Что поставить на «Мистрали»? Катера и другая техника

Вопрос с французскими универсальными десантными кораблями (УДК) проекта Mistral можно считать решенным. Как минимум, два таких корабля в ближайшие годы пополнят боевой состав российского военно-морского флота. Однако даже в этом случае остается открытым еще один вопрос. Французские «Мистрали», равно как и другие УДК, предназначены для проведения загоризонтной высадки десанта. Это значит, что сам корабль во время высадки войск и техники держится на значительном удалении от берега. Доставка личного состава и бронетехники в таком случае осуществляется специальными десантными катерами, которые во время похода размещаются в доковой камере корабля. Непосредственно перед началом десантирования на катера погружается техника и люди, после чего они выходят из доковой камеры и идут к берегу.

Landing-CATamaran



В настоящее время на французских кораблях проекта «Мистраль» эксплуатируются новейшие десантные катера L-CAT (Landing-CATamaran – «Десантный катамаран»), также известные под французским обозначением EDA-R (Engin de débarquement amphibie rapide – «Скоростной десантный корабль»). При длине в 30 метров и ширине около 12-ти такие катера имеют водоизмещение порядка 280-290 тонн. Размеры L-CAT позволяют поместить в док-камеру «Мистраля» один такой катер, а оставшегося места хватит для двух судов аналогичного назначения, но меньших габаритов. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, каждый десантный катамаран способен брать на борт порядка 80 тонн груза и со скоростью до 30 узлов перевозить его на дальность в несколько сотен морских миль. Французские конструкторы оригинальным образом решили проблему баланса ходовых качеств и грузоподъемности. Дабы обеспечить оптимальное их соотношение, L-CAT имеет интересную конструкцию. Между двумя корпусами катамаранной конструкции размещается широкая и длинная платформа для полезной нагрузки. Для движения с высокой скоростью эта платформа поднимается в верхнее положение и катер становится полноценным катамараном. При подходе к берегу платформу опускают в крайнее нижнее положение, после чего десантное судно приобретает все свойства плоскодонки и может максимально приблизиться к берегу. Со спущенной платформой максимальная скорость хода падает до 10-12 узлов, но так медленно L-CAT перемещается только рядом с берегом.



Стандартная полезная нагрузка катамарана в 80 тонн позволяет перевозить один или два танка AMX-56 Leclerc или несколько бронемашин меньшей массы. Для повышения нагрузки до 110 тонн требуется все время идти с опущенной в нижнее положение платформой, что значительно снижает скорость. Благодаря универсальности грузовой платформы, катера L-CAT могут перевозить почти любую технику из имеющейся на вооружении французской армии, от танков и бронированных машин с тяжелым вооружением до санитарных автомобилей и инженерной техники. Также стоит отметить интересную конструктивную особенность катамаранов, значительно облегчающую их эксплуатацию. Для удобства погрузки и выгрузки техники и личного состава катер имеет две аппарели, на носу и на корме. В частности, это позволяет разместить два катера в доковой камере корабля и загрузить их, причем при погрузке одного второй будет использоваться в качестве моста между пандусом корабля и первым катамараном. В то же время, примененные технические решения достаточно сложны и не гарантируют полной неуязвимости десантных катеров, а в ряде случаев могут привести к неприятным последствиям.



Тем не менее, несмотря на все имеющиеся недостатки, катера L-CAT закупаются французскими военно-морскими силами и в будущем пойдут на экспорт. Очевидно, преимущества подобных десантных катеров выглядят более весомыми, чем недостатки. В свете российско-французского контракта на поставку «Мистралей» можно было бы ожидать и соглашения по поводу катеров L-CAT. Однако и через несколько лет после объявления о покупке импортных УДК российские военные не огласили свои планы по поводу десантных катеров для них, во всяком случае, по поводу покупки импортной техники такого класса. Исходя из этого, можно предположить, что «Мистрали» российского ВМФ будут комплектоваться отечественными десантными катерами. Наиболее вероятными «кандидатами» на это являются катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь». Также неплохие перспективы могли бы иметь катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена», однако они, очевидно, могут не вписаться в габариты доковой камеры «Мистраля».

К настоящему времени было построено восемь катеров проекта 11770 «Серна». Разработанные в нижегородском ЦКБ по СПК им. Алексеева катера имеют меньшие по сравнению с L-CAT габариты. Их длина чуть меньше 26 метров, а ширина около шести. Габариты десантной палубы позволяют «Сернам» перевозить около 40-42 тонн груза: основной танк, две боевые машины пехоты или два бронетранспортера. Также возможна перевозка только личного состава – до 92 человек с вооружением. Катера проекта 11770 могут разгоняться до 30 узлов и преодолевать расстояния до 600 миль. Такие высокие ходовые характеристики достигаются при помощи оригинальных движителя и обводов корпуса. Два дизельных двигателя М503А развивают мощность по 4000 лошадиных сил и передают крутящий момент на т.н. вентилируемый водометный движитель. От обычного водомета он отличается тем, что в трубу с винтом попадает воздух, находящийся под днищем катера. Дело в том, что для повышения ходовых характеристик проект «Серна» предусматривает скоростное движение с использованием воздушной каверны под днищем катера. В результате образования воздушной прослойки между водой и корпусом катера снижается сопротивление и «Серна» может развивать более высокие скорости.

Проект 11770 «Серна»[/center]

Как видно из скоростных показателей десантных катеров проекта 11770, их главная задача – быстро подойти к берегу, высадить десант и столь же быстро уйти на безопасное расстояние, например, за новой «нагрузкой» в виде бронетехники и солдат. При этом ввиду меньших габаритов, в док-камеру УДК типа «Мистраль» размером 57,5 х 15,4 х 8,2 метра можно поместить сразу четыре «Серны», однако в таком случае они будут располагаться, что называется, в плотном строю. У такого выигрыша в количестве есть и отрицательные последствия. К примеру, из-за отсутствия на катерах кормовых аппарелей придется нагружать десантные катера заранее, возможно даже еще в порту, откуда будет выходить УДК. Это в некоторой мере снижает гибкость применения десантного корабля и десантных катеров. И все же при соответствующем желании можно найти способ изменить нагрузку катеров непосредственно перед десантированием, просто это займет лишнее время.

Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь», также разработанные в Нижнем Новгороде, в некоторой мере похожи на «Серны», но имеют большие размеры и, как следствие, большие десантные возможности. Так, при общей длине в 45 и ширине около 8 метров «Дюгонь» может брать на борт до 140 тонн нагрузки. Это могут быть два танка, пять боевых машин пехоты или бронетранспортеров либо до полутора сотен бойцов. Примечательно, что грузоподъемность «Дюгони» позволяет взять на борт сразу три танка Т-72, Т-80 или Т-90, однако размеры палубы для десанта не позволяют в полной мере использовать эту возможность. В случае с тяжелой бронетехникой катера проекта 21820 могут перевозить не более двух машин. Остальная нагрузка может быть «добрана» при помощи пехоты или других грузов. Ходовые качества катеров проекта 21820 примерно такие же, как и у «Серн». К настоящему времени в составе ВМФ России имеется только один такой катер, другие четыре пока находятся на стапелях судостроительных заводов в различной степени готовности.

Что поставить на «Мистрали»? Катера и другая техника
Проект 21820 «Дюгонь»


Нетрудно догадаться, что при габаритах катеров проекта «Дюгонь» в доковую камеру УДК Mistral поместится только одно такое плавсредство. С учетом возможностей по десантированию этот вариант оснащения универсальных десантных кораблей выглядит не самым лучшим и удобным. Таким образом, наилучшим вариантом из имеющихся остаются катера проекта 11770 «Серна». Они обеспечивают оптимальный баланс между полезной нагрузкой, скоростью доставки войск на берег и удобством использования с имеющимися УДК. Кроме того, из-за своих меньших размеров «Серны» на практике могут оказаться более живучими по сравнению с более крупными катерами. Поражение скоростных целей меньшего размера является немного более трудной задачей, поэтому в плане живучести «Серны» превосходят «Дюгони». Что касается собственной огневой мощи, то оба типа десантных катеров примерно равноценны. Оба они могут нести только пулеметы различного калибра – к примеру, на «Дюгони» устанавливаются два 14,5-мм пулемета КПВ – и переносные зенитные ракетные комплексы «Игла».

В целом, на данный момент возможно использование не только одних «Серн». При необходимости в док-камеру «Мистраля» могут поместиться и «Дюгонь», и «Серна», однако это потребует особых усилий со стороны экипажа, дабы два катера не столкнулись. Таким образом, за один рейс оба катера одного УДК смогут доставить к берегу до 170-180 тонн груза: три танка с пехотой или 8-10 БМП/бронетранспортеров, а четыре «Серны» смогут высадить четыре танка, восемь бронемашин или некоторое количество пехоты общим весом в 160-165 тонн. Выходит, разница в применении нескольких однотипных или двух разнотипных катеров не так уж велика, если смотреть с точки зрения полезной нагрузки. Основные проблемы в области определения текущих необходимостей касаются тактических нюансов десантной операции. В зависимости от состояния береговой обороны противника, подготовленности района высадки, временных ограничений и т.д. оптимальным может оказаться как один, так и другой вариант оснащения УДК катерами. Более того, количество возможных вариантов комплектации корабля катерами может расшириться, если российские военные моряки вознамерятся приобрести у Франции не только «Мистрали», но и катамараны L-CAT.


Вне зависимости от степени возможности покупок французских катамаранов, отечественным военным и судостроителям стоит обратить внимание на количественные аспекты имеющихся десантных катеров. К настоящему времени построено только семь катеров проекта 11770 и один 21820. Таким образом, для оснащения новых универсальных десантных кораблей французского производства в самое ближайшее время необходимо построить несколько новых десантных катеров. Причем остается все меньше и меньше времени на определение необходимого состава «катерной группировки», ведь в случае ее отсутствия новые УДК окажутся обычными, но дорогими учебными кораблями, которые могут использоваться для подготовки и поддержания навыков экипажа, но не способны выполнять свои основные боевые задачи.

Ударный вертолет Ка-52К


Примечательно, что ситуация с авиационной группировкой для новых универсальных десантных кораблей гораздо яснее и понятнее, чем с катерами. Уже сейчас известно, что для поддержки десанта с воздуха российские «Мистрали» будут использовать ударные вертолеты Ка-52К, а для транспортных и вспомогательных задач – многоцелевые Ка-29 или им подобные. Общая численность авиационной группы на борту УДК немного превысит 30 единиц техники. Что касается сухопутной десантируемой техники, то размеры палуб «Мистралей» позволяют перевозить почти любую бронированную и незащищенную гусеничную или колесную технику, имеющуюся на вооружении. К примеру, по подсчетам французских конструкторов и военных, в трюмах УДК с общей площадью в 2650 квадратных метров можно разместить до сорока танков «Леклерк», их экипажи и несколько вспомогательных машин, либо 12-13 танков и 45 бронемашин других классов. Таким образом, у офицеров и генералов, которые будут планировать десантную операцию, не окажется почти никаких ограничений по составу высаживаемой на берег техники.

Многоцелевой вертолёт Ка-29


Как видим, мало только лишь заказать и построить новый десантный корабль. Новая для нашего флота концепция корабля, предназначенного именно для загоризонтной высадки, требует предпринимать дополнительные меры. Причем эти меры, как и сама покупка новых УДК, значительно повлияют на облик той части военно-морского флота, которая должна обеспечивать высадку морской пехоты на берег противника. В текущих условиях, похоже, нет другого выбора, ведь отечественный флот десантных кораблей и катеров ощутимо отстает от ведущих мировых стандартов. Поэтому, пока одни отечественные предприятия помогают французским со строительством новых УДК, другие должны заняться конструированием или, как минимум, строительством десантных катеров имеющихся или новых проектов.


По материалам сайтов:
http://russian-ships.info/
http://vpk-news.ru/
http://naval-technology.com/
http://globalsecurity.org/
http://dcnsgroup.com/
http://army-news.ru/
http://flot.sevastopol.info/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

111 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти