Южной Кореи.
Легкий вертолет «Ансат»

Проблема, приведшая к катастрофе, была отнесена к ЭДСУ, что вынудило казанских инженеров предпринять дополнительные исследование и провести испытания новой системы. По причине отсутствия требований для сертификации гражданских вертолетов с ЭДСУ российские авиационные власти первоначально сертифицировали машину на базе временных требований. После катастрофы в Южной Корее требования были дополнены и улучшенный вариант вертолета стал им соответствовать. В марте 2010 года машина получила новый летный сертификат, но опять-таки не могла использоваться для перевозки пассажиров. При этом военные, полиция и лесная службы могли эксплуатировать вертолет, но коммерческая перевозка пассажиров была запрещена. Модифицированный вариант вертолета стал обозначаться как «Ансат-К» (К – корейский).

По причине невозможности получения сертификата соответствия на пассажирские перевозки, изготовление вертолета для гражданского рынка не производится. Для того чтобы выйти из этой ситуации КВЗ начал работы над вариантом «Ансат-1М», который получил гидромеханическую систему управления взамен электро-дистанционной системы. К сентябрю 2012 года в Казани было изготовлено 2 вертолета «Ансат-1М», которые используются для наземных и летных испытаний. К летным испытаниям машины приступили в мае 2012 года. Сертификат на данную модель вертолета на предприятии рассчитывали получить до конца 2012 года.

До этого времени осуществляется выпуск вертолета лишь в интересах Минобороны России. В 2011 году военные купили 5 вертолетов «Ансат-У», еще 6 было запланировано к поставке в 2012 году. Всего же к 2018 году госпрограмма вооружений предусматривает приобретение 40 вертолетов «Ансат-У». На основании данных Минобороны от 2010 года за каждый «Ансат-У» ведомство заплатило 101,4 млн. рублей.

Особенности конструкции и назначение вертолета

При создании вертолета применялись новые методы проектирования, что позволило добиться экономии не только времени проектирования и производства оснастки, но и снизить трудозатраты в иных сферах производства (подготовке документации, сборке, техобслуживании). Для того чтобы обеспечить машине конкурентоспособность по эксплуатационным свойствам и цене в вертолете были сбалансировано использованы традиционные и современные технические решения, технологии и конструкционные материалы. При создании «Ансата» использовалась концепция минимальной стоимости серийного производства, максимальной технологичности вместе с максимальным учетом потребностей рынка.

Многоцелевой вертолет «Ансат» относится к вертолетам легкого класса и обладает грузоподъемностью в 1-1,3 т. Его максимальный вес равен 3,3 т., а пассажировместимость составляет 9 человек. Созданием вертолета занималось КБ при КВЗ с привлечением других предприятий и организаций, специализирующихся на производстве авиационной техники.

Вертолет «Ансат» выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, а также двумя ГТД и шасси полозкового типа. Фюзеляж вертолета полумонококовой конструкции, цельнометаллический, но с широким применением композитных материалов. Фюзеляж плавно переходит в хвостовую балку с горизонтальным оперением с концевыми шайбами. В носовой части вертолета находится двухместная кабина экипажа, грузопассажирская кабина машины имеет следующие габариты – 1,8х1,3х1,85 м., ее объем равен 3 куб. метрам. Грузопассажирская кабина оснащена задним грузовым люком и большими боковыми дверями. Лыжное шасси вертолета имеет колею в 2,5 м. Несущий винт вертолета четырехлопастной, его диаметр – 11,5 м., рулевой винт – двухлопастной, его диаметр – 2,1 м. Силовая установка из 2-х двигателей расположена в общем обтекателе за редуктором несущего винта. Двигатели оснащены боковыми воздухозаборники с ПЗУ. Топливо находится в 2-х баках, которые размещены по бокам фюзеляжа.

Вертолет «Ансат» в зависимости от комплектации может применяться в следующих вариантах:

-пассажирской (может перевезти до 9 пассажиров);
-транспортный, в том числе для транспортировки грузов на внешней подвеске (до 1300 кг);
-административный (5-6 пассажиров);
-санитарный вертолет (2 лежачих больных и 2 медработника);
-аварийно-спасательный (со спецснаряжением);
-патрульный;
-учебно-тренировочный.

Вертолет «Ансат» обладает достаточно высокими летно-техническими характеристиками. При максимальной взлетной массе в 3300 кг, он может взять на борт в транспортном варианте до 1300 кг. груза и перевезти его на расстояние до 520 км с крейсерской скоростью 240 км/ч. Продолжительность и дальность полета напрямую зависят от скорости вертолета, высоты, климатических условий и массы перевозимого на борту груза. Практический потолок машины составляет 5500-6000 метров в зависимости от взлетного веса вертолета. Радиус действия машины в аварийно-спасательном варианте, когда полет должен проходить на максимально возможной скорости равняется 190-210 км. Перегоночная дальность пустого «Ансата» составляет 620 км. На расстояние в 100 км. вертолет может перевезти груз массой в 1650 кг. Использование дополнительных топливных баков может значительно повысить дальность и продолжительность полета машины.

Источники информации:
-http://periscope2.ru/2013/01/29/6876
-http://www.airwar.ru/enc/uh/ansat.html
-http://ru.wikipedia.org
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    31 января 2013 08:20
    В Томилино, создается (создан) завод по производству AW-139. Проектная мощность - 20 машин в год. С трех раз кто угадает, какие вертолеты будут заказывать?
    1. +3
      31 января 2013 08:30
      Имеются ввиду представительские?
      1. +6
        31 января 2013 08:34
        20 машин в год... Где столько представителей набрать. МО уже заинтересовалось Аугустой.
    2. +5
      31 января 2013 09:13
      Цитата: ССИ
      В Томилино, создается (создан) завод по производству AW-139.

      Насколько я знаю, там качество сборочных работ не очень и у них были проблемы с сертификацией производства.

      А человека напрасно заминусовали.
      1. +9
        31 января 2013 09:14
        Не забывайте, Погосян кавалер ордена Итальянской республики. Думаю, уже сертифицировали.
      2. vaf
        vaf
        +6
        31 января 2013 12:25
        Цитата: Zerstorer
        А человека напрасно заминусовали.


        Лжепатриотизм,+ абсолютное не знание или не желание видеть то, что есть....вот и всё!+!
    3. avt
      +6
      31 января 2013 09:50
      Цитата: ССИ
      В Томилино, создается (создан) завод по производству AW-139. Проектная мощность - 20 машин в год. С трех раз кто угадает, какие вертолеты будут заказывать?

      Походу они не только Ансат ,но и КА-226 угробить хотят , про МИ-34 уж и не говорю.
    4. vaf
      vaf
      +5
      31 января 2013 12:27
      Цитата: ССИ
      С трех раз кто угадает, какие вертолеты будут заказывать?


      Серёга, я угадаю с одного wassat !
      Ну ты и минусов набрал request урякалки "проснулись" wassat
      1. +5
        31 января 2013 12:43
        Было дело, нахватал. Я первый на эту тему выскочил. Привет!
        1. vaf
          vaf
          +4
          31 января 2013 13:22
          Цитата: ССИ
          Я первый на эту тему выскочил. Привет!


          Привет,дружище! drinks Ну первые.как и крайние всегда ..."отгребают" по полной wassat
          1. +3
            31 января 2013 13:36
            Ты прав, дружище! Сейчас с кубинцами работаю, тебе привет передают, передай, говорят другу привет. Выполняю просьбу.
            1. vaf
              vaf
              +5
              31 января 2013 15:56
              Цитата: ССИ
              тебе привет передают, передай, говорят другу привет. Выполняю просьбу.


              Серёжа,спасибо огромное drinks и так же...взаимно и успехов в своих "делах"!
              Тебя по-прежнему слушаются или уже пытаются в "самостоятельность" и "самодеятельность" играть? wink
              1. +2
                31 января 2013 16:12
                Играют по полной, со всеми вытекающими. По электронке чинить приходится!
    5. алекс 241
      +3
      31 января 2013 16:27
      Привет Сереж,конечно AW.У нас ее уже выкатывали по весне .И Белл 429
      1. алекс 241
        +3
        31 января 2013 16:28
        .....................................................................
      2. +2
        31 января 2013 16:30
        Привет, Саша! Лимузины, блин.
        1. алекс 241
          +3
          31 января 2013 16:31
          Сереж про ценник я писать не буду,что бы народ не шокировать.
  2. Фрегат
    +2
    31 января 2013 08:31
    Интересный вертолет из Татарстана, по описаниям, довольно неплохой
    1. +6
      31 января 2013 09:27
      Была еще одна интересная веточка развития "Ансата" ."Ансат-2РЦ".Впервые ее увидел на МАКСе-2005.Потом его показывали на МАКСе-2007.А дальше-тишина.
      1. +2
        31 января 2013 13:51

        Есть и другие варианты Ансат-У
      2. 0
        31 января 2013 17:17
        Он только в одном экземпляре и работы по нему не ведутся. И вряд ли он появится как серийная машина.
    2. +3
      31 января 2013 09:43
      Хорошая замена МИ-2.
      Жаль что не охватили рынок.
      Создали бы достойную конкуренцию западным образцам.
  3. +5
    31 января 2013 09:11
    Если честно, Ансат не является легкой машиной. Его можно считать легким в транспортной категории (АП-29)... А вот действительно легкой машины нет. Я имею ввиду вертолеты типа EC-120, Bell-206, MD-500/600, PZL SW-4. Так что нас даже поляки обошли по тематике легких вертолетов.
    1. +4
      31 января 2013 09:43
      У казанцев есть "Актай". Потяжелее-Ми-34 . Вопрос опять таки доводки. Доведут-не доведут. "Ромашка" блин . sad
      1. +4
        31 января 2013 10:02
        А у нас все так: доведут, не доведут....
      2. +2
        31 января 2013 10:53
        Ну я вообще то имел ввиду Что нибудь 4 - 5 мест (включая пилота) и ГТД... А такие машины как актай нужны в аэроклубах (с робинсонами будем конкурировать).
        1. +1
          31 января 2013 12:00
          Есть Ми-34.Гипотетически...
          1. +5
            31 января 2013 13:05
            Цитата: Greyfox
            Гипотетически...
            Вот в том то и дело. Хотя у Ми-34 своих косяков тоже хватает, но свою нишу на рынке он мог бы занять.
      3. Marek Rozny
        +1
        31 января 2013 16:36
        Актай))) У меня так собаку зовут))) "Белый жеребенок")
      4. +1
        31 января 2013 17:18
        Двигателя к нему нет, как в прочем и к Ми-34
        1. 0
          1 февраля 2013 09:30
          Ну на первых порах можно и allison/rolls-royce 250 или arrius. А потом и под АИ-450 сделать.
  4. Avenger711
    +3
    31 января 2013 11:44
    У казанцев опыта еще мало. Меня вообще больше Ка-60/62 беспокоит, хотя планы есть, надеюсь пустят в серию.
  5. salem
    +3
    31 января 2013 13:37
    С Роторфлаем что? Обещали вроде в в 2012 в серию запустить

    1. 0
      31 января 2013 17:08
      так вроде его в Германии собирают..
    2. 0
      1 февраля 2013 00:06
      спасибо за видео. Так и вспомнилось.... Вихрь на хвосте... на колесе... накрывает...
  6. +2
    31 января 2013 17:23
    Для АНСАТа одна надежда - продажа гражданских машин за рубеж. По АНСАТ-У контракт не большой и продление его не предвидится. Кстати АНСАТы эксплуатировались в Ю. Корее в полиции и лесной полиции (лес. охране тушили пожары и патрулировали леса).
  7. WS
    0
    8 марта 2013 19:46
    Знакомый обслуживал АНСАТЫ в корее, корейцы были очень довольны, очень хороший вертолёт получился, но очень много недоработок (мелкие косяки, лыжи ржавеют, редуктор течёт, стабилизаторы трещат, я удивляюсьтакой сырой вертолёт умудрились продать корейцам , они же каждую заклёпочку считают. А так сам вертолёт ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ хороший !
  8. 0
    3 июня 2023 23:41
    Ещё есть лёгкий ударный Ансан-2РЦ.